Описание методической системы работы по популяризации правильного питания и организации «Правильное питание - путь к здоровью».
Предварительный просмотр:
Ничто так не содействует успеху
нашей деятельности, как крепкое здоровье,
наоборот, слабое здоровье слишком мешает ей.
Ф. Бэкон
С 2011 по 2014 мною была разработана и реализована эффективная система работы по популяризации правильного питания и организации горячего питания. Снижение уровня показателей здоровья детей и подростков - актуальная проблема современного общества. Ее решение включает в себя множество аспектов: социальный, экономический, экологический, политический и т.д. Однако одно из ведущих мест среди них занимает культурный аспект, связанный с формированием у подрастающего поколения ценностного отношения к собственному здоровью. Важную роль в реализации этой задачи играют образовательные программы. Одной из них является программа "Разговор о правильном питании", разработанная в 1998 году специалистами Института возрастной физиологи Российской академии образования под руководством Безруких М.М., директора этого Института, академика РАО. Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей. Мною в 2009-2012 г. на основе первого раздела - "Формула правильного питания" (для школьников 6-14 лет.) была самостоятельно разработана система для учащихся 6 - 10 лет.
Цель: - сформировать представление о рациональном питании, о том, как питание влияет на здоровье человека;
- расширить представление школьников о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день;
- расширить представление детей об основных принципах гигиены питания, о значении регулярного питания;
- научить осознанно выбирать самые полезные продукты.
Участники:
Учебный год | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011 -2012 |
Класс | 1 «Б» | 2 «Б» | 3 «Б» |
Сроки реализации - с 2009 по 2012 г.
Работу начала с проведения анкетирования учащихся и их родителей по вопросам организации питания школьников (09. 2009 г.), результаты которого показали, что дети и их родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания. Между тем, нарушение принципов рационального питания - верный путь к развитию многочисленных заболеваний. Многие дети (согласуя свои действия с мнением родителей) не хотели пользоваться услугами школьной столовой. Это также нарушает рациональный режим питания, учитывая, что учащиеся проводят в школе по 7-9 часов ежедневно. Многие обучающиеся имели слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, фаст-фудами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.
Формы реализации. В соответствии с полученной информацией провела следующую работу с родителями :
-тематические родительские собрания - ≪Здоровое питание и мой ребенок≫ (12. 2009 г., форма - лекция в сопровождении презентации, даны рекомендации по организации рационального питания учащихся); ≪Питание и здоровье≫ (05. 2010г., где был проанализирован тестовый опрос детей, даны рекомендации родителям по организации питания детей. По признанию большинства родителей (72 %), программа "Разговор о правильном питании" оказывает положительное влияние на организацию и структуру питания в семье, сделав его более эффективным и полезным).
- отдельные вопросы на родительских собраниях: в течение трех лет на всех родительских собраниях поднимался вопрос необходимости горячего питания в школе.
Для учащихся были проведены тематические классные часы: - «Разговор о правильном питании» (10. 2009 г., где с помощью игровых моментов преподнесена информация о рациональном питании с различных точек зрения и осмыслена с научных позиций, итоги были подведены присутствующим соцпедагогом); «Особенности национальной кухни» (05. 2010 г., форма КТД, в ходе совместной деятельности ребята усвоили «золотое правило питания», ознакомились с достоинствами и недостатками некоторых национальных кухонь); «Здоровое питание» (10. 2010 г., викторина); «Питание и здоровье» (04. 2011 г., презентация, в которой содержится материал о рациональном питании, о значении белков, жиров, углеводов и витаминов в жизни человека, о болезнях, возникающих при неправильном питании. Небольшой тест заставил задуматься каждого ученика над своим питанием. Рекомендации, содержащиеся в презентации, помогут избежать проблем, связанных с нерациональным питанием, а интересные факты о фруктах и овощах сделали мероприятие интересным и познавательным);
«Здоровье - путь к успеху» (10. 2011 г., занятие - версия в ходе которого ребята определили роль здоровья для реализации их жизненных планов); «Здоровье - это здорово» (01. 2012 г., устный журнал, включающий в себя тематические презентации:
«Пищевые добавки», «Осторожно, еда!», При разработке и реализации социального проекта «Мы выбираем здоровье! А ты?» в 2010 - 2011 уч. году в него была включена часть материала тематических классных часов о рациональном питании («Осторожно, еда!», «Питание и здоровье» (конкурсы – «Самый оригинальный и полезный бутерброд», «Салат «Здоровье», «Витаминный калейдоскоп», «Лесная аптека» и др.). Ежегодно проводила встречи - беседы с медработниками по вопросам ЗОЖ, включающие в себя так же вопросы о рациональном питании.
Больший эффект для закрепления полученных знаний даёт интеграция тем программы с темами других предметов, поэтому постоянно взаимодействовала с учителями предметниками. Горячим питанием были охвачены 100% учащихся класса.
Результаты. Опыт работы показал, что программа эффективна, актуальна, её создание вызвано временем, благодаря ей не только дети, но и взрослые освоили основы здорового образа жизни.
- расширена осведомленность учащихся о различных пищевых веществах и продуктах, их содержащих;
- ученики научились анализировать свой рацион;
- выработали навыки культуры питания;
- ознакомились с различными вариантами организации режима питания;
- формируется готовность соблюдать режим;
- сформированы правила поведения за столом;
- расширены представления о структуре общественного питания;
- воспитание бережного отношения к хлебу и продуктам питания;
- идет процесс формирования знаний о правах и обязанностях покупателей, умения читать и использовать информацию на упаковке;
- расширены представления о видах торговых предприятий, где приобретаются продукты;
- развиваются творческие способности.