ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС СТИПЕНДИЙ И ГРАНТОВ ИМ. Л.С. ВЫГОТСКОГО, 2017

Щелканова Елена Александровна
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
 Л.С.Выготский

ИНТЕРВЬЮ С РОДИТЕЛЯМИ

https://cloud.mail.ru/public/2RAz/wjLBb3FAj

 

ДИПЛОМ ПОБЕДИТЕЛЯ

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования городской округ «Охинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

АКВААЭРОБИКА КАК СОПУТСТВУЮЩАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                               Щелканова Елена Александровна

                                                    инструктор по физической культуре

МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка»

Оха

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

Аквааэробика как сопутствующая форма развития плавательных умений у  детей дошкольного возраста

Автор проекта

Щелканова Елена Александровна

инструктор по физической культуре МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка»

Сведения об авторе

Педагогический стаж:21 год

Стаж работы в учреждении: 14 лет

Высшее образование, СахГУ г. Южно-Сахалинск

Высшая квалификационная категория

Электронная почта:vodopad.8209@gmail.ru 

Социальная сеть работников образования, сайт инструктора по плаванию: http://nsportal.ru/shchelkanova-elena-aleksandrovna

Адрес: 694490, г. Оха, Сахалинская область, ул. Ленина, д. 40/2, кв. 89

База проекта

МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» г. Охи

Адрес: 694490, г. Оха, Сахалинская область, ул. Дзержинского, д. 25/2 ,

Телефон 8(424)3735548

Электронная  почта: cnegurochka20@mail.ru 

Сайт МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» г. Охи  http://cnegurochka20.caduk.ru/

Руководитель базы проекта

Заведующий МБДОУ детский сад № 20 «Снегурочка» Рябущенко Оксана Владимировна

Направление проекта

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья

детей дошкольного возраста

Срок реализации проекта

Долгосрочный (учебный год)

Участники проекта

Педагоги дошкольного образовательного учреждения, воспитанники старшего дошкольного возраста 5 -7 лет

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье ребёнка – самое ценное, что может быть не только у его родителей, но и у страны в целом. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей является приоритетным. Значительная потребность обусловлена тем, что заболеваемость детей остаётся высокой.

Основа здоровья закладывается в раннем возрасте и зависит от воспитания в семье, деятельности дошкольных образовательных учреждений и других социальных институтов, где развивается и воспитывается ребенок. Поэтому особенно важно строить образовательный процесс в области физического воспитания на принципах здоровьесберегающих технологий.

Ведущая роль в решении данной проблемы отводится физическим упражнениям. Плавание как идеальный вид движения для ребёнка, способствует поддержанию достигнутого уровня его здоровья, достаточной двигательной активности. Именно поэтому в системе комплексной физкультурно–оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста большое место занимает обучение детей плаванию. Большое значение для развития в этом возрастном периоде приобретает обучение плаванию в бассейнах. Это особенно важно для людей, проживающих в северных районах страны. Так, природно-климатические условия Сахалинской области ограничивают занятия плаванием даже в летнее время.

Проблема научить плавать детей дошкольного возраста и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по развитию у дошкольников плавательных умений и навыков, создающих условия для расширения круга двигательных навыков, повышение функциональных возможностей организма, творческого самовыражения детей. Возникает необходимость знакомства и приобщение  к новым формам физической активности, к различным  видам спорта. Изучение научно-методической литературы по обучению плаванию, опыт работы в дошкольном учреждении, привели к выбору эффективной и действительно доступной форме физической активности – аквааэробике. «Аквааэробика» - это выполнение широкого спектра физических упражнений в воде: от активных развлечений до серьезных занятий под музыку, часто имеющих спортивную направленность. В отличие от других видов физических упражнений, аквааэробика обеспечивает более высокий оздоровительный эффект, положительно влияет на организм человека. При этом отсутствует такой высокий уровень нагрузки  как при занятиях на суше. 

Несмотря на положительную роль, разработанных программ по обучению плаванию дошкольников Т.И. Осокиной, Е.А. Тимофеевой, Т.Л. Богиной, Е.К. Вороновой, Л.Ф. Еремеевой, педагоги ищут пути модификации этих методик при современном подходе. Так, И.А. Большакова предлагает нетрадиционную методику обучения плаванию дошкольников, С.А. Циклис, М.Д. Маханёва, Г.В. Баранова – обучение плаванию с применением элементов синхронного и фигурного плавания. Материалы Е.А. Яных, В.А. Захаркиной, Н.Ж. Булгаковой определяют не только оздоровительную значимость аквааэробики для человека, но и методику её проведения. Разработки Л.С. Арзамасцевой, М.Г. Семенчук, М.В. Рыбак, Т.А. Мининой показывают, что аквааэробику с детьми можно включать как часть занятия по обучению плаванию. Научные исследования в этой области в основном посвящены работе с взрослым контингентом, и недостаточно раскрывают особенности занятий аквааэробикой с детьми и экспериментальную проверку их эффективности.

Учитывая потребности практики, возникла необходимость организации образовательной деятельности по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей, способствующей развитию плавательных умений и навыков. Поэтому  инновационной деятельности и стала разработка и внедрение программы занятий аквааэробикой для детей дошкольного возраста.

Так как тема эффективности использования аквааэробики в обучении плаванию дошкольников недостаточно разработана, определились следующие параметры исследования.

Объект исследования: процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: аквааэробика как форма развития плавательных умений и навыков.

Гипотеза исследования: предполагаем, что использование в процессе обучения плаванию дошкольников аквааэробики, позволит повысить уровень развития их плавательных умений и навыков.

Цель исследования: экспериментально обосновать эффективность использования аквааэробики в обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретические основы формирования плавательных умений и навыков и обосновать использование нетрадиционных форм в обучении плаванию детей дошкольного возраста.
  2. Определить содержание экспериментальной программы по аквааэробике в обучении плаванию детей дошкольного возраста.
  3. Выявить эффективность использования аквааэробики как сопутствующей формы развития плавательных умений и навыков  детей дошкольного возраста.

Практическая значимость состоит в следующем:

  •  полученные данные исследования указывают на важность использования аквааэробики для развития плавательных умений и навыков дошкольников;
  •  программный материал определяет пути введения аквааэробики в процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста;
  •  результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, а также в спортивно-оздоровительных комплексах, имеющих бассейны малых размеров для обучения плаванию детей дошкольного возраста, как в практической деятельности, так и в дальнейших научных исследованиях.

Новизна исследования заключается в том, что работа раскрывает значение аквааэробики, как сопутствующее, преемственное продолжение обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, выявляет эффективность её использования для развития плавательных умений и навыков дошкольников.

Для сбора информации и наполнения данных были проведены следующие методы исследования: 

Анализ научно – методической литературы, который показал недостаточность в изучении данной темы. 

Метод опроса - анкетирование родителей воспитанников с целью выявления отношения к проведению занятий по обучению плаванию и аквааэробике в дошкольном учреждении.

Педагогическое наблюдение, с целью изучения процесса обучения плаванию по следующим параметрам: двигательная активность, усвоение программного материала, интерес к занятиям.

Экспертная оценка для получения оценки качественных показателей параметров наблюдаемых действий группой экспертов по разработанным критериям с целью последующего принятия решения.

Тестирование с целью определения уровня развития плавательных умений и навыков дошкольников по методике Казаковцевой, 1991г. В качестве критериев оценки отобраны следующие тесты:

Тест 1«Погружение с выдохом в воду» (в секундах),

Тест 2«Умение лежать на воде, на груди» (в секундах).

Тест 3«Скольжение в воде на груди»  (в метрах).

Педагогический эксперимент заключался в проверке эффективности использования экспериментальной программы по аквааэробике  для детей дошкольного возраста.

Метод математической статистики для расчета и обработки полученных результатов исследования.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ.

Понятие аквааэробика происходит от двух слов «аква» – вода, «аэробика» – комплекс физических упражнений с элементами хореографии, выполненных под музыку. Однако если использовать только комплекс упражнений, то решить  проблему обучения плаванию детей дошкольного возраста полностью невозможно, поэтому предлагается объединить плавательные и физические упражнения в воде в одно целое.

Ведущие идеи программы:

  • создать условия для знакомства с новой формой физической активности и участия в ней детей старшего дошкольного возраста; 
  • проводить непосредственно образовательную деятельность по аквааэробике как сопутствующее, преемственное продолжение обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста по стандартной структуре, содержащей подготовительную, основную и заключительную часть;
  • включить в непосредственно образовательную деятельность не только игры и игровые упражнения, но и нетрадиционные средства обучения, такие как художественное плавание, упражнения релаксации в воде, способствующие раскрытию творческой уникальности ребенка.

Цель программы: укрепление здоровья и повышение двигательной активности дошкольников средствами аквааэробики.

Основные задачи программы:

  • формировать культуру здорового образа жизни, способствовать оздоровлению и закаливанию организма ребёнка;
  •  развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкость и ловкость;
  • способствовать приобретению и закреплению умений и навыков плавания, преодолению чувства боязни воды;
  • развивать чувство ритма, эмоциональное состояние, умение управлять телом в воде;
  • формировать умения двигаться под музыку, самостоятельно составляя композицию, развивать творческие способности;
  • формировать новые двигательные умения и навыки, используя средства аквааэробики;
  • воспитывать художественный вкус, любовь к воде и движениям в ней.

Реализация проекта основана на следующих принципах.

  • Принцип сознательности и активности – предполагает устойчивый интерес и активное участие  в занятиях аквааэробикой, предусматривает сознательное отношение к ним, воспитание у детей заинтересованности в овладении движениями, во взаимосвязи их с музыкой.
  • Принцип наглядности – предполагает показ упражнений, использование наглядных пособий, ориентиров, образных выражений, заданий предметного характера, которые создают условия более четкого ощущения, воспитания, представления движений в воде и их совершенствование, помогают создавать представление о темпе, ритме, амплитуде движений.
  • Принцип доступности – предполагает постепенное возрастание требований, соответствующих психологической, физической, координационной готовности к обучению; требует постановки посильных для детей задач, постепенное повышение трудности изучаемого материала.
  • Принцип творческой направленности – обеспечивает возможность самостоятельного творчества детей, создание новых движений, основанных на использовании двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности, самостоятельного решения тех или иных двигательных задач, а также сотворчества с педагогом.
  • Принцип индивидуального подхода – обеспечивает учет индивидуальных способностей и возможностей ребенка на занятиях.
  • Принцип постепенности в повышении требований – предполагает определенную методическую последовательность в освоении упражнений – от легкого к трудному, от простого к сложному; применение широкого круга упражнений, движений и использование игрового метода для разнообразия процесса обучения.

Результатов можно достичь при использовании и сочетании таких методов и средств. Словесные методы: объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания. Наглядные методы: показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части; его анализ с помощью наглядных пособий, видеосюжетов, жестов. Практические методы: предусматривают многократное повторение движений сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных или усложненных условиях. Изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.

Средства обучения.

  • Подготовительные упражнения на воде, упражнения, знакомящие детей с водой и ее свойствами.
  • Упражнения для разучивания техники плавании «с опорой и без».
  • Простейшие спады и прыжки в воду.
  • Игры и игровые упражнения.
  • Комплексы упражнений аквааэробики – это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Музыкальный ритм организует движения, создает хорошее настроение, вызывает положительные эмоции, усиливает воздействие физических упражнений на организм, способствует повышению работоспособности.
  • Художественное плавание называют также фигурным, это выполнение, демонстрация в воде различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, построений и перестроений, композиций, объединенных плавательными движениями и элементами статистического плавания. Отличается от синхронного плавания своей не соревновательной направленностью. Использование художественного плавания  в обучении имеет огромное значение для пропаганды плавания, оно украшает праздники и способствует повышению интереса к водным видам спорта.
  • Упражнения релаксации – позволяют приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять их под спокойную музыку, применять не только на суше, но и на воде. Упражнения применяются в основной части занятия между упражнениями большой интенсивности, в заключительной части, вместо спокойной игры, а также в любой отрезок времени, когда дети устали или слишком возбуждены. 

Большую роль играет использование в обучении вспомогательного материала и оборудования. Они помогают разнообразить занятия, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес, дают возможность применять дифференцированный подход в обучении. Причем интерес и внимание ребёнка вызывает только такой предмет, который в значительной мере помогает ему преодолеть трудности, связанные с выполнением упражнений в воде.

Важную роль играет создание предметно – развивающей среды.

  • Оформление акватории бассейна: учебные помещения должны быть оформлены ярко, красочно, чтобы вызывать у ребенка положительные эмоции, желание заниматься плаванием.
  • Укомплектование вспомогательным материалом и оборудованием: в бассейне должны быть различные предметы и приспособления для выполнения упражнений, наглядные пособия. Это является одним из важных условий, потому что именно они помогают разнообразить занятия, виды упражнений, снять психологическую монотонность, постоянно повторяющихся движений, рационально использовать обучающее пространство, повышают интерес, дают возможность применять дифференцированный подход в обучении.
  • Наличие технических средств обучения: музыкальный центр, фонограммы, соответствующие возрасту обучающего контингента.

Основные формы непосредственно образовательной деятельности:

  • теоретические - предполагают рассказ о значении аквааэробики, ее влиянии на организм, об использовании упражнений в повседневной жизни и самостоятельной активности;
  • практические - обеспечивают обучение новым упражнениям, совершенствование умения выполнять движения в темпе музыки;
  • самостоятельные - предусматривают самостоятельное выполнение упражнений под музыку, проявление индивидуальности, реализацию своих потребностей в движении;
  • индивидуальные - направлены на совершенствование плавательных умений и навыков детей.

Основное содержание занятий включает следующие части: подготовительная часть состоит из выполнения умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку, обеспечивает разогревание организма, повышение частоты пульса, дыхания; основная часть направлена на развитие физических качеств, силы, гибкости, выносливости, а также основных навыков плавания, состоит из выполнения плавательных движений, элементов статистического и художественного плавания, комплексного использования навыков плавания в самостоятельной деятельности, в сотворчестве с педагогом, упражнений на развитие творчества; заключительная часть предусматривает постепенное снижение нагрузки. Для этого выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление в медленном темпе, а также упражнения на релаксацию, упражнения на мышечное напряжение и расслабление, на преодоление чувства боязни воды, на восстановление функций организма после упражнений.

Занятия по программе аквааэробике проводятся в форме кружка для детей старшего дошкольного возраста по соответствующему тематическому планированию. Важным в организации образовательной деятельности в бассейне является: соблюдение всех основных требований к её организации, обеспечение мер безопасности, выполнение необходимых санитарно-гигиенических правил,

Взаимодействие с воспитателями и родителями ведется по следующей схеме: определяются цели и задачи совместной деятельности по созданию здоровьесберегающего пространства, создаются общие установки на решение задач воспитания здорового ребенка, вырабатываются стратегии сотрудничества.

Алгоритм взаимодействия включает: планирование работы, просмотр и анализ деятельности, участие в родительских собраниях, анкетирование, консультирование, собеседование, проведение праздников, развлечений, знакомство с задачами работы и результатами диагностики, присутствие на занятиях кружка по аквааэробике, проведение мастер – классов, выступлений, оформление наглядной информации, использование информационно-коммуникативных технологий, создание архивного материала.

 Родители и педагоги получают возможность познакомиться с содержанием работы кружка, обучаются конкретным приемам оздоровления детей, определяют совместно, какие условия можно создать в семье, чтобы активизировать потенциальные физические возможности ребенка.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Программа по аквааэробике предполагает ожидание конкретных результатов, таких как укрепление здоровья детей, развитие творческих способностей, интерес к водным видам спорта, заинтересованность родителей в оздоровлении детей.

Требования к уровню освоения программы воспитанниками.

Должны знать: основы здорового образа жизни, формы сохранения и укрепления здоровья; правила обеспечения безопасности на воде.

Должны иметь представление: о разновидности фитнеса аквааэробике и ее оздоравливающем эффекте.

Должны уметь: пользоваться приобретенными навыками в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях; восстанавливать функции организма после физических упражнений; выполнять  правила техники безопасности на занятиях; выполнять правила гигиены.

Должны демонстрировать: плавание одним-двумя стилями в общих чертах; освоение основных навыков плавания в контрольных  упражнениях; выполнение упражнений комплексов по аквааэробике, композиции художественного плавания.

    Успешность усвоения программного материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания и определенными требованиями к уровню их развития. В качестве оценивания используется тестирование плавательных умений и навыков дошкольников на начало и конец года, содержащее разработанные контрольные упражнения для каждой возрастной группы.

Формой проведения итогов реализации программы являются  спортивные праздники, развлечения на воде, показательные выступления, открытые занятия, мастер-классы, занятия в городском спортивном комплексе и его посещение совместно с родителями, участие лучших воспитанников в первенстве города по плаванию среди дошкольников.

Оценкой  результативности проекта является анализ результатов исследования по данной теме и подтверждение гипотезы, что использование в процессе обучения плаванию дошкольников аквааэробики, позволит повысить уровень развития их плавательных умений и навыков.

УПРАВЛЕНИЕ И КАДРЫ.

Обучение детей плаванию представляет собой ряд взаимосвязанных процессов, достаточно сложных в организационном и методическом плане.  И от того насколько правильно распределены обязанности педагогического, медицинского, обслуживающего персонала зависит более эффективная организация занятий по плаванию.

     Дни и часы посещения плавательного бассейна устанавливаются общим расписанием, которое согласовывается с заведующим и заместителем заведующей по учебно-воспитательной работе детского сада.     При проведении образовательной деятельности осуществляется медико - педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.

Образовательную деятельность по плаванию проводит инструктор по физической культуре, имеющий специальное образование, который систематически повышает квалификацию в физкультурно-оздоровительном направлении. Осуществляет творческий подход к реализации проекта,  в разработке конспектов занятий, материалов. Принимает участие в семинарах, смотрах-конкурсах и методических объединениях.

Большая роль в подготовке и проведении образовательной деятельность по плаванию отводится воспитателям групп. Воспитатели групп работают в тесном контакте с инструктором по физической культуре и медицинским персоналом. Они ведут работу в своей группе: следят за выполнением расписания образовательную деятельность и готовят подгруппы к ним, знакомят с правилами поведения в бассейне, непосредственно во время занятий, учат быстро раздеваться и одеваться. Вместе с медсестрой определяет, кому из детей необходим щадящий режим или освобождение от занятий, поддерживает тесную связь с родителями.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА

Исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад №20 «Снегурочка» г.Охи Сахалинской области. В исследовании приняли участие воспитанники подготовительной группы и родители. Для решения задач исследования были организованы две группы контрольная  и экспериментальная, в состав которых вошли 10 девочек 6-7 лет в каждой. Контрольная группа обучалась по базовой программе Осокиной «Обучение плаванию в детском саду», экспериментальная по экспериментальной программе. Занятия проводились 2 раза в неделю по 30 минут каждое.

Исследование было организовано в три этапа.

Организационный этап – были изучены литературные источники по вопросам исследуемой темы, велось наблюдение за двигательной активностью детей, качеством усвоения программного материала, проявлением интереса к занятиям у воспитанников. Выявлена актуальность исследования, определены цель, задачи, предмет и объект, выдвинута гипотеза. Подобрана контрольная и экспериментальная группа, проведено анкетирование родителей воспитанников, тестирование уровня развития плавательных умений и навыков детей. Обработаны и проанализированы первичные результаты данных исследования.

На практическом этапе – проводилась практическая часть исследования, которая включала ряд действий, направленных на изменение привычных условий педагогического процесса. Определенно содержание экспериментальной программы по аквааэробике, организована работа в форме дополнительной образовательной деятельности по обучению плаванию. Создание необходимых условий для введения системы мероприятий, направленной на развитие акватории бассейна, обучающего педагогического пространства, на формирование здорового образа жизни и плавательных способностей детей;

На заключительном этапе – подводились итоги исследования, проведено заключительное анкетирование родителей, экспертная оценка образовательного процесса, тестирование уровня развития плавательных умений и навыков детей. Обработаны и проанализированы результаты исследования, формулировались выводы, оформлен тематический и практический материал.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА И ВЫВОДЫ

1. Ориентация современной педагогики на модернизацию образования, развивающее обучение, личностно–ориентированный подход предполагает создание условий для становления личности ребёнка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в разных видах деятельности.

Изучив теоретические основы методики плавания, в особенности формирования двигательных умений и навыков, мы сделали вывод о том, что плавание, как вид деятельности характеризуется значительной степенью сложности. Чтобы научиться уверенно, держаться на воде и плавать, необходимо овладеть не только основными навыками плавания, но и совершенствовать свои двигательные умения. Чтобы формировалось как можно больше двигательных умений надо расширять кругозор еще с дошкольных лет, поддерживая интерес к различным видам спорта, используя для этого разнообразные формы и средства обучения.

На основании исследований современных авторов можно утверждать, что использование только традиционных средств обучения зачастую ведет к снижению интереса у детей к занятиям, к понижению их результативности. Поиск новых подходов в обучении плаванию детей дошкольного возраста обусловливает возможность и необходимость использования, наряду с традиционными, нетрадиционных форм обучения. Влияние их на формирование и развитие плавательных умений и навыков дошкольников имеет существенное значение. Это накопление двигательного опыта, оздоровительный эффект, творческое развитие, приобщение к новым видам спорта.

2. Одной из наиболее простых и доступных форм развития плавательных умений и навыков для дошкольников является аквааэробика и как показывает опыт, её можно включать в образовательную деятельность с детьми как часть занятия по обучению плаванию. Интерес к аквааэробике возрастает с каждым днём, так как она подходит практически всем. Ценность таких занятий в том, что они имеют большое оздоровительно–гигиеническое значение.

Экспериментальная программа по аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста способствует решению таких актуальных задач, как сохранение и укрепление их здоровья, формирование у них  привычки к здоровому образу жизни, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков. Предлагает использование аквааэробики как сопутствующей формы развития плавательных умений и навыков детей, что придаёт образовательной деятельности яркую эмоциональную окраску, делает процесс обучения более эффективным, разнообразным, интересным.

Аквааэробика проводится для детей дошкольного возраста (5–7 лет) как дополнительная образовательная деятельность и включает элементы статистического и художественного плавания, упражнения комплексов аквааэробики, восстановительные упражнения на воде, различные игры и игровые упражнения, эстафеты на воде. Успешность усвоения программного материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными умениями и навыками плавания.

3. Эффективность программы по  аквааэробике для детей старшего дошкольного возраста обоснована, проведенными исследованиями, которые привели к подтверждению гипотезы, что её использование  в процессе обучения плаванию дошкольников способствует развитию плавательных умений и навыков у детей. В ходе исследования получены следующие результаты: анкетирование родителей воспитанников выявило снижение частоты заболеваемости детей, рост грамотности в понимании значимости обучения плаванию для детей, желание продолжать обучение посредством аквааэробики, педагогическое наблюдение определило повышение показателей экспертной оценки по параметрам исследования, тестирование установило повышение уровня плавательной подготовленности детей экспериментальной группы, результаты контрольной группы повысились не значительно.

Использование аквааэробики способствовало проявлению у детей старшего дошкольного возраста осознанного отношения к обучению плаванию и к своему здоровью. Одним из показателей результатов работы стало участие воспитанников в соревнованиях по плаванию в городском бассейне. Также заложена прочная основа для дальнейших занятий плаванием: воспитанники детского сада обучаются в спортивной школе города; родители заинтересованы в обучении плаванию детей на более глубокой воде и посещают городской бассейн вместе с детьми.

Результатом является трансляция опыта на различных уровнях, например участие в 2015г. в XI Всероссийском конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы», финальный этап, г. Стерлитамак (диплом первой степени общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения «Юность России», диплом первой степени Министерство спорта Российской федерации).

Исходя из выше сказанного, можно заключить, что аквааэробика содействует укреплению здоровья и обогащению двигательной активности дошкольников, выступая, как сопутствующая форма обучения плаванию, является преемственным его продолжением, так как содержит упражнения на развитие плавательных умений и навыков. Делает процесс обучения более эффективным, разнообразным, интересным. Придает занятиям яркую эмоциональную окраску, приносит ощутимую пользу здоровью, развивает творчество и фантазию. В физкультурно-оздоровительной работе необходимо использовать нетрадиционные формы и средства обучения, которые позволяют не только стимулировать улучшение здоровья детей, но и формировать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни.

ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ПРОЕКТА (ПЕРСПЕКТИВЫ).

Так как работа в выбранном направлении крайне важна, необходимо ее продолжать, дополняя методические материалы. Перспектива развития проекта: продолжение знакомства с оборудованием, инвентарем и специальными приспособлениями для занятий аквааэробикой (степ), с упражнениями для развития гибкости, с элементами других водных видов спорта, освоение прикладного плавания.

Проект может быть применен специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, а также в спортивно-оздоровительных комплексах, имеющих бассейны малых размеров для обучения плаванию детей дошкольного возраста, как в практической деятельности, так и в дальнейших научных исследованиях.

СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ПРОЕКТА

Одним из приоритетных направлений реализации стратегии дошкольного образования в современных условиях выступает активное внедрение здоровьесберегающих технологий, развитие здоровьесберегающей среды.

Сильные стороны.

  • Данный проект посвящен актуальному вопросу, как сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у них привычки к здоровому образу жизни, а также жизненно необходимых двигательных умений и навыков.
  • В условиях современной жизни  недостаточный опыт общения населения с водой и недопустимая беспечность родителей в отношении безопасности собственных детей повышает роль развития у детей плавательных умений, которые способствуют сохранению их жизни, что является социально значимым аспектом.  Ребёнок знакомится с элементарными правилами безопасного поведения на воде и чем раньше он начинает учиться, тем легче и успешнее обучается.
  • Большое значение для раннего развития ребёнка  приобретает обучение плаванию в бассейнах. Это особенно важно для людей, проживающих в северных районах страны. Так, природно-климатические условия Сахалинской области ограничивают занятия плаванием даже в летнее время.
  • Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей, взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, содействие и сотрудничество детей и взрослых при обучении детей плаванию, организация совместных оздоровительных мероприятий с детьми.
  • Полученные данные исследования указывают на важность использования аквааэробики для развития плавательных умений дошкольников, поскольку можно не обладать навыком плавания, но при этом получить новый социальный опыт освоения водной среды обитания.
  • Программный материал проекта определяет пути введения аквааэробики в процесс обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование представлений о новом виде спорта с использованием социального партнёрства со спортивно-оздоровительным комплексом.

Слабые стороны.

  • Отсутствие специалиста или недостаточный уровень теоретической и практической подготовки.
  • Слабая организации предметной развивающей среды.
  • Набор в группу кружка воспитанников без учета возраста и плавательных умений.
  • Пассивность и отсутствие интереса родителей, к регулярным занятиям.

При соблюдении всех основные требований к  организации и проведению занятий по аквааэробике можно избежать риски по реализации проекта.

ФИНАНСОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.

В соответствии с ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольного учреждения, группы, а также территории, прилегающей к ДОО, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей. Создавать условия для того, чтобы учитывать особенности развития, интересы детей, специфику национально-культурных и природных географических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Материально-техническая база дошкольного учреждения соответствует реализации данного проекта. Обучение плаванию детей дошкольного возраста проходит в крытом малоразмерном бассейне и спортивном зале, расположенных в здании дошкольного учреждения, оснащенных необходимым спортивным оборудованием  и инвентарём.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ашмарин, Б. А. Виноградов, Ю. А., Вяткина, З. Н. Теория и методики физического воспитания: Учеб. для студентов фак. физ. культуры пед. ин-тов по спец. 03.03 « Физ. культура» / Под. Ред. Б. А. Ашмарина, Ю. А. Виноградов, З. Н. Вяткина. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  2. Булгакова, Н. Ж., Максимова, М. Н., Маринич, М. Н. Водные виды спорта: Учебник для высш. учеб. заведений / Н. Ж. Булгакова, М. Н. Максимова, М. Н Маринич и др. — М.: Издательский центр « Академия», 2003. — 320 с.
  3. Булгакова, Н. Ж. Плавание: Пособие для инструктора – общественника / Н. Ж. Булгакова. — М.: Физкультура и спорт, 1984. — 160 с.
  4. Большакова, И. А. «Маленький дельфин». Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста: Пособие для инструкторов по плаванию, педагогов дошкольных учреждений / И. А. Большакова. — М.:АРКТИ, 2005. — 24 с.
  5. Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие / Л. Н. Волошина. — М.:АРКТИ, 2005. — 108 с.
  6. Воронова, Е. К. Программа обучения детей плаванию в детском саду / Е. К. Воронова. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2010. — 80 с.
  7. Галицина, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Галицина. — М.:, 2005. — 143 с.
  8. Глазырина, Л. Д. Физическая культура — дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Л. Д. Глазырина. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. — 148 с.
  9. Еремеева, Л. Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста / Л. Ф. Еремеева. — Детство: Пресс, 2005. — 112 с.
  10. Железняк, Ю. Д. Основы научно — методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 264 с.
  11. Казаковцева, Т. С. Обучение плаванию дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1991. — № 1.  С. 17 22.
  12. Кенеман, А. В., Хухлаева, Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. для студентов пед. ин — тов по спец. № 2110 « Дошк. педагогика и психология (дошк.)». 3 — е изд., испр. и доп. / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. — М.: Просвещение, 1995. — 271 с.
  13. Кожухова, Н. Н., Рыжкова, Л. А., Самодурова, М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Н. Н. Кожухова , Л. А. Рыжкова, М. М. Самодурова; под.ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 320 с.
  14. Козлов, А. В. Плавание: Учебная программа / А. В. Козлов. — М.: Просвещение, 1993. — 120 с.
  15. Кубышкин, В. И. Учите школьников плавать: Книга для учителя. / В. И. Кубышкин. — М.: Просвещение, 1988. — 112 с.
  16. Левин, Г. Плавание для малышей / Пер. с нем. Л.Е. Микулин. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 95 с.
  17. Макаренко, Л. П. Юный пловец / Л. П. Макаренко. — М.:Физкультура и спорт, 1983. — 288 с.
  18. Макаренко, Л. П. Учитесь плавать на спине / Л. П. Макаренко. — М.: ФиС, 1984. — 32 с.
  19. Макаренко, Л. П. Универсальная программа начального обучения детей плаванию // Плавание: Ежегодник. М.: ФиС, — 1985. — С.27 — 38.
  20. Маханёва, М. Д., Баранова, Г. В. Фигурное плавание в детском саду. Методическое пособие / М. Д. Маханёва, Г. В. Баранова. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
  21. Микляева, Н. В. Обучение плаванию и аквааэробике в группах оздоровительной направленности ДОУ / Под ред. Н. В. Микляевой. — М.: АРКТИ, 2011. — 104 с.
  22. Осокина, Т. И. Как учить детей плавать: Пособие для воспитателя детского сада / Т. И. Осокина. — М.: Просвещение, 1985. — 80 с.
  23. Осокина, Т. И., Тимофеева, Е. А., Богина, Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, Т. Л. Богина. — М.: Просвещение, 1991. — 158 с.
  24. Ноткина, Н. А., Казьмина, Л. И., Бойнович, Н. Н. Оценка физического и нервно-психологического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А. Ноткина, Л. И. Казьмина, Н. Н. Бойнович. — СПб.: Изд — во «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. — 32 с.
  25. Парфёнова, В. А. Плавание: Учеб. для техникумов физ. культ./ В. А. Парфёнова. — М.: Физкультура и спорта, 1991. — 247 с.
  26. Плавание-крепость здоровья /// Журнал Дошкольное воспитание. — 2001. — № 6, 7.  
  27. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. — М.: Советский спорт, 2004. — 216 с.
  28. Петрова, Н. Л., Баранов, В. А. Плавание. Техника обучения детей с раннего возраста / Н. Л. Петрова, В. А. Баранов. — М.: «Издательство ФАИР», 2008. — 120 с.
  29. Профит, Э., Лопез, П. Аквааэробика. 120 упражнений / Э. Профит, П. Лопез. — Ростов — н / Д: Феникс, 2006. — 128 с.
  30. Рыбак, М. В. Занятия в бассейне с дошкольниками / М. В. Рыбак. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 96 с.
  31. Тарасова, Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ / Т. А. Тарасова. — М.:ТЦ Сфера, 2005. — 176 с.
  32. Середенко, П. В. Психолого - педагогическое исследование: методология и методы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / П. В. Середенко. — Южно — Сахалинск: СахГУ, 2010. — 188 с.
  33.  Середенко, П. В. Методы математической статистики в психолого — педагогических исследованиях: Учеб. пособ. / П. В. Середенко, А. В. Должикова. — 2 — е изд., испр. и доп. П. В. Середенко. — Южно — Сахалинск: Сах ГУ, 2009. — 52 с.
  34. Степаненкова, Э. Я. Методика физического воспитания / Э. Я. Степаненкова. — М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. — 96 с.
  35. Сидорова, И. В. Как научить ребёнка плавать: практическое пособие / И. В. Сидорова. — М.: Айрис — пресс, 2011. — 144 с.
  36. Чеменева, А. А., Столмакова, Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. Учебно – методическое пособие / Под ред. А. А. Чеменевой. А. А. Чеменева, Т. В. Столмакова. — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2011. — 336 с.
  37. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2 — е изд., испр. и доп. / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 370 с.
  38. Яблонская, С. В., Циклис, С. А. Физкультура и плавание в детском саду / С. В. Яблонская, С. А. Циклис. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 112 с.
  39. Яных, Е. А., Захаркина, В. А. Аквааэробика / Е. А. Яных, В. А. Захаркина. — М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. — 127 с.



Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВОСПИТАННИКОВ К ПРОГРАММЕ ПО АКВААЭРОБИКЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

  1. Характеристика основных навыков  плавания.

  Успешность усвоения программного материала по аквааэробике определяется степенью овладения основными навыками плавания (табл.1).

Таблица 1

Характеристика основных навыков  плавания.

Навык

Характеристика

Ныряние

Помогает обрести чувство уверенности, учит произвольно, сознательно уходить под воду, ориентироваться там и передвигаться, знакомит с подъемной силой.

Продвижение в воде

Позволяет почувствовать не только  статистическую, но и динамическую подъемную силу, учит продвигаться и ориентироваться в воде, работать попеременно руками и ногами, проплывать большие расстояния, совершенствует другие навыки, способствует развитию выносливости; позволяет сделать первый шаг от человека, не умеющего плавать, к пловцу.

Контролируемое дыхание

Это ритмичное правильное дыхание, согласованное с ритмом движений, учит преодолевать давление воды, развивает дыхательную мускулатуру, он тесно  взаимосвязан со всеми навыками.

Прыжки в воду

Вырабатывают умение владеть своим телом в воде, чувствовать на него действие разных сил, развивают решительность, самообладание и мужество.

Лежание

Позволяет почувствовать статистическую  подъемную силу, удерживать тело в состоянии равновесия, учит преодолевать чувство страха.

Умение  использовать приобретенные навыки в различных сочетаниях и в самых разнообразных упражнениях считается результатом усвоения программного материала.

  1. Оценка плавательных умений детей дошкольного возраста.

Уровень развития основных навыков плавания оценивается с помощью тестирования  плавательной  подготовленности детей по каждой  возрастной группе. В качестве критериев оценки выбран ряд контрольных упражнений (табл. 2, табл. 3).

При оценке двигательных навыков детей, вводятся следующие обозначения.

  • Высокий уровень – означает правильное выполнение, т. е. навык сформирован, автоматизирован. Ребенок сам выполняет упражнение.
  • Средний уровень  – говорит о промежуточном положении, т.е. недостаточно правильном выполнении упражнения. Ребенок выполняет с помощью.
  • Низкий уровень – указывает на неправильное выполнение движения. Ребенок не выполняет упражнение.

 Тестирование проводится  в начале  и в конце года. Результаты вносятся в диагностическую карту освоения навыков плавания (табл.1). На основании, которой осуществляется  анализ развития плавательных способностей детей дошкольного возраста по навыкам и умениям, анализ уровня общей плавательной подготовленности, а также проводится  сравнительная  диагностика роста плавательных умений.

Таблица 1

       Диагностическая карта освоения навыков плавания

№ п/п

ФИО

ребёнка

Основные навыки плавания

Выдох в воду

Ныряние

Прыжки в воду

Лежание

Продвижение в воде

На груди

На спине

На груди

На спине

  1. К концу первого года обучения дети должны уметь

Старшая группа.

  • Погружать лицо и голову в воду, открывать глаза в воде.
  • Бегать парами.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, подныривать под гимнастическую палку.
  • Доставать предметы со дна, выполнять игровое упражнение «Ловец».
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду, упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».
  • Выполнять прыжок ногами вперед, пытаться соскакивать в воду головой вперед.
  • Скользить на груди с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине.
  • Выполнять упражнение «Поплавок».
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

 Гигиенические навыки.

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

 Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения, соблюдать их.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

Подготовительная к школе группа.

  • Погружаться  в воду, открывать глаза в воде.
  • Поднимание со дна предметов с открыванием глаз под водой.
  • Нырять в обруч, проплывать тоннель, мост.
  • Выполнять  вдох над водой и выдох в воду с неподвижной опорой.
  • Выполнять серии выдохов в воду,  вдох - выдох в сочетании с движениями ног.
  • Дышать в положении лежа на груди с поворотом головы  с неподвижной опорой.
  • Выполнять прыжок ногами вперед, головой вперед.
  • Скользить на груди и на спине с работой ног,  с работой рук.
  • Пытаться скользить на спине, лежать с плавательной доской.
  • Продвигаться с плавательной доской с работой ног на груди и на спине.
  • Выполнять упражнения «Звезда» на груди, на спине, упражнение «Осьминог» на длительность лежания.
  • Плавать на груди с работой рук, с работой ног.
  • Пытаться плавать способом на груди и на спине.
  • Выполнять комплексы аквааэробики, упражнения восстановления, релаксации.
  • Применять элементы художественного плавания.
  • Творчески использовать приобретенные навыки.

Гигиенические навыки.

  • Самостоятельно раздеваться, одеваться и вытираться.
  • Принимать душ, знать личные вещи.

Правила поведения.

  • Знать основные правила поведения и сознательно их выполнять.
  • Реагировать на замечания преподавателя, выполнять его требования.

Таблица 2

Упражнения для определения уровня плавательной подготовленности (старшая группа).

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Ныряние в обруч.

Проплывание тоннеля.

Подныривание под мост.

Игровое упражнение «Ловец».

Продвижение

 в воде

Скольжение на груди с работой ног, с работой рук.

Скольжение на спине.

Продвижение с  доской с работой ног на груди.

Контролируемое дыхание

Выполнение серии выдохов в воду.

Упражнение на задержку дыхания «Кто дольше».

Прыжки в воду

Прыжок ногами вперед.

Соскок головой вперед.

Лежание

Упражнение «Поплавок».

Упражнение «Звездочка» на груди, на спине.

Лежание на спине с плавательной доской.

Таблица 3

Упражнения для определения уровня плавательной подготовленности (подготовительная к школе группа).

Навык плавания

Контрольное упражнение

Ныряние

Проплывание «под мостом» (несколько звеньев).

Поднимание со дна предметов, открыв глаза под водой.

Продвижение

в воде

Плавание на груди с работой рук, с работой ног.

Скольжение на спине с работой рук, с работой ног.

Продвижение с доской на спине с работой ног.

Контролируемое дыхание

Ритмичный вдох - выдох в сочетании с движениями ног.

Дыхание в положении лежа на груди с поворотом головы  в сторону с неподвижной опорой.

Прыжки в воду

Прыжок головой вперед.

Прыжок ногами вперед в глубокую воду.

Лежание

Упражнение «Осьминог» на длительность лежания

Упражнение «Звезда» на груди, на спине в глубокой воде.

Лежание на спине, на груди в паре, группой.



Предварительный просмотр:

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

1.Учебное помещение

  • Малоразмерный крытый бассейн, расположенный в здании дошкольного учреждения.
  • Душевая, раздевалки, пол застелен резиновыми ковриками.

2. Охрана здоровья

  • Осуществляется медико-педагогический контроль над воспитанием и здоровьем каждого ребенка, с учетом его индивидуальных психофизиологических особенностей.
  • Освещенные и проветриваемые помещения.
  • Ежедневная смена воды.
  • Текущая и генеральная дезинфекция помещений и инвентаря.
  • Дезинфекция ванны при каждом спуске воды.
  • Анализ качества воды и дезинфекции помещений и оборудования контролируется санэпидстанцией.
  • Соблюдение санитарных норм (табл.1).

Таблица 1.

Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе.

Возрастная группа

Температура

воды (0С)

Температура воздуха (0С)

Глубина

бассейна (м)

Старшая

+ 29… +300С

+26… +280С

0,8

Подготовительная

к школе

+ 29… +300С

+26… +280С

0,8

3. Купальные принадлежности.

Для образовательной деятельности по обучению плаванию каждый воспитанник должен иметь: пакет (сумка), полотенце, купальник (плавки), плавательную шапку, тапки, халат.

Таблица 2

Распределение времени организации деятельности на учебный год

Группа

Количество занятий

 

Количество часов

в неделю

в месяц

в год

в неделю

в месяц

в год

Старшая

1

4

36

25 мин

1ч 40 мин

15 часов

Подготовительная

к школе

1

4

36

30 мин

2 часа

18 часов

           

4. Обеспечение безопасности занятий по плаванию:

  • занятия проводить в местах, полностью отвечающих всем требованиям  безопасности  и гигиены;
  • не допускать неорганизованного плавания, самовольных прыжков в воду  и ныряния;
  • не разрешать детям толкать друг друга и погружаться с головой в воду,  садиться друг на друга, хватать за руки и за ноги, нырять навстречу друг   другу, громко кричать,  звать на помощь, когда она не требуется;
  • не проводить занятия с группами, превышающими 10-15 человек;
  • допускать детей к занятиям только с разрешения врача;
  • приучать детей выходить из воды по неотложной необходимости только с   разрешения преподавателя;
  • проводить поименно перекличку детей до входа в воду и после выхода из нее;
  • научить детей пользоваться спасательными средствами;
  • во время занятий внимательно наблюдать за детьми, видеть всю группу, каждого занимающегося отдельно и быть готовым в случае необходимости быстро оказать помощь ребенку;
  • обеспечить обязательное присутствие медсестры на занятии;
  • не проводить занятия раньше, чем через 40 минут после еды;
  • при появлении признаков переохлаждения: озноб, «гусиная кожа»,  посинение  губ,  вывести ребенка из воды и дать ему согреться;
  • соблюдать методическую последовательность обучения;
  • знать индивидуальные данные физического развития, состояние здоровья  и  плавательную подготовленность  каждого ребенка;
  • прыжки в воду разрешать детям, умеющим уверенно держаться на поверхности воды;
  • не злоупотреблять возможностями ребенка, не форсировать увеличения  плавательной  дистанции;
  • добиваться сознательного выполнения детьми правил обеспечения  безопасности  занятий.

 5. Правила поведения в бассейне.

  • Внимательно слушать задание и выполнять его.
  • Входить в воду только по разрешению инструктора.
  • Спускаться по лестнице спиной к воде.
  • Не стоять без движений в воде.
  • Не мешать, друг другу окунаться.
  • Не наталкиваться, друг на друга.
  • Не кричать.
  • Не звать, нарочно на помощь.
  • Не топить  друг друга.
  • Не бегать в помещении бассейна.
  • Проситься выйти по необходимости.
  • Выходить быстро по команде инструктора.

 6. Правила прыжков в воду

  • Во время проведения прыжков в воду  необходимо соблюдать строгую   дисциплину: не толкать и не торопить друг друга, внимательно слушать объяснения  инструктора.
  • Выполняются прыжки строго под наблюдением   инструктора и по его  команде.
  • Очередная  команда  подается  после  того, как  выполнившие  прыжок дети, отплыли  на безопасное расстояние или вышли из воды.
  • При  прыжках  в  воду  с твердой опоры  необходимо обхватывать пальцами  ног передний край этой опоры, чтобы  не поскользнуться и не упасть назад.
  • При выполнении прыжка вниз ногами нужно, попав в воду согнуть ноги  в коленях.
  • Внимательно слушать объяснение техники  прыжка инструктором.



Предварительный просмотр:

Уникальность и самоценность детства как важный этап в общем развитии человека.

Стоило лишь задуматься над этим и в голове сложились следующие моменты, тесно связывающие мою жизнь и профессиональную деятельность. 

В детстве  решила, когда у меня будут дети, я их буду не только любить, но и  развивать в разных направлениях, чтобы они могли в будущем определиться с выбором жизненного пути, имея возможность такого  выбора (издержки воспитания в моей семье). Я стала мамой, и выше сказанное  воплотила в  жизнь. Особенно после того, когда начала работать с детьми. Это были школьники. Невероятное время самообразования, первых шагов в материнстве и в профессии.

А потом случилось событие, которое  могло разрушить меня. И когда уже совсем не было надежды, а было лишь смутное ощущение жизни, которое держалось на моём  крохотном родном человечке, появилась новая работа.

Вот тогда окунувшись в незнакомую мне работу с детьми дошкольного возраста, я поняла это абсолютно другой уникальный мир педагогики, это планета детства, творчества, и постоянного саморазвития. Слова подкреплялись движениями, мимикой, жестами. Рядом с тобой маленькие личности не похожие друг на друга, непосредственные и  открытые.

Педагог физической культуры в дошкольном учреждении – особая профессия. Ты не только тренер и воспитатель, ты – творец, ты исследователь! Сегодня  ты вместе с детьми отправляешься в  страну спорта или в тридевятое царство, а завтра  мы исследуем  морские глубины, ищем клад. Вы можете из пальцев рук делать цветы и передавать их детям, а они их будут держать и даже собирать в букеты, а спросишь одного, где твой цветок он просто может ответить: «Я его съел!». А тебе каким- то образом надо передать любовь к делу всей своей жизни. Научить их плавать.

Наука плавания главным образом, состоит в том чтобы «понимать» процесс движения в воде, а значит развивать «чувство воды», «быть заодно с водой». Поэтому каждое упражнение, каждое действие должно быть обучающим. Очень важно, чтоб ребенок «первые шаги» делал самостоятельно, преодолевая свое чувство боязни сам, но под чутким присмотром взрослого. Каждый мой  воспитанник – это новый ни на кого не похожий проект, это новый уникальный опыт – освоения водной среды обитания, которая помогает стать сильным, здоровым и закаленным.

Недостаточно научить детей любить плавание, надо убедить родителей о необходимости раннего обучения. Помочь понять им, что они лучшие воспитатели. Но надо лишь узнать  некоторые изюминки педагогики или просто вспомнить, как они учили ходить и ползать своих детей постепенно, систематично, доступно, индивидуально с поддержкой. Главное не упустить момент. И так поступать во всём, осознав, что мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем.

Я очень люблю своих детей, принимаю их, такими, какими они пришли в этот мир. Развиваю те качества, которые необходимы им в жизни, те дарования, которые им даны. Горжусь и  своими воспитанниками. Каждый пусть крохотный малыш или взрослый - это уникальный путь от человека не умеющего плавать - к пловцу.  Частичка моей работы останется в них на всю жизнь. Горжусь каждым шагом в направлении их и своего развития.  И говорю спасибо моим уникальным моментам жизни.

Я инструктор по физической культуре в дошкольном учреждении, обычный педагог, работаю в самый уникальный и самоценный период развития человека: период детства. Первая встречаю новых граждан нашей страны, которые пока ещё неуверенно ходят, лазают, прыгают и совсем не умеют плавать.

Думаю ли я, что уникальность и самоценность детства это важный этап в общем развитии человека? Несомненно! Каждый человек бесценен и чудесен по своей природе от рождения! Детство ценно само по себе и уникально, оно быстро и незаметно уходит и его невозможно вернуть.

 «Ближайшая цель – организация детской жизни сейчас, в каждый данный момент», так говорил известный педагог-экспериментатор, С.Т. Шацкий. Поэтому  ребёнок должен развиваться здесь и сейчас, в этот данный миг…вместе с нами взрослыми, впрочем, как и взрослые. Поверьте это проверенно не один раз, не только мной, но и моими воспитанниками, которые приводят своих детей в бассейн в раннем возрасте. Вот оно торжество педагога! Жизнь меняется, а уникальность детства, и значение плавания для человека остаётся прежним.

Не упускайте уникальные моменты развития жизни, цените их! И конечно учитесь плавать!



Предварительный просмотр:

«Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Л.С. Выготский.

Я хочу участвовать в Летней школе, потому что педагог всегда должен оставаться интересным для своих воспитанников. Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Нет предела совершенству, и я хочу, многому еще научиться, идти путём систематической учёбы, творческих поисков и экспериментов. Участие – это возможность поделиться опытом, раскрыть свой потенциал, узнать, что-то новое.

 «Считай несчастным тот день или тот час, который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».

Я.А. Коменский. 

Летняя школа даст мне не только возможность познакомиться с педагогическим  творчеством других педагогов, но и усовершенствовать свои профессиональные компетенций и личностные качества. Мне очень интересна работа по разработке проектов и сама проектная деятельность, создание электронных учебников, программ мониторинга. Это будет время незабываемых впечатлений, активизации имеющихся теоретических знаний и  приобретения новых умений, что позволит провести оценку собственных ресурсов и определить для себя перспективы направления  деятельности.

«Каждый человек может сделать гораздо больше того, что сам об этом думает».

М.М. Пришвин.

Я дам Летней школе любознательного ученика, активного и творческого участника. В свою очередь могу поделиться опытом в деле обучения детей и взрослых плаванию. Передача своих знаний другим – лучший способ прояснить собственные идеи.

  «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь».

А. Ф. Дистервег.

Результаты школы я буду использовать следующим образом: применять полученные знания и умения в деле обучения, воспитания, развития детей; обмениваться передовым педагогическим опытом, распространять инновационные педагогические технологии обучения и воспитания, разрабатывать новые образовательные проекты, научно-исследовательские труды.