Консультация для родителей " Учите ребенка говорить правильно".
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Учите ребенка говорить правильно.
Может показаться, что речь маленького ребенка развивается как бы сама собой, независимо от участия взрослых. На самом деле как раз наоборот. Прежде чем начать говорить, малыш учится понимать то, что говорят окружающие. Вслушиваясь в их речь, он постепенно накапливает запас отдельных слов, а затем и фраз. И сам начинает говорить только тогда, когда понимает обращенную к нему речь.
Обычно родители интуитивно находят приемы, облегчающие ребенку понимание речи окружающих.Показывая игрушки или какие-либо предметы, они называют их («Вот кукла», «Вот мячик») или предлагают ему показать, где часы, где машины, где заяц. И в ответ на это большинство детей в возрасте примерно около года уже уже сами произносят первые слова: «би-би», «мама», «папа», «баба». А к двум годам в их речи появляются первые фразы.
И надо с самого начала приучать ребенка внимательно относиться к тому, как он говорит, точно выражать свои мысли, подбирать нужные слова. И если он ошибается, надо его поправить, изложив сказанное в правильной форме и предложив ему повторить.
Считается, что развитию речи способствует чтение ребенку книг. Но не ограничивайтесь только этим. Чтобы научить ребенка общаться, надо, рассказывая ребенку ту же сказку, вовлекать его в беседу, побуждать не только слушать, но и спрашивать, высказывать свое отношение к тому, о чем идет речь. И вообще не стоит слишком много читать ребенку до 2-3 лет, так как воспринимать читаемый текст ему гораздо труднее, чем рассказываемый.
К тому же, рассказывая, вы можете наблюдать за реакцией ребенка и, если нужно, замедлять темп речи, изменять интонацию, прислушиваться к репликам ребенка, оценивать их, либо соглашаться с правильным высказыванием, либо уточнять неверно понятое.
Одновременно с усвоением речи у малыша должны сформироваться и навыки речевого поведения. А это значит, его надо приучить вовремя включаться в разговор, не перебивать собеседника, внимательно вслушиваться в содержание разговора, перестраиваться, когда меняется тема разговора. Конечно. Насколько успешно и быстро освоит он эти навыки, зависит от типа нервной системы, темперамента, характера ребенка. Но это во многом зависит и от того, какое влияние на ребенка оказывают родители, воспитывают ли они у него выдержку, волю, умение вступать в разговор.
Если не следить за речью ребенка, не помогать постепенно ее осваивать, могут возникнуть различные дефекты, и в частности нарушение звукопроизношения, грамматического строя речи, недоразвитие связной стороны речи, заикание.
Дефектолог: Тишкова Т.И.