Мои размышления.
Предварительный просмотр:
Творческое эссе «Я - учитель! Я - мама!»
Я – учитель начальных классов и вот уже несколько лет преподаю младшим школьникам азы науки. Нелегко научить ребят писать, считать, решать задачи, правильно думать, высказывать своё мнение, делать выводы и отстаивать свою точку зрения. Всему этому я просто обязана научить своих учеников, иначе дальнейший путь в мир знаний будет для них невозможен.
Как же много ответственности лежит на моих плечах! Но ведь это ещё не всё! Я должна следить за здоровьем учеников, работать с родителями по различным вопросам, и обязательно решать воспитательные задачи, поставленные перед школой. Всё это должностные обязанности классного руководителя. Уверена и никогда не поменяю своего мнения о том, что классный руководитель в начальной школе – это сначала мама, а потом только учитель.
Представьте, малыш пришёл в класс, в новый коллектив. Дома ему было тепло и уютно. Мама и папа оберегали его от всех опасностей, кормили, одевали его, помогали разобраться в том, что хорошо, а что плохо, защищали от неприятностей. Войдя в здание школы впервые, ребёнок – первоклассник ищет такой же защиты, тепла и заботы. И это закономерность. Ведь не каждый малыш может сразу постоять за себя, найти друзей, выбрать парту и задать вопрос, который его очень волнует. Педагог должен всё предвидеть, направить мысли и поступки младших школьников правильно и вовремя.
Пожалеть скромного, защитить слабого, похвалить способного, накормить голодного, приструнить задиру и доказать, что ябедничать не хорошо. Сколько воспитательных моментов ежедневно решает учитель начальных классов! Просто не счесть! А если в классе ещё учатся дети из семей группы риска, где конфликт отцов и детей назревает очень рано и проходит нисколько не легче, чем у подростков! В этом случае важно не расширить раскол между родителями и учеником, а, наоборот, постараться оградить детей от мысли убежать из дома или досадить матери и отцу. Надо подобрать такие слова и доказательства в пользу семьи, чтобы ребёнок поверил, что его любят, в нём нуждаются и боятся его потерять.
Как же справиться с такой нагрузкой?
Ни для кого не секрет, что педагоги начальных классов в основном Женщины. Я не случайно написала это слово с большой буквы, потому, что так оно и есть. А Женщины – это МАМЫ! «Я – учитель, я - мама», — говорю я себе, прежде чем отправиться на работу. И это мне помогает вытерпеть все испытания, которые преподносит каждый новый учебный день.
Хочу отметить, что «домашняя мама» должна отличается от «классной мамы». Быть только мягкой, заботливой и компромиссной «классной мамой» – это значит «завалить» весь образовательный процесс. Детям в начальной школе необходимо привить ответственность, самостоятельность и дисциплину. Без строгости и требовательности данные качества воспитать нельзя! Проанализировав некоторые ситуации, я сделала для себя вывод, что прямые «домашняя мама» и «классная мама» – это параллельные линии одного понятия. Очень часто педагоги начальных классов отказываются обучать своих детей и доверяют это сложное дело своим коллегам. Почему? Я думаю, ответ простой. К своему ребёнку отношение всегда чуть-чуть другое. Оно может проявляться либо в большей опеке и снисходительности, либо в большей строгости, что очень сильно сказывается на успеваемости учащегося. А еще дети учителей среди одноклассников на особом счету. Их либо слишком любят, либо совсем не любят.
Зная такие проблемы, я не взяла в свой класс ни одну из своих дочерей. Кроме того, они даже не пошли в школу, где я работаю. Я считаю такой подход правильным, потому что, возвращаясь домой, они видят и воспринимают меня, как просто маму: заботливую и нежную, строгую и справедливую. По крайней мере, я стараюсь быть такой. Хотя это получается с трудом. Работа накладывает свой отпечаток на климат в семье. Очень сложно переключаться с роли педагога на роль мамы. Но я должна справляться и с этой задачей.
… И снова утро, я иду в класс, говорю: «Здравствуйте, дети!» и вижу 13 пар глаз. Все они думают о своём, и я это чувствую: Юра не выучил урок, Катя забыла тетрадь с домашним заданием, Данил не может дождаться, когда мы пойдем в столовую, потому что не позавтракал, у Тони нет карандаша и ручки, а у Никиты в запасе несколько вопросов на засыпку. Дети смотрят на меня и ждут ответов, понимания и поддержки. А я думаю: «Как же мне сделать из вас настоящих учеников? Смелых и находчивых, умных и любознательных, ответственных и уверенных в себе?». Это не просто, но выполнимо, если принять для себя то, что это МОИ ДЕТИ, и я для них – учитель, я - мама!