Мои авторские программы
Предварительный просмотр:
Утверждаю
директор школы
______ И.Н. Ретюнская
Программа внеурочной деятельности
«Азбука права»
2 класс
Учитель Кондрашечкина Л.П.
Тематическое планирование 2 класс
№ | Название темы | Основное содержание занятия | Учебно-метод. литература | Дата |
1 | Кто Я? Какие мы? | Содержание занятий должно подвести детей к выводу: все люди разные( внешне, по характеру, физическим возможностям и т.п.), но все равны в своих правах | Андерсен Г.-Х. «Гадкий утенок».Иллюстрации различных народностей (внешний вид, быт) | |
2-3 | О человеческом счастье… | Из чего складывается счастье? (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение. | Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья» Пословицы «Не родись красив, а родись счастлив», «Счастье за деньги не купишь». | |
4 | «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Раскрытие понятий и обсуждение поступков, соответствующих этим понятиям | Маяковский В.В. «Что такое хорош и что такое плохо?» Положительные и отрицательные герои сказок. Рассказы В.Осеевой. | |
5 | А нужны ли правила? | Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении (пдд, пб, взаимоотношений между людьми и т.п.). Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права. | «Правила поведения для учащихся» | |
6 | Царство Закон | Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися | Коллективное сочинение «В царстве Закон» | |
7 | Царство Беззаконие | Раскрытие понятия «беззаконие». Содержание занятия должно подвести детей к осознанию неразрывности прав и обязанностей, необходимости уважения прав других. Органы, состоящие на защите прав граждан. | Чуковский К. «Бармалей». Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок. | |
8 | Закон для нас. Закон внутри нас. | Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка» | Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте), А.Усачев «Приключения маленького человека» | |
9 | Что мы знаем о правах человека? | Итоговое занятие, позволяющее в занимательной форме обобщить полученные знания. Раскрытие понятия «Культура поведения». | ||
10 | Конвенция ООН и Всеобщая декларация прав человека. | Когда и почему возникло международное сотрудничество в защиту прав человека? Понятия: Всеобщая декларация прав человека; право, свобода, равенство прав. Ввести понятие «Организация Объединенных Наций». | Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. «Ваши права», А.Усачев «Приключения маленького человека» | |
11 12 | Я и мы. | Чем каждый человек отличается от других людей? Чем мы похожи? Какими особенностями следует гордиться? Люди с ограниченными физическими возможностями. Понятия: равноправие, дискриминация, равенство перед законом, происхождение, индивидуальность. | Декларация – ст.1.2. А.Усачев «Приключения маленького человека» | |
13 | Жизнь дается один раз… | Право на жизнь и личную неприкосновенность. Понятия: личная неприкосновенность, смертный приговор, смертная казнь, геноцид | Декларация – ст.3. «Нить жизни» - изобразит важные события собственной жизни. | |
14 | Жизнь в неволе (рабство) | Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни – нарушение прав человека. Пытки, жестокое обращение. Взгляд на рабство и бесчеловечное обращение с точки зрения права и морали. Понятия: рабство, неволя, жестокость, бесчеловечное обращение, мораль. | Декларация ст.4-5. Иллюстрации подневольной жизни, тяжелого физ. труда, и т.п. | |
15 | Закон один для всех. | Равенство всех перед законом. Ответственность государства за соблюдение прав человека. Конституция – основной закон государства. Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Понятия: Конституция, равенство перед законом, изгнание, свобода, суд | Декларация – ст.6-11; Конституция РФ, «Приклычения маленького человека» | |
16 | Мой дом – моя крепость. | Право на неприкосновенность жилища. Меры предосторожности и правила безопасности. Понятия: неприкосновенность, вторжение, предосторожность, безопасность. | Декларация – ст.12. Сказки: «Лиса и заяц», «Три поросенка». | |
17 | Честь и репутация. | Посягательство на доброе имя( честь и репутацию), клевета. Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь. Понятия: репутация, клевета, честь. | Декларация – ст.12. Сказки: «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане». | |
18 | Свобода выбора: где жить и с кем жить? | Свобода передвижения внутри своей страны и за ее пределами. Свобода выбора места жительства. Право на гражданство. Свобода бракосочетания. Понятия: местожительство, гражданство, бракосочетание, совершеннолетие. | Декларация – ст.13-16. Сказки: «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница». | |
19 | Собственность. | Право на владение имуществом. Понятия: собственность, наследство, имущество. | Декларация – ст17. | |
20 | А я думаю по- другому... | Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания. Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения. Понятия: религия, вероисповедание, убеждение, мнение | Декларация – ст.18,19. | |
21 | Государство. Я часть своей страны. | Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. Понятия: страна, Родина, гражданин, выборы, депутаты, дума, президент. | Декларация – ст.21. | |
22 | Свободный труд. | Право на свободный труд, на свободный выбор профессии, справедливое вознаграждение. Понятия: заработная плата, рабочий день, безработица, профессия. | Декларация – ст. 23-24. | |
23 | Имею право достойно жить. | Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Понятия: уровень жизни, социальная помощь, социальное обеспечение. | Деклараций – ст.25. | |
24 | Хочу быть образованным и культурным. | Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы). Право свободного участия в культурной жизни общества, пользование благами научного прогресса. Понятие: научный прогресс. | Декларация: - ст. 26, 27. | |
25 | Я придерживаюсь правил. | Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. Понятия: право – обязанности, Организация Объединенных Наций. | Декларация – ст.29-30. | |
26 | Какими правилами и обязанностями должен обладать человек? | Обобщение и подведение итогов изученного. Анкетирование. | ||
27 | Дети под защитой государства | Государство обязано создавать условия для свободного развития (умственного, физического, духовного) ребенка. В чем заключаются такие условия? Усилия самих детей. | «Права ребенка» | |
28 | Право на имя и гражданство. | Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Родословная. | «Права ребенка» | |
29 | Охрана здоровья. | Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни. Материнство и детство. | «Права ребенка» | |
30 | Беда может случиться с каждым. | Права детей с физическими и психическими недостатками на особую заботу и защиту. Подвести учеников к пониманию состояния детей с ограниченными возможностями. | «Права ребенка» | |
31 | Нужны ли любовь и внимание? | Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо | «Права ребенка» | |
32 33 | Творческие работы учащихся. | Подготовка к творческим работам на выбранную тему. | ||
34 | Подведение итогов. | Подведение итогов изученного за год в виде викторины, конкурсов или другой занимательной форме. |
К концу 2го класса дети должны знать:
- Что все люди равны в своих правах независимо от пола, цвета кожи, физических возможностей;
- что поступки, уважающие, защищающие права человека, - хорошие поступки и, наоборот, поступки, нарушающие права человека, - плохие;
- что соблюдение людьми общепринятых правил поведения и безопасности обусловлено необходимостью соблюдения прав друг друга;
- что государство – основной гарант соблюдения прав человека в стране;
- что такое Всеобщая декларация прав человека, когда и зачем она принята;
- что права и обязанности имеют взаимную связь.
Иметь представление о понятиях:
- Равноправие;
- Хороший поступок;
- Плохой поступок;
- Правило;
- Закон;
- Беззаконие;
- Культура поведения;
- Рабство, неволя;
- Местожительство, гражданство;
Уметь:
- ориентироваться в терминологии;
-правильно употреблять изученные термины и формулировки в своей речи;
- оценивать различные ситуации с точки зрения соблюдения прав человека.
Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы «Азбука Права»
Пояснительная записка.
Во многих странах мира изучение прав человека на ранних этапах уже давно стало неотъемлемой частью гражданского образования. Необходимость правового просвещения с целью подготовки детей к жизни в демократическом обществе отражена в ряде писем Министерства образования РФ.
Данная программа нацелена на практическое осуществление поставленной государственной задачи.
Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В силу этого предлагаемый курс имеет свою специфику:
- Интегрированный курс «Азбука Права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и обязанностях.
«Азбука Права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы межпредметные связи, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
- Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. Тексты и формулировки Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка предлагаются в более простом в языковом отношении варианте. Знать номера статей детям не обязательно. Необходимо, чтобы дети поняли смысл, «прочувствовали» заложенные в статьях документов принципы.
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.
Необходимым условием преподавания пропедевтического курса «Азбука Права» является создание на уроке атмосферы доверия, открытости, доброжелательности.
- Преподавание курса «Азбука Права» в начальной школе должно строиться на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой.
Содержание курса.
Курс «Азбука Права» является пропедевтическим, интегрированным и предназначен для дополнительного образования в рамках экономико-правового направления образовательного учреждения.
Обучение предполагается начать со 2го класса 1час в неделю.
На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной, занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне детально изучить текст Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка.
Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т.п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентироваться на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.
Обсуждение и оценка различных ситуаций, взятых их литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.
Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.