КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ

Соколова Оксана Ивановна

Предмет: История России

Класс: 7

Тема урока: Петр I . Россия на рубеже эпох.

Картина урока: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости петровской эпохи, личности и деятельности царя.

Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.

Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая

Педагогические технологии: алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Вяземского Е.Е.), проблемное обучение, когнитивная технология, на образно-эмоциональной основе, триз-технология.

Оборудование: мультимедиа, репродукции картины художника для групповой работы, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке:

  1. Проблемный вопрос (озвученный после демонстрации учащимся изображений стрельцов XVII века, военных походов и т.д.): стрелецкое войско – вид постоянного военного соединения, являющегося опорой и охраной царей 16-17 веков, участниками всех политических событий. Почему к началу 18 века это военное соединение было не просто переименовано, но распущено и даже частично уничтожено царем Петром I, не смотря на то, что царь очень нуждался в большой, сильной, профессиональной армии?

  2. Работа с исторической картиной как источником информации:

Многоуровневый анализ

(уровни)

Вопросы для самостоятельной работы по картине (опережающее индивидуальное или групповое задание для «экспертов»)

Формы работы с исторической картиной на уроке

1 уровень: АТРИБУЦИЯ (паспортизация исторического источника)

  1. Кто автор картины?

  2. Как называется картина?

  3. К какому типу картин относится?

  4. В каком стиле написана?

  5. Время и обстоятельства создания картины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составьте к картине 5 вопросов (2 простых, 2 средних, 1 сложный)

  2. Дайте своё название картине. Объясните.

  3. Сравните с авторским названием. Прокомментируйте.

  4. На какие основные части (три) можно разбить картину. Дайте название частям.

Ответы занесите в таблицу и представьте классу:

общее название картины

название части

название части

название

части

 

2 уровень:

ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Какое историческое событие изображено на картине? К какому типу событий относится (эк., пол., воен,, культ.)? Какова его предыстория, причины, результаты?

  2. Назовите исторических персонажей на картине? Опишите их.

  3. Кто изображен на переднем плане, на втором, на заднем плане?

  4. Разделите картину на мизансцены. Назовите их. Опишите действия каждой. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?

  5. Какие эмоции выражают люди? Какое общее настроение картины?

  6. Покажите фигуры стрельцов. Опишите их позы, лица. Что они выражают? Какие цвета использовал художник для этого?

  7. Опишите царя Петра. Как его изобразил художник?

  8. Кто изображен в группе с царем? Опишите их позы, лица, что они выражают.

  9. Опишите место действие картины (город, район, архитектурные постройки). Как они изображены? Почему Покровский собор как – будто не поместился в картину?

  10. На картине нет ни одной сцены кази. Что хотел показать нам художник?

  11. Какое время года, время суток изобразил художник?

  12. Какие цвета преобладают в картине и почему?

  1. Раскрасьте картину цветными карандашами. Придумайте условные обозначения и нанесите их на картину (по принципу основного: персонажи, группы, сюжеты). Например:

  • Царь

  • Группа во главе с царем

  • Стрельцы

  • Народная толпа

  • Гвардейцы

  1. Придумайте и нанесите на картину условный знак противостояния (людей, идей)

  2. Опишите картину, используя новые опорные слова (на карточках)

Например:

на переднем плане: связанные стрельцы, ноги в колодках, красный колпак, золотой кафтан, стрелецкая жена, солдаты-гвардейцы, рыжебородый, зажженная свеча, потухшая свеча.

На втором плане: царь, иностранцы, башни Кремля, строй солдат.

На заднем плане: Покровский собор, лобное место, толпа, зеваки, деревянные виселицы.

 

3 уровень:

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?

  2. На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?

Составьте короткий рассказ-описание того, что вы видите вокруг себя, как участник: а) иностранец, б) царь Петр I, в) рыжебородый стрелец

4 уровень:

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Может ли картина Сурикова быть историческим источником?

  2. В чем субъективизм автора?

  3. Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?

  4. Что точно могло быть так, как изобразил Суриков?

  5. В чем ценность взгляда художника?

Перечислите 5-10 исторических фактов, которые вы узнали из картины художника.

 

5 уровень:

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. В чем помогла разобраться картина художника? Что нового узнали?

  2. Какие вопросы у вас возникли к автору? По содержанию? Что захотелось узнать дополнительно?

Вернитесь к составленным в начале урока вопросам и ответьте на них. Есть ли вопросы, которые остались без ответа?

Ответьте на поставленную в начале урока проблему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kartine.docx21.83 КБ
Файл urok_po_kartine2.docx116.01 КБ

Предварительный просмотр:

Соколова Оксана Ивановна, учитель истории МБОУ «Васьковская СОШ»

Предмет: История России

Класс: 7

Тема урока: Петр I . Россия на рубеже эпох.

Картина урока: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости петровской эпохи, личности и деятельности царя.

Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.

Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая

Педагогические технологии: алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Вяземского Е.Е.), проблемное обучение, когнитивная технология,  на образно-эмоциональной основе, триз-технология.

Оборудование: мультимедиа, репродукции картины художника для групповой работы, карточки с заданиями.

Формы работы на уроке:

  1. Проблемный вопрос (озвученный после демонстрации учащимся изображений стрельцов XVII века, военных походов и т.д.): стрелецкое войско – вид постоянного военного соединения, являющегося опорой и охраной царей 16-17 веков, участниками всех политических событий. Почему к началу 18 века это военное соединение было не просто переименовано, но распущено и даже частично уничтожено царем Петром I, не смотря на то, что царь очень нуждался в большой, сильной, профессиональной армии?
  2. Работа с исторической картиной как источником информации:

Многоуровневый анализ

(уровни)

Вопросы для самостоятельной работы по картине (опережающее индивидуальное или групповое задание для «экспертов»)

Формы работы с исторической картиной на уроке

1 уровень: АТРИБУЦИЯ (паспортизация исторического источника)

  1. Кто автор картины?
  2. Как называется картина?
  3. К какому типу картин относится?
  4. В каком стиле написана?
  5. Время и обстоятельства создания картины?

  1. Составьте к картине 5 вопросов (2 простых, 2 средних, 1 сложный)
  2. Дайте своё название картине. Объясните.
  3. Сравните с авторским названием. Прокомментируйте.
  4. На какие основные части (три) можно разбить картину.  Дайте название частям.

Ответы занесите в таблицу и представьте классу:

общее название картины

название части

название части

название

части

2 уровень:

ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Какое историческое событие изображено на картине? К какому типу событий относится (эк., пол., воен,, культ.)? Какова его предыстория, причины, результаты?
  2. Назовите исторических персонажей на картине? Опишите их.
  3. Кто изображен на переднем плане, на втором, на заднем плане?
  4. Разделите картину на мизансцены. Назовите их. Опишите действия каждой. Кто кому противостоит в картине? Как это изобразил художник?
  5. Какие эмоции выражают люди? Какое общее настроение картины?
  6. Покажите фигуры стрельцов. Опишите их позы, лица. Что они выражают? Какие цвета использовал художник для этого?
  7. Опишите царя Петра. Как его изобразил художник?
  8. Кто изображен в группе с царем? Опишите их позы, лица, что они выражают.
  9. Опишите место действие картины (город, район, архитектурные постройки). Как они изображены? Почему Покровский собор как – будто не поместился в картину?
  10. На картине нет ни одной сцены кази. Что хотел показать нам художник?
  11.  Какое время года, время суток изобразил художник?
  12.  Какие цвета преобладают в картине и почему?
  1. Раскрасьте картину цветными карандашами. Придумайте условные обозначения и нанесите их на картину (по принципу основного: персонажи, группы, сюжеты). Например:
  • Царь
  • Группа во главе с царем
  • Стрельцы
  • Народная толпа
  • Гвардейцы
  1. Придумайте и нанесите на картину условный знак противостояния  (людей, идей)
  2. Опишите картину, используя новые опорные слова (на карточках)

Например:

на переднем плане: связанные стрельцы, ноги в колодках, красный колпак, золотой кафтан, стрелецкая жена, солдаты-гвардейцы, рыжебородый, зажженная свеча, потухшая свеча.

На втором плане: царь, иностранцы, башни Кремля, строй солдат.

На заднем плане: Покровский собор, лобное место, толпа, зеваки, деревянные виселицы.

3 уровень:

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Какие идеи заложил художник в свою картину? В чем конфликт этих идей? Какие идеи побеждают?
  2. На чьей стороне автор картины? Где и как он изобразил себя на картине?

Составьте короткий рассказ-описание того, что вы видите вокруг себя, как участник: а) иностранец, б) царь Петр I, в) рыжебородый стрелец

4 уровень:

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. Может ли картина Сурикова быть историческим источником?
  2. В чем субъективизм автора?
  3. Как на самом деле проходил стрелецкий бунт и последующие за ним расправы?
  4. Что точно могло быть так, как изобразил Суриков?
  5. В чем ценность взгляда художника?

Перечислите 5-10 исторических фактов, которые вы узнали из картины художника.

5 уровень:

ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  1. В чем помогла разобраться картина художника? Что нового узнали?
  2. Какие вопросы у вас возникли к автору? По содержанию? Что захотелось узнать дополнительно?

Вернитесь к составленным в начале урока вопросам и ответьте на них. Есть ли вопросы, которые остались без ответа?

Ответьте на поставленную в начале урока проблему.



Предварительный просмотр:

Класс: 7 (История России)

Урок  с применением технологи обучения на образно-эмоциональной основе

Тема урока: Пётр I. Россия на рубеже веков.

Цель урока: изучить события, связанные с приходом Петра к власти, первые реформы царя.

Планируемые результаты:

  •  личностные (определение своей позиции, осмысления опыта предшествующих поколений, эстетическое развитие)
  •  предметные( освоение работы с различными источниками, умение систематизировать и обобщать историческую информацию, знание фактов, событий)
  •  метапредметные ( сознательная организация и регуляция своей деятельности)

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: мультимедиа, репродукции картин русских художников, карточки с заданиями, учебник А.А.Данилова «История России конец  XVI – XVIII в»,§ 13

Ход урока:

1 этап: Создание образно-эмоциональной ситуации 76469_340x340.jpg

Обращение учителя к иллюстрации памятника Петру I «Царь-плотник» + цитата А.Пушкина «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»

Проблемный вопрос: О ком идет речь? Возможно ли было, чтобы царь был плотником, академиком…? При каких обстоятельствах? Что можно сказать о правителе, которому стоит памятник и написано такое стихотворение?

2 этап: Введение теоретических знаний

Образный, эмоциональный рассказ учителя, создание схемы на доске, листе, экране + обращение к портретам  личностей, их краткая характеристика, подробности жизни, вызывающие отклик у ребят.

bf57547783cf1a977896be0647d39b01.jpg 73758860_0000000000.jpg original.jpgp.gif93829591_3646910_0nat_kiril_narishkina.jpg

Схема урока (на доске и в тетради учащихся):

Алексей Михайлович (ум.1676)

Мария Ильинична                                                                                             Наталья Кирилловна

Милославская                                                                                                           Нарышкина

  •  Фёдор (1676-1682)                                                                                        * Пётр I (1682-1725)
  •  Софья (1682-1689)                                                                                         * Наталья (1673-1716) 
  •  Иван V (1682-1696)                                                                                        * Феодора (1674-1677)
  1. –  ДВОЕВЛАСТИЕ

Пётр I                  ______+____________            Иван V    __________+______                   Cофья

      10 лет                                                                           15 лет                                                        регентша

патриарх  Иоаким                                             бояре Милославские                                     СТРЕЛЬЦЫ!!!

Бояре Нарышкины                                                                                                                          Хованщина

Пётр в 1682-1689

Пётр   с 1689 года

с. Преображенское,              

поездки в Немецкую Слободу,

потешная крепость Пресбург,

Лефорт, Брант, Гордон,

потешные полки:

Семеновский, Преображенский

заговоры царевны Софьи

1693,1694 – поездки в Архангельск

1695-96 – Азовские походы

1697-1698 – ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО

3 этап: Организация исследовательской деятельности

Разделение учащихся на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке, репродукцию картины. В ходе работы – записывают материал в тетрадь.

1 группа: Отрочество Петра (1682-1689)

  1. Работа с учебником, поиск ответа на проблемный вопрос:  Что интересовало Петра в это время?  Докажите с помощью фактов. К чему в будущем могут привести такие интересы правителя?  
  2. Работа с картиной НЕВРЕВА Н. «Пётр I в иноземном наряде» НЕВРЕВ Николай - Пётр I в иноземном наряде.jpg

Вопросы по картине:

  •  Кто, что изображено на картине? Что они делают?
  •  опишите их эмоции, позы
  •  оживите картину, придумайте диалог между героями
  •  проявите наблюдательность: какие детали картины говорят о том, что это Россия конца XVI века?
  •  Что хотел сказать художник?

2 группа: Пётр с 1689 года: мечта о море

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы:  Каковы цели Азовских походов, в чем причины неудачи первого похода, итоги походов?
  2. 2. Работа с картиной  КУШЕВСКОГО Ю. «Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.» Ю.Кушевский.-Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г. Фрагмент. (Пётр I и корабельный мастер Осип Щека)..jpg

Вопросы по картине:

  •  что чувствуешь, когда смотришь на картину?
  •  какие фигуры выделяются, о чем они говорят?
  •  почему многие улыбаются?
  •  общее настроение картины?
  •  куда указует Пётр и что это значит для России?
  •  что хотел сказать художник?

3 группа:  Пётр с 1689 года: Великое посольство, спор с Софьей

  1. Работа с учебником, поиск ответов на вопросы: Каковы особенности стрелецкого бунта 1689 года, бунта 1698 года, почему Пётр был особенно зол на стрельцов в 1698 году, как поездка в Великое посольство иллюстрирует памятник «Царь-плотник»?
  2. Работа с картиной  СУРИКОВА В. «Утро стрелецкой казни»

Вопросы по картине:СУРИКОВ Василий - Утро стрелецкой казни.jpg

  1.  какой исторический момент запечатлен на картине?
  2.  каково психологическое состояние людей (облик, действия, эмоции, чувства)?
  3.  какие две фигуры выделяются из толпы? Почему?
  4.  Какие эмоции и чувства они испытывают?
  5.  что хотел сказать художник?

4 этап: Итоги, домашнее задание

Подготовьте речь о первых делах Петра I

а) от имени Ф.Лефорта

б) от имени царевны Софьи

в) от имени крымского хана

Или: составьте рассказ от лица одного из участников картины «Утро стрелецкой казни»

(эта картина есть в учебнике)