Консультация "Сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в детском саду"

Консультация "Сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в детском саду"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Тополек»

«Сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в детском саду»

                     Воспитатель:                                                                                                                           Иващенко М.В.

2015 г.

«Приобрести  здоровье –  храбрость, сохранить  его – мудрость, а  умело  распорядиться им – искусство»    

                                 Франсуа   Вольтер.

Актуальность.  

Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе развития общества. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей дошкольного возраста.

Нормативно-правовые документы.

В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51).
  • «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

А также указами Президента России:

  • «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ».
  • «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в РФ».

Перечисленные документы и меры, принимаемые органами управления образованием, помогли достичь определенных результатов стабилизации, а в ряде дошкольных учреждений - качественного улучшения детского здоровья.

        Социальная компетентность ребенка дошкольного возраста в области сформированности представлений и навыков здорового образа жизни включает:

  • осознанное выполнение действий, связанных с самообслуживанием и режимным процессом, а также гигиенических процедур;
  • умение регулировать двигательную активность;
  • овладение двигательными действиями;
  • освоение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, социальная позиция ребенка по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.

На ребенка негативно сказывается перегрузка: режимные моменты, непосредственно образовательная деятельность, а также кружки,  недооценка игры, сокращение времени, отведённого на прогулки, несоблюдение режима в семье.

Дошкольники зачастую получают избыточную информацию, которая на востребована, не всегда доступна; в таких случаях ребенок, как правило, пассивен, ему неинтересно, а накопленные отрицательные эмоции наносят вред здоровью.

Учитывая, что эмоционально-волевая сфера дошкольников находится в стадии формирования, можно активно влиять на процесс повышения у них мотивации к здоровому образу жизни.  Следовательно, очень важно научить ребенка заботиться о своем здоровье, формируя привычки, связанные со здоровым образом жизни. Безусловно оправданным с этой позиции является такое педагогическое кредо: «Минимум лекарств, минимум физиотерапии, максимум движений, воздуха, воды!» 

Формирование у детей мотивации к здоровью и включение в физкультурно-оздоровительную деятельность на всех этапах образовательного процесса способствуют воспитанию положительной ориентации по отношению к здоровью, улучшению взаимопонимания между детьми и между детьми и взрослыми, снижает конфликтность, агрессивность, чувство изолированности, что положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии,  а значит, и на состоянии здоровья в целом.  

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре;
  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)
  • двигательно-оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники и развлечения
  • оздоровительные процедуры в водной среде.
  • Совместные досуги с родителями.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание  осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его,  эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

        Роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. В ходе совместной деятельности педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

        Воспитатель должен стать для детей носителем культурных ценностей, образцом для подражания. Он создает психологическую атмосферу в группе , задает настрой в течение всего дня. Насколько комфортно чувствует себя воспитатель, настолько комфортно и детям. Преобладание тех или иных эмоций в жизни человека ведет его к здоровью или болезни. От самочувствия воспитателя напрямую зависит здоровье детей, которые находятся рядом с ним.

Основная цель, которую  ДОЛЖЕН ставить перед собой коллектив ДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение  двигательного статуса  детей с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

В процессе нашей деятельности воспитатели  должны решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

  • утренняя гимнастика;
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки, походы;
  • совместные досуги с родителями и младшими школьниками;
  • спортивные праздники и развлечения;

Медицинская сестра и воспитатели должны вести с семьями скрупулезную работу по повышению их гигиенической и педагогической культуры с тем, чтобы и дома, и в детском саду требования к воспитанию и оздоровлению дошкольников были согласованными.

Правильное питание – залог здоровья.

Преимущества питания ребенка в детском саду:

  1. В отличие от многих семей в детском саду строго придерживаются регулярности в режиме питания, что способствует формированию правильного поведения ребенка в отношении пищи и обеспечивает более здоровую деятельность желудочно-кишечного тракта.
  2. Прием пищи в коллективе способствует также нормализации отношения ребенка к пище (оптимизация времени приема пищи, коррекция сниженного аппетита).
  3. В детском саду ребенок практически постоянно занят общением с ровесниками и воспитателем, что исключает интерес к дополнительным «перекусываниям» и повышает его интерес к основным приемам пищи. Фрукты и ягоды предлагаются на десерт в конце кормления.
  4. Разнообразие питания обеспечивается не за счет расширения ассортимента продуктов (риск аллергических реакций, пищевых расстройств), а за счет регулярной смены блюд из основных продуктов (крупы, овощей, мяса и.т.д.). Это обогащает вкусовое восприятие ребенка.
  5. Если родители сумеют постоянно совмещать домашний режим питания и режим дня детского сада, то ребенок будет лучше подготовлен к последующей школьной жизни.

«Безопасные условия пребывания детей в детском саду».

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях, безопасность образовательного процесса, а именно:

  • Безопасная среда (закрепленные шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности).
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте).
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели.
  • Маркировка постельного белья и полотенец.
  • Правильное освещение.

МБДОУ «Детский сад «Тополёк»

«Сохранение здоровья и обеспечение безопасности детей в детском саду»

        Выполнила:

                                                                             Иващенко М.В.