Дидактическая игра «Подводный мир»
Дидактическая игра предназначена для осуществления познавательного развития детей 4-7 лет. Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими играми формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование игры в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Уникальность данной игры состоит в том, что она оказывает помощь педагогу в обучении детей от 4 до 7 лет по многим темам примерной образовательной программы О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. «Детство», а также помогает ребенку знакомиться с подводным миром и их обитателями; получить знания о речных и морских рыбах; их геометрических фигурах и размерах.
Дидактическая игра подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером групповой комнаты.
В ходе индивидуальной работы с детьми и в процессе проведения различных игровых и проблемных ситуаций связанных с подводным миром и различными видами рыб, накопился опыт к созданию дидактической игры под названием «Подводный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по использованию дидактической игры будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей. В образовательной деятельности игра выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did._igra_podvodnyy_mir_-_kopiya.doc | 583.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»
Дидактическая игра
«Подводный мир»
Степанкина Юлия Александровна
Арзамас
Аннотация.
Дидактическая игра предназначена для осуществления познавательного развития детей 4-7 лет. Игра реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическими играми формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности и направлено на сенсорное развитие дошкольников. Использование игры в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности.
Уникальность данной игры состоит в том, что она оказывает помощь педагогу в обучении детей от 4 до 7 лет по многим темам примерной образовательной программы О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина и др. «Детство», а также помогает ребенку знакомиться с подводным миром и их обитателями; получить знания о речных и морских рыбах; их геометрических фигурах и размерах.
Дидактическая игра подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером групповой комнаты.
В ходе индивидуальной работы с детьми и в процессе проведения различных игровых и проблемных ситуаций связанных с подводным миром и различными видами рыб, накопился опыт к созданию дидактической игры под названием «Подводный мир» для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Методические рекомендации по использованию дидактической игры будут полезны педагогам дошкольных образовательных организаций для осуществления совместной и самостоятельной деятельности детей. В образовательной деятельности игра выступает как демонстрационный материал, а также используется для создания игровой мотивации и решения проблемных ситуаций.
Пояснительная записка
Актуальность:
Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует «погружению» детей в интересную для них тему и делает их активными участниками образовательного процесса. Это даёт возможность воспитывать детей - «деятелей», а не «исполнителей», развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия.
Предлагаемая дидактическая игра предоставляет детям возможность самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.
В этой игре сенсорное развитие направлено на то, чтобы точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.). Также развивает их творческие способности. Дидактическая игра является очень интересной и увлекательной для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становления сознания; развитие воображения творческой активности; формирование первичных представлений о себе , других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира ( форме, цвете, размере, материале, звучание, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покои, причинах и следствиях и другое).
В условиях реализации ФГОС ДО данная игра способствует формированию познавательного интереса и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Цель: развитие воображения, представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
Ожидаемые результаты
В процессе игры у ребенка сформируются:
- простейшие представления о некоторых особенностях строения тела рыб в связи с их жизнью в воде и способах передвижения;
- представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
( в форме, цвете, размере, количестве, ориентации в пространстве, причинах и следствиях) ;
- представление о подводном мире и его обитателях.
Новизна предлагаемой дидактической игры.
Ценность дидактической игры заключается и в том, что дети в самостоятельной и активной деятельности помогают друг другу и взаимно себя проверяют. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к познавательной деятельности, к познанию ими подводного мира.
Значительная часть игры позволяет ребенку сделать то или иное обобщение, осознать правило, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.
Данная игра может быть использована при освоении разными образовательными областями:
- познавательное развитие – развитие знаний детей об обитателях подводного мира их форме и размере;
- речевое развитие – умение словесно выражать свои мысли;
- художественно-эстетические – закрепление цвета;
- социально-коммуникативное развитие – развивает общение и взаимосвязь ребенка со взрослым и сверстниками в процессе игры, формирует готовность к совместной деятельности со взрослыми.
Подготовка к проведению игры. Выбирая игру нужно руководствоваться содержанием программы и учитывать принципы построения системы игр: дидактического, психологического и познавательного.
Описание игры.
Информация о подводных жителях.
Подводный мир всегда интересовал людей, ведь все, что находится под водой- спрятано от глаз человека. Подводный мир-это мир, состоящий не только из водных живых обитателей, но и из других объектов: водорослей, камней, рифов. В каждом водоеме - свои обитатели. В реках живут такие, как: карась, сом, окунь, лещ, щука и многие другие. В море живут: черепахи, морские звезды, крабы. Все они отличаются по форме, способам передвижения.
Материал и оборудование игры: иллюстрация дна водоема- формата А 3,
картинки рыбок из реки и моря, картинки рыб разной геометрической фигуры (круг, треугольник, ромб), цвета ( красный, зеленый, желтый, голубой и синий), и размера ( большая, средняя, маленькая).
Варианты хода игры:
I Вариант игры «Большие и маленькие»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Игровое правило: дети раскладывают рыбок по размеру, форме и цвету (большие и маленькие, красные, желтые, зеленые, голубые, круг, треугольник, ромб).
II Вариант игры «Найди лишнюю рыбку»
Цель: развитие логического мышления.
Игровое правило: найти рыбку, которая отличается от других рыбок размером, цветом, формой и направлением движения.
III Вариант игры «Ориентация в пространстве».
Цель: развитие у детей ориентировки в пространстве.
Игровое правило: разложить рыбок так, чтобы одни плыли направо, а другие налево.
IV Вариант игры «Друг за другом»
Ребенку даются рыбки одного цвета и предлагается положить сначала большую рыбку, потом поменьше и самую маленькую. Можно уточнить: «Где большая рыбка, маленькая, поменьше? За большой, какая рыбка плывет? А маленькая, за какой рыбкой плывет?».
V Вариант игры «Куда плывет рыбка?»
На столе иллюстрация дна водоема голубого цвета. Взрослый выкладывает рыбку и уточняет у ребенка, куда она плывет. Можно выложить две рыбки. Одна плывет вверх, другая вниз, влево и право. Рыбки могут быть разного цвета, тогда ребенок называет цвет и направление.
VI Вариант игры «Кто где живёт»
Цель: Уточнить и закрепить и знания об обитателях морей и рек.
Картинки рыб из рек и морей разложить по местам обитания.
Речные рыбы в реке. Морские рыбы в море.
Список литературы:
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014г.
- Познавательное развитие детей дошкольного возраста (3-7 лет) / сост. Т.В.Хабарова. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТАВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017г.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012г.