Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей
« Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - говорится в послании Президента России Федеральному собранию, — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_s_tselyu_dukhovn1.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей
« Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - говорится в послании Президента России Федеральному собранию, — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1]
Под "духовно-нравственным воспитанием" мы понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства, семьи, общества и церкви можно воспитать духовно-нравственного человека.
Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяет традиционный смысл понятий “духовность”, “нравственность”, “добродетель”; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний. По данным статистики в развитых странах снижение нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания
Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).
В системе дошкольного образования основным направлением является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.
Основными формами работы с семьей являются:
- Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка;
- Экскурсии по городу;
- Походы;
- Посещение музея, Храмов, библиотеки, выставок;
- Участие в различных семинарах, конференциях (родители, педагоги);
- Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках;
- Опросы родителей;
- Анкетирование;
- Тестирование (диагностика).
Целью семейного традиционного воспитания является знакомство
родителей с методами, способами, техниками, воспитывающими в ребенке всесторонне обдуманное поведение в рамках христианской этики во всех сферах жизни.
Ребенок без взрослого не всегда правильно решает различные жизненные задачи в повседневной жизни, боится взять на себя ответственность, не может исправить допущенную ошибку, проявляет волевые усилия в ситуациях выбора: «не хочу» и «должен», «можно» и «нельзя»; проявляет настойчивость, там где не следует этого делать, не может сдерживать себя... Поэтому наша задача педагогов, родителей научить ребенка правильному поведению в обществе. Позволит это осуществить только правильное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
В сотрудничестве с семьей особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.
Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен.
Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной деятельности детей.
В течение года часть занятий, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, дни ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Такие мероприятия позволяют устанавливать тесное взаимодействие с семьями воспитанников и обеспечивают педагогическое просвещение родителей. Формирование позиции социального сотрудничества актуально для большинства родителей. Постепенное включение всех членов семьи в активное воспитание своих детей идет от организаций выставок из природного материала, Рождественских и пасхальных поделок, подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях. Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания, предоставляет родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Необходимо знакомить детей и родителей с историй, культурой, бытом, природно -экологическим своеобразием Губкинского района, Белгородской области, России. Возрождать традиции семейного воспитания через фольклорные праздники.
Для детей естественно узнавать, наблюдать и делать свои выводы о том, как устроен мир. Конечно, им в этом необходима помощь родителей. Для этого взрослым необходим большой такт, бережность и деликатность в отношении к детям. Как необходимо, чтобы каждый родитель взял за основу слова преподобного Серафима Саровского, сказанные одной матери: «Матушка, матушка, не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».
Литература:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., В. А. Тишков., Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 с 4.
2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2002"
3. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей М.: Издательство "Планета 2000", 2002