Доклады

материал для выступления на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sistema_raboty.docx28.2 КБ
Файл organizatsiya_samopodgotovki_v_shkole.docx34.85 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы

по духовно-нравственному воспитанию

с детьми младшего школьного возраста

                                                                              Воспитатели:   Гапунич Е.Б.

2019

   

      Детство  - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

     Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в начальной школе, систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

       Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви. Ребенок,  прежде всего,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения –  результат труда отдельных людей в разных сферах.

    Каким образом, нам, педагогам,  сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их  гордиться своими корнями,   историей своего народа, научить любить Родину такой, какая она есть?!

    Что может заинтересовать ребёнка? Наша многовековая история и культура. Терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот то, что всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

    Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев. Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

    Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас,  а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.

    «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В.А.Сухомлинский. 

    В нашем образовательном учреждении не первый год ведется  работа с детьми по духовно-нравственному воспитанию, ближняя цель которой- заложить основы правильного восприятия мира, чувства сострадания, милосердия, доброго общения, а дальняя цель – воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее  родной страны.

Для достижения этих целей мы решаем следующие задачи:

  1. Воспитывать позитивное отношение детей к окружающему миру, другим людям и самому себе.
  2. Закреплять умение сочувствовать, проявлять отзывчивость и справедливость.
  3. Обогащать словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).
  4. Дать элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игрой, фольклором и продуктивными видами деятельности.
  5. Расширять представление о формах традиционного семейного уклада.
  6. Развивать уважительное отношение к труду близких взрослых.
  7. Учить чувству ответственности за свои дела и поступки.

    Воспитательная система, по духовно-нравственному развитию личности школьника, содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

Подходы воспитательной системы:

- содержательный компонент - овладение детьми, доступных возрасту, объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве общества, жизни   народа, истории страны, культуре, традициях народа, природе родного края;

- эмоционально-побудительный - переживание личностью положительного эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, проявление интереса к этим сведениям, потребности расширить свой кругозор, стремления участвовать в общественно полезном труде;

- деятельный компонент - реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний в деятельности, наличие комплекса нравственно-волевых качеств, развитие которых обеспечивает действенное отношение к окружающему.

Принципы реализации работы:

- принцип энциклопедичности (у ребёнка формируются представления и знания обо всём, что его окружает);

- принцип систематичности, последовательности, преемственности в обучении. При соблюдении данного принципа можно достичь положительного результата в работе;

- принцип результативности. Предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты;

- принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные.

Ожидаемые результаты:

   В результате реализации работы у воспитанников сформируются следующие представления:

  • о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
  • о духовных и нравственных ценностях;
  • о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
  • об истории и культуре своей страны;
  • научатся беречь и поддерживать красоту;
  • проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание.

    В ходе решения поставленных задач по духовно-нравственному воспитанию детей, мы организуем их через следующие формы воспитательно-образовательного процесса:

  • Организованная образовательная деятельность. 
  • Досуги, развлечения.
  • Экскурсии.
  • Конкурсы, выставки. 

         Формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям  о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей;

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Покров, Рождество, Рождественские Святки, Масленица, Пасха);

- тематические выставки детского творчества;

- знакомство детей с  защитниками земли русской, как пример высокой духовности и нравственности;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

- постановки сценок на нравственные темы (о прощении, о трудолюбии, об уважении старших).

    Мы используем различные виды деятельности и формы работы с детьми, но самым главным для нас остается эмоциональное воздействие на их чувства. Духовно-нравственное воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Это ближайшие окружение. (Тематика занятий:  «Семья, дом», «Послушание и непослушание», «О дружбе и друзьях», «Кто мой ближний?», «Жадность и щедрость», «Правда и ложь», «Как мы ходим в гости?», «Совесть», «Благодарность», «Вечность», «Зависть», «Милосердие, сочувствие», «Трудолюбие», «Скромность», «О дружбе мальчиков и девочек», «Храбрость и трусость», «Добрые слова и добрые дела», «Книги — наши друзья», «Бедность и богатство»).

    Известно, что в начальных классах  наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, гуманных отношений со сверстниками. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; игра «Гость — хозяин»; «Ты в театре»; «Разговор по телефону»; «Нарисуй подарок другу»; «На дне рождения»; «Именины»; «Если другу плохо…»; «Учимся общаться…» (закончи фразу).  

В своей работе особое внимание уделяем играм-драматизациям. Выбираем сказки такой направленности, которые воспитывают в детях нравственные качества. Дети  участвуют в драматизации любимых сказок, вовлекая малышей в различные игровые моменты.

Одним из важных средств духовно-нравственного воспитания является система праздников. Государственные праздники проходят торжественно, несут в себе ярко выраженные образовательные задачи. Народные же праздники имеют больше воспитательный характер, поэтому проходят ряженьем, разыгрыванием ролей, чаепитием. Например, нашим детям очень нравится отмечать праздник Масленицы, которая ежегодно проводится в стенах школы.  Пасха проходит в форме познавательного путешествия. Мы рассказываем детям историю праздников, сопровождая рассказ видеорядом (иллюстрации, презентации). В рождественскую неделю дети рядятся в костюмы. У детей формируется уважение к фольклору, к истокам народной культуры.

 

        Расширяем кругозор детей через приобщение их к устному народному творчеству. Знакомим  с народными сказками, пословицами, поговорками, народными приметами.

Мы совместно с родителями, работниками библиотеки помогаем детям получить представление о разных видах народного искусства. При этом мы помогаем детям выразить и пережить своё отношение к городецкой росписи, гжельскому фарфору, дымковской игрушке. Косвенно это способствует развитию у детей вкуса и бережного отношения к творениям человеческих рук.

В своей работе мы совместно с детьми вырабатываем правила, которым следуют сами и создают условия для выполнения  этих правил детьми Правила почитания и уважения старших

  1. Правила дружбы  
  2. Правила добрых дел  
  3. Правила вежливости         

В   проведении мероприятий обращаем внимание участников воспитательного процесса на традиции народной культуры. Дети вместе с взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника, учатся устанавливать его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с историческими событиями и знаменательными датами. 

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию детей в нашей школе последовательно выполняются несколько принципиально важных условий:

- непосредственное участие в названном процессе взрослых и детей (пример: мы не просто смотрим на концертное исполнение календарных праздников  мы участвуем)

- совместное участие в игровом исполнении старинных обрядов, о которых хотим помнить, как об опыте наших предков;

- продвижение от опыта к знанию (пример: дети понимают, как раньше колядовали);

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей;

- усвоение духовно-нравственных традиций не только детьми, но взрослыми.

      Наша работа – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств нравственных, патриотических, любви и гордости за свою Родину. В нашей школе дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в начальной школе , найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека.



Предварительный просмотр:

                                                                       

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА–ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ–СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

с. ИЛИР

665746 Иркутская обл., Братский р-н., с. Илир, ул. Строителей № 1, тел: 408-430, факс: 8 (3953) 408-430, E-mail: ogou@bk.ru

Доклад на тему

Организация самоподготовки в школе – интернате в условиях ФГОС

        

                                                                         Подготовила : Гапунич Е.Б.

        2018-2019 уч.год

   Самоподготовка - выполнение домашних заданий в школе-интернате - важный этап процесса обучения, призванный формировать в учащихся навыки самостоятельности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда. Основная цель самоподготовки - повторение и закрепление изученного на уроке нового учебного материала, самостоятельное изучение дополнительного материала по теме, применение приобретенных знаний в учебе, в практической деятельности.

     Решение таких важных проблем, как формирование познавательного интереса, готовности самостоятельно расширять кругозор, ответственно относиться к выполнению учебных обязанностей зависит от того, насколько целенаправленно воспитатель формирует у учащихся установку на процесс обучения, познания, т.е. зависит от мастерства воспитателя. В то же время познавательная активность является показателем волевых усилий и работоспособности школьника, уровня развития его мышления, памяти, устойчивости внимания.

     Многолетняя учебная практика выработала основные условия, обеспечивающие повышение эффективности самоподготовки.

     Это:

1.Строго определенное время подготовки домашних заданий во второй половине дня.

2.Проведение подготовки под руководством воспитателя.

3.Повышение эффективности каждого урока и как следствие этого - сокращение объема домашних заданий.

4.Широкое использование различных форм взаимопомощи и взаимоконтроля.

5.Предоставление учащимся возможности заниматься в учебных кабинетах, школьной библиотеке для того, чтобы использовать дополнительную литературу, справочники и т.п.

     Перед педагогами, руководящими самоподготовкой, стоят задачи организационного и методического характера: определение форм проведения самоподготовки, способов оказания помощи ученикам, осуществления контроля; использование коллективных форм познавательной деятельности; организация взаимопомощи и т.п.

     Обеспечение нормального хода самоподготовки немыслимо без соблюдения определенных правил. Эти правила подразделяются на организационно-дисциплинарные, дидактические и воспитательные.

     К организационно-дисциплинарным относятся:

1.Обязательность ежедневной самоподготовки.

2.Экономное и полное расходование времени, отведенного на занятия.

3.Обеспечение порядка на рабочем месте. Наличие всех необходимых для занятий принадлежностей и учебников.

4.Неукоснительное соблюдение каждым учеником правил запрета и правил разрешения.

     Ученик должен усвоить, что нельзя:

1.Опаздывать на занятия;

2.Тратить неэкономно время на работу;

3.Нарушать тишину;

4.Отвлекать товарищей от работы;

5.Обращаться с какими-либо просьбами, советами без надобности;

6.Заниматься посторонними делами;

7.Выходить из класса, передвигаться по нему без разрешения;

8.Беседовать с воспитателем в полный голос;

9.Давать громко консультацию, списывать у товарищей, уклоняться от выполнения части заданий, н6едобросовестно выполнять задание.

     Правила разрешения являются для учащихся нормой поведения во время самоподготовки.

Ученику разрешается:

1.По своему усмотрению планировать и осуществлять работу;

2.Пользоваться разнообразными пособиями;

3.С позволения воспитателя до начала самоподготовки сменять свое рабочее место;

4.С согласия воспитателя выходить из класса на время;

5.Самостоятельно выбирать методы выполнения задания;

6.При необходимости обращаться шепотом за консультацией;

7.Оказывать помощь товарищу;

8.Подняв руку, обращаться с вопросом к воспитателю, беседовать с ним шепотом;

9.Проверять работу товарища, когда задание выполнено;

10.Отсутствовать на самоподготовке только с позволения директора школы или его заместителя;

11.Выполнять персональные задания учителя (доклады, сообщения), читать книги, рекомендованные для внеклассного чтения.

     Точное и полное соблюдение вышеперечисленного помогает воспитателю правильно организовать и дисциплинировать учебную деятельность воспитанников во время занятия.

     Важным моментом в структуре самоподготовки является установление очередности работы по предметам. Когда учащиеся еще недостаточно владеют методикой самообразования, возможно и оправдано установление определенной последовательности. Выполнение заданий в одинаковой для всех последовательности удобнее для наблюдения и контроля за ходом самоподготовки, но оно не должно становиться нормой. Очередность работы по предметам иногда можно использовать как своеобразный отдых.

     При затруднении, например, в решении задачи ученик переключается на задание по другому предмету, после выполнения которого вновь возвращается к задаче. В связи с индивидуальными различиями воспитанников приходится отступать от единства в очередности подготовки предметов и рекомендовать ребятам готовить задания в первую очередь наиболее трудные или любимые предметы, т.е. готовить уроки в целесообразной для каждого последовательности.

     Руководя самоподготовкой, воспитатель ни в коем случае не должен превращать ее в урок с его основными элементами. Руководство процессом учебной работы на самоподготовке должно быть направлено на обучение учащихся методике самостоятельной работы (инструктирование), оказание индивидуальной помощи отдельным учащимся, осуществление контроля за выполнением всеми воспитанниками домашних заданий.

     В зависимости от того, как учащиеся на самоподготовке работают, воспитателю приходится строить свои взаимоотношения с ними. Активно и самостоятельно работающие ученики не нуждаются ни в его руководстве, ни в его контроле, т.к. они хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, располагают возможностями и средствами успешного их выполнения. Они все делают без помощи воспитателя. Вмешательство его в их работу может им только повредить. При ненужном вмешательстве педагога в работу у ученика может развиться чувство зависимости. Ученик действует хотя и самостоятельно, но с оглядкой на реакцию воспитателя. Он как бы ставит свою работу в зависимость от мнения и оценки воспитателя.

     Воспитателю необходимо постоянно держать в поле зрения тех учащихся, которые стремятся показной исполнительностью скрыть свое нежелание трудится прилежно, с усердием и старанием. Требовательность воспитателя, его постоянный контроль разрушает у учащихся иллюзию, что подобная их деятельность может удовлетворить педагога.

     Следующим правилом, регулирующим порядок самоподготовки, являются гигиенические требования.

    К ним относятся:

1.Равномерная и достаточная освещенность всего помещения;

2.Регулярное перемещение учащихся из менее освещенной части класса в более освещенную в течение недели;

3.Чистота оконных стекол;

4.Недопущения затемнения окон;

5.Использование в весеннее время просвечивающих штор на окнах для защиты от прямых солнечных лучей;

6.Установление нормального температурного режима;

7.Регулярное проветривание классной комнаты;

8.Использование школьной мебели в соответствии с возрастными данными учащихся;

9.Влажная уборка класса перед самоподготовкой;

10.Наведение чистоты и порядка в классе;

11.Соблюдение правил личной гигиены;

12.Сохранение у детей правильной позы во время работы;

13.Проведение физ.минуток (особенно в начальных классах);

14.Внимательное отношение к ослабленным болезнью детям;

15.Устранение шумовых раздражителей;

16.Предоставление перерывов на неорганизованный отдых.

     Повседневное выполнений этих требований поможет сделать самоподготовку эффективным средством улучшения качества обучения учащихся.

    К ним относится следующее:

1.Самоподготовка проводится регулярно в одно и то же время с соблюдением уставной нормы ее продолжительности;

2.Задание выполняется каждым учеником самостоятельно;

3.Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем);

4.Производится первичное поэтапное оценивание выполненной работы (самооценивание, взаимооценивание, оценивание воспитателем);

5.Со слабоуспевающими учащимися организуется индивидуальная работа;

6.Объем и характер заданий регулируется с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

     Успешному формированию познавательной активности воспитанников способствует рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм познавательной работы в период самоподготовки. В процессе выполнения заданий индивидуально каждым учеником более всего проявляется его самостоятельность, но вместе с тем отсутствует непосредственный контакт, взаимодействие с товарищами. При коллективном выполнении задания воспитанники организуют взаимопроверку, взаимопомощь, обсуждают и оценивают результаты. В этом случае, стремятся к достижению высокой дисциплины учебного труда.

     При этом можно использовать иак называемый парный метод, суть которого в соединении в пару нуждающегося в помощи и контроле с тем, кто способен это хорошо сделать. Но наиболее эффективной формой коллективной учебной работы, как считают школьные специалисты-ученые, является групповая самоподготовка. Учитывая учебные возможности класса, их можно разделить на группы. В этом случае прежде всего необходимо определить рациональное число групп, необходимое для успешной работы. Сами группы комплектуются с учетом сочетания "слабых" и "сильных" учащихся, с учетом взаимных симпатий. Состав группы лучше всего сохранить стабильным в течение учебного года. Это необходимо для выработки у учащихся определенных навыков совместной работы. Возможны 2 способа организации групповой самоподготовки.

1 способ. Группы комплектуются из 4-6 учеников с неравными учебными возможностями (сильные, средние, слабые).

2 способ. Группы комплектуются из 4-6 учащихся с относительно равными (одинаковыми возможностями). Каждая группа состоит или только из "слабых", или "средних", или "сильных" учеников.

     В каждой группе назначается консультант и его помощник, способный при необходимости заменить консультанта. В ходе самоподготовки члены группы обращаются к консультанту по непонятным вопросам с просьбой проверить их, помочь. При такой организации самоподготовки воспитатель должен следить, чтобы консультанты не приобретали привычку подчинять своей воле учеников слабоуспевающих. Ведь постоянная зависимость от более сильных учащихся может вызвать раздражение против слабых учащихся. Воспитатель должен весь процесс самоподготовки направлять в нужное русло, координировать действия учащихся, ненавязчиво руководить всеми процессами.

     При 2 способе комплектования группы каждый воспитанник является в ней консультантом по одному из предметов. Консультанты выбираются членами группы или воспитателем, или учителем. Каждый консультант во взаимной проверке контролирует остальных по "своему" предмету и, таким образом, нагрузка равномерно распределяется между всеми членами группы.

     Опыт убедительно доказывает, что групповая самоподготовка, когда каждый учащийся имеет постоянное конкретное отношение к порученному делу, положительно сказывается на улучшении самодисциплины, взаимоконтроля и самоконтроля. В результате меняется отношение к учебе в целом, появляется стремление к активному усвоению знаний.

     И, наконец, 4 правило, регулирующее порядок проведения самоподготовки, но не последнее по значимости, - это соблюдение воспитательных требований, к которым отнесены следующие:

1.Отказ от применения каких-либо мер наказания;

2.Всемерное использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые виды проявления самостоятельности при выполнении заданий;

3.Содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе;

4.Недопущение во время самоподготовки назидательных бесед с учащимися, замечаний, отвлекающих учеников от работы;

5.Разъяснение на самоподготовке неусвоенного материала лишь в крайних случаях и в ограниченном объеме;

6.Выражение вынуждения только в скрытой форме;

7.Терпимое отношение к промахам воспитанников во время работы;

8.Поощрение настойчивости и упорства школьников при работе над заданием;

9.Привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими всех уроков.

     Большой воспитательный эффект дает применение приемов поощрения: доверие, одобрение, ободрение, воодушевление, похвала. Особенно эти приемы важны для младших школьников. В то же время следует очень осторожно обращаться с приемами наказаний, используя лишь замечание, осуждение, недоверие, порицание, ограничение.

     Каждый воспитатель всегда может себя проверить, правильно ли он руководит самоподготовкой. Чтобы дать самооценку своей работе, он должен постоянно наблюдать за информированностью своей группы на самоподготовке. их проявление свидетельствует о нормальном ходе самоподготовки в классе.

      Индивидуальная работа со слабоуспевающими учащимися входит в круг обязанностей воспитателя. Она осуществляется в разных формах. Основная из них - это забота о детях, которые в ней крайне нуждаются. Участливое отношение к педагогически запущенным детям, внимание к ним, создание благоприятных для их общего развития условий, установление личного контроля за их успехами в учении.

      Некоторые учащиеся при выполнении домашних задач на самоподготовке показывают полное или недостаточное знание пройденного материала. В отдельных случаях воспитатель организует разучивание его, привлекая к этому учащихся, успешно справившихся с заданием. Но это не должно становится нормой. Не следует забывать, что самоподготовка - это самостоятельная работа воспитанников по выполнению заданий учителей под постоянным контролем воспитателя.

     Контроль является одной из эффективной форм индивидуальной работы на самоподготовке. Он выступает в виде наблюдений, проверок и оценок деятельности учащихся. Наблюдения способствуют накоплению информации о рабочем состоянии всего класса и отдельных учащихся, позволяют после определенного анализа полученных сведений предвидеть потенциальные возможности своих питомцев. Наблюдение ведется так, чтобы все стороны приготовления домашних заданий были в поле зрения воспитателя. Когда посредством наблюдений обнаруживаются неясные факты и явления, тогда воспитатель прибегает к другой разновидности контроля - проверке. С ее помощью воспитатель стремится выяснить продуктивность труда воспитанников. По выбору воспитателя проверяются различные моменты учебной работы детей. Работа учеников, получившая на уроках неудовлетворительную оценку учителя, должна встать под особенно тщательный контроль воспитателя.

      Не следует думать, что успех самоподготовки полностью зависит от воспитателя, от его знания ее особенностей.

     Воспитатель является членом педагогического коллектива. Находясь в сложной системе сотрудничества с учителями, - он должен считаться с их работой в классе.

     Благодаря выполненным хорошо на самоподготовке заданиям снижается нервное напряжение на уроках, ускоряется их проверка в классе, облегчается объяснение и закрепление учебного материала. Таким образом, от самоподготовки прямую выгоду имеет прежде всего учитель, но и от него многое зависит, будет ли она в каждом конкретном классе продуктивной. Если задания учителя будут сверхсложными, если учащиеся не поняли объясняемый учителем урок, то, конечно, самоподготовка не будет иметь необходимого успеха. Все части учебного процесса взаимосвязаны, качество самоподготовки от качества урока и наоборот.

     Таким образом, в высоких результатах самоподготовки заинтересованы все: руководители школы, учителя, воспитатели.

     И наша общая цель - сделать самоподготовку не тяжкой повинностью, а радостью, чтобы она приносила удовлетворение от достигнутых результатов.