Этап | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | результат |
1.Мотивация к учебной деятельности Организационный момент. Мотивировать учащихся на работу.
| Подготовка класса к работе
| - Учитель приветствует учащихся, организует начало урока. Сообщает тему урока: «Умножение десятичных дробей».
- Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа. Без счёта не будет на улице света. Без счёта не сможет подняться ракета. Учебник научит вас точному счёту, Скорей за работу, скорей за работу!
| Приветствуют учителя, настраиваются на урок, записывают в тетрадь число и тему урока. | индивидуальная | Активность урока: прогнозирование своей деятельности, умение слушать и вступать в диалог, умение выделять нравственный аспект поведения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания. |
2.Актуализация и пробное учебное действие. Развитие устных способностей, повторение таблицы умножения, применение ранее изученных правил.
| Повторение: использование правил умножения десятичной дроби на натуральное число, вычитание и сложение десятичных дробей.
Слайд 1 Устная работа.
| Повторим действия с десятичными дробями: Слайд 1 ![]()
Какие правила используете, назовите их.
| Устное выполнение заданий. Учащиеся вспоминают алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число. Читают правила. 1.Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо: 1) умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую; 2) в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько их отделено запятой в десятичной дроби.
| Фронтальная
| Смыслообразование: поиск и выделение необходимой информации; выделение и осознание того, что уже пройдено; постановка цели учебной задачи, синтез; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
3. Выявление места и причины затруднения. Создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
| Решение примеров, среди которых есть проблемные задания.
Слайд 2 | Слайд 2. Распределите данные выражения на группы по столбикам, выполните действия и ответ обоснуйте. 0,3∙3 | 1-0,8 | 0,25∙4 | 0,26-0,2 | 0,74+0,26 | 0,71- 0,28 | 0,34+0,6 | 0,18∙5 | 0,71+0,28 | 0,7∙5 | 3-0,44 | 0,4∙0,5 | 0,2∙0,3 | 2,7∙0,1 | 5+0,35 |
Какая группа выражений вызывает затруднения? Все ли согласны с ребятами, работающими у доски? Есть ли дополнения? | Ученики записали в один столбик выражения с умножением десятичных дробей, т.е. действия, которые выполнить не умеют. Ответы: столбик, в котором примеры на умножение десятичных дробей, вызывает затруднение. |
Индивидуальная
| УУД познавательные самостоятельное выделение задачи, формулирование познавательной цели; логические выводы.
|
| Для умения выполнять умножение десятичных дробей, что предстоит выяснить? Чему нужно научиться? Запишите в тетради: Для умножения десятичных дробей нужно знать: - алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, - правило постановки запятой в произведении. | Дети в парах обсуждают план выхода из сложившейся ситуации. Записывают в тетрадь: Для умножения десятичных дробей нужно знать: -алгоритмические приемы умножения десятичных дробей, - правило постановки запятой в произведении. |
4.Построение проекта выхода из затруднения. Поиск выхода из затруднительного положения.
| Предлагается задача, вызывающая у учеников затруднения, формирующие потребность обсуждения. 1.Слайд 3 Задача. 2.Слайд 4 Решение задачи. 3.Слайд 5 Обобщение задачи.
| 1.Слайд 3. Решить задачу. Человек идет со скоростью 4,6 км/ч. Какое расстояние он пройдет: а) за 10 ч б) за 3 ч; в) за 0,1 ч; г) за 0,3 ч?
- Слайд 5. Решение задачи:
а) за 10 ч человек пройдет 4,6•10, т.е. 46 км б) За 3 ч человек пройдет 4,6 • 3, то есть 13,8 км. в) За 0,1 ч, то есть за ч, человек пройдет в 10 раз меньше, чем за 1 ч, то есть он пройдет (4,6 : 10) км, или 0,46 км. г) Так как 0,3 = ч, то путь, пройденный за 0,3 ч, втрое больше пути, пройденного за 0,1 ч. Он равен (0,46 • 3) км, то есть 1,38 км. 3. Слайд 5. ![]() ![]() Сделайте обобщение по следующим предложениям задачи: а) так как путь равен произведению скорости движения и времени, то надо считать, что 4,6 • 0,1 = 0,46. б) тот же результат получается при делении 4,6 на 10, то есть 4,6 : 10 = 0,46. Обратите внимание на то, что один и тот же ответ получается при различных действиях с дробями, сделайте вывод. |
1.Учащиеся решают задачу, предлагают свои решения.
3.Вывод: так как 4,6 • 0,1 = 0,46 и 4,6 : 10 = 0,46, то «умножить число на 0,1; 0,01; 0,001 — то же самое, что разделить его на 10, 100, 1000». | Работа в группах
| Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов; выдвижение гипотез, умение слушать и вступать в диалог. УУД: познавательные, регулятивные. |
5.Реализация построенного проекта. Изучить новые приемы, которые понадобятся, чтобы научиться умножать десятичные дроби.
Ввести алгоритм умножения десятичных дробей. | 1. Работа с учебником стр.230 | 1. Сформулируйте правило умножения числа на 0,1; 0,01 …
| 1. Ученики размышляют, добывают информацию из учебника. Записывают правило: «чтобы умножить десятичную дробь на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д., надо в этой дроби перенести запятую влево на 1, 2, 3 и т.д. цифры» |
|
|
2.Работа с учебником стр.230 | 2. а) Сформулируйте приемы умножения десятичных дробей на примере рассмотренной задачи: 4,6 • 0,3 = 1,38. б) Сколько цифр отделено в произведении после запятой? Сделайте вывод. | 2. а) Чтобы умножить 4,6 на 0,3, надо сначала умножить 4,6 на 3, а потом разделить на 10. б) Тот же результат получится, если умножить 4,6 на 0,3, не обращая внимания на запятые, в полученном произведении 138 отделить запятой две цифры справа, так как две цифры стоят после запятой в обоих множителях вместе.
|
|
3. а) Слайд 6 алгоритм умножения десятичных дробей. б) Работа с учебником стр.230
| 3. Слайд 6 а) Прочитайте алгоритм умножения десятичных дробей и проговорите его друг другу. «Для умножения десятичных дробей нужно: -записать числа в столбик; -умножить их, не обращая внимания на запятые; -посчитать количество знаков после запятой в обоих множителях; -в произведении отделить запятой, справа получившееся число знаков». б) Вопрос: «если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то…. Как записать ответ? Самостоятельно решите эту проблему.
в) Самостоятельно сформулируйте правило умножения десятичных дробей, запишите его в тетрадь.
| 3.а) Записывают в тетрадь и проговаривают правило.
б) Добывают информацию из учебника стр.230 и записывают в тетради: «Если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, слева перед этим произведением дописывают необходимое количество нулей, а затем переносят запятую влево на нужное количество цифр».
в) «Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо: 1.Выполнить умножение, не обращая внимание на запятые. 2.Отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. | Работа в парах |
4.Слайд 7, 8 отрабатывается навык постановки запятой.
| 4. На слайдах 7, 8 рассматриваются примеры выполнения умножения при записи в столбик. ![]()
| 4. Отработка умения умножения десятичных чисел.
![]()
|
|
| 5. Проведем небольшую исследовательскую работу:
а) при умножении числа на неправильную десятичную дробь оно…..
б) при умножении числа на правильную десятичную дробь оно… | 5. Добывают информацию из учебника и отвечают: а) при умножении числа на неправильную десятичную дробь оно увеличивается или не изменяется, например: 4,2 • 3,5 = 14,7; 14,7 > 4,2; 4,2 ∙1 =4.2 б) при умножении числа на правильную десятичную дробь оно уменьшается, например: 4,2 ∙ 0,35=1,47, 1,47 < 4,2. |
|
6. Первичное закрепление. Закрепить полученные знания. Отработать умение постановки запятой в произведении. | Слайд 9 Научиться находить количество цифр, отделяемых запятой в произведении.
| Слайд 9 а) Сколько цифр после запятой должно быть в произведении? 8,6 и 0,95 24,5793 и 6,401 0,81 и 2,309 0,37 и 108 б) Поставьте правильно запятую в произведении. 6,25∙0,4=2500 0,8∙1,92=1536 8,75∙0,17=14875 8,5∙0,3=255 |
Устная работа
б) ответы: 6,25∙0,4=2,500 0,8∙1,92=1,536 8,75∙0,17=1,4875 8,5∙0,3=2,55 | Фронтальная | Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия; анализ объектов и синтез, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата, умение слушать и вступать в диалог, коллективное обсуждение проблем (при необходимости); ориентация в межличностных отношениях.
|
Слайд 10 | Слайд 10 А сейчас мы отдохнем Руки, ноги разомнем. Я задания даю И ответы подберу. Если верно – хлопнем, А неверно – топнем. 0,5∙0,6=0,3; 0,8∙0,9=7,2; 4,1∙0,3=1,23; 5,28∙10=52,8; 1,5∙0,4=0,6; 3.2∙0,2=0,64.
| Выполняют упражнение. Хлопают в ладоши, если пример выполнен верно. Топают, если ответ неверный.
|
а) задания из учебника №909 стр.231
б)Слайд 11 | Учитель организует проверку, просит прокомментировать решения, высказывает оценочное мнение. а)
б) примените правило умножения на 0,1; 0,01;….. ![]()
|
а) Работа у доски.
б) Устная работа по вариантам, с проверкой (ответы на слайде). | Индивидуальная |