Самообразование.

Усольцева Ольга Петровна

  Качество дошкольного образования определяется множеством факторов, одним из которых является непрерывное повышение уровня теоретической подготовки и профессионального мастерства педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя подготовительной группы

Усольцевой Ольги Петровны

на 2016-2017 г

Тема: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико - математических игр.

Цель для педагога:

Создать условия для познавательно-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по использованию логико- математических игр, как эффективного средства подготовки детей к школе.

Развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование). Повысить профессиональный уровень по данной теме.

Цель для детей:

Повысить уровень знаний по развитию элементарных математических представлений.

Развивать умственные способности через логико- математические игры.

Результаты для педагога:

Созданы условия для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Организована приметно –развивающая среда, разработаны конспекты ООД. Повышен   профессиональный уровень по данной теме

Результаты для детей:

Сформируется умения рассуждать, делать умозаключения; разовьются такие качества как: любознательность, наблюдательность, смекалка, сообразительность, память, внимание.

На достаточном уровне будет развито логическое мышление: умение анализировать, делать выводы, обобщать и сравнивать.

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

 Сентябрь

Подбор литературы

Диагностика.

Оформление  предметно – развивающей среды. Разработка  диагнос -  тических карт.

Октябрь

Детство: Программа развития и воспитания детей в

Д38 детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткипа и др.; Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд.

Детство-Пресс, 2004.

 «Цвет и число», «Число и цвет», «Путешествие на поезде»

«Как  разговаривают числа»

Цель: Развитие количественных представлений.

Консультация

«Цветные счётные палочки Кюизинера

Подбор консультации для родителей

Ноябрь

Смоленцева А. А Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч. I. Математика до школы. Ч. II: Игры-головоломки/сост. Михайлова З. А. – СПб.: «Детство-пресс», 2006.

«О чём разговаривают числа»

 «Какие  лесенки умеет строить Незнайка»

«Состав чисел из единиц»

«Как растут дома из чисел»

 Цель: Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

Разработка конспектов

Декабрь

Л. Д. Комарова «Как работать с палочками Кюизенера?»,  Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет. Москва, «Гном», 2012г.

«Кто в домике живёт»

«Как узнать номер дома»

«Покажи, как растут числа»

Цель:  Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

Выставка  «Открываем мир «Цветной матем атики»

Выставка развивающих игр

Январь

Михайлова З.А., Носова Е.А.Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера.

«Как Белочка и Ёжик играли числами», «Чёт- нечет»

«Коврик для кошки», «Сломанная лесенка»

Цель: Освоение количественных отношений, ознакомление с составом числа

Подбор  детских познавательных фильмов, компьютерных игр.  

Февраль

Дьяченко О. М. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1996.

«Измерь дорожки шагами», «Разноцветные заборы»

«Узнай длину ленты»

«Измеряем разными мерками Цель: Измерение длины объектов

Буклеты «Игры- головоломки»».

  Оформление  буклетов

Март

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие и игры с палочками Кюизенера», Москва Мозаика-Синтез, 2012г.

«Сложи палочки»,  «Умножение палочек»

«Вычитание палочек»

«Деление палочек»

Цель: Обучение математическим  действиям

Папка  – передвижка «Развитие математических представлений у детей с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша»

Оформление  картотеки развивающих игр 

Апрель

В. П. Новикова, Л. И. Тихонова Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях Москва Мозаика-Синтез, 2012г.

«Цветовая последовательность»

«Детская железная дорога»

«Найди пару», «Выложи цифру»

Цель: Решение логических задач

Открытая НОД для педагогов и родителей

Разработка конспектов

Май

Логика и математика для дошкольников/Авт.-сост. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб, 1996.

«Выложи букву»

«Задачки по стихам»

Цель: Решение логических задач Итоговая диагностика

Презентация  для родителей

«Чему мы научились»

Ознакомление  с результатами диагностики

Подготовка презентации, карты диагностики.



Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя  

на 2017-2018 г

Усольцевой Ольги Петровны.

Тема: ««Развитие и воспитание детей дошкольного возраста через

познавательно-исследовательскую деятельность»

Цель: Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.

Задачи для педагога:

  • повысить профессиональную компетенцию по вопросу «детское экспериментирование».
  • создать условия для развития детского экспериментирования.
  • разработать конспекты, создать картотеку экспериментов.  
  • формировать способы познания у детей раннего возраста (сенсорный анализ). 
  • вовлечь родителей в обучающий процесс

Результаты для педагога:

  • организация предметно –развивающая среда, разработаются конспекты ООД,  картотека  экспериментов.
  • повысится   профессиональный уровень по данной теме.
  • родители примут активное участие в развитии экспериментальной деятельности у детей.

Задачи для детей:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Результаты для детей:

  • проявится активность и интерес к   экспериментированию
  • дети научатся по показу воспитателя обследовать объекты природы, используя разнообразные обследовательские действия.
  • разовьётся способность ребенка к самостоятельному решению доступных (данному возрасту) познавательных задач.

 

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

«Детство»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011  Т. И. Бабаева,  А. Г. Гогоберидзе,  3. А. Михайлова

 Диагностика

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста».

 Подбор материала   для консультации «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»;

Октябрь

 А. Кузнецова «Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет», РИПОЛ КЛАССИК ДОМ XXI век, Москва, 2006г.

«Вода и её свойства»        

Формирование представления о воде как веществе, её свойствах;

знакомство со значением воды в природе и жизнедеятельности человека.

 Консультация: «Создание условий для экспериментирования детей дома».

Составление примерного алгоритма проведения занятия-экспериментирования

Ноябрь

«Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома» (для детей 2-4 лет), Ярославль, «Академия развития», 2008г.

«Волшебные губки»        

Формирование умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине;

знакомство со способностью губки впитывать и отдавать воду.

 Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

Декабрь

«Дошкольное воспитание» № 2 – 2009г., стр.22 – 27 Е. Смирнова «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

Эксперименты с водой, снегом:

1. Снеговичок.

2. Налил – вылил.

3. Кораблики.

4. Цветные льдинки.

Консультация:

«Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)».

 Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе.

 

Январь

«Обруч» №4 – 2010г. Тема номера «Детское экспериментирование»

Эксперименты с цветом, формой:

Волшебная кисточка.

Высокий – низкий.

Широкий – узкий.

Создание памятки для родителей: «Экспериментируем с детьми дома».

Пополнение картотеки экспериментов и опытов

Февраль

«Обруч» №5 – 2010г. Тема номера «Первые шаги»

Проведение экспериментов и опытов  звуком и теплом:

Угадай, чей голосок?

Горячо – холодно.

«Снежинка на ладошке»

«Цветные льдинки»

Участие в создании фотоальбома:

«Мы экспериментируем».

Оформление фотоальбома

Март

«Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников», С-П, «Детство-ПРЕСС», 2005г.

«Лимон»

Формирование умения проводить исследование различными способами: визуальным, обонятельным, кинетическим.

Консультация:

« Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Подбор материала для консультации: « Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей раннего возраста».

Апрель

«Дошкольное воспитание» № 2 – 2009г., стр.22 – 27 Е. Смирнова

«Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность»

«Я исследователь. Камень»        

Проведение эвристической беседы с воспитанниками;

совершенствование умения определять свойства объекта при помощи различных органов чувств.

 Консультация: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через экспериментирование»

Пополнение картотеки

Май

«Развивающие игры с малышами до 3 лет», составитель , Ярославль, «Академия развития», 2002г.

Проведение опытов и экспериментов с древесиной, бумагой, тканью.

 Открытая НОД

 

   



Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя  на 2018-2019 г

Усольцевой Ольги Петровны.

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Цель Развитие познавательной активности, творческого потенциала личности ребенка, путем совершенствования его исследовательских способностей.

Задачи для педагога:

Организовать предметно-развивающую среду;

Развивать интерес к исследовательскому поиску;

Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни;

Организовать работу с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольников

Результаты для педагога:

Организуется приметно –развивающая среда, картотека дид. игр.

Повысится   профессиональный  уровень  по данной теме.

Родители примут  активное участие в развитии познавательной деятельности у детей.

Задачи для детей:

Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

Результаты для детей:

Проявится  активность и интерес к   дид. играм, умение классифицировать, обобщать, сравнивать.

Разовьётся способность ребенка к самостоятельному решению доступных (данному возрасту) познавательных задач.

 

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

«Детство»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011  Т. И. Бабаева,  А. Г. Гогоберидзе,  3. А. Михайлова

Диагностика

Консультация: « Что такое дидактические игры?»

Подбор материала   для консультации «« Что такое дидактические игры?»

Октябрь

Исследование развития познавательной деятельности /Пол.ред. Дж. Брунева, Р. Олвер,  П.Гринфилд. - М.:1981

«Что растет на грядке?»

«Отгадай фигуру»

«Превращения»,

«Третий лишний».

Выставка дидактических игр

Подбор дид. игр

Ноябрь

Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10. - С.22.

«Путаница?»

«Что к чему подходит?»

«Чудесный лес»,

«Выложи кружочки»,

Консультация:

«Дидактические игры для детей дошкольного возраста- в чём ценность?»

Подбор материала   для консультации

Декабрь

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком- М:1990.

«Отражение»,

«Собери снеговика», «Новогодние елочки».

Участие в неделе

«Математический калейдоскоп»

создание авторских  пособий

Пополнение картотеки дид. игр

Январь

«Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности  дошкольников. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Тбилиси, 1990

«Почему овал не катится?»,

«Кто быстрее найдет»,

«Незаконченные картинки»,

Акция  «Игры на дом».

Пополнение игрового уголка

Февраль

Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

«Чиним одеяло»,

«Зонтик»,

«Угадай по силуэту»,

Родительское собрание «Познавательное развитие и его значение».

 Подготовка к родит. собранию.

Март

Годовикова Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников [Текст] /Д.Б. Годовикова// Вопросы психологии. - 1984. - № 1.- С.14.

«Засели аквариум морскими обитателями»,

«Собери целую картину».

«Волшебная корзинка»,

«Ваза»,

Создание памятки для родителей:

««Учимся, играя»

Изготовление памятки

Апрель

Колесникова Л. Учение без утомления [Текст] / Л. Колесникова// Дошкольное образование. - 2008. - №5.-56-60 с.

«Угадай предмет»,

«Какое время года?»,

«Кто не на месте?»,

Открытый просмотр НОД

Подготовка к НОД  

Май

«Казанский О.А. Игры в самих себя - М.:1995

«Рассмотри внимательно»,

«Найди предмет».

«Кто больше увидит и назовет».

Диагностика

Самоанализ плана самообразования



Предварительный просмотр:

План по самообразованию воспитателя  

на 2019-2020 г

Усольцевой Ольги Петровны.

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через совместную проектную деятельность взрослых и детей»

Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную проектную деятельность педагога, детей и родителей

Задачи для педагога:

Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире путём реального взаимодействия с ним

Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельной исследовательской деятельности.

Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной деятельности в детском саду.

 Результаты для педагога:

Организована предметно –развивающая среда, картотека  дидактических игр по  познавательно-исследовательской деятельность.

Повысится   профессиональный  уровень  по данной теме.

Родители примут  активное участие в развитии познавательной деятельности у детей.

Задачи для детей:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

 развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Результаты для детей:

воспитанники принимают живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- активно участвуют в экспериментировании;

- адекватно используют средства общения и конструктивные способы взаимодействия;

- способны решать интеллектуальные и личностные задачи;

- сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления исследовательской деятельности.

 

Месяц

Работа с литературой

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

«Детство»

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Санкт- Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС

2011  Т. И. Бабаева,  А. Г. Гогоберидзе,  3. А. Михайлова

Диагностика

Консультация:  

«Домашняя игротека»

Подбор материала   для консультации  «Домашняя игротека»

Октябрь

 Дыбина О. В «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Эвристические беседы («Зачем мыть руки с мылом?», «Почему распускаются почки на деревьях?», «Почему не тонет в речке мячик?»), наблюдениях (за природными явлениями и объектами, простыми веществами).

Выставка дидактических игр

Подбор дид. игр

Ноябрь

Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 1991.

Реализация при помощи ТРИЗ-технологий в дидактических играх на совершенствование пространственного, предметного, аналитического мышления: «Путешествие в лабораторию»

 «Вкусная игра»

«Подбери правильно по цвету»

«Путаница?»

Составь снежинку»

Консультация:

«Дидактические игры на развитие

мелкой моторики пальцев рук»

 

Подбор материала   для консультации

Декабрь

 Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.

Исследования различных материалов (ткань, дерево, бумага, пластмасса, краски, чернила)

Участие в неделе

«Математический калейдоскоп»

создание авторских  пособий

Пополнение картотеки дид. игр

Январь

Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

 Исследования различных живых существ и растений в процессе роста, явлений природы в течение года

Акция  «Игры на дом».

Пополнение игрового уголка

Февраль

Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.

Создание проблемной ситуации с игровым элементом.

«Чиним одеяло»,

«Зонтик»,

«Угадай по силуэту», «Незаконченные картинки»,

Родительское собрание «Познавательное развитие и его значение».

 Подготовка к родит. собранию.

Март

  Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

Создание проблемной ситуации с игровым элементом.

. «Букет для мамы»  

«Собери целую картину».

«Волшебная корзинка»,

«Ваза»,

Памятка для родителей:

 

"Будем вместе мы играть".

Изготовление памятки

Апрель

 Руководство играми в дошкольных образовательных учреждениях. / Под ред. М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1986.

Решение проблемных вопросов.

«Угадай предмет»,

«Какое время года?»,

«Кто не на месте?»,

«Кто больше увидит и назовет».

Открытый просмотр НОД

Подготовка к НОД  

Май

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Решение проблемных вопросов.

 «Рассмотри внимательно»,

 «Выложи  фигуру»

 «Чудесный лес»,

«Выложи кружочки»,

Диагностика

Самоанализ плана самообразования



Предварительный просмотр:

 

Отчет по самообразованию

на тему:

«Познавательно-исследовательская проектная деятельность с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель: Усольцева О.П

 Вступая в переходный период, который переживает вся система образования, в том числе и дошкольное образование, позитивно воспринимаются новые стратегические ориентиры, обозначенные в ФГОС. Приоритетным направлением в работе является осуществление инновационных педагогических технологий в организации образовательной деятельности дошкольников.

Планируемая мною работа по самообразованию позволяет мне осуществлять профессиональную деятельность в соответствии со стратегическими ориентирами развития образования в автономном округе: в ХМАО – Югре до 2020 года, и нацелено на: расширение использования современных образовательных технологий; внедрение новых стандартов образования; реализацию рабочий программы в рамках основной общеобразовательной программы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

В соответствии с составленным планом индивидуального развития повышаю профессиональный уровень и педагогическое мастерство через изучение технологии «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста»

Педагогическая технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.

Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, выделяют технологию исследовательской деятельности.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения.

Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста –является одной из   актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно познание является ведущим   видом деятельности у детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что   познавательная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Авторы программы «Детство» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. по которой работает наш детский сад уделяют внимание познавательно-исследовательской деятельности. В комплект Программы методическое пособие Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ (тематические дни). В нем представлены планирование работы по организации тематических дней с включением познавательно-исследовательской деятельности и использованием разнообразных форм работы, примеры организации работы в центрах, конспекты по проведению занимательных опытов и экспериментов для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста в летний оздоровительный период.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста   особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую   любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые      познавательные интересы.

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти   ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с   объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться   дополнительные методы.

Цель моего индивидуального развития -повышение профессионального уровня и педагогического мастерства через изучение технологии «Познавательно-исследовательская деятельность с детьми дошкольного возраста».

Для достижения цели определила следующие задачи:

   1. Формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в     окружающем мире путём реального взаимодействия с ним.  

 2. Развивать инициативу, сообразительность, самостоятельность.

   3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с     помощью взрослого, а затем и самостоятельно.  

    4. Обучать детей специальным знаниям, необходимым для проведения    самостоятельной исследовательской деятельности.

    5. Формировать у детей умения и навыки исследовательской деятельности.

   6. Организовать работу с родителями по привлечению их к проектной      деятельности в детском саду.  

Определила задачи исследовательской деятельности по возрастам:

В младшем дошкольном возрасте – это:

— вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

— активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

— формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это:

— формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

— развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

— формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

— развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Свою работу по развитию познавательной активности детей строила      исходя из следующих принципов:  

Научности: предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и        практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования

Доступности: предполагает построение процесса обучения воспитанников на    адекватных возрасту        формах работы с детьми, а так как одной из ведущих    деятельностей        детей дошкольного возраста является игра, то и обучение    происходит в игровой форме; новое содержание должно быть увязано с   имеющимися у детей знаниями, с их личным опытом; предусматривает    решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и   самостоятельной деятельности воспитанников.  

Наглядности: предполагает использование различных видов наглядности: естественная        (реальные        предметы,         растения,        животные),        картинная        и    картинно-динамическая (фото, рисунки, картины, диафильмы и др.), объемная    наглядность (модели, муляжи), аудиовизуальная (кинофильмы, видеофильмы, видео- презентации), графическая (схемы, чертежи), экспериментальная (опыты)

Принцип активного обучения: предполагает не передачу детям готовых                        знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения воспитанников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Систематичности, последовательности и постепенности обеспечивает единство воспитывающих, развивающих        и обучающих задач развития познавательной деятельности воспитанников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и    познать        новое на следующем этапе развития        -        формирует        у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.  

Целостности: основывается        на        комплексном        принципе построения   непрерывности и непрерывности процесса познавательной деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности      педагогов, детей и родителей.  

Интеграции: обеспечивает объединение различных областей знаний при котором формируется целостное видение картины окружающего мира.  

Ожидаемый результат:                                

Системная работа по данному направлению позволила:                        

Развивать критическое мышление, внимание, память.                

Развивать        познавательные,         творческие        способностей        детей, коммуникативные навыки.                                

Развивать детскую любознательность, инициативу, самостоятельность.        

Достичь качественных результатов в работе и при выпуске воспитанников в школу.                                        

Все темы детских исследований объединила в три основные группы: 

фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.

Использовала правила выбора темы:

—интересна ребенку;

—доступна для изучения;

—принесёт реальную пользу участникам исследования;

—оригинальная;

—элемент неожиданности, необычности;

Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.

Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное само выражаться.

Этапы исследовательской деятельности:

младший дошкольный возраст: начать с ознакомления ребёнка с водой, её свойствами и продолжать до того момента, пока ребёнок не начнёт принимать игровую ситуацию и участвовать в ней (наливаем – выливаем – измеряем).

средний дошкольный возраст: этап связан с потребностью получить ответ экспериментальным путём; действия становятся более целенаправленными и обдуманными. На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».

старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если …». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

На мой взгляд, социально значимой формой детской исследовательской деятельности и познавательной    активности является проектная деятельность.

Применительно к детскому саду проект -это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемы воспитанниками комплекс        действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого    продукта.

Познавательно-исследовательская проектная деятельность в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей    его реализации в работе учителя начальных классов.

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения;

—моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

— опыты;

—фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

— трудовые поручения, действия.

Содержание исследовательской деятельности:

  • Опыты (экспериментирование);
  • Состояние и превращение вещества;
  • Движение воздуха, воды;
  • Свойства почвы и минералов;
  • Условия жизни растений.

Формы работы с детьми: Экспериментирование, НОД: подгрупповые, индивидуальные, контрольно–диагностические, интегрированные, релаксация.        

Средства – книги, иллюстрации, дидактические игры, презентации.        

Формы работы с родителями: Консультации, родительские собрания, выставки поделок, составление фотовыставок, конкурсы, совместные праздники.        

Формы работы с педагогами: Консультации, практикумы по проектной деятельности, интегрированные НОД.

Средства - книги, материалы для консультаций, проекты.                

Использование исследовательского метода можно начала использовать с самого раннего возраста. Дети младших дошкольных групп наиболее заинтересованно играют с игрушками, которые дарят им «радость достижения». Для этого необходимо использовать не готовые игрушки, а наборы деталей, из которых можно собрать игрушку самостоятельно. Из них можно сделать что-то новое, необычное, их можно использовать в самых разных целях. С детьми более старшего возраста можно организовать «мини-лаборатории», в которых собраны и постоянно дополняются новыми различные интересные предметы, а также необходимое оборудование для проведения самых разных опытов и экспериментов. 

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение зачастую репродуктивных методов обучения; авторитарность и доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Все это приводит к потере любопытства и познавательного интереса детей.

Поэтому, прежде всего мы должны обратить свое внимание на развитие некоторых умений у детей (по А.И. Савенкову):

  • Видеть проблемы; 
  • Задавать вопросы; 
  • Выдвигать гипотезы; 
  • Давать определение понятиям; 
  • Классифицировать; 
  • Наблюдать; 
  • Умения и навыки проведения экспериментов; 
  • Структурировать полученный в ходе исследований материал; 
  • Делать выводы и умозаключения; 
  • Доказывать и защищать свои идеи. 

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе. 

В младшем возрасте деятельность формируется на подражательно – исполнительском уровне.        Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития интеллектуально – творческих способностей   не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и её решении – активная роль принадлежит взрослому. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые мною. Этот интерес обусловлен тем, что эти задания удовлетворяют потребностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности.

Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым. Для стимулирования исследовательской активности младших воспитанников, проводила коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их    кругозор, стимулирует познавательный интерес. В процессе игры у детей   вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к      знаниям.  

Алгоритм действий взрослых и детей младшей группы 

  • интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей.
  • постановка цели проекта, его мотивация;
  • привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации   намеченного плана.
  • Совместное движение взрослого и детей к результату.
  • Совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

В средней группе активно развивается деятельность детей     дошкольного возраста. Моя активность снижается. Дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности.  

Очень важно, для меня было увлечься тем, чем в данный   момент занят ребенок, увлечься искренне, с полной отдачей; принять его    интересы, желания, цели и углубить их.  

Алгоритм действий взрослых и детей средней группы 

  • выделение проблемы, отвечающей потребностям детей или обеих сторон совместное выделение цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата.  
  • планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого.
  • выполнение детьми проекта, дифференцированная помощь взрослого.
  • обсуждение результата: хода работы, действий каждого, выяснение причин      успехов и неудач.
  • совместное определение перспективы проекта.

В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная.  

Роль взрослого на этом этапе – развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и   содержание        предстоящей деятельности, выбрать способы работы и организовать её.  

Первоначальный этап работы, который заключается в предварительной подготовке детей старшего дошкольного возраста к проведению исследовательской деятельности, предполагает знакомство детей с оборудованием и материалами мини-центра «Опыты и эксперименты», их назначением. В данном мини-центре имеются: - приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты неживой природы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; - природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.; - утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; - красители: гуашь, акварельные краски; - медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); - прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Далее идет ознакомление детей с миром удивительной литературы познавательного характера (книги, наборы открыток, альбомы), выяснение их ценности. Ставится задача – пополнить и разнообразить «Мини-центр» в течение учебного года.

Следующий этап (практический) - занятия по приобретению детьми специальных знаний (тематического словаря научного характера) и развитию у них специальных умений и навыков исследовательского поиска .Для этого проводятся занятия-тренинги, предложенные А.И.Савенковым (с добавлением нескольких своих игр и упражнений). Целью этих занятий является введение ребенка в исследовательскую деятельность. Здесь ребенок учится делать выбор интересующей его темы, строить план действий, общаться со сверстниками и взрослыми, искать и собирать информацию, систематизировать ее и выступать с докладом. Также занятия-тренинги способствуют тому, что дети становятся увереннее в себе, научаются слушать и слышать друг друга. Такой вид работы проводится в свободное время - в утреннее или вечернее время, между занятиями, на прогулках - со всей группой или в индивидуальной форме. Одновременно планируются целевые прогулки, экскурсии, кратковременные и долгосрочные наблюдения за объектами живой и неживой природы. Еженедельно проводятся беседы, которые направлены на развитие детской любознательности, потребности в новых знаниях. Такая работа позволяет выявить детей активных, любознательных, способных на креативное мышление.

Представление образовательных результатов.

Представления образовательных результатов происходят:

- на родительских собраниях;

- во время проведения индивидуальных бесед с родителями;

- на педагогических советах, а также семинарах.

Исключительно большая роль в проведении такой огромной работы отводится родителям. Они являются важным и неотъемлемым звеном данного проекта. Поэтому очень важно в начале года провести родительское собрание, на котором заслушивается консультация «Движущие силы исследовательского поведения детей», цель которой заинтересовать родителей в поддержке данного проекта и всемерно оказывать помощь детям и педагогам. Их задачей является всемерное, безотказное содействие своим детям в поиске информации, иллюстраций по изучаемым темам.

 А также чрезвычайно важно проведение еженедельных акций «Вместе с ребенком», которые предполагают тесный контакт родителей с детьми, ориентируют их на эмоционально-познавательное общение. Следовательно, такое взаимодействие с родителями благотворно влияет на психологическое развитие ребенка и, как следствие, дает большие возможности для повышения уровня его познавательных способностей. После проведения такой плодотворной исследовательской работы целесообразно в конце учебного года устроить выставки детских работ «Моя научная работа», фотовыставки «Хотим все знать».

А также непременно отметить активность и поощрить каждого участника медалями «Хочу все знать!», а родителей «Благодарственным письмом за поддержку своего ребенка в исследовательской работе» от научного руководителя (воспитателя группы) Клуба знатоков «Я познаю мир»

 Серия НОД объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с дикими животными  проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль диких животных в природе; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами диких животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том  числе и родителями.  

Следующим этапом работы была реализация проектов. За время работы по    данной тематике разработаны  такие проекты как:

1.Познавательно-исследовательские: «Природа и мы», «Природа- это наша обитель», «Молодые защитники природы», «Люблю тебя мой край, моё село родное»

      2.Нравственно-этические: «»Уроки добра», «Колыбельная песня», «Дорогою добра и дружбы»

Совместно с родителями в подготовительной группе  реализован  проект «Природа и мы».  Целью проекта стало   формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру. Основными задачами    данного проекта стали:

-дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость и красоту природы;

- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;

- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;

- расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей.    

Была разработана и проведена серия непосредственно образовательной деятельности с детьми. Данная работа проходила в рамках интеграции образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы». Для повышения познавательной активности детей использовала различные   формы и методы:

•        наблюдения и экологические прогулки;

•        познавательное чтение;

•        викторины;

•        продуктивная деятельность;

•        лаборатория (опыты и эксперименты);

•        выпуск экологических бюллетеней, листовок;

•        экологические, подвижные, дидактические, имитационные игры, игры-путешествия.

•        проблемные ситуации.

Активными помощниками в работе над проектом стали родители. Они создали  книжки – малышки «Кто нуждается в защите»,  «Как сберечь воду», макеты  «Животные Красной книги». Оказали помощь в создании развивающей среды: предоставили   книги,  энциклопедии о родном крае, животных, природе.

Итогом работы над проектом стало участие детей в  викторине «Знатоки родного края».   Совместная        работа над проектом помогла стимулировать познавательную активность детей, объединить родителей группы, активизировать их творческие способности, развить интерес к новой      форме работы –проектированию.

            В настоящее время между детьми дошкольного возраста часто бывают ссоры, обиды, недопонимание. Все это происходит на фоне радикальных изменений в жизни людей. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия становится все более очевидной. Она проявляется как в напряженных межэтнических отношениях, так и в рамках одной национальной группы. Агрессия, нетерпимость, а порой и вовсе жестокость – это реалии настоящего, игнорировать которые невозможно. Современные родители настолько заняты своими проблемами, работой, карьерным ростом, что не могут подчас выкроить нескольких минут, чтобы поговорить с ребенком по душам, почитать ему книгу, дать элементарные представления о добре и зле. И дети общаются чаще всего с телевизором или компьютером. А проявлять любовь, уважение, сострадание, доброту – этому нужно учить. Одним из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка.

Исходя из этого,   появился проект «Уроки доброты». Целью проекта было: формирование у детей положительных качеств характера, способствование сплочению коллектива, мотивации  детей на совершение добрых поступков, добрых дел .

Задачи:

-Формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми; положительное отношение ко всем людям.

-Дать представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека.

-Учить  правилам  вежливого общения.

-Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.

-Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки.  

Родители активно принимали участие в акции «Накорми пичужку» смастерили кормушки, принесли корм для птиц, участвовали  в выставке художественной литературы «Книга учит доброте», которые принесли из дома, учили с детьми стихи, пословицы о доброте и дружбе. Итогом проекта стало совместное изготовление с детьми и родителями «Цветка добрых дел»

 Заключение

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности  детей,  которая  не   компенсируется развитием других форм активности детей дошкольного возраста. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик,  которые оказывают положительное влияние на развитие детей дошкольного     возраста.   Прежде всего в ходе моей работы по проектной деятельности расширились   знания детей об окружающем мире

Кроме        того,         произошло        развитие        общих        способностей        детей        –      познавательных, коммуникативных и регуляторных.        При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры    стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали   интересны друг другу.      В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых   ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием,    укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело      к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к   личностному росту воспитанников. У детей речь стала богаче, пополнился   словарный запас.

Работа над проектами сблизила родителей. Они стали активнее участвовать в    жизни группы, интересоваться работой детского сада.

Повысилась        их   компетентность        в развитии познавательной активности детей. У родителей сформировалось представление о методе проектов как эффективном условии   развития творчества детей.      Привлечение родителей к участию в жизни детского сада позволило   объединить усилия для развития и воспитания детей и осуществить взаимопомощь при решении возникающих проблем. Родителям при этом полнее открылась жизнь ребенка в детском саду. Я смогла вовлечь их в педагогический процесс и сделать участниками всех проводимых мероприятий и надеюсь, дальнейших проектов. Жизнь ребенка и родителей наполнилась богатым содержанием.

Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности и на меня как     воспитателя.  Проектирование заставило меня постоянно находиться в   пространстве возможностей, что изменило мое мировоззрение и теперь не  допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста, поиска новых деятельностных   форм работы с детьми.  

Список литературы:

  • Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. - Барнаул, 2002. - 22 с.
  • Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез. 2012. - 80 с.

  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

  • Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. - 2010. - 4. - Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.

  • Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. - 2009. - №8. - С. 46-48.