Инновационная/экспериментальная деятельность

Бадмаева Людмила Эрижановна

    

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ГОТОВНОСТИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК СРЕДСТВАМИ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА» В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

События, развернувшиеся в нашей стране в период с середины 80-х до середины 2000-х годов, привели к накоплению деструктивных явлений в инженерно-технической и научно-исследовательской деятельности, которые в совокупности стали причиной не просто глубокой стагнации, но деградации и разрушения инженерного потенциала страны.

Инженерные профессии называют одними из самых востребованных в будущем. Список будет выглядеть так: инженеры-конструкторы, которые будут проектировать новое оборудование и изобретать более современную технику; нанотехнологи, область работы которых – ультрасовременные нанотехнологии, биоинженеры, дизайнеры виртуальной среды. Химики, биотехнологи, нефтехимики, занятые во всех отраслях химической промышленности: от бытовой химии до сложных химических веществ, используемых при производстве. Но, к сожалению, экономика нашей страны сегодня нуждается в модернизации.  Главной движущей силой модернизации являются кадры – высокообразованные технические специалисты, ученые и инженеры.

В настоящее время особое значение приобретает практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса молодежи к научно- техническому творчеству, что обусловлено следующими причинами:

- наблюдается сильнейший дефицит инженерных кадров для предприятий;

-  у молодых людей отсутствует понятие о работе инженера, вследствие чего  идет неосознанный выбор специальности, в результате чего молодые выпускники вузов в дальнейшем не работают по специальности;

- дома творчества и кружки юных техников  находятся в неудовлетворительном состоянии.

Очень важно на раннем этапе выявить технические наклонности учащихся и развивать их в этом направлении. Это позволит выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов- от воспитанников детского сада до студентов. По данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами технической деятельности до 7-8 лет,  большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой.

Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы.

Технические склонности у ребенка можно  заметить в старшем дошкольном возрасте. Такие дети  предпочитают играть с машинками и конструкторами; собирают из имеющихся в наличии деталей новые модели; часто рисуют транспорт и технику; пытаются самостоятельно что-нибудь "починить"; любят помогать отцу с ремонтными работами; разбирают игрушки и приборы, чтобы понять, как они сделаны.

Поэтому работа по внедрению инновационных программ, в том числе развитию инженерного мышления, на современном этапе педагогической деятельности является актуальной и востребованной.

 Помочь ребёнку в раннем возрасте развить инженерное мышление помогут различные образовательные программы, в том числе и парциальная программа «От Фрёбеля до робота». Целью данной программы является разработка системы формирования у детей предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

 

Задачи:

  1. в условиях реализации ФГОС дошкольного образования организовать в образовательном пространстве ДОО предметную игровую техносреду, адекватную возрастным особенностям и современным требованиям к политехнической подготовке детей (к ее содержанию, материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению);

  2. формировать основы технической грамотности воспитанников;

  3. развивать технические умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

  4. обеспечить освоение детьми начального опыта работы с отдельными техническими объектами (в виде игрового оборудования);

  5. оценить результативность системы педагогической работы, направленной на формирование у воспитанников, в соответствии ФГОС ДО, предпосылок готовности к изучению технических наук средствами игрового оборудования.

 

Этапы непосредственно образовательной деятельности:

-введение нового понятия и логическая взаимосвязь;

-техника безопасности;

-схемы, карты, условные обозначения;

- стимулирование инициативы детей (поддержка детских идей);

-стимулирование проговаривания своих мыслей вслух (объяснение детьми хода своих рассуждений);

-конструирование/экспериментальная деятельность;

-инженерная книга;

-обыгрывание моделей;

-формирование деятельности объектов;

-размещение моделей в среде группы.

На основании Приказа № 21/6-1 от 14 июня 2018 года «Об утверждении  сетевой инновационной площадки по теме «Апробация и внедрение парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота» республика Бурятия, Оренбургская, Ленинградская, Белгородская и Московская области приступили к освоению данной программы.

Наш детский сад «Земляничка» является одним из первых дошкольных учреждений в  городе Улан-Удэ, которые приступили к  реализации парциальной образовательной программы «От Фрёбеля до робота». 

Пройдя курсы повышения квалификации, которые проводила соавтор данной программы Тимофеева Тамара Владимировна в марте 2018 года, наш детский сад закупил следующее оборудование:

Набор «Дары Фрёбеля»:

Полидрон «Гигант»:

Полидрон "Гигант. Транспорт"

 

Магнитный полидрон:

 

Полидрон «Огромные шестеренки»

 

 Конструктор «Тико»

 

Металлический конструктор

 LEGO конструкторы для девочек и мальчиков:

конструкторы ENGINO с электромотором

 

Полидрон "Проектирование"

 

Lego Education We Do 2.0

 

Полидрон "Малыш"

Конструктор "Знаток"- "Первые шаги в электронике"

Конструктор "Kicky junior"

ФГОС ДО предусматривает работу с родителями в разных направлениях и формах.

Основная цель – сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Вовлечение родителей в образовательную деятельность с использованием конструкторов и робототехники может организовываться по трем направлениям:

1. повышение педагогической культуры родителей;

2. вовлечение родителей в деятельность ДОО;

3. совместная работа по обмену опытом.

При взаимодействии с родителями мы используем  следующие формы работы:

- анкетирование «Инженерные способности у детей», «Ребенок и робот», «Конструируем дома»

- консультации на тему: «Лего -нужная игра»», «История возникновения игрового набора «Дары Фрёбеля»», «Игра в жизни ребенка»

- папки – передвижки «Лего - развивающая и обучающая игра»; «Разнообразие полидронов»

- коучинг-сессии «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк», «Как помочь ребенку стать инженером»

-выставки детских работ с участием родителей, конкурсы «Лучшая новогодняя игрушка из «Лего»»;

-фотовыставка детских работ «Вот как мы умеем»

- развлечения;

- мастер – класс «Конструируем вместе»;

- «Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования

- внедрение проекта профориентации инженерных профессий

Работа детей по инженерным книгам

Фотовыставка детских работ

Наши проекты:

"Трубопроводы в нашем доме"

 

"Проектирование машин"

"Город моей мечты"

 

"Стадион"

"Аксессуары"

 

На данный момент наш детский сад активно сотрудничает с Бурятским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

 

Дуальное обучение - это форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в учебном заведении и практическое обучение в детском саду - будущем месте работы студента. В 2019 году наш детский сад попал в перечень учреждений, в которых новая форма обучения будет практиковаться. Для выпускников коллежда неоспоримый плюс- благодаря сочетанию теории и доступности практики на рабочем месте лучше усваивается учебный материал.

С 2019-2022 г.г. являлась педагогом-наставником студентки. В рамках совместного проекта с Бурятским республиканским педагогическим колледжем по дуальному обучению студентка Воробьева Алина проходила обучение в группе №2.

Главный недостаток профессионального образования— пропасть между теорией  и практикой.

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами .

Дуальная система позволяет  совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время — на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон — предприятий, работников, государства. Для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

 

пройдя курсы повышения квалификации, активно внедряю "STEM-технологии":

 

"STEM"-технология включает в себя 6 модулей:

- Образовательный модуль "Дары Фребеля";

- Образовательный модуль "Экспериментирование с живой и неживой природой";

- Образовательный модуль "Lego-конструирование";

 

- Образовательный модуль "Робототехника";

  

- Образовательный модуль "Мульт-студия"

- Образовательный модуль "Математическое развитие"

      

 

С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе активно применяю следующие современные образовательные технологии:

Образовательные инновационные технологии:

        1.  Кейс – технологии

        Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией.

 

Требования к кейсу:

  • соответствовать четко поставленной цели создания;
  • иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;
  • быть актуальным;
  • развивать аналитическое мышление;
  • иметь соответствующий уровень трудности;
  • провоцировать дискуссию;
  • иметь несколько решений.

 

Виды кейс-технологии в дошкольном образовании

 

  • анализ конкретных ситуаций;
  • кейс-иллюстрации;
  • фото-кейс;
  • проигрывание ролей (ролевое проектирование).

 

Чем отличается кейс от проблемной ситуации?

Кейс не предлагает дошкольникам проблему

в открытом виде, им предстоит вычленить

ее из той информации, которая содержится

 в описании кейса.

       2.     развивающие игры Воскобовича:

  Игры Воскобовича: геоконт, квадрат Воскобовича, чудо-крестики, чудо-соты, - всесторонне развивают детскую личность. Они интригуют, мобилизируют внимание ребенка, память, фантазию.

Чем же так уникальны развивающие игры Воскобовича?

Вячеслав Вадимович Воскобович является автором огромного количества развивающих игр, которые направлены не только на развитие малышей, но и стимулирование их творческих навыков, знакомят с окружающим миром. Большим преимуществом игр Воскобовича является достаточно широкий возрастной диапазон детей, участвующих в одной игре. Также данные занятия привлекают малышей некой сказочностью, то есть ребенок не просто заучивает определенный материал, но еще и разгадывает интересные загадки. Таким образом, играя, ребенок всесторонне развивается.

Увлекательный процесс игры позволяет малышу освоить цифры и буквы, научиться различать цвета и фигуры, развивает мелкую моторику ручек, речевые навыки, мышление, воображение, внимание и память.

Геоконт Воскобовича - одна из самых знаменитых игр автора. Еще ее называют «дощечка с гвоздиками». Вот на эти самые гвоздики нужно натягивать резинку, чтобы получать различные изображения, будь то цифры, фигуры или силуэты животных. Работать можно как по образцу, так и самостоятельно: придумывать то или иное изображение. Игра «Геоконт» способствует развитию моторики рук, сенсорных навыков, мыслительных процессов, а также раскрытию творческого потенциала ребенка.

        3.    «Дары Фребеля»

   Фридрих Фребель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».

И действительно, игра – это прообраз жизни человека. И мы знаем, что «как ребенок играет – так и будет жить». Умеет ли он достигать цели в игре? Умеет ли договариваться, обсуждать, излагать свое мнение? Может ли уступить? Насколько творческая игра у ребенка или есть шаблонность сюжетов? Насколько малыш самостоятелен в игре? Умеет ли не только выигрывать, но и проигрывать? Не боится ли трудностей или неожиданностей? Наблюдая за игрой, многое можно узнать о ребенке, во-многом ему помочь и вовремя откорректировать.

Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами». Даров шесть.

Ф. Фребель разработал свой дидактический материал (т.е. «обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т.д.

Фребелем были выделены основные направления (задачи) воспитания в детском саду:

1) Физическая активность, ловкость, сноровка

2) Сенсорные навыки

3)Творческое самовыражение

4) Познавательно-исследовательская деятельность  и экспериментирование

5) Пение и музыка

6) Социализация детей.

Педагогические принципы включают:

- признание уникальности каждого ребенка

- целостный взгляд на развитие каждого ребенка

- выявление индивидуальных способностей каждого ребенка и создание условий для их проявления в окружающей среде

- единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребенка, его внутренним законам

- признание целостности детства в своих проявлениях

-признание ребенка как части семьи и общества

Поект "Животные в сказках"

 

       4. ТИКО конструкторы

  Отличительная особенность ТИКО от других развивающих игр и пособий: работа с геометрическими фигурами и телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень. Также конструирование с ТИКО способствует более эффективной подготовке дошкольников к изучению систематического курса геометрии. Обеспечивает включение педагога и детей в совместную деятельность по конструированию, основанную на практической работе с конструктором для плоскостного и объемного моделирования. 

Занятия с образовательными конструкторами ТИКО знакомят детей с тремя видами творческого конструирования:

1) Свободное исследование, в ходе которого дети создают различные модификации простейших моделей.

2)Исследование, проводимое под руководством педагога и предусматривающее пошаговое выполнение инструкций, в результате которого дети строят заданную модель.

3)   Свободное, неограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого ученики делают модели по собственным проектам.

В процессе занятий  воспитанники  много работают со схемой и учатся:

- делать выбор комплектующих по схеме;

- собирать модели по готовой схеме и силуэтному изображению;

- создавать собственные схемы (посредством чертежа, рисунка или аппликации).

     5. Блоки Дьенеша

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного и начального школьного возраста для:

- Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером

- Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию

- Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления

- Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения

- Развития творческих способностей.

   

 

       6.Технологии социализации детей (по Гришаевой)

  • - «Клубный час»  - технология, которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
  • - «Ежедневный рефлексивный круг» позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.
  • - «Ситуация месяца»- данная технология позволяет заложить  базовые модели социальных ролей ( я-член коллектива, я –горожанин (житель села), я- житель земного шара, я – часть мироздания, я мальчик или девочка, я – член семьи, я-россиянин) именно в тот сензитивный период дошкольного детства, когда они только начинают осваиваться самими детьми.

          Ситуация месяца "Я-житель Бурятии"

    

  • Проблемная педагогическая ситуация, это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.

  • Социальные акции, технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.

        Социальная акция "Друзья наши меньшие"

  • Развивающее общение, технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и саморегуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.

  • Здоровьесберегающие технологии
  • -  Су-джок-терапия

  В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су-Джок терапия.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. Вся работа по данному методу проводится с помощью Су-Джок стимуляторов-массажеров, один из которых представляет собой шарик – две соединенные полусферы, внутри которого, как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанных из металлической проволоки так, что можно их легко растягивать, свободно проходить ими по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание. 

Закаливающие процедуры:

  

Занятия на свежем воздухе:

  

 

  • ИКТ технологии
  • Технологии проектирования

 Долгосрочный проект "Мы едины":

 

Проект ""Синичкин день"

 

Краткосрочный проект "День мамочки"

  

Проект ко Дню космонавтики:

    

Игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.