Статья
«Игровые приёмы, используемые в работе с детьми»
Одной из актуальных проблем современной логопедии является совершенствование практических приёмов и методов по предупреждению и устранению дефектов речи у дошкольников, что способствует предотвращению школьной неуспеваемости. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения, чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребенка в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и индивидуально. В нашей группе компенсирующей направленности предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому использую игры и упражнения по развитию речи.
«Сухое» объяснение артикуляции и скучные тренировочные упражнения утомительны и малодоходчивы для детей. Поэтому артикуляционные движения преподносятся детям в виде разных «песенок», которые поет Веселый язычок. Образцы артикуляции звуков, даваемые детям, доступны их пониманию и соответствуют действительности. «Песенки» связываются со зрительными картинками-символами, так как это эффективные вспомогательные средства. Рассказы Веселого Язычка стимулируют развитие правильного звукопроизношения по подражанию. Игры и игровые упражнения помогают детям развивать умение правильно, длительно произносить изолированный звук (кроме взрывных, которые произносятся кратко, четко произносить и выделять его голосом в слове, говорить в нормальном темпе фразы с этим звуком.
Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. У него снижается интерес к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, ведет к снижению результативности коррекционной работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, достаточное количество дидактического материала. Использование различных игровых приемов и упражнений позволит решить сразу несколько задач:
• пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
• активизировать процессы восприятия, внимания, памяти, мышления;
• развивать общую и мелкую моторику;
• развивать глазодвигательные функции;
• формировать графомоторные навыки;
• формировать навыки ориентировки (в схеме тела, в пространстве, на плоскости);
• оптимизировать процесс автоматизации за счет включения в работу слухового, двигательного, кожно-кинестетического, зрительного анализаторов;
• расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
• повысить познавательную активность и работоспособность детей;
• плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка:
• чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
• расположение материала вблизи и вдали,
• частая смена динамических поз,
• работа в движении.
Занятия часто начинаю с элементов игры, сюрпризных моментов — неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр. Это заинтересовывает и активизирует малышей. Однако, когда впервые выделяют какое-то свойство и важно сосредоточить на нем внимание детей, игровые моменты могут и отсутствовать.
При чтении и рассказывании художественных произведений логопед может использовать такие приемы, которые помогают детям понять и, следовательно, лучше усвоить текст, обогащают речь детей новыми словами и грамматическими формами, т. е. дают им новые знания об окружающем мире.
Эти приемы следующие:
1) объяснение непонятных детям слов, встретившихся в тексте;
2) введение слов — этических оценок поступков героев;
3) привлечение внимания детей к грамматическим конструкциям текста, замена их синонимическими конструкциями;
4) сравнение двух произведений, из которых второе продолжает и уточняет этическую тему, начатую в первом, или противопоставляет поведение в сходных ситуациях двух героев — положительного и отрицательного.
В логопедической работе следует применять и использовать приёмы : игровые, наглядные, словесные.
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> экскурсия;
> образец логопеда;
> показ логопеда.
Словесный метод включает в себя:
> беседу;
> рассказ, искусствоведческий рассказ;
> использование образцов педагога;
> художественное слово.
Методы и приемы коррекционного обучения должны не только соответствовать интересам детей, их потребностям в игре, но и обеспечивать интеллектуальное развитие ребенка, тренировку его мысли и ума.
Наглядные приемы - показ игрушек, картинок, иллюстраций в книгах, действий - способствуют формированию элементарных понятий, расширению знаний об окружающем мире и развитию способности к обобщению.
В логопедической практике используется прием одновременного произношения звука и написания буквы, обозначающей этот звук (писание и говорение). Детям, не умеющим писать, предлагается произносить звук и совершать простые действия. Например, произносить звук [ж] и шевелить пальчиками («летит жучок, жужжит и машет крылышками», произносить звук [р] и быстро барабанить пальчиками по столу (так стучит наш язычок по «бугорочкам», произношение звука [ш] сочетать с движением согнутой ладони («ползет и шипит змея»).
Из словесных приемов можно выделить следующие: словесный образец; одновременное произнесение звука ребенком и логопедом; повторение; объяснение; указание; словесные упражнения; вопрос как стимул речевой активности ребенка; оценка детской речи.
Игровые приемы реализуются в использовании различных персонажей, сказочных сюжетов, театрализации, инсценирования (произнесение фраз от имени персонажей или зверей, слов-перевертышей, намеренных ошибок, в эмоциональной подаче материала. Дети очень любят исправлять «ошибки», допущенные взрослым или каким-либо персонажем, учить сказочных гостей, выступать в какой-либо роли.
Занятия должны содержать максимум информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения занятий препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия.
Для успешного преодоления неблагоприятных моментов, большую помощь может оказать использование игровых приемов и форм работы. Поэтому лучше всего объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах и словах, и обогащением словаря колоративной лексикой. Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать игровой прием “Пианино”. В индивидуальной тетради ребенка записать чистоговорку, набросать рисунок к ней и нарисовать пять “клавиш”. Ребенок, четко артикулируя, неоднократно произносит чистоговорку, последовательно прижимая пальцы рук к “клавишам”. А затем, во время выполнения домашнего задания, раскрашивает и “клавиши”, и рисунок.
Использую игры на развитие речевого дыхания и воспитания воздушной струи, сказочные истории по артикуляционной гимнастике, “компьютерные” игры по автоматизации поставленных звуков изолированно в словах и слогах, включением в занятия игр - сказок, воспитывающих выразительность речи и умение изменять тембр голоса.
Опыт показывает, что использование игровых приёмов в работе с детьми способствует наилучшему усвоению знаний детей, а более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций.