Опыт работы «Коррекционная работа воспитателей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Гамаюнова Марина Александровна

За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», препятствуя детям в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы

«Коррекционная работа воспитателей с детьми младшего и среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

За последние годы увеличилось количество детей с нарушениями речи. Характер речевых патологий стал сложнее. Зачастую он имеет комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Эти нарушения, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок-подросток-взрослый», препятствуя детям в полной мере раскрыть свои природные способности интеллектуальные возможности.

Появилось огромное количество публикаций, таких создателей, как Л. В. Павловой "Перспективное всеохватывающее планирование работы логопеда с детками младшего дошкольного возраста" (общее недоразвитие речи, Л. С. Соломахин "Перспективное планирование работы логопеда в средней группе дошкольного образовательного учреждения" (общее недоразвитие речи, Н. В. Нищевой "Перспективное планирование логопедической работы в средней группе малышей до 7 лет с общим недоразвитием речи 1-й год обучения)". Данные программы в помощь не только логопедам, но и воспитателям занимающимся коррекцией речевого развития с детками с младшего дошкольного возраста и до 7 лет с диагнозом ОНР.

Задача данной методической разработки – содействие логопедам и воспитателям групп, в том числе и логопедических, в организации коррекционной работы с детьми, заключении данной трудности. Чем качественнее будет организована коррекционная работа с дошкольниками младшего и среднего возраста общего недоразвития речи, тем быстрее и проще будет оказать содействие деткам в устранении имеющего речевого нарушения. 

Система коррекционной работы включает в себя разделы: становление понимания речи, общеречевые способности, работа над мелкой моторикой, активизация речевого подражания, работа по развитию звуковой культуры речи (ЗКР, особенности формирования словаря у дошкольников с ОНР младшего и среднего возраста), формирования грамматического строя речи, становление связной речи.

Развитие понимания речи

Значении осмысления речи детьми могут быть неодинаковыми, от самого низкого, при котором малыш с трудом осознает обращенные к нему просьбы, до осознания значений отдельных грамматических форм слов, к примеру, в различение детьми младшего и среднего дошкольного возраста форм единственного и многочисленного количества существительных.

Мы пришли к выводу, что даже тогда, когда создается впечатление, что ребенок хорошо понимает речь и имеет большой пассивный словарь, дополнительные обследования указывают на ограниченность ее понимания или недопонимание в общем.

Из опыта работы, мы можем с уверенностью сказать, что только при достаточно хорошем понимании речи ребенок может начать говорить и понимать речь говорящих.  Вследствие этого, в первую очередь мы начинаем работу активизацией осмысления речи.

 С неговорящими детками, плохо понимающими обращенную речь (при обычном слухе и первично сохранном уме) организуем логопедическую работу с неоднократного проговаривания ситуации. 

Применяем в работе с детьми ситуативные моменты режимных процессов (прогулки, умывания, кормления и т. д.), называем предметы, которые берет малыш, проговариваем воздействия, которые совершает ребёнок или взрослый с данным предметом, называем те чувства, которые испытывает ребенок в данный момент.

В своей работе используем проговаривания небольшими предложениями из 2-4 слов, делая паузы, одни и те же словосочетания повторяем по 2 – 3 раза, одни и те же слова употребляем в разных грамматических формах, отображающих разнообразные отношения называемых предметов. Проговариваемоеприменяем с естественной интонацией, без скандирования слов по слогам, но с обязательным произношением ударного гласного.Всю речь стараемся насытить вопросами, обращенными к ребятам. Стараемся формировать у детей необходимость общаться с взрослыми, используем те речевые средства, которые концентрируются в их интенсивном словаре.

После того как малыш слышал несколько раз название предметов, которые он брал, ощупывал, или же слышал название действий, которые совершал сам (Ел, пил, играл и т. д). просим ребёнка принести этот предмет или же исполнить любое задание, связанное с принесённым предметом.  В случае если малыш не осознает то, о чем просим, нужно самому взять данный предмет, назвать его и произнести действия, которые можно совершать с данным предметом. В работе с неговорящими ребятами не советуем перегружать их пассивный словарь отвлеченными или же обобщающими значениями.

При организации дидактических игр и упражнений с детьми, имеющими речевые нарушения предлагаю руководствоваться следующими рекомендациями:

- игры не должны быть длительными по времени (5-10 минут);

-игры проводить в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку, а педагог - помочь ему в этом;

-игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, иметь красочное и забавное оформление;

-в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

-в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и своей речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;

-в процессе игры педагог принимает непосредственное участие (степень его участия определяется речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры): по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряет всех детей, отмечает наиболее успешных и обещает в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру;  

-  материалом для проведения игр и занятий использовать игрушки, предметы бытового обихода, одежда, посуда, пища или любые другие предметы.

Общеречевые навыки

В системе коррекционной работы также учитываем и работу над обще речевыми способностями: дыханием и артикуляционной гимнастикой.
Важным условием правильной речи считаю  правильное речевое дыхание и плавный длительный вдох. Речевое дыхание существенно отличается от жизненного, т. е. физиологического дыхания. Наиболее эффективным для речи считается  диафрагмально-реберное дыхание, за это время вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и подвижности грудной клетки. При речи вдох делается носом и ртом. Держать под контролем верное речевое дыхание нам помогает игрушка или же личная ладонь малыша, положенная на животик. При выдохе мускулы живота и грудной клетки сокращаются - игрушка (ладонь) опускают. При вдохе – поднимаются. Произношение большинства звуков требует направленной, плавной и довольно крепкой воздушной струи.

Для формирования воздушной струи используем различные игры и упражнения, которые просто необходимы при планировании коррекционной работы с детьми. Используем такие упражнения, как «Кораблик», «Загнать мять в ворота», «Мыльные пузыри», «Бабочка», «Сдуй снежинку с рукавички»и другие полезные упражнения.

Также считаем, что артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах необходима для такого, чтобы наши малыши познакомились с собственными артикуляционными органами, заинтересовались ими и научились ими управлять.

 Всё это в последующем станет необходимо для исправления дефектов звукопроизношения. Артикуляционная гимнастика в младшей и средней группах не содержит цели выработки четких артикуляционных укладов потому, что работа над постановкой звуков в данном возрасте не дает ожидаемых итогов.

Начинаем свою работу  со знакомства с зеркалом, для изучения зрительному контролю собственных действий, на доступном уровне поясняем  деткам, для чего зеркала присутствуют на занятии.
Далее переходим к знакомству с органами артикуляции. В игровой форме я поясняю детям, как называются те или же другие артикуляторные органы и для чего они функционируют. 

Следующий важный этап в коррекционной работе - это работа над подвижностью языка и губ.С поддержкой простых артикуляционных упражнений, производимых перед зеркалом, стараемся достигать точности, скоординированности, скорого переключения от одного упражнения к следующему.  Необходимо помнить, что данная работа обязана проводиться без принуждения, на фоне хорошего настроения, в игровой форме, при правильном речевом дыхании.

Работа над мелкой моторикой

У детей младшего и среднего возрастав при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а еще отклонения в передвижении пальцев рук, так какподвижность пальцев плотно связана с речевой функцией.В связи с этим в системе обучению и воспитанию детей с ОНР мы воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Из опыта работы можем с уверенностью сказать, что если развитие мелкой моторики соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. В случае если же движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, но общая моторика при этом может быть нормой и даже выше.

Начиная с младшего дошкольного возраста рекомендуем использовать и используем в своей работе такие упражнения, как: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровки, обводки, разукрашивание, работа с играми Монтессори и Воскобовича. Очень хорошую тренировку пальцевых движений дают народные игры-потешки и упражнения и без речевого сопровождения.

В силу того, что связная речь формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения ребенком закономерностями родного языка, недостаточное внимание к своевременному устранению этого нарушения в дошкольном возрасте может привести к значительным трудностям при обучении в школе.

Считаем, что успешность процесса коррекции речи зависит, прежде всего, от своевременного начала и эффективности выбранного метода коррекционного воздействия, с учетом выявленных нарушений и психолого-педагогических особенностей данной группы детей.

Очень важно, чтобы родители стали активными участниками коррекционно-развивающего обучения. Убеждаем родителей в том, что именно их роль в речевом развитии детей значима, что все усилия педагогов без их помощи будут не достаточны. На родительском собрании предоставляем информацию о системе коррекционных занятий с детьми, о днях открытых дверей. Популярной формой в работе с родителями считаем: оформление родительских уголков, папки-передвижки, в которых размещены консультации, рекомендации и советы. Залогом успеха коррекционно-речевой работы является систематичность, планомерность, согласованность всех специалистов ДОУ и родителей.