Непосредственно- образовательная деятельность

Омарова Раила Сейфулаховна

Тема: «Белые медведи».

Цель:  формирование у детей представлений о новой технике рисования «насыпка».

Задачи:

  1. Знакомить детей с новой техникой рисования «насыпка», используя клей и манную крупу. Учить рисовать белых медведей по трафарету. Учить планировать свою работу - брать нужное количество манной крупы, определять способы насыпки.
  2. Развитие мелких мышц кистей рук, сенсорных ощущений посредством песочной терапии, координационные способности.
  3. Обобщать знания детей о характерных особенностях внешнего вида обитателей Северного полюса - белых медведей.

          4.  Активизировать словарь детей по теме «Северный полюс», развивать связную речь, умение  анализировать свою и работы товарищей.         

5. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему, Умение сопереживать, заботиться о животных.

Раздаточный материал: синий лист бумаги, клей ПВА, манная крупа, цветная  (крашенная) манная крупа, кисть, пластилин черного и красного цвета, салфетка.

Демонстрационный материал: мультимедийный проектор, экран, презентация, иллюстрации с изображением Северного полюса и белых медведей, письмо, снежинка с загадкой,           разрезное лото.     

                                            Ход занятия:

  1. Введение в игровую ситуацию:

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель:- Ребята, вы любите получать письма, посылки, открытки?

Я сегодня нашла в почтовом ящике письмо. Адресовано оно вам, ребята, детям старшей группы «Дельфиненок». Я его распечатывать не стала, потому что нельзя читать чужие письма. А откуда письмо - не написано. Есть только загадка.                       

               На планете это место

                 Чрезвычайно интересно.

                 Там совсем деревьев нет,

                 Не растет там клевер

                 В этой точке юга нет,

                 А повсюду…..( Север) .

-Да, ребята, это Северный полюс. Значит, письмо пришло с Северного полюса. Но кто же нам пишет?

(Дети садятся на свои места, а воспитатель читает письмо.)

-Воспитатель: - «Здравствуйте, ребята. Пишет вам медвежонок  Умка. Мой папа, большой белый медведь, уплыл на льдине ловить рыбу. Мы с мамой очень скучаем по нему. Мне хочется сделать для папы подарок - наш с мамой портрет. Но подарок должен быть необычным, чтобы папа удивился и обрадовался. Как это сделать – я не знаю. Ребята, я знаю, что вы  самые умные, находчивые, смелые. Может, вы мне поможете?

Воспитатель:  - Ну что, ребята, хотите  помочь  Умке? А вы справитесь?

  1. Актуализация знаний, умений:

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о видах транспорта, тренировать мыслительные операции, развивать речь, внимание, коммуникативные качества.

Воспитатель: - Для того , чтобы помочь Умке, нам надо отправиться на Северный полюс, вспомнить, как выглядят белые медведи. А как это сделать? Ведь у нас нет никакого транспорта. На чем можно отправиться на Северный полюс?

( Ответы  детей.  Дети  предлагают  различные виды транспорта) .     

Воспитатель:- Ребята, на Северный полюс можно отправиться на вертолете, на ледоходе, но это долго. Ведь Умке надо приготовить подарок быстро .Нам может помочь только чудо!  Ой, а в конверте лежит снежинка. Она, наверное, волшебная, потому что на ней загадка:

                     Есть на свете цветик,

                     Тот,  что неприметный,

                     Чтоб желанье загадать,

                     Нужно лепесток оторвать.

 -Что это за цветок, ребята?

                                           (Ответы детей).

-Правильно, это Цветик - семицветик. Я думаю, он нам поможет. Давайте, ребята, вспомним, что говорила девочка Женя в одноименной сказке В. П. Катаева «Цветик-семицветик».

( Дети становятся в круг на ковре.  У  воспитателя в руках Цветик-семицветик. Отрывают   лепесток).

                             Лети, лети, лепесток,

                               Через Запад на Восток,

                               Через Север, через Юг,

                               Возвращайся, сделав круг.

                               Лишь коснешься ты земли,

                               Быть  по-моему вели. 

                               Вели, чтобы мы сейчас же оказались на Северном полюсе.

  1. Затруднение в игровой ситуации:

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для дальнейшей аналитической деятельности; сформировать опыт  фиксации затруднения и понимания его причины; тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение.                                                                                                                Воспитатель:  - Вот мы и на Северном полюсе. Мы с вами в царстве холода и льда.

 Презентация.  (Показ слайдов про белых медведей).

Северный полюс – это бескрайние белые просторы, белые льдины. Это самая холодная и неприветливая часть Земли. Кругом  ледяная пустыня. Здесь  весь океан покрыт льдом. На Северном полюсе часто бушуют ветры, свирепствуют морозы.  Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето. А вот и он - хозяин Севера - белый медведь. Это самое крупное хищное животное. Питается он рыбой, тюленями. Голова у белого медведя небольшая, шея  длинная, а подошвы лап покрыты шерстью. КОЖА белого медведя черная. Белый медведь занесен в Красную Книгу. Ребята, но ведь Умке нужен необычный подарок, чтобы удивить и порадовать папу - большого белого медведя. А здесь кроме снега ничего нет. Что же нам делать? Как помочь Умке? Из чего мы можем сделать подарок? Из снега? Но ведь он тут же растает!

 4.  Открытие новых знаний:

Дидактические задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и опыта преодоления затруднения;  фиксация нового способа действия в речи ; тренировать мыслительные операции: речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, мелкую моторику рук.

 (Дети предлагают разные варианты выполнения портрета: нарисовать, сфотографировать).

 Воспитатель: - Ну что, ребята, смогли мы помочь Умке? Справились мы с задачей? Что же теперь делать? Что мы делаем, когда чего-то не знаем?

(Ответы детей: мы обращаемся за помощью к взрослым, смотрим в учебнике).Подвести детей к тому, чтобы дети спросили у воспитателя, каким способом им выполнить работу.

Воспитатель:- Ребята,  чтобы обрадовать папу Умки нам необходимо сделать что-то  необычное, интересное. Методов рисования  мы  знаем очень много. А давайте мы попробуем сделать портрет Умки и его мамы в технике «насыпка». Это рисование манной крупой. Это будет очень необычно и интересно, выдержит любую пургу и метель и обязательно понравится папе Умки. Итак, ребята, рисуют   манной крупой  в несколько этапов:

Презентация: поэтапное выполнение рисунка.

1 ЭТАП. Нанести рисунок.

2 ЭТАП. Нанести клей на всю поверхность рисунка.                                                                                                                                                                      

3 ЭТАП. Обсыпать  весь рисунок манной крупой.

4 ЭТАП. Прижать рисунок чистой салфеткой, чтобы хорошо приклеилась крупа.

5 ЭТАП.  Когда рисунок высохнет, надо его слегка встряхнуть, чтобы удалить лишнюю крупу.                

Рисунок готов.

                     ( Самостоятельная работа детей.  Дети  работают под музыку Е. Крылатова  из мультфильма «Умка»).  

                                    На экране план работы.

Воспитатель: Ребята, чтобы немного оживить портрет, давайте мы нарисуем еще замечательное явление, которое встречается на Севере - северное сияние. Для этого нам понадобиться цветная манная крупа, которую мы с вами предварительно покрасили. Для рисования северного сияния, клей необходимо наносить вертикально, т.е.  сверху вниз.

5.Игровая деятельность:

Дидактические задачи: тренировать мыслительные операции: логическое мышление, воображение, творческие способности, коммуникативные качества.

Воспитатель:- Ребята, пока наш рисунок высыхает,   Умка приглашает  нас поиграть. 

                         Это было в воскресенье.

                         У медведей день рожденья!

                         Гости пели, веселились

                         В хороводе так кружились,

                        Что на части развалились.

                         Раз, два, три, четыре, пять,

                         Помоги ты их собрать!

-Ребята, вам надо собраться парами и из частей собрать разлетевшихся  белых медведей.

(Дети работают парами за отдельными столами).

Воспитатель: - Ну что, ребята, работа наша готова

  и мы можем его отправить Умке на Северный полюс.  

6. Итог:

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха, развивать уверенность в своих силах и способностях.

Воспитатель собирает детей около себя:

-Ребята, что мы сегодня с вами сделали? 

- Смогли мы помочь Умке?

- А как мы это сделали?

- С какими вы столкнулись трудностями?

- Ребята, вы молодцы! Все справились со своей задачей. Умка очень обрадуется!