Моя методическая тема

Рычкова Екатерина Анатольевна
  • Компетентностно-ориентированный подход в обучении;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Целевая направленность педагогической деятельности, ее исходные теоретические основы.

Тема: «Компетентностно- ориентированный подход на уроках истории».

Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся: достижение социальной компетентности обучающихся; гарантия прав граждан на качественное образование; формирование ключевых компетенций; обеспечение компьютерной грамотности.

В процессе разработки компетентностного подхода исследователи уточняют основные понятия: «компетенция» и «компетентность». Компетенция-это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность- это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетенции: коммуникативные(умение вступать в диалог с целью быть понятым); информационные( владение информационными технологиями); социальные( умение жить и работать в коллективе); атономизационные( способности к самоопределению и самообразованию); нравственные( способности жить по общечеловеческим нравственным законам).

Они рассматриваются как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и счастливым.

 История- наука социальная. Социальная компетентность определяет весь жизненный путь человека: ориентацию на поиск продуктивных смыслов жизни, успешность карьеры, включение в социум, создание семьи, способность к социальной мобильности, эффективно решать проблемы в процессе взаимодействия с обществом. К социальным компетенциям относятся умение вести диалог, способность брать на себя ответственность, предупреждать конфликты.

Информационные технологии стали неотъемлимой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Метод учебного проекта- это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и другие методики. Участие в предметной проектной деятельности позволяет формировать способность брать ответственность на себя, совместно принимать решения, извлекать пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самостоятельно своим обучением, учиться отстаивать свое мнение и т.д.

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Игра помогает совершенствовать мышление, внимание, творческое воображение. А также формирует социальные компетенции: умение работать в команде, ответственность за общий результат. Помимо этого они позволяют проверить предметные знания, коммуникативные навыки, адекватность самооценки и уровень притязаний.

Организуя на уроках работу с тестами, я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам и в завтрашней «взрослой» жизни.

Время движется вперед, меняются взгляды на жизнь, образование, меняются приоритеты, социальный заказ общества, поэтому педагогу всегда есть с кем работать и над чем работать.

           Тема: «Урок в компетентностно- ориентированном режиме».

Сейчас приоритет отдается компетентностно- ориентированному обучению. Главная цель российской образовательной политики- обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Компетентность педагогов- профессионально- личностная характеристика, которая определяется готовностью и способностью педагогов выполнять профессионально- педагогические функции в соответствии с принятыми в социуме на настоящий момент нормами и стандартами. Поскольку одним из результатов образования должна быть компетентность, то компетентность педагогов- необходимое условие для формирования и развития компетентностей обучающихся. Компетентность педагогов и обучающихся формируется и развивается только в действии.

Урок в компетентностно- ориентированном режиме.

Хотя понятие «урок» как учение в назначенный час вошло в обиход с 15 века, но и в настоящее время незыблемым остаются такие его основы, как: наличие дидактических целей; закономерности усвоения знаний, умений и навыков обучающимися; активная деятельность обучающихся.

Использование современных педагогических технологий обучения школьников и управление их познавательной деятельностью привели к трансформации урока как формы организации учебного процесса в учебное занятие. Учебное занятие можно рассматривать как форму организации обучения, включающую в себя урок, факультатив, занятие факультативного курса, классный час и т.д. Важно, чтобы все учебные занятия выполняли свою главную функцию- способствовали целостному развитию личности школьника и выступали пространством профессионально- личностного роста педагога. В современной школе урок по- прежнему остается основной формой обучения.

Ход урока: восприятие; осмысление; запоминание; применение; обобщение и систематизация знаний.

Педагогические технологии, используемые при компетентностно- ориентированном обучении.

Педагогическая технология- это специально организованный процесс взаимодействия учителя и ученика, направленный на совместное планирование, организацию и коррекцию деятельности. Цель технологии- образовательный результат.

Технология

Содержание

Дифференцированного

обучения

Обеспечение усвоения учебного материала каждым учеником в зоне ближайшего развития на основе его субъективного опыта. Это позволяет учителю уделять внимание каждому ученику.

Модульного обучения

Цель: содействие развитию самостоятельности обучающихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки материала. Большая роль отводится самостоятельной работе.

Группового и коллективного обучения

Помочь ребенку работать во взаимодействии со своими одноклассниками

Проектная деятельность

Цель спроектирована на определенный результат и деятельностный подход в ее достижении

Игровая. Деловая игра

Применение обучающимися каких либо ролей на себя

Личностно- ориентированное обучение

Принципы: гуманизации, соблюдение интересов ребенка

Далее мной планируется  совершенствовать данную направленность педагогической деятельности.