Основы православной культуры
- Презентация "Пасха" предназначена для модуля ОРК и СЭ "Основы православной культуры". Вторая часть урока носит практический характер. Дети с помощью разнообразного материала( бисер, блёстки, цветные ленточки, нитки и т.д.) под колокольный звон раскрашивают своё пасхальное яйцо. Во второй части перезентации на предпоследнем слайде необходимо включить колокольный звон, дети выполняют практическую работу;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока "Пасха" | 20.24 КБ |
Пасха. Часть первая. | 1.8 МБ |
Пасха. Часть вторая. | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа посёлка Кобра
Нагорского района Кировской области
Районный конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
План-конспект урока
по основам религиозных культур и светской этике
в 4 классе «Пасха»
Основы духовно-нравственной культуры
народов России
Учебник «Основы православной культуры» для 4-5 класса
автор А.В. Кураев.
Автор-разработчик урока-
Рычкова Екатерина Анатольевна,
Учитель истории и обществознания
2013-2014 учебный год
Конспект урока по теме: «Пасха».
ФИО участника | Рычкова Екатерина Анатольевна |
Должность | учитель истории и обществознания |
Место работы | МКОУ СОШ п. Кобра, Нагорского района Кировской области |
Контактный телефон | 8 922 932 39 44 |
REARAG@mail.ru | |
Название методической разработки (тема, класс) | Урок по основам религиозных культур и светской этике в 4 классе по теме «Пасха» |
Технологическая карта урока:
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приёмы и методы данной фазы |
Стадия вызова | Вызов уже имеющихся знаний; задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ. | Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме; задают вопросы, на которые хотят получить ответы после домашнего осмысления материала. | Вопросы учителя: -Как Бог стал человеком? -Почему Христос не уклонился от казни? -Что Вы знаете о символике креста? |
Стадия осмысления | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией. | Читают или слушают текст, используя предложенные педагогом слайды; отвечают на, поставленные педагогом, вопросы. | Чтение текста учителем; вопросы учителя: -Ребята, что ещё могло и может угрожать людям? (весь перечень вопросов изложен по ходу урока) |
Стадия рефлексии | Творческая переработка; проведение выставки работ учащихся. | Отвечают на вопросы; систематизируют знания, полученные на уроке; просматривают результаты практической работы; дают собственную оценку урока в рисунке. | Вопросы учителя. Ответы на поставленные вопросы. |
Цель урока: способствовать формированию интереса к истории православной культуры нашей Родины.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить с обычаями и традициями православной церкви - празднованием Светлой Пасхи.
Развивающая: развивать художественный вкус, внимание, творческие способности, инициативу, уверенность в своих силах, умение действовать самостоятельно.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к русским обычаям и православным праздникам, к семейным ценностям и преемственности поколений.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: лекция-диалог.
Методы урока: методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся; методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала.
Методы контроля: устный опрос, практическая работа.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, фломастеры, бисер, ленточки, иголки, нитки, клей, яйца.
Рассказ новой темы сопровождается показом слайдов по щелчку.
Практическое занятие сопровождается мелодией колокольного звона.
Ход урока.
1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствия детей на уроке, заполнение журнала).
2.Проверка домашнего задания и ранее усвоенных знаний.
( фронтальный опрос учащихся)
-Как Бог стал человеком?
-Почему Христос не уклонился от казни?
-Что Вы знаете о символике креста?
(ответы учащихся)
3.Сообщение темы урока (Слайд №1).
- Вы узнаете (Слайд №2).
Самоопределение (спланированные действия педагога по включению учащихся в осознанную деятельность)
4.Восприятие и осмысление знаний.
Начинается лекция-диалог (учитель переключает слайды по щелчку, излагает материал, задаёт вопросы учащимся, они отвечают)
Слайд №3 (Воскресение Христово)
Слайд №4 (Однажды к мальчику…)
Слайд №5 (Значение имени «Иисус»)
- Ребята, что ещё могло и может угрожать людям?
(ответы учащихся)
- Что такое «потеря души и потеря Бога»?
(ответы учащихся)
Слайд №6 (Борьба со злом и смертью… Вера)
Слайд №7 (Дата и символика Пасхи)
- Что такое день весеннего равноденствия?
(ответы учащихся)
- Какие ассоциации вызывает у Вас весна?
(ответы учащихся)
Слайд №8 (Праздничная служба)
Слайд №9 (Стихотворение)
-(имя ученика) нам расскажет стихотворение о Пасхе
Слайд №10 (Христосование)
- Приветствуйте ли Вы так друг друга в Пасху?
(ответы учащихся)
Слайд №11 (Пасхальное яйцо)
Слайд №12 (Символика цвета)
-А как Вы окрашиваете яйца дома?
(ответы учащихся)
Слайд №13 (Традиционные способы окрашивания яиц)
- Ребята, обратите внимание на способ №2 и №4.
-Кто использует другой способ дома?
(ответы учащихся)
Слайд №14 (Пост)
Слайд №15 (Кулич, пасха, яйца)
- Выпекают ли Ваши мамы кулич?
(ответы учащихся)
- Готовят ли Пасху (творожное блюдо)?
(ответы учащихся)
Слайд №16 (В храме в дни Пасхи)
- Бывали ли Вы в храме в день праздничной службы?
(ответы учащихся)
5.Обобщение и систематизация знаний.
Слайд №17 (Вопросы и задания)
(ответы учащихся)
6.Практическая работа.
- Сейчас мы с Вами отправимся в творческую мастерскую и попробуем из обычных яиц сделать пасхальные. Устроим небольшую выставку в конце урока. Только помните о Т.Б. при работе с иголкой и ножницами.
(Ребята уходят в творческую мастерскую, которая находится в конце кабинета. Берут всё необходимое для оформления своего пасхального яйца и возвращаются на свои рабочие места. Начинают выполнять практическую работу)
Слайд №18 (На данном слайде включается мелодия колокольного звона)
7. Подведение итога урока.
Выставка работ учащихся.
- Ребята, посмотрите, какие у Вас получились замечательные пасхальные яйца!
Слайд №19 (Слово учителя…)
Проведение рефлексивного блока.
- Ребята, понравился ли Вам урок? (ответы учащихся)
- У каждого может быть своё мнение. Вы его можете выразить с помощью рисунка.
- Нарисуйте на листочках мордочку человечка. Если урок понравился- лицо с улыбкой, если не очень- с прямой линией, если не понравился- лицо печальное.
(Учитель раздаёт листочки, ребята рисуют мордочки и сдают)
8.Домашнее задание.
- Домой запишите параграф 8, страницы 28-29.
- Спасибо всем за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы узнаете: Что воскресенье не только день недели. Что такое Пасха. Как празднуют Пасху.
Знакомое вам слово «воскресенье» связано именно с Иисусом Христом. Древний славянский корень « крес » означает «жить», «сиять», «сверкать». Воскресение- день возобновления жизни. Ученики и друзья Христа были поражены тем, как изменилось Его тело. Они рассказывали, что тело Христа стало сияющим, как бы воздушным, неподвластным силе земного притяжения. Он мог мгновенно появляться и исчезать, проходить сквозь стены и закрытые двери. Христиане верят, что с ними однажды произойдет то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Воскресение Христово. Икона.
Однажды к мальчику, который ничего не слышал о христианах, в день Пасхи обратился прохожий: «Братишка, Христос воскресе !» Парень растерялся. Он не очень понял, о чем ему говорят и чего от него ожидают. Но он понял, что ему пожелали чего-то доброго. И поэтому ответил: «И Вам того же!» И он оказался прав. Потому что самое главное, чего желал бы православный, - чтобы и он, даже пройдя через кончину, все же воскрес. Как это было с Христом.
Имя ИИСУС значит Бог Спасает. Христос именуется Спасителем (Спасом) потому, что на крест Он пошел ради спасения людей. Что угрожало тогда людям? То же, что и сегодня: смерть, потеря души, потеря Бога.
Все зло, которое было, есть и будет в человеческой истории, Христос вызывает на бой. Он «берет на себя грехи мира». Библия говорит, что смерть человека- это следствие его греха. Христос же, в котором не было греха, не мог стать добычей для смерти. Поэтому, приняв смерть, Христос в Себе ее победил. И воскрес! Христиане верят, что однажды Бог всех вернет к жизни.
Каждый год Пасха приходится на разные даты. Время этого праздника определяется так: за отправную точку берется день весеннего равноденствия (21 марта). Затем люди смотрят на ночное небо и ждут полнолуния, И то воскресенье, которое последует за первым весенним полнолунием, и называется Пасхой. Символика этого праздника ясна: весна- это время победы жизни и света. После весеннего равноденствия день становится длиннее ночи, но и ночь в полнолуние самая светлая. Как оживающий мир природы в это время залит живительным светом, так и Пасха Христова наполняет своим светом души.
Особо торжественно отмечается то весеннее воскресенье, которое так и называется- ПАСХА ХРИСТОВА (слово «пасха» в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление»). Для встречи Пасхи люди собираются в храмах. Самая торжественная часть праздничного богослужения- пасхальная полночь. Священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма (это называется «крестный ход») и поют радостные пасхальные гимны. Главный пасхальный гимн, в переводе на современный русский язык, звучит так: «Христос воскрес из мертвых, победив своей смертью смерть, и прежде умершим даровал жизнь!»
Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес... Христос воскрес! Христос воскрес! С полей уж снят покров снегов, И реки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Вот просыпается земля, И одеваются поля! Весна идет, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! ( А. Майков )
Б. Кустодиев. Христосование. На Пасху все приветствуют друг друга дружеским поцелуем. Это называется «похристосоваться». Сказал «Христос воскресе », подарил яйцо и три поцелуя в щечки. В ответ на «Христос воскресе !» принято отвечать: «Воистину воскресе !». Причем детям разрешается очень громко выкрикивать эти слова даже в храме.
Г лавный подарок этого праздника- пасхальное яйцо. И з яйца появляется новая жизнь, поэтому оно стало символом воскресного праздника. Х ристиане расписывают яйца, красят их в разные цвета, а затем дарят родным и друзьям.
Очень важно красить яйца в определенный цвет. Красный цвет- знак счастья; Желтый- знак солнца; Зеленый- знак жизни; Голубой- знак неба; Синий- цвет ночи и таинства; Коричневый- цвет земли.
Традиционные способы окрашивания яиц Перед началом окрашивания яйца рекомендуется обезжирить, вымыв их с пищевой содой, и сварить вкрутую в подсоленной воде, чтобы они не потрескались. 1-й способ: отварить в течение 30 минут луковую шелуху в достаточном количестве воды, процедить и положить в отвар сваренные яйца и держать их на маленьком огне до получения нужного цвета. 2-й способ: обезжиренные яйца обмотать цветными линяющими нитками или кусочками ткани, обернуть марлей, чтобы нитки и ткань хорошо держались, и варить не менее 10–20 минут до получения мраморного рисунка. 3-й способ: окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать, пока они не остыли. 4-й способ: окрашивание яиц “в крапинку”. Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. 5-й способ: березовыми листьями. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой березы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, отпустить в теплый настой, варить 10 мин. после кипения, вынуть и остудить. 6-й способ: соками различных плодов и овощей. Для этого способа требуются уже вареные яйца. Яйцо натирается соком (свекольным, морковным). После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.
П осле ночной пасхальной службы христиане садятся за праздничный стол. Л юди, которые серьезно относятся к своей вере, долго готовятся к этому празднику. П очти два месяца до П асхи православные христиане постятся: не едят мяса, яиц, молока. И сегодня во дни поста христиане стараются меньше развлекаться и больше времени посвящать молитве, добрым делам.
Зато на Пасху- пир горой! На стол подаются крашеные вареные яйца, кулич и творожное блюдо, которое названо в честь праздника,- пасха. Поскольку к Пасхе готовились сорок дней, то и празднуют ее тоже сорок дней подряд.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всю неделю после пасхальной ночи праздничная служба продолжается по утрам, причем дети могут участвовать в шествии крестного хода. Более того, именно в эти пасхальные дни у ребят есть возможность ударить в настоящий огромный колокол. Во многих храмах в первые семь дней Пасхи открыт доступ на колокольню, и любой человек может подняться и позвонить в колокола.
в опросы и задания. Как вы поняли, почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? Что такое Пасха? Как христиане приветствуют друг друга в пасхальные дни? В чем состоит христианский пост? Как празднуют Пасху?
-Дорогие ребята, пусть на нашем пути встречается много людей, которым бы мы хотели сказать «Христос воскрес!» и в ответ услышать «Воистину воскрес!». Пусть праздник Пасхи вызывает у всех людей нашей страны и мира только добрые воспоминания. Пусть щедрым будет всегда праздничный пасхальный стол, а колокольный звон церквей будет таким же радостным и торжественным как воскрешение господа нашего Иисуса Христа.