Обобщение опыта работы по теме "Использование метода проектов на уроках окружающего мира"
В своём отчёте описала коллективные проектные работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty_po_teme_mitryaeva_t.i.doc | 62 КБ |
prilozhenie_1.doc | 797.5 КБ |
prilozhenie_2.doc | 1.67 МБ |
prilozhenie_3.doc | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Барашевская средняя общеобразовательная школа»
Теньгушевского муниципального района
Республики Мордовия
Учитель первой квалификационной категории
Митряева Татьяна Ивановна
2015 г
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. Есть категория учащихся среди моих учеников, которых не удовлетворяет только работа с учебником, они изучают словари, рассматривают энциклопедии, исследуют специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы, наблюдают, экспериментируют, ставят опыты. На уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Как живут растения» ставили опыт по проращиванию семян. (Приложение 1.)
Предполагаемые результаты были достигнуты. Дети усвоили, что растения – живые существа. Перечислили условия, необходимые им для жизни.
В настоящее время педагогическая наука ищет наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию образовательного процесса. В этой связи один из факторов обучения, стимулирующих развитие младших школьников – это становление учебно-познавательной деятельности. В настоящее время весьма актуально умение школьников добывать знания самостоятельно и применять их во всевозможных ситуациях. Именно поэтому вместо получения готовых знаний на современном этапе развития общества требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Осуществить вышесказанное в рамках учебно-познавательной деятельности позволяет проектная деятельность. Моё видение данной проблемы, ее актуальность и определило выбор методической темы: «Использование метода проектов на уроках окружающего мира»
Я считаю, что роль взрослых, особенно родителей, на начальном этапе проектной деятельности велика. Ученик может работать самостоятельно только тогда, и когда ему интересно, и когда у него получается. Интерес движет ребенком. А если ему интересно, он будет проявлять инициативу в поиске нужной помощи. Родители не только делятся своими знаниями, умениями, опытом, получают удовольствие от творческой совместной деятельности, но и создают условия для успеха своего ребенка. Ученику комфортно, он чувствует себя уверенно. Под воздействием взрослого накопление опыта проектной деятельности приобретает организованный, систематический характер.
Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности детей при проведении проекта и исследования. С этой целью я провожу специальные родительские собрания, на которых разъясняю суть проектно-исследовательской работы и ее значимость для развития личности ребенка, рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней родителей. Заинтересованность и активное участие родителей способствует повышению мотивации ребенка, активности, развитию самостоятельной познавательной деятельности.
Наиболее сложными из всех видов проектов по типу деятельности являются исследовательские проекты. В полном объеме исследовательскую деятельность можно организовать в рамках учебного предмета «Окружающий мир», где и учитель, и ученик являются исследователями, наблюдателями, экспертами, участвуют в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то новое в привычном, раскрыть тайны окружающего мира. В процессе познания окружающей действительности происходит совершенствование мышления и речи учащихся, развивается их любознательность. В курсе «Окружающий мир» формируются многие первоначальные представления детей о закономерностях окружающего мира, обеспечивающие переход от созерцания явлений к осмыслению их сущности. Работа над учебной темой, и исследовательским проектом, позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое, так как учебные исследования я рассматриваю, как особое направление внеклассной работы тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а так же на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.
В 3 классе на занятиях экологического кружка «Я познаю мир» дети с большим энтузиазмом выполняли исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой – вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню, предварительно выявив условия, необходимые для цветения.
На подготовительном этапе необходимо было сформировать интерес к данной теме. Посетив школьную библиотеку, работая с источниками в интернете и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть, выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников.
Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определять потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Дети собирали материал и изучали его по подтемам, их предлагали учащиеся в ходе работы над проектом.
Подтемы:
Из истории тюльпанов. (Выяснить историю тюльпанов)
Желтый, черный, голубой – выбирай тюльпан любой (узнать строение, виды, классификацию. Выбор сортов для посадки).
Выгонка тюльпанов. (Опыт выращивания к определённому сроку, особенности выращивания в зимних условиях.)
По станицам Красной книги. (Узнать, занесен ли тюльпан в Красную книгу? Проблема охраны природы.)
Литературная страница. (Найти легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, самим сочинить сказку, стихотворение.)
Цветочный этикет. (Выяснить, как правильно дарить цветы). (Приложение 2)
Творческий потенциал каждого учащегося раскрыт, каждый ученик публично продемонстрировал достигнутый результат, он был значим и интересен для детей, дети выступали в роли экологов, литераторов, историков, художников, озеленителей, ученых. Кругозор детей расширился, мыслительная деятельность активизировалась. Можно говорить и о приобретенных компетенциях детей, а именно – узнали, как сделать, сумели сделать, и будут делать самостоятельно сами в новых ситуациях. Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект. Наш проект можно использовать как дополнение к учебному материалу, во внеклассной работе.
Следующий наш коллективный проект «Выращивание бахчевых культур (дыни и арбуза) на пришкольном участке.
Гипотеза: А мы можем вырастить арбузы и дыни у себя на пришкольном участке?
Цель:
определение возможности выращивания бахчевых культур в условиях Теньгушевского района.
Задачи:
1. изучение литературы по выращиванию бахчевых культур;
2. изучить особенности растений «арбуз», «дыня» и особенности их выращивания;
3. создать условия для выращивания арбуза, дыни на пришкольном участке;
4. пронаблюдать получение плода арбуза, дыни и проверить их вкусовые качества.
Выбрали семена арбуза «Северный нектар» и дыни «Медовая сказка». (Приложение 3)
Нужно отметить, что всходы взошли успешно (количество посаженных семян равно количеству всходов). Первый росток появился 06.05.2013г. На окошке рассада простояла до появления трёх листочков, как раз до установления на улице тёплой погоды.
(Приложение4)
Урожай получился небольшой, но очень порадовал. Желание вырастить арбузы и дыни стало ещё сильнее. Нам было очень интересно вырастить теплолюбивые культуры в наших климатических условиях. В процессе выращивания бахчевых культур мы сделали следующие выводы:
- Рассаду арбуза необходимо начинать выращивать чуть раньше, чем дыни, т.к. период роста и созревания у него больше.
- Расстояние между кустами рассады необходимо увеличить, т.к. плети разрастаются очень сильно.
- Для увеличения массы плодов необходимо делать прищипку плети. Растения арбуза выращивают в 1 стебель. Боковые побеги, образующиеся в пазухах листьев, удаляют, если на них нет завязей. Если появились завязи, тогда прищипывают, оставляя над завязью 2-3 листа. У дыни формировать 1-2 побега. Остальные удалять.
- На каждой плети этих культур в наших условиях может вызреть 3-4 полноценных плода. Остальные завязи лучше удалять.
Заключение:
Это был наш первый опыт по выращиванию бахчевых культур на своём пришкольном участке.
Вырастить арбуз в условиях Теньгушевского района оказалось возможным. Арбуз вырос небольшой, с розовой мякотью, умеренно сладкий, но вкусный. Выросло их мало. Этому поспособствовало несколько причин: во-первых, благоприятные условия жаркого лета сменились затяжными дождями 2013года; во-вторых, не соблюдались все правила посадки, ухода (прищипывания) и выращивания растений; в-третьих, необходимо подвязывать культуры.
Проектная деятельность в контексте УМК "Школа России " обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве. В ходе работы над проектами у учащихся приобретаются коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли. Проектная деятельность предлагает выход за границы учебника во внеурочную деятельность. Работа над проектами способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников по темам, близким к учебным, развивает творческие способности.
Моим ученикам нравится работать в группе. Для того чтобы эта работа была плодотворной, в первую очередь, учу детей правильно строить свои высказывания: и в частности: как выразить свою точку зрения, как высказать своё несогласие с мнением другого ученика, как уточнить высказывание одноклассника. Кроме этого вырабатываем и фиксируем совместно с детьми правила работы в группе (говори вполголоса, один говорит – другие слушают, не перебивай выступающего). (Приложение5)
В 1-ом классе более приемлемы проекты прикладного характера, когда ребенок (чаще с помощью взрослых) своими руками создает что-то новое: поделки, рисунки, аппликации. На начальном этапе мы с детьми договариваемся о видах деятельности.
- Что вы хотите делать?
- Что вы умеете делать?
- Что мы еще можем сделать?
- Что в результате у нас получится?
На начальном этапе организации проектной деятельности (1-2 класс) этого достаточно, так как учащиеся выполняли посильные творческие работы без методического паспорта проекта, в основном применяя практические навыки, приобретенные на уроках трудового обучения. Вся собранная детьми информация, в большей степени образная, чем текстовая. По предмету «Окружающий мир» дети выполняют следующие проекты: «Мой режим дня», «Моя будущая профессия», «Родное село», оформляли фотовыставку «Красивые места нашего посёлка», составляли альбомы «Семейные традиции», «Моя родословная» и другие.
На последнем этапе проектной деятельности проводится рефлексия. Анализируется деятельность детей, выявляются недостатки, положительные стороны, подводятся итоги, награждаются победители. Провожу анкетирование обучающихся, которое позволяет провести рефлексию и самоанализ. Ребята отмечают положительные и отрицательные стороны проделанной работы.
Выводы:
Как показывает практика работы, включать учащихся в проектную деятельность можно с I класса. Проекты первоклассников на первый взгляд могут показаться простыми, но для учащихся они представляют авторскую ценность. Проектная деятельность второклассников уже усложняется как по содержанию, так и по срокам исполнения работы. Но учащиеся при поддержке учителя способны реализовать свои творческие замыслы, даже самые фантастические. Ценность участия школьников в проекте заключается в том, что он позволяет включать их в разнообразные активные формы обучения, позволяет поддерживать мотивацию на достаточно высоком уровне ,тем самым создавая условия для самореализации учащихся I ступени обучения.
« Я буду так вводить детей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый наш шаг был путешествием к истокам мышления и речи - к чудесной красоте природы …» (В. Сухомлинский).
Список используемой литературы.
1.Савенков А.И. Я – исследователь. Учебник-тетрадь для младших школьников. Изд. «Учебная литература», 2004
2. Энциклопедия. Я познаю мир. Растения /авт.-сост. Л.А.Багрова,- М.: АСТ: Транзиткнига, 2006г «Издательство АСТ».
3.Полная энциклопедия. Растения. /Ил. А.Воробьёва, Ю.Золотарёвой, Ю.Школьник. – М.: Эксмо,2009./
4.Красная книга Республики Мордовия. В 2т. Том 1:Редкие виды растений, лишайников и грибов /Сост. Т.Б.Силаева. – Саранск: Мордов.кн.изд-во, 2003./
5.Детская энциклопедия. Что? Зачем? Почему? / Е.О.Хомич, М.Н.Якушева. – Минск: Харвест, 2008. – 192с.:ил.
6.Алексеев Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002. № С. 85–103.
8.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя./ [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. ]; под редакцией А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
9.Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. — Мн.: Высш. Шк., 2002.
10.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.
11.Плешаков, Новицкая .Окружающий мир. Учебник для 2 класса.// Окружающий мир. В 2-х частях.- в серии «Академический школьный учебник (издательство «Просвещение» - российской школе») – М.: Просвещение, 2009.
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
Проросшие семена
Сухие семена