Полезные диагностические тесты
В данном разделе представлены профессиональные психологические тесты. Это означает, что они опробованы на значительной выборке испытуемых и подтвердили свою диагностическую значимость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тест для учеников "Наедине с собой" | 14.84 КБ |
Тест для родителей "Какой Вы родитель?" | 15.5 КБ |
Тест для родителей "Хороший ли я воспитатель" | 15.53 КБ |
Тест для родителей "Определение уровня взаимопонимания" | 16.91 КБ |
Экспресс-тест для родителей "Какие мы родители" | 16.85 КБ |
Тест "Взаимоотношения в семье" | 46.84 КБ |
Методика "Семья . которую я хочу" | 61.94 КБ |
Методика "Человек под дождём" | 19.62 КБ |
Тест "Стили родительского поведения" | 19.25 КБ |
Тест "Психологический климат семьи" | 0 байтов |
Тест на ассертивность | 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕСТ ДЛЯ УЧЕНИКОВ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?
2. Говоришь ли ты со старшими по душам, советуешься ли по личным делам?
3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?
4. Знают ли родители твоих друзей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?
7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?
8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?
9.Участвуешь ли в подготовке семейных праздников?
10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?
11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи, фильмы?
13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с родителями выходные дни?
Положительные ответы оцениваются 2 баллами.
Ответы «отчасти», «иногда» — 1 баллом.
Отрицательные ответы — 0 баллов.
Более 20 баллов — отношения с родителями можно считать благополучными.
От 10 до 20 — отношения удовлетворительные.
Менее 10 — контакты с родителями носят очень ограниченный характер.
Предварительный просмотр:
Тест «Какой Вы родитель?»
Инструкция: Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете общаясь с детьми:
№ | Фразы | Баллы |
1. | Сколько раз тебе повторять. | 2 |
2. | Посоветуй мне, пожалуйста. | 1 |
3. | Не знаю, что бы я без тебя делал(а). | 1 |
4. | И в кого ты только уродился(ась)! | 2 |
5. | Какие у тебя замечательные друзья! | 1 |
6. | Ну на кого ты похож(а)! | 2 |
7. | Я в твое время… | 2 |
8. | Ты моя опора и помощник(ца) | 1 |
9. | Ну что за друзья у тебя! | 2 |
10. | О чем ты только думаешь! | 2 |
11. | Какая ты у меня умница! | 1 |
12. | А как ты считаешь сынок(доченька)? | 1 |
13. | Ты просто невыносимый! | 2 |
14. | Какой ты у меня сообразительный! | 1 |
Обработка результатов:
7-8 баллов - вы живете с ребенком «душа в душу». Он искренне любит Вас. Ваши отношения способствуют становлению личности.
9-10 баллов - Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с Вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
11-14 баллов – Ваши отношения с ребенком необходимо изменить. Вы мало доверяете ребенку, не поддерживаете его в трудной ситуации, больше замечаете в нем плохое, чем хорошее. Все это способствует отчуждению, конфликтным отношениям с ребенком и препятствует его личностному росту.
Предварительный просмотр:
Тест для родителей "Хороший ли я воспитатель"
(или "Какой я родитель")
Уважаемые родители, отметьте для себя:
Какие из нижеперечисленных утверждений вам подходят (с какими из утверждений вы полностью согласны)? Сколько таких ответов у вас получилось?
Вопросы (утверждения) для теста
• У моего ребенка есть своя комната (игровой уголок, учебное место).
• Стараюсь каждый день уделять внимание своему ребенку, общаться с ним, заниматься, играть.
• Считаю себя достаточно терпеливым родителем и стараюсь спокойно выходить из ситуаций, когда ребенок начинает капризничать, плохо кушать, не хочет одеваться.
• Мне не трудно простить ребенка за его баловство, шалости.
• Использование телесных наказаний считаю абсолютно не приемлемым.
• Стараюсь поддерживать и развивать интерес ребенка к познанию окружающего мира, развивать его способности.
• Всегда, прежде чем что-либо запретить ребенку, объясняю причину запрета.
• Учу ребенка выполнять доступные его возрасту обязанности.
• Люблю своего ребенка и уважаю его как личность без всяких условий.
• Стараюсь развиваться как личность и воспитатель своего ребенка.
• Пополняю свои знания в области психологии, педагогики (интересуюсь психологической и педагогической литературой и т. п.).
Результаты:
Практически все вышеупомянутые утверждения Вам подходят.
Замечательно! Вашему ребенку повезло с родителями, ведь они любящие, мудрые, терпеливые воспитатели для своего ребенка.
Примерно с половиной утверждений Вы можете согласиться.
Вам есть о чем задуматься! Вероятнее всего, Вашему ребенку требуется больше заботы, внимания и понимания, чем Вы ему даете. Наверное, стоит пересмотреть Ваше отношение к процессу воспитания.
Подавляющее большинство утверждений идут вразрез с Вашими убеждениями.
Задумайтесь, пожалуйста: любите ли Вы своего ребенка? Зачем он Вам? Важно ли для Вас, чтобы Ваш ребенок был счастливым? А что Вы для этого делаете?
Какие бы результаты экспресс-теста Вы не получили, если уж Вы задаетесь вопросами: какой я воспитатель, правильно ли я воспитываю своего ребенка, хороший ли я родитель – у Вас достаточный потенциал для того чтобы стать достойным воспитателем и любящим родителем для своего ребенка, ведь Вам не безразлично его счастье.
Предварительный просмотр:
Тест "Определение уровня понимания"
Уважаемые родители! Этот тест поможет вам определить насколько вы понимаете своего ребёнка.
Инструкция. На утверждения этого теста можно отвечать «да», «нет», «не знаю».
Утверждения:
- На некоторые поступки ребенка вы часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.
- Иногда вы пользуетесь помощью или советами друзей, когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
- Ваши интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании ребенка.
- Иногда вам случается доверить ребенку секрет, который вы не рассказали бы никому другому.
- Вас обижает негативное мнение других людей о вашем ребенке.
- Вам случается просить у ребенка прощения за свое поведение.
- Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
- Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) вас.
- Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи вашего ребенка.
- Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.
- Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).
- Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
- Ваш ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радости.
- Иногда вам кажется, что ребенок учит вас новым мыслям и поведению.
- У вас конфликты с собственным ребенком.
Обработка результатов: за каждый ответ «да» на вопросы 2, 4, б, 8, 10, 12, 14; а также за каждый ответ «нет» на вопросы 1,3,5, 7,9,11,13,15 вы получаете по 10 очков. За каждый ответ «не знаю» получаете по 5 очков. Подсчитайте полученные очки.
Вот что у вас получилось:
100-150 очков. У вас большие способности к правильному пониманию собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствует подобное открытое поведение, полное терпимости, вас можно признать примером, достойным подражания. До идеала вам не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка. Рискнете?
50-99 очков. Вы находитесь на правильной дороге к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или натурой вашего ребенка. Есть несколько проблем, на решение которых вы можете повлиять, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и собственную личность тоже.
0-49 очков. Кажется, можно больше посочувствовать не вам, а вашему ребенку, поскольку он не попал к родителю - доброму другу и проводнику на трудной дороге получения жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте действовать иначе. Может, вы найдете кого-то, кто вам в этом поможет. Это не будет легко, зато в будущем вернется благодарностью и сложившейся жизнью вашего ребенка.
Предварительный просмотр:
Экспресс-тест «Какие мы родители»
Уважаемые родители! На каждый из предлагаемых ниже вопросов отвечайте «да», «нет», или «иногда».
1. Читаете ли Вы статьи на темы воспитания в журналах, смотрите специальные передачи оп телевизору? Читает ли книги на эту тему?
а) да
б) иногда
в) нет
2. Ваш ребенок совершил проступок. Задумаетесь ли Вы в таком случае, не явилось ли его поведение результатом вашей системы воспитания?
а) да
б) иногда
в) нет
3. Единодушны ли Вы с супругом (супругой) в воспитании детей?
а) да
б) иногда
в) нет
4. Если ребенок предлагает Вам свою помощь, примите ли Вы ее, даже если при этом дело может задержаться, а то и вовсе остановиться?
а) да
б) иногда
в) нет
5. Используете ли Вы запрет, приказ только тогда, когда это действительно необходимо?
а) да
б) иногда
в) нет
6. Считаете ли Вы, что последовательность в воспитании (когда говорите «нет» и не отступаете от своего, не меняет на «да») – один из основных педагогических принципов?
а) да
б) иногда
в) нет
7. Согласны ли Вы, что семейная среда оказывает на ребенка сущетсвенное влияние?
а) да
б) иногда
в) нет
8. Признаете ли Вы вместо требований просьбы к ребенку о чем-либо?
а) да
б) иногда
в) нет
9. Признаете ли Вы, что спорт и физкультура имеют большое значение для благополучного развития ребенка?
а) да
б) иногда
в) нет
10. Часто ли на просьбу ребенка заняться с ним, поиграть, Вы отвечаете: «У меня нет сейчас времени» или «Поиграй сам» и т.п.
а) да
б) иногда
в) нет
Обработка результатов.
За каждый выбранный ответ начисляются баллы Ответу «а» (или «да») соответствует 2 балла «б» (или «иногда»)- 1 балл «в» (или «нет») - 0 баллов. Сложите все получившиеся у вас баллы.
Интерпретация результатов
Если Вы набрали 6 и менее баллов Ваша система воспитания возможно не является конструктивной. Вероятно, Вам следует пересмотреть свое отношение к некоторым методам воспитания. Возможно. Вы слишком подавляете своего ребенка, не признавая того, что у него есть свои эмоции, переживания и потребности. Преобладание наказаний над поощрениями, упреков над похвалой подавляет личность ребенка, тормозя ее развитие. В результате у ребенка могут возникнуть (или уже возникли) различные отклонения в поведении (замкнутость или агрессия) и эмоциональном развитии (плаксивость) и др. Проанализируйте поведение своего ребенка и попробуйте пересмотреть свои методы воспитания.
У Вас 7-14 баллов Ваша система воспитания довольно приемлема. Однако кое над чем в этой области Вам стоит задуматься. Возможно стоит в ближайшие выходные посвятить свое время общению с ребенком, узнать о его отношениях со сверстниками в детском саду, о том, что он переживает. Рассказывая Вам, он будет чувствовать вашу поддержку и интерес к своей личности, что положительно отразится на его самооценке и общем самочувствии.
Вы набрали более 15 баллов Быть родителем наверняка приносит Вам удовольствие. Возможно Вы серьезно и ответственно относитесь к этой роли: читаете много книг о воспитании, консультируетесь со специалистами или же просто интуитивно так поступаете. Так держать и не лишайте себя возможности самосовершенствования!
Уважаемые родители!!! Этот опросник предоставляет лишь примерный результат. Тем не менее он дает возможность начать анализировать свое поведение и находить недостатки. Помните, самооценка ребенка и его благоприятное эмоциональное развитие в первую очередь зависят от принятия его родителями.
Если у вас возникли вопросы, сомнения или опасения, обратитесь за консультацией к педагогу-психологу.
Предварительный просмотр:
Тест «Взаимоотношения в семье»
Этот тест для родителей, его можно использовать на индивидуальных консультациях или родительских собраниях.
Данный тест позволит оценить, насколько благоприятный климат в семье, насколько благополучны или неблагополучны взаимоотношения с детьми.
Для этого ответьте на вопросы:
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети по душам, советуются ли по личным делам?
Оценка взаимодействия в семье
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных делах?
7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
9. Участвуют ли дети в подготовке к праздникам?
10. Предпочитают ли дети, чтобы вы были с ними во время детских праздников или хотят проводить их без взрослых?
11. Обсуждаете ли вы прочитанные книги?
12. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
13. Обсуждаете ли вы с детьми телевизионные передачи и фильмы?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Анализ ответов:
Утвердительный ответ оценивается двумя очками. Ответ, выраженный словами «отчасти», «иногда»,— одним очком, отрицательный— нулем.
А теперь подсчитайте.
Если вы набрали более 20 очков, ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.
Если от 10 до 20 — удовлетворительными, но недостаточно многосторонними; подумайте, в чем они должны быть углублены и дополнены.
Если менее 10 — ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо решить, как их улучшить.
Ответьте на вопросы этого теста в семье и проведите необходимые коррективы.
Это необходимо и вам и вашим детям.
Предварительный просмотр:
Модификация рисуночной методики «Моя семья» - «Семья, которую я хочу»
Итак, вы сделали лишь первые шаги для диагностики внутрисемейных отношений использую рисуночную методику"Моя семья" . Однако, чтобы еще глубже заглянуть ребенку в душу, вы можете воспользоваться также и нашим вариантом этой методики, модификацией ее в методику "Семья, которую хочу".
Для этого, после того как ваш ребенок закончит рисовать свою семью, переверните лист бумаги на другую сторону и дайте ему новое задание: пусть нарисует теми же карандашами еще одну семью, но не семью-близнец, а ту, которую бы он хотел иметь, иначе говоря - "Семью, которую хочу".
"Семья, которую хочу"... Своим заданием вам удалось невольно нажать на рычаги фантазии ребенка, снять тормоза, поднять завесу тайн его, увидев то, что скрыто даже для ребенка. И если первый из рисунков - это чаще всего что-то наподобие замка, открыть который не всегда возможно из-за шифра, то второй рисунок - ключ к замку, код к шифру. Второй рисунок - это позитив после работы ретушера с негативом первого рисунка. Второй рисунок - это "вход" в желаемое, "вход" в "Прекрасное Далеко", которое бы ваш ребенок не прочь иметь уже сейчас. Вы не найдете на втором рисунке даже намек на силуэты будущего мужа или будущей жены художника. Вы не найдете на втором рисунке его будущих детей. Ребенок это просто вам еще не в силах сам изобразить.
"Семью, которую хочу" он представляет только в настоящем. "Прекрасное Далеко" для него желаемо сегодня. И чтобы оно стало явным, надо так немного лишь устранить препятствия, мешающие на пути. И он легко их "устраняет" на бумаге, "нейтрализуя" их собственными методами. Поэтому обычно на рисунке "Семья, которую хочу" нередко "исчезает" кто-то из истинной семьи ребенка или же появляются сомнительные родственники, о которых мало кто и знал. Художник или "укорачивает", или "удлиняет" свою семью, производя в ней лишь понятную ему замену и смену декораций. Когда же видимой замены нет, тогда обычно на втором рисунке последовательность расположения фигур родителей ребенка, а также его братьев и сестер иная и отличается намного от той, которую мы видели при пробе "Моя семья". Как правило, почти все родственники почему-то меняются местами. И если вдруг отец художника держал его в "ежовых рукавицах" и из-за этого был первым на рисунке "Моя семья", то вторая проба расставляет все как надо. Поэтому, когда ребенок все-таки решает в новой семье "оставить" даже и такого папу, то он рисует его в отдалении от всех и после всех.
Тот родственник, которого ребенок почему-то "забывает" изобразить в "Семье, которую хочу", как правило, и есть источник его дискомфорта, причина всех переживаний и невзгод. И, "исключив" его самостоятельно из членов собственной семьи и таким образом свершив свой "суд", художник как бы нам подсказывает выход из создавшегося положения и "намекает", как его осуществить.
Взгляните на рисунок бывшего кумира (см. рис. 1). В "Моей семье" ребенок лишь изобразил себя. Зато в "Семье, которую хочу" он словно реставрирует былое. И папа с мамой снова рядом с ним, а не как раньше, за закрытой дверью. Действительно, "Моя семья" и вправду часто - это запертая дверь. Зато "Семья, которую хочу" - распахнутые настежь для других ворота.
И вот уже отверженный ребенок мечтает праздником объединить семью, в которой он сам был бы словно праздник (см. рис 2) А тот, кого отец держал в "ежовых рукавицах", берет всех, кроме папы, на прогулку, случайно "позабыв" позвать с собой отца (см. рис. 3), и отправляет старшую сестру по срочным, неотложным и важным для нее делам, чтоб наконец побыть наедине с любимой мамой.
Рис. 1. |
Рис. 2. |
Рис. 3. |
Рис. 4. Рисунок девочки 6 лет 8 мес. Оли Б. "Семья, которую хочу". Хочу семью, пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда лишь только вместе, чтоб каждый был за всех, а все - за одного! |
Наверное, вы убедились сами в том, что чаще всего многое в анализе рисунка "Моя семья" объясняет только лишь рисунок "Семья, которую хочу". И если б вам пришлось вдруг ограничиться одним рисунком, вы сомневались б в собственных догадках. Поэтому, когда вдруг будет трудно интерпретировать рисуночный тест "Моя семья", используйте его вариант "Семья, которую хочу".
Предварительный просмотр:
«ЧЕЛОВЕК ПОД ДОЖДЕМ»
Малораспространенной, но интересной и информативной является методика "Человек под дождем". Она ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструкция в классическом варианте проста: на чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем.
Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.
В процессе тестирования важно наблюдать за ходом рисования и обращать внимание на все высказывания испытуемого. Для получения более достоверной информации необходимо провести дополнительное интервью с тестируемым.
При интерпретации рисунков рекомендуется руководствоваться следующими положениями.
Когда рисунок готов, важно воспринять его целиком. Необходимо "войти" в рисунок и почувствовать, в каком настроении пребывает персонаж (радостном, ликующем, удрученном и т.д.), ощущает ли он себя беспомощным или, напротив, чувствует в себе внутренние ресурсы для борьбы с трудностями, а возможно, спокойно и адекватно воспринимает затруднения, считая их обычным жизненным явлением. Таким образом, важно отследить глобальное впечатление от рисунка. Это интуитивный процесс.
Только после этого можно перейти к анализу всех специфических деталей с точки зрения логики, опираясь при этом на основные положения руководства по интерпретации.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
Изменение экспозиции
В рисунке "Человек под дождем" по сравнению с рисунком "Человек", как правило, обнаруживаются существенные отличия. Важно посмотреть, как изменилась экспозиция. Так, например, если человек изображен уходящим, то это может быть связано с наличием тенденции к уходу от трудных жизненных ситуаций, избеганию неприятностей (особенно если фигура человека изображается как бы наблюдаемой с высоты птичьего полета).
В случае смещения фигуры человека под дождем в верхнюю часть листа можно предположить склонность испытуемого к уходу от действительности, к потере опоры под ногами, а также наличие защитных механизмов по типу фантазирования, чрезмерного оптимизма, который часто не оправдан.
Положение фигуры в профиль или спиной указывает на стремление отрешиться от мира, к самозащите. Изображение, помещенное внизу листа, может свидетельствовать о наличии депрессивных тенденций, чувстве незащищенности. В остальном при интерпретации следует опираться на методику "Человек". Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.
Трансформация фигуры
Увеличение размера фигуры иногда встречается у подростков, которых неприятности мобилизуют, делают более сильными и уверенными. Уменьшение фигуры имеет место тогда, когда испытуемый нуждается в защите и покровительстве, стремится перенести ответственность за собственную жизнь на других. Ребята, которые рисуют маленькие фигурки, обычно стесняются проявлять свои чувства и имеют тенденцию к сдержанности и некоторой заторможенности при взаимодействии с людьми. Они подвержены депрессивным состояниям в результате стресса. Изображение человека противоположного пола может указывать на определенный тип реагирования в сложной ситуации, "включение" поведенческих программ, заимствованных у конкретных людей из ближайшего окружения (мам, бабушек). Изменение возраста указывает на самоощущение человека в ситуации жизненных неурядиц.
Если в рисунке "Человека под дождем" при изображении фигуры пропускаются какие-либо части тела (ноги, руки, уши, глаза), то это указывает на специфику защитных механизмов и особенности проявлений Эго-реакций.
Функция одежды — "формирование защиты от стихии". Обилие одежды указывает на потребность в дополнительной защите. Отсутствие одежды связано с игнорированием определенных стереотипов поведения, импульсивностью реагирования.
Аттрибуты дождя.
Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.
Необходимо определить, откуда дождь "приходит" (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека. Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо. Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после "дождя". Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).
Дополнительные детали
Все дополнительные детали (дома, деревья, скамейки, машины) или предметы, которые человек держит в руках (сумочка, цветы, книги), рассматриваются как отражение потребности в дополнительной внешней опоре, в поддержке, в стремлении уйти от решения проблем путем переключения и замещающей деятельности.
Более полная расшифровка деталей основывается на символическом значении представленных образов. Например, молния может символизировать начало нового цикла в развитии и драматические изменения в жизни человека. Радуга, нередко возникающая после грозы, предвещает появление солнца, символизирует мечту о несбыточном стремлении к совершенству.
Зонт представляет собой символическое изображение психической защиты от неприятных внешних воздействий. С точки зрения трактовки образов зонт может рассматриваться как отображение связи с матерью и отцом, которые символически представлены в образе зонта: купол — материнское начало, а ручка — отцовское. Зонт может защищать или не защищать от непогоды, ограничивать поле зрения персонажа, а может и отсутствовать.
Так, например, огромный зонт-гриб может свидетельствовать о сильной зависимости от матери, решающей все сложные ситуации за человека. Размер и расположение зонта по отношению к фигуре человека указывают на интенсивность действия механизмов психической защиты.
Искажение и пропуск деталей
Отсутствие существенных деталей может указывать на область конфликта и быть следствием вытеснения как защитного механизма психики. Так, например, отсутствие зонта в рисунке может свидетельствовать об отрицании поддержки со стороны родителей в трудной ситуации.
Цвет в рисунках
Рисунки можно выполнять простым карандашом. Тем не менее многие, в том числе и я, предпочитают использование цветных карандашей. Следует помнить, что точная интерпретация цветового решения не может быть сделана, если у испытуемого нет всего набора цветных карандашей.
Цвета могут символизировать определенные чувства, настроение и отношения человека. Они также могут отражать спектр различных реакций или областей конфликтов.
Хорошо адаптированный и эмоционально не обделенный ребенок обычно использует от двух до пяти цветов. Семь-восемь цветов свидетельствуют о высокой лабильности. Использование одного цвета говорит о возможной боязни эмоционального возбуждения.
Предварительный просмотр:
Стили родительского поведения
По поводу воспитания детей существует множество теорий, созданных в основном теми, кто детей не имеет. Те же, кто воспитывает собственных детей, обычно не теоретизируют по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче — как получится. А как же получается? С помощью этого нехитрого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для вас предпочтительный .
1) Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2) Как вы относитесь к мысли, что дети воспитывают своих родителей?
А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.
В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3) Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Если вам нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Шоу).
Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас(Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).
Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) .
4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.
Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.
В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.
Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5) Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно давать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.
В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б.Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.
Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести в таких ситуациях.
7) Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.
Г. Ребенок в праве выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8) Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?
А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.
9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам лгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь.
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10) Считаете ли вы, что падаете ребенку достойный пример?
А . Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю
Отметьте в таблице выбранные вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов родительского поведения, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.
Стили поведения | Номера вопросов | |||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
Авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
Либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
Индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.
Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тест на ассертивность
Ассертивеность - это такой тип поведения, которому присущи уверенность в себе, настойчивость и напористость. Агрессия и пассивность - два полюса, доставшиеся нам в наследство от многомиллионного существования. Инстинкт говорил - "нападай или спасайства бегством". Но сегодня на первый план выходит третий тип поведения - ассертивность. Этот тип поведения отличается ясностью, прямотой, неподдельной искренностью и содержит в себе откровенные высказывания о том, что хочется; при этом отсутствует враждебность и самозащита.
Данный тест предназначен для оценки вашей способности не действовать в ущерб кому-либо, уважая права других людей, но при этом не позволяя «вить из себя веревки»
Инструкция: Поставьте "+" за каждый положительный ответ, или " - " за каждый отрицательный ответ в следующих позициях:
1. Меня раздражают ошибки других людей.
2. Я могу напомнить другу о долге.
3. Время от времени я говорю неправду.
4. Я в состоянии позаботиться о себе сам.
5. Мне случалось ездить «зайцем».
6. Соперничество лучше сотрудничества.
7. Я часто мучаю себя по пустякам.
8. Я человек самостоятельный и достаточно решительный.
9. Я люблю всех, кого знаю.
10. Я верю в себя. У меня хватит сил, чтобы справиться с текущими проблемами.
11. Ничего не поделаешь, человек всегда должен быть на чеку, чтобы суметь защитить свои интересы.
12. Я никогда не смеюсь над неприличными шутками.
13. Я признаю авторитеты и уважаю их.
14. Я никогда не позволяю вить из себя веревки. Я заявляю протест.
15. Я поддерживаю всякое доброе начинание.
16. Я никогда не лгу. да нет
17. Я практичный человек.
18. Меня угнетает лишь факт того, что я могу потерпеть неудачу.
19. Я согласен с изречением: «Руку помощи ищи прежде всего у собственного плеча». да нет
20. Друзья имеют на меня большое влияние.
21. Я всегда прав, даже если другие считают иначе.
22. Я согласен с тем, что важна не победа, а участие.
23. Прежде чем что-либо предпринять, хорошенько подумаю, как это воспримут другие.
24. Я никогда никому не завидую.
Обработка результатов
Следует подсчитать число положительных ответов в следующих позициях по указанным пунктам :
Позиция А - 1, 6, 7, 11, 13, 18, 20, 23.
Позиция B - 2, 4, 8, 10, 14, 17, 19, 22.
Позиция C - 3, 5, 9, 12, 15, 16, 21, 24.
Самый высокий показатель достигнут в позиции А : Вы имеете представление об ассертивности, но не слишком-то пользуетесь ею в жизни. Вы часто испытываете недовольство собой и окружающими.
Самый высокий показатель достигнут в позиции B : Вы на правильном пути и можете очень хорошо овладеть ассертивностыо. В принципе, вы уже сейчас способны действовать в нужном направлении. Временами ваши попытки действовать ассертивно выливаются в агрессивность. Но это неважно. Какой ученик не набивал себе шишек.
Самый высокий показатель достигнут в позиции С : Несмотря на результаты предыдущих двух подсчетов, у вас очень хорошие шансы овладеть ассертивностыо. Короче говоря, у вас сложилось мнение о себе и своем поведении, вы оцениваете себя реалистично, а это хорошая база для приобретения какого-либо навыка, необходимого при контактах с окружающими.
Наименьший показатель достигнут в позиции А : То, что вам не удается использовать многие шансы, которые дает жизнь, — не трагедия. Важно научиться жить в согласии с собой и знать, что нужно делать.
Наименьший показатель достигнут в позиции B : Ассертивности можно научиться. Как сказал С. Лек: «Тренировка — это все, даже цветная капуста — всего-навсего хорошо вымуштрованная белокочанная».
Наименьший показатель достигнут в позиции С : Вот это уже проблема. Вы переоцениваете себя и ведете не вполне искренне. Речь идет даже не столько о самообмане, сколько о том, что вы видите себя в лучшем свете... Неплохо было бы поразмыслить над собой.