Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

Квитко Галина Николаевна

В условиях модернизации

российского образования, реализации

Национальной образовательной

инициативы «Наша новая школа»,

Концепции духовно-нравственного

развития и воспитания личности

гражданина России,

введения Федеральных государственных

образовательных стандартов второго

поколения, возрастают

воспитательные функции школы

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Роль семьи и школы в развитии морального самосознания обучающихся». январь 2014 года

Слайд 2

Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. Л. А. Кассиль

Слайд 3

Цель педсовета : поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в деятельности по развитию ребёнка. Задачи : Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и школы. Обобщить и систематизировать теоретические сведения о формах и принципах взаимодействия семьи и школы. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и школы.

Слайд 4

Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу .

Слайд 5

Что Вы ждёте от родителей своего класса? (опрос классных руководителей) взаимопомощи, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей; совместной работы над вопросами успеваемости; проявления интереса к успехам и неудачам ребёнка; ответственности за воспитание своих детей; помощи в организации внеклассных мероприятий;

Слайд 6

Как Вы думаете, что родители ждут от Вас? справедливого отношения к детям; доброты; чуткого, понимающего отношения к детям; ответственного, добросовестного отношения к своим обязанностям; поддержки детей; хорошего качества знаний; чтобы больше времени проводили с детьми; чтобы заставили и научили детей учиться; быть « второй мамой» со всеми прилагающими обязанностями (чтобы учителя полностью изолировали родителей от воспитания детей).

Слайд 7

Теоретическая часть педсовета Роль семьи в формировании нравственности. Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы.

Слайд 8

СИТУАЦИЯ 1 (работа в группах, обсуждение ситуаций) (участники: учительница, мать, сын) Мама пришла в школу по вызову учителя. Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось? Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось? Ученик молчит. Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку? Ученик. Да я не ... Мать . Ну как тебе не стыдно? Ученик. Да это не я ... Мать. Сколько можно с гобой разговаривать на эту тему? Учительница . И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются. Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести? Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись! Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу! Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали. Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.

Слайд 9

СИТУАЦИЯ 2 Учительница вызвала в школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены. Учитель . Вы совершенно перестали следить за сыном! Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым. Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу, и от нечего делать вызвала вас в школу?! Мать . А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает. Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ... Мать . Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит. Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации. Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц пег постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок. Учитель . А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте! Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас. Учитель . В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается). Мать уходит. Учитель . Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!

Слайд 10

СИТУАЦИЯ 3 Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю. Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером. Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.

Слайд 11

Ситуация 4 Учитель: Я вызвала Вас обсудить поведение Вашего сына. На школьной дискотеке он был замечен в нетрезвом виде. Мать: Не может быть… Предложите разные варианты продолжения беседы и её результаты.

Слайд 12

Ситуация 5 Учитель: Наталья Викторовна давайте поговорим о внешнем виде Вашей дочери. Мать: Вы считаете, что внешний вид Татьяны не приемлем для школы? Учитель: Конечно. Её внешний вид не соотносится с образом школьницы:пирсинг, которым она украсила лицо, блузки, которые не могут прикрыть определённые части тела. Мать: А я считаю, что это очень стильно. Сейчас вся молодёжь придерживается такого имиджа. Продолжите разговор с матерью.

Слайд 13

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договориться о встрече в другой раз. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей. Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы услышали от родителей. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, ещё с кем-то – родителей необходимо поставить об этом в известность.

Слайд 14

Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями . Готовясь к встрече с семьёй учащегося, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее. Не следует начинать разговор со следующих фраз: - У вашего ребёнка совсем плохи дела. - Ваш ребёнок совсем перестал учиться, ничего не делает. - Вы задумайтесь, скоро экзамены, а ваш, ведь, не сдаст. Перед началом разговора поблагодарите родителя за то, что пришёл. Выразите надежду, что совместными усилиями удастся справиться с возникшими трудностями. А потом уже излагайте ситуацию. В разговоре уместны следующие высказывания: Я понимаю, что трудно…. Я сама мама и знаю… Это же Ваш ребёнок, никто не знает его лучше, чем Вы. Никто не сможет помочь Вашему ребёнку, лучше, чем Вы. Предложите родителям варианты решения проблемы и обсудите их все. Вести беседу необходимо в направлении поиска путей решения проблемы, преодоления трудностей, т.е. не обсуждать, кто виноват, а решать, что делать. Каждая встреча с семьёй учащегося должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого учащегося

Слайд 15

Работа в группах. Предложите эффективные методы групповой работы с родителями и докажите их эффективность.

Слайд 16

Методы групповой работы с родителями. Родительское собрание вместе с учениками. Презентация семей, их традиций. Ролевая игра. Пресс – конференция. Собрание - спектакль, в котором участвуют дети. Родительский лекторий. Вечер вопросов и ответов. Диспут, дискуссия. Экскурсии. Праздники и т.д.

Слайд 17

Работа в группах. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы его уважали дети и родители, прислушивались к его советам. Какими качествами должен обладать родитель, чтобы воспитывать моральные качества у своего ребёнка. Какие черты учителей и родителей мешают воспитанию детей. Составить советы для родителей по успешному взаимодействию со школой в вопросах воспитания и развития у детей моральных качеств. Составить советы для учителей по успешному взаимодействию с родителями в вопросах воспитания и развития моральных качеств у детей.

Слайд 18

Какими качествами должен обладать учитель, чтобы его уважали дети и родители, прислушивались к его советам (мнение детей) Справедливость Строгость (в меру) Доброта Дружелюбие Коммуникабельность Щедрость Объективность Отзывчивость Уважение к мнению учеников Целенаправленность Понимание того, что ученик – Человек. Любить общение с детьми. Знать свой предмет Учитель – пример и идеал!!!

Слайд 19

Какими качествами должен обладать родитель, чтобы воспитывать моральные качества у своего ребёнка (мнение детей) Доброта Строгость (в меру) Терпение Понимание Справедливость Ответственность Терпимость Решительность Воспитанность Мудрость Коммуникабельность Уравновешенность Трудолюбие Уметь прислушиваться к детям Родитель должен быть другом своему ребёнку.

Слайд 20

Что мешает учителю в воспитательном и учебном процессах (мнение детей) Несправедливость Неуравновешенность, вспыльчивость Нетерпимость к мнению детей Злоба Грубость Предвзятое мнение об учениках Старый взгляд на мир Перенос своих личных проблем на учеников Скандальность Не знание учебного предмета

Слайд 21

Что мешает родителям правильно строить воспитательный процесс. (мнение детей) Непонимание детей и времени Чрезмерная любовь к детям Неумение слушать детей Высокомерие Невоспитанность Несдержанность Грубость Нервозность, истеричность Нетерпимость к чужим ошибкам Чрезмерная строгость

Слайд 22

Ребёнка учит то, что его окружает Если ребёнка часто критикуют – он учится ненавидеть. Если ребёнку часто демонстрируют враждебность – он учится быть агрессивным. Если ребёнка часто высмеивают – он становится замкнутым. Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым. Если ребёнка часто подбадривают – он учится уверенности в себе. Если ребёнка часто хвалят – он учится быть благодарным. Если с ребёнком обычно честны – он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он вырастет добрым и уверенным в себе!

Слайд 23

Стратегия успешного взаимодействия с семьей Мы должны помнить, что все семьи имеют сильные стороны. Мы должны воспринимать ошибки и недостатки семьи не как ошибки семьи, а как ошибки социальной системы в создании возможностей обучения и развитии компетентности семьи. Мы должны развивать работу с семьями на основе всего положительного, что у них есть, а не преодолевать ее недостатки. При вмешательстве в жизнь семьи мы не должны думать, что делаем это «для людей», а должны стремиться к тому, чтобы семья как можно меньше зависела от профессионалов (педагогов, психологов, социальных работников).

Слайд 24

Принципы взаимодействия семьи и школы Принцип согласия – взаимная договорённость о поддержании благоприятных для развития ребёнка условий. Принцип сопряжения – последовательное соотнесение единых требований к ребёнку в школьной и семейной сфере его жизнедеятельности. Принцип сопереживания – взаимное выражение расположенности друг к другу, проявление доброжелательности и знаков внимания. Принцип сопричастности – взаимная практическая забота об улучшении условий жизнедеятельности ребёнка. Принцип содеянности – реальные совместные практические действия, содействующие счастливому развитию ребёнка.

Слайд 25

Удовлетворённость родителей жизнедеятельностью ОУ (насколько ОУ воспитывает в детях следующие качества) начальная школа средняя школа аккуратность 3,8 3,6 Дисциплинированность 4,0 3,8 Ответственность 4,3 4,4 Воля 3,8 3,5 Хорошие манеры поведения 3,8 3,7 Жизнерадостность 4,0 3,6 Образованность 4,3 4,4 Ум 3,9 4,2 Высокие жизненные запросы 3,7 3,5 Самостоятельность 4,0 4,3 Честность 4,3 4,2 Доброта 4,0 4,3 Чуткость 3,6 3,7 Справедливость 3,9 4,1 Терпение 3,9 3,8 Средний балл 4,0 3,95 2007-08 уч. год 3,9 3,8 Вывод : Родители удовлетворены работой школы по формированию у детей поведенческих, морально-психологических качеств (уровень удовлетворённости – более 3 баллов)

Слайд 26

Цветограмма педсовета актуальность новизна полезность интерес Каждая группа должна оценить все параметры и закрасить графу цветным карандашом. Красный – высокая оценка. Синий – средняя оценка. Зелёный – низкая оценка.

Слайд 27

Решение: 1. Принять выработанные принципы эффективного взаимодействия семьи и школы в деятельности по развитию личности ребенка за основу в своей деятельности каждому учителю. 2.Продолжать проводить внеклассные и общешкольные мероприятия с участием родителей: родительские собрания, деловые игры, конкурсно-игровые программы и т. п. 3.Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями.