2. Результаты педагогической деятельности.

 

Я третий год работаю по внедрению и реализации ФГОС НОО второго поколения.Работа строится на системно- деятельностном подходе к убучению младших школьников. Стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы главное место отводилось активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной, познавательной деятельности школьника. В своей работе широко использую компьютерные технологии, которые позволяют передать информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Все это позволяет мне добиваться высоких результатов в обучении детей. В классе нет неуспевающих. Стабильно качество обученности 64%. Переходя в основную школу учащиеся демонстрируют глубокие, прочные знания по предметам, что неоднократно отмечалось на совместных педагогических советах школ.

 

Динамика образовательной деятельности.

Показатели

2013\2014 уч.год

2012\2013 уч.год

2011\2012 уч.год

Всего обучающихся, из них:

26

26

26

Успевают

26

26

26

Успевают на 4 и 5

13

17

---

Успеваемость (%)

100

100

100

Качество обученности (%)

50

65

-

 

Результаты педагогической деятельности.

 

Техника чтения

Результаты итоговых тестовых работ по курсу "Окружающий мир".

Результаты комплексных работ за 3 года.

 

 

Участие во Всероссийских конкурсах.

 

 

год 2010       КонкурсКол - во участниковФ.И.Результат
 Всероссийский конкурс- игра "Русский медвежонок". 6 чел. - 29%Зевакина Анна1 место в школе
   Базилов Александр2 место в школе
   Палагина Екатерина3 место в школе
год 2011Всероссийский конкурс по естествознанию "Человек и природа"9 чел. - 43%Базилов Александр1 место в школе
   Палагина Екатерина2 место в школе
   Болдырева Анастасия3 место в школе
 Всероссийский конкурс - игра "Золотое руно"7 чел. - 33%Зевакина Анна1 место в школе
год 2012Всероссийский конкурс - игра Русский медвежонок"12 чел. - 46Романенкова Софья2 место в школе
   Омаров Расул3 место в школе
год 2013Всероссийский конкурс игра по естествознанию "Человек и природа"8 чел. - 31%Спирягина Полина1 место в школе
   Порошин Глеб2 место в школе
 Всероссийский математический конкурс - игра Кенгуру"12 чел. - 46%

Порошин Глеб

Назарова Валерия

Омаров Расул

1 место в школе

2 место в школе

2 место в школе

год2014

Международная

олимпиада

по английскому языку

6 чел./29% 

Омаров Расул

Порошин Глеб

Призёр

призёр

год 2014Всероссийский конкурс КИТ- компьютеры, инфориатика, технологии.12 чел/ 46%

Порошин Глеб

Омаров Расул

Углицкий Дорофей

1 место в школе

2 место в школе

3 место в школе

год 2014VII Общероссийская олимпиада школьников по Основам православной культуры.5 чел./20%

Углицкий Дорофей

Порошин Глеб

1 место в школе

2 место в школе

     
     
Участие ребят в школьных олимпиадах
 
год 2013Ф.И. ученикаРезультат
Олимпиада по литературному чтениюБазилов Александр1 место
 Палагина екатерина2 место
Олимпиада по русскому языкуЗевакина Анна1 место
 Палагина Екатерина2 место
 Базилов Александр3 место
Олимпиада по окружающему мируЗевакина Анна1 место
 Базилов Александр2 место
 Палагина Екатерина3 место
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обобщение опыта799 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА   г. ПОКРОВ

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Тема: "Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся I ступени через организацию единого общеобразовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО".

http://www.myshared.ru/slide/189532/#

                                                                                          Учителя начальных классов                                                        МБОУ НОШ г. Покров                                                           Левиной Марины Геннадьевны

2014 г.

Условие возникновения и становления опыта.

        Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. 

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

        Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, П.Я. Гальперин, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.

        Программа, формирующая общеучебные умения и навыки учащихся, впервые была предложена Д.Б. Элькониным и его учениками: В.В. Давыдовым, Л.Е. Журовой, B.В. Репкиным, Г.А. Цукерманом др.

Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, O.A. Карабановой и др.

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в "Концепции федеральных государственных стандартов общего образования".

Анализ литературы по данной теме показал, что несмотря на то, что педагогикой и психологией накоплено достаточное количества материала, характеризующегося своим многообразием научных подходов в изучении проблемы формирования познавательных УУД, и позволяющих сделать его обобщение, и произвести переоценку сложившихся теоретических взглядов и технологических подходов, нельзя сказать, что научная проблематика внутри этой сложной проблемы исчерпана.                А именно, введение УУД в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.

Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность проблемы формирования универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников обусловлена изменением образовательной парадигмы в соответствии с логикой компетентностного подхода: от цели усвоения учащимся конкретных предметных ЗУН( знаний, умений, навыков) в рамках отдельных учебных дисциплин к цели развития познавательных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться и благоприятствующих их саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию у  учащихся системы универсальных учебных действий как эффективного средства обучения.

Ведущие педагогические идеи.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Моя задача, как учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Ведущей идеей моей педагогической деятельности является создание условий для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся через организацию единого общеобразовательного процесса.                                                                                                                                                               Обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Теоретические база опыта

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» (УУД) означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .                                       Такая способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

  • познавательные и учебные мотивы,
  • учебную цель,
  • учебную задачу,
  • учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя  общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

  • Общеучебные универсальные действия:
  •  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
  • Логические универсальные действия:
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериацию, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ; истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • Постановка и решение проблемы:
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем
    творческого и поискового характера.

Новизна опыта.

        Новизна опыта заключается в создании системного подхода в развитии универсальных учебных действий учащихся на уроках через использование современных технологий. Взаимодействие учителя и учеников раcсматривается  не как обмен информацией, а как совместный поиск верного решения проблемы. Ученик становится участником образования.

Технология опыта.

       Цель моей педагогической деятельности: "Создание условий для формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся 1 ступени через организацию единого общеобразовательного процесса в соответствии с ФГОС НОО".

Задачи:

Изучить педагогические, психологические, методические, литературные источники по проблеме;

Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;

Выявить наиболее продуктивные технологии для достижения поставленной цели;

Изучить теоретические основы этих технологий;

Использовать элементы технологий для формирования познавательных УУД

Исследовать результативность проведенной работы по формированию познавательных УУД.

Работу по формированию познавательных УУД я начала с определения этапов работы:                                                                                                                                                            1.Вводно-диагностического                                                                                                                      2.Коррекционно-развивающего                                                                                                  3.Контрольно-диагностического.

        На первом этапе - было проведено исследование уровня развития познавательной компетентности детей, применялись методы входной экспресс диагностики (тестирование, наблюдение).

Результаты мониторинга сформированности познавательных УУД, проведенного в 2011 году

2011 г.

низкий

средний

высокий

Кол-во учащихся

7 чел./27%

16 чел./61%

3 чел./12%

"Словесные субтесты" - методика Э.Ф.Замбацявичене

2011 г.. Кол-во обследованных детей 26 чел.

I уровень успешности

II уровень успешности

III уровень успешности

IV уровень успешности

2011

2011

2011

2011

I субтест выявление осведомленности.

-

6 чел/ 23%

14 чел/

54%

6 чел./

23%

II субтест сформированность логического действия (классификация), способность к абстрагированию.

-

4 чел/

15%

20 чел./

77%

2 чел./

8%

III субтест сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий).

-

7 чел./

27%

16 чел./

61%

3 чел./

12%

IV субтест сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение).

2чел./

8%

5 чел./

19%

12 чел./

46%

7 чел./

27%

Работу выстроила таким образом:                                                                                                                       Была проработана таблица формирования познавательных УУД.  (Приложение 1)

Для формирования познавательных УУД я использую технологии:

Технологии

Методы

Формируемые УУД

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность,

эвристическая беседа, коллективный вывод, сравнение.

Познавательные: логические универсальные действия.

Индивидуально – дифференцированный подход.

Разноуровневые задания               

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Компетентно – ориентированное обучение

Исследовательская работа, проектная деятельность

Познавательные: общеучебные познавательные действия, постановка и решение проблемы, логические универсальные действия.

Информационно – коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК, тестирование, презентация, интерактивная доска

Познавательные: логические универсальные действия, общеучебные познавательные действия.

Проблемное обучение - это такая организация урока, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций, активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение ЗУН (знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.                                                                       Использую приёмы создания проблемной ситуации: подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос; сравнения, обобщения, сопоставления фактов, для объяснения которых нужны новые сведения; задания, для выполнения которых недостаёт знаний; формулирование темы урока в виде вопроса.                                                                                                                                                                                                        Включаю в урок такой метод, как  проблемное изложение. Учащимся рекомендую  высказать своё предположение, уметь попробовать самим ответить на вопрос, а потом проверить или уточнить ответ. Проблемное обучение позволяет мне  включать в урок разнообразные формы, такие как фронтальная беседа, работа учащихся в группах, работа в парах, самостоятельная работа.                                 Я выделила наиболее характерные для моей педагогической практики типы проблемных ситуаций, общие для всех предметов.

Типы ситуаций

Не могу

Дается практическое задание не выполняемое вообще.

Несоответствие

Дается задание, где надо использовать знания в новой ситуации.

Конфликт

Ситуация рассматривающая противоположности.

Неожиданность

Вызывает удивление необычностью, парадоксальностью.

Неопределенность

Неоднозначное решение в виду недостатка (лишних) данных.

Выбор

Дается ряд готовых решений.

Ошибка

Задания с заведомо допущенной ошибкой.

Как я создаю проблемную ситуацию на уроке?

Проблемная ситуация, действительно считаю возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почесывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

Проблемная ситуация создана, но из проблемной ситуации надо еще достойно выйти. 
Предлагаются следующие варианты:

  • Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.
  • Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Но бывают случаи, когда самостоятельно «выпрыгивает» из проблемной ситуации, как правило, сильный ученик. Остальные, не понимая, в чем дело, молчат. Как же быть?

  • Применить третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Следовательно, я вывожу учеников из проблемной ситуации на побуждающий диалог («экскаватор»). Он представляет собой отдельные стимулирующие вопросы и предложения, которые помогают школьникам осознать противоречие проблемной ситуации и сформулировать учебную проблему.

Следующий прием выхода из проблемной ситуации – подводящий диалог («локомотив») .
Отличие подводящего диалога от побуждающего в том, что он проще, так как он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока.
Подводящий диалог своей цепочкой вопросов и заданий мощно развивает логическое мышление и просто незаменим при работе с детьми с пониженной обучаемостью.

Сравнительная характеристика диалогов

 

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения,
подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов заданий,
подводящих его к открытию мысли

Признаки

– мысль ученика делает скачок к неизвестному
– переживание учеником чувства риска
– возможны неожиданные ответы учеников
– прекращается с появлением нужной мысли ученика

– пошаговое, жесткое ведение мысли ученика
– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога
– почти не возможны неожиданные ответы учеников
– не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Если подводящий диалог подвел (в смысле – не придумался), сообщаем тему в готовом виде, но с добавкой мотивирующего приема к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна»могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

Таким образом, практика показывает, что все три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию детей на уроках.

Итак с помощью проблемного обучения решаются многие педагогические задачи:

  • Самостоятельный поиск новой информации.
  • Самостоятельная работа с учебником.
  • Овладение навыком решения задачи.
  • Воспитание активной личности, формирование инициативности, ответственности, способности к сотрудничеству.
  • Развитие личностных качеств.
  • Прочность усвоения знаний, так как путём поиска разрешения проблемной ситуации достигается полное понимание материала.
  • Решение проблемы психологического комфорта на уроках.

Педагогика сотрудничества. Как целостная технология педагогика сотрудничества пока не имеет нормативно-исполнительного инструментария; ее идеи составили основу "Концепции федеральных государственных стандартов общего образовании". Поэтому педагогику сотрудничества нужно рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть. В рамках коллектива принцип сотрудничества распространяется на все виды отношений учеников.                            В своей работе я использую приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества.  Это такие как :

1. Этика вербального обращения к ученику.

       Этот приём помогает мне  возбудить и укрепить радостное ожидание, предвкушение удовольствия от учёбы. « Давай подумаем вместе…», «Может быть, сделаем так?» В этих словах заложено участие педагога в учебном процессе.

2.    Вторым  приёмом, применяемым в моей педагогической деятельности,  является приём стимулирующего общения, который вызывает  радость ученика:                                                                        данный прием воспитывает любовь и доверие человека к человеку; тональность  должна быть располагающей, доброжелательной, уважительной, выражающей восхищение.

3. Дорисовывание (создание ситуации успеха):

        Независимо от того, как ученик ведет себя на конкретном уроке, я стараюсь  «накладывает» на него «краски», веря в то, что он настроен на совершенствование: «Ребята, сегодня у нас радостное событие! Артём, за которого все так переживали, выполнил все задания без ошибок. Давайте поздравим его с успехом и будем ждать - большего»! Взгляд ребенка в этот момент просит: накладывайте  на меня «краски», и я стану таким.                                                                                                        4.         Следующий приём, который я использую на своих уроках – это приобщение детей к плану урока: Мои ученики сами  задают тон уроку, таким образом они становятся единомышленниками учителя, чувствуют  себя хозяевами урока и легко осознают исключительную роль в его творении.  

Дифференцированный и индивидуальный подход. Подмечаю в каждом ученике его самую сильную сторону, , чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддерживаю веру в свои силы. Организую обучения на каждом отдельном уроке путем связи изучаемого материала с жизнью, Использую следующие формы работы: фронтальную, групповую и индивидуальную. Таким образом, сочетание дифференцированного и индивидуального подходов в обучении позволяет приблизить методы и организацию урока к способностям и потребностям каждого школьника.                                                                                                                                               Нужна ли на уроке дифференцированная работа, определяю, учитывая тип урока, его цели и содержание.                                                                                                                                                               На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциацию использую гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом

Дифференциацию содержания учебных знаний осуществляю:                                                                          - по уровню творчества (Не творческое выполнение заданий- это работа по образцу, работа по воспроизведению знаний , К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от стандартных)
-по уровню трудности.                                                                                                                                                -по объему (Выполняется ещё  кроме основного  и дополнительное задание
аналогичное основному. Это обусловлено разным темпом работы учащихся.                       Дифференциация по объему сочетается с другими способами, могут быть творческие
или более трудные задания. Дополнительными могут быть задания на смекалку, задачи игрового характера)
Использовать разные способы организации учебной деятельности детей  и единые задания, дифференцировать по :                                                                                                                                              - степени самостоятельности. ( Все дети выполняют одно задание, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно)                                                                                                   - характеру помощи учащимся. ( Эта работа не предусматривает фронтальную
работу под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной
работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в виде                                       • вспомогательных карточек,                                                                                                                                        • подготовительных упражнений,                                                                                                                                 • записей на доске

Карточки- помощники являются либо одинаковыми для всех детей группы, либо
подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастающем уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи ученику уменьшается,
На карточках могут использоваться различные виды помощи:                                                                          - образец выполнения задания: показ способа решения, образец рассуждения                                                   - справочные материалы,                                                                                                                                             - алгоритмы, памятки,                                                                                                                                                -иллюстрации, краткая запись, схема,                                                                                                                         - разъяснение слов, указание на какую- либо деталь,                                                                                                    - вспомогательные вопросы,                                                                                                                                           - план решения,                                                                                                                                                     - начало решения,                                                                                                                                                                 - характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору.

Информационно-коммуникационные технологии. Активизирую познавательную деятельность учащихся: (музыка, анимация, аудиозаписи, ресурсы интернета, электронные учебники).Это способствует повышению объема выполняемой работы на уроке; рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций к уроку; работа с ресурсами Интернета; использование готовых обучающих программ. Презентация – мощное средство наглядности, развивает познавательный интерес. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, даёт возможность сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией, расширяет кругозор, прививает познавательный интерес к учёбе. Главное – возникает положительная мотивация усвоения знаний, пробуждается интерес у детей к познанию нового. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, учащиеся, которые обычно не отличались активностью на уроках, активно высказывают свое мнение, рассуждают.

Метод проектов. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: охотно и самостоятельно приобретают недостающие знания из различных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают у себя исследовательские умения; развивают системное мышление.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Организация проектной деятельности.

  1. Погружение в проект.

Цель: подготовка учащихся к проектной деятельности.

- работа над темой ( выбор учителем общей темы класса)

                        Постановка проблемы.                                                                       Когда и зачем нужно начинать заботиться о своем здоровье?

Тема: Здоровье                                                                                                                Цель:Формирование культуры здорового образа жизни.                                                               Результат: выбранная тема.                                                                                                                  2.Выбор детьми своих подтем.(«Круглый стол»)

3.Планирование деятельности.                                                                                                                     4.Поиск информации.                                                                                                                                                   5.Презентация результатов.                                                                                                 6.Рефлексия.

На обобщающем этапе проводился мониторинг и сравнительный анализ развития познавательных УУД.

Результаты педагогической деятельности.

Критерием результативности опыта является степень сформированности у учащимися познавательных УУД. Была  проведена комплексная диагностика:

1. Уровень сформированности познавательных УУД. Было проведено тестирование по А.Л.Венгеру «Незавершенная сказка» - проба на познавательную инициативу.

Результаты: синий цвет-2011 г., красный цвет- 2014 г.                                 

2. Выявление уровня развития операции логического мышления – выделение существенных признаков. Методика «Выделение существенных признаков»                                                                  2012 г.                                                        2014 г.

                                       

3. субтест- Классификация, способность к обобщению. Методика «Исследования словесно- логического мышления младших школьников». (Э.Ф. Замбацявичене)                                           ;                                                                                                                2012 г.                                                        2014 г.                

   

 Динамика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий

Результаты получены на основе методических рекомендаций Асмолова А.Г.

                                                                                         

Уровни

сформированности

Конец 2011/12 уч. года

2012-2013

уч.год

4четв.2013/14 уч.год

Низкий

 27%

18%

 4%

Средний

55%

 46%

 42%

Высокий

 18%

 36%

 54%

 Мониторинг качества образования.

Отслеживает качественную успеваемость каждого ученика в сравнении с предыдущим результатом (итоговый)                                                                                          

ДИНАМИКА

образовательной деятельности учителя Левиной М.Г. за три года

Показатели

2013\2014 уч.год

2012\2013 уч.год

2011\2012 уч.год

Всего обучающихся, из них:

26

26

26

Успевают

26

26

26

Успевают на 4 и 5

13

17

---

Успеваемость (%)

100

100

100

Качество обученности (%)

50

65

-


Техника чтения

Результаты итоговых тестовых  работ по предмету «Окружающий мир» за два года.

Результаты комплексных работ за три года.

Критерием результативности опыта является степень овладения учащимися

познавательными компетенциями через единое образовательное пространство.

Таким образом можно сделать вывод, что работа по формированию познавательных УУД вызывает интерес учащихся к изучению разных предметов, поддерживая тем самым мотивацию изучения нового материала, способствует закреплению в памяти математического, языкового и природоведческого материала, активизирует учебную и творческую деятельность учащихся, повышает результативность обучения.

Так как каждый ученик класса показал положительную динамику индивидуального развития, можно сделать вывод: что ученик нацелен на  Успех (состояние человека, качественную характеристику деятельности, чувство уверенности в собственных силах, высокую позитивную оценку себя, веру в то, что можно достичь высоких результатов). 

Адресная направленность.

Опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий обучающихся I ступени через организацию единого общеобразовательного процесса может применяться при изучении различных учебных предметов, а также использоваться во внеурочной работе.

Его можно применять в  школе I ступени  . Он будет интересен учителям разных  квалификационных категорий.

Список используемой литературы.

  1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская  «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
  2. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.  Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
  3. Программы по  учебным предметам 1-4 класс.  Сост. Р.Г. Чуракова  М.: Академкнига / Учебник,  2012.

4.        Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000                                                                                                                                             5.  Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе», Москва, «Совершенство», 1998г. Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» ФГОС НОО

6.Байбородова Л.В., Взаимодействие педагогов и учащихся в школьном коллективе,  Ярославль, 1991.

7.Сборник докладов 12 Всероссийского интернет-педсовета.                                                                   8.Современные технологии обучения. Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении / Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой и Л.И. Косовой. – СПб.: Изд-во «Полиграф-С», 2002. – С. 42-48.                                                                                                                          9.Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: Изд-во МГУ,1989.- 216с.

10.Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006, 816 с.                                                                                                                                11.Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. Р-н-Д, 2003.

12.Полат Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской Академии    Образования. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.

13.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

Приложение № 8

Сочетание элементов современных образовательных технологий

в структуре урока

№ п/п

 

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

 

Методы и приёмы

 

 

1

 

 

 

 

Актуализация знаний

Игровые технологии

- Создание игровой ситуации

Педагогика сотрудничества

-Совместная деятельность

- Эвристическая беседа

Здоровьесберегающий подход

-Психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

- Психогимнастика

-Алгоритмическая разминка

 

 

2

 

 

 

Сообщение темы и целей урока

Проблемное  обучение

 Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

- Работа в группах, парах

- Эвристическая беседа

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (презентация, работа с интерактивной доской)

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая работа. Работа в парах (тройках. четвёрках)

Гуманно-личностная  технология

- создание ситуации успеха

Компетентностно- ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах. парах

Информационно-коммуникативные технологии

- знакомство с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

 

Развивающее обучение

Задания на развитие общеинтеллектуальные умений – сравнения, мышления, конкретизации, обобщения

 

 

Игровые технологии

 

Игровая ситуация

 

 

 

Проблемное  обучение

 

 

Создание проблемной ситуации

 

 

4

 

 

 

Физкультминутка

 

 

 

Здоровьесберегающий подход

Гимнастика для тела,  слуха, глаз; танцевально-ритмические паузы  (под музыку); точечный массаж, дыхательная гимнастика; упражнения на релаксацию

 

 

5

 

 

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

-разноуровневые задания

Информационно-коммуникативные технологии

-Тестирование на ПК

-разноуровневые задания на ПК

 

 

6

 

 

Подведение итогов урока.

Педагогика сотрудничества

 - коллективный вывод

 - подведение итогов в паре (сравнение)

Гуманно-личностная  технология

 

- создание ситуации успеха

 

7

 

 

Рефлексия

Гуманно-личностная  технология

 

- создание ситуации успеха

Здоровьесберегающий подход

Тренинг «Я смог…что не получилось?»

-