КАРТИНА НА УРОКЕ ИСТОРИИ
Предмет: История России
Класс: 7
Тема урока: Петр I . Россия на рубеже эпох.
Картина урока: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости петровской эпохи, личности и деятельности царя.
Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.
Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая
Педагогические технологии: алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Вяземского Е.Е.), проблемное обучение, когнитивная технология, на образно-эмоциональной основе, триз-технология.
Оборудование: мультимедиа, репродукции картины художника для групповой работы, карточки с заданиями.
Формы работы на уроке:
Проблемный вопрос (озвученный после демонстрации учащимся изображений стрельцов XVII века, военных походов и т.д.): стрелецкое войско – вид постоянного военного соединения, являющегося опорой и охраной царей 16-17 веков, участниками всех политических событий. Почему к началу 18 века это военное соединение было не просто переименовано, но распущено и даже частично уничтожено царем Петром I, не смотря на то, что царь очень нуждался в большой, сильной, профессиональной армии?
Работа с исторической картиной как источником информации:
Многоуровневый анализ (уровни) | Вопросы для самостоятельной работы по картине (опережающее индивидуальное или групповое задание для «экспертов») | Формы работы с исторической картиной на уроке | ||||||||
1 уровень: АТРИБУЦИЯ (паспортизация исторического источника) |
|
Ответы занесите в таблицу и представьте классу:
| ||||||||
2 уровень: ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
|
Например: на переднем плане: связанные стрельцы, ноги в колодках, красный колпак, золотой кафтан, стрелецкая жена, солдаты-гвардейцы, рыжебородый, зажженная свеча, потухшая свеча. На втором плане: царь, иностранцы, башни Кремля, строй солдат. На заднем плане: Покровский собор, лобное место, толпа, зеваки, деревянные виселицы.
| ||||||||
3 уровень: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
| Составьте короткий рассказ-описание того, что вы видите вокруг себя, как участник: а) иностранец, б) царь Петр I, в) рыжебородый стрелец | ||||||||
4 уровень: КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
| Перечислите 5-10 исторических фактов, которые вы узнали из картины художника.
| ||||||||
5 уровень: ПРАКСЕОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ |
| Вернитесь к составленным в начале урока вопросам и ответьте на них. Есть ли вопросы, которые остались без ответа? Ответьте на поставленную в начале урока проблему. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_kartine.docx | 21.83 КБ |
urok_po_kartine2.docx | 116.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова Оксана Ивановна, учитель истории МБОУ «Васьковская СОШ»
Предмет: История России
Класс: 7
Тема урока: Петр I . Россия на рубеже эпох.
Картина урока: В.И.Суриков «Утро стрелецкой казни»
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: способствовать формированию представлений о противоречивости петровской эпохи, личности и деятельности царя.
Предполагаемый результат: учащиеся получат возможность научиться извлекать и анализировать историческую информацию, работая с художественной картиной; характеризовать политическую ситуацию в России на рубеже веков, борьбу за власть; давать развернутую личностную оценку историческим событиям.
Компетенции: информационная, коммуникативная, историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая
Педагогические технологии: алгоритм многоуровневого анализа художественного источника (Вяземского Е.Е.), проблемное обучение, когнитивная технология, на образно-эмоциональной основе, триз-технология.
Оборудование: мультимедиа, репродукции картины художника для групповой работы, карточки с заданиями.
Формы работы на уроке:
- Проблемный вопрос (озвученный после демонстрации учащимся изображений стрельцов XVII века, военных походов и т.д.): стрелецкое войско – вид постоянного военного соединения, являющегося опорой и охраной царей 16-17 веков, участниками всех политических событий. Почему к началу 18 века это военное соединение было не просто переименовано, но распущено и даже частично уничтожено царем Петром I, не смотря на то, что царь очень нуждался в большой, сильной, профессиональной армии?
- Работа с исторической картиной как источником информации:
Предварительный просмотр:
Класс: 7 (История России)
Урок с применением технологи обучения на образно-эмоциональной основе
Тема урока: Пётр I. Россия на рубеже веков.
Цель урока: изучить события, связанные с приходом Петра к власти, первые реформы царя.
Планируемые результаты:
- личностные (определение своей позиции, осмысления опыта предшествующих поколений, эстетическое развитие)
- предметные( освоение работы с различными источниками, умение систематизировать и обобщать историческую информацию, знание фактов, событий)
- метапредметные ( сознательная организация и регуляция своей деятельности)
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: мультимедиа, репродукции картин русских художников, карточки с заданиями, учебник А.А.Данилова «История России конец XVI – XVIII в»,§ 13
Ход урока:
1 этап: Создание образно-эмоциональной ситуации
Обращение учителя к иллюстрации памятника Петру I «Царь-плотник» + цитата А.Пушкина «То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник…»
Проблемный вопрос: О ком идет речь? Возможно ли было, чтобы царь был плотником, академиком…? При каких обстоятельствах? Что можно сказать о правителе, которому стоит памятник и написано такое стихотворение?
2 этап: Введение теоретических знаний
Образный, эмоциональный рассказ учителя, создание схемы на доске, листе, экране + обращение к портретам личностей, их краткая характеристика, подробности жизни, вызывающие отклик у ребят.
Схема урока (на доске и в тетради учащихся):
Алексей Михайлович (ум.1676)
Мария Ильинична Наталья Кирилловна
Милославская Нарышкина
- Фёдор (1676-1682) * Пётр I (1682-1725)
- Софья (1682-1689) * Наталья (1673-1716)
- Иван V (1682-1696) * Феодора (1674-1677)
- – ДВОЕВЛАСТИЕ
Пётр I ______+____________ Иван V __________+______ Cофья
10 лет 15 лет регентша
патриарх Иоаким бояре Милославские СТРЕЛЬЦЫ!!!
Бояре Нарышкины Хованщина
Пётр в 1682-1689 | Пётр с 1689 года |
с. Преображенское, поездки в Немецкую Слободу, потешная крепость Пресбург, Лефорт, Брант, Гордон, потешные полки: Семеновский, Преображенский | заговоры царевны Софьи 1693,1694 – поездки в Архангельск 1695-96 – Азовские походы 1697-1698 – ВЕЛИКОЕ ПОСОЛЬСТВО |
3 этап: Организация исследовательской деятельности
Разделение учащихся на 3 группы, каждая группа получает задание на карточке, репродукцию картины. В ходе работы – записывают материал в тетрадь.
1 группа: Отрочество Петра (1682-1689)
- Работа с учебником, поиск ответа на проблемный вопрос: Что интересовало Петра в это время? Докажите с помощью фактов. К чему в будущем могут привести такие интересы правителя?
- Работа с картиной НЕВРЕВА Н. «Пётр I в иноземном наряде»
Вопросы по картине:
- Кто, что изображено на картине? Что они делают?
- опишите их эмоции, позы
- оживите картину, придумайте диалог между героями
- проявите наблюдательность: какие детали картины говорят о том, что это Россия конца XVI века?
- Что хотел сказать художник?
2 группа: Пётр с 1689 года: мечта о море
- Работа с учебником, поиск ответов на вопросы: Каковы цели Азовских походов, в чем причины неудачи первого похода, итоги походов?
- 2. Работа с картиной КУШЕВСКОГО Ю. «Спуск галеры 'Принципиум' на воронежской верфи 3 апреля 1696 г.»
Вопросы по картине:
- что чувствуешь, когда смотришь на картину?
- какие фигуры выделяются, о чем они говорят?
- почему многие улыбаются?
- общее настроение картины?
- куда указует Пётр и что это значит для России?
- что хотел сказать художник?
3 группа: Пётр с 1689 года: Великое посольство, спор с Софьей
- Работа с учебником, поиск ответов на вопросы: Каковы особенности стрелецкого бунта 1689 года, бунта 1698 года, почему Пётр был особенно зол на стрельцов в 1698 году, как поездка в Великое посольство иллюстрирует памятник «Царь-плотник»?
- Работа с картиной СУРИКОВА В. «Утро стрелецкой казни»
Вопросы по картине:
- какой исторический момент запечатлен на картине?
- каково психологическое состояние людей (облик, действия, эмоции, чувства)?
- какие две фигуры выделяются из толпы? Почему?
- Какие эмоции и чувства они испытывают?
- что хотел сказать художник?
4 этап: Итоги, домашнее задание
Подготовьте речь о первых делах Петра I
а) от имени Ф.Лефорта
б) от имени царевны Софьи
в) от имени крымского хана
Или: составьте рассказ от лица одного из участников картины «Утро стрелецкой казни»
(эта картина есть в учебнике)