Выступления

Мультимедийные технологии, как средство  формирования ключевых компетенций учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Мультимедийные технологии, как средство  формирования ключевых компетенций учащихся

В наступившей постиндустриальной цивилизации перед образованием стоит проблема подготовить современного человека к жизни в быстро меняющемся информационном обществе. Меняется  характер жизни,  возрастает роль информационной деятельности, а внутри нее - активной, самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

В  современных условиях информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий результатом обучения является новое качество личности - информационно-коммуникативная компетентность (ИКК), определенная  как  ключевая в Концепции модернизации Российского образования, которая должна стать потребностью, естественным стереотипом поведения современного человека.  
^ Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов и  приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
^ Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения. Как использовать эти средства  при разработке комплексов учебно-методических материалов? Где и в каком соотношении возможно включение различных мультимедиа эффектов по сравнению с обычным текстом? Где граница применимости мультимедиа вставок в документ? Нужны серьезные исследования этого вопроса, поскольку нарушение гармонии, меры целесообразности применения ярких вставок и эффектов может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости обучающихся, снижению эффективности работы. Это серьезные вопросы, ответы на которые позволят избежать фейерверка в обучении, сделать учебно-методический материал не просто эффектным, а эффективным.
^ Современные информационно-коммуникационные  технологии обучения - совокупность современной компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих интерактивное программно-методическое сопровождение современных технологий обучения.

Основными задачами современных информационных технологий обучения являются разработка интерактивных сред управления процессом познавательной деятельности, доступа к современным информационно- образовательным ресурсам (мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам  и другим источникам).
Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

Достижение социальной компетентности обучающихся. 
Гарантия прав граждан на качественное образование. 
Формирование ключевых (базовых) компетенций. 
Обеспечение компьютерной грамотности. 
Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. 
Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. 
Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены. 

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. 
Учитель своей деятельностью должен  создать условия для формирования следующих ключевых компетенций: 
Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым.
Информационных – владение информационными технологиями. 
Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию.
Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам. 
 Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным современным обществом.
Успешность же  школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле — это желание ребенка освоить новые знания или способы получения новых знаний.  Применение данных технологий способствуют: 
Активизации познавательной деятельности учащихся. 
Развитию вариативности мышления,  логики.
Направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.
Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются  в практической деятельности через: 
Электронные носители. (диски по образовательным предметам)
Внутришкольный образовательный ресурс. 
Использование   компьютера в предметном обучении дает  возможность  в следующих вариантах:
1. Создание условий доступности и наглядности изложения материала;
2. Повышение  мотивации и активности обучающихся,  вызываемой интерактивными свойствами компьютера. 
3. Фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

4.Использование диагностических и контролирующих материалов; 
5. Выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 
6. Использование компьютера для вычислений, построения графиков и т.д.
7.Формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных. 

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля их удобно использовать  для формирования образного представления об изучаемом объекте (Живая математика) и для индивидуальной работы с учащимися (тренажеры и контроль). 

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Для формирования данных компонентов можно использовать в процессе обучения презентации. 

Применение презентаций на уроке позволяет:

Более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся, более разнообразно проводить формы опроса на уроке, эффективнее использовать время на уроке. 
Для фронтальной работы с учащимися используют также  и внутришкольный информационно – образовательный ресурс. 


Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме
Обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. 
Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении ученик имеет всего одну попытку. Выполнив тест, ученик сразу видит результат, который показывает какой процент знаний усвоен учеником .

Такая форма работы позволила иметь оперативную информацию:
о контроле знаний учащихся, 
о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме, 
видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся. 
Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде)   у ребят формируются основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы им в будущем.
Применяя информационные технологии учителю  удается:
Индивидуализировать учебный процесс
Создать условия для развития самостоятельности учащихся. 
Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, электронный носитель СД-диски: построение схем и таблиц, построение графиков т.д.)
Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений. 
Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.
Снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам, исчезает карающая роль оценки – ее всегда можно попытаться исправить, если все повторить.
Информационные технологии повысили 
1) информативность урока, 2) эффективность обучения, 3) придали уроку динамизм и выразительность.
Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения качества знаний и повышение познавательной активности учащихся.

.