Коллегам

Грюкачева Анна Михайловна

Уважаемые коллеги, мне будет очень приятно, если на данной страничке Вы, возможно, найдете для себя что-нибудь интересное. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕДИНЫЙ ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

  1. Порядок ведения и оформление тетрадей.

Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком.

  • Пользоваться шариковой ручкой с чернилами фиолетового (синего) цвета.
  • Все подчёркивания, начертания геометрических фигур выполняются простым карандашом.

В начальной школе ученики имеют тетради для выполнения всех видов обучающих и контрольных работ по базовым предметам.

Математика и русский язык:

Тетради № 1 и № 2  для текущих работ (номер можно не указывать)

Тетради  для контрольных работ (по русскому языку или  по математике)

Тетрадь для творческих работ (можно подписать «по развитию речи») заводятся со 2 класса

Все математические и словарные диктанты, внесённые в КТП, проводятся в контрольных тетрадях.

Оформление надписей на обложке тетрадей.

Тетради учащихся подписываются от руки учителем (в 1, 2 классе и в первом полугодии 3 класса) или с помощью наклеивания  отпечатанных этикеток на обложки тетрадей (1-3 классе). Учащиеся 4 классов подписывают тетради  самостоятельно, но под руководством учителя.

Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, с соблюдением норм каллиграфии:

         Тетрадь

для  работ

по математике (русскому языку)

ученика 2 класса «Б»

МАОУ гимназия №2

Иванова Данила.  

 

Предлог «по» пишется на одной строке с названием предмета. Нумерация класса пишется арабскими цифрами.

Фамилию и имя следует писать в форме родительного падежа. Сначала пишут фамилию, а затем полное имя.

Работу над ошибками необходимо выполнять в контрольных и  рабочих тетрадях как отдельный вид работы со 2 класса II полугодия, прописывая словами: Работа над ошибками. Ежедневная работа над ошибками в рабочих тетрадях  должна представлять собой целостную систему, результативность которой прослеживается повышением качества обучения.

        В начальной школе тетради проверяются ежедневно в обязательном порядке. Проверка контрольных работ осуществляется к следующему уроку. Контрольные тетради и тетради для творческих работ показываются родителям при индивидуальной беседе или на родительском собрании. Хранятся в классе до конца учебного года.

Работы учащихся проверяются учителем чернилами красного цвета. Оценивание письменных текущих и контрольных работ осуществляется согласно принятым нормам оценок.

  1. Оформление письменных работ по русскому языку

После классной и домашней работы следует отступать две строчки (пишем на третьей).

При оформлении красной строки делается отступ вправо не менее 2 см (два пальца). Соблюдение красной строки требуется с 1 класса при оформлении текстов, начала нового вида работы. В ходе работы строчки не пропускаются. Новая страница начинается с самой верхней строки, дописывается до конца страницы, включая последнюю строку.

Справа строка дописывается до конца. Использование правил переноса обязательно. Не допускается необоснованное наличие пустых мест на строке.

Запись даты написания работы по русскому языку ведётся по центру рабочей строки.

В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведётся учителем

(например, 01.12). С началом изучения систематического курса русского языка учащиеся записывают дату в тетрадях в виде числа и названия месяца: 1 декабря.

С 3 класса (со 2 полугодия) дату в тетрадях по русскому языку  необходимо писать числительными прописью:  Первое декабря.

Запись названия работы, текста проводится на следующей рабочей строке (без пропуска) по центру и оформляется как предложение. 

Например:          Классная работа.

                        Домашняя работа.

                        Работа над ошибками.

Диктант.

Осень.

За отсутствие точки отметка не снижается!

Вариативность работы фиксируется на следующей строке по центру или на полях (краткая форма записи):

1 вариант

. (запись римскими цифрами)

Слово упражнение пишется полностью со 2 класса. Номера упражнений, выполняемых в тетрадях указываются: Упражнение 234.

В работе, требующей записи в столбик, первые слова пишутся со строчной буквы. Знаки препинания (запятые) не ставятся.

Например:        ветер                        чудесный

                        восток                        красивый

                        песок                                смелый

При выполнении подобного вида работы в строчку, первое слово пишется с красной строки, с заглавной  буквы, через запятую.

Например:        Ветер, восток , песок.

При выполнении различных видов разбора требуется соблюдение принятых норм сокращений слов, обозначений терминов. Сокращается слово только на согласные:

глухой- глух., звонкий- зв., согласный- согл., твёрдый – тв., гласный – гл., мягкий – мягк.

существительное – сущ.

прилагательное- прил.

глагол – гл.

предлог – пр.

мужской род – м.р.

женский род – ж.р.

средний род – ср.р.

прошедшее время – прош.вр.

настоящее время- наст.вр.

будущее время – буд.вр.

единственное число- ед.ч.

множественное число – мн.ч.

Название падежей указывается заглавной буквой   (И.п.,  Р.п.,  Д.п., В.п., Т.п., П.п.)

Обозначения над словами допускается  выполнять ручкой или простым острозаточенным карандашом. Все подчёркивания делаются по линейке только карандашом.

При оформлении письменных видов разбора следует соблюдать требования предложенных  образцов. Обращать внимание учащихся на постановку имеющихся тире, точки и запятой после определённых сокращений терминов.

Учащиеся 1-2 классов пишут в тетрадях в узкую линию. Переход на широкую линейку учителем определяется с 3 класса 2 четверти с учетом наличия у учащихся успешно сформированного навыка письма.

У учителей начальных классов много различных приёмов организации «минуток чистописания».   Однако, не следует систематически использовать ценное время на уроке для фронтального чистописания для всех учащихся. Работа над каллиграфическим письмом должна строиться с учётом системы дифференцированных подходов.

Учитель прописывает образцы в тетрадях.  В 1 классе образец пишется  учителем на доске с комментированием, указывая на типичные ошибки и пути их исправления. Важно обращать внимание детей на положение тетради, посадку, правильно ли они держат ручку.

Уроки развития речи проводятся согласно УМК, но не менее 1 раза в 10 дней.

Все изложения и сочинения только обучающего характера.

  1. Оформление письменных работ по математике.

Между классной и домашней работами следует отступать 4 клетки (в пятой клетке начинается следующая работа).

         Между видами заданий в классной и домашней работах отступается одна клетка вниз. Следует отметить, что для заглавных букв клетка не отводится, т.е. для них считается одна из двух (четырёх) клеток.

        Между столбиками выражений, уравнений, равенств и прочими отступаются три клетки вправо (пишем в четвёртой).

        Дату можно записывать традиционно посередине, а можно и на полях (решение школьного МО).

        В любой работе отступается одна клетка слева от края тетради.

Традиционно в тетрадях отмечаются виды заданий. Слово «Задача» пишется посередине строки, отмечается номер: Задача 5.

        Оформление задач также требует соблюдения принятых норм. Краткая запись условия задач оформляется в соответствии их вида (если данный вид задач хорошо отработан с учащимися, то в краткой записи нет необходимости). Главные слова пишутся с заглавной  буквы. На первых  этапах обучения допускается их неполная запись (по начальным буквам).

Например:                Маленькие - 7 м.                                            М. – 7м.

                                                   ?м.                                                ?м.

                        Большие -         3 м.                                        Б.- 3 м.

 Краткой записью задач являются также  схемы, таблицы, рисунки и др.

В 1-4 классах нет необходимости писать слово «Решение».

Существует несколько форм записи решения задач: по действиям с письменными пояснениями или выражением. Слово «Ответ» пишется с заглавной буквы под решением. В первом классе ответ записывается кратко. Позднее учащиеся должны писать полный ответ.

Например:

Ответ: всего купили 10 мячей.        

Если в последнем действии имеется пояснение, то ответ записывается кратко.

При записи условия задачи в  виде таблицы, нет необходимости её вычерчивания. Учащиеся заполняют графы, отступая от них 2-3 клетки. Названия граф (колонок) пишутся с большой буквы.

При оформлении решения выражений на порядок действий следует требовать от учащихся соблюдения следующих норм:

- записать выражение полностью;

- указать цифрами над знаками порядок действий;

- расписать выполняемые действия по порядку (применяя устные или письменные приёмы вычислений);

- записать окончательное значение выражения.

Например:

3450 – 145 • 2 + 1265 : 5 = 3413

  1. 145 • 2= 290
  2. 1265 5                3) _ 3450                4) +3160        

10        253                          290                         253                

  26                                3160                       3413                

  25

    15

    15

      0

При оформлении письменных приёмов умножения многозначных чисел между столбиками количество клеток равно количеству разрядов.

Оформлению записи задач геометрического типа учащихся также необходимо обучать.

Все чертежи выполняются простым карандашом по линейке. Измерения подписывать ручкой. Обозначения буквами выполняются печатным шрифтом или прописными письменными буквами латинского алфавита. Слова длина, ширина, площадь, периметр  прямоугольника не допускается  обозначать кратко латинскими буквами.

Задача.

Длина прямоугольника 12 см, его ширина равна 6 см. Вычисли периметр и площадь прямоугольника.

Образец краткой записи и решения задачи:

Длина – 12см

Ширина – 6см

Периметр - ?см

Площадь - ? см²

1). (12+6) • 2 = 36 (см) – периметр

2). 12 • 6 = 72 (см²)- площадь

Ответ: периметр – 36см, площадь- 72 см².

        Чертить фигуру следует лишь тогда, когда это требует условие задачи. При оформлении  математического диктанта следует соблюдать следующие требования:

- записывать только ответы в строчку через запятую, отступая одну клетку;

- рядом с числом писать наименования единиц измерений и предлоги на, в… раз

Образец: 675, 564, на 78, в 7 раз

При решении задач на движение слова  - скорость, время, расстояние- не допускается обозначать латинскими буквами.

Применение  формул при решении  геометрических задач и задач на движение не допускается.

Напомним, что в математике при сокращении наименований единиц измерений точки не ставятся:

мм, см, дм, м, км, г, кг, т,  ц,  ч,  мин, с

Точки ставятся в следующих наименованиях:

сут.,нед.,мес.,в.,г.

Слова  - рубль, копейка- сокращаются так, как предлагает УМК.

  1. Ведение дневников в начальной школе

Дневник  ведётся со 2 класса и является официальным  школьным документом. Существуют определённые требования к его ведению.

В настоящее время существует множество различных дневников. Поэтому классный руководитель должен довести до учащихся единые требования к их ведению:

  • записи выполняются аккуратно, разборчиво, грамотно, чернилами синего цвета;
  • требуется заполнение всех имеющихся разделов (пунктов) данного дневника (начиная с титульного листа);
  • сведения о расписании уроков, звонков, названий предметов, фамилий преподавателей заполняются под руководством учителя;
  • названия месяца и предметов следует писать со строчной буквы. Допускается сокращённая запись (матем., лит.чт., физ-ра, изо и т.д.)
  • запись домашнего задания производится в отведённой графе. Обычно оно записывается на день следующего урока. Следует требовать от учащихся регулярно отмечать номер упражнения, страницу, особые примечания (наизусть, пересказ)

образец: с.132, упр.453

                с. 154-155 (пересказ)

  • в графе «отметка» и «подпись» учителем выставляются отметки в соответствии с отметкой в журнале чернилами синего цвета. При выставлении отметок за различные виды проверочных работ допускаются дополнительные записи рядом с отметкой: диктант (Д), контрольная работа (к.р.) и т.д.
  • классный руководитель еженедельно проверяет ведение дневников, следит за накопляемостью отметок. Многие учителя выставляют отметки за ведение дневника учащимися, что несомненно является стимулом для повышения учебной культуры;
  • родители регулярно просматривают дневники и ставят свою роспись.

Требования к оформлению записей в дневниках обучающихся.

Все записи в дневниках обучающихся должны быть сделаны аккуратно, чётко, безошибочно, полно, соответствовать санитарным правилам и нормам и базисному учебному плану. Название месяца и названия учебных предметов записываются со строчной буквы. Сокращение слов при написании в дневниках расписания уроков и домашних заданий должно соответствовать программным требованиям. В дневниках не должно быть ни одной неисправленной ошибки. Учитель (классный руководитель) обязан исправлять все орфографические ошибки. Все замечания, обращения к родителям, предложения, зафиксированные учителем в дневнике обучающегося, должны быть корректны, грамотны и соответствовать нормам этики и уважения к участникам образовательного процесса.

Организация домашнего задания в  начальной школе.

В первом классе начальной школы задания на дом недопустимы. Руководителям образовательных учреждений и классным руководителям необходимо взять под жёсткий контроль наличие, объём, характер и степень сложности домашних заданий по иностранному языку. Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо задавать письменные домашние задания на понедельник и праздничные дни. Данное требование относится ко всем учебным предметам независимо от количества часов по учебному плану в неделю. Объём домашних заданий не должен превышать 50% от объёма аудиторной нагрузки.

 

 

 



Предварительный просмотр:

КВН по ПДД «Азбука улиц и дорог»

Цели: 

  • повторить и закрепить знания правил дорожного движения;
  • формировать умение работать в коллективе;
  • воспитывать чувство дружбы, сплоченности,
  • воспитывать дисциплинированность при соблюдении правил дорожного движения.

КВН проводится между тремя командами (по 6 участников). Каждой команде дается заранее задание : дома приготовить по одной загадке для команды-соперницы, а также представить 2 частушки, связанные с темой “Правила дорожного движения” во время “Музыкального” конкурса.

Оборудование:

  • эмблемы команд,
  • жезл,
  • рация,
  • значок ГАИ,
  • дорожные знаки,
  • бумага,
  • фломастеры.

Ход мероприятия

Учитель: В давние времена, когда не было машин, по улицам ездили и ходили как кому вздумается.

А современные улицы городов заполнены грузовыми и легковыми автомобилями, автобусами, троллейбусами, трамваями. Беспорядок на улицах сделал бы нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создавали бы заторы, наезжали на пешеходов, сталкивались бы друг с другом. Не доставлялись бы вовремя товары в магазины, письма и газеты в наши дома. Врачи не поспевали бы к больным, взрослые – на работу, дети – в школу…

Чтобы беспорядка не было, ГИБДД составила правила дорожного движения – законы для улиц и дорог. Сегодня мы покажем вам как знаем эти законы.

Итак, начинаем КВН. (Звучит фонограмма “Мы начинаем КВН”, команды выходят на Сцену.)

Учитель представляет жюри.

Приветствие команд:

“Пешеход”

Пешеход! Пешеход! Помни ты про переход!
Подземный, наземный,
Похожий на зебру.
Знай, что только переход
От машин тебя спасет.

“Светофор”

Наш домик – светофор.
Мы три родные брата.
Мы светим с давних пор
В дороге всем ребятам.

“Дорожные Знаки”

Мы – дорожные знаки -
Ограждаем проезжую часть
Полезное дело мы делаем:
Не даем пешеходам пропасть.

Конкурс “Разминка”

Командам задают вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

“Пешеход” 

  • Когда надо начинать переход улицы, если на перекрестке есть светофор?
  • Кому дает команды пешеходный светофор?
  • Для чего предназначен “островок безопасности”?

“Дорожные Знаки” 

  • Где пешеходы должны ходить, находясь на улице?
  • Где должны ходить пешеходы, если нет тротуара?
  • Почему по тротуару надо идти по правой стороне?

“Светофор” 

  • Сколько сигналов у светофора?
  • Где находится “островок безопасности”?
  • Что обозначает красный сигнал светофора?

Конкурс “Музыкальный”

Каждая команда исполняет по 2 частушки.

“Пешеход”

Ставьте ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Попоем мы вам частушки
Будет замечательно.

Если свет зажжется красный,
Значит двигаться опасно
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь открыт”.

“Дорожные Знаки”

Ой,ты,Ваня! Ой, ты, Ваня!
Посмотри на светофор,
Все ты Ваня перепутал
И на красный свет пошел.

Нужно слушаться бесспорно
Указанья светофора,
Нужно правила движенья
Выполнять без возражения.

“Светофор”

Всем кому даны колеса
Передайте наш совет:
Пусть у нас сначала спросят,
Можно ехать или нет.

Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили,
Мы дежурим круглый год.

Конкурс “Мы пассажиры”

Командам по очереди задают вопросы. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

  • Кого мы называем пассажирами?
  • Можно ли разговаривать с водителем во время движения?
  • Можно ли во время проезда в транспорте высовываться из окна?
  • Можно ли ногами вставать на сиденье в транспорте?
  • Можно ли ходить по автобусу во время движения?
  • Можно ли в автобусе громко разговаривать, петь?

Конкурс “Капитаны”.

Капитанам завязывают глаза. Перед каждым из них раскладывают несколько предметов, связанных с темой “Правила дорожного движения”. Надо на ощупь угадать предметы. За каждый угаданный предмет - 1 балл.

Конкурс “Загадка”

Команды по очереди загадывают друг другу заранее подготовленные дома загадки. Каждая отгаданная загадка оценивается в 1 балл.

Конкурс “Викторина”

Каждой команде по очереди быстро задаются вопросы.

  • Почему опасно выбегать на проезжую часть дороги?
  • Как надо переходить улицу там, где нет светофора?
  • Почему нельзя играть на дороге?
  • Как называется “палочка” у милиционера–регулировщика?
  • Какие жесты регулировщика соответствуют красному цвету?
  • Какие жесты регулировщика соответствуют зеленому цвету?
  • Какие жесты регулировщика соответствуют желтому цвету?
  • Можно прицепляться сзади к машине?
  • Можно ли на дороге устраивать гонки на велосипедах?
  • Как должен поступить велосипедист, если увидел знак “Движение на велосипедах запрещено”?
  • Как надо обходить стоящий транспорт?
  • Что следует сделать прежде, чем начать переходить улицу?

Конкурс “Художественный”

Каждой команде загадывается загадка, отгадкой которой является название дорожного знака. Команда изображает этот знак на бумаге. Оценивается: правильно ли отгадан знак, правильно ли он назван, эстетичность изображения знака на бумаге.

“Пешеход”

Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко,
Накормили и собаку,
Говорим “спасибо” знаку.

“Светофор”

Я знаток дорожных правил,
Я машину здесь заправил.
На стоянке у детсада
В тихий час стоять ей надо.

“Дорожные Знаки”

Это знак такого рода -
Он на страже перехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.

Конкурс “Дорожные знаки”

Каждой команде выдается по 2 дорожных знака. Надо правильно назвать знак и его назначение.

Командам на обдумывание дается по 5 минут. За каждый правильно названый знак команда получает 1 балл.

Жюри подводит итоги КВНа.

Награждение команд.



Предварительный просмотр:

            Задания по русскому языку

                                Удачи!

1. Прочитай стихотворение. А ты попадал в такие ситуации? Расскажи.

 

«Дай мне, пожалуйста, твой карандашик!»

Просит у брата малышка Наташа.

Брат не хотел бы давать карандаш,

Но… если пожалуйста,

Как тут не дашь?!

-Выпиши все имена существительные и раздели их на слоги.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Прочитай загадку, напиши и нарисуй отгадку, определи количество слогов в слове.

Что за зверь лесной

Встал, как столб, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

Это-_____________-_______слогов.

-Выпиши слова, в которых столько же слогов.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

-Подчеркни существительные.

3.Попробуй прочитать строки стихотворения. Будь внимателен!

        ! окзилб мокшилс етйотс ен , йЭ

        .аксик ен а, конёргит- Я

-Запиши его правильно. Разделите слова на слоги.

___________________________________________________________________________________________________________________________________  

4. Найди  ошибки и перепиши, исправляя их.

Ежы, ершы, щюка, чяйка, волчята.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

-Напиши свои примеры с этими орфограммами. (5-6слов).

-Сделай анализ слов: ежи, Ялта.

Ежи___сл.,___гл.,___согл.,___зв.,___б..

Ялта___сл.,___гл.,___согл.,___зв.,___б..

5. Помоги дописать стихотворение, вставляя клички животных. Обведи нужную букву.

        Кошка (М\м)аришка,              (Т\т)ишка

        котёнок ___________,              (Г\г)аврюшка

        щенок (Д\д)ружок,                (П\п)ушок

        цыплёнок __________,                (Н\н)айдёнка

        корова (Б\б)урёнка,

        коза _______________,

        поросёнок (Х\х)рюша,

          и бычок ____________.

-Какое правило тебе помогло при выборе буквы?

6. Вставь пропущенное слово.

        Имена, фамилии, клички, города-

        Все с _______________ буквы

        Пишутся всегда.

 

-Напиши имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

-Напиши название города и республики, в которой ты живёшь.

 __________________________________________________________________

7. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и слова.

   

    Знаешь ты наверняка,

    где ЧН, а где ЧК:

    ре….а, но….а, стро….а, то….а,

    ко….а, коро….а и по….а,

    сро….ый, гре….евый, му….ой,

    то….ый, встре….ый и ре….ой,-

    Никогда в таких словах

    Не пишите ___________ знак!

8. Теперь поиграем! Придумай из букв слова простокваша новые слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________    _______________________________________________________________        

9. Прочитай. Ответь на вопрос письменно.

        

        Зайка, лейка, чайка, майка,

        Отвечай-ка мне, Незнайка,

        Как со строчки на строку

          Их перенести могу?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

-Выпиши выделенные слова, разделяя их для переноса.

___________________________________________________________________________________________________________________________________

-Найди в стихотворении одушевлённые имена существительные и нарисуй их.

1)                                           2)                                            3)

10. Теперь поиграй в игру «Большие-маленькие».

Туча-тучка                                дача-___________

река-__________                        задача-__________

овца-__________                        синица-__________

чулки-_________                        платки-__________

 роза-__________                        куча-__________

- Какие орфограммы тебе встретились:_________________________________________________________________________________________________________________________

-Подчеркни слова, которые обозначают неодушевлённые имена существительные.

11.Распредели слова в три столбика.

        Маш..на, ч..сы, едет, злой, улыбается, белый, лает, сом, лёгкая, зима, снежная, ходит, ч..йник, красивый, бегает.  

1) _____________                    2)_____________                    3)____________

________________                _______________                        _____________

______________                        _____________                        ______________

______________                        _____________                        ______________

12. Прочитай текст. Определи границы предложений.

                                

                                Самое страшное.

        Жил мальчик Вова все боялись его товарищей он бил обижал девочек собаке Пушку наступил на хвост однажды мальчики и девочки не захотели с ним играть Вова побежал к Пушку Пушок убежал от него на улицу Вова остался один это было самое страшное

-Что поучительного в этом тексте?

-Найди в тексте слова обозначающие действие предмета и придумай с ними предложения (2-3пр.)

___________________________________________________________________________________________________________________________________  

13. Прочитай. Спиши, раскрывая скобки.

(С)утра (из)дома- (на)лужок,                 ______________________________

(По)тропке (к)озеру,                             _______________________________

(В)лесок спешат утята                             _______________________________

(От)такой дороги                                     _______________________________

(У)них устали ноги.                             _______________________________

-Как называются слова в скобках? _____________________

-Как они пишутся со словами? ________________________

14. Спиши, исправляя ошибки записывая рядом проверочные слова.

Разве можно без улыбки        _______________________________________

Видеть Кузины ошибки:        _______________________________________

«Я хадил сегодня в лез,                _______________________________________

там на дерево залес,                _______________________________________

а потом спустился внис                _______________________________________

да нечяянно повиз.»                _______________________________________

15.  Поставь ударения в словах. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

        Слонёнок уд..вил ребят,

        Сл..нёнок стал на самокат,

        Немно..ко пок..тался-

          И самокат сл..мался.

        

16.Вставь пропущенную букву, объясни свой выбор.

Леса-лес                                с..ва-____________

Р..са-__________                        тр..ва-___________

К..за-__________                        р..ка-____________

М..ря-__________                л..нивый-_________

Д..ма-__________                 тр..пинка-_________

-Какое слово лишнее? ____________

- Составь с ним предложение. В предложении подчеркни прилагательные.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Прочитай. Выпиши слова, в которых встречаются мягкие согласные звуки.

Подчеркни их зелёным цветом.

Я- ластик, я- резинка,                                _______________________________

Чумазенькая спинка,                                _______________________________

 Но совесть у меня чиста:                        _______________________________

Помарку стёрла я с листа.                        _______________________________

18. Прочитай. Из слов составь предложения. Запиши полученный рассказ, вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова в скобках.

                        На лесной поляне.

1) были, л..су, ребята, в;

2)п..лянку, Надя, на, вышли, Таня;

3)тр..ве, земляника, в, зрела, густой;

4)ягодка, вкусна, первая;

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

19. Напиши рассказ о том, как ты провёл лето. Нарисуй рисунок.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

План психолого-педагогической характеристики ученика

Раздел 1. Общие сведения о ребенке.

Анкетные данные.

- Фамилия, имя.

- Дата рождения.        

- Школа, класс.        

- Специализация школы.

Сведений о  состоянии здоровья.

- Часто ли болеет (часто, средне, редко).        

- Хронические заболевания (какие).        

- Особенности функционирования нервной системы:

  • быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
  • быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений;
  • стабилен в проявлении настроения;
  • преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
  • преобладает торможение.

Успеваемость.

(отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная)

Внешкольные занятия (систематические).

- Занятия общественно полезным трудом (каким).

- Занятия  в художественной самодеятельности (какой).        

- Занятия в кружках, клубах, штабах, бригадах.         

- Занятия спортом (каким).        

- Занятия организационной работой (какой).        

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребенка.

Направленность интересов:  

- На учебную деятельность;        

- На трудовую деятельность;        

- На художественно - эстетическую деятельность;  

- На достижение в спорте, туризме;

- На отношения между людьми.        

Отношения к делу:

  • Общественная активность.

- Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем.

- Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.

- Не проявляет активности в общественной жизни, но поручения выполняет.

- Редко принимает участие в общественных делах.

- Отказывает участвовать в общественных делах.

  • Трудолюбие.

- Любую работу ученик всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

- Как правило, охотно берется за работу, стараясь выполнять ее хорошо. Случаи противоположного характера редки.

- Редко охотно берется за работу.

- Чаще всего старается уклониться от любой работы.

- Всегда уклоняется от выполнения любого дела.

  • Ответственность.

- Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.

- В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

- Часто не выполняет в срок (или выполняет плохо) порученное ему дело.

- Очень редко выполняет порученное ему дело.

- Никогда не доводит до конца порученные ему дела.

  • Инициативность.

- Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.
- Довольно часто выступает зачинателем нового дела.

- Редко сам начинает новое дело.

- Почти никогда сам не начинает новое дело.

- Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.    

  • Организованность.

- Всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану.

- В большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу.

- Умеет правильно распределить и в срок выполняет свою работу, только если за каждый её этап
надо отчитываться.

- Чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени, тратит время зря.

  • Любознательность.

- Постоянно активно узнает что-то новое в разных областях науки и культуры.

- В большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и
культуры.

- Редко стремиться узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью
знаний.

- Как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знании.

- Равнодушен к всякого рода новым знаниям.

  • Аккуратность.

- Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда идет опрятно, подтянут - и за партой
и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.

- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи (книги, конспекты).
Помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь т. п.) скорее по
обязанности.

- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядки вокруг себя. Иногда приходит в
школу неопрятным, неряшливо одетым. Равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.  

- Часто не заботится о своем внешнем виде, состоянии своих книжек; вещей, не бережет

общественное имущество, даже портит его.

- Совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем порядке, всегда неопрятен, неряшлив. При случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям:

  • Коллективизм.

- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому
оказать помощь и поддержку.

- Склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и
делам.

- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.

- Как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

- Считает излишним   проявлять заботу о незнакомых членах общества, живет под девизом: «Не
лезь не в сое дело».

  • Честность. Правдивость.

- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и
тогда, когда ему это невыгодно.

- Почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям и товарищам.

- Часто говорит неправду ради собственной выгоды.

- Почти всегда говорит неправду, если это ему выгодно.

- Склонен всегда, говорить не правду.

  • Справедливость.

- Активно борется с тем, что считает несправедливым.

- Не всегда борется с тем, что считает несправедливым.

- Редко выступает против того, что считает несправедливым.

- Не добивается справедливости.

- Совершенно равнодушен к проявлениям несправедливости.

  • Бескорыстие.

- В своих  поступках всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не  собственной выгоде.

- Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

- Редко руководствуется в своих поступках соображениями пользы, а не собственной выгоды.

- В поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды.

- В поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды.

  • Общительность.

- Всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.

- Как правило, с удовольствием общается с людьми.

- Стремиться общаться с ограниченным кругом людей.

- Предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха.

- Замкнут, необщителен.

  • Чувство товарищества.

- Всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжелые минуты жизни.

- Как правило, помогает товарищам.

- Помогает товарищам, когда его просят.

- Очень редко помогает товарищам; если его попросят, может отказать в помощи.

- Никогда не помогает товарищам в работе, в трудные минуты жизни.

  • Отзывчивость.

- Всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.

- Искренне сочувствует другим, если не слишком поглощен собственными думами.

- Поглощен собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства
других людей.

- Почти не умеет сочувствовать другим.

- Совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят «одалживать» у него.

  • Вежливость, тактичность.

- Все его поступки и слова свидетельствуют об уважении к другим людям.

- Почти всегда проявляет должное уважение к другим людям.

- Часто бывает,  невежлив и нетактичен.

- Часто недопустимо резок, груб. Нередко затевает ссоры.

- Всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и в общении со старшими. В ссоре   оскорбляет других, грубит.

Отношение к себе:

  • Скромность.

- Никогда не выставляет на показ своих достоинств, заслуг.

- Иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих действительных достижениях,
достоинствах.

- Сам рассказывает товарищам обо всех своих действительных достижениях, достоинствах.

- Часто хвастается еще не сделанным или тем в чем он принимает  очень малое участие, к
чему имеет мало отношения.

- Хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

  • Уверенность в себе

- Никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы
сделать.

- Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в
случае действительной необходимости.

- Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам.

- Часто при выполнении заданий, поручений просит помощи, поддержки других, даже  если
сам может справиться.

- Постоянно, даже в простых делах, нуждается в ободрении и помощи других.

  • Самокритичность.

- Всегда со вниманием   выслушивает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков.

- В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

- Порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать.

- К критическим замечаниям, советам относятся невнимательно,  не старается исправить недостатки.

- Отвергает любую критику. Отказывается признавать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

  • Умение рассчитывать свои силы.

- Всегда трезво оценивает собственные силы, выбирая задачи и дела «по плечу» не
слишком легкие и не слишком трудные.

- Как правило, верно, соизмеряет свои силы и трудности задания.

- Иногда бывают случаи, когда ученик плохо соизмеряет свои силы и трудности порученного дела.

- В большинстве случаев не умеет соизмерить свои силы и трудности дела.

- Почти никогда не умеет правильно соизмерить свои силы и трудности задания, дела.

  • Стремление к успеху, первенству.

- Всегда и во всем стремится быть первым (в учебе, спорте и т.п.), настойчиво этого
добивается.

- Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет
достижениям в какой-либо одной области.

- Стремится в чем-то одном, особенно его интересующем, добиться признания, успеха.

- Очень редко стремиться к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется
положением «середняка».

- Никогда не стремится в чем-либо быть первым, получает удовлетворение от самой
деятельности.

  • Самоконтроль.

- Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

- Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

- Большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на «везение».

- Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

- Постоянно поступает необдуманно, в расчете на «везение».

Волевые качества личности

  • Смелость.

- Всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

- В большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого.

- Не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого.

- В большинстве случаев отступает перед силой.

- Всегда отступает перед силой, трусит.        

  • Решительность.

- Всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение.

- В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

- Иногда колеблется перед ответственным решением.

- Редко решается принять какое - либо ответственное решение.

- Не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

  • Настойчивость.

- Всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не
отступает перед трудностями.

- Как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности. Противоположные случаи редки.

- Доводит до конца задуманное, лишь, если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий.

- Очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями.

- Столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

  • Самообладание.

- Всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

- Как правило, умеет справиться со своими эмоциями. Случаи противоположного характера
единичны.

- Порой не умеет справиться со своими эмоциями.

- Часто не может подавить нежелательные эмоции.

- Плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

Положение ребенка в детском коллективе.

  • Авторитет в классе.

- Пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают,
считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.

- Пользуется авторитетом среди большинства одноклассников.

- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (у какой - то группировки, только
среди мальчиков или среди девочек и т.д.)

- Пользуется авторитетом у остальных учащихся.        

- В классе авторитетом не пользуется,

  • Симпатия.

- Является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки.  

- В классе ребята относятся к нему с симпатией.

- Пользуется симпатией только у части одноклассников.

- Пользуется симпатией у отдельных ребят.

- В классе его не любят.

  • Авторитет во внешкольных объединениях.

- Является признанным авторитетом в каком-либо внешкольном объединении (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания).

- Пользуется авторитетом у большинства ребят какого-либо внешкольного объединения (спортивная школа, музыкальная школа, клуб, дворовая компания)

- Пользуется авторитетом у отдельных членов внешкольных объединений (в спортивно школе,
клубе)

- Является членом какого-либо внешкольного объединения. Но авторитетом там не пользуется
(спортивная школа, клуб).

- Не является членом никакого внешкольного объединения.

Особенности психических процессов и эмоций.

Внимание.

- Всегда легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя. Никогда не
отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности на уроке не делает.

- Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. Отвлекается редко, иногда встречаются
ошибки из-за невнимательности.

- Не всегда внимательно слушает объяснения учителя. Периодически отвлекается, часто делает
ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверке.

- Слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно. Часта отвлекается.
Постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их.

- Как правило, медленно и с трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало, что усваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений. Делает много ошибок по
невнимательности и не замечает их при проверке.

Память.

- При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Но и материал, требующий механического заучивания, запоминается им легко.

- При заучивании может запомнить лишь то, в чем предварительно разобрался, что понял. Материал, требующий механического заучивания, дается с трудом.

- Материал, требующий механического заучивания, усваивает очень легко, достаточно I -2 раза
посмотреть на него. Имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого
материала.

- При заучивании долго разбирается в материале. При изложении делает ошибки по форме, но
смысл излагает точно.

- Для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

Мышление.

- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения.

- Достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения.  

- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем
темпе, обычно собственных оригинальных решений, не предлагает.

- В числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медлительным темпом обдумывания и решения задач.

- Понимает материалы только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи,
при решении задач слепо использует известные «шаблоны».

Эмоциональная реактивность.

-Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез,
взволновать рассказ, кинофильм.

- Обычно эмоционально живо реагирует на жизненные явления, но редко что его может
взволновать глубоко.

- Редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события.
-  Живая эмоциональная реакция практически отсутствует.        

Общий эмоциональный тонус.

- Постоянно оживлен, очень активен во всех сферах школьной жизни, во все вмешивается,
берется за все дела.

- Оживлен, в меру активен во всех сферах школьной жизни.

- Оживлен, активен только в некоторых сферах школьной жизни.

- В сравнении с товарищами менее активен и оживлен.

- Практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьном жизни, несмотря на то, что здоров.

Эмоциональная уравновешенность.

- Всегда спокоен, у него не бывает сильных эмоциональных вспышек.

- Обычно спокоен, эмоциональные вспышки очень редки.

- Эмоционально уравновешен.

- Повышенная эмоциональная возбудимость, склонен к бурным эмоциональным проявлениям.

- Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.