КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Управление качеством образования – это важнейшее направление
деятельности в целостной системе управления образовательным
учреждением. Качество образования является главной характеристикой
результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха
образовательного учреждения.
Основным инструментом качества образования является мониторинг,
позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной
деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения,
планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе
полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, построения образовательной траектории дошкольников в контексте ФГОС ДО.
Подготовила; Башкатова И.А. воспитатель МАДОУ
ЦРР детский сад №33 «Радуга»
Управление качеством образования – это важнейшее направление
деятельности в целостной системе управления образовательным
учреждением. Качество образования является главной характеристикой
результатов образовательной деятельности и важнейшим показателем успеха
образовательного учреждения.
Основным инструментом качества образования является мониторинг,
позволяющий осуществлять сбор информации об образовательной
деятельности, своевременно анализировать происходящие в ней изменения,
планировать работу по преобразованию дошкольного учреждения на основе
полученных результатов, принимать эффективные управленческие решения.
Оценить успешность или неуспешность результатов образовательного
процесса позволяет педагогический мониторинг, который является важным
звеном в системе мониторинга качества образования.
Педагогический мониторинг – форма организации, сбора, обработки,
хранения и распространения данных о деятельности педагогической
системы. Данная форма обеспечивает слежение за состоянием
педагогической системы и позволяет спрогнозировать ее развитие.
Целью педагогического мониторинга в ДОУ является выявление
динамики развития физических, личностных, интеллектуальных качеств
дошкольников.
Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт), целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.
Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами проектов примерных основных образовательных программ дошкольного образования
Такая оценка может быть связана с освоением воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования в связи с тем, что содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития и образования (образовательные области).
Таким образом, оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Задачи педагогического мониторинга:
1. Выявление зоны актуального развития воспитанников,
определение динамики их развития;
2. Установление причин, влияющих на качество организации
образовательного процесса;
3. Поиск эффективных технологий и методов, позволяющих
скорректировать педагогический процесс;
4. Совершенствование условий образовательного процесса и
развивающей среды детского сада с учетом полученной в
процессе педагогического мониторинга информации.
В соответствии с ФГОС ДО педагогический мониторинг проводится для
оценки индивидуального развития детей. Результаты педагогического
мониторинга могут использоваться исключительно для решения следующих
образовательных задач:
1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки
ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2. Оптимизации работы с группой детей.
Для проведения педагогического мониторинга были разработаны
1. индивидуальная карта развития ребенка для каждого возраста в
соответствии с ФГОС ДО;
2. диагностический инструментарий оценки уровня
развития, в том числе на основе выявления динамики формирования у
воспитанников социально – нормативных возрастных характеристик
возможных достижений ребенка.
Диагностические методики распределены по четырем направлениям
«Физическое развитие», «Социально-личностное развитие», «Познавательно-
речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с
программой «Детство».
В каждом направлении выделены образовательные области и разделы, к
которым предлагаются диагностические карты для педагогической
диагностики на выявление освоения ребенком видов деятельности с точки
зрения таких показателей, как побуждения, знания и представления, умения и
навыки.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует
следующие методы:
- метод наблюдения,
- проведение диагностических заданий,
- беседы,
- создание диагностических игровых, образовательных ситуаций,
- анализа продуктов детской деятельности.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу
для педагогов, которая позволяет выявить уровень достижения каждым
воспитанником, а также группой детей промежуточных и итоговых
показателей освоения программы, динамику становления интегративных
качеств.
Периодичность педагогического мониторинга: 2 раза в год (сентябрь - май)
В начале учебного года по результатам мониторинга составляются
индивидуальные маршруты развития для детей, имеющих затруднения в
освоении программного материала.