Изучение ФГОС второго поколения
Страница содержит материалы по изучению и внедрению ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности новой системы оценки | 67 КБ |
Особенности новой системы оценки (презентация) | 185 КБ |
Требования к современному уроку | 63.5 КБ |
Структура современного урока (презентация) | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
МОУ Устанская средняя общеобразовательная школа
Уренского муниципального района Нижегородской области
Доклад на тему:
Особенности новой системы оценки
достижения требований стандарта.
Выполнила:
Веселова Е.Н.
учитель начальных классов
МОУ Устанской СОШ
2011г.
Предметом стандартизации в образовательных стандартах первого поколения выступал обязательный минимум содержания основных образовательных программ и требования к уровню подготовки учеников. Это определяло основное направление системы оценки – оценку уровня освоения выпускниками обязательного минимума по знанию содержания основных образовательных программ. (ответственность на ученике)
Новые стандарты устанавливают в качестве своего ведущего компонента требования к освоению основных образовательных программ на основе общественного договора между личностью, обществом и государством, тем самым распределяют ответственность за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Что предусматривает:
1. Ориентиры развития системы образования с учётом основных направлений образовательной политики, которые должны вестись на всех уровнях ( федеральном, региональном и муниципальном). Ответственность за выполнением данного пункта договора несёт вся система образования.
2. Соблюдение всех требований к содержанию и организации образовательного процесса возлагается на образовательное учреждение.
3. Индивидуальные достижения школьников, в том числе подлежащие и не подлежащие итоговой оценке.
В «Российской газете» за № 8 от октября 2010г опубликовано интервью с руководителем рабочей группы по разработке новых стандартов среднего образования доктором педагогических наук Александром Кондаковым. Он ответил на вопрос:
РГ: «Сегодня много говорится о так называемом общественном договоре между школой и семьей. Этот момент прописан в стандарте?»
Кондаков: Действительно, мы предложили и уже даже апробировали договор между семьей, школой и муниципалитетом. Ведь что такое общее образование? Это, по сути, выполнение государством конституционной нормы о предоставлении каждому гражданину возможности получить бесплатное общее образование. Это достаточно серьезная сумма денег и шанс, который получает семья - на воспитание и обучение своего ребенка. Насколько эффективно семья пользуется этим шансом, конечно, весьма серьезный момент.
К сожалению, до сих пор у нас образование находится в зоне "публичного права". То есть фактически никаких мер воздействия на семью, по большому счету, а тем более санкций, предъявить нельзя. Увы, родители не всегда выполняют свои обязательства перед ребенком и перед обществом. Потому мы предложили заключить договор между семьей, школой и муниципалитетом о солидарной ответственности за обеспечение конституционного права ребенка на получение образования.
Несколько лет назад в Педагогическом музее в Москве я увидел под стеклом документ начала XX века - обязательство родителей перед гимназией. Звучало оно примерно так: поскольку мой сын, Пудовкин Всеволод, был удостоен чести быть принятым в гимназию, обязуюсь, что он будет вовремя приходить, аккуратно одеваться, всегда приходить в гимназической форме, что у него всегда будут карандаши, тетрадки и т.д. Потрясла последняя фраза: "Ежели он из гимназии будет изгнан, я обязуюсь, что он более не оденет формы гимназической, дабы не позорить оную". Честь мундира!
Этические, нравственные нормы этого раритетного договора между гимназией и семьей произвели на меня огромное впечатление. Вот и появился такой договор, который сейчас, кстати, позитивно воспринят школами как некий регулятор взаимоотношений и с властями, и с семьей.
Поэтому основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности ученика по реализации и освоению общеобразовательных программ (которые также различны):
- Программы региональной и муниципальной систем образования;
- Программы учреждений и педагогов;
- Программы самих обучающихся.
РГ: Что нового и хорошего даст это школе, ученику, учителю?
Кондаков: На мой взгляд, важно, что в основе стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. К сожалению, в 1991-1992 годах был провозглашен лозунг: "Лучше никакого воспитания, чем воспитание советское". А ведь воспитание гражданина - один из главных результатов любой системы образования.
Также в стандарте прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний в голове - вот к чему мы стремимся. Самообразование - очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Потому-то в базисные учебные планы, например, уже с первого класса включается один час в неделю на выполнение индивидуального, маленького, сообразно возрасту ребенка, но собственного проекта.
Новые стандарты предлагают результаты, которые прямо связывают их с направлениями личностного развития, формируемыми па основе учебной самостоятельности школь ников (умения учиться).
Стандарты устанавливают три группы образовательных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные образовательные результаты для каждой ступени обучения. Так, к основным ре зультатам начального общего образования стандарт относит:
- Под метапредметными результатами понимают универсальные способы деятельности — познавательные коммуникативные — и способы регуляции своей деятельнос ти, включая планирование, контроль и коррекцию, что позволяет продолжать образования в основной школе;
- Под предметными результатами образовательной дея тельности
понимается освоенный обучающимися в ходе изуче ния учебного
предмета опыт в умении учиться— способности к са моорганизации с
целью постановки и решения учебно-позна вательных и учебно-
практических задач;
- Индивидуальный прогресс или личностные результаты.
В основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой,
познавательный, эмо циональный, волевой и саморегуляционный
компонент.
Оценка личностных результатов может быть описана как оценка универсальных учебных действий. Личност ные результаты рассматриваются как достижения учащихся в личностном развитии, которые могут быть представлены в фор ме универсальных учебных действий.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предме тов, представленных в инвариантной части базисного учебного плана; вариативной части основной образовательной програм мы, а также программы дополнительного образования, реали зуемой семьей и школой.
В соответствии с Концепцией и материалами стандартов важным документом явля ются планируемые результаты освоения основных образо вательных программ.
Таким образом, оценка достижения требований стандартов может быть сведена к оценке достиже ния планируемых результатов.
Например: для себя мы планируем в начальной школе научить детей писать, считать, читать, правильно выражать свои мысли. И по окончании начальной школы проводим оценку своей работы по всем показателям:
Если ребёнок:
- освоил опор ную систему знаний по русскому языку и математике;
- овладел речевыми действиями, среди которых следует выделить
навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией;
- проявляет коммуникативные способности, необходимые для учебного
со трудничества с учителем и сверстниками,
значит, мы заложили частичный фундамент образования, так как новые стандарты ориентируют на достижение новых целей и задач.
Важнейшим компонентом содержания образования, стоящим в одном ряду с систематическими знаниями, становятся универ сальные, или метапредметные умения. Новые стандарты ориентируют об разовательный процесс на достижение качественно новых це лей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержа ния образования, а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом.
Концепция и требования стандартов указывают, что «к результатам, которые подлежат оцен ке в ходе индивидуальной итоговой аттестации выпускников , относится способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основании:
— системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;
— умений учебно-познавательной, исследовательской, прак тической деятельности, обобщенных способов деятельности;
— коммуникативных и информационных умений».
Такая переориентация отвечает потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним зако номерностям развития системы образования и меняет место и роль системы оценки в системе вари ативного образования.
Система оценки выходит за узкие рамки модели контроля качества образования и становится принципиально необходи мым элементом модели обеспечения качества образования. Она становится одним из регулирующих (управляющих) эле ментов системы образования, в значительной мере способ ствующих поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образо вания. К традиционной функции обратной связи добавляется функция ориентации образовательного процесса на реали зацию и достижение планируемых результатов,
Структура планируемых результатов также должна отражать основные направления оценочной деятельности всех участников общественного договора:
-Это и оценку результатов деятельности системы образования;
- оценка деятельности образовательных учреждений;
- Оценка деятельности педагогов
- оценка деятельности выпускников
Всё это достигается в результате выполнения трёх блоков целей.
1блок. Представлены цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучении данного учебного предмета. Таким образом, если направлением оценки являются «результаты деятельное системы образования», то предмет, содержание и критерии оценки должны соотноситься в основном с первым блоком пла нируемых результатов.
2блок. «Выпускник научится» отражены цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения с опорой на систему знаний, умений и компетенций. Именно этот блок определяет те индивидуальные достижения, которые необходимы для дальнейшего успешного образования, и потому служит основой при определении содержания и предмета итоговой оценки выпускников.
3блок.. «Выпуск ник получит возможность научиться» отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в от ношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляю щих опорную систему для дальнейшего изучения данного предмета. Выделение этого бло ка планируемых результатов призвано отразить задачи школы по опережающему формированию и развитию интересов и спо собностей учащихся в пределах зоны ближайшего развития.
Основной механизм обеспечения качества образования по средством системы оценки состоит в уточнении и распространении общего понимания содержательной и кри териальной базы оценки. Поэтому предлагаемая система оцен ки должна с необходимостью включать в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю оценку
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность. Эффективность внешней оценки зависит от того, в какой мере она выполняет свои основные функции. Во-первых, функцию ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов. И во-вторых, функцию обратной связи в основе которой лежит возможность получения объективных сопоставимых данных в целях управления качеством образования.
Внешняя оценка может проводится в рамках следующих регламентированных процедур:
• государственная итоговая аттестация выпускников(ЕГЭ);
• аттестация работников образования;
• аккредитация образовательных учреждений;
• мониторинговые исследования качества образования.
Внутренняя оценка — это оценка самой школы (ребенка учителя, школьного психолога, администрации и др.). Она выражается в текущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащихся; в результатах наблюдений проводящихся учителями и школьными психологами; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педагогического совета школы о переводе выпускника в следу ющий класс или на следующую ступень обучения.
Для оценки динамики индиви дуальных образовательных достижений учащихся включается итоговая оценка в форме портфолио.
Эффективность внутренней оценки зависит от того, на сколько выбранные школой средства способствуют выполнению ее двух основных функций.
Во-первых, обеспечивать обратную связь, информируя:
• учеников об их продвижении в освоении программы на определенном этапе и об общем уровне освоения изучаемого материала, об их сильных и слабых сторонах;
• учителей об эффективности, педагогической деятель ности.
Во-вторых, обеспечивать положительную мотивацию учения, стимулировать обучение учащихся: ориентировать на успех, отмечать даже незначительные продвижения, поощрять учащихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе и т.д.
Через вовлечение педагогов в осознанную текущую оценоч ную деятельность, согласованную с внешней оценкой, система оценки выполняет свою миссию ориентации образовательно го процесса на достижение значимых для личности, общества и. государства результатов образования.
Оценка как средство обеспечения качества образования предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только пе дагогов, но и самих учащихся. Оценка на единой критериальной основе, формирование навыков рефлексии, самоанализа, само контроля, само - и взаимооценки не только дают возможность учащимся освоить эффективные средства управления своей учеб ной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, разви тию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, при нятию ответственности за их результаты.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В стандартах первого поколения Оценка уровня освоения выпускниками обязательного минимума по знанию содержания основных образовательных программ. (Ответственность за оценку возлагается на ученика)
Новые стандарты Договор между личностью, обществом и государством. Распределяет ответственность за достигаемые результаты между всеми участниками договора. Что предусматривает: 1 . Ориентиры развития системы образования с учётом основных направлений образовательной политики, которые должны вестись на всех уровнях ( федеральном, региональном и муниципальном). Ответственность за выполнением данного пункта договора несёт вся система образования. 2. Соблюдение всех требований к содержанию и организации образовательного процесса возлагается на образовательное учреждение. 3. Индивидуальные достижения школьников в том числе подлежащие и не подлежащие итоговой оценке.
Основное направление оценки Оценка результатов деятельности ученика по реализации и освоению общеобразовательных программ региональной и муниципальной систем образования; учреждений и педагогов; - самих обучающихся.
Личностные Группы образовательных результатов универсальные способы регуляции своей деятельности умение учиться индивидуальный прогресс познавательный процесс, саморегуляция Метапредметные Предметные
Планируемые результаты освоения основных образовательных программ. Оценка достижений планируемых результатов.
Новые цели и задачи 1 Овладение системой учебных действии с изучаемым учебным материалом. 2 Развитие способностей к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Функции оценки в стандартах нового поколения 1 Как модель обеспечения качества образования. 2 Как регулирующий (управляющий) элемент системы образования. 3 Как ориентир образовательного процесса на реализацию и достижение планируемых результатов.
Структура планируемых результатов «Цели и ориентиры» Определяет ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучении данного учебного предмета «Выпускник научится» Отражает цели (представленные как ожидаемые результаты), характеризующие систему учебных действий, необходимых для последующего обучения с опорой на систему знаний, умений и компетенций. «Выпускник получит возможность научиться» Отражает ожидаемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему для дальнейшего изучения данного предмета
Система оценки Функция ориентации образовательного процесса на достижение планируемых результатов. Внешняя оценка Внутренняя оценка Функция обратной связи -аттестация работников образования - аккредитация образовательных учреждений - мониторинговые исследования качества образования - текущие оценки - самооценка учащихся - портфолио - (ЕГЭ)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Требования к современному уроку
в условиях введения ФГОС нового поколения
Материал подготовила:
руководитель КМО
Веселова ТИ
Место проведения: МБОУ УСОШ №2
Дата проведения: 2 декабря 2011 года
г. Урень
2011г.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС
Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускника начальной школы? Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
анализировать свои действия;
самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
отличаться мобильностью;
быть способны к сотрудничеству;
обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
требований к результатам освоения основной образовательной программы;
требований к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
Традиционные задания
Назови прогрессивные силы, участвовавшие в Гражданской войне.
Задания в учебниках ФГОС
Представь, что ты оказался на месте своего предка – участника Гражданской войны на стороне белых или красных. За какие действия своих соратников ты бы испытывал угрызения совести? Свое мнение объясни.
Традиционные задания
Перечислите отличия растений от животных.
Задания в учебниках ФГОС
Лягушонок прыгал и кричал: «Я зеленый – значит, я растение!» Что ему ответил умный утенок Кряк?
Традиционные задания
Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению.
Задания в учебниках ФГОС
Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?
Традиционные задания
Определите площадь прямоугольника.
Задания в учебниках ФГОС
Дан план комнаты и размеры ковров. Определите, какой из предложенных ковров полностью закроет пол.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявить противоречивые факты, теории;
обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться.
Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (сост. Е.С.Савинов). - М.: Поосвещение,2010.-191с.-(Стандарты второго поколения)
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы уроков и их структура по ФГОС 1. Урок усвоения новых знаний 2. Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 3. Урок актуализации знаний и умений (урок повторения). 4. Урок систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 5. Урок контроля знаний и умений. 6. Урок коррекции знаний, умений и навыков. 7. Комбинированный урок.
1. Структура урока усвоения новых знаний 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).
2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Первичное закрепление: - в знакомой ситуации (типовые), - в изменённой ситуации(конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения). 1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний: - с целью подготовки к контрольному уроку, - с целью подготовки к изучению новой темы. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений (обобщающий урок). 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к деятельности обобщения. Воспроизведение материалов на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
5. Структура урока контроля знаний и умений. Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объёму или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика). Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4). Рефлексия (подведение итогов занятия).
6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков . 1 ) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).
7. Структура комбинированного урока. 1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).
Спасибо за внимание!