Учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса

Учет индивидуальных особенностей обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика младших школьников.

Изучение личности младших школьников.

1. Методика "Если бы ты был волшебником. Если бы у тебя была волшебная палочка"

 Цель: изучение желаний младших школьников. Порядок исследования. Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Выбор одного желания лучше не предлагать, так как младшим школьникам еще очень сложно выбрать самое-самое главное желание. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: для себя, для других. Ответы второй группы можно уточнить: для близких, для людей вообще.

2. Методика "Цветик-семицветик"

Цель: диагностика желаний детей. Оборудование: цветик-семицветик из бумаги. Порядок исследования. Дети читают (вспоминают) сказку В.Катаева "Цветик-семицветик". Возможен просмотр мультили диафильма. Каждому вручается приготовленный из бумаги цветик-семицветик, на лепестках которого они записывают свои желания. Лепестки с желаниями дети могут вручить тем, кому они адресованы. Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу; сгруппировать: материальные (вещи, игрушки и т.п.), нравственные (иметь животных и ухаживать за ними), познавательные (научиться чему-то, стать кем-то), разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

3. Методика "Радости и огорчения" (методика незаконченных предложений)

Цель: выявление характера, содержания переживаний младших школьников. Порядок исследования. Возможны следующие варианты методики:

 1. Ребятам предлагается дополнить два предложения: "Больше всего я радуюсь, когда...", "Больше всего я огорчаюсь, когда...".

 2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет символ: солнце и тучу. Дети в соответствующей части листа рисуют свои радости и огорчения.

 3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой - об огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

 4. Предлагается ответить на вопрос: "Как ты думаешь, что радует, а что огорчает твоих родителей, учителя?" При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью, с жизнью коллектива (группы, класса, кружка и т.д.).

Полученные результаты дадут представление о стержневых интегральных свойствах личности ребенка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, доминирующих мотивах поведения и действий

4. Методика "Кем быть?"

Цель: выявление интереса детей к профессиям, разным работам, мотивов их выбора. Порядок исследования. Ребятам предлагается: а) нарисовать, кем бы они хотели стать в будущем, под рисунком сделать подпись; б) написать мини-рассказ "Кем я хочу стать и почему?"; в) написать рассказ на тему: "Моя мама (папа) на работе".

 Обработка полученных материалов может вкючать классификацию профессий, классификацию мотивов их выбора, сравнение рисунков, ответов, письменных работ, выявление влияния родителей на выбор профессии.

5. Методика "Мой герой" 

 Цель: определение тех образцов, которые имеет ребенок, которым хочет подражать. Порядок исследования. Данная методика может проводиться в нескольких вариантах.

 1. Детям предлагаются вопросы (устно, письменно): - на кого ты хотел бы быть похожим сейчас и когда вырастешь? - есть ли в классе ребята, на которых ты хотел бы походить? Почему? - на кого из знакомых, героев книг, мультфильмов ты хотел бы походить? Почему?

 2. Предложить детям выбрать, на кого они хотели бы походить: на папу, маму, брата, сестру, учительницу, товарища, знакомого, соседа.

 3. Сочинение-рассказ (сказка) "Я хочу быть, как..."

Обработка результатов. При анализе результатов обратить внимание не только на то, кто становится примером для подражания, но и почему именно этот выбор сделан школьником.

6. Методика "Выбор"

Цель: выявление направленности потребностей. Инструкция испытуемому. "Передставь себе, что ты заработал (тебе дали) ... рублей. Подумай, на что бы ты потратил эти деньги?"

Обработка результатов. При анализе определяется доминирование духовных или материальных, индивидуальных или общественных потребностей.

7. Методика "Составление расписания на неделю" С.Я.Рубинштейн в модификации В.Ф.Моргуна

Цель: диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом. Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в школе будущего. Это такая школа, где дети могут сами составлять расписание уроков. Перед тобой лежит страничка из дневника этой школы. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки можно писать какие хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашей школы будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание уроков в классе. Это расписание сравнивают с расписанием "школы будущего", составленным каждым учеником. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения ученика к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

8. Методика "Неоконченные предложения" М.Ньюттена в модификации А.Б.Орлова

Цель: диагностика мотивации учения. Порядок исследования.

Экспериментатор зачитывает начало предложения и сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник. Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально. Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения, а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.

1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...

 2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...

 3. Больше всего я люблю, когда учитель...

 4. Больше всего я не люблю, когда учитель...

 5. Больше всего мне школа нравится за то, что...

 6. Я не люблю школу за то, что...

 7. Мне радостно, когда в школе...

 8. Я боюсь, когда в школе...

 9. Я хотел бы, чтобы в школе...

 10. Я не хотел бы, чтобы в школе...

 11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...

 12. Если я невнимателен на уроке, я...

 13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...

 14. Когда мне что-нибудь непонятно при выполнении домашнего задания, я...

 15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...

 16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...

 17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...

 18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...

 19. Мне всегда интересно, когда на уроках...

 20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...

 21. Если нам не задают домашнего задания, я...

 22. Если я не знаю, как решить задачу, я...

 23. Если я не знаю, как написать слово, я...

 24. Я лучше понимаю, когда на уроке...

 25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...

Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 - вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 - личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители, влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение соци альных и познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным учебным предметам и их содержанию).

Если окончание предложения не содержит выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются между собой, и делается окончательный вывод по данному показателю.

Изучение самооценки младших школьников.

Модификация методики Дембо-Рубинштейн.

Цель: исследование самооценки учащегося. Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами: "рост", "доброта", "ум", "справедливость", "смелость", "честность", "хороший товарищ" (перечень качеств можно изменить).

Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому: "Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качест ва), в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь черточкой."

После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме роста), вяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии по определенному качеству. Ответы ребенка записываются.В беседе, таким образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.

Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке, поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.

 Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой. В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности (0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается, она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.

Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний уровень самооценки данного ученика.

Диагностика познавательных процессов младших школьников.

Внимание младших школьников.

1. Методика "Изучение переключения внимания"

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания. Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку; секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа : а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного - в убывающем (например, 1 - черная, 12 - красная, 2 - черная, 11 - красная и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

2. Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста "Корректурная проба", секундомер.

Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экзаменатор выдает ему бланк "Корректурной пробы" и разъясняет суть по следующей инструкции: "На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы "к" и "р" и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно". Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой - ключом к тесту. Подсчитываются общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.

 Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле K= m:n * 100 %, где К - точность, n - количество букв, которые необходимо было n вычеркнуть, m - количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

3. Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

Память младших школьников.

1. Методика "Определение типа памяти"

 Цель: определение преобладающего типа памяти.

 Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.

Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемо a го можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.

 Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

2. Методика "Изучение логической и механической памяти"

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

Второй ряд:

кукла – играть

курица – яйцо

ножницы – резать

лошадь – сани

книга – учитель

бабочка – муха

снег – зима

лампа – вечер

щетка – зубы

корова – молоко

жук – кресло

компас – клей

колокольчик – стрела

синица – сестра

лейка – трамвай

ботинки – самовар

спичка – графин

шляпа – пчела

рыба – пожар

пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интер вал между парой - пять секунд).

После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

 Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 2

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-

шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-

шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

Мышление младших школьников.

1. Методика "Простые аналогии"

Цель: исследование логичности и гибкости мышления.

 Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

1. Бежать Кричать

 стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

 2. Паровоз Конь

 вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

 3. Нога Глаза

 сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

 4. Коровы Деревья

 стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

 5. Малина Математика

 ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

 6. Рожь Яблоня

 поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

 7. Театр Библиотека

 зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

 8. Пароход Поезд

 пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

 9. Смородина Кастрюля

 ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

 10. Болезнь Телевизор

 лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

 11. Дом Лестница

 этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

 Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления свидетельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем 6-7 ответов, о достаточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

2. Методика "Исключение лишнего"

Цель: изучение способности к обобщению. Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

 1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

 2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

 3. Собака, лошадь, корова, лось.

 4. Стол, стул, пол, кровать.

 5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

 6. Очки, глаза, нос, уши.

 7. Трактор, комбайн, машина, сани.

 8. Москва, Киев, Волга, Минск.

 9. Шум, свист, гром, град.

 10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

 11. Береза, сосна, дуб, роза.

 12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

 Порядок исследования. Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

Обработка и анализ результатов.

 1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).

 2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).

 3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.

 4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

 Ключ к оценке результатов. Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями; хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним; средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием; низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

4. Методика "Изучение саморегуляции"

Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.

 Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.

 В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания ( характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности ( старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

 Обработка и анализ результатов. Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

3 уровень. Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

Воображение младших школьников.

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение. 

Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.

 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.

 3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).

 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кру жок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).



Предварительный просмотр:

Методика "Карта одаренности" Хаана и Каффа (5-10 лет)


Общая характеристика: Эта методика создана на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было "выброшено" несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен "лист опроса", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.


Инструкция: 
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму — во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 10-15 минут. Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов 
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.) в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки и др.)
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.

Методика рассчитана на выполнение основных функций: 
Первая и основная функция — диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку "портрет" развития его дарований.
Вторая функция — развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Обработка результатов: Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
  • творческая (2-й столбец листа ответов);
  • академическая (3-й столбец листа ответов);
  • художественно изобразительная (4-й столбец листа ответов);
  • музыкальная (5-й столбец листа ответов);
  • литературная (6-й столбец листа ответов);
  • артистическая (7-й столбец листа ответов);
  • техническая (8-й столбец листа ответов);
  • лидерская (9-й столбец листа ответов);
  • спортивная (10-й столбец листа ответов)

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Лист ответов Ф.И. ребёнка _______________________ класс____________
ФИО диагностируемого _____________________________статус_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Лист ответов Ф.И. ребёнка _______________________ класс____________
ФИО диагностируемого _____________________________статус_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Лист ответов Ф.И. ребёнка _______________________ класс____________
ФИО диагностируемого _____________________________статус_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80


Лист ответов Ф.И. ребёнка _______________________ класс____________
ФИО диагностируемого _____________________________статус_________________

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

 



Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ   АКТЕРСКИХ   СПОСОБНОСТЕЙ

        Повышению художественного уровня самодеятельного театра способствует решению проблем, связанных с улучшением и совершенствованием всех форм и средств творческого и воспитательного процесса в театральных коллективах.

        Ведущую роль в выявлении и развитии творческой индивидуальности самодеятельных актеров занимает комплексный тренаж.

        Методические рекомендации, предлагаемые здесь для актеров, непрофессиональных и полупрофессиональных коллективов, направлены на развитие специальных способностей расширение диапазона творческих данных. Выявление и развитие творческой одаренности актеров самодеятельного театра имеет свои особенности и включает в себя:

I.   Определение  общеличностных  свойств:

  • морально-психологических установок (мировосприятия, мировоззрения, идейно-политических убеждений);
  • жизненного   и   профессионального   опыта;
  • индивидуально-психологических свойств личности (эмоционально-волевых, интеллектуальных характеристик).

II.   Для  самодеятельных  актеров:

  • эмоциональная возбудимость: способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств;
  • диапазон сценической заразительности, обаяние, мягкость;
  • творческое   воображение;
  • способность   к  импровизации;
  • пластическая   выразительность;
  • музыкальные,  речеголосовые  и ритмические данные.

Основным акцентом  в определении степени одаренности являются:

 Эмоциональная возбудимость, способность к мгновенному и непосредственному восприятию событий и предлагаемых обстоятельств и диапазон артистической заразительности - у исполнителей.

Для обнаружения перечисленных способностей применяются три группы художественных тестов теоретического и практического характера. Каждое упражнение, задание, тест должны нести в себе «вызов», ставящий испытуемого перед необходимостью раскрытия его творческого «Я».

Предлагаемые здесь упражнения, своеобразные художественные задания-тесты адресованы, участникам самодеятельных театральных коллективов для обогащения и обновления их тренажа.

Для определения степени одаренности посредством предлагаемых художественных тестов может быть использована следующая оценочная шкала:

1. Способность воспринять  НЕОБЫЧНОЕ  в  ОБЫЧНОМ (или непосредственность).

2. Уникальное, ОРИГИНАЛЬНОЕ решение (ответ) или стереотипное.

3.  Яркость, ГЛУБИНА или ПОВЕРХНОСТНОСТЬ решений (восприятий,   суждений).

4. ПОЗИТИВНОЕ (или НЕГАТИВНОЕ начало, лежащее в основе решения).

5. МЫШЛЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ содержания задания (или очень отдаленное ассоциирование).

6. МЫШЛЕНИЕ С ОБРАЗНО - АССОЦИАТИВНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ (или буквальное).

7. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, завершенность решения (или фрагментарность).

8. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАКЦИЯ на восприятие задания и в течение его исполнения:

  • отсутствие   (или слабая);
  • незначительная   (или средняя);
  • бурная   (или сильная).

Каждое тестовое задание в разных вариантах может быть повторено несколько раз и затем оценено по данной шкале. Руководствуясь необходимостью, испытуемым может быть предложено неограниченное количество художественных заданий и тренингов. Надежность общих результатов тренажа повышается от количественного увеличения упражнений в нем. Время, отпущенное на каждое задание, упражнение, строго не лимитируется. Предложенные здесь задания, упражнения, тесты становятся эффективным средством выявления и развития творческой индивидуальности испытуемого только в совокупности с практическим участием в творческих роботах и спектаклях.

1. ВЫЯВЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

И  ФАНТАЗИИ

«Воображение — это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях... По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное... Активное воображение может быть творческим и воссоздающим. Возникшее в труде творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию». Творческое воображение вызывает образы на основе реальных жизненных восприятий, преломленных в субъективном сознании. Богатая индивидуальная фантазия активизирует творческий процесс, направляет выразительные средства режиссера, возбуждает эмоционально чувственное восприятие, рождает образное решение. Даже самый сильный порыв фантазии и активного творческого воображения по отношению к решению определенной художественной задачи необходимо рассматривать в соотношении и сопоставлении с явлениями окружающей действительности. Отсутствие интересной, фантазии и яркого природного воображения (или их явная недостаточность при. проверке) - профессиональная непригодность.

        Поэтому очень важно определить, есть ли у испытуемого яркие ассоциативные и образные решения, выявить характер его природного воображения, эмоциональную память, самобытную фантазию.

 «Фантастика»

        Рассказать фантастическую историю на предложенную тему. (Например: «Встреча с инопланетянином», «Таинственная находка», «Ночные полеты», «Летающий саквояж» и т. д. и т. п.). История должна быть короткой, 25-30 предложений (в пределах 4-5 минут). Рассказать без подготовки, спонтанно.

        Оценивается за оригинальность и содержательность сюжета, неожиданность событий, целостность, эмоциональную насыщенность. Учитывается спонтанность сочинения, время (соответствие временному лимиту).

        (Кроме характера фантазии и творческого воображения задание выявляет яркость видения, литературные способности, эмоциональную заразительность и т. д.).

«Сказка»

        Рассмотреть репродукцию картины художника-сказочника. Придумать короткую сказку. Показать фрагмент сказки в этюде. При отборе репродукций можно использовать иллюстрации к малоизвестным сказкам, фотографии или картинки с фантастическим сюжетом. (Например, могут быть использованы: иллюстрации к сказкам В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, Э. С. Гороховского или других).

        Положительно оцениваются:  оригинальный сюжет, соответствие жанру,  яркость  образов,  адекватность  содержания этюда - картине-стимулу,  количество изобретательных  режиссерских   находок.

        (Кроме особенностей индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, юмор, чувство композиции, зрелищности, способность мыслить действенными, событийными категориями, ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение и др.).

«Психологический портрет по фамилии»

        Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Испытуемый описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул).

        Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию. (Например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, , Страдалина, Губа и т. д.),

        Оригинальная характеристика внутреннего мира и внешнего облика человека, целостное единство деталей и психологических подробностей поведения, наличие ярких неповторимых особенностей — положительное качество портретного описания. (При ответе следует обратить внимание на характер отношения испытуемого к воображаемому им человеку: позитивный или негативный).

        В практике экспериментального тренажа были случаи, когда помимо конкретного задания, испытуемые предлагали рисунки человека, возникшего в их воображении. Иногда их активное творческое воображение приводило к практическому показу отдельных деталей, привычек, психологических подробностей поведения воображаемого человека и т. д. Иногда описание было настолько подробным, увлекательным, достоверным, что возникал целостный образ, яркая история жизни.

        Данное  задание полезно предлагать  испытуемому 2-3 раза  (на   разные   фамилии-стимулы). (Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ассоциативно-образное мышление, природную наблюдательность, знание человеческой психологии, ощущение стиля, пластическое видение, способность к анализу и синтезу и др.).

«Закончи  сказку»

Предлагается прослушать начало сказки, а затем продолжить ее разными способами:    

  • мелодией;
  • рисунком  (фрагмент);
  • этюдом  (фрагмент);
  • рассказом.

Сказка должна быть короткой, не более 14-15 предложений.

Ответы-решения оцениваются положительно за логику сюжета, неожиданные события, оригинальность развязки, соблюдение жанра, яркость образов, эмоциональную насыщенность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля и чувство жанра, способность к импровизации, пластическому видению, ощущению синтетической природы театра, обнаруживает дополнительные творческие способности).

«Свободная импровизация»

(задание  М.   А.   Захарова)

Задание группе участников рассмотреть экспозицию (организованную из деталей декораций, бутафории и реквизита). В соответствии со смыслом экспозиции каждый из исполнителей импровизационно включается в сценическое действие, не обговаривая совместно замысел этюда. Через каждые 30 - 40 секунд в импровизационное действие поочередно включаются новые исполнители, интуитивно разгадав цель и смысл предыдущего действия. В итоге должна  возникнуть  групповая импровизация, в которой каждый исполнитель  находит оправдание возникающим поступкам и действиям, ищет интересные пристройки,  приспособления,  индивидуальную логику поведения. Этюд-импровизация заканчивается только по сигналу  руководителя.

Чем больше, разнообразнее, неожиданнее ходы и повороты в сюжетном движении, интереснее конфликты, тем ярче и содержательнее получится импровизация.

Оценивается оригинальность действий, соответствие общему замыслу, количество неожиданных ходов, эмоциональная насыщенность.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает художественную интуицию, ощущение стиля, чувство жанра, способность мыслить действенными, событийными, пространственно-временными категориями, наблюдательность, понимание структуры целого, наличие актерских задатков и др.).

«Изобретатель»

Предлагается   придумать   (изобрести):

  • новое слово, несуществующее в русском языке, дать ему смысловую характеристику;
  • новый предмет, не имеющий аналога в обиходе человека, дать ему название, характеристику практического использования;
  • новую несуществующую профессию, необходимую в будущем; дать ей характеристику, объяснить значение и цель.

Положительно оценивается оригинальность мышления, новизна, практическая значимость «изобретения».

(Кроме глубины индивидуальной фантазии и характера творческого воображения, задание обнаруживает гибкость, подвижность и остроту мышления, природную наблюдательность, способность к изобретению, конструированию новых идей, пространственно-временному восприятию и др.).

«Фантазия»

Сочинить короткий рассказ-фантазию. Исходным моментом, стимулом может явиться:

  • предмет (например: саквояж, барометр, брелок и т. д);
  • содержание картины известного художника (например: «Девятый вал» И. К. Айвазовского. «Странник» В. Г. Перова,  «Молчание» М. В. Нестерова и т. д.);
  • звук (например: скрип двери, жалобный стон за стеной, крик филина, дальний звон колокольчика и т. д.);
  • фраза (например: «Этого не может быть!», «Теперь уходи», «Тихо, нас услышали...» и т.      д.);
  • слово (например: «прости», «да», «нет», «вот и все» и
  • др.);
  • драматическая   ситуация;
  • поэтическая   строка;
  • фотография   человека;
  • вид   за   окном;
  • психофизическое самочувствие и т. д. и т. п.

Высший балл присуждается за уникальность ответов-фантазий.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет логику и последовательность мышления, пластическое видение, остроумие, ощущение стиля, чувство юмора, эмоциональную возбудимость и др.).

«Музыкальный  фрагмент»

Прослушать фрагмент классического музыкального произведения. (Например, фрагмент «Балеро» Равеля, «Лунной сонаты» Бетховена и т. д.). Возникшие во время прослушивания ассоциации выразить в любом удобном варианте:

  • сценическом этюде;
  • рисунке;
  • коротком сюжетном рассказе.

(Музыкальные фрагменты выбираются короткие по времени, но художественно завершенные. Желательно  использовать классические музыкальные произведения мирового репертуара).

Положительно оцениваются ответы-решения за образность восприятия, тематическое, жанровое и стилевое соответствие стимулу, эмоциональную наполненность.

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, задание выявляет ощущение стиля, чувство жанра, ассоциативно-образное мышление, эмоциональную возбудимость, эрудицию в сфере музыкального творчества и др.).

«Воображаемый  спектакль»

(задание   А.   А.   Гончарова)

Предлагается по отдельным картинам (эпизодам) рассказать о замысле будущего спектакля (по подготовленной ранее экспликации). Кинолента видения будущего спектакля должна быть зримой, непрерывной и подробной. Ответ оценивается за оригинальность замысла, яркость образов, значимость идей, новизну художественной информации.

(Кроме характера творческой фантазии и воображения, задание обнаруживает ассоциативно-образное восприятие, пластическое видение, ощущение стиля и чувство жанра, зрелищности, композиции, ритма, художественный вкус и т. д.).

«Предисловие»

Рассказать историю-предисловие к заданному:

  • фильму;
  • спектаклю;
  • пьесе;
  • прозаическому  произведению.

Положительно оценивается логичность, целостность сюжета, оригинальность завязки, соответствие стилю и жанру произведения.

Для данного задания необходимо использовать пьесы классического репертуара или современные пьесы известных драматургов.

Варианты:

  • К известной пьесе придумать еще один акт.
  • В известной пьесе придумать новый вариант финала.

(Кроме характера фантазии и творческого воображения, задание выявляет способность чувствовать художественное целое, ощущение стиля и жанра, уровень событийно-действенного, пространственно-временного мышления, литературные навыки и др.).

«Несуществующее животное»

(модификация психологического теста М. 3. Дукаревич)

Студийцам  предлагается нарисовать несуществующее в природе животное, дать ему название. На обратной стороне рисунка написать ответы на три вопроса:

  • где обитает данное животное;
  • чем питается;
  • с кем дружит (общается).

Способности к рисованию не учитываются. На выполнение задания дается не более 30 минут.

Например:

Испытуемый И. А. нарисовал животное, которое назвал «Бармпохвостый смешакоц». «Живет в ботаническом саду в 5 измерении, питается смехом, который долетает к нему со всех сторон в пору цветения ушацов. На зиму затеривается смеховыми брикетами. Дружит с семиствольным баобабом, на котором живут пербернульчатые брандошмыты».

Испытуемый В. Ш. нарисовал животное, которое назвал «Терь-ямпул». Он комментирует: «Терьямпул очень распространенное животное в пещерах Тарасаба-ба. Длина - 5 см. Высота - 5 см. Ширина - 3 см. Питается влагой, которую всасывает из стен, покрытых минеральными солями и рачками «Дыги» (разновидность нашего планктона). Для этого у него есть приспособленный рот в виде присоски. Не агрессивен. Терьямпулы живут большими стаями, строят себе дома, напоминающие муравейники. Дружат с мелкими птицами (1 см длиной) - Куккерами. Колонии куккеров всегда селятся неподалеку от домов Терьямпулов. Как Терьямпулы, так и Кук-керы впадают в полное оцепенение при звуках любой музыки».

По рисункам и комментариям к ним можно сделать предварительный вывод о том, что данные люди обладают и интересной фантазией, и активным творческим воображением.

Положительно оценивается уникальность замысла рисунка и комментариев (животные не должны походить на тех, которые существуют в природе).

(Кроме характера фантазии и творческого воображения задание свидетельствует о гибкости и оригинальности ассоциативно-образного мышления, пластическом видении, чувстве композиции, способности к остроумию, наблюдательности, рисованию, логике образа (соответствие ответов на вопросы тому, что нарисовано, и т. д.).

«Чернильные пятна»

(модификация К. К. Платонова тестов швейцарского психолога   Г.   Роршаха)

Рассмотреть фотокопию симметрических чернильных пятен. Назвать как можно больше изображений, которые угадываются в чернильных пятнах.

Положительно оценивается оригинальность образов и ассоциаций, адекватность стимулу, количество ответов. (Например: ответ В. В. - «Хан Батый», «Цыганская пляска», «Бой петухов», «Место происшествия», «Весенние проталинки», «Пень», «Муравьи», «Береза» оценен положительно. Ответ Ж. О. — «Танцующие крокодилы», «Трещины», «Лужи» - как неудовлетворительный).

(Кроме характера творческого воображения и фантазии, выявляется семантическая адаптивная гибкость, способность ассоциативно-образного мышления и др.).

 (задание по модифицированным тестам американских психологов)

Указать сходство между перечисленными ниже парами

- картофель и морковь;

- кошка и мышь;

- поезд и трактор;

- молоко и мясо;

- скрипка и пианино;

- колодец и река;

- стол и стул;

- вилка и стакан;

- тигр и медведь;

- яблоко и апельсин;

- чернила и мел;

- корабль и самолет и т.д.

Желательно указать как можно больше признаков, по которым они сходны. (Например: «яблоко и апельсин» - круглые, съедобные, сладкие, фрукты, полезные, растут на деревьях, имеют семечки и т. д.).

Задание оценивается положительно за максимальное количество общих признаков (адекватных стимулу).

(Кроме характера творческого воображения, выявляется логическое мышление, остроумие, наблюдательность и т. д.).

«Примеры»

(задание по модифицированным  тестам  американских психологов)

Предлагается   назвать:

а)   все круглые вещи;

  • все вещи (объекты), которые производят шум;
  • все квадратные предметы;
  • все предметы белого (или красного, черного и т. д.) цвета;
  • все мягкие  вещи;
  • все предметы   (объекты),   имеющие   колеса;
  • все «горячие»   предметы;

б) всех актеров, сыгравших роль Гамлета, короля Лира (в пьесах У. Шекспира);

  • всех режиссеров, поставивших «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского;
  • всех   лауреатов   Нобелевской   премии;
  • все театры, где была поставлена пьеса Б. Брехта, «Мамаша Кураж и ее дети»;
  • все спектакли, оформленные художником Д. Боропс-ким;
  • все спектакли, поставленные А. Таировым (В Мейерхольдом, Е. Вахтанговым и др.);
  • все литературные произведения В. Распутина (В. Тендрякова, Б. Васильева и др.);
  • все пьесы А. Вампилова (А. Чехова, В. Маяковского, А. Володина и др.);
  • все кинофильмы, поставленные А. Тарковским (Ф.Феллини, В. Шукшиным и др.) и т. д.

(Можно брать других театральных деятелей, режиссеров, актеров и т.д.)

Положительно оцениваются ответы в варианте а) - за наибольшее количество необычных, неожиданных объектов среди названных. В варианте б) — за максимальное количество правильных ответов.

(Кроме характера творческого воображения задание выявляет гибкость и быстроту ассоциативного мышления, остроумие, наблюдательность, эрудицию в области искусства и др.)

«Последствия»

Студийцу  предлагается ответить на ряд парадоксальных вопросов.

Например:

  • Что произойдет, если человек при желании сможет становиться невидимым?
  • Если в течение года, не будут рождаться дети?
  • Если можно будет читать чужие мысли?
  • Если люди смогут жить под водой?
  • Если люди потеряют свои чувства друг к другу?
  • Если ученики в средних школах станут учиться только на «отлично»?
  • Если земляне узнают о действительном существовании инопланетян?
  • Если высохнут все реки, озера, моря?
  • Если на земле все животные погибнут?
  • Если люди перестанут писать письма друг другу и т. д.?

Положительно оцениваются уникальные ответы. Оценка выставляется на основании ответов на 2-3 подобных вопроса и с учетом сравнения ответов одного с другими.

(Кроме характера творческого воображения, задание выявляет парадоксальность, оригинальность мышления, логику, гибкость,  способность  к    синтезу,    событийно-действенному мышлению,  чувство юмора и др.).

2. ВЫЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕЙСТВЕННЫМИ И СОБЫТИЙНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

        Вся человеческая жизнь состоит из внешних (открытых) и внутренних (скрытых) конфликтов, из бесконечной цепочки событий и происшествий. Поэтому, если на сцене нет конфликта, события - значит нет и драматургии, нет театрального спектакля. Без организации сценического действия, события, конфликта нельзя раскрыть человеческий характер, создать движение роли. Способность «выстроить» борьбу, обнаружить событийный ряд пьесы, вскрыть главный конфликт - признак режиссерской одаренности.

        Необходимым качеством режиссера является способность выстроить для исполнителей «уколы» событием (зоны активного восприятия), неповторимые поступки в адрес этих событий, действенную партитуру каждой роли. Подмечать в окружающей жизни оттенки и нюансы человеческого поведения в экстремальных или конфликтных обстоятельствах - свидетельство остроты и зоркости восприятия, природной наблюдательности. Способность мыслить действенными и событийными категориями отчетливо выявляется в анализе пьесы (любого художественного произведения). Эту способность необходимо тренировать.

«Автобиографический»

Сделать этюд на одно из событий собственной биографии, дать ему название.

Высокий балл заслуживает исповедальность изложения, яркое событие, склонность к метафоризации, построение событийно - действенной «цепочки», эмоциональная насыщенность действия.

Варианты: - Сделать этюд на автобиографическую тему

«Мой   самый  радостный   день».

Предлагается вспомнить и рассказать эпизод из собственной жизни на одну из предложенных тем: «Первое свидание», «Первый день в школе», «Как я преодолел себя», «Самое яркое воспоминание детства», «Воспоминания о школе», «Ссора» и др. Сделать этюд.

(Кроме способности мыслить действенными и событийными категориями, задание, дает возможность узнать о некоторых чертах и свойствах характера человека, его эмоциональной памяти, пластическом видении, ассоциативно-образном мышлении, симультанном (без излишних «фильтров») восприятии и др.).

«Биография»

Пересказать собственную биографию по самым значительным событиям и датам, наиболее ярким эмоциональным воспоминаниям.

Положительно оценивается исповедальность изложения, эмоциональность, яркость и значительность событий.

(Кроме способности мыслить собственными, действенными категориями, задание дает возможность узнать подробнее о свойствах и чертах характера, его эмоциональной возбудимости,  памяти,  ассоциативно-образном  восприятии и др.).

«Пересказ по событиям»

Пересказать   по   событиям:

  • пьесу;
  • спектакль;
  • литературное   произведение;
  • кинофильм.

Оценивается оригинальность суждений, точность определения событий.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет эрудицию и широкую осведомленность в сфере искусства, пластическое видение, эмоциональную память, логику, последовательность мышления, способность к художественному анализу и синтезу и др.).

«Происшествие»

Вспомнить уличное происшествие, пересказать логично и последовательно все подробности. Сделать небольшую этюдную зарисовку, дать ей название.

Этюд оценивается за эмоциональную насыщенность, внимание к деталям, логику действенной линии, образное осмысление факта происшествия, интересное название.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями задание выявляет эмоциональную возбудимость, непосредственное восприятие события, эмоциональную память, наблюдательность, пластическое видение и др.).

«Сочинить  биографию»

Сочинить биографию человека по событиям; исходным для сочинения биографии может   явиться:

  • портрет,   выполненный   известным   художником;
  • фотография;
  • случайный   прохожий;
  • персонаж   известной   пьесы;
  • карикатура.

Оценивается положительно логика и яркость событий, уникальность биографии, жизненная достоверность.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание выявляет знание человеческой психологии,  наблюдательность,  эмоциональную  возбудимость,  характер   творческого воображения  и др.).

«Диалог»

Режиссер предлагает репродукция картины известного художника или фотография с изображением конфликтной ситуации. Внимательно изучить содержание и «оживить» данный диалог (изображенный конфликт между людьми) в сценическом этюде. Сценический диалог должен  отвечать  содержанию иллюстративного материала, его теме, предполагаемой речевой стилистике. Не обязательно строго придерживаться  той мизансцены, которая изображена на картине, важнее понять смысл и характер диалога, сценически реализовать конфликт. Фотографии  и репродукции  подбираются  с  ярко  выраженным конфликтом. Например: А. Брауэр «Драка крестьян при игре в  карты».

Положительно оценивается этюд, где диалог (конфликт) соответствует стимулу: по характеру, жанровым и языковым особенностям, эмоциональной насыщенности.

(Кроме способности мыслить действенными, событийными категориями, задание обнаруживает чувство стиля и жанра, пластическое видение и др.).

«Мизансцена-кульминация»

Предлагается построить статичную мизансцену-кульминацию по известной пьесе, указанной педагогами-экзаменаторами.

Задание оценивается за образное и событийное построение мизансцен.

(Кроме способности мыслить событийными, действенными категориями, задание выявляет пластическое видение, чувство композиции и зрелищности, соответствие авторской стилистике,   ассоциативно-образное восприятие и др.).

«Конфликт»

Показать  несколько пластических мизансцен (в статике), изображающих конфликтную ситуацию. Найти внутреннее оправдание каждой мизансцене тела. Дать название конфликтным   ситуациям. Оцениваются положительно интересное пластическое построение, наличие  конфликта,  эмоциональная  насыщенность…



Предварительный просмотр:

Мониторинг личностного развития ребенка

в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

«Театрализованная деятельность»

Данная методика, которой я пользуюсь не первый год, предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся театральным творчеством, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 1). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка использую наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью оформляю на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 2). Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

 

Таблица 1

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

I. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

-   постоянно контролирует себя сам

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II.Ориентационные    качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

1

5

10

Анкетирование

Тестирование

III. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении  извне

- инициативен в общих делах

0

5

10

0

5

10

Тестирование, метод незаконченного предложения

Наблюдение

Таблица 2

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка_________________________________________________________

Возраст______________________________________________________________________

Вид и название детского объединения____________________________________________

Ф. И. О. педагога______________________________________________________________

Дата начала наблюдения________________________________________________________

Сроки диагностики

Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Третий

год обучения

Начало уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Конец

уч. года

  1. Организационно-волевые качества:
  1. Терпение
  2. Воля
  3. Самоконтроль  

       

  1. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

  1. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность

3.2. Тип сотрудничества

  1. Личностные достижения обучающегося



Предварительный просмотр:

Динамика продвижения обучающегося по «ступеням творчества»

teacher

                                                                              10-й шаг

                                                                                           Добился

                                                                                                     признания

                                                                                                   и любви

                                                                               9-й шаг      зрителя

                                                                                                                                                         Научился

                                                                   8-й шаг    молчать

                                                                                                                         

                                                                                                                                     Я научился

                                                       7-й шаг      играть правду

                                                                                       

                                                                                                              И чувствовать

                                           6-й шаг            это

                                                                    Я начинаю понимать,

                               5-й шаг     что играю

                                                                    Я умею играть

                   4-й шаг      и знаю, как это делать

                                       

                                  То, что и как я делаю

       3-й шаг      уже нравится и

                                  другим

                           Мне это нравится,

2-й шаг      и я уже без этого                  

              не могу

Я придумываю

1-й шаг     сам

Я не боюсь

играть


Предварительный просмотр: