Профессиональное развитие и обобщение опыта

Свириденко Олег Николаевич

Предварительный просмотр:

Профессиональное развитие

     Регулярно презентую собственный педагогический опыт на уровне школы, района, края. Являюсь финалистом районного конкурса «Учитель года» в 2024 году в номинации: «Лучший учитель – предметник основной и средней школы.

Год

Уровень

Тема опыта, форма представления опыта

2021

Школьный

Практикум по теме: «Повышение эффективности преподавания с опорой на технологию проблемного обучения»

2022

Школьный

Чему учил китайский мудрец Конфуций? Урок истории в 5 классе технология проблемного обучения

2023

Школьный

Отечественная война 1812 года. Урок истории в 9 классе в технологии критического мышления

2022

Районный

Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов (РМО учителей истории)

2021

Районный

Мастер – класс: «Формирование читательской грамотности через использование разработанной мной текстовой  задачи с опорой на документально методический комплекс по истории в 8 классе «Дворцовые перевороты (РМО учителей истории)

2024

Районный

Начало Смутного времени. Урок истории в 7 классе в технологии проблемного обучения. Учитель года.

2021

Краевой

Практика реализации программы дополнительного образования «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов. Канская зональная конференции среди образовательных учреждений Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений»

2024

Краевой

Страны Азии в XIX - начале XX в (на примере Японии в поздний период нового времени). Урок в формате ФГОС практики формирования предметных УУД на уроке истории КИПК

2024

Районный

Английская революция в середине XVII века. Урок истории приемы работы в технологии продуктивного чтения

     На муниципальном уровне с 2011 г. работаю в составе предметной комиссии Всероссийской олимпиады школьников по истории и  обществознанию.      

           Систематически занимаюсь самообразованием, прохожу курсовую подготовку:

1. Курсы по программе переподготовки «Школа современного учителя истории» (продвинутый уровень) в объёме 100 ч. ФГАОУ ДО «Академией развития работников образования РФ   №у – 88786/б от 2021 г.;

2. КИПК: «Критическое мышление как компетентность 1 модуль» 36 часов. № 78458/уд от 08. 10. 2020 г.;  

3. КИПК: «Критическое мышление и его место в школьной действительности 2 модуль» 33 часа. № 83070/уд от 05. 11. 2020 г.; КИПК: «Практики развития критического мышления  3 модуль» 32 часа № 90347/уд от 21. 12. 2020 г.;

3. ИДПО ПАКК г. Москва: по программе «Интерактивные форматы в финансовом воспитании школьников в 5 - 8 классах» 20 часов от 2020 г.;

4. Центр онлайн обучения Педагоги России инновации в образовании г. Екатеринбурга по программе «Использование онлайн – платформы Сферум и Вконтакте в процессе реализации Федеральной образовательной программы в объеме 36 часов» № 663000014048 от 23 августа 2024 г.;

4. КИПК: «Реализация требований обновленного ФГОС ООО и ФГОС СОО в работе учителя (для учителей истории) в количестве 36 часов. № 167226/уд от 26. 09. 2024 г.

     Имею следующие награды:

  • Благодарственное письмо главы Абанского района от 2020 г.
  • Грамота финалиста муниципального конкурса «Учитель года» 2024 г.
  • Благодарственное письмо Дома офицеров г. Красноярск от 2021 года.
  • Благодарственное письмо за подготовку финалистов краевой научно – практической конференции «Первые шаги в науку. Научно – технологический потенциал Сибири» КГБОУ ДО Красноярский краевой дворец пионеров и школьников от 2024 г.


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету «История»»

Выполнил слушатель  ИПК: Свириденко Олег Николаевич

МКОУ Абанская основная общеобразовательная школа  № 1 (5 – 9 класс)

Тема: Страны Азии в XIX - начале XX в (на примере Японии в поздний период нового времени)

Класс: 9

Учебник: А. А. Искандеров Всеобщая история. История нового времени. 9 класс. – М.: Просвещение, 2019 г.

Тип учебного занятия: урок открытия новых знаний

Цель учебной деятельности (цель от ученика):  Выявить особенности процесса модернизации в Японии и её последствия

Планируемые результаты учебной деятельности (умения) предметные:

- знать значение понятий «Колониализм», «Закрытие Японии», «Сегунат», «реформы Мэйдзи», «Азиатская империя», модернизация

- использовать историческую карту как источник знаний о географическом и политическом развитии стран Азии

- характеризовать особенности взаимоотношений Японии с европейскими странами

- оценить роль европейского колониализма в странах Азии

Метапредметные:

- организовывать взаимодействие в группе, распределять роли, договариваться и вырабатывать совместное решение при изучении политики колониализма в странах Азии на примере Японии конца 19 века

-  представлять результаты работы в группе: устно составлять рассказ, отвечать на вопросы кратко и подробно

- выделять главное и осуществлять поиск информации в разных источниках: учебник, документ, карта, рассказ …

Фрагмент учебного занятия:

В данном фрагменте урока, ставится акцент на формирование навыков целеполагания при помощи побуждающего диалога при формулировке проблемного вопроса: Что помогло Японии стать на один уровень с индустриально развитыми странами?

учебные задания для формировани я УУД на предметном материале

формы организации учебной деятельности обучающихся

деятельность учителя

деятельность ученика

планируемый результат

  1. Актуализация

Выполняют кроссворд в котором ключевое слово – это тема урока

Заранее подготовлен на классной доске (презентации)

Задает вопросы, стимулирует деятельность, в случае затруднений наводящими вопросами

Работа в парах отгадывают кроссворд для того, чтобы определить тему урока

Выйти на формирование темы урока

  1. Формирование пространственных представлений

Работа с картой

  1. Найдите в юго – восточной Азии – Японию.
  2. Какие государства у неё были соседями?
  3. Назовите столицу Японии старую и новую?

Выполняют задания по карте фронтально «Страны Азии в новое время»

Отработка умений работы с картой

- использовать историческую карту как источник знаний о географическом и политическом развитии стран Азии

  1. Обобщить знания о Японии

Составить кластер – схему на основе ассоциаций о Японии

Что вы знаете о современной Японии?

Пишет в центре: ЯПОНИЯ – составляет схему на основе ответов учащихся

Фронтально

- саккура

- самураи

-тойота (автомобили)

- тошиба (бытовая техника)

- кимано …

Выделять отличительные признаки страны

Познавательное: подводятся под понятие

  1. Формируется проблемный вопрос

Побуждающий диалог

Всегда такая была Япония?

В группах

Вспоминают о закрытии Японии при сёгуне Токугаве. Объясняют  почему?

Определить проблемный вопрос по теме урока: Что помогло Японии стать на один уровень с индустриально развитыми странами?

  1. Определите цели нашего сегодняшнего урока

Мозговой штурм

Записывает на доске:

  1. Почему Япония стала развитой страной?
  2. Реформа или революция?
  3. Какая была внешняя политика у Японии?

Формулируют цели урока

Целеполагание направленное на  изучение новой  темы

Регулятивные:

- управление своей деятельностью

  1. Инструктаж

Договариваемся о способах организации деятельности

Как будем работать?

В группах:

  1. Реформы Мэйдзи
  2. Работа с тектом Конституции Японии 1889 г.
  3. Внешняя полика Японии в конце  XIX века

Работают по группам:

  1. Изучают вспомагательные дидактические материалы:

- Карточка с вопросами к группе

- Текст с ошибкой

2. Распределяют работу и готовятся к ответу.

Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль, коррекция

Познавательные:

Систематизировать новый материал

- работа с информацией

- выполнение логических операций (анализ, обобщение, классификация, подвести под понятие …

Коммуникативны: обсуждение вопросов в группе

  1. Умение составить рассказ, выделять главное в тексте, отвечать на вопросы

Выступление групп

Контролирует выступления, выделяет главные вопросы по теме

Выступают по группам

Коммуникативные: устная речь

Личностные: высказывание своей личной позиции по вопросу

 

Закрытие Японии, Сегунат, реформы Мэйдзи: образования, аграрная, промышленности, конституция, административная, военная, финансовая; агрессивная внешняя политика (Азиатская империя)

  1. Подведение итогов

Обобщение

Оценивает выступления, дополняет ответы

Обобщает ответы

1 минутное эссе по проблемному вопросу

Выделяют главные вопросы, дают краткий  аргументированный ответ на проблемный вопрос по теме урока: реформы Мэйдзи (Западные технологии, но восточная мораль)

  1. Оценивание

Работа с листом самооценивания

Инструктаж

Заполняют лист самооценивания

Формирование критериальной самооценки по теме урока

Кроссворд к 1 заданию:

  1. Колони Я

                                       2. СиПаи

                                   3. МетрОполия

                                    4. СегуН

                             5.  МодернИзация

                      6. Колонизаци Я

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называли страну, находящуюся под влиянием иностранного государства?
  2. Как называли солдат в Индии, которые подняли восстание из – за новых патронов?
  3. Как называется страна, владеющая колониями?
  4. Как называли феодальных правителей Японии?
  5. Как называется переход от традиционного к индустриальному обществу?
  6. Как называли захват и заселение чужой страны?

В группах:

  1. Группа Реформы Мэйдзи

Прочитайте п. Реставрация Мэйдзи к П. 15 с. 143 – 144 и ответьте на вопросы:

  1. Почему власть в Японии перешла от сёгуна к императору?
  2. Объясните высказывание: «Знания всего мира – для укрепления власти императора!»
  3. Расскажите о реформах, которые проводились в Японии в конце XIX века: Образования, административная, финансовая, военная, аграрная, промышленности.
  4. Оцените результаты реформ.

  1. Группа: Работа с текстом Конституции Японии 1889 г.
  1. Составьте схему управления Японией в конце 19 века.
  2. Какие изменения появились в Японии по новой Конституции?
  3. В чем большое значение новой Конституции для Японии конца 19 века?

Глава I. Император.

Статья I. Японская империя должна управляться и над нею должна царствовать непрерывная во веки веков линия императоров.

Статья II. Императорский престол должен переходить по наследству к мужским потомкам императора, согласно постановлениям закона об императорском доме.

Статья III. Император есть лицо священное и неприкосновенное.

Статья IV. Император есть глава империи, соединяющий в себе права верховные и осуществляющий их в согласии с постановлениями настоящей конституции.

Статья V. Император осуществляет законодательную власть с согласия императорского сейма (парламента).

Статья VI. Император дает законам свое утверждение и распоряжается об их обнародовании и исполнении.

Статья VII. Император созывает императорский сейм, открывает, закрывает, отсрочивает его и распускает палату депутатов.

Статья IX. Император издает или повелевает издать распоряжения, необходимые для исполнения законов или для поддержания общественного порядка и спокойствия и благосостояния подданных. Но никакой приказ не может каким бы то ни было образом изменять существующие законы…..

Глава II. Права и обязанности подданных.

…Статья XIX. Японские подданные могут, если удовлетворяют условиям, обозначенным в законах или распоряжениях, быть назначаемы как на военные, так и на гражданские должности, а равно исполнять и другие общественные службы.

Статья XX. Японские подданные подлежат отбыванию военной или морской службы, согласно определениям закона.

Статья XXI. Японские подданные обязаны платить налоги, согласно постановлениям закона.

Статья XXII. Японские подданные пользуются свободой выбора местожительства и перемены такового в пределах закона.

Статья XXIII. Ни один японский подданный не может быть арестован, удержан в заключении, судим или наказан иначе, как по закону.

Статья XXIV. Ни один японский подданный не может быть лишен права быть судимым судьями, установленными законом.

Статья XXVI. Помимо случаев, в законе обозначенных, тайна переписки каждого японского подданного не может быть нарушаема.

Статья XXVII. Право собственности каждого японского подданного должно оставаться неприкосновенным. Меры, необходимые в интересах общего блага, должны устанавливаться законом.

Статья XXVIII. Японские подданные пользуются свободой вероисповедания, поскольку она не нарушает порядка и спокойствия и не наносит ущерба их обязанностям, как подданных.

Статья XXIX. Японские подданные, в пределах закона, пользуются свободой слова, письма, печати, общественных собраний и союзов. ….

Глава III. Императорский сейм.

Статья XXXIII. Императорский сейм состоит из двух палат — палаты пэров и палаты депутатов.

Статья XXXIV. Палата пэров, согласно указу о палате пэров, должна состоять из членов императорской фамилии, из представителей дворянства и из лиц, возведенных в это звание императором.

Статья XXXV. Палата депутатов должна состоять из членов, выбираемых народом, согласно постановлениям избирательного закона.

…Статья XXXVII. Каждый закон требует одобрения императорского сейма.

Статья XXXVIII. Обе палаты голосуют о законопроектах, докладываемых им правительством, а также могут и сами вносить законопроекты.

…Статья XL. Обе палаты могут делать правительству представления как относительно законов, так и по другим доводам. Но если эти представления не будут приняты, то вторично делать их в ту же сессию не дозволяется.

Статья XLI. Императорский сейм должен быть созываем ежегодно.

Статья XLII. Сессия императорского сейма должна продолжаться три месяца. В случае необходимости, сессия может быть продолжена императорским приказом.

Статья XLIII. В случае крайней необходимости, в дополнение к обыкновенной сессии может быть созвана чрезвычайная. Продолжительность чрезвычайной сессии определяется высочайшим приказом.

Статья XLIV. Открытие, закрытие, продолжение и отсрочка сессии императорского сейма совершается одновременно для обеих палат. Если палата депутатов должна быть распущена, то одновременно с этим отсрочивается сессия палаты пэров.

…Статья XLVI. Ни в одной из палат императорского сейма не могут быть начаты ни дебаты, ни голосование, если нет налицо по крайней мере трети общего числа членов.

Статья XLVII. Вопросы решаются в общих палатах абсолютным большинством голосов. При равенстве голосов решающий голос принадлежит председателю.

Статья XLVIII. Занятия обеих палат происходят публично. Однако по требованию правительства или по решению палаты заседания могут быть сделаны закрытыми.

Статья XLIX. Каждая из палат императорского сейма может подавать императору адреса.

Статья L. Обе палаты могут принимать петиции, подаваемые подданными….

Глава IV. Министры и Тайный Совет.

Статья LV. Министры дают советы императору и являются ответственными за это.

Все законы, императорские повеления и императорские рескрипты какого бы то ни было рода, относящиеся до государственных дел, требуют скрепы министра.

Статья LVI. Тайный Совет, согласно положениям об организации Тайного Совета, имеет совещаться по важным государственным делам, когда император спрашивает его мнения.

Глава V. Судебная часть.

Статья LVII. Правосудие отправляется судами, согласно закону, именем императора.

Устройство судов должно определяться законом.

Статья LVIII. Судьи должны назначаться из числа лиц, удовлетворяющих указанным в законе условиям.

Судья не может быть смещен с своего поста иначе, как по судебному приговору или в виде дисциплинарного наказания.

Правила о дисциплинарных взысканиях должны определяться законом.

…Статья LXI. Никакой процесс относительно прав, полагаемых нарушенными незаконными мерами исполнительной власти, притом подлежащий ведению административного суда, особо учрежденного законом, не может разбираться обыкновенным судом.

Глава VI. Финансы.

Статья LXII. Обложение новым налогом или изменение норм существующего налога должно определяться законом.

Однако все административные сборы или доходы, имеющие характер вознаграждения, не могут причисляться к вышеупомянутой категории.

Выпуск государственных займов и отягощение государственного казначейства другими обязательствами, за исключением тех, которые предусмотрены в бюджете, требуют согласия императорского сейма.

…Статья LXIV. Расходы и доходы государства требуют утверждения императорского сейма в форме годового бюджета.

Всякий и каждый расход, превышающий сметные назначения, обозначенные в статьях и параграфах бюджета, или непредусмотренный бюджетом, должен получить последующее одобрение императорского сейма.

Статья LXV. Бюджет должен сперва вноситься на рассмотрение палаты депутатов.

Статья LXVI. Расходы по императорскому дому должны покрываться ежегодно из государственного казначейства, согласно установленной цифре, и не требуют утверждения парламента, кроме тех случаев, когда необходимо увеличить цифру издержек.

…Статья LXXI. Если императорский сейм не голосовал бюджета, или если бюджет не получил еще действительной силы, то правительство исполняет бюджет предшествующего года.

Статья LXXII. Окончательный счет государственных доходов и расходов должен быть проверен и утвержден Счетной Палатой и представлен правительством на одобрение императорского сейма вместе с отчетом указанной палаты.

Устройство и круг ведомства Счетной Палаты должны быть определены особо.

        

        Глава VII. Дополнительные правила.

Статья LXXIII. Если в будущем окажется необходимым исправить положения настоящей конституции, то по высочайшему повелению в императорский сейм представляется проект в соответственном смысле.

В этом случае ни одна палата не может приступить к дебатам, если на лицо имеется менее двух третей общего числа членов; и никакая поправка не может пройти, если за нее высказалось менее двух третей числа наличных членов.

Ресурс: https://ru.wikisource.org/wiki/Конституция_Японской_империи 

  1. группа: Внешняя политика Японии в конце  XIX века

  1. Изучите карту учебника «Индия, Китай, Япония в конце XIX века»

- определите основные действия Японии: войны и соперников

- докажите, что внешняя политика Японии имела агрессивный характер

2) прочитайте текст учебника на с. 144 и дайте характеристику внешней политики Японии в конце 19 века.

- Оцените внешнюю политику Японии. Почему она была агрессивной?

- В чем причины успеха?

Текст с ошибкой

Япония вступила в эпоху феодализма (капитализма). Сложная задача встала перед сегуном (императором): ничего не менять (провести реформы по западному образцу) и не потерять свою национальную самобытность, свои традиции.

На учебу все поехали в японские монастыри (европейские университеты).  В жизни крестьян ничего не изменилось (расслоение). Самым главным в развитии промышленности играло само государство. Согласно конституции в Японии установилась абсолютная (конституционная) монархия.

Внешняя политика Японии оказалась неудачной (удачной Корея, Китай, Россия). Так Япония была на одном уровне развития с такими странами как: Китай и Индия (превосходила, стала первой азиатской великой державой).

Главной причиной успеха Японии является преданность традициям    (модернизация по европейскому образцу).

Критерии оценивания устного ответа учащихся:

Оценка «5»  - речь грамотная, правильное использование терминов и понятий. Ответ полный есть аргументация в ответе у учащихся на учебный материал не менее 3 аргументов, вывод. Отсутствуют дополнения учителя и одноклассников. Изложено не менее 90 % материала.

Оценка «4» - речь грамотная правильное использование терминов и понятий.   Ответ полный есть аргументация в ответе у учащихся на учебный материал не менее 2 аргументов, вывод. Есть незначительные дополнения и уточнения учителя и одноклассников. Основная суть ответа на вопрос изложена полно не менее 75 % учебного материала.

Оценка «3» в речи имеются предметные неточности не искажающие основного содержания ответа. Неполный ответ, неточности в аргументации или изложении вывода по проблеме (заданию). Есть дополнения одноклассников, учителя. Изложено не менее 50 % материала.

Оценка «2» - речь непонятна, много фактических ошибок в изложении учебного материала. Изложено менее 50 % материала. Нет вывода по проблеме (заданию)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль 3. “Критическое мышление ” Итоговая работа Сценарий урока разработанный в рамках курса «Основы финансовой грамотности », 14 – 15 лет (8 – 9 класс) Как спланировать семейный бюджет ? Сценарий соcтавил : Свириденко Олег Николаевич, учитель истории и обществознания, МКОУ Абанская ООШ № 1 Красноярск , 2020

Слайд 2

Актуальность В 8 и 9 классе дети обучаются в возрасте 14 – 15 , когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

Слайд 3

Базовая модель КМ выделяет основные стадии: Вызов – подача новой информации, которая является актуальной и мотивирует к познавательной деятельности, определяется проблема по теме Смысловая стадия - осмысление новой информации и её интерпретация. Рассматриваются альтернативные варианты и анализируются. Вырабатывается собственная точка зрения на проблему. Рефлексия – происходит творческое развитие, когда сравниваются гипотезы и результаты осмысления, подводятся итоги проделанной работы

Слайд 4

Модель КМ Человек с хорошо развитым критическим мышлением: Поднимает актуальные вопросы и проблемы, формулируя их ясно и четко; Собирает и допускает относящуюся к делу информацию, используя абстрактные идеи, чтобы эффективно их интерпретировать; П риходит к обоснованным заключениям и решениям, проверяя их по критериям и стандартам; Думает непредубежденно в пределах альтернативных систем мышления, распознавая и допуская по необходимости их предположения, причастность и практическое соответствие.

Слайд 5

Цель разработки: Привить учащимся критическую оценку финансовых предложений с учетом их достоинств и недостатков и делать осознанный выбор, чтобы добиваться осознанный выбор, чтобы добиваться защиты, сохранения и приумножения личного финансового благополучия.

Слайд 6

Задачи разработки: Научить школьника использовать свои активы наилучшим образом т. е. приносить доход или удовлетворять потребности, которые действительно необходимы. Научить планировать доходы и расходы школьников не только учитывая текущие сбережения, но и создать сбережения для долгосрочных целей. Научить школьника применять финансовые инструменты (личный финансовый план, семейный бюджет, доходы и расходы, виды потребностей, правило 10% и т. д.) в разных жизненных ситуациях.

Слайд 7

Результаты разработки рекомендуется проверять через то, что участники умеют и знают: Составлять семейный бюджет и личный финансовый план; Оценивать различные виды личного капитала в том числе финансовые активы и человеческий капитал; Вести учет личным расходам и доходам; Находить и анализировать информацию, необходимую при выборе финансовых услуг; Знать и защищать свои права как потребителя финансовых услуг.

Слайд 8

Итогом разработки и способом проверки результатов прохождения курса предполагается защита проекта от группы семейного бюджета с позиции рационального использования финансовых и иных ресурсов семьи. Оценка удовлетворенности работой осуществляется с помощью процедуры самооценки и взаимной оценки и обсуждения общего результата.

Слайд 9

Использование КМ по данной теме Жизненная ситуация подается как проблема над которой надо подумать (видеоролик, кейсовая задача): Что делать в такой ситуации? Представим, что Анастасия и Павел окончили институт и устроились на работу на молочный завод технологами. Зарплата каждого составляла 20 тыс. р. Анастасия и Павел поженились. Когда они начали вести совместное хозяйство, выявилась серьёзная проблема: каждый привык жить со своими родителями и не научился при своих тратах учитывать общесемейные расходы на самое необходимое. Анастасия каждый месяц покупала себе новые платья, а Павел тратил деньги на компьютерные игры. В результате счета за коммунальные услуги оказывались неоплаченными, денег на продукты питания не хватало. Вопрос (проблема): Как Анастасии и Павлу надо управлять своими финансами, чтобы совместных доходов хватало на всё самое необходимое и оставались деньги «побаловать себя»?

Слайд 10

Осмысление: Что такое семейный бюджет и как его составлять? Расходы можно разделить на группы. Выпишите основные примеры из учебника на с. 27 Необходимые (фиксированные) Переменные на питание; оплату жилья, воды, отопления, электричества; проезд на транспорте; лекарства и многое, многое другое. Человеческий капитал - это интеллект, здоровье, знания. Электричество (лампочки, сезон), лечение, ремонт…

Слайд 11

Составление семейного бюджета Доходы Расходы Сбережения Зарплата Анастасии – 20 тыс. рублей Павел – 20 тыс. рублей Итого на постоянные расходы у Насти и Паши уходит 27,6 тыс. р. Питание, жилья, связь и интернет, хозтовары , проезд, кредиты, лекарства При совместном доходе 40 тыс. р. у них ещё остаётся 12 400 р. на одежду, обувь, спорт, досуг. Объяснить финансовое правило 10 % от всех доходов (финансовая подушка безопасности) Самое главное правило любого бюджета: Дефицитный , профицитный , сбалансированный.

Слайд 12

Решение задач по основам финансовой грамотности В семье Григорьевых совокупный доход составляет 50 тыс. р. Расходы на самое необходимое — 30 тыс. р. Иван Григорьев тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 8,5 тыс. р., а его жена Мария тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 9 тыс. р. На их маленького сына Витю, который ходит в детский сад, уходит 5 тыс. р. Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов ?

Слайд 13

Карточка семьи Ивановых В семье Ивановых пять человек: мама, папа, бабушка (70 лет), дети: Даша (5 лет), Лида (14 лет). Семья живет в собственной 3-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от детского сада и школы. Они имеют садовый участок 5 соток в 15 км от города, подержанный автомобиль. Отец работает в соседнем городе (30 км) его доход в месяц составляет 20 т.р , мама работает в детском саду, её доход составляет 8 т.р ., бабушка получает пенсию 10313 р., за каждого ребенка мама получает детское пособие 1 т.р . Общий доход семьи 40 313 р. В месяц. Старшая дочь Лида посещает музыкальную школу и курсы английского языка. Младшая дочь Даша ходит в детский сад. Оплата музыкальной школы составляет 1000р в месяц, курсы английского языка 1500 р, оплата детского сада 2200 р. Коммунальные платежи составляют 5000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 300 р в месяц. Дети никогда не были на море, поэтому семья мечтает о совместном летнем отдыхе.

Слайд 14

Карточка семьи Петровых В семье Петровых пять человек: мама, папа, дети: Света (19 лет), Оля (15 лет) и Денис (11 лет). Семья живет в собственной большой 4-х комнатной благоустроенной квартире в черте города, в шаговой доступности от школы. Они имеют дачный домик с садовый участком 6 соток в 3 – х км от города, новый автомобиль. Отец работает в соседнем городе (70 км) его доход в месяц составляет 40 т.р , мама работает бухгалтером, её доход составляет 20 т.р ., старшая дочь Света студентка колледжа, учится на отлично, её стипендия составляет 1000 р., в свободное время Света подрабатывает, её доход составляет 10 т.р ., детское пособие на детей семья не получает, т.к. совокупный доход семьи выше среднемесячного прожиточного минимума. Общий доход семьи 71000р. в месяц. Старшая дочь Света подрабатывает в кафе, в соседнем городе, расходы на проезд составляют 116 р. в день, её график занятости 4 рабочих дня в неделю. Средняя дочь Оля посещает секцию гимнастики, сын Денис посещает бассейн. Оплата двух спортивных секций составляет 3000р в месяц. В прошлом году семья взяла кредит на покупку автомобиля, на 5 лет, под 22% годовых. Оплата кредита в месяц (с учетом процентов) составляет 6 т.р . Осталось выплатить 300 т.р . Коммунальные платежи составляют 10000 руб. Семья имеет компьютер и принтер, оплата интернета составляет 600 р в месяц. Семья мечтает о летнем отдыхе на море и по-быстрее выплатить кредит.

Слайд 15

Какие выводы можно сделать из данной жизненной ситуации? Для управления деньгами необходимо планировать доходы и расходы. Для эффективного управления финансами семьи необходимо вести семейный бюджет (совокупный план доходов и расходов на определённый период). При составлении бюджета необходимо закладывать примерное равенство его частей (доходов и расходов), а лучше — превышение доходов над расходами (профицит) в 10%.

Слайд 16

Рефлексия Было знакомо ? Новая информация ? С чем вы не согласны ? Озвучьте вопросы по нашей теме ?

Слайд 17

Записывают Д/з: Составьте памятку: 21 ШАГ К СОКРАЩЕНИЮ СЕМЕЙНЫХ РАСХОДОВ.

Слайд 18

Риски: Реализация программы может занять больше времени в зависимости от темпа работы класса, навыков коммуникации и поведения в дискуссии. Защита проектов может вызывать эмоции и чувства у учеников. Оформление проектов из – за отсутствия технических средств у некоторых из ребят.



Предварительный просмотр:

   Конкурс «Учитель года – 2024»

Номинация «Лучший учитель основного и среднего общего образования»

Описание урока

  1. Фамилия, имя, отчество автора

Свириденко Олег Николаевич

  1. Место работы

МКОУ Абанская ООШ № 1

  1. Должность

Учитель истории и обществознания

  1. Класс

7

  1. Предмет

История

  1. Тема урока/занятия

Лжедмитрий II. Военная интервенция в Россию и борьба с ней

  1. Место урока в теме и в программе по предмету

Данный урок является № 40 в тематическом планировании. Продолжает знакомство с событиями Смутного времени начала XVII века в России (всего 8 часов), является 3 уроком в этом подразделе. На данном уроке  основные образовательные результаты  направлены на понимание причин появления  Лжедмитрия II, характера войны тушинцев с В. Шуйским и последствий этих событий для истории России начала  XVII века. Развиваются: умение высказывать суждения о главных действующих лицах; картографические компетенции; навыки поиска, отбора, сравнения различной информации;  умения делать вывод и понимать основной смысл изученного. Формируется личное отношение и гражданская позиция к понятиям «смута», «самозванство»  и «интервенция», что является актуальным в связи с современными угрозами  для будущего России.  

  1. Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса

В ходе эвристической беседы создается проблемная ситуация, направленная на формирование темы и основной цели урока.  После работы с эпиграфом урока, формируется проблемный вопрос урока:  «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

  1. Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
  • знать:

-

-

  • уметь (сможет продемонстрировать):

-

-

К концу урока каждый ученик будет знать:

 - Значение  понятия  «смута», «самозванства»; «интервенция».  

К концу урока каждый ученик будет уметь:

- показывать на исторической карте основные объекты, относящиеся ко 2 периоду Смутному времени 1606 – 1610 гг. (период иностранной интервенции);

- выявлять причины разногласий российского общества начала XVII века, которые привели к развитию патриотического движения по освобождению России от иностранной польско – литовской и шведской интервенции;

- сможет продемонстрировать навыки поиска, отбора, сравнения различной информации;  

- умения делать вывод и понимать основной смысл изученного.

  1. Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запланированных результатов:

Достижение запланированных результатов в течение урока проверяется с помощью:

1. Карточки для работы в группах

2. Работа с картой «Россия начала Смутного времени» (задание - соотнесите цифры на карте и напишите названия географических объектов); (Задание № 4 из приложения 2). 

3. Выполнение проверочного теста в формате ОГЭ (с выбором ответа, на сравнение и соотнесение понятий);  (Задание № 1 – 3 из приложения 2)

4. Решение к кейсовой задачи: «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества, в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени»; (Задание № 5 из приложения 2)

5. Осуществляется взаимопроверка с помощью презентации по заданным критериям (Слайд презентации № 21)

В завершение обучающиеся отвечают на проблемный вопрос урока.

  1. Организационно-педагогические условия проведения урока

Урок проводится в соответствии со структурой урока открытия нового знания с опорой на технологию проблемного обучения. Далее, мною выделены основные этапы данного урока.

1. Мотивация через знакомство с отрывком фильма:

Задание: Внимательно посмотрите видеосюжет  из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века?

2. Актуализация знаний и организация деятельности осуществляется с помощью эвристической беседы учителя с классом, которая сопровождается демонстрацией  в презентации опорных вопросов для беседы.

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории.

«В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».

  1. О каком периоде истории России идет речь?
  2. Когда в истории Русского государства был период Смуты?
  3. Назовите главную причину Смуты?
  4. Что такое самозванство?

3. Создание проблемной ситуации: через побуждающий диалог формируются тема, основная цель урока и проблемный вопрос по теме, которые фиксируются на доске.

Фронтальный вопрос

Задание:  Вспомните, какие события относятся к Смуте?

- Начало голода, неурожаи, ужесточение крепостного права, появление самозванцев выдававших себя за царевича Дмитрия, вторжение иностранных государств Речи Посполитой и Швеции…

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             - О чем пойдет речь на уроке? Какова тема?

- С помощью глаголов назовите основную цель урока:

Охарактеризовать 2 период Смуты (интервенции) «самозванства», выявить его последствия для страны

4. Постановка проблемного вопроса:

 Работа с эпиграфом:  «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!»

                                                                    Историк Н. М. Костомаров

О чем как вы думаете пойдет речь на уроке? Основная цель работы формируется с помощью учеников и записывается на доске. Какой проблемный вопрос можно задать на уроке?

Проблемный вопрос:

«Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

5. Открытие новых знаний.

Работа с учебником по группам (5 групп формируются в начале урока по цветовым жетонам):

1 группа знакомится с  пунктом 8 «Лжедмитрий 2»  параграфа 14 – 15 на с. 14 – 15

Задание : Чем известен Лжедмитрий 2?

2 группа знакомится с пунктом 9 «Тушинское правительство» параграфа 14 – 15 на с. 15

Задание: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты»

3 группа знакомится с пунктом 10 «Перелом в настроении народа» параграфа 14 – 15 на с. 15 – 16

Задание: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода  Скопин – Шуйский, предположите почему?

4 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг)» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г.

5 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте  «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617  г.

Далее проходит презентация итогов работы групп.

По итогам данной работы оценивается умение рассказывать и отвечать на поставленные вопросы (презентация слайд № 18).

           Первичное закрепление:

Задание ответьте на проблемный вопрос : 

«Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?»

 

6. Закрепление материала. Подведение итогов.

Закрепление

Выполняют проверочный тест (базовый уровень), решают кейсовую задачу «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени (повышенный).

Подведение итогов урока

Педагог организует взаимопроверку с помощью критериев из презентации на электронной доске  и  оценивает работу учеников.

 

7. Рефлексия 

Ученики отвечают на вопросы:

  1. Что узнали нового?
  2. Что было интересно?
  3. Над чем мне нужно поработать?

8. Задается домашнее задание:

1 уровень (базовый) - выписать значение новых понятий;

2 уровень (повышенный) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей;

3 уровень (продвинутый) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради).

*Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д. Пожарском

  1. Перечень дидактических материалов

К дидактическим материалам урока относятся:

- учебник «История России»7 класс, 2 часть (под ред. А. В. Торкунова);

- карточки с заданиями к учебнику по группам;

- проверочный тест в формате ОГЭ;

- кейс по проблемному заданию;

- презентация к уроку.

- видеосюжет  из фильма «Тарас Бульба» (речь о русском братстве и русском товариществе

  1. Оснащение урока

Ноутбук (оснащенный программой PowerPoint, World) и проектор, карта «Россия начала 17 века. Смутное время». Аудиоколонки для просмотра фильма


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Абанская ООШ №1 Презентация по истории тема: Лжедмитрий II . Военная интервенция в Россию и борьба с ней Подготовил: учитель истории Свириденко О. Н. Абан, 2024 г.

Слайд 2

Внимательно посмотрите видеосюжет из фильма «Тарас Бульба » (речь о русском братстве и русском товариществе), определите проблемы, которые возникли в России в начале XVII века? Мотивация

Слайд 4

Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите пропущенное название периода российской истории «В недрах русского общества всегда дремлют разрушительные центробежные силы. Роковое стечение обстоятельств, помноженное на ошибки правителей, выпускает их на свободу. Так и случилось во времена Бориса Годунова. Сплетение случайностей и закономерностей увлекло страну в пропасть, имя которой ……………….. ».

Слайд 5

О каком периоде истории России идет речь? Когда в истории Русского государства был период Смуты? Назовите главную причину Смуты? Что такое самозванство? Актуализация знаний

Слайд 6

Вспомните, какие события относятся к Смуте?

Слайд 7

Презентация по истории Тема: Лжедмитрий II . Военная интервенция в Россию и борьба с ней Подготовил: учитель истории МКОУ Абанская ООШ № 1, Свириденко Олег Николаевич Абан, 2024 +

Слайд 8

…………… 2 период Смуты (интервенции) «самозванства » …………… его последствия для страны Цель

Слайд 9

Охарактеризовать период Смутного времени 1607 – 1610 годов и военной интервенции Выявить его последствия для страны Цель

Слайд 10

Эпиграф: «… Те, которые еще недавно служили верно Иоанну ужасному, изменяли царю снисходительному, предавались к бродяге и ляхам (полякам), древним неприятеля России, с исполненным злобой мести и справедливого к ним презрения!» Историк Н. М. Костомаров Постановка проблемного вопроса:

Слайд 11

«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Проблемный вопрос

Слайд 12

1 группа: Чем известен Лжедмитрий 2? 2 группа: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты» Работа с учебником по группам

Слайд 13

Работа в группах 3 группа: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода Скопин – Шуйский, предположите почему?

Слайд 14

4 группа : 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой , расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг )» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г. Работа в группах

Слайд 15

5 группа: 1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко. 2. Выполните задания к карте « Смутное время в России в (1604 – 1618 гг ) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617 г. Работа в группах

Слайд 16

Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)

Слайд 17

Россия в годы Смуты ( 1604 – 1610 гг.)

Слайд 18

1 уровень (базовый) р ассказывает по конспекту, путается в ответе – 3 2 уровень (повышенный) хороший рассказ, есть небольшие неточности – 4 3 уровень (высокий) полный ответ, есть вывод, дополнения ответов товарищей – 5. Оценивание

Слайд 19

«1. Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев 2. Почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» Ответьте на проблемный вопрос :

Слайд 20

1 – б ( 1 балл) 2 – в (1 балл) 3 – а (1 балл) 4 . Работа с картой «Россия начало Смутного времени » А- 4, Б – 3, В – 1, Г – 2 (2 балла без ошибок, с 1 ошибкой – 1 балл) 5. Ответ на вопросы кейсовой задачи: Проверка теста

Слайд 21

Проверка кейсовой задачи Причины формирования народного ополчения (за каждый вариант по 1 баллу. Всего 3 балла): Грабежи, насилие, убийства, которые совершали « тушинцы » Начало открытой интервенции со стороны Речи Посполитой и Швеции Ослабление центральной власти и её неспособность решать возникшие проблемы

Слайд 22

Всего 8 баллов 8 баллов – «5» 6 – 7 баллов – «4» 4 – 5 баллов – «3» Критерии оценивания

Слайд 23

Сегодня на уроке мы узнали о том, что в начале XVII века в России началось ( … ) , во время которого страну охватили –(….), бояре постоянно боролись –(…), в стране появились два самозванца –(…), всюду бесчинствовали –(…). А самое главное, что наша страна оказалась на краю гибели. Вывод по теме урока:

Слайд 24

Что узнали нового? Что было интересно ? Какие возникли у меня трудности при работе на уроке? Над чем мне нужно поработать ? РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 25

Прочитать учебник ч. 2 на с. 14 - 18 1 уровень ( базовый на «3» ) - выписать значение новых понятий; 2 уровень ( повышенный «4» ) – объяснить значение понятий и вклад исторических деятелей; 3 уровень ( продвинутый «5» ) - решить проблемное задание «Почему верные сыны России времен Ивана Грозного переходили на сторону самозванцев и почему поляки были преисполнены к русским злобной мести и справедливого презрения?» (в тетради). *Сообщение о деятелях 2 ополчения К. Минине и Д . Пожарском Д омашнее задание:

Слайд 26

СПАСИБО ЗА РАБОТУ Итоги



Предварительный просмотр:

Приложение №  1

                                                   

1 группа знакомится с  пунктом 8 «Лжедмитрий 2»  параграфа 14 – 15 на с. 14 – 15

Задание : Чем известен Лжедмитрий 2?

2 группа знакомится с пунктом 9 «Тушинское правительство» параграфа 14 – 15 на с. 15

Задание: Почему Лжедмитрий 2 получил в истории прозвище «тушинский вор», объясните выражение «тушинские перелеты»

3 группа знакомится с пунктом 10 «Перелом в настроении народа» параграфа 14 – 15 на с. 15 – 16

Задание: Из кого состояло тушинское войско? Что вызвало взрыв возмущения народа? Кого призвал на помощь царь Василий Шуйский? На кого стал опираться в войне с тушинцами воевода  Скопин – Шуйский, предположите почему?

4 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Речи Посполитой, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг)» на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Речи Посполитой по Деулинскому перемирию 1618 г.

5 группа знакомится с пунктом 11 «Вторжение Речи Посполитой и Швеции» параграфа 14 – 15 на с. 16 – 17

Задание:

1. Что вы узнали о иностранной интервенции Швеции, расскажите кратко.

2. Выполните задания к карте  «Смутное время в России в (1604 – 1618 гг) » на с. 17 учебника История России 7 класс ч. 2 (под ред. Токунова А. В): показать районы иностранной интервенции, столицы, города, оказавшие героическое сопротивление интервентам, земли, отошедшие к Швеции по Столбовскому миру 1617  г.

 

Приложение № 2.

Тест

  1. Кем был Лжедмитрий 2?

а) настоящий царевич Дмитрий;       б) самозванец;          в) законный царь.

2) Интервенция – это вторжение …

а) Речи Посполитой;           б) Швеции;        в) А и Б;      

3) Какой правитель обратился за помощью к Швеции?

А) Василий Шуйский;         Б) Лжедмитрий 1          В) Лжедмитрий 2

4. Работа с картой «Россия начало Смутного времени»

Соотнесите цифры на карте и напишите названия географических объектов

А) Место столицы Российского государства в начале XVII века?

Б) Место населенного пункта в котором Лжедмитрий 2 создал фактически новую столицу государства, по которой он получил свое прозвище в истории России?

В) Территория Речи Посполитой

Г) Место города, который был осажден в течении 12 месяцев в начале польско – литовской войны?

5. Ответьте на вопросы кейсовой задачи: «Укажите не менее 3 причин появления самозванчества в результате которых сформировалось народное ополчение в период смутного времени (повышенный). За каждую причину 1 балл