Тесты и упражнения для будущих первоклассников

Китаева Инна Игоревна

Упражнение на развитие произвольного внимания

Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. "Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники" Если ребенок переспрашивает, ответить - пусть делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. 

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок называет предметы - часы, основание карандаша, выключатель, ваза, столик: Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания. 

Игра на развитие памяти
В эту игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-нибудь от себя. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту. 

Игра 
«Как это можно использовать?» (для тренировки мышления и сообразительности) 

Предложите ребенку игру - найти как можно больше вариантов использования какого либо предмета. Например, Вы называете слово "карандаш", а ребенок придумывает, как его можно использовать - писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т. д. 
 

Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли малыш идти в школу и что его там привлекает

 

1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, - в какой из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, - в какой из них ты бы хотел учиться? 

3. Если бы было две школы - в одной ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другой давали бы сладости и игрушки, - в какой из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было две школы - в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, - в какой из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы в классе у вас заболела учительница и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?

6. Если бы было две школы - в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, - в какой из них ты бы хотел учиться?

7. Если бы мама сказала: "Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год", - согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: "Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу", - согласился бы ты с таким предложением? 

9. Если бы твой друг (подружка) спросил, что тебе больше всего нравится в школе, что бы ты ему ответил?

Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе.

 

 

Что должен знать и уметь ребёнок при поступлении в 1 класс

 

* Знать свои имя и фамилию, домашний адрес, имена и отчества членов своей семьи.

 

* Знать времена года, месяцев, дней недели; уметь различать цвета.

 

* Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.

 

* Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов), уравнивать множество предметов.

 

* Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.

 

* Уметь объединять предметы в группы - посуда, мебель, животные, одежда, транспорт, растения и т.д.

 

* Уметь находить в группе предметов лишний (например, из группы "овощи" убрать лимон)

 

* Иметь элементарные представления об окружающем мире: профессиях, явлениях живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.

 

* Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за; временные представления: вчера-сегодня-завтра, утро-день-вечер.

 

* Уметь культурно общаться с другими детьми и взрослыми, пользоваться правилами этикета.

 

* Слушать взрослых и понимать обращенную речь.

 

* Уметь высказывать своё мнение, построив законченное предложение.

 

Рекомендации логопеда

родителям будущих первоклассников

Все, у кого есть дети, знают, как сложен процесс развития, т.е.

физического и психического созревания ребёнка; как велика в нём роль

родителей.

Расстройства речи на первый взгляд могут быть лёгкими, не

имеющими явных внешних признаков или же с минимальными

проявлениями в виде искаженного произношения отдельных звуков, однако

иметь самые серьезные последствия, препятствуя реализации данных от

природы способностей.

Устной речью маленький человек овладел до школы, письменной ему

ещё только предстоит овладеть. И чем лучше будет развита у ребёнка устная

речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей нередко наблюдается не резко выраженное отставание в

речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает к

себе особого внимания, но в дальнейшем оно может помешать хорошей

учёбе и привести к появлению специфических ошибок, например на уроках

русского языка. Поэтому очень важно выявить даже самые незначительные

отклонения в речевом развитии малыша и исправить их до начала его

обучения грамоте. Папам и мамам следует иметь в виду, что при нормальном

речевом развитии все возрастные особенности в произношении звуков речи

должны исчезнуть не позднее, чем к пяти годам. Если же этого не

происходит, то стоит показать сына или дочь логопеду.

Чёткое различение на слух всех звуков речи является одной из

необходимых предпосылок овладения грамотой. Запись любого слова

предполагает умение определить (т.е. "опознать") каждый входящий в его

состав звук и обозначить его соответствующей буквой. Если же некоторые

звуки кажутся ребёнку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться

при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например,

при не различении на слух пары звуков "б-п" он не будет знать, какая первая

буква - Б или П должна быть написана в слове "булка" или в слове "потолок".

При нормальном речевом развитии различение всех звуков доступен

детям начиная с двухлетнего возраста. Кроме того, важно знать, что именно

не различение ребёнком некоторых звуков речи на слух является основной

причиной их замены в устной речи, а в дальнейшем - и в письме.

Развить у ребёнка способность к различению звуков в большинстве

случаев могут сами родители. Для этого нужно всеми возможными

способами показать малышу разницу в звучании тех звуков, которые кажутся

одинаковыми.

Вот некоторые игры, которые вам помогут.

Эхо

 Играть можно и вдвоём или большой группой. Назначается водящий –

 "Эхо", которое должно повторять то, что ему скажут. Начните с простых

слов, затем перейдите к трудным и длинным. Можно использовать в игре и

иностранные слова, не забывая при этом объяснять их значение. Попробуйте

предлагать для повторения стихотворные и прозаические фразы. Если "эхо"

ответило правильно пять раз, назначайте по кругу водящим следующего

участника игры.

Все, конечно же, помнят игру своего детства "испорченный телефон".

Эта игра как нельзя лучше подходит для развития фонематического слуха у

ребёнка.

Путаница

Обратите внимание малыша на то, как важно не путать

звуки между собой. Для подтверждения этой мысли попросите его прочесть

(или прочтите ему сами, если он ещё не умеет читать) эти шуточные

предложения:  "Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку";

"Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку".

Ребята очень любят всякие небылицы и с радостью могут сами

придумать такие же шутки. Попробуйте придумать слова, изменяя только

одну букву, например "точка-кочка-бочка-дочка".

Можно предложить и такие игры-упражнения: хлопнуть в ладоши, если

в слове будет слышен, например, звук "ж". При этом сначала в предлагаемых

ребёнку словах не должно быть других шипящих или свистящих звуков, а

сам звук "ж" надо произносить несколько подчеркнуто.

Упражнение-тест

Попросите ребёнка записать несколько слов, но не буквами, а

кружочками. Сколько звуков в слове, столько и кружочков. Например, слово

"суп" надо изобразить тремя кружочками. После того как Вы убедились, что

ребёнку понятно задание, диктуете слова, а он записывает их в виде

кружочков на листе бумаги.

Другой вариант этого задания: вы предлагаете ребёнку картинки, на

которых нарисованы животные (лев, белка, корова, слон, кошка) и записаны

схемы слов, обозначающих животных, в виде кружочков (по количеству

звуков в каждом слове). Задача ребёнка заключается в том, чтобы

определить, какие кружочки подходят к каждому слову. В идеале ребёнок

шести-семи лет выполняет все задания правильно (допускается одна

ошибка).

Все приведенные здесь и подобные им упражнения нужно продолжать

до тех пор, пока ребёнок не научится легко справляться со всеми

предлагаемыми ему заданиями. Только при этом условии можно быть

уверенным в том, что ребёнок научился различать звуки на слух, а значит, и

обучение грамоте не составит ему особого труда.

У детей должны быть сформированы речедвигательные навыки для

правильного звукопроизношения, а также психологическая база речи

(достаточно развитые восприятие, ощущение, внимание, память, мышление и другие психические процессы), способствующая формированию готовности

к успешному освоению учебной деятельностью в школе.

Удачи Вам!