Анализ педагогической деятельности
Основная цель моей педагогической деятельности – создать условия для развития интеллектуально зрелой, самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации и успешной социализации в обществе.
Для достижения цели я ставлю перед собой следующие педагогические задачи:
1. Совершенствовать формы организации учебно – воспитательной деятельности;
2. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный процесс.
3. Раскрывать творческий, интеллектуальный, нравственный потенциал каждого ученика.
4. Прививать навыки самостоятельной работы, эффективной организации своей деятельности, самоконтроля, объективного оценивания полученных результатов.
5. Формировать устойчивый интерес к изучаемому предмету через классную, внеклассную деятельность.
Для достижения поставленных целей и задач использую в своей практике разные педагогические технологии, которые позволяют более углублённо и основательно подходить к изучению русского языка и литературы. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования.
Для развития творческого потенциала обучающегося, развития его неповторимой индивидуальности, применяю личностно-ориентированную технологию на всех этапах обучения, что позволяет развивать творческий потенциал каждого ребёнка, создавать условия сотрудничества и самореализации личности через исследовательские задания, наблюдения, создание групповых, индивидуальных проектов по предмету.
Технология индивидуализации и дифференциации обучения также позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
В 5-7 классах преобладают игровые технологии, которые помогают повысить мотивацию учащихся, интерес к изучаемым предметам.
Информационно-коммуникативные технологии применяю на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Возможности мультимедиа делают уроки русского языка и литературы яркими, интересными, более эффективными.
Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, быть предельно внимательными, поэтому я уделяю особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Применение таких технологий помогает сохранению и укрепление здоровья школьников.
В настоящее время темой самообразования мною выбрана «Проектная технология на уроках русского языка и литературы». Данная технология является способом дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу на всех его этапах, создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому ребёнку собственную траекторию обучения и самообучения; развивает творческие способности учащихся; предоставляет возможность углубленного изучения предметов, создает условия для обращения личности “внутрь себя ”, саморазвития и самопознания.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Все ученики, даже те, кого называют "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, немаловажно и является очень хорошим воспитательным моментом. Совместная проектная деятельность – залог успешности при переходе на новые образовательные стандарты.
В моей практике накоплен методический материал по теме «Формирование орфографической грамотности ». Я считаю, что орфографическая грамотность всегда была и остаётся очень важным компонентом подготовки обучающихся по русскому языку. В своей работе использую разнообразные формы, приемы, методы. Помимо традиционных, общеизвестных, стараюсь найти или придумать что-то новое, интересное, необычное. Были подготовлены задания для буквенно-графических диктантов, в результате правильного выполнения которых у обучающихся получается какой-либо графический рисунок (пятерка, геометрическая фигура). Также составлены упражнения, выполняя которые ребята получают слово, пословицу, поговорку или какое-либо предложение. С данной темой я выступала на конференции в г.Тулун и г. Нижнеудинск, а также статья «Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка» была опубликована в региональном сборнике «Русский язык и литература в системе образования» и на сайтах Интернета.
В связи с апробацией учебников в рамках перехода на ФГОС два года назад я начала работу по новому УМК под редакцией А.Д. Шмелёва. Учебник учитывает направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, развитию самостоятельности, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции. Упражнения ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе.
На протяжении двух лет работы по УМК под редакцией А.Д. Шмелёва прослеживается стабильное качество обученности в 5(6) классе (более 60%). Также можно отметить стойкую мотивацию ребят, что может являться показателем правильности выбора данного УМК.
Поскольку многие проблемы учащихся по предметам гуманитарного цикла связаны с низким уровнем общей культуры учащихся, большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Активная внеклассная работа является продолжением урочной деятельности и содействует реализации воспитательных целей обучения. Во время декадников русского языка и литературы привлекаю обучающихся к участию в различных мероприятиях, подготовленных совместно с коллегами-словесниками. («Кто хочет стать миллионером», «Турнир знатоков русского языка», «Грамотеи», «Своя игра» - игры по русскому языку, конкурс рисунков к байкальским сказкам, конкурс презентаций о сибирских писателях, конкурс байкальских сказок собственного сочинения и т.д.).
Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, художественного вкуса, умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью, отсутствие навыков анализа и обобщения и т.д. Интересная внеклассная работа даёт возможность ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы. Ведь литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для творческой деятельности. В связи с этим нами была создана программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная». Итогом годовой работы гостиной становятся сборники творческих работ, созданные ребятами, кинофильмы, презентации. В 2013-2014 учебном году мы обратились к теме бала в русской литературе. Итогом стало театрализованное представление по произведениям А.С. Пушкина, Л.Н.Толстого, Н.В. Гоголя, С.Я. Маршака, Е.И. Шварца. В 2014-2015 учебном году – Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, Д.И.Фонвизина, Ж.Б. Мольера.
Участие в «Литературной гостиной» интересно и важно самим ребятам. Анкетирование показывает: 40% учащихся считают, что «Литературные гостиные» раскрывают творческие способности, формируют потребности в самовыражении и самосовершенствовании, 35% участников видят в них возможность расширения и углубления предметных знаний по литературе, 32% - называют «Литературную гостиную» «школой общения» с миром культуры, сверстниками и творческими людьми.
Последние несколько лет я являюсь руководителем методического объединения учителей гуманитарного цикла в своём образовательном учреждении. Члены МО учителей гуманитарного цикла понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы. Учителя нашего МО участвуют в инновационной деятельности, применяют современные образовательные технологии. Работа учителей гуманитарного цикла носит практический характер, соотносится с общей методической темой школы и направлена на совершенствование профессионального мастерства. Результатом деятельности становится развитие личности школьников.
Использование различных образовательных технологий, методов, приёмов, форм работы даёт положительные результаты – повышается качество обученности как по русскому языку, так и по литературе.
Качество знаний по русскому языку
(2012-2013 уч. год) | (2013-2014 уч. год) | (2014-2015 уч. год) |
36% | 43% | 49% |
Качество знаний по литературе
(2012-2013 уч. год) | (2013-2014 уч. год) | (2014-2015 уч. год) |
56% | 66% | 76% |
Участие школьников в конкурсах и олимпиадах
разного уровня
2013 - 2014 учебный год
Название | Уровень | Кол-во участников | Призовые места |
Игра-конкурс по языкознанию «Русский медвежонок-2013»
| всероссийский | 20 | - |
Конкурс по русскому языку и литературе «Родное слово» | всероссийский | 33 | 2 место – Рудковский Толя 6 «б» 2 место – Пуховец Алёша 7 «б» 3 место – Комаров Никита 5 «а» |
Олимпиада «Олимпус» | всероссийский | 34 | - |
«Единство формул и пера» | всероссийский | 2 (осенняя сессия) | - |
Олимпиада «Я – энциклопедия» |
| 15 | 1 место – Хуснутдинова Вика 6 «б» (литература) 2 место – Матанцев Денис 7 «б» (литература) 2 место – Луковский Данил (русский язык) 3 место – Семёнов Стёпа 5 «а» (литература) 3 место – Довганич Влад 5 «а» (русский язык) 3 место – Пуховец Алёша 7 «б» (русский язык) 3 место – Турушев Никита 9 «б» (русский язык) |
2014 - 2015 учебный год
Название | Уровень | Кол-во участников | Призовые места |
«Политоринг»
| всероссийский | 15 | - |
«Единство формул и пера» | всероссийский | 7 | 1 место – Буракова Наташа 6 «а» 1 место – Довганич Влад 6 «а» 1 место – Луковский Данил 6 «а» 1 место – Брановец Илья 7 «б» 1 место – Гаврилов Алёша 7 «б» 1 место – Чернова Света 7 «б» 1 место – Слышинская Юля 7 «б» |
«Золотое перо» | региональный | 15 | - |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность по русскому языку и литературе
(2013-2014 уч. год)
Ваврикова Наталья Геннадьевна
Воспитание любви к русскому языку – ответственная задача, стоящая перед учителем-словесником. А любовь к языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предметам «Русский язык» и «Литература», возникающего как на школьном уроке, так и во внеклассной работе. Не секрет, что изучение русского языка не вызывает у большинства учащихся интереса.
Как сделать урок радостным и интересным? Повысить мотивацию ученика к изучаемому предмету? Активизировать познавательную деятельность учеников? Как не передать ребятам определённую сумму знаний, а дать им возможность ощутить радость открытия?
Одним из путей решения этой проблемы стала для меня проектная деятельность. На уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности я использовала большей частью индивидуальные краткосрочные проекты, чаще в среднем звене, но после посещения курсов повышения квалификации в ИИПКРО в этом учебном году, наглядно увидев несомненные преимущества данной технологии, в дальнейшем от единичных случаев использования учебных проектов запланировала перейти к построению системы учебно-воспитательной работы с применением проектной технологии.
Проектная технология является способом дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к учебному процессу на всех его этапах, создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому ребёнку собственную траекторию обучения и самообучения; развивает творческие способности учащихся; предоставляет возможность углубленного изучения предметов, создает условия для обращения личности “внутрь себя ”, саморазвития и самопознания.
Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Все ученики, даже те, кого я называю "слабыми", с удовольствием и интересом выполняют задания. В подготовке проектов иногда (по своей инициативе) принимают участие и родители, что, по моему мнению, немаловажно и является очень хорошим воспитательным моментом.
С большим удовольствием ребята пишут лингвистические сказки, в интересной непринуждённой форме раскрывающие особенности языковых явлений, иллюстрируют их, придумывают оригинальные названия, создают книжки-малышки (например, «Диета полных прилагательных», «Как полные прилагательные решили похудеть»), создают ребусы, кроссворды, загадки, серии иллюстраций по темам и разделам.
Для проведения уроков в виде путешествий («Путешествие в страну Глаголию», «В городе имён существительных») использую карты и маршрутные листы, приготовленные ребятами, которые они творчески оформляют, обозначая на них не только пункты наших остановок, но и всё то, что мы можем увидеть по пути к столице или к дворцу правителя.
Некоторые ребята (чаще всего это «сильные ученики») разрабатывают и представляют для класса небольшие информационные проекты по интересующим их темам. На стенде представлена страничка из такой работы по теме «Фразеологизмы».
Литература как учебный предмет – замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная проектная работа даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю – решить вышеперечисленные проблемы.
Одним из самых сложных, но и интересных для учеников является ролевой проект, где они сами выбирают для себя роли литературных персонажей и готовят инсценировки эпизодов сказок, пьес. Например, в 5 классе - из «Петрушки Уксусова», в 6-м и 7-м – из рассказов Чехова, в 8-м – из «Ревизора», в 9-м – из «Недоросля» и т.д.
Ученики старших классов выбирают исследовательские проекты. Так, например, в рамках изучения курса МХК были выполнены групповые проекты по темам «Что есть красота?» и «Золотые мешки» в русской литературе» по произведениям Пушкина («Скупой рыцарь»), Гоголя («Мёртвые души») и Бальзака («Гобсек).
Также интересны проекты в форме экскурсий, которые готовят и проводят ученики: по ярмарке (перед изучением народного кукольного театра), по городу N и помещичьим деревням вместе с Чичиковым при изучении «Мёртвых душ», по разным государственным учреждениям в «Ревизоре».
Несколько слов хотелось бы сказать о проектной деятельности по внеклассному чтению, которую я планирую осуществить. Методисты, активно занимающиеся проблемой детского чтения, видят один из выходов в смене круга чтения или хотя бы в обогащении его.
В этом аспекте проблема должна решаться уже в средних классах, т.к. вкус к чтению закладывается именно в средних классах, с 5 по 7. Кстати, 5 и 7 классы - ключевые для становления читателя.
Конечно, необходимо вернуть подросткам детскую литературу в ее лучшем исполнении. Это Н.Крапивин, Ю.Коваль, Алексин, Ю.Яковлев и др.
Для летнего чтения ребятам будут предложены не программные произведения из учебников, а другие списки произведений русской и зарубежной литературы. И не нужно будет заполнять по шаблону читательские дневники (как это делали раньше). Ученики сами будут выбирать из списка книги, которые им хочется прочитать, и форму продукта проектной деятельности. Работать можно будет индивидуально, в парах, в группах. Кто-то представит выставку иллюстраций к произведениям, кто-то макет, связанных крючком героев, коллаж, кулинарное блюдо – поле для творчества здесь велико. В начале нового учебного года первые вводные уроки мы посвятим защите летних проектов, которая тоже будет проходить в разной форме: инсценировка, игра с классом, реклама, путешествие и т.д. Этот проект можно назвать «Великие книги человечества».
Проектная деятельность в школе – это трудная, но интересная совместная работа ученика и учителя, которая раскрывает возможности и способности ребят, увлекает их, учит поиску, помогает находить ответы на волнующие их вопросы и принимать решения, творить и стремиться создать еще.
Задача же учителей русского языка - мотивировать учащихся на это творчество, помочь им делать свои маленькие, а может, (кто знает?) и большие открытия. Ведь как говорил Бердяев Николай Александрович: «Мои способности обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном, творческом состоянии …»
Своё выступление я хотела бы закончить следующими словами: «Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает вполне здоровый аппетит». (Г.Е. Окулова.)
Предварительный просмотр:
Ваврикова Наталья Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №5 г.Алзамая
Работа по новому УМК под редакцией А.Д. Шмелёва
Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования.
Поскольку учебник был и остается основным средством обучения в школе, создается новое поколение учебников. Какой учебник выбрать?
2 года назад в связи с переходом на новые стандарты второго поколения я начала работу по новому УМК под редакцией А.Д. Шмелёва. Было немного страшно брать совершенно незнакомый учебник, тем более что отзывы о нём были совершенно разные. Больше негативных отзывов было со стороны родителей.
Они говорили о том, что правила написаны «не по-русски», (недоступно), многие задания непонятны детям, приходится искать в Интернете (причём родителям), а там нет ГДЗ, на д/з уходит много времени (а родителям ещё и работать надо когда-то), что авторы учебника сравняли всех по развитию и умственному потенциалу, не учитывают, что все дети разные. Родителям учебник 5 класса показался сложным: большой объѐм теоретического материала и заданий к одному тексту. Конечно, было и много сторонников данного УМК, не только учителя, но и ученики. Преподаватели отмечали, что учебник интересный, насыщен заданиями разного типа и рассчитан на разный уровень подготовки детей. Но хочется использовать на уроке максимум упражнений, а не всегда хватает времени осуществить задуманное.
Проработав первый год по новому учебнику, я поняла, с чем были связаны эти негативные отзывы.
Не все родители понимают, что в образовании происходят большие изменения. Введены новые образовательные стандарты, которые требуют от учителя совершенно других подходов к уроку. Учебник А.Д. Шмелева составлен именно с этих позиций и учитывает направленность Стандарта на обеспечение перехода в образовании от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, развитию самостоятельности, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.
Наши дети привыкли делать всё очень быстро, а данный учебник рассчитан на творчество и работу мысли. Нам нужно развивать наших детей, учить их мыслить, а не списывать с готовых домашних заданий.
И не нужно использовать на уроке все упражнения, которые предлагаются при изучении данной темы, Материалы учебника позволяют дифференцировать задания для различных групп школьников с учетом их индивидуальных возможностей и интересов. Индивидуальный подход может быть реализован как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений.
Линия учебников отражает оригинальный авторский подход к структурированию учебного материала, к определению последовательности его обучения и организации учебной деятельности учащихся.
Учебник строится по модульному принципу: каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов: “О языке и речи”, “ Система языка”, “Правописание”, “Текст”, “ Язык и культура. Культура речи”, “ Повторение”. Каждый раздел имеет свою цветовую гамму, что удобно и для учителя, и для ученика при поиске материала по каким-то темам.
Значительное внимание уделяется воспитанию речевой культуры, необходимой для овладения языком как эффективным средством общения, что способствует адаптации учащихся в обществе. Наличие аудиоприложения позволяет демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Завершается каждый модуль учебника блоком повторения, где в интегрированном и взаимосвязанном виде обобщаются материалы всех разделов, есть лингвистические задания игрового характера.
Чем нас привлекает учебник под редакцией А.Д. Шмелёва?
В учебнике достаточно изобразительного материала, который не только иллюстрирует текст, но и является источником новой информации. На страницах размещены фотографии, картинки, рисунки, опорные схемы, таблицы, полотна известных художников, портреты поэтов, писателей, государственных, политических и общественных деятелей, лингвистов.
Устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со взрослыми и одноклассниками помогают парные и групповые формы работы на уроках русского языка.
Для выполнения некоторых заданий необходимо обращаться к дополнительным источникам информации, в том числе и к Интернету. Например, один из параграфов учит школьников пользоваться словарями портала «Грамота.ру» в Интернете.
Интересна рубрика “ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ”. В ней рассказывается о происхождении слов, о буквах, существовавших в древнерусском языке, о реформах русского языка, можно прочитать интересные исторические сведения о языке, речи, словах. Эта рубрика помогает расширить кругозор учащихся, запомнить правописание отдельных слов и выражений.
В УМК «Русский язык» под ред. А.Д.Шмелёва отведена значительная роль исследовательской и проектной деятельности обучающихся нацеленной на овладение учебно-познавательными приемами и практическими действиями для решения личностно и социально значимых задач и нахождения путей разрешения проблемных задач. Освоить основы проектно-исследовательской деятельности в УМК помогают проектные задания.
Проектные задания – «изюминка» учебника: мотивируют обучающихся на творческую работу, развивают исследовательские способности, умение находить информацию в Интернете и библиотеке, оформлять и излагать ее.
В УМК включены научно-популярные и учебно-научные тексты из различных областей науки, публицистические тексты культурологического и морально-этического, морально-нравственного содержания, художественные тексты, знакомящие ученика с самыми разнообразными жизненными обстоятельствами
В тренировочных упражнениях предусмотрены базовые задания и задания повышенного и продвинутого уровней, лингвистические задачи, игровые задания, это помогает строить работу и с сильными, и со слабыми учащимися. Учебник не позволяет забыть пройденный ранее материал. Изучив однажды какую-либо тему, мы будем возвращаться к ней на разных этапах, от раза к разу все больше совершенствуя свои умения и навыки, в рубрике “Пиши грамотно” собраны слова на трудные орфограммы. К каждому упражнению за учителя уже продуманы грамматические задания.
К учебнику прилагается компакт-диск с аудиоприложением, которое содержит тексты для аудирования к заданиям, отмеченным специальным значком. Дети имеют возможность воспринимать тексты на слух. А в 9 классе им уже не будет казаться чтение текста не голосом "своего" учителя чем-то ужасным. Прослушивание текстов на уроке и дома помогает учащимся самостоятельно оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Аудиоприложение объединяет разные группы заданий. Часть из них носит иллюстративный характер, когда для наблюдения привлекается «чужая» устная речь, которая раньше редко использовалась на уроках русского языка. Аудиотексты позволяют демонстрировать учащимся образцовую речь, что очень важно в условиях быстрого изменения литературного языка под воздействием общей тенденции к снижению литературной нормы.
Работа с аудиоприложением наиболее эффективна и комфортна для учащихся при индивидуальном прослушивании текстов: в этом случае ученик может, если необходимо, послушать нужное слово, предложение, абзац неоднократно; установить подходящий для себя темп работы. При прослушивании упражнений «на весь класс» учитель, особенно на первых порах, также должен ориентироваться на уровень возможностей учеников и при необходимости увеличивать паузы в аудиотексте.
Мы на протяжении многих лет работали по учебникам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, но в учебнике под редакцией А.Д.Шмелева многие теоретические вопросы преподносятся по-новому (рассматриваются более глубоко и подробно):
Интересны упражнения, направленные на развитие связной речи учащихся. Разнообразны формы таких заданий: изложения (свободные, сжатые, подробные), сочинения (по репродукции с картины, по иллюстрации, на лингвистическую тему), конструирование предложений, письменный и устный ответ на вопрос, редактирование предложений и текстов, формулировка утверждений и аргументов и другие. Ребятам нравится и то, что к таким заданиям по развитию речи даются иллюстрации: географические карты, фотографии, иллюстрации, репродукции картин. Особенностью учебников линии является значительное внимание к устной форме речи на всех этапах работы.
Справочные материалы учебника размещены в отдельной брошюре – «Приложении». Приложение содержит учебные словари: орфографический, орфоэпический, толковый - и учебные инструкции: «Подготовка к выразительному чтению текста», «Составление плана прочитанного текста», «Составление плана прослушанного текста», «Подготовка к пересказу, близкому к тексту», «Подготовка к изложению, близкому к тексту», «Подготовка к сжатому изложению», «Работа с черновиком изложения», «Подготовка к словарному диктанту», «Диктант по аудиоприложению», «Работа над сочинением», а также инструкции по выполнению различных видов разбора: фонетического, морфемного, морфологического, синтаксического. В «Приложении» предлагаются также варианты индивидуальных, парных и групповых проектных заданий.
Упражнения УМК ориентированы и на развитие познавательной активности учащихся, на формирование опыта творческой деятельности, как это предусмотрено содержанием обучения любому учебному предмету в средней школе.
Ученик получил возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; оценивать правильность выполнения заданий, вносить коррективы; планировать пути достижения целей;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; строить монологическое контекстное высказывание; участвовать в коллективном обсуждении проблем; следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого; обосновывать собственную позицию;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; делать умозаключения; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
УМК под редакцией А.Д.Шмелѐва интересен сильному, мотивированному к инновациям учителю Учебник под редакцией А.Д.Шмелева дает учителю возможность творить, учить и повышать свой методический уровень.