3. Научно – методическая деятельность.

Обоснование выбора программы обучения.


Сейчас каждому учителю предоставляется выбор образовательных программ. В одном классе могут применяться разные системы. Вне зависимости от системы, ученик имеет возможность получить одни и те же знания, предполагаемые государственным стандартом.

После тщательного изучения образовательных систем и программ, я остановила свой выбор на УМК «Школа России». Традиционная программа для начальных классов действует уже не один десяток лет. Сначала она была единственной, а теперь одна из многих. Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы и имеет полное программно-методическое обеспечение. Он охватывает все образовательные области, в том числе инновационные включает учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге: в нем сохранены лучшие традиции русской школы, учитывающие принципы дидактики, прежде всего возрастные особенности детей, постепенное нарастание трудности в представлении учебного материала.

Авторы учебников взяли на вооружение все лучшее, что было накоплено в практике отечественной школы, доказав их доступность для учащихся младшего школьного возраста, гарантируя достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития ребенка.

УМК «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников, одна из главных задач которого заключается в развитии у ребенка интереса к познанию. Средствами разных учебных предметов происходит воспитание в детях любви к Отечеству, своему народу, его языку. Комплект обеспечивает глобально-ориентированные, экоадекватное образование. Ему присущи такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность.

  

Комплект учебников УМК «Школа России» - результат работы большого авторского коллектива под руководством А.Плешакова в сотрудничестве с издательством «Просвещение». Разработчики проекта «Школа России» видят свою цель в том, чтобы средствами учебно – методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в РФ, концепцией модернизации российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.

«Школа России» создается в России и для России. Учебный комплект отражает существенные черты образовательной системы, на построение которой направлены усилия авторского коллектива. Мы считаем, что предлагаемая модель школы отвечает потребностям современного этапа развития страны, предвосхищает будущее и в известной мере готовит его.

Главную идею комплекта можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Авторы строят комплект на фундаменте, который очень надежен. Таким фундаментом являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. Опираясь на традиции отечественной школы, авторы осознают их исключительную ценность и значимость. В российской педагогике утвердилось понимание педагогического процесса как процесса введения человека в культуру. Культура же, как известно, невозможна без преемственности с прошлым, без традиций. Традиция – это живая неразрывная связь образовательного опыта предшествующих периодов с настоящим, это творческое использование всего плодотворного, что было заявлено в минувшем, но не получило своей реализации или же, обгоняя время, не смогло быть реализовано в полной мере, хотя и сохраняло чрезвычайно перспективную, живительную силу. Истинно современное оказывается таковым, когда произрастает из прошлого.

Особенность комплекта – его построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования. Это образование личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное.

1. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.

Крупным достижением педагогики стало обоснование личностной парадигмы в образовании.

Изменились и цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования.

Авторы учебно-методического комплекта «Школа России» всегда работали в русле обозначенной традиции, считая, что главное назначение начальной школы – воспитательное. Приоритетным является духовно-нравственное развитие ребенка. На его поддержку направлено содержание учебных предметов и деятельность, связанная с освоением этого содержания.

И сегодня учебники ориентированы на развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности, способности сопереживать, готовности помогать другому. Именно духовно-нравственная доминанта в состоянии обеспечить выполнение культуросозидающей роли образования. Обращение в первую очередь к человеческим качествам развивающейся личности ни в коем случае не означает недооценки других составляющих развития ребенка: психических процессов, творческих способностей, учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте. Личность едина, и ее целостное развитие возможно только при должном внимании ко всем сторонам этого процесса.

2. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников.

Граждански-ориентированное образование в начальной школе – одно из условий построения и функционирования гражданского общества в России. Различные аспекты родиноведческих и краеведческих знаний составляют значительную часть содержания наших учебников. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию, постижению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни, её духовного величия.

Средствами учебных предметов воспитывается в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным традициям, к государственным символам Российской Федерации. На своих уроках мы знакомим детей с образцами благородного служения Отечеству, стремимся показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте ребенок мог почувствовать себя маленьким гражданином общества в России.

3. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

Характеризуя современный мир, мы должны констатировать, что живем в эпоху глобализации. Этот процесс имеет впечатляющие и вдохновляющие перспективы. Россия является неотъемлемым его участником и четко заявляет об этом в последнее время: энергично встраивается в мировую экономику, активно участвует в мировом культурном процессе, объединяет усилия с другими странами для утверждения более безопасного, справедливого и гуманного миропорядка.

В наших учебниках Россия предстает перед учеником как часть многообразного и целостного мира, а её граждане – одновременно и как жители Земли, как часть человечества, как участники мирового развития. Наши учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе постепенно, шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах, многообразии их культур, о связях, объединяющих всех людей, о достижениях и проблемах человечества. Все эти знания и связанная с их освоением деятельность эмоционально окрашены и направлены на утверждение в сознании ребенка ценностей согласия, сотрудничества, взаимопонимания, на формирование толерантности как важнейшего личностного качества.

Исключительно важное значение в условиях глобализации и «стирания» государственных границ приобретает владение иностранными языками, благодаря которому чрезвычайно расширяются возможности общения и межкультурной коммуникации. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включены учебники для начальных классов по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

4. Комплект «Школа России» обеспечивает экоадекватное образование младших школьников.

Одним из наиболее серьезных вызовов современного мира человеку и человечеству является порожденный самими людьми экологический кризис. И это не фантазия экологов, стремящихся привлечь к себе внимание, а документально подтвержденная реальность, все острее ощущаемая каждым в повседневной жизни. Мир вступил в третье тысячелетие с тяжким грузом экологических проблем, которые на наших глазах перерастают в глобальную проблему выживания человечества. Современная реальность привела к выработке новой цивилизационной парадигмы, настоятельно требующей формирования у детей нового мировоззрения. Его называют по-разному – экологическим, биосферным, космическим. Но, независимо от названия, оно должно строиться на новой системе ценностей, в которой Природа и Жизнь заняли бы место фундаментального базиса.

Одной из важнейших составляющих нашей модели начального образования является экологическая этика и связанная с ее освоением эколого-этическая деятельность ученика. Эта деятельность, включающая анализ отношения к миру природы, оценку поступков, выработку экоадекватных норм жизни, направлена на духовно-нравственное саморазвитие личности ребенка в согласии и взаимодействии с Природой.

5. Особенности учебного комплекта «Школа России»

Более подробно остановимся на учебниках УМК «Школа России».

Учебники курса «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков). Эта программа имеет ярко выраженную экологическую направленность. Она построена с учетом эмоциональной отзывчивости, любознательности, способности овладеть теоретическими знаниями. Продолжается развитие и в основной школе. Мы считаем, что ученика, обучавшегося по этому комплекту, отличают способность принимать решения и отвечать за них; участвовать в творческом поиске, быть толерантным миру.
Много достоинств у учебника «Математика» (автор М. И. Моро), цели и задачи которого направлены на развитие образного и логического мышления учащихся, формирование предметных умений и навыков, освоение основ математических знаний, воспитание интереса к математике.
Школьники получают представление о натуральном числе и нуле, учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, находят неизвестный компонент, получают представление о величинах, геометрических фигурах, учатся решать задачи. Курс предусматривает последовательное расширение, происходит постепенное нарастание трудности учебного материала, т.е. в нем созданы хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Решение задач – это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи, укрепления связи обучения с жизнью. При этом важное значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Данный курс создает прочную основу и для дальнейшего обучения этому предмету.
Учебный курс «Литературное чтение» (авторы А. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова)занимает центральное место среди учебных предметов УМК «Школа России», он развивает у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, расширяет их читательские возможности и знания об окружающем мире, своих сверстниках, о природе, об истории нашей Родины, кругозор; обеспечивает развитие речи; формирует потребность в чтении книг. Частью его является внеклассное чтение на уроках и дома. В учебниках сохраняются тематико-жанровые разделы, а каждый следующий год вносит новые стороны в подход к текстам.
Учебник «Русский язык» (авторы Канакина В.П., Горецкий В.Г.) помогает учащимся осваивать первоначальные знания по лексике, фонетике, грамматике, развивать речь, мышление, овладевать умениями правильно писать, формировать целостное представление о родном языке, его морфологическом, морфемном, синтаксическом строе, интонационном и лексическом богатстве.

Рассмотренные характеристики комплекта «Школа России» теснейшим образом взаимосвязаны. Все они проецируются на личность ученика и отражают различные аспекты ее целостного развития, а их сочетание обеспечивает гармонизацию интересов человека, общества, государства и человечества в образовании.

Для достижения целей развития личности необходимо строить обучение на основе постоянного пробуждения и поддержки творческого начала в ребенке. Обучение по комплекту «Школа России», на наш взгляд, носит деятельностный характер. При этом предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном.

При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности. Он дает возможность применять обширный арсенал методов и приемов эвристического характера, целенаправленно развивая познавательную активность и самостоятельность учащихся. При этом демонстрируется возможность существования различных точек зрения на один и тот же вопрос, воспитывается терпимость и уважение к мнению другого, культура диалога, что хорошо согласуется с задачей формирования толерантности.

Авторы комплекта постарались придать учебно-методическому комплекту такие качества, как фундаментальность, надежность, стабильность, открытость новому, вариативность (каждый из его компонентов допускает дальнейшее совершенствование, вплоть до замены наиболее продуктивным). Эти качества должны стать неотъемлемыми характеристиками начальной школы, для того чтобы она могла с успехом выполнять свое высокое предназначение.

Задачи данной программы:

- всестороннее развитие личности, т.е. не обучение чтению, счету, письму, а развитие качеств личности, интеллектуальных и творческих способностей; - развитие интереса к познанию, потребности и желанию учиться в школе.

Ведущие принципы - принципы деятельности, комфортности и непрерывности.

Взяв за основу программу "Школа России” и исходя из особенностей класса, мы для себя ставим следующие задачи:

1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.

2. Формировать потребность к познанию и высокой школьной мотивации.

3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Приведем несколько аргументов, подтверждающих актуальность этих задач.

Сегодня мы переживаем информационный взрыв и не всегда способны справиться с потоком новых знаний. Как писал академик С.И. Вавилов: "Современный читатель находится перед Гималаями библиотек в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка”.

Когда сегодняшний ребенок закончит ВУЗ, объем информации увеличится в 4 раза. И поэтому задача курса "Литературное чтение” - подготовить ученика к будущему, сформировать устойчивый интерес к чтению. Этот ученик должен владеть высокой техникой чтения, приемами понимания прочитанного, любить книги и уметь их выбирать. Для этого мы применяем различные формы и типы творческих уроков: конкурсы, викторины, уроки-праздники, путешествия по сказкам.

Применяем такие формы работы, как самостоятельное домашнее чтение, после чего при обобщении темы дети выполняют творческие задания:

- рисуют портрет сказочного героя;

- составляют рассказ о герое, не называя его, чтобы дети узнали его по приметам;

- составление пожелания персонажу.

Такие уроки помогают повысить интерес у слабо читающих детей к чтению и развивают навык качественного чтения у хорошо читающих. В процессе чтения идет работа над развитием речи, над расширением словарного запаса. Для этого применяется группа заданий, которые можно назвать словесными играми, потому что они проводятся на материале слов или групп слов и пробуждают у учеников интерес и внимание к этой единице языка.

Считаем еще одним положительным отличием то, что работа над типом правильной читательской деятельности представляет собой трехступенчатый процесс:

1) работа с текстом до чтения;

2) работа с текстом во время чтения;

3) работа с текстом после чтения.

При проверке техники чтения были выявлены результаты:

Дети, обучающиеся по данной программе, отличаются образной речью и мышлением. В начальной школе начинают читать тексты художественной литературы, а в среднем звене научно-публицистические, историко-архивные тексты. Например, таких авторов, как А. Блок, П. Ершов, А. Пушкин, Ю. Ким, И. Бунин.

Также хотим сказать и о программе русского языка, которая непосредственно связана с чтением. Ведется большая работа по развитию речи, по расширению словарного запаса, который начинается на уроках чтения. Для этого мы учим детей пользоваться толковым словарем для толкования незнакомых и устаревших слов, которые встречаются на уроках чтения и русского языка.

Для себя ставим следующие задачи:

1. Развивать у детей чувство гордости, уважения и любви к родному языку.

2.Учить детей осознавать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и самим собой.

3. Воспитывать потребность совершенствовать устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой, выразительной.

Чтобы выполнить поставленные задачи, ведется работа над лексическим значением слов, применяются различные методы: словесный, наглядный, практический.

Применяем много индивидуальных заданий с учетом способностей учащихся. Используем различные формы уроков: урок-КВН, путешествие по сказке, урок любознательных, комбинированные уроки, которые прослеживаются в период обучения грамоте, интегрированные уроки. Включаем в уроки игровые моменты. Проводим уроки-дискуссии, обучая ребят правильно и грамотно общаться, задавать вопросы и отвечать на них. Продолжается постоянная работа над словами родного языка как современного, так и древнего, начатая на уроках чтения.

Для написания под диктовку и списывания используем отрывки из произведений русских поэтов и писателей, сказок и тексты из прочитанного на уроках чтения. Все это нужно для активизации детей на уроке, лучшего усвоения материала, развития мышления, речи.

Для создания новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно разрешить поставленные задачи на уроках создам проблемные ситуации.

Достигая разные цели обучения, придерживаемся принципа: главное увидеть в ребенке не то, что он не знает, а увидеть и развить то, что он умеет и знает.

Для реализации задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся формируем здоровый образ жизни не только на классных часах, но и используем вставки о здоровье и на уроках русского языка, где включаем пословицы о здоровье и проводим небольшие беседы: «Чистота — залог здоровья», «Кто долго жует, тот долго живет», и другие.

В процессе обучения и воспитания мы стараемся активно использовать современные образовательные технологии. Проводим уроки-игры, уроки-путешествия, мини-спектакли и уроки-ролевые игры. С целью эффективности обучения, помимо использования наглядных пособий, тестовых заданий и других средств, стараемся применять презентации и видеофильмы, разработанные и адаптированные к условиям общеобразовательных школ, в результате чего уровень обученности учащихся возрастает.

Программа "Школа России” предполагает свою модель выпускника, т.е. функционально грамотной личности.

Она должна:

- обладать огромным потенциалом умения постоянно пополнять свои знания;

- уметь адаптироваться в любой социальной среде и изменять эту среду вокруг себя;

- быть личностью, не впадающей в депрессию;

- быть толерантным к миру (не один в мире, а жить среди людей);

- быть личностью, умеющей адекватно развивать свои мысли.

Комплект «Школа России» проверен временем и обеспечивает хорошие результаты. Благодаря ему, традиционная программа усваивается учащимися легче (за счет алгоритмов и четких формулировок правил), в ней соблюдается принцип преемственности в обучении со средним звеном, ей свойственна открытость, способность впитывать в себя новые и новые общедидактические и методические идеи.

Содержание образовательного процесса:

Реализуемые образовательные программы начальной школы (I ступень образования):

Основные

Предметы в соответствии

с учебным планом

Программы с указанием уровня. Автор

Учебники

Русский язык

Программы для начальных классов "Школа России".   Русский язык. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий - М.:Просвещение, 2011. Гриф:"Рекомендовано"

Авторы: Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. - М.:Просвещение, 2009. Гриф:"Рекомендовано"

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий    Русский язык. 1 кл.-  М.:Просвещение,  2011.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий    Русский язык. 2 кл.-  М.:Просвещение,  2012.

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий    Русский язык. 3 кл.-  М.:Просвещение,  2013.

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. 4 кл. ч.1,2.- М.: Просвещение,2007.

Литературное чтение

Программы для начальных классов "Школа России" Азбука. Автор: Горецкий В.Г. - М.:Просвещение, 2011. Гриф:"Рекомендовано"

Литературное чтение. 1 класс. Авторы: Климанова Л.Ф. и др. -М.: Просвещение, 2011.

Родная речь .Авторы: Климанова Л.Ф. и др..- М.: Просвещение, 2007.      

Горецкий В.Г. и  др. Азбука. 1 кл. М.: Просвещение, 2011.   Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 1 кл.-М.: Просвещение, 2011.             Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 2 кл. ч.1,2.- М.: Просвещение, 2012.      

Климанова Л.Ф. и др.Литературное чтение. 3 кл. ч.1,2 - М.: Просвещение, 2013.    

 Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. 4 кл. ч.1,2.- М.:Просвещение,2009

Математика

Программы для начальных классов "Школа России" Математика 1 класс. Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. и др.    М.:Просвещение,2011.  Гриф: "Рекомендовано"

Математика.  Авторы: Моро М.И., Бантова М.А., Волкова С.И. и др.    М.:Просвещение,2007.  Гриф: "Рекомендовано"

Моро М.И. и др.  Математика.1 кл. ч.1,2.-М.: Просвещение, 2011.                     Моро М.И. и др. Математика. 2 кл. ч.!,2.- М.: Просвещение, 2012.                     Моро М.И. и др.  Математика. 3 кл. ч.1,2.- М.: Просвещение, 2013.                      Моро М.И. и др. Математика. 4 кл. ч.1,2.-  М.: Просвещение, 2008.

Окружающий мир

Программы для начальных классов "Школа России". Окружающий мир.  Автор: Плешаков А.А.  М.: Просвещение 2011.   Гриф: "Рекомендовано".

Окружающий мир.  Автор: Плешаков А.А.  М.: Просвещение 2009.   Гриф: "Рекомендовано".

Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 кл. ч.1,2. -    М.: Просвещение, 2011.                         Плешаков А.А.  Мир вокруг нас. 2 кл. ч.1,2 М.: Просвещение, 2012.                Плешаков А.А.  Мир вокруг нас. 3 кл. ч.1,2 М.: Просвещение, 2013,                        Плешаков А.А.  Мир вокруг нас. 4 кл. ч.1,2 М.: Просвещение, 2008.

Физическая культура

Программы общеобразовательных учреждений.   Физическая культура.    1-4 классы. Автор: Матвеев А.П. -  М.: Просвещение, 2011.     Гриф:" Рекомендовано". Автор: Матвеев А.П. -  М.: Просвещение, 2009.     Гриф:" Рекомендовано".

Матвеев А.П.  Физическая культура. 1 кл.- М.: Просвещение,2011.       

 Матвеев А.П.  Физическая культура. 2 кл.- М.: Просвещение,2012.  

 Матвеев А.П.  Физическая культура. 3 кл.- М.: Просвещение,2013.                                    

Изобразительное искусство

Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство .   1 класс.                 Под руководством      Б.М. Неменского. -М.: Просвещение, 2011.   Гриф: "Рекомендовано"

Изобразительное искусство и художественный труд. Автор: Т.Я. Шпикалова и др. М.:Просвещение,2007

 

Неменская Л.А.     Изобразительное искусство. 1 кл. /под редакцией Неменского Б.М./- М.:Просвещение,2011

Неменская Л.А.     Изобразительное искусство. 2 кл. /под редакцией Неменского Б.М./- М.:Просвещение,2012

Неменская Л.А.     Изобразительное искусство. 3 кл. /под редакцией Неменского Б.М./- М.:Просвещение,2013

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 кл. -М.:Дрофа,2007

Музыка

Программы общеобразовательных учреждений.          Авторы: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.   Музыка.

1класс. -М.: Просвещение, 2011.   Гриф: "Рекомендовано"

Изобразительное искусство и художественный труд. Автор: Т.Я. Шпикалова и др. М.:Просвещение,2009

Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 1 класс./- М.:Просвещение,2011

Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 2 класс./- М.:Просвещение,2012

Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Музыка 3 класс./- М.:Просвещение,2013

Усачёва В.О..  Музыка. 4 кл. - М.:                    Вентана-Граф., 2006..

Технология

Программы общеобразовательных учреждений.

Технология.  1 класс. Авторы: Хатунцев Ю.Л. Симоненко В.Д. - М.: Просвещение,2011.

Изобразительное искусство и художественный труд. Автор: Т.Я. Шпикалова и др. М.:Просвещение,2007

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.. Технология . 1 кл. -  М.: Просвещение, 2011.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.. Технология . 2 кл. -  М.: Просвещение, 2012.

Роговцева Н.И., Богданова Н.В.. Технология . 3 кл. -  М.: Просвещение, 2013.

Лутцева Е.А.  Технология. 4 кл. - М.: Вентана-Граф, 2006.

 

 

   ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

  Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий. Современные дети подчас оказываются более осведомлены, нежели взрослые, о новинках и достижениях в области компьютерной техники и возможностях сети Интернет. Обращение детей к образовательным возможностям информационных  технологий является весьма эффективным и целесообразным.  Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности.  Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа -  это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем  обществе.  Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшее время внедрение персо­нальных компьютеров будет возрастать,  и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.   Новым образовательным стандартом предусмотрено формирование универсальных учебных действий. Использование современных цифровых ресурсов указывается, как наиболее естественный способ формирования этих действий. С помощью компьютерных программ можно разрабатывать проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д. Использование дидактических материалов, созданных в текстовом редакторе, позволяет расширить возможности учебного процесса, сделать его не только более эффективным и разнообразным, но также повысить интерес к обучению.  Такой замечательный прибор, как документ-камера позволяет наглядно продемонстрировать любое изображение на экране.  Урок с применением компьютерных технологий не только оживит учебный процесс (что особенно важно, если учитывать психологические особенности младшего школьника, в частности в длительное преобладание наглядно образного мышления над абстрактно-логическим), но и повысит мотивацию в обучении. Хочу остановиться на видах демонстрационных материалов. 1. Плакаты (слайды) – могут содержать правила, формулировки, их можно распечатать. 2. Могут быть интерактивные ( ребенок имеет возможность отвечать и управлять) 3. Могут быть музыкальные, с голосовым сопровождением.          4.Презентация – несколько последовательных слайдов с чертежами и подписями. Управление с помощью системы кнопок.  5. Видеоролики – с помощью щелчка можно остановить показ или вернуться назад, запустить заново. К тому же эмоциональный фон создает звуковое сопровождение. 6. Материалы, обеспечивающие практическую работу (слайды с условиями задач и задания, предполагающие индивидуальную работу ребенка со средствами ИКТ)                                                                                                                                                                                                                                           В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектных методов обучения. Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует активизации познавательной деятельности; повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения; снижению дидактических затруднений у учащихся; повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно - коммуникационной компетенции; приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.  Многие учителя отмечают широкие потенциальные возможности электронных учебных материалов, благодаря которым успешно решаются следующие дидактические задачи: предъявление учебной информации; информационно-справочное обеспечение всех видов занятий; моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов; поддержка различных активных форм занятий; тренаж навыков и умений различного характера, решение задач; контроль и оценка знаний учащихся. Электронный журнал обеспечивает как возможность эффективного контроля учебной деятельности со стороны учителя, так и самоконтроль ученика через его личный «электронный дневник». Учитель  назначает задания и всему классу целиком, и подгруппе учащихся, и даже отдельному ученику, формируя групповые и индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий. Причем ученикам могут предлагаться как тесты, автоматически оценивающие результаты учащихся, так и задания творческого характера.  При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить: какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач; какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий; какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей; какие уроки целесообразно делать компьютерными; как организовать компьютерные занятия. Итак, мы  видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована  мыслительная  деятельность  каждого.   Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка. Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого учитель не может добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить преобразования в тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст. В начальной школе мы используем информационные технологии на всех этапах урока. При объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с помощью информационных технологий. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. Так, дети с математическими способностями чаще работают по изготовлению программных презентаций. Дети "гуманитарии” выбирают работу по составлению кроссвордов или сообщений, докладов, рефератов. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике. Я думаю, что использование информационных технологий может преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.

    Но не стоит безмерно увлекаться цифровыми ресурсами. Ведь непродуманное  применение компьютера влияет на здоровье детей. Непрерывная длительность занятий с ПК не должна превышать для учащихся:  1 классов – 10 минут; 2 – 4 классов – 15 минут. При подготовке  к уроку необходимо продумать, насколько оправданным  является применение информационных            технологий. Надо всегда помнить, что ИКТ – это не цель, а средство обучения. Компьютеризация должна касаться лишь той части учебного процесса, где  цифровой образовательный ресурс применить необходимо.