Рисунок мягкой игрушки
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по учебному предмету
«Рисунок»
на тему:
«РИСУНОК МЯГКОЙ ИГРУШКИ»
Автор урока:
преподаватель
Карбовская А.В.
План – конспект
Тема занятия: «Рисунок мягкой игрушки»
Класс: 2 класс ДХШ
Продолжительность занятия: 3 урока по 40 мин (120 мин) с перерывами по 10 мин
Тип занятия: комбинированный.
Цель: выполнение тонального рисунка мягкой игрушки с использованием цветных карандашей.
Задачи: 1.обучить художественным и техническим приемам работы с цветными карандашами, познакомить с особенностями материала;
2.способствовать развитию творческих способностей обучающихся, способностей видения градаций светотени на мягких, пушистых предметах;
3.способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении знаний о видах графики и технических средствах их достижений; привить аккуратность в работе мягкими графическими материалами.
Оборудование:
для учителя: работы обучающихся прежних лет; проектор; ноутбук; методические пособия;
наглядные пособия в виде таблиц-рисунков, показывающих последовательность ведения работы.
для обучающихся: тонированная бумага, цветные карандаши , ластик, бумажный скотч.
Ключевые понятия: графика, мягкий материал, тон, осевая линия, форма, светотень, целостность.
План 1 урока
- Организационный момент – 3мин
Проверка полной готовности класса.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Объяснение новой темы - 20 мин
- Самостоятельная работа обучающихся – 15 мин
Закрепление знаний.
- Подведение итогов 1 урока - 2 мин
Ход урока
- Организационный момент.
Педагог приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.
Все обучающиеся размещены за мольбертами таким образом, что им хорошо видны наглядные пособия, демонстрируемые преподавателем при объяснении.
Преподаватель: - Здравствуйте ребята. Проверим готовность к уроку и отметим отсутствующих.
Преподаватель: - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Тема нашего урока: «Рисунок мягкой игрушки цветными карандашами»
Цель нашего урока: выполнение тонального рисунка мягкой игрушки с использованием мягкого графического материала.
- Объяснение новой темы
Преподаватель: - На уроках рисунка вы работаете в основном карандашом и уже владеете определенными приемами. Но существуют и другие материалы, которые использует художник-график, давайте вспомним.
(Ответы обучающихся)
- А какие из названных вами материалов являются мягкими и почему? (Ответы обучающихся)
Изучая техники работы разными материалами, вы расширите свои знания и навыки в области рисунка.
Сегодня мы поговорим о том, как работать цветными карандашами . Этим несложным материалом издавна пользовались художники. Рассмотрим несколько примеров.
Просмотр презентации «Рисунок мягкими материалами» с примерами работ великих художников в различных жанрах и детских работ.
Вопросы по презентации
Преподаватель:
- Приведенные примеры показывают, какими большими пластическими возможностями обладают цветные карандаши , красивый живописный материал с богатством оттенков, с глубоким бархатистым тоном.
1)Изготовление. Цветные карандаши - чрезвычайно мягкий, податливый материал, отличающийся красивой матовой фактурой.
История карандаша началась приблизительно 300 лет назад, когда вместо свинца стали использовать новый минерал ― графит. Но он очень мягкий, и поэтому в графитную массу стали добавлять глину. От этого графитный стерженёк становился твёрже и прочнее. Чем больше глины, тем твёрже карандаш. Поэтому и бывают карандаши разных видов: твёрдый, средний и мягкий.
Но графит ещё и сильно пачкается, поэтому у него появилась «одежда». Она стала деревянной. Оказывается, не каждое дерево подойдёт для изготовления корпуса карандаша. Нужно дерево, которое легко строгать и резать, но оно при этом не должно лохматиться. Идеальным оказался для этой цели сибирский кедр.
В графитную массу подмешивают ещё жир и клей. Это для того, чтобы графит легче скользил по бумаге и оставлял насыщенный след. Так, около двухсот лет назад карандаш стал похож на тот, что мы привыкли видеть.
Как делали карандаши
Изготавливали карандаши тогда вручную. Разбавленную водой смесь графита, глины, жира, сажи и клея заливали в отверстие в деревянной палочке и специальным образом выпаривали. Один карандаш изготавливали около пяти дней, и стоил он очень дорого. В России производство карандаша организовал Михаил Ломоносов в Архангельской губернии.
Карандаш постоянно совершенствовался. Круглый карандаш скатывается со стола, поэтому придумали делать его шестигранным. Затем для удобства в верхнюю часть карандаша поместили стирательную резинку. Появились цветные карандаши, в которых вместо графита в грифелях используется мел со специальным клеем (каолин) и красящим веществом.
Люди продолжали искать материал для замены древесины. Так появились карандаши в пластмассовой оправе. Был изобретён механический карандаш в металлическом корпусе. Сейчас выпускаются ещё и восковые карандаши.
Карандаш от начала создания и до готовой продукции проходит через 83 технологические операции, при его изготовлении используется 107 видов сырья и материалов, а цикл производства составляет 11 дней.
Демонстрация учебно-методического материала (последовательности выполнения рисунка мягкой игрушки ) и педагогический рисунок
Любой рисунок начинается с композиционного размещения изображения на листе. Необходимо правильно выбрать размер и расположить предмет в пределах данного формата. Берем уголек и сначала намечаем крайние точки будущего изображения игрушки сверху, справа, снизу, слева. Они не должны касаться краев листа бумаги, но и свободного пространства слишком много быть не должно. Намечаем горизонтальную плоскость. Общими овалами намечаем будущий предмет, затем общий характер формы в пространстве, далее пропорции головы, туловища, лап игрушки. (Приложения: 1,2 этапы)
- Преподаватель: - Приступим к практической части нашего урока и работе над построением. Но, прежде чем приступить к работе, мы должны с вами вспомнить технику безопасности.
Обучающиеся начинают работать над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.
- Подведение итогов 1 урока
Обучающиеся делают коррективы вместе с преподавателем, уточняют линии рисунка для дальнейшей работы.
План 2 урока
- Организационный момент – 2 мин
Проверка полной готовности класса.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Объяснение материала – 6 мин
- Самостоятельная работа обучающихся – 30 мин
Закрепление знаний.
- Подведение итогов 2 урока - 2 мин
Ход урока
- Организационный момент.
Обучающиеся занимают свои места и готовятся к продолжению работы углем. Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.
- Объяснение материала.
Преподаватель: - На втором уроке мы с вами продолжим работу в тоне, уточнив построение. Но, прежде чем приступить к работе, мы должны с вами вспомнить технику безопасности.
Намечаем границы собственной и падающей теней. Продвигаемся в работе от общего к частному, а затем наоборот. Затем уже рисунок приводим к целостности в соответствии с общим зрительным впечатлением. (Приложения: 3,4 этапы)
- Самостоятельная работа обучающихся.
После показа преподавателя обучающиеся продолжают самостоятельно работать над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.
- Подведение итогов 2 урока.
План 3 урока
- Организационный момент – 3мин
Проверка полной готовности класса.
Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
- Объяснение материала
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала – 5 мин
- Самостоятельная работа обучающихся – 25 мин
Закрепление знаний.
- Анализ и оценка работ– 5 мин
- Завершение урока - 2 мин
Ход урока
- Организационный момент.
Обучающиеся занимают свои места и готовятся к продолжению работы . Преподаватель проверяет готовность обучающихся к уроку: размещение за мольбертами, наличие материалов и оборудования.
- Объяснение материала.
Продолжение работы над тональной моделировкой формы.
Преподаватель: - Приводим рисунок к целостности в соответствии с общим зрительным впечатлением. Используем для передачи материальности игрушки различные приемы: и растушевку, и штриховку. Усиливаем тени с помощью штриха. Ставим там, где это необходимо, акценты, используя как тонкий карандаш, так и белый пастельный карандаш для выявления света, бликов.
(Приложения: 4 этап)
- Самостоятельная работа обучающихся.
Обучающиеся продолжают и завершают работу над заданием. Преподаватель ведет индивидуальную работу, делая фронтальные замечания; если есть необходимость, корректирует рисунки, поясняя свои действия.
- Анализ и оценка работ.
Обучающиеся выставляют выполненные работы на мольбертах для общего просмотра.
Проводится анализ работ совместно с обучающимися, обращается внимание ,как на ошибки, так и на удачные моменты в рисунках. Выявляются работы, соответствующие поставленным задачам, указывается, как достигнута выразительность рисунка.
Примерные вопросы обучающимся:
- Понравилось ли работать цветными карандашами ?
- Какие испытали трудности в работе?
- Можно ли полученные знания сегодняшнего урока применять в дальнейшем?
- Завершение урока.
Преподаватель отмечает то, как обучающиеся справились с поставленной целью, выставляет оценки.
Обучающиеся убирают за собой рабочее место.
Приложения
Методическая разработка
«Поэтапное выполнение мягкой игрушки»