Развитие внимания и памяти у дошкольников в норме и с ЗПР.
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации ,поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_i_pamyat.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внимание и память
Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - внимание, восприятие, мышление, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.
Память-это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта.
Виды памяти
Р.С. Немов приводит несколько оснований для классификации человеческой памяти:
I деление памяти по времени сохранения материала:
- мгновенная;
- кратковременная;
- оперативная;
- долговременная;
- генетическая.
II деление памяти по преобладающему анализатору в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:
- двигательная;
- образная (зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная);
- эмоциональная;
- словесно-логическая.
III деление памяти по характеру участия воли в процессах запоминания:
- непроизвольная;
- произвольная.
Рассмотрим подробнее вышеперечисленные виды памяти.
1. Мгновенная память по определению Р.С. Немова, это память - образ, она связана с непосредственным отражением информации только что воспринятой органами чувств без какой-либо переработки полученной информации. Ее длительность 0,1- 0,5 секунд.
Кратковременная память обеспечивает сохранение и воспроизведение материала спустя несколько секунд после его однократного восприятия. Воспроизведение при этом характеризуется высокой точностью, однако после непродолжительного времени впечатления исчезают.).
Оперативная память рассчитана на хранение информации в течение определенного заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память способна хранить информацию в течение неограниченного срока. Она характеризуется длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала. В долговременной памяти происходит накопление знаний, приобретенных человеком в процессе выполнения им различных видов деятельности.
Благодаря генетической памяти, организм передает от поколения к поколению свои наследственные признаки.
2. Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспроизведения различных движений и их систем. Признаком хорошей двигательной памяти, является физическая ловкость и сноровка.
Образная память - это запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти является зрительная, слуховая, осязательная и обонятельная память.
Эмоциональная память - память на чувства, переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала - то, что вызывает эмоциональные переживания, запоминается без особого труда и на более длительный период.
Словесно-логическая память выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей и понятий. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний учащимися в процессе учения.
3. Непроизвольная память - запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить.
В произвольной памяти процессы запоминания и воспроизведения - это специальные мнемические действия, то есть человек ставит перед собой цель, что-то запомнить или воспроизвести и направляет свою активность на достижение цели.
Все типы памяти находятся в тесно взаимосвязи. Без кратковременной памяти невозможно функционирование оперативной и долговременной.
Процессы памяти
Кроме видов памяти выделяют еще и ее процессы:
Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее.
Воспроизведение - это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация ранее воспринятого материала.
Сохранение - это процесс удержания заученного материала в памяти. С точки зрения физиологии, это поддержание ранее установленных связей в мозгу путем подкрепления.
Забывание - это процесс полной или частичной утери материала, хранящегося в памяти. Физиологической основой забывания является торможение временных связей.
Память представляет собой многосложный, но единый и непрерывный процесс.
Внимание – это процесс сознательного и бессознательного отбора одной информации ,поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.
Внимание – сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект.
Различают внимание непроизвольное и произвольное
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
Виды внимания:
- непроизвольное внимание обращается на что-то без намерения сделать это и не требует волевых усилий;
- произвольное внимание обращается на объект и удерживается на нем при сознательном намерении сделать это, требует волевых усилий;
Свойства внимания:
- устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется его концентрация;
- концентрация внимания характеризует интенсивность сосредоточения и степень отвлеченности от всего, что не входит в поле внимания;
- распределение внимания – это такая организация психической деятельности, при которой одновременно выполняются два или более действия;
- объем внимания – это количество не связанных объектов, которые могут восприниматься одновременно ясно и отчетливо;
- переключение внимания – это сознательное, преднамеренное, целенаправленное изменение направленности психической деятельности, обусловленное постановкой новой цели.
Сравнительная таблица психических процессов детей в норме и при ЗПР
Психические процессы | Нормально развивающийся ребенок | Ребенок с задержкой психического развития |
Память | Принято считать, что память является ведущим познавательным процессом. Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Шестилетний ребенок уже может запоминать произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка, он легко запоминает слова в заданном порядке, стихи, последовательность действий и др. Шестилетний ребенок уже сознательно может пользоваться приемами запоминания. Он повторяет то, что надо запомнить, старается осмыслить, осознать запоминаемое в заданной последовательности. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным. | Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. |
Внимание | Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть часами. Однако такие результаты сосредоточения внимания — следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится. | При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. |
Для развития памяти необходима помощь психолога.
Виды упражнений:
- воспроизводимость понятий (графическое изображение),
воспроизвести рисунок по словесному образцу и др.
При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.
Психологические игры на развитие внимания
«Наблюдатель»
Сядьте с ребенком перед окном. Отыщите какой-нибудь неподвижный предмет и предложите ребенку угадать, что такое ("прозрачное, похожее на маленький домик") вы видите. Можно играть и так: "Быстро назови 5 круглых (красных, твердых и гладких) предметов в этой комнате".
«Архитектор»
Вы - архитектор, ребенок - строитель. У обоих одинаковое число кубиков разных видов. Архитектор показывает с помощью своих кубиков, какое сооружение надо построить (лесенку, арку, домик), строитель повторяет задание.
«Волшебное слово»
Сначала следует договориться, какие же слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Вы рассказывает историю или произносите подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу (поднять руку вверх или встать).
Упражнение «Муха 1»
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
Упражнение «Летает – не летает»
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение «Ладошки»
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
"Где что было" 1
Ребенку показывают несколько предметов, лежащих на столе. Когда он отвернется, один из предметов убирают или переставляют. От ребенка требуется указать, что изменилось. Начинать следует с небольшого количества предметов, постепенно его увеличивая.
"Перепутанные линии"
Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания.
"Сделай, как я!" (со спичками)
Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 спичек. Один, ведущий, выкладывает из 6 спичек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру.
Партнер из своих спичек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями. При успешном выполнении условия количество спичек постепенно увеличивается до 12-15.
"Третий лишний"
В эту игру можно играть после того, как ребенок усвоил классификацию предметов по группам и подгруппам: животные (дикие/домашние, морские/птицы и т.д.), транспортные средства (наземные, воздушные, морские), мебель, кухонные принадлежности, игрушки, одежда и т.д. Первый (начальный) вариант. Взрослый показывает ребенку карточки, на каждой из которых изображены три предмета: два относятся к одной группе, а третий - лишний. Например: дерево-цветок-дом. Ребенок должен определить и объяснить, что дом - лишний предмет, т.к. не является растением.
Психологические игры на развитие памяти
Упражнение «Самый внимательный»
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
«Картинки»
Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).
Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды).А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.
«Игра в слова»
Цель: развитие слуховой памяти.
-Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….
Попросить повторить через 15-20 секунд. Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:
-мальчик устал
-девочка плачет
-папа читает
-мама готовит
-бабушка отдыхает
«Угадай, что я загадал?»
Цель: развивать образную память, речь.
Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это?
Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.
Также вы можете использовать для развития памяти следующие игры и упражнения:
-заучивание стихов, загадок, чистоговорок, считалок и т.п.
- «Добавь словечко»;
- «Слушай и рисуй»
- «Что изменилось?»;
- «Расставь точки»;
- «Нарисуй такой же предмет»
- «Отгадай на ощупь»;
- «Чудесный мешочек».