Опыт работы «Буккроссинг, как средство повышения интереса детей среднего дошкольного возраста к книгам и к чтению»

Гамаюнова Марина Александровна

Книга – один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, они дают пищу для размышлений, воспитывают в нас человека. Чтение книг развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению - предлагаю одну из новых форм работы по данной проблеме, которая называется буккроссинг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt2.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

На сегодняшний день в нашем обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. В век технического совершенства информации интерес к книге ослабевает. Чтобы решить эту проблему, необходимо повысить интерес подрастающего поколения к чтению, к книге.  

Книга – один из самых близких друзей. В книгах мы находим ответы на вопросы, они дают пищу для размышлений, воспитывают в нас человека. Чтение книг развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Если в семье любят и много читают, то и ребёнок будет подражать образу жизни своей семьи. Задача взрослых – приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Для того чтобы у вашего ребенка с ранних лет появилась любовь к чтению - предлагаю одну из новых форм работы по данной проблеме, которая называется буккроссинг.

Идея буккроссинга подходит для этого как нельзя лучше. Что такое буккроссинг? (англ. bookcrossing) - в буквальном переводе с английского значит "перемещение книг" или книговорот. Его идея довольно проста – «Прочитал книгу сам – передай другому».

Кто же додумался до такой мысли? Странно, но вовсе не книжный коллекционер или работник типографии, не редактор или писатель, а специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбэкер. Однажды, в 2001 году, он оставил в холле отеля пару десятков книг, которые в его доме занимали много места и пылились за ненадобностью. Настоящее признание такой необычный флешмоб  «освобожденных книг» получил уже скоро, на следующий год, когда о движении заговорили в СМИ. И вот к акции ежедневно стало подключаться как минимум три сотни людей.

  Цель Буккроссинга в детском  саду:

Формирование интереса к книгам и к чтению детей и родителей, возрождение традиции семейного чтения.

Задачи:

- Активное вовлечение детей и родителей в движение Буккроссинг не только в группе,  но и во всем детском саду в целом.

 - Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

 - Возрождение традиции семейного чтения.

- Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

Для решения поставленных задач  в группе был организован долгосрочный проект, который проходил в три этапа.  На первом (предварительном) этапе провели следующую работу:

 - выявили уровень владения родителями (законными представителями) информацией по данной проблеме;

 - провели опрос «Роль книги в воспитании детей»;

- провели анкетирование на выявление самой читающей семьи;

-определили уровень знаний детей по проблеме, в процессе проведения  ситуативных бесед: «Для чего необходимо читать книги?», «Что такое библиотека?», «Для чего нужна книга?», «Правила обращения с книгой», «Твоя любимая книга»;

- разместили объявление о проведении «буккроссинга», познакомили родителей с правилами;

- осуществляли сбор книг с учетом возрастных особенностей, предлагали родителям принести книги определенной тематики: книги о природе, о животных, русские народные сказки, сказки Корнея Ивановича Чуковского, рассказы Николая Носова и др.;

- в приёмной  для детей был оформлен Волшебный чемодан, в котором были расположены книги для буккроссинга;

- распечатали рекламные листовки;

-пригласили всех любителей чтения поучаствовать в увлекательной акции книгообмена с родителями и детьми  группы.

Ребята и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простейшего действия, основанного на принципе "Прочитал - отдай другому". Книги должны читаться, а не стоять на полках.

На этом этапе участники Буккроссинга знакомятся с правилами:

 - Выбери себе книгу.

 - Возьми ее почитать.

 - Передай другому читателю.

 - Прочитал – верни, если захочешь.

 - Принеси взамен (или просто так) любую другую книгу.

На основном этапе  в процесс обмена книгами приобщали детей и родителей к регулярному использованию книг из волшебного чемодана для свободного чтения. К книге приклеивался ярлык с информацией «кем и когда принесена книга».  

В журнале «Путешествие книги»,  чтобы заинтересовать других читателей, предлагали родителям написать, а детям нарисовать свои впечатления о прочитанном.

Родители совместно с ребятами проводили отбор книг в домашних условиях для пополнения «Волшебного чемодана». Вместе с воспитанникам  в группе составляли творческие рассказы: «Моя любимая книга», «Мой любимый персонаж». Дети с родителями участвовали в изготовлении мини-книг своими руками.

В процессе  создания центра Буккросинга совместно с  родителям изготовили «Мешочки историй» по прочитанным книгам, что дало возможность не только прочитать книгу, но и «потрогать сказку, рассказ, стихотворение». В эти чудесные мешочки мы поместили  различные предметы (игрушки, диски, маски и т.д.), которые помогают обыграть понравившиеся сюжеты из  книг, то есть оживить книгу.

Мешочки историй мы передавали в разные семьи и группы детского сада для чтения и изучения произведений.

После знакомства с Буккроссингом в нашей группе, мы решили распространить эту идею в других группах нашего учреждения. С этой целью на территории детского сада появился Домик, похожий на птичью кормушку, наполненный книгами. Дети с родителями с большим интересом рассматривали его содержимое, выбирали понравившиеся книги, а также приносили свои экземпляры. Доступ к «Книжному домику» имеют все возрастные группы нашего детского сада.

На заключительном этапе мы:

- организовали выставки рисунков по прочитанным книгам;

- провели беседы по нравственным урокам;

- организовали театральные постановки по содержанию прочитанных книг;      

- была подготовлена выставка книг, сделанных руками детей «Моя любимая книга»;

- проведена литературная гостиная с родителями и их детьми: «Мама, папа, я - читающая семья».

Одним из подтверждающим фактом значимости Буккроссинга стал творческий отклик родителей и детей: родители стали активно приносить свои книги, журналы, интересные игры. Многие книги возвратились на полку в новом статусе, в статусе прочитанных книг.

Опрос родителей «Роль книги в воспитании детей»  на заключительном этапе проекта показал, что во многих  семьях чаще стали читать и детям, и для себя.

К тому же проведённые  беседы с детьми на тему «Чтение в кругу семьи» говорит о том, что детям читают разные книги, они неплохо ориентируются в жанрах и авторах.

 Проведение Буккроссинга в нашей группе повысило интерес дошколят к художественной литературе, объединило родителей и детей в поиске книг для семейного чтения.

Таким образом, мы можем сказать, что Буккроссинг – это эффективный метод активизации читательского интереса, средство развития социального интеллекта дошкольников, а также один из главных факторов,  способствующих возрождению семейного чтения.

Получили ли в нашей группе книги вторую жизнь? Да, конечно! Дети, родители находят для себя интересные экземпляры, читают и обменивают книжки с удовольствием и интересом. Ведь книга – это добрый и мудрый советчик, друг и учитель. И все вместе мы занимаемся важнейшим делом: возрождаем любовь к книге, а, следовательно, и к чтению. На всех этапах работы чувствовалось заинтересованность и помощь родителей. Родители с большим желанием принимали активное участие во всех мероприятиях, проводимых в группе.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читать им то, что их радует. Читать им истории, которые знаем наизусть, от которых уже устали. Говорить разными голосами героев книг, заинтересовывать их и не переставать читать только потому, чтобы дети сами научились это делать. Чтение вслух - это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда все соблазны забыты. В этот момент ребёнок находится рядом, он впитывает и прочитанное, и чувство волшебства рядом с родными. Я уверена, что этот опыт общения останется с ним навсегда и будет перенесён им уже в свою семью.