Сенсорное воспитание Тактильные мешочки Дидактический материал разработан согласно требованиям к Монтессори матеиалам.
В деревянном ящике находятся; 6 мешочков с различным по структуре природным материалом: желуди, шишки, маковые головки, косточки, каштаны, скорлупа грецкого ореха.
К каждому мешочку- парная прозрачная баночка с теми же материалами.
Салфетка с деревянным кольцом, повязка на глаза.Прямая цель: развитие осязания.
Косвенная цель: развитие тонкой моторики.
Возраст: от трех лет.
Точка интереса: тактильные ощущения, звук семян.
Как работать с материалом.
Воспитатель предлагает ребенку материал: сейчас мы будем определять содержимое мешочков. Ребенок несет ящик и ставит на стол. Воспитатель снимает кольцо, кладет в ящик и расстилает коврик. Я возьму первую баночку. Что в ней находиться? (это семена дуба -желуди) Воспитатель берет в руку Он гладкий, овальный. Сейчас я постараюсь найти на ощупь мешочек, в котором находятся желуди. Воспитатель определяет мешочек и кладет рядом с баночкой. Поочередно выстраиваются пары с остальными материалами. Воспитатель предлагает ребенку определить содержимое мешочков, упорядочивая пары.
При дальнейшей работе с материалом ребенку предлагается определить содержимое мешочков с закрытыми глазами. Это приводит к лучшей концентрации на осязание. В дальнейшей работе с материалом идет усложнение: содержимое баночек смешивается и ребенок должен не в определенной последовательности определять содержимое мешочков, а выборочно.
В дальнейшем дается задание выбрать гладкие материалы, шероховатые, круглые, овальные. Содержимое мешочков можно менять, использовать различные крупы, камешки и т.д.
Контроль над ошибками: через повторное сравнение содержимого мешочков с помощью осязания и визуально.
Аннотация методической разработки
Тактильные мешочки
Детская развивающая игра «Тактильные мешочки предназначена для детей от 3 х. до 6лет.
Игровой материал представляет собой деревянный ящик, в котором находятся 6 мешочков, наполненных природным материалом: сосновые шишки, желуди, плоды каштана, маковые головки, скорлупа грецкого ореха, косточки сливы и прозрачные баночки (для визуального определения) с таким же содержимым. Мешочки трёх цветов –красный, желтый, синий, знакомят ребенка с сенсорными эталонами: форма, цвет, вырабатывает умение зрительно и на ощупь узнавать и различать форму предметов . Учась распознавать различные формы, ребёнок тренирует оптико-пространственное мышление, развивает наблюдательность, внимание. Задания на ощупывание улучшают координацию движений ребёнка, развивают мелкую моторику руки, эффективно готовят руку ребёнка к письму. Создавая картины по собственным сюжетам с помощью предлагаемых контуров, ребёнок может дать волю своей фантазии: таким образом, развиваются его творческие способности. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется.
Тактильное чувство хорошо развивается, когда руки ребенка свободно ощупывают маленькие и большие предметы, поэтому выбран материал с разной фактурной поверхностью и размеров, ( каштаны- большие, косточки –маленькие; шишки шероховатые а желуди –гладкие и т.д.)
Такие тактильные мешочки подарят ребенку новые тактильные ощущения.