10 класс
Моим ученикам для самостоятельной работы
Учебные материалы 10 класс к учебнику И.Г.Семакина, Т.Ю.Шеиной, Л.В.Шестаковой
Часть материала с сайта http://metodist.lbz.ru, http://www.klyaksa.net, https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/, https://bosova.ru/, https://lbz.ru/metodist/authors/informatika/2/, https://kpolyakov.spb.ru/school/ege.htm, часть создана самостоятельно
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Кодирование текстовой информации | 846.5 КБ |
Компьютерная графика | 1.72 МБ |
Растровое кодирование графической информации | 1.01 МБ |
Основные понятия компьютерной графики | 1.13 МБ |
Организация ввода и вывода данных | 541 КБ |
Этапы решения задач в программировании | 822.5 КБ |
Всемирная паутина | 215.5 КБ |
Другие сервисы Интернет | 163.5 КБ |
Интернет | 667.5 КБ |
Компьютерные сети | 196 КБ |
Поиск информации в Интернет | 335 КБ |
Электронная почта | 229.5 КБ |
Этапы решения задач на ПК | 55.5 КБ |
Понятие программирования | 77.5 КБ |
Основы программирования на языке Pascal | 887 КБ |
Основные понятия языка Паскаль | 34.5 КБ |
Данные в языке | 46.5 КБ |
Условный оператор | 113.5 КБ |
Понятие структурного программирования | 175 КБ |
Массивы | 191 КБ |
Циклы с параметром | 283 КБ |
Циклы с параметром 2 | 89 КБ |
Циклы с параметром (вложенные) 3 | 130.5 КБ |
Циклы с параметром (вложенные ) 4 | 161.5 КБ |
Двумерные массивы | 302 КБ |
Квадратные матрицы | 275.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
10.02.19 Информация, выраженная с помощью естественных и формальных языков в письменной форме, называется текстовой информацией
Историческая справка Криптография – это тайнопись, система изменения письма с целью сделать текст непонятным для непосвященных лиц Азбука Морзе или неравномерный телеграфный код, в котором каждая буква или знак представлены своей комбинацией коротких элементарных посылок электрического тока (точек) и элементарных посылок утроенной продолжительности (тире) Сурдожесты - язык жестов, используемый людьми с нарушениями слуха
Код Цезаря А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я1 Юлий Цезарь ( I век до н.э.) Замени каждую букву шифруемого текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на фиксированное количество символов ! Закодируем Б А Й Т – сместим на 2 символа вправо Получим: Г В Л Ф
Задание: Расшифруйте фразу персидского поэта Джалаледдина Руми «кгнусм ёогкг фесл - тцфхя фзужщз фхгрзх ёогксп», закодированную с помощью шифра Цезаря. Известно, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой. Руми 1207-1273 А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я Ответ: Закрой глаза свои - пусть сердце станет глазом
Двоичное кодирование текстовой информации Для кодирования 1 символа используется 1 байт информации. 1 байт 256 символов 66 букв русского алфавита 52 буквы английско- го алфавита 0-9 цифры Знаки препинания
При обработке текстовой информации в компьютере каждый символ представляется двоичным кодом 1 символ 8 битов От 00000000 до 11111111 Присвоение знаку конкретного двоичного кода – это вопрос соглашения, которое фиксируется в кодовой таблице
Кодовая таблица ASCII A merican S tandard C ode f or I nformation I nterchange коды от 0 до 32 функциональные клавиши коды от 33 до 127 буквы английского алфавита, знаки математических операций, знаки препинаний
Таблицы кодировки русскоязычных символов КОИ-8 MAC ISO
Кодировка Unicode 1 символ - 2 байта (16 бит), которыми можно закодировать 65 536 символов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды компьютерной графики растровая векторная фрактальная точка линия треугольник Наименьший элемент
Применение компьютерной графики векторная для разработки рекламных буклетов и дизайнерских работ Фрактальная при разработки развлекательных программ растровая для разработки электронных и полиграфических изданий Сканер и цифровые устройства Компьютерные программы языки программи-ровавния Чаще при создании используют
Растровая графика Если изображение экранное, то точка называется пикселом. Стандартными счинаются: 640Х480, 800Х600, 1024Х768, 1200Х1024 и т.д. С размером изображения непосредственно связано его разрешение, оно измеряется в точках на дюйм (dots per inch – dpi) . К примеру экран 15 ” монитора составляет 28Х21 см. При настройке экрана 800Х600 пикселов и учитывая, что 1 ”= 25,4мм его разрешение составит 72 dpi .
Векторная графика Векторная графика является объектной. Простейшими объектами являются: Точка, Линия, Отрезок прямой, Кривая второго порядка, Кривая третьего порядка, Кривая Безье Все они задаются своими формулами
Точка М ( x,y ) Линия y=kx+b Отрезок прямой a(M ; P) Кривая второго порядка x 2 +a 1 y 2 +a 2 xy+a 3 x+a 4 y+a 5 =0 Кривая третьего порядка x 3 +a 1 y 3 +a 2 x 2 y+a 3 xy 2 +a 4 x 2 +a 5 y 2 +a 6 xy+a 7 x+a 8 y+a 9 =0 Кривая Безье упрощенный вид кривой третьего порядка описываемый всего восемью переменными.
Фрактальная графика Фрактальная графика, как и векторная является вычисляемой, но отличается от неё тем, что никакие объекты в памяти ПК не хранятся. Изображение строится по уравнению. Простейшим элементом является фрактальный треугольник.
НЕДОСТАТКИ РАСТРОВАЯ Большой объем данных Эффект пикселизации ВЕКТОРНАЯ Сложность рисования детализированных рисунков ФРАКТАЛЬНАЯ Трудность восприятия результатов изменения параметров
Практическая работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
27 10 = 11011 2
Совокупность точечных строк образует графическую сетку или
Кодирование растровых изображений Растровое изображение представляет собой совокупность точек (пикселей) разных цветов. Для черно-белого изображения информационный объем одной точки равен одному биту (либо черная, либо белая – либо 1, либо 0).
Сетка
Смешивание цветов Белый = Красный + Зелёный + Синий Голубой = Зелёный + Синий Пурпурный = Красный + Синий Жёлтый = Красный + Зеленый
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РАЗРЕШЕНИЕ Экранное Принтера Изображения Зависит от монитора, видеокарты и настроек ОС ( Windows) от кол-ва точек которые могут быть напечатаны на участке единичной длины возможностей графического редактора или от настроек сканера Измеряется пикселях dpi dpi Определяет размер изображения которое может поместиться на экране целиком качество изображения при заданном размере размер занимаемый изображением на экране (пиксели) или на бумаге (мм).
Зависимость размера файла от разрешения изображения Фотография (10Х15 см) Разрешение изображения размера файла 75 dpi 380 Kb 150 dpi 1.5 Mb 300 dpi 6 Mb 600 dpi 24 Mb
Зависимость размера файла от разрешения изображения Векторный рисунок Разрешение изображения размера файла 75 dpi 65 Kb 150 dpi 65 Kb 300 dpi 65 Kb 600 dpi 65 Kb
При создании компьютерного изображения учитывают цветовое разрешение (глубина цвета, палитра) и цветовую модель Цветовое разрешение 1 бит – 2 цвета (чёрный и белый) 1 байт – 256 цветов ( VGA) 2 байта – 65536 цветов ( High color) 3 байта – 16,5 млн цветов ( True color)
Цветовая модель RGB Используется в телевизорах и мониторах. Основные компоненты: красный ( R ed ) зелёный ( G reen ) синий ( B lue ) Область наложения: чёрный цвет CMYK Используется для принтеров. Основные компоненты: голубой ( C yan ) пурпурный ( M agenta) жёлтый ( Y ellow) чёрный (blac K ) Область наложения: белый цвет HSB Используется при рисовании. Основные компоненты: оттенок ( H ue ) насыщенность ( S aturation) яркость ( B rightness ) Область наложения: чёрный цвет
Модель RGB Модель RGB является аддитивной , т.е. для получения нового оттенка нужно смешать основные цвета в определенных пропорциях.
Модель CMYK Модель CMYK является субтрактивной , т.е. для получения нового оттенка нужно убрать основные цвета в определенных пропорциях. Голубой =белый-красный=зелёный+синий Пурпурный =белый-зелёный=красный+синий Жёлтый =белый-синий=красный+зелёный Чёрный ≠белый+красный+зелёный+синий
Модель HSB Модель HSB настроена под восприятие цвета человеком. В ней сверху располагаются все основные цвета убывая по яркости вниз. Для более точного определения желаемого оттенка используется полоса градации справа позволяющая сделать выбранный цвет более ярким или темным. Так же есть выбор цвета по названию и его координаты в переводе в модель RGB или CMYK.
Практическая работа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вывод данных Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора: w rite ( < выражение 1 > , < выражение 2 > , ..., < выражение N > ) список вывода Выражения - символьные, числовые, логические, в том числе переменные и константы Пример: write ( 's=', s ) . Для s =15 на экране будет: s= 15. Информация в кавычках выводится на экран без изменений
Варианты организации вывода Вариант организации вывода Оператор вывода Результат Без разделителей write (1, 20, 300). 120300 Добавить разделители – запятые write (1, ’,’ , 20, ’, ’, 300) 1, 20, 300 Добавить разделители – пробелы write (1, ‘ ‘, 2, ‘ ‘, 3) 1 20 300
Формат вывода Формат вывода позволяет установить количество позиций на экране, занимаемых выводимой величиной. Оператор вывода Результат выполнения оператора write ( ‘s=‘, s:2:0); s=15 write ( ‘s=‘, s:3:1); s=15.0 write ( ‘s=‘, s:5:1); s= 15.0 write ( s:x:y) x - общее количество позиций, отводимых под число; y - количество позиций в дробной части числа. write ln - вывод c новой строки!
Первая программа program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real ; begin r:=5.4; c :=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln ('c =', c:6:4); writeln ('s=', s:6:4) end. Результат работы программы: Turbo Pascal Version 7.0 c = 3 3. 9120 s = 91 . 5624
Ввод данных с клавиатуры r ead (< имя переменной1 > , …, < имя переменной N > ) Ввод в оперативную память значений переменных : Выполнение оператора read: компьютер переходит в режим ожидания данных: пользователь вводит данные с клавиатуры: несколько значений переменных числовых типов могут вводиться через пробел или через запятую; при вводе символьных переменных пробел и запятую ставить их нельзя; пользователь нажимает клавишу Enter . список ввода
Ввод данных с клавиатуры Команда ввода-вывода var i, j: integer ;x: real ;a: char ; read (i, j, x, a) ; После выполнения оператора readln курсор переходит на новую строку. варианты организации входного потока: 1 0 2.5 А< Enter > 1,0 < Enter > 1< Enter > 2.5, А< Enter > 0< Ente r> 2.5< Enter > А< Enter > Типы вводимых значений должны соответствовать типам переменных , указанных в разделе описания переменных. !
Улучшенная программа program n_1; const pi=3.14; var r, c, s: real; begin writeln( 'Вычисление длины окружности и площади круга '); write(' Введите r>>'); readln(r); c:=2*pi*r; s:=pi*r*r; writeln ('c =', с:6:4); writeln ('s=', s:6:4) end . Результат работы программы: Turbo Pascal Uersion 7.0 Вычисление длины окружности и площади круга Введите r>> 8.5 c =53.3800 s =226.8650
Самое главное Для ввода в оперативную память значений переменных используются операторы ввода read и readln . Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используются операторы вывода write и writeln . Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно ; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Вопросы и задания Запишите оператор, обеспечивающий во время работы программы ввод значения переменной summa . Целочисленным переменным i, j, k нужно присвоить соответственно значения 10, 20 и 30. Запишите оператор ввода, соответствующий входному потоку: а) 20 10 30 б) 30 20 10 в) 10,30,20 Опишите переменные, необходимые для вычисления площади треугольника по его трём сторонам, и запишите оператор, обеспечивающий ввод необходимых исходных данных. Что является результатом выполнения оператора? а) write (a) б) write ('a') в) write ('a=', a) Какой тип имеет переменная f , если после выполнения оператора write (f) на экран было выведено следующее число? а) 125 б) 1.25Е+2 Каким образом можно вывести на экран вещественное число в формате с фиксированной запятой? Запишите операторы ввода двух чисел и вывода их в обратном порядке. Дан фрагмент программы: read (a); read (b); c:=a+b; write (a, b); write (c) Упростите его, сократив число операторов ввода и вывода. Дан фрагмент программы: a:=10; b:=a+1: a:=b–a; write (a, b) Какие числа будут выведены на экран компьютера? Напишите программу, которая вычисляет площадь и периметр прямоугольника по двум его сторонам.
Опорный конспект Ввод в оперативную память значений переменных выполняют операторы ввода read и readln . Вывод данных из оперативной памяти на экран монитора выполняют операторы вывода write и writeln . r ead (< имя переменной1 > , …, < имя переменной N > ) список ввода w rite < выражение 1 > , < выражение 2 > , ..., < выражение N > список вывода
Источники информации http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d1a6e9b7-5eda-4be9-bff2-3197b9f145e7/9_77.swf - команда ввода-вывода
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
World Wide Web Популярнейшая служба Интернета - World Wide Web (сокращенно WWW или Web ), еще называют Всемирной паутиной . Представление информации в WWW основано на возможностях гипертекстовых ссылок. Гипертекст - это текст, в котором содержаться ссылки на другие документы. Это дает возможность при просмотре некоторого документа легко и быстро переходить к другой связанной с ним по смыслу информации, которая может быть текстом, изображением, звуковым файлом или иметь любой другой вид, принятый в WWW. При этом связанные ссылками документы могут быть разбросаны по всему земному шару.
Всемирная паутина Многочисленные пересекающиеся связи между документами WWW компьютерной паутиной охватывают планету - отсюда и название. Таким образом, пропадает зависимость от местонахождения конкретного документа.
Web-страницы и браузеры Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами . Web-страница — это электронный документ, в котором кроме текста содержатся специальные команды форматирования, а также встроенные объекты (рисунки, аудио- и видеоклипы и др.). Просматривают Web-страницы с помощью специальных программ, называемых браузерами (например Internet Explorer , Mozilla Firefox , Opera ), так что браузер — это не просто клиент WWW, служащий для взаимодействия с удаленными Web-серверами, это еще и средство просмотра Web-документов.
Абсолютное и относительное форматирование В отличие от печатных электронных документов, Web-страницы имеют не абсолютное, а относительное форматирование , то есть они форматируются в момент просмотра в соответствии с тем, на каком экране и с помощью какого браузера их просматривают. Строго говоря, одна и та же Web-страница при просмотре в разных браузерах может выглядеть по-разному — это зависит от того, как браузер реагирует на команды, которые встроил в Web-страницу ее автор.
URL-адрес У каждого Web-документа (и даже у каждого объекта, встроенного в такой документ) в Интернете есть свой уникальный адрес — он называется унифицированным указателем ресурса URL (Uniformed Resource Locator) или, сокращенно, URL-адресом. Обратившись по этому адресу, можно получить хранящийся там документ. Пример URL: http :// www.k lyaksa.net /htm/exam/answers/images/a23_1.gif Здесь приведен URL-адрес рисунка, находящегося на одной из Web-страниц портала www.klyaksa.net. Протокол передачи гипертекста HTTP (HyperText Transfer Protocol) Доменное имя компьютера, на котором хранится данный документ Путь доступа к файлу, содержащему Web-документ, на указанном компьютере 1 2 3
Web -сайт и HTML С каждой гиперссылкой в Сети связан Web-адрес некоторого документа или объекта (файла с рисунком, звукозаписью, видеоклипом и т. п.). Совокупность web-документов , объединенных по какому-либо признаку (адресом сервера, темой, оформлением) называют web-сайтом (или просто сайтом). Гипертекстовые страницы записываются на специальном языке HTML ( H yper T ext M arkup L anguage - язык гипертекстовой разметки). Указания, записанные на HTML, интерпретируются браузером. Обычно файл Веб-страницы имеет расширение .html или .htm .
Добрый день!
Меня зовут Саша. Это моя первая web-страничка. Она написана на языке HTML.
Эту web- страницу на HTML браузер отобразит так.Форумы и чаты WWW позволяет не только получать информацию, а так же общаться с другими пользователями. Для этого существуют форумы (конференции) и чаты. Форум предлагает набор разделов для обсуждения. Работа форума заключается в создании пользователями тем в разделах и последующим обсуждением внутри этих тем. На форумах обсуждаются различные темы, от развлекательных до узкоспециализированных. Чат (англ. chat — разговор) — средство общения пользователей по сети в режиме реального времени.
Вопросы и задания Что такое Интернет? Что такое WWW ? Что такое web -страница? Что такое web- сайт? Что такое браузер? Какие браузеры вы знаете? Какие сайты вы посещаете чаще всего? Что лучше форум или чат? Где можно разместить свой сайт в Интернет?
Просто анекдот Маленький мальчик приходит к папе: -Пап, как пишется "адрес" - с одной "с" или двумя? -Напиши "URL" и иди спать...
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уже знакомые сервисы Интернета… Интернет (от англ. Internet) — глобальная компьютерная сеть, построенная на использовании протоколов TCP/IP. На предыдущих занятиях мы уже рассмотрели следующие сервисы (услуги) Интернет: World Wide Web (WWW или Web), еще называют Всемирной паутиной. Служба World Wide Web предназначена для доступа к электронным документам особого рода, которые называются Web-документами или, упрощенно, Web-страницами. Электронная почта — сервис Интернета, позволяющий обмениваться через компьютерную сеть электронными сообщениями.
FTP — передача файлов Еще один широко распространенный сервис Интернет — FTP . File Transfer Protocol (букв. «протокол передачи файлов») или просто FTP — сетевой протокол, предназначенный для передачи файлов в компьютерных сетях. Протокол FTP позволяет подключаться к серверам FTP, просматривать содержимое каталогов и загружать файлы с сервера или на сервер, кроме того возможен режим передачи файлов между серверами. FTP является одним из старейших прикладных протоколов. Расшифровывается эта аббревиатура как протокол передачи файлов, но при рассмотрении FTP как сервиса Интернет имеется в виду не просто протокол, но именно сервис — доступ к файлам в файловых архивах .
Telnet — удаленный терминал Сервис Telnet (от англ. Tel etype Net work) позволяет превратить ваш компьютер в удаленный терминал другого компьютера . Слово «терминал» означает «концевик», оконечное устройство. В компьютерном делел под терминалом понимают устройство, оснащенное клавиатурой и монитором, при помощи которого можно управлять компьютером. Сервис Telnet позволяет передавать информацию, которая вводится на вашей клавиатуре, другому компьютеру на обработку, а результаты отображать на вашем компьютере.
Сервис IRC К интерактивным сервисам, служащим общению людей через Интернет, относится IRC — Internet Relay Chat, разговоры через Интернет. Эта служба была создана в 1988 году финским студентом Ярко Ойкариненом (Jarkko Oikarinen). В Интернет существует сеть серверов IRC. Пользователи присоединяются к одному из каналов — тематических групп и участвуют в разговоре, который ведется не голосом, но текстом. Узлы IRC синхронизованы между собой, так что, подключившись к ближайшему серверу, Вы подключаетесь ко всей сети IRC. Используется IRC в основном для развлечения.
Instant Messaging, ICQ Сервис Instant Messaging (англ. «мгновенные сообщения») более известен по названию популярной клиентской программы, которая устанавливается на компьютере пользователя, - ICQ . Для этого вида коммуникации необходима клиентская программа, так называемый мессенджер (англ. message — сообщение). Он отличается от электронной почты тем, что позволяет обмениваться сообщениями в реальном времени (англ. instant — мгновенно). Большинство программ позволяет видеть, подключены ли в данный момент абоненты, занесенные в список контактов. Как правило, мессенджеры не работают самостоятельно, но подключаются к главному компьютеру данной сети обмена сообщениями, называемому сервером. Поэтому мессенджеры называют ещё клиентскими программами или клиентами. Передаваться могут текстовые сообщения, звуковые сигналы, картинки, видео. Такие программы могут применяться для организации телеконференций.
Электронная платёжная система Электронная платежная система - совокупность процедур и связанных с ними компьютерных сетей используемых для проведения финансовых операций. В качестве примера можно привести Яндекс.Деньги (http://money.yandex.ru/). Яндекс.Деньги — электронная платёжная система, реализующая идею электронных денег. Обеспечивает проведение финансовых расчётов между участниками системы (лицами, открывшими счета в системе) в режиме реального времени. Валюта расчётов — российский рубль. Предназначена для обеспечения функционирования систем электронной коммерции. Система предоставляет возможность работать через веб-интерфейс или с использованием программы-кошелька, устанавливаемого на компьютер пользователя. Система Яндекс.Деньги была запущена 24 июля 2002 года.
Интернет-радио Интернет-радио или веб-радио — интернет-служба, подобная радиовещанию. Для качественного и непрерывного звучания нужен достаточно широкий канал, то есть высокая скорость подключения к интернету.
IP-телефония (VoIP) Возможность передачи голосовых сообщений через сеть с пакетной коммутацией впервые была реализована в 1993 году. Данная технология получила название VoIP (Voice over IP - «голос через IP»). Одним из частных приложений данной технологии является IP-телефония — услуга по передаче телефонных разговоров абонентов по протоколу IP . IP-телефония - система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет. Сигнал по каналу связи передается в цифровом виде и, как правило, перед передачей преобразовывается (сжимается) с тем, чтобы удалить избыточность, свойственную человеческой речи. Таким образом, Интернет можно использовать для головой связи между абонентами, подобно тому, как используется обычный телефон. Голов, вводимый в компьютер с микрофона, преобразуется в звуковые файлы и передается по сети. На другой стороне происходит обратное преобразование: собеседник слышит голос партнера через наушники или динамики, подключенные к компьютеру. Кроме описанного выше варианта разговора «компьютер-компьютер», возможны варианты «компьютер-телефон» (звонки с компьютера на обычный телефон) и «телефон-телефон» (звонки с обычного телефона на другой обычный телефон через Интернет).
Вопросы: Что такое Интернет? Что такое сервис Интернета? Какой сервис служит для доступа к web- страницам? Какой сервис служит для обмена электронными сообщениями? Какой сервис служит для доступа к файлам в файловых архивах? Какие сервисы служат для online общения? Что такое электронная платежная система? Как называется сервис позволяющий передавать телефонные разговоры по протоколу IP ? Какие программы можно использовать для прослушивания Интернет-радио? ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Возникновение Интернет В 1967 году для создания сети передачи данных было решено использовать разбросанные по всей стране компьютеры ARPA (Advanced Research Project Agency - агентство передовых исследовательских проектов США), соединив их обычными телефонными проводами. Работы по созданию первой глобальной компьютерной сети , получившей название ARPANet (англ. Advanced Research Projects Agency Network), велись быстрыми темпами. В 1969 году в США была создана компьютерная сеть ARPAnet , объединяющая компьютерные центры министерства обороны и ряда академических организаций. Эта сеть была предназначена для узкой цели: главным образом для изучения того, как поддерживать связь в случае ядерного нападения и для помощи исследователям в обмене информацией. Затем сеть ARPANET начала активно расти и развиваться, её начали использовать учёные из разных областей науки. По мере роста этой сети так же создавались и развивались многие другие сети.
Возникновение Интернет Вдохновленные успехом, создатели ARPAnet приступили к разработке программы Internetting Project (" Проект объединения сетей "). Успех этого проекта привел к следующим результатам. Во-первых, была создана крупнейшая в США сеть internet (со строчной буквы i). Во-вторых, были опробованы различные варианты взаимодействия этой сети с рядом других сетей США. Это создало предпосылки для успешной интеграции многих сетей в единую мировую сеть . Такую " сеть сетей " теперь всюду называют Internet (в отечественных публикациях широко применяется и русскоязычное написание – Интернет ). В обиходе иногда говорят Инет.
Возникновение Интернет Фактически днем рождения Интернет , как сети, объединяющей глобальные компьютерные сети является 1 января 1983 года . Эта дата знаменательна принятием единых Протоколов Обмена Данными - TCP/IP (Transfer Control Protocol / Internet Protocol). Протокол в данном случае — это, образно говоря, «язык», используемый компьютерами для обмена данными при работе в сети. Чтобы различные компьютеры сети могли взаимодействовать, они должны «разговаривать» на одном «языке», то есть использовать один и тот же протокол. Выдающееся значение этих протоколов заключалось в том, что с их помощью разнородные сети получили возможность производить обмен данными друг с другом . Интернет (от англ. Internet) — глобальная компьютерная сеть, построенная на использовании протоколов TCP/IP.
Передача информации в Интернет Передача информации в Интернете имеет две главных особенности: Пакетная передача. В исходном узле сети сообщение разделяется на части-пакеты. Каждый пакет снабжается служебным заголовком, который содержит адрес отправителя, адрес получателя, номер пакета, контрольную сумму и другую служебную информацию. В конечном пункте из полученных пакетов сообщение восстанавливается. Пакетная передача позволяет передавать по каналу связи одновременно сообщения разных пользователей: никто не простаивает в очереди. Если на линии возникают помехи, заново приходится передавать только поврежденные пакеты, а не все сообщение целиком. Коммутация пакетов. Информационные пакеты в каждом узле передаются следующему доступному узлу по маршруту следования. Прохождением пакета по сети управляет служебная часть пакета — заголовок.
Протокол TCP/IP Протокол TCP/IP является базовым протоколом Интернета. Как следует из названия, он объединяет в себе два протокола — TCP и IP . Протокол TCP (от англ. Transmission Control Protocol, протокол управления передачей) разбивает информацию на порции (пакеты) и нумерует их, чтобы при получении можно было правильно собрать исходное сообщение. Далее протокол IP (от англ. Internet Protocol, протокол Интернета) снабжает пакеты адресами отправителя и получателя, контрольной суммой, другой служебной информацией и отправляет образовавшиеся IP-пакеты в сеть. В конечной точке протокол TCP проверяет, все ли части сообщения получены. А так как разные пакеты приходят в конечную точку разными путями, порядок их получения может быть нарушен. После получения всех частей TCP сортирует их в правильном порядке и собирает в единое целое.
Протокол TCP/IP
Пользователи Интернет До середины 1990 годов Интернет был доступен относительно узкому академическому сообществу, а его наполнение не отличалось богатством и разнообразием. В настоящее время на десятках миллионов компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и т. д.) и сотни миллионов людей пользуются информационными услугами глобальной сети. Основу, «каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно подключенных к сети. К серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети. В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета).
Надежность Интернет Основу, «каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно подключенных к сети. К серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети. Надежность функционирования глобальной сети обеспечивается избыточностью линий связи: как правило, серверы имеют более двух линий связи, соединяющих их с Интернетом отсутствием у нее единого центра управления. Интернет, грубо говоря, тоже является большою Локальной сетью, использующей протокол TCP/IP.
Пользователи Интернет До середины 1990 годов Интернет был доступен относительно узкому академическому сообществу, а его наполнение не отличалось богатством и разнообразием. В настоящее время на десятках миллионов компьютеров, подключенных к Интернету, хранится громадный объем информации (сотни миллионов файлов, документов и т. д.) и сотни миллионов людей пользуются информационными услугами глобальной сети. В каждой локальной или корпоративной сети обычно имеется, по крайней мере, один компьютер, который имеет постоянное подключение к Интернету с помощью линии связи с высокой пропускной способностью (сервер Интернета). В 2007 году количество пользователей Интернета достигло 1,15 миллиарда человек, в России - 28,7 млн человек.
Надежность Интернет Основу, «каркас» Интернета составляют более ста миллионов серверов, постоянно подключенных к сети. К серверам Интернета могут подключаться с помощью локальных сетей или коммутируемых телефонных линий сотни миллионов пользователей сети. Надежность функционирования глобальной сети обеспечивается избыточностью линий связи: как правило, серверы имеют более двух линий связи, соединяющих их с Интернетом отсутствием у нее единого центра управления. Интернет, грубо говоря, тоже является большою Локальной сетью, использующей протокол TCP/IP.
Адресация в Интернет Для того чтобы связаться с некоторым компьютером в сети Интернет, Вам надо знать его уникальный Интернет - адрес . Существуют два равноценных формата адресов, которые различаются лишь по своей форме: IP - адрес DNS – адрес
IP - адрес В современной сети Интернет используется IP (Internet Protocol) четвёртой версии, также известный как IPv4. В протоколе IP этой версии IP - адрес состоит из четырех блоков цифр, разделенных точками. Он может иметь такой вид: 84.42.63.1 Каждый блок может содержать число от 0 до 255. Благодаря такой организации можно получить свыше четырех миллиардов возможных адресов.
DNS - адрес IP - адрес имеет числовой вид, так как его используют в своей работе компьютеры. Но он весьма сложен для запоминания, поэтому была разработана доменная система имен: DNS. DNS - адрес включает более удобные для пользователя буквенные сокращения , которые также разделяются точками на отдельные информационные блоки ( домены ). DNS (англ. Domain Name System — система доменных имён) — это система, позволяющая преобразовывать символьные имена доменов в IP-адреса (и наоборот) в сетях TCP/IP. Доме́н — определённая зона в системе доменных имён (DNS) Интернета, выделенная какой-либо стране, организации или для иных целей. Если Вы вводите DNS - адрес, то он сначала направляется в так называемый сервер имен, который преобразует его в 32 - битный IP - адрес для машинного считывания.
Доменное имя Доменное имя служит для адресации узлов сети Интернет и расположенных на них сетевых ресурсов (веб-сайтов, серверов электронной почты, сетевых сервисов) в удобной для человека форме. Например: www.klyaksa.net Доменное имя содержит, как минимум, две части, разделённые точкой. Самая правая часть является доменом верхнего уровня (например, для адреса www.klyaksa.net домен верхнего уровня — net). Каждая следующая часть справа налево является поддоменом (например, klyaksa.net — поддомен домена net, а mytest.klyaksa.net — домена klyaksa.net). Для обеспечения уникальности и защиты прав владельцев доменные имена 1-го и 2-го (в отдельных случаях и 3-го) уровней можно использовать только после их регистрации, которая производится уполномоченными на то регистраторами.
Домены первого уровня Первоначально существовало шесть доменов первого уровня, как-то: com - коммерческие организации edu - учебные и научные организации gov - правительственные организации mil - военные организации net - сетевые организации разных сетей, телекоммуникации org - другие организации С ростом Интернета возникла потребность в увеличении доменов первого уровня. Сейчас доменов первого уровня существует великое множество. Так же регистрация доменов в некоторых зонах (например, com, net, org) стала совершенно свободной. Все домены первого уровня условно делятся на две группы: домены общего пользования (com, net, org, info, biz и др.) и национальные домены, выделяемые для конкретной страны или региона (ru, uk, de и др.)
Рунет Русскоязычная часть сети Интернет называется Руне́т . Название «Рунет», составленное из доменного имени ru (которое также можно интерпретировать как первые две буквы слова «русский») и постфикса «нет», что по-английски значит «сеть» (net), вошло в употребление стихийно во второй половине 1990-х годов, его происхождение точно не известно. 28 августа 1990 года профессиональная научная сеть , выросшая в недрах Института атомной энергии им. И. В. Курчатова и ИПК Минавтопрома и объединившая ученых-физиков и программистов, соединилась с мировой сетью Интернет , положив начало современным российским сетям. 19 сентября 1990 года был зарегистрирован домен первого уровня .su в базе данных Международного информационного центра InterNIC. В результате этого Советский Союз стал виден всему интернетовскому миру. 7 апреля 1994 года в InterNIC был зарегистрирован уже именно российский домен .RU . С этого момента существование Интернета в Российской Федерации было заверено официально на международном уровне.
Услуги сети Интернет Сейчас наиболее популярные услуги (сервисы ) Интернета — это: Всемирная паутина (World Wide Web) Электронная почта и списки рассылки Группы новостей (в основном, Usenet) Файлообменные сети Электронные платёжные системы Интернет-радио Интернет-телевидение IP-телефония Мессенжеры FTP-сервера IRC (реализовано также как веб-чаты) Поисковые системы Интернет-реклама Удаленный терминал
Вопросы: Что такое Интернет? Когда появился Интернет? Что такое протокол TCP/IP? Почему Интернет продолжает нормально функционировать при выходе из строя отдельных серверов или линий связи? Какой IP -адрес у компьютера на вашем рабочем месте? у учителя? Что такое домен? Какие другие глобальные сети вы знаете? ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время персональные компьютеры, находящиеся чуть ли не в каждом доме и практически в каждой организации, достигли огромных мощностей в переработке информации. Но вся эта мощь в наше время сводится на нет без наличия современных средств коммуникации , то есть связи . И сегодня каждый день множество людей открывает для себя существование глобальных компьютерных сетей , объединяющих компьютеры во всем мире в едином информационном пространстве , имя которому – Интернет .
Компьютерная сеть Компьютерная сеть — система двух или более компьютеров, связанных каналами передачи информации. Для передачи информации могут быть использованы различные физические явления, как правило — различные виды электрических сигналов или электромагнитного излучения. Создание компьютерных сетей вызвано практической потребностью пользователей удаленных друг от друга компьютеров в одной и той же информации. Сети предоставляют пользователям возможность не только быстрого обмена информацией, но и совместной работы на принтерах и других периферийных устройствах, и даже одновременной обработки документов.
Классификация сетей Все многообразие компьютерных сетей можно классифицировать по группе признаков: территориальная распространенность; ведомственная принадлежность; скорость передачи информации; тип среды передачи;
Классификация компьютерных сетей КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ локальные региональные глобальные По территориальной распространенности
Классификация компьютерных сетей По принадлежности ведомственные государственные семейные корпоративные международные домовые КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
Классификация компьютерных сетей КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ низкоскоростные (до 10 Мбит/с) среднескоростные (до 100 Мбит/с) высокоскоростные (свыше 100 Мбит/с) По скорости передачи информации
Классификация компьютерных сетей По типу среды передачи коаксиальные на витой паре оптоволоконные по радиоканалам (Wi-Fi, BlueTooth) в инфракрасном диапазоне телефонные бытовые электрические КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ
Локальная вычислительная сеть Локальная сеть объединяет компьютеры, установленные в одном помещении (например, школьный компьютерный класс, состоящий из 8—12 компьютеров) или в одном здании (например, в здании школы могут быть объединены в локальную сеть несколько десятков компьютеров, установленных в различных предметных кабинетах). Локальная вычислительная сеть , ЛВС ( англ. Local Area Network, LAN ) — компьютерная сеть, покрывающая относительно небольшую территорию. Каждый компьютер, подключенный к локальной сети, должен иметь специальную плату (сетевой адаптер). Между собой компьютеры (сетевые адаптеры) соединяются, например, с помощью кабелей.
Региональные компьютерные сети Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона (города, страны, континента). Региональная сеть – компьютерная сеть в пределах одного региона.
Глобальная вычислительная сеть Глобальная вычислительная сеть ГВС (англ. Wide Area Network, WAN) представляет собой компьютерную сеть, охватывающую большие территории и включающую в себя десятки и сотни тысяч компьютеров. ГВС служат для объединения разрозненных сетей так, чтобы пользователи и компьютеры, где бы они ни находились, могли взаимодействовать со всеми остальными участниками глобальной сети. Лучшим примером ГВС является Интернет, но существуют и другие сети. Глобальную компьютерную сеть еще называют телекоммуникационной сетью , а процесс обмена информацией по такой сети называют телекоммуникацией (от греч. « tele » - далеко и лат. « comunicato » - связь ).
Топология сети Общая схема соединения компьютеров в сети называется топологией сети . Существует множество способов соединения сетевых устройств, из них можно выделить четыре базовых топологии: шина , кольцо , звезда и ячеистая топология . Остальные способы являются комбинациями базовых. Локальные сети чаще всего могут иметь топологию «шина» или «звезда». В первом случае все компьютеры подключены к одному общему кабелю (шине), во втором - имеется специальное центральное устройство (хаб), от которого идут «лучи» к каждому компьютеру, т.е. каждый компьютер подключен к своему кабелю.
Топология сети шина звезда кольцо ячеистая топология
Топология сети Топология типа Ши́на , представляет собой общий кабель (называемый шина или магистраль), к которому подсоединены все рабочие станции. Звезда́ — базовая топология компьютерной сети, в которой все компьютеры сети присоединены к центральному узлу (обычно сетевой концентратор). Кольцо́ — базовая топология компьютерной сети, в которой рабочие станции подключены последовательно друг к другу, образуя замкнутую сеть. Ячеистая топология — соединяет каждую рабочую станцию сети со всеми другими рабочими станциями этой же сети.
Вопросы: Что такое компьютерная сеть? Чем вызвано создание компьютерных сетей? Какие компьютерные сети бывают? Какое устройство необходимо для подключения компьютера в школьную локальную сеть? Что такое топология сети? Какая топология сети у нас в классе? в школе? Почему в беспроводных технологиях сети на основе ячеистой технологии встречаются чаще, чем сетях на проводной основе? ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Способы поиска информации в web Поиск информации – одна из самых востребованных на практике задач, которую приходится решать любому пользователю Интернета. Существуют три основных способа поиска информации в Интернет: Указание адреса страницы. Передвижение по гиперссылкам. Обращение к поисковой системе (поисковому серверу).
Способ 1: Указание адреса страницы Это самый быстрый способ поиска, но его можно использовать только в том случае, если точно известен адрес документа или сайта, где расположен документ. Не стоит забывать возможность поиска по открытой в окне браузера web-странице (Правка-Найти на этой странице...).
Способ 2: Передвижение по гиперссылкам Это наименее удобный способ, так как с его помощью можно искать документы, только близкие по смыслу текущему документу.
Способ 3: Обращение к поисковой системе Пользуясь гипертекстовыми ссылками, можно бесконечно долго путешествовать в информационном пространстве Сети, переходя от одной web-страницы к другой, но если учесть, что в мире созданы многие миллионы web-страниц, то найти на них нужную информацию таким способом вряд ли удастся. На помощь приходят специальные поисковые системы (их еще называют поисковыми машинами ). Адреса поисковых серверов хорошо известны всем, кто работает в Интернете. В настоящее время в русскоязычной части Интернет популярны следующие поисковые серверы: Яндекс (yandex.ru), Google (google.ru) и Rambler (rambler.ru).
Поисковая система Поисковая система — веб-сайт, предоставляющий возможность поиска информации в Интернете. Большинство поисковых систем ищут информацию на сайтах Всемирной паутины, но существуют также системы, способные искать файлы на ftp-серверах, товары в интернет-магазинах, а также информацию в группах новостей Usenet. По принципу действия поисковые системы делятся на два типа: поисковые каталоги и поисковые индексы .
Поисковые каталоги Поисковые каталоги служат для тематического поиска. Информация на этих серверах структурирована по темам и подтемам. Имея намерение осветить какую-то узкую тему, нетрудно найти список web-страниц, ей посвященных. Катало́г ресурсов в Интернете или каталог интернет-ресурсов или просто интернет-каталог — структурированный набор ссылок на сайты с кратким их описанием . Каталог в котором ссылки на сайты внутри категорий сортируются по популярности сайтов называется рейтинг (или топ).
Каталог Яндекс. Подраздел: Культура – Литература -Электронные библиотеки
Поисковые индексы Поисковые индексы работают как алфавитные указатели. Клиент задает слово или группу слов, характеризующих его область поиска, — и получает список ссылок на web-страницы, содержащие указанные термины. Первой поисковой системой для Всемирной паутины был «Wandex», уже не существующий индекс, разработанный Мэтью Грэйем из Массачусетского технологического института в 1993.
Как работает поисковой индекс? Поисковые индексы автоматически, при помощи специальных программ ( веб-пауков ), сканируют страницы Интернета и индексируют их, то есть заносят в свою огромную базу данных. Поиско́вый робот («веб-пау́к») — программа, являющаяся составной частью поисковой системы и предназначенная для обхода страниц Интернета с целью занесения информации о них (ключевые слова) в базу поисковика. По своей сути паук больше всего напоминает обычный браузер. Он сканирует содержимое страницы, забрасывает его на сервер поисковой машины, которой принадлежит и отправляется по ссылкам на следующие страницы. В ответ на запрос, где найти нужную информацию, поисковый сервер возвращает список гиперссылок, ведущих web-страницам, на которых нужная информация имеется или упоминается. Обширность списка может быть любой, в зависимости от содержания запроса.
Индекс Яндекс : поиск по запросу "Информатика и ИКТ"
http://www.yandex.ru/ Яндекс — российская система поиска в Сети. Сайт компании, Yandex.ru, был открыт 23 сентября 1997 года. Головной офис компании находится в Москве. У компании есть офисы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Одессе и Киеве. Количество сотрудников превышает 700 человек. Слово «Яндекс» (состоящее из буквы «Я» и части слова index; обыгран тот факт, что русское местоимение «Я» соответствует английскому «I») придумал Илья Сегалович, один из основателей Яндекса, в настоящий момент занимающий должность технического директора компании. Поиск Яндекса позволяет искать по Рунету документы на русском, украинском, белорусском, румынском, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии русского и английского языков и близости слов в предложении. Отличительная особенность Яндекса — возможность точной настройки поискового запроса. Это реализовано за счёт гибкого языка запросов. По умолчанию Яндекс выводит по 10 ссылок на каждой странице выдачи результатов, в настройках результатов поиска можно увеличить размер страницы до 20, 30 или 50 найденных документов. Время от времени алгоритмы Яндекса, отвечающие за релевантность выдачи, меняются, что приводит к изменениям в результатах поисковых запросов. В частности, эти изменения направлены против поискового спама, приводящего к нерелевантным результатам по некоторым запросам.
http://www.google.ru/ Лидер поисковых машин Интернета, Google занимает более 70 % мирового рынка. Cейчас регистрирует ежедневно около 50 млн поисковых запросов и индексирует более 8 млрд веб-страниц. Google может находить информацию на 115 языках. По одной из версий, Google — искажённое написание английского слова googol. "Googol (гугол)" – это математический термин, обозначающий единицу со 100 нулями. Этот термин был придуман Милтоном Сироттой, племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан в книге Каснера и Джеймса Ньюмена "Математика и воображение" (Mathematics and the Imagination). Использование этого термина компанией Google отражает задачу организовать огромные объемы информации в Интернете. Интерфейс Google содержит довольно сложный язык запросов, позволяющий ограничить область поиска отдельными доменами, языками, типами файлов и т. д.
http://www.rambler.ru/ Rambler Media Group — интернет-холдинг, включающий в качестве сервисов поисковую систему, рейтинг-классификатор ресурсов российского Интернета, информационный портал. Rambler создан в 1996 году. Поисковая система Рамблер понимает и различает слова русского, английского и украинского языков. По умолчанию поиск ведётся по всем формам слова.
Вопросы: Назовите основные способы поиска информации в web ? В каком случае может возникнуть необходимость поиска по уже открытой в браузере web- странице? Какие два вида поисковых машин вы знаете? Назовите наиболее популярные поисковые машины Интернета. ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое почта? Почта - это традиционное средство связи, позволяющее обмениваться информацией, по крайней мере, двум абонентам. Для того, чтобы этот обмен состоялся, необходимо написать послание и, указав адрес, опустить в почтовый ящик, откуда письмо неминуемо попадет на почтовый узел. Если указанный адрес соответствует общепринятым стандартам, то через некоторое время почтальон положит его в почтовый ящик адресата. Далее абонент вскроет послание, и - обмен информацией состоялся. почта почта почта
Электронная почта Электронная почта является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи. Когда-то именно ею ограничивался набор услуг российской сети. Электронная почта — сервис Интернета, позволяющий обмениваться через компьютерную сеть электронными сообщениями. Основная особенность электронной почты заключается в том, что информация отправляется получателю не напрямую, а через промежуточное звено — электронный почтовый ящик, который представляет собой место на сервере, где сообщение хранится, пока его не запросит получатель.
Преимущества электронной почты Скорость пересылки сообщений. Электронное письмо может содержать не только текст, но и вложенные файлы (программы, графику, звук…) Простота и дешевизна. Возможность шифровки писем. Возможность автоматической обработки писем. Возможность массовых рассылок. Возможность пересылки сообщения на другие адреса. и т.д.
Адрес электронной почты Адрес электронной почты записывается по определенной форме и состоит из двух частей: имя_пользователя@имя_сервера Имя_пользователя , чаще всего, имеет произвольный характер и задается самим пользователем; имя_сервера жестко связано с выбором пользователем сервера, на котором он разместил свой почтовый ящик. Пример, ivanov@kyaksa.net, petrov@yandex.ru, sidorov@mail.ru.
Адрес электронной почты Все электронные адреса условно можно разделить на провайдерские (почтовый ящик на сервере провайдера — организации-поставщика сетевых услуг), корпоративные (ящик на сервере по месту работы), коммерческие (ящик на сервере платной почтовой службы) и бесплатные (ящик на сервере бесплатной почтовой службы, например, mail.ru, yandex.ru).
ПО для работы с электронной почтой Работать с электронной почтой можно при помощи почтовой программы (почтового клиента), установленной на компьютере пользователя или при помощи браузера, с помощью web-интерфейса. Почтовая программа (клиент электронной почты, почтовый клиент) — программное обеспечение, устанавливаемое на компьютере пользователя, предназначенное для получения, написания, отправки, хранения и обработки сообщений электронной почты пользователя. В системе пересылки электронной почты еще необходим почтовый сервер (сервер электронной почты). Почтовый сервер - это компьютерная программа, которая передаёт сообщения от одного компьютера к другому. Почтовые серверы работают на узловых компьютерах Интернета , а почтовые клиенты должны быть у каждого пользователя e-mail.
ПО для работы с электронной почтой
Функционирование электронной почты Электронная почта основана на принципе эстафеты. С помощью почтовой программы создается почтовое сообщение на локальном компьютере. Затем, после подключения к Интернет, оно передается на почтовый сервер, а далее движется по цепочке почтовых серверов, пока не достигнет сервера адресата. Как только адресат подключится к своему почтовому серверу он автоматически получит все, что накопилось в его «почтовом ящике».
Почтовые клиенты Простейший почтовый клиент — программа Microsoft Outlook Express . Она входит в стандартный пакет Windows (начиная с Windows 98) и потому есть в наличии на каждом компьютере, работающем в этой операционной системе. Так же широкой популярностью у пользователей пользуются The Bat! и бесплатный почтовый клиент Mozilla Thunderbird . Mozilla Thunderbird
Протокол электронной почты У каждой сетевой службы должен быть свой протокол. Он определяет порядок взаимодействия клиентской и серверной программ. Для отправки на сервер и для пересылки между серверами используют протокол, который называется SMTP (Simple Mail Transfer Protocol — простейший протокол передачи сообщений). Он не требует идентификации личности. Для получения поступившей почты используется протокол РОРЗ (Post Office Protocol 3 — протокол почтового отделения, версия 3). Он требует идентификации личности, то есть должно быть предъявлено регистрационное имя (Login) и пароль (Password), который подтверждает правомочность использования имени. Протоколы SMTP и POP3 являются прикладными протоколами, т.е. они надстроены над базовыми протоколами Интернета TCP/IP.
Спам За удобство, доступность и практическую бесплатность электронной почты, равно как и за пользование другими «бесплатными» ресурсами Интернета, вам неизбежно придется платить, тратя огромные усилия на борьбу с рекламными письмами , которые будут каждый день сваливаться в ваш почтовый ящик. Забавно, что свое название почтовый мусор унаследовал... от обычных мясных консервов компании Hormel Foods, выпускавшихся в США еще с 20-х гг. прошлого столетия! В послевоенные годы компании пришлось «стимулировать» спрос с помощью крикливой рекламы: « спам » царил везде — на страницах газет, на экранах телевизоров, не говоря уже о специализированных кулинарных книгах, посвященных блюдам из тушенки!
Вопросы: Что такое электронная почта? Что такое почтовый клиент? Что такое почтовый сервер? Как записывается почтовый адрес? Что такое спам? Что нужно делать со спамовыми письмами? Можно ли зашифровать сообщение электронной почты? ?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Постановка задачи : с высоты h сбросили предмет. Какова его скорость при падении Математическая модель : Дано: g,h Надо: v Математические соотношения: Алгоритм : ввод g,h вывод v
Порядок работы с оболочкой Turbo Pascal turbo имя_файла - запустить оболочку Набрать программу (редактировать) F2 – сохранить программу на диске
Трансляторы Компиляторы Интерпретаторы Программа, переводящая программу, написанную на языке программирования в машинный код.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие программирования
Назначение – разработка программ управления ПК с целью решения различных информационных задач. Программа – алгоритм, записанный на языке программирования Язык – знаковая информационная система Формальный Язык Естественный
Составляющие языка Алфавит – фиксированный набор букв алфавита. Синтаксис – система правил, определяющих допустимые конструкции из букв алфавита. Семантика – система правил истолкования отдельных языковых конструкций, позволяющих однозначно произвести процесс обработки данных . Язык программирования – это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных. Система программирования – это программное обеспечение ПК, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на языке программирования .
Обзор языков программирования
Типы языков Структурные Логические Объектно-ориентированные
Структурные (алгоритмические) языки Фортран 1956 Для решения технико-экономических задач Кобол 50-е Для массовой обработки данных в сферах управления и бизнеса Алгол-60 1960 Для записи алгоритмов, которые строились в виде последовательности процедур Бейсик 1965 Язык обучения программированию ПЛ /1 1965 Сочетал лучшие стороны Алгола, Кобола и Фортрана Паскаль 1970 Для решения задач разного типа (Никлаус Вирт) Си 1972 Для написания программ вычислительного характера и программ ОС Ада 1979 Подходил для использования в системах реального времени
Логические языки Пролог 1972 Логическое программирование базируетс я на убеждении, что не человека следует обучать мышлению в терминах операций компьютера, а компьютер должен выполнять инструкции, свойственные человеку.
Объектно-ориентированные языки С++ 1983 Позволяют организовывать сложные программы с помощью использования наследования, инкапсуляции и полиморфизма Delphi 90-е Visual Basic 90-е Bilder 90-е
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алфавит языка Алфавит языка программирования Паскаль - набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы. A, B, C, …, X Y, Z Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Специальные символы a, b, c,…, x, y, z 0, 1, 2, …, 7, 8, 9 Знаки арифметические, препинания, скобки и другие
Алфавит языка В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы). : = Неделимые элементы Знак операции присваивания Знаки больше или равно, меньше или равно Начало и конец комментария > = и < = * и *
Словарь языка Служебное слово языка Паскаль Значение служебного слова and и array массив begin начало do выполнить else иначе for для if если of из or или procedure процедура program программа repeat повторять then то to до (увеличивая до) until до (до тех пор, пока) var переменная while пока
Алфавит и словарь языка Имена (констант, переменных, программ и других объектов) - любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания. Правильные имена x velichina zzz polnaja_summa tri_plus_dva s25 _k1 a1b88qq oshibka Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой. Неправильные имена Ж - буква не латинского алфавита polnaja summa - содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания. 2as - начинается с цифры Domby&Son - содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Простые типы данных Название Обозначение Допустимые значения Область памяти Целочисленный integer - 32 768… 32 768 2 байта со знаком Вещественный real (2 . 9 *10 -39 …1.7*10 +38 ) 6 байтов Символьный char Произвольный символ алфавита 1 байт Строковый string Последовательность символов длиной меньше 255 1 байт на символ логический boolean True и False 1 байт Типы величин
Структура программы на языке Паскаль Служебное слово program и имя программы Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий Описание констант( const ) и описание переменных ( var ) Начинается словом begin и заканчивается словом end с точкой
Раздел описания переменных var i, j: integer x: real a: char Целый тип Вещественный тип Символьный тип Имена переменных
Общий вид программы program < имя программы >; const < список постоянных значений >; var < описание используемых переменных >; begin < начало программного блока > <оператор 1>; <оператор 2>; … <оператор n > end . Операторы - языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, - присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти. Общий вид оператора: Команда присваивания <имя переменной>:=<выражение>
Оперативная память Выполнение оператора присваивания Процессор 10 + 5 a s b 10 5 10 15 5 a:=10; b:=5; s:=a+b
Самое главное Паскаль - универсальный язык программирования, получивший своё название в честь выдающегося учёного Блеза Паскаля. Типы данных в языке Паскаль: целочисленный ( Integer ), вещественный ( Real ), символьный ( Char ), строковый ( String ), логический ( Boolean ) и другие. В программе , записанной на языке Паскаль, можно выделить: 1) заголовок программы; 2) описание используемых данных; 3) описание действий по преобразованию данных (программный блок). Общий вид программы : program <имя программы>; const <список постоянных значений>; var <описание используемых переменных>; begin <оператор 1>; <оператор 2>; … <оператор N> end.
Вопросы и задания В честь кого назван язык программирования Паскаль? Почему язык программирования Паскаль считается универсальным? Что входит в состав алфавита Паскаля? Каких требований следует придерживаться при выборе имён для различных объектов в языке Паскаль? Указывая название, обозначение, диапазон и занимаемую область памяти, опишите известные вам типы данных, используемые в языке Паскаль. В чём разница между числами 100 и 100.0 в языке Паскаль? Какую структуру имеет программа, записанная на языке Паскаль? Как записывается раздел описания переменных? Запишите раздел описания переменных, необходимых для вычисления: а) значения функции y = x 2 ; б) площади прямоугольника; в) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей и такого же количества обложек; г) стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей. Опишите процесс выполнения операторов присваивания: a:=3 b:=4 a:=a+b Запишите оператор для: а) вычисления среднего арифметического переменных x 1 и x 2 ; б) уменьшения на единицу значения переменной k ; в) увеличения на единицу значения переменной i ; г) вычисления стоимости покупки, состоящей из нескольких тетрадей, нескольких ручек и нескольких карандашей.
Опорный конспект Оператор присваивания: < имя переменной >:=< выражение > Язык Паскаль – универсальный язык программирования. Алфавит языка Паскаль Латинские прописные буквы Латинские строчные буквы Арабские цифры Структура программы Заголовок программы Описание данных Описание действий
Электронные образовательные ресурсы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f38ea1b0-69c8-485b-aac2-e5bc1bced661/9_75.swf - Понятие величины. типы величин http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dec21a7c-cec4-4b7a-96d7-d761c14a8582/9_76.swf - Команда присваивания
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алфавит A..Z, a..z, _ 0..9 + - * / = > < { } [ ] ( ) . : ; @ # $ ^ пробел
Структура программы Program < им я >; { заголовок программы } Uses < им я >; { подкл ючение библиотек } Label …; { описание меток } Const …; констант Type …; типов Var …; переменных Procedure …; процедур Function …; функций Begin < оператор 1>; < оператор 2>; … < оператор N>; End. Исполнительны й блок
Комментарий – пояснительный текст, не воспринимаемый транслятором как часть программы. { комментари й } (*комментарий*) Идентификатор – последовательность букв алфавита, цифр (первым символом должна быть буква). Максимальная длина идентификатора 127 символов (63 символа значащие) Идентификаторы: Стандартные – служат для обозначения заранее определенных типов данных, констант, процедур, функций …( integer, real, sin…) Служебные – являются частью языка ( begin,end…) Пользовательские – зада ю тс я пользователем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Данные Промежуточные данные Исходные данные Результирующие данные Программа D a, b, c x1, x2 Программа
Величины Переменные Константы Величина, значение которой изменяется в ходе выполнения программы Величина, значение которой не изменяется в ходе выполнения программы
Характеристики величин Имя Значение Тип Адрес в памяти
Константа Величина, значение которой не изменяется в ходе выполнения программы Типы констант: именованные a, b, a1, x литералы ‘ Hello’ строковая константа ‘ A’,’2’ символьные константы 3.5 вещественная константа 10 целочисленная константа
Описание констант Const имя=значение ; Пример: Const g=9.8; p=3.14; a=g+p; name=‘Pit’; dol=‘$’;
Описание переменных Var имя : тип ; Пример: Var a,b:integer; c:real; d:string;
Тип Тип – это множество значений плюс множество операций, выполняемых над этими значениями
Классификация типов Структурированные (составные) Простые (скалярные) Вещественные (real) Упорядоченные Пользовательские Стандартные Перечисляемые Диапазоны Целый ( integer) Логический ( boolean) Символьный (char) Строки (string) Множества ( set) Записи (record) Файлы ( file) Массивы ( array )
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Назначение Позволяет выбрать один вариант из двух возможных
Формат оператора If < условие > then K1 else K2; If < условие > then K1;
Полная форма If < условие > then K1 else K2;
Краткая форма If < условие > then K1;
Блок- схема If < условие > then K1 else K2; If < условие > then K1; Полная форма Краткая форма
Условие Условие - выражение или переменная логического типа ( boolean ) Простые : A>B A=B+C Составные : (A>B) and (A=B+C) or (A=8) ( x>7) and (X<9)
Примеры If a=b then writeln(‘*******’) else writeln(‘----------’); If a>b+10 then writeln(‘*******’);
Вложенные операторы If < У1 > then if < У2 > then K1 else K2 else if < У3 > then P1 else P2;
Вложенные операторы If a>0 then if a<10 then x:=1 else x:=2 else if a>-20 then x:=3 else x:=4;
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Принципы структурного программирования При построении алгоритма используются три базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл Для построения сложных алгоритмов предпочтительно использовать метод последовательной детализации (построение алгоритма «сверху вниз»)
Способы соединения базовых структур в алгоритме Последовательный Вложенный
Задания: Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Задание 5 Задание 6 Задание 7 Задание 8 Задание 9 Задание 10 Задание 11 Задание 12 Задание 13 Задание 14 Задание 15
Следование – однозначная последовательность действий. K1; K2; … Kn К 1 К2 К N …
Ветвление – разделение алгоритма на два пути по некоторому условию с дальнейшим выходом на общее продолжение. Ветвление Полная форма Краткая форма
Полная форма ветвления если условие то К1 иначе К2 кв
Краткая форма ветвления если условие то К1 кв
Цикл – многократное повторение последова-тельности действий. Цикл Цикл с предусловием Цикл с постусловием
Цикл с предусловием условие к1 - + пока условие повторять к1 кц
Цикл с постусловием условие к1 - + к n … повторять к1 … к n пока условие
Последовательный способ соединения У1 К1 К2 да нет У2 К3 К4 да нет если У1 то К1 иначе к2 кв если У2 то К3 иначе К4 кв
Вложенный способ соединения У1 да нет У2 К1 К2 да нет пока У1 повторять если У2 то К1 иначе К2 кв кц
Вложенный способ соединения У1 К3 да нет У2 К1 К2 да нет если У1 то если У2 то К1 иначе К2 кв иначе К3 кв
Вложенный способ соединения У1 да нет У2 да К1 нет пока У1 повторять пока У1 повторять К1 кц кц
Задание 1 x<>0 x y = x; z=10 да x=x div 10 z=z*10 x,y,z нет y=2*z+y*10+2 Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 2 x<>0 x y = x; z=1 да x=x div 10 z=z*10 x,y,z нет y=y*z+y Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 3 i>x x i=1; z=1 да i=i+2 z=z*i x,i,s нет Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 4 a,b,c,d ad X<100 y=x 2 +x x=x+10 y=c-d y=c+d a,b,c,d,x,y да да да нет нет нет Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 5 X<100 да X Z=X X=X+20 Z=3y 2 +6 Y=Y+10 Y=0 Y>80 X,Y,Z нет да нет Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 6 X,Y,K a>b K=3 X<10 Y>100 z=x+a S=S+1 X=X+1 нет нет нет нет да да да да X,Y,Z,K,A,B,S Записать алгоритм в виде словесной записи
Задание 7 Нарисовать блок-схему по словесной записи: если У1 то К1 иначе К2 кв если У2 то К3 иначе К4 кв
Задание 8 Нарисовать блок-схему по словесной записи: если У1 то К1 иначе К2 если У2 то К1 иначе К2 кв кв
Задание 9 Нарисовать блок-схему по словесной записи: Пока У1 повторять если У2 то К1 иначе К2 кв кц
Задание 1 0 Нарисовать блок-схему по словесной записи: пока У1 повторять пока У2 повторять К1 кц кц
Задание 1 1 Нарисовать блок-схему по словесной записи и определить значение переменной S после выполнения алгоритма: i:=0;s:=0; Пока i<3 повторять i:=i+1 s:=s+i*i; кц
Задание 1 2 Нарисовать блок-схему по словесной записи и определить значение переменной S после выполнения алгоритма: i:=1;s:=0 пока i>1 повторять s:=s+1/i i:=i-1 кц
Задание 13 Нарисовать блок-схему по словесной записи и определить значение переменной S после выполнения алгоритма: i:=1; s:=0;j:=15 пока i Задание 14 Нарисовать блок-схему по словесной записи и определить значение переменной S после выполнения алгоритма: a:=1;b:=1; пока a+b<10 повторять a:=a+1; b:=b+a кц S:=a+b Метод последовательной детализации Основной алгоритм Вспомогательный алгоритм 1 Вспомогательный алгоритм n … В.А.11 В.А.12 В.А.1 n В.А. n 1 В.А. nn … …
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое массив? Массив – фиксированное количество элементов одного типа, объединенных одним именем Назначение: хранение данных -10 -5 2 3 0 -7 -24 Значение элемента 1 2 3 4 5 6 7 Индекс (номер) А: Имя массива
Размерность Номер элемента – данные любого перечисляемого типа. Число элементов массива ( размерность ) фиксируется при описании и не меняется в процессе выполнения программы
Обращение к элементам массива a [ i ] a [ 2 ]=-5 -10 -5 2 3 0 -7 -24 Значение элемента 1 2 3 4 5 6 7 Индекс (номер) А: Имя массива
Описание массива Var a: array [n1..n2] of < тип элементов >; Номер первого элемента Номер последнего элемента
Примеры описаний
Операции над элементами массива Те же, что и над элементами данного типа
Вывод массива По одному элементу For i:= 1 to n do write (a[i]:4); Writeln;
Ввод массива По одному элементу С клавиатуры С помощью оператора присваивания Из файла Описание массива как константы
Ввод с клавиатуры Var a: array[1..40] of integer; i, n:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n); for i:=1 to n do read (a[i]); for i:= 1 to n do write (a[i]:4); writeln; End. Ввод с клавиатуры Вывод массива
Ввод с помощью оператора присваивания Var a: array[1..40] of integer; i, n:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n); for i:=1 to n do a[i] := X; for i:= 1 to n do write (a[i]:4); writeln; End. Вывод массива Заполнение массива
Пример1. Заполнить массив элементами, равными своему порядковому номеру ( 1, 2, 3, 4,…) Var a: array[1..40] of integer; i, n:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n); for i:=1 to n do a[i] := i; for i:= 1 to n do write (a[i]:4); writeln; End. A: 1 2 3 4 i: 1 2 3 4
Задания Заполнить массив символом ‘*’. Заполнить массив элементами, равными половине квадрата своего порядкового номера. Заполнить массив по образцу: 123123123123123… 01230123 abcabcabc
Генератор случайных чисел Randomize; - процедура, задающая начальное значение последовательности случайных чисел. Y:=random(x); – функция, генерирующая целое число из отрезка [0 , x) Y:=random( B-A+1)+A; – функция, генерирующая целое число из отрезка [A,B] Длина отрезка Точка отсчета
Генератор случайных чисел Y:=random ; – функция, генерирующая вещественное число из отрезка [0 , 1 ) Y:=random * ( B-A+1)+A; – функция, генерирующая вещественное число из отрезка [A,B] Длина отрезка Точка отсчета
Пример 1 Заполнить массив случайными целыми числами из отрезка [-5,7]. Var a: array[1..40] of integer; i, n:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n); randomize; for i:=1 to n do a[i] := random(13) - 5; for i:= 1 to n do write (a[i]:4); writeln; End.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Назначение Используется в тех случаях, когда заранее известно количество повторений группы команд.
2. Формат оператора For I : = A to B do < оператор >; (шаг +1) For I : = A downto B do < оператор >; (шаг -1) I – параметр - переменная упорядоченного типа А - начальное значение параметра B – конечное значение параметра ( var А,В, I: real;) выражения, переменные упорядоченного типа
3. Алгоритм выполнения For I : = A to B do < оператор >; Для каждого значения параметра I из промежутка от A до В выполняется тело цикла I= A тело цикла I=A +1 тело цикла I=A +2 тело цикла ……………………………………… I= В тело цикла Тело цикла A
3. Алгоритм выполнения For I : = A downto B do < оператор >; Для каждого значения параметра I из промежутка от A до В выполняется тело цикла I= A тело цикла I=A- 1 тело цикла I=A- 2 тело цикла ……………………………………… I= В тело цикла A>B
5 . Количество повторений AB For i:=a to b do …; For i:=a downto b do…;
5 . Количество повторений AB For i:=a to b do …; B-A+1 1 0 For i:=a downto b do…;
5 . Количество повторений AB For i:=a to b do …; B-A+1 1 0 For i:=a downto b do…; 0 1 A-B+1
5 . Блок - схема I= A,B Оператор (тело цикла)
5 . Особенности 1. For I = A to B do begin < оператор 1>; < оператор 2>; end; 2. I,A,B – величины одного типа
6 . Задачи Вывод чисел ( первых N натуральных ) readln(n); for i:= 1 to n do write(i:3); Вывод чисел, обладающих заданным свойством первых N натуральных четных чисел readln(n); for i:= 1 to n do if i mod 2 = 0 then write(i:3);
Для самостоятельного выполнения Написать программу вычисления факториала числа n. n!= 1 * 2 * 3 * … * n Вывести все двузначные числа сумма цифр, которых кратна 3. 54 5+4=9 кратно 3 выводить 55 5+5=10 не кратно 3 не выводить
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Типы задач 1. «Найти элементы…» for x:=A to B do begin ……… if … then writeln(x); end; 2. «Найти количество…» k:=0; for x:=A to B do begin ……… if … then k:=k+1 ; end; writeln(k); 3. «Найти сумму…» s:=0; for x:=A to B do begin ……… if … then s:=s+x; end; writeln(s); 4. «Найти элементы и их кол-во…» k:=0; for x:=A to B do begin ……… if … then begin writeln(x); k:=k+1; end end; writeln(k);
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Формат оператора For I := A to B do for J:= C to D do for K:=E to F do < оператор >;
2 . Алгоритм выполнения For I := A to B do for J:= C to D do for K:=E to F do < оператор >; Для каждого значения параметра I из промежутка от A до В выполняется тело цикла ……
3 . Блок - схема I= A,B Оператор J= C,D K= E,F
4 . Количество повторений I J K For I := 1 to 2 do for J:= 11 to 12 do for K:=21 to 23 do < оператор >; 1 2 11 12 11 12 21 22 23 21 22 23 21 22 23 21 22 23
5 . Количество повторений For I := 1 to 2 do for J:= 11 to 12 do for K:=21 to 23 do < оператор >; 2 * 2 * 3 For I := A to B do for J:= C to D do for K:=E to F do < оператор >; (B-F+1) * (D-C+1) * (F-E+1)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Старинная задача Сколько можно купить быков, коров и телят, если плата за быка - 10 рублей, за корову - 5 рублей, за теленка полтинник (0,5 рубля) и на 100 рублей надо купить 100 голов скота.
b – количество быков ( по 10 рублей) k – количество коров ( по 5 рублей) t – количество телят ( по 0.5 рублей) k=0,20 t=0,200 b=0,10 b+k+t=100 b*10+k*5+t*0.5=100 b+k+t=100 b* 20 +k* 10 +t= 200
k=0,20 t=0,200 b=0,10 b+k+t=100 b*20+k*10+t=200 For b:=0 to 10 do …..
uses crt; var b,k,t:integer; begin clrscr; for b:=0 to 10 do for k:=0 to 20 do for t:= 0 to 200 do if (b+k+t=100) and (20*b+10*k+t=200) then writeln(b,k:4,t:4); readkey; end.
Сокращение перебора uses crt ; var b,k,t:integer; begin clrscr; for b:=0 to 10 do for k:=0 to 20 do begin t:=100-b-k; if 20*b+10*k+t=200 then writeln ( b, k:4, t:4); end; readkey; end.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое массив? Массив – фиксированное количество элементов одного типа, объединенных одним именем
Назначение массивов ? Данные: оценки температуру сведения о билетах и т.д. хранение данных
Типы массивов? Одномерные (линейные, вектор) Двумерные ( таблицы, матрицы) Трехмерные N- мерные -1 -5 2 3 1 0 1 0 0 0 1 1 0 1 0 0
Двумерные массивы строка столбец 0 0 1 0 1 1 0 0 0 1 0 1 4 3 2 1 3 2 1 Матрицы А ( n , m) : прямоугольные ( n m ) квадратные ( n=m) кол-во строк кол-во столбцов
Обращение к элементам массива a [ i , j ] a [ 2,3 ]= 11 Значение элемента Номер строки Имя массива А: 0 2 0 1 0 1 1 1 7 23 12 2 3 1 4 3 2 1 3 2 1 Номер столбца
Описание массива Var a: array [n1..n2 , m1..m2] of < тип элементов >; Номера строк Номера столбцов
Примеры описаний Var a , c: array [1.. 40, 1.. 50 ] of integer; b: array [1..100, 1..100] of real;
Вывод массива for i:= 1 to n do begin for j:= 1 to m do write (a[i,j]:4); writeln; end; А: 0 2 0 1 0 1 1 1 7 23 12 2 3 1 4 3 2 1 3 2 1
Ввод с клавиатуры Var a: array[1..40,1..40] of integer; i, j,n,m:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n,m); for i:=1 to n do for j:=1 to m do read (a[i,j]); for i:= 1 to n do begin for j:=1 to m do write (a[i,j]:4); writeln; end; end. А: 0 2 0 1 0 1 1 1 7 23 12 2 3 1 4 3 2 1 3 2 1
Ввод с помощью оператора присваивания Вывод массива Заполнение массива Var a: array[1..40,1..40] of integer; i,j, n,m:integer; Begin writeln(‘ введите размерность массива ’); readln(n,m); for i:=1 to n do for j:=1 to m do a[i,j]:=random(20) - 12; for i:= 1 to n do begin for j:=1 to m do write (a[i,j]:4); writeln; end; end.
Обработка массива Найти сумму элементов массива Var a: array[1..40,1..40] of integer; i,j, n,m:integer; Begin readln(n,m); for i:=1 to n do for j:=1 to m do a[i,j]:=random(20) - 12; for i:=1 to n do begin j:=1 to m do write(a[i,j]:4); writeln; end; s:=0; for i:=1 to n do for j:=1 to m do s:=s+a[i,j]; writeln(s) end. if a[i,j]>0 then s:=s+a[i,j];
Задачи Дана матрица А( N,N) : Найти количество положительных элементов, отрицательных и нулей. Найти сумму четных элементов Найти минимальный и максимальный элементы, Поменять местами минимальный и максимальный элементы. Найти сумму элементов в первой строке. Найти произведение элементов в последнем столбце.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое квадратная матрица? Это матрица, в которой количество строк равно количеству столбцов 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i j
Квадратные матрицы 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i j Главная диагональ Побочная диагональ
Главная диагональ 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i j i j 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 Главная диагональ i = j
Главная диагональ 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i j i j 2<4 5>2 > < i=j
Побочная диагональ 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i j i j 1 5 2 4 3 3 4 2 5 1 Побочная диагональ i + j = n +1
Побочная диагональ 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i +j n+1 i +j n+1 4+5 > 5+1 > 2+3<5+1 < i +j = n+1
Заполнение матрицы 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 i < j i=j Var a: array[1..40,1..40] of integer; i, j, n,m:integer; Begin readln(n); for i:=1 to n do for j:=1 to n do if ________ then a[i,j]:=1 else a[i,j]:=0; for i:= 1 to n do begin for j:=1 to n do write (a[i,j]:4); writeln; end; end. i<=j i >=j
Заполнение матрицы Var a: array[1..40,1..40] of integer; i, j, n,m:integer; Begin readln(n); for i:=1 to n do for j:=1 to n do if ________ then a[i,j]:=1 else a[i,j]:=0; for i:= 1 to n do begin for j:=1 to n do write (a[i,j]:4); writeln; end; end. j>=n div 2 j = n div 2 i=n div 2 i<=n div 2
Заполнение матрицы Var a: array[1..40,1..40] of integer; i, j, n,m:integer; Begin readln(n); for i:=1 to n do for j:=1 to n do if ________ then a[i,j]:=1 else a[i,j]:=0; for i:= 1 to n do begin for j:=1 to n do write (a[i,j]:4); writeln; end; end. (i Задачи Заполнить квадратную матрицу по образцу 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Задачи Заполнить квадратную матрицу по образцу 1 2 3 4 5 5 4 3 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 1 2 3 4 1 2 3 1 2 1 1 5 2 4 3 2 4 1 5