Методические разработки уроков и мероприятий.
На этой странице представлены методические разработки уроков и мероприятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
![]() | 2.35 МБ |
![]() | 43 КБ |
![]() | 1.64 МБ |
![]() | 30.32 КБ |
![]() | 26.65 КБ |
![]() | 23.25 КБ |
![]() | 348.9 КБ |
![]() | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Кондрашечкина Любовь Петровна
Учитель начальных классов
Алексеевский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Номинация «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе».
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»
Учебник Литературное чтение 3 класс
Авторы: Л.Ф.Климанова, Виноградская Л.А. В.Г.Горецкий.
«Просвещение» 2013г.
Тема урока: Л.Н.Толстой «Акула»
Цели урока:
- Продолжить ознакомление детей с творчеством Л.Н.Толстого.
- Обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
- Создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения.
- Создавать условия для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
- Воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
Оборудование:
- Учебник «Родная речь», часть 1.
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Свеча.
- Выставка книг Л.Н.Толстого.
- Презентация к уроку
Ход урока
- Организационный момент.
Эмоциональный настрой. (На слайде изображение солнышка)
-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу хорошего урока. Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас видеть. Садитесь.
- Проверка домашнего задания.
Прочитайте свои планы рассказа. Он схож с планом в учебнике?
- Тяжелый перелет через море.
- Молодой лебедь отстал от своих товарищей.
- Молодой лебедь один в море.
- Одинокий перелет.
(Пересказ текста по плану)
- Постановка учебной задачи.
- Мы прочитали с вами рассказ Л.Н.Толстого о животных, о птицах.
- Как вы думаете, о ком будем читать сегодня?
Сообщение ученика .
Это рыба длиной до 20 метров и массой тела около 10 тонн, является гигантом среди всех рыб, существующих на нашей планете. Кожа этих рыб шероховатая, покрыта чешуями, многочисленными зубцами и зубчиками. Они имеют великолепное обоняние и систему улавливания малейших колебаний воды, быстро появляются там, где плавают люди.
- О какой рыбе это сообщение?
- Постановка темы урока.(слайд)
- Ребята , какая тема нашего урока?
- Какие цели поставим для себя?
- Работа над темой урока.
Действие происходит в открытом море .Послушайте это произведение (включаю аудиозапись)
Первичное восприятие
- Каково ваше впечатление от прослушанного?
- Какой момент в рассказе вызвал у вас самые сильные переживания?
Словарная работа.
- Какие слова в тексте оказались непонятными?(слайд)
Артиллерист – военнослужащий артиллерии
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов
- Физминутка. (слайд)
Вы, наверное, устали. Давайте немного отдохнем.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложим назад.
- Работа с текстом. (слайд)
- Почему мальчики оказались в открытом море?
- Что можно сказать о характере мальчиков?
- Как вел себя старый артиллерист на протяжении всего рассказа?
- Что можно сказать об этом человеке? (слайд)
- Какие сравнения использует автор в рассказе «Акула»?
(Оба как ящерицы, бледный как полотно)
- Что хотел показать автор нам этим рассказом?
(Показать переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей).
Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!» (слайд)
-Вы согласны?
- Работа в парах.
- Перед вами отрывок из рассказа «Акула», дополните его словами из текста. (слайд)
Работа по карточкам.
- На карточках написаны слова, а вам надо назвать произведение Л.Н.Толстого. (слайд)
- Веник, отец, сыновья («Отец и сыновья»)
- Медведь, дерево, товарищи («Два товарища»)
- Мальчик, шапка, слобода, школа («Филиппок»)
- Кошка, дети, луг, собаки («Котенок»)
- Лондон, зоопарк, лев («Лев и собачка»)
- Итог урока. (слайд)
- Как называется рассказ, который мы сегодня читали?
- Почему автор дал именно такое название рассказу?
Наш урок подходит к концу.
Подведем итог нашего урока.
- Кто доволен своей работой на уроке?
10. Домашнее задание. (слайд)
Всему классу: выразительное чтение рассказа.
По выбору учащихся:
- придумать продолжение рассказа
- приготовить пересказ по картинкам
- нарисовать иллюстрацию
- пересказать по плану учебника
11. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы любви».) (слайд)
-У русских людей есть традиция: всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча.
Зажечь свечу.
-Пожелайте в душе самым близким, дорогим людям того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё!
-Мне было очень приятно побеседовать с вами. Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Кондрашечкина Любовь Петровна
Учитель начальных классов
Алексеевский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Номинация «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе».
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лебеди»
Учебник Литературное чтение 3 класс
Авторы: Л.Ф.Климанова, Виноградская Л.А. В.Г.Горецкий.
«Просвещение» 2013г.
Урок литературного чтения: Л.Н. Толстой "Лебеди"
Цели:
- продолжить знакомство с творчеством Л.Н.Толстого;
- совершенствовать навык чтения;
- развивать память, логическое мышление;
- учить работать с текстом;
- воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброты, понимание глубины произведения и развитие чувства прекрасного.
Ход урока
1.Орг. момент.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя.
2. Проверка домашнего задания.
- Ваше задание было придумать продолжение рассказа «Лев и собачка»
- Хотелось бы послушать ваши рассказы.
3. Введение в тему.
- Об этом человеке писал М.Горький. (слайд)
На фоне музыки чтение учителем: “Этот человек – великий писатель. Он всегда с нами. Через несколько лет, когда ты будешь постарше и сам начнешь читать его книги, ты, милый мальчик, с глубокой радостью почувствуешь, что он – бессмертен, он с тобой и вот дарит тебе часы наслаждения его искусством”.
Этот человек – гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы.
- Кто это? (слайд Л.Н.Толстой.)
- Какого человека мы называем – гений?
- Гений – высшая творческая способность, исключительно талантливый.
- Таким был Л.Н.Толстой.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем продолжать наше знакомство с творчеством великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
- Внимание на экран.
- Что вы видите на экране?
– Это картина Рылова “В голубом просторе” 1918 год. (слайд)
– Кто является героями этой картины?
– Как будет называться произведение, которое мы сегодня будем читать?
- Какие цели поставим для себя?
4.Постановка проблемы.
– Кто хочет рассказать рассказ Л.Н.Толстого “Лебеди”? (Затрудняются)
– Тогда послушайте аудиозапись.
- Какие чувства вызвал рассказ?
- Был момент, где вы волновались?
- Что произвело на вас впечатление?
5.Работа с текстом.
Работа в парах.
- Сейчас мы будем читать текст, делить его на части и озаглавливать их уже из предложенных мною заглавий.
- С чего все начинается? (Чтение 1ой части)
– Как они совершают перелет?
– Как они себя чувствуют в это время?
– В какое время они летят?
– Как можно озаглавить эту часть? (Слайд)
- Стадо лебедей
- Полет в теплые земли
- Перелет
– Какое событие происходит? (Чтение 2ой части)
– На что решился молодой лебедь?
– Что чувствовал лебедь?
– Какие звуки окружали лебедя?
– Когда это происходило?
– Что изменилось в поведении лебедя?
– Какие ещё происходят изменения?
– Как можно назвать эту часть? (Слайд)
- Лебедь
- Одинокий лебедь
- Печаль
- Одиночество
– Чем заканчивается рассказ? (Чтение 3ей части)
– Как вы думаете, ребята, что преодолевал лебедь?
- Как можно озаглавить эту часть? (слайд)
- Взлет
- Полет
- Победа
- Утро
- Прочитайте свой план рассказа.
- Нарисовать иллюстрации к любой части рассказа.
6. Физминутка.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
Мы лисичку обхитрим,
На носочках пробежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-шалунишки.
Но закончилась игра
И учиться нам пора.
7.Работа по развитию речи. Каждая пара ищет противоположности.
Холодной – теплые
Страны – земли
День – ночь
(лебеди) в небе (вверху) – (внизу) вода (опасность)
Уморились – не остановились
Старые – молодые
Сильные – слабые
Впереди – сзади
Лебедь – стадо лебедей
Взмахнул – не мог (лететь)
Ближе – дальше
Спускался – белелись (исчезали)
(лебедь) опускался – (море) всколыхнулось
Поднималось (море) - опускалось
8.Итог урока.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ? Зачем написал его Л. Н.Толстой?
(Может, рассказ об одиночестве. Светские люди дивились чудачествам графа. Он очень бедно одевался, носил серую блузу, сапоги или валенки. Он любил вспахать поле, сложить печку или накосить сена. Это было для него радостью. Родные не понимали его. Страдая от одиночества, отчаявшись обрести покой, он решает уйти. 28 октября 1910г., ночью, он вместе со своим домашним врачом покидает Ясную Поляну навсегда.)
- Чему учит нас этот рассказ?
- Хочу закончить наш урок строками из стихотворения К.Бальмонта
Лишь одного постичь мой ум не может:
Зачем Господь в борьбе нам не поможет.
Не снимет с нас тернового венца?
Зачем Он создал смерть, болезнь, страданье,
Зачем Он дал нам жгучее желанье –
Грешить, роптать и проклинать Творца?
– Как вы думаете, ребята, может ли быть продолжение рассказа?
9.Домашнее задание.
- Нарисовать рисунок. К нему подобрать отрывок.
- Написать отзыв.
- Сочинить стихи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Кондрашечкина Любовь Петровна
Учитель начальных классов
Алексеевский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Номинация «Формирование базовых национальных ценностей на уроках в начальной школе».
Тема урока: Л.Н.Толстой «Лев и собачка»
Учебник Литературное чтение 3 класс
Авторы: Л.Ф.Климанова, Виноградская Л.А. В.Г.Горецкий.
«Просвещение» 2013г.
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
Цели:
- Помочь понять, в чем особенность жанра “рассказ-быль”.
- Учиться более глубокой и точной передаче мыслей и чувств, заложенных автором в произведении.
- Учиться выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.
- Воспитывать чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.
- Открытие детьми жизненных истин – что значит преданность, дружба.
Оборудование: Учебники «Литературное чтение» 3 класс под редакцией.Л.Ф. Климановой, , презентация, наглядные пособия, сообщения детей.
Ожидаемые результаты:
- вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;
- увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;
- повышение эрудиции и словарного запаса детей;
- развитие фантазии, творческого воображения;
- совершение доброго поступка по отношению к животным;
I. Организационный момент.
- Доброе утро, дети!
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
II.Актуализация знаний.
-Творчество какого писателя мы начали изучать? (Л.Н.Толстого)Слайд
- Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним рассказом – былью Л.Н.Толстого.
-Как вы думаете, что такое быль? (Это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, та не выдуманная история.)Слайд
- О ком же мы сегодня будем читать, узнаете, если отгадаете загадки.
III. Постановка учебной задачи.
а) Под соснами, под ёлками лежит клубок с иголками. ( Ёж)
б) Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса
Кто же это? (Лиса)
в) По горам, по долам
Ходит шуба да кафтан. (Овца)
г) Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
д) Он огромен, полосат,
А вообще – то, кошке брат. (Тигр)
е) Меня по хоботу, ушам
Легко узнать и малышам. (Слон)
ж) Среди двора стоит копна,
спереди вилы, сзади метла. (Бык)
ж) Кто зимой, забыв тревоги,
Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)
Картинки – отгадки на доску.
- Каким одним словом мы можем всех назвать?
«Животные». Про животных будем читать.
- А вот про кого? Отгадайте!
Я – лучший сторож дома,
И с детства всем знакома. (Собака) (слайд)
- Дети, у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них? Расскажите!
- Собака – верный друг человека, никогда не предаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой.
В Париже поставлен памятник собаке. На пьедестале этого памятника выбита надпись: «Доблестный Барри спас сорок человек от гибели. Во время спасения сорок первого - погиб». Как же это произошло? (слайд)
(Сообщение читает ученик)
Сенбернары – это собаки-горноспасатели. Во время снежных обвалов они ищут людей. На спине большой и сильной собаки приторочены средства первейшей помощи: одеяло, продукты. Если собака не в силах откопать пострадавшего, она мчится в селение и там зовет на помощь людей. Сенбернар Барри спас сорок человек. Сорок первого, которого он обнаружил под завалом, не подавал признаков жизни. Собака раскопала его и, чтобы согреть его своим дыханьем, стала лизать человека в лицо. Пострадавший очнулся, открыл глаза, но испугался собаки, вытащил револьвер и выстрелил.
История сенбернара взволновала весь мир, и люди собаке по кличке Барри в Париже поставили памятник.
- О другом животном я могу сказать то, что это царь зверей. Кто это? (ответы детей)Слайд
Ученик: Длина - 2м 40см, вес – 230кг. Лев — рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные ноги, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных(Показать рисунка льва)
IV. Постановка темы урока
-Как вы считаете, как называется рассказ, который мы будем читать? Слайд
- Сформулируйте тему и цели урока.
V. Работа над темой.
- Действие происходит в зоопарке. Послушайте это произведение (включаю аудиозапись)
Первичное восприятие.
- Каково ваше впечатление от рассказа? Какие мысли, настроение вызвало чтение.
- Какие моменты показались самыми напряжёнными?
Словарная работа.
- Какие слова были непонятны?
Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.
Барин – землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы. (Слайд)
VI.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа с текстом. (Анализ произведения)
- Назовите главных героев были.
- Прочитаем, как начинается рассказ. (1 часть рассказа)
- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?
- Что он хотел нам показать?
(Люди безжалостны – уничтожают животных и смотрят на расправу.Чтобы такого никогда не было, хочет научить нас любить животных)
- Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа). Какие действия совершает собачка – найдите глаголы, которые передают эти действия.
Слайд
- Что вы можете сказать о собачке? Какая она? (Добрая, ласковая, предлагает дружбу)
- Какие действия совершает лев? (Найдите в тексте)
- Каким мы видим льва в этой ситуации? (Рассматривает, понравилась)
- Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных? (Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва)
- Что сблизило этих двух животных? (Они оба одиноки)
- Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение – 3 часть рассказа)
- Кем стала собачка для льва? (Другом)
- Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)
- Почему лев умер?
- Что значит быть преданным? (Варианты ответов).
- Работа в группах (по карточкам).
- Выберите пословицы, которые подходят к этому рассказу.
Жить вместе – и умереть вместе.
Все за одного, а один за всех.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Волка ноги кормят.
Ленивому всегда праздник.
Не топор кормит, а работа.
- Какие вы выбрали? Слайд
VII. Рефлексия урока
- Что дал вам этот урок? Что нам открыл автор в этом рассказе? (ответы детей)
- Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель?
- Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем, празднуем вместе с героями, то плачем от горя, то смеёмся до слез.
- Наш урок подходит к концу
Подведем итог.
- Кто доволен своей работой на уроке? Как работал класс?
- На листочке нарисуйте свое сердечко и напишите, какие чувства там возникли, поселились ли там доброта, сочувствие, захотели ли вы совершить какой-то поступок по отношению к животным.
(Дети вывешивают свои листочки на доску и подводят итог)
- Да, детки. Мы замечательный рассказ прочитали с вами, но мне он не очень по душе…А вы не догадались почему?
VIII. Домашняя работа. Придумайте свою концовку рассказа, чтобы она была радостной.
Длина - 2м 40см, вес – 230кг. Лев — рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные ноги, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных
Самцы львов обладают большой гривой из густых волос длиной до 40 см. Грива у взрослых самцов уникальна — ни у кого из кошачьих нет ничего подобного; она является одной из наиболее отличительных особенностей данного вида.
Чаще всего они проживают в группах, которые называют прайдами. Прайд обычно состоит из пяти или шести родственных между собой самок, их детёнышей обоих полов и одного или двух самцов
Благодаря своим размерам и силе взрослый лев практически не имеет естественных врагов. Однако львы могут стать жертвой других львов, погибая в драках.
Предварительный просмотр:
Алексеевский филиал МБОУ Большекуликовская СОШ
Классный час
Тема: Если добрый ты
Провела учитель
начальных классов
Кондрашечкина Л.П.
2011 г.
Ход работы:
1 этап. Индуктор
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный классный час. А начнем мы его со знакомого вам мультфильма
Песня кота Леопольда «Если добрый ты»
Ребята, о каком человеке поет Леопольд?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Да, доброте.
С чем у вас ассоциируется это слово? Что вам сразу приходит в голову, когда
вы слышите слово Доброта? Слайд1-2фото
Выслушиваются ответы детей
Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая Доброта, сейчас мы отправимся в необычное путешествие в мир Доброты за ответом на такой вопрос
«Что произошло бы с миром, если не было доброты?»
Объявление темы урока? Слайд3 - тема классного часа
а) Так что же такое доброта? Обратимся за помощью к
толковому словарю. Слайд 4
Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям ,стремление делать добро другим.
б) Назовите синонимы к слову добрый: отзывчивый, хороший, нравственный, честный, порядочный, вежливый, заботливый и т.д.
в) Запишите на карточках, что никогда не сделает добрый человек (работа в группах)
Добрый человек никогда: не обманет, обидит, убьет, украдет, ударит, сделает больно, бросит в беде, оставит без помощи и т.д.
Ребята, в какой книге написаны все эти слова (в библии, показать ее)
г)А что такое библия ?.....!!!!!
Библия – это книга, содержащая мифы христианской религии.
А теперь вернемся к теме нашего урока:
-Что произошло с миром, если не было доброты?»
е) В библии написаны так же и притчи. Притча – это рассказ с нравоучением. А теперь прослушайте притчу. Слайд 5
Притча о Добре и Зле
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь
Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте и не забыли «Добрый поступок»
– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте? 6слайд
Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло и мы в этом убедились на примере библии, притчи. Эту мысль они отразили и в пословицах, которые передаются из уст в уста.
ж) «Восстановите пословицы» (работа в группах )
1) Жизнь дана на……………….дела
2) Мир не без……………людей
3) ……….. слово и железные ворота открывает.
4) …………… слово человеку, что дождь в засуху
От какого слова произошли все эти слова? (доброта)
з) Какая пословица подходит к этой притче. Слайд 6
Да, непросто, быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло.
и) Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим… Я называю сказочного героя
Физминутка Слайд 7
Игра «Сказочный герой – добрый и злой»
(добрый герой – похлопали в ладоши, злой герой – закрыли глаза руками).
Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка , Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Морозко, Мальвина, Папа –Карло
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (Ответы детей)
д) Чтение стихотворения.Слайд8 (Мама и дочь)
Как дом, так сердце каждодневно
Необходимо выметать.
Оберегать от всякой скверны,
Не помнить зла, не оскорблять.
Любить без выгод и расчетов,
Соблазна ближним не давать,
Быть терпеливым к недочетам,
Великодушно все прощать.
Дружить с добром,
Душой болеть – ведь это значит
Себя для ближних не жалеть.
Ничто не обладает такой силой, как доброта. Слайд 9
к) Вот ребята, мы и добрались до Доброй земли. Слайд 10
Изготовление коллажа.
Земля покрыта туманом. Давайте сделаем так, чтобы солнце на этой земле засияло ярко-ярко. Не случайно, народная мудрость гласит: доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца добротой своей согревают нашу Землю. Доброта очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружают.
Первая парта изобразит нам на этом листе солнце. Сейчас я раздам слова. Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям и наклеить их на солнце вместо лучиков.
Развязный, аккуратный, доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый ,веселый ,счастливый, наглый, внимательный жадный ,крикливый
Солнце дает жизнь на Земле, значит на Доброй земле
должны цвести сады, Слайд 11
петь птицы, потому что природа тоже радуется доброте.
Вторая парта приклеит к дереву корни, на них напишет свои добрые слова, ведь дерево вырастет сильным только тогда, когда у него будут добрые(крепкие) корни.
Третья парта напишет на цветах добрые мысли.
Четвертая парта напишет на плодах добрые поступки
Добрые слова – корни Слайд 12
Добрые мысли – цветы
Добрые дела – плоды
Добрые сердца – сады
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Слайд 13
Мне кажется, что здесь кого –то не хватает. Конечно же, нас!!! Наших добрых сердец!!!Слайд 14
Продолжение жизни, на нашей Земле зависит от нас, Слайд 15
от того какие поступки будем совершать выскажите свои отзывы о нашем уроке: Какие поступки будете совершать?
Чему мы учились на уроке? Что понравилось на уроке? О чем расскажите родителям?) Слайд 16
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
Добравшись до Доброй земли вы, наверное, поняли, что у каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Слайд 17
Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.
Сегодня я всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. И приглашаю всех исполнить песню.
Стихотворение Константина Романова, написанное в 1886 году «Молитва»
Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением.
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биением.
Научи Ты меня соблюдать
Лишь твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.
Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить.
Предварительный просмотр:
Новогодняя викторина.
Ведущий. Добрый день, дорогие участники! Мы рады приветствовать дорогих родителей и уважаемых гостей. Пусть сегодня здесь царят улыбки, хорошее настроение, звучит веселый смех родителей и детей. Проявите свою находчивость, смекалку, покажите свои таланты. В нашей викторине участвуют две команды.
Представляю жюри:
Теперь придумайте названия своим командам. Для этого подойдут слова, подходящие к зимней тематике (Сосульки, Хлопушки, Снегурочки, Елочки, Снежинки)
Итак, проводим разминку. Я начну, а вы кончайте, хором стих мой продолжайте
- На дворе снежок идет
Скоро праздник … ( Новый год)
- Мягко светятся иголки
Хвойный дух идет от… (елки)
- Ветви слабо шелестят
Бусы яркие …(блестят)
- И качаются игрушки,
Флаги, звездочки, … (хлопушки)
- Закутал ветер небо шелком
Блестит сверкая наша …(елка)
- И приглашает елка нас
Начать веселый … (перепляс)
Конкурс «Пойми меня»
Приглашаются по одному участнику от каждой команды. Им вручается бумага и ручка. За одну минуту нужно написать слова, который приходят на ум, когда звучит фраза «Новый год». Члены команд тоже пишут слова. И за каждое совпадение слов команда получает по одному балу.
(Звучит веселая музыка)
Ведущий. А теперь, отгадываем загадки.
- Белая скатерть все поле укрыла. (зима)
- Годовой кусочек каждый день роняет листочек. Год пройдет – весь лист опадет. (календарь)
- Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит, стоять не велит (мороз)
- Бедный Тихон с неба спихан, где пробегает – ковром устилает. (снег)
- Текло, текло и легло под стекло. (Лед на реке)
А без кого Новый год – не новый год? Верно, без деда Мороза.
Следующий конкурс. В каких странах как зовут новогодних дедушек?
- Пер Ноэль (Норвегия, Франция, Испания)
- Тосигами (Япония, Китай, Италия)
- Сильвестр (Индия, Турция, Австрия)
- Юлеманд (Бельгия, Польша, Норвегия)
- Санта-Клаус (Ирак, Эфиопия, США)
- Батюшка Рождество (Англия, Греция, Испания)
Пока жюри подводит итоги, проведем игру.
Все ли готово к Новому Году?
Ведущий. Если вы сделали, то что я назову, хлопайте в ладоши и отвечайте хором «да». Если не сделали – молчите.
- Елку игрушками украсили?
- Бабушкам, мама и папам поздравительные открытки подписали?
- А сосульки на уши повесили?
- В снежки с друзьями играли?
- Землянику в зимнем лесу собирали?
- К празднику хлопушки, гирлянды готовили?
- А для ловли бабочек и кузнечиков сачки приготовили?
Молодцы! Землянику в лесу не собирали.
Герои сказок зовут нас на улицу. Чтобы не замерзнуть, поиграем. Вам приготовили одежду. За 30 секунд нужно успеть надеть на себя как можно больше одежды. Приглашаются по одному игроку от каждой команды.
(Звучит веселая музыка)
Ведущий. Итак, на улицу собрались. Теперь проведем конкурс «Меткий стрелок»
От каждой команды 3 участника. Первый делает снежки из бумаги, второй бросает, третий ловит корзиной.
(звучит веселая музыка)
Следующий конкурс «Устами младенца».
Ведущий. Вспомните о традиционных символах Нового года, о новогодних украшениях. Я зачитаю высказывания детей, а вы догадайтесь, о чем идет речь.
1)Мне очень нравится эта штука.
2)От нее у взрослых бывает много хлопот
3)Один раз у нее внутри была маска зайца на резинке.
4)Она похожа на гранату.
5)У нее есть веревочка, за которую надо дергать
(хлопушка)
1)Они бывают разноцветными.
2)У нас весь пол был ими усыпан.
3)Однажды у мамы в голове они запутались и она никак не могла их достать.
4)Они как снежинки, - все падают и падают.
5)Мой папа их дыроколом делает.
(конфетти)
1)Это что-то такое длинное.
2)Мне этим мам украсила костюм
3)Он такой разноцветный и блестит.
4)Его можно легко порвать.
5)Его из фольги делают
(серпантин)
1)Мой пап говорит, что от них может загореться дом.
2)У меня их целая пачка.
3)Люди с ними по улицам ходят и машут руками.
4)Их на елку нельзя вешать, но некоторые это делают.
5)Они горят и искры разбрасывают.
(бенгальские огни)
Следующий конкурс «Нарядим елку»
Приглашаются по 2 участника от каждой команды .Один – «елка».Второму нужно за 30 секунд повесить на елку как можно больше игрушек.
Отдохнем под елкой, а заодно вспомним песни про Новый год.
Жюри подводит итоги, награждает детей новогодними дипломами.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
История праздника. Древне германские племена верили, что в ели живет дух леса – хранитель зверей, птиц, растений. Воздавая почести этому дереву, украшая его, люди старались умилостивить этого духа. Традиция праздновать Новый год с елкой появилась в России при Петре I. В 1699 году он издал указ, которым ввел новое летоисчисление - от Рождества Христова, а Новый год повелел праздновать по-европейски - 1 января. Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома хвойными деревьями.
В старину елку украшали различными лакомствами: орехами в яркой обертке, конфетами и даже овощами. На ветках горели восковые свечи, которые затем уступили место электрическим гирляндам. А блестящие шары появились сравнительно недавно - примерно сто лет назад. Макушку елки венчала Вифлеемская звезда, на смену которой потом пришла красная пятиконечная. В 20-х годах прошлого столетия запретили устраивать елки и праздновать Новый год. В 1936 году в Колонном зале Дома Союзов была устроена елка для детей и молодежи. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год.
Откуда взялся дед мороз.
Согласно версии, "прапрадедом" современного русского Деда Мороза был герой русских народных сказок Морозко или Мороз красный нос, хозяин погоды, зимы и мороза. Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев . В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей .
В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку " Морозко ". Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ булочки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.
Новогодние забавы.
Новогодняя викторина На дворе снежок идет Скоро праздник … Мягко светятся иголки Хвойный дух идет от… Ветви слабо шелестят Бусы яркие … И качаются игрушки, Флаги, звездочки, …
Закутал ветер небо шелком Блестит сверкая наша … И приглашает елка нас Начать веселый …
В каких странах как зовут новогодних дедушек? 1. Пер Ноэль (Норвегия, Франция, Испания) 2. Тосигами (Япония, Китай, Италия) 3. Сильвестр (Индия, Турция, Австрия) 4. Юлеманд (Бельгия, Польша, Норвегия) 5. Санта-Клаус (Ирак, Эфиопия, США) 6. Батюшка Рождество (Англия, Греция, Испания)
Счастливого нового года!
Предварительный просмотр:
Дело в шляпе.
Цели занятия:
познакомить со шляпами различных фасонов; развивать мышление, внимание, воображение.
План мероприятия:
1.Вступление.
-пословицы и поговорки;
-пояснение пословиц.
2.Основная часть.
-происхождение слова «шапка»
-загадки
-игры на внимание
-что носили люди более ста лет назад
3.Заключение.
-конкурс
-подведение итогов
- Сегодня у нас необычное занятие, которое называется «Дело в шляпе». Тему этого мероприятия мне подсказала книга Н.Кончаловской. Мы будем говорить с вами о шляпах. Что, где и когда носили люди на голове.
А начну я с нескольких метких пословиц и поговорок, которые придумал русский народ о шапках. Одну я уже назвала в названии нашей темы. Когда мы так говорим?
А сейчас немного о происхождении этой пословицы. Чиновники носили мягкие суконные шляпы. Чиновников называли стряпчими. Стряпчие готовили документы для суда, вроде бы «стряпали дело». И была у этих чиновников привычка – класть за подкладку шляпы важные документы, чтобы не потерять их. Вот и считалось, если стряпчий положил прошение в шляпу, значит, дело будет решено. Отсюда и пошла поговорка «Дело в шляпе».
Вот такая пословица «По Сеньке и шапка» (ответы детей)
Эта пословица имеет два оттенка. Представьте себе, что жили в селе два Сеньки. Один ленивый, неряшливый, все делал кое-как. И дом у него был плохой, и крыша дырявая, и шапка… Представим, какая у него была шапка.
Про него и говорили с усмешкой «По Сеньке и шапка».
А другой Сенька был ловкий, умелый. Дом у него всегда был исправный, забор починен. Одевался аккуратно. Про такого люди, словно любуясь, говорили: «По Сеньке и шапка»!
Еще одна любопытная пословица: «На воре шапка горит». Как вы понимаете ее смысл? Вот возможная история этой пословицы. На базаре вор что-то украл. Случайно увидев это, один из прохожих крикнул: «На воре шапка горит!» От неожиданности вор схватился за шапку и сорвал ее с головы. Тем самым себя и выдал.
А знаете ли вы такую пословицу: «Шапку в охапку и бегом»? объясните ее смысл. Ее мы употребляем, когда говорим про трусливого человека, который испугавшись, спешит поскорее убежать.
Все эти пословицы живут до сих пор. Их часто можно услышать в нашей речи. Может, вы тоже знаете какие-нибудь пословицы, где употребляется слово «шапка»?
- А знаете ли вы, что означает это слово? Слово «шапка» не русское. Произошло оно от французского слова «шапо»,что значит «покрышка». Вот вы, ребята, какие покрышки носите на голове?
А для чего нам такое разнообразие шапок? От чего это зависит?
Послушайте загадки.
1.Угадайте-ка, ребята,
Кто-то, где-то и когда-то
Все моря избороздил,
С корабля сошел по трапу
И в свою большую шляпу
Лилипутов посадил?
(Гулливер)
2. В шляпе с круглыми полями
И в штанишках до колен
Занят разными делами,
Лишь учится ему лень.
Кто он, быстро отгадай-ка,
Как зовут его?
(Незнайка.)
3.Представим себе, что мы сидим за обедом – вдруг:
Кто-то тает в легкой дымке,
Кто-то в комнату вошел
И тихонько сел за стол.
Пляшут ножик, вилка, ложка
На глазах у всех ребят,
И котлета, и картошка
По кусочкам вверх летят…
Кто же это такой? (человек в шапке-невидимке)
- У каких сказочных героев была шапка-невидимка?
- А сейчас послушайте песню. Можете подпевать и танцевать. (песня Красной шапочки)
- Как называется эта сказка? Какой головной убор был у девочки?
- Кто в этой сказке был еще в головном уборе не в своем? (волк в бабушкином чепце). Теперь такие головные уборы можно встретить в старинном кино.
- Ребята, а знаете ли вы, что носили более ста лет назад?
Дамы надевали шляпки на высоченные прически. Эти шляпы были украшены перьями, бантиками, цветками. Кавалеры носили седые парики с локонами, а на них надевали треуголки, а также цилиндры. Высокая шляпа с маленькими полями. Посмотрите на рисунки дам и кавалеров.
И конечно, эти дамы
Важно ездили в карете.
Ну, а в наши времена
Представляешь, как смешна
Мысль о том, чтоб этой даме
Сесть в троллейбус вместе с нами.
- А что носили древние воины? (железный шлем с пластинкой над переносицей, защищавший от удара стрелы и копья)
- Вы, наверное, не раз слышали: «Сними шапку, если в дом вошел». А зачем ее снимать? Откуда это взялось?
Лет тысячу назад жить было опасно. По дорогам скитались в поисках добычи бездомные, в лесах укрывались разбойники. Люди постоянно ходили вооруженные. А уезжая из дома в дальний путь, надевали на себя кольчугу и латы, голову прятали под железный шлем. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимает шлем и несет его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину. Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю, ты не нанесешь мне удара исподтишка». Суровые эти времена прошли, но обычай снимать шапку остался. Это хороший обычай. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь дом, в который вошел, живущих в нем людей, веришь в их порядочность.
Форма старинного шлема потом перешла к первым воинам революции. Новый шлем стал называться «буденовкой» в честь прославленного командира Первой Конной Армии Семена Михайловича Буденного. Носили ее и кавалеристы, и пехотинцы, и артиллеристы. Она была удобна потому, что ее можно было носить и в форме фуражки, а также закрывать уши.
- Назовите головные уборы российских воинов?
Шлемы можно встретить у нас повсюду. Правда, они разные по цвету и форме.
Всем, всем, всем, всем На экранах видим все мы:
В наше время нужен шлем: Хоккеисты носят шлемы.
И рабочим на дорогах, Шлем обязан надевать
Скалолазам на острогах, Тот, кто хочет фехтовать.
Сталеварам у печей, И пожарник на пожаре
И строителям, что могут Носит шлем в дыму, в угаре.
Дом сложить из кирпичей. Носит шлем шахтер в забое
И солдат во время боя.
- А сейчас я прочту вам стихотворение, а вы угадайте профессию.
Вот он в белом колпаке
Стоит с половником в руке.
Готовит суп он из гороха,
И получается неплохо. (повар)
Нужно, чтобы каждый надевал
Или шапку, иль платок.
Чтоб в часы не попадал
Ни единый волосок,
Чтоб они ходили так:
Тики, тики, тики-так. (часовщик)
- Люди, каких профессий носят головной убор?
- А теперь, подводя итог нашего мероприятия, проведем небольшой конкурс.
«Найди владельца шляпы».
(даны рисунки шляп ,а под ними люди разных профессий или … Нужно соединить стрелкой шляпу с тем, кому она принадлежит)