Методическая разработка
Логографика – как средство коррекции речи детей дошкольного возраста
Слайд 2. Логографические упражнения
Логографические упражнения – это упражнения, направленные на автоматизацию звука, сопряжено с графомоторными навыками.
Графомоторный навык – это определенные привычные положения руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения.
Впервые термин «логографические упражнения» был применен в логопедии известным логопедом и автором многих пособий И.Л. Лебедевой в 2017 году. Ее сборник упражнений так и не вышел в печать, но электронная версия пособия имеется в социальных сетях. Основная идея — многократное прорисовывание элементарного изображения предмета с одновременным четким проговариванием его названия.
Эта идея является эффективным методом автоматизации навыков произношения корригируемого звука.
Эта идея заложена в основе сборников логографических упражнений: «Недомино», «Зашифрованное предложение», «Помогу себе сам».
Слайд 3. Преимущества Логографических упражнений
Неоспоримые преимущества сборников:
- Предполагают автоматизацию и дифференциацию звуков раннего и позднего онтогенеза.
- Используются на разных этапах автоматизации (дифференциации звука): в словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.
- Упражнения нацелены не на прорисовывание по контуру, а копирование (раскрашивание) рисунка по образцу, а так же изображения символами по представлению.
- Задания составлены по методике кодирования, соответственно позволяют формировать универсальные учебные действия, необходимые для успешного обучения в школе: умения выделять и формулировать основную цель, находить необходимую информацию, преобразовывать объект (знаково-символическое моделирование), знакомство с элементами программирования, умение структурировать знания.
- Упражнения позволяют развивать лексико-грамматический строй речи.
- Упражнения могут проводится, как индивидуально, так и в подгруппе.
Слайд 4. Оборудование
Необходимое оборудование:
- планшет с прозрачным пластиковым листом;
- губка;
- маркер на водной основе;
- рабочая карта.
Сборники представляют собой заламинированные карточки формата А4, А5, А3 (рабочая карта), и могут быть использованы без дополнительного планшета. Однако из опыта работы водный маркер может оставлять некоторые разводы на пластике, что не порти но сказывается на эстетичности самого пособия. Поэтому мы используем планшет. Они мобильны, а следовательно, могут быть использованы, как у детей с правосторонней, так и с левосторонней латерализацией.
Слайд 5. Сборник «Недомино»
В верхней части листа расположен образец. Ниже – само здание, где не обходимо заполнить тайлы графическими символами (или раскрасить) по образцу. Сами картинки понятны и не требуют пояснений, а вот графические символы могут быть специфичными, поэтому их названия прописаны. При знакомстве с новой рабочей картой уточняется лексический запас, незнакомые слова объясняются и проговариваются. После знакомства ребенок должен расшифровать предложенное задание. После чего карта заполняется, с одновременным проговариванием словосочетаний. Задания разнообразны.
Слайд 6. Сборник «Зашифрованное предложение»
В нижней части листа (средний лист) – символами зашифровывается предложение. Пример: А1 И3 А3 (Фея рисует иву). Ребенок должен раскодировать предложенное задание. Так же он может самостоятельно зашифровать предложение. К каждой предложенной таблице имеются варианты предложений (это сокращает время при подготовке к занятию)
Слайд 7. Сборник «Помогу себе сам»
Для использования материала, в полном объеме, ребенку необходимо уметь графически изображать действия и предметы.
Как работать?
Взрослый объясняет задачу упражнения. Затем проводится основная работа.
- Взрослый читает текст, в это время ребенок рассматривает картинки, изображенные рядом.
- Взрослый задает вопросы по тексту. Ребенок отвечает. Совместно с ребенком можно обсудить, что можно изобразить (какой предмет или действие поможет припомнить предложение)
- Взрослый медленно читает текст, ребенок поэтапно заполняет свободные клетки.
- Взрослый предлагает ребенку воспроизвести весь текст с опорой на свои изображения.
Если ребенок имеет когнитивные нарушения, то возможно третье прочтение. Если схема вами сохранена, то это позволит вернуться к рассказу на следующем занятии. Таким образом упражнение, которое развивает у детей речедвигательные ассоциации способствует развитию устной речи и, соответственно, письма.
Слайд 8. Заключение
Данный метод в коррекционно-образовательной деятельности позволяет добиться положительных преобразований у всех категорий участников.
Подведя итог, можно сказать, что предложенный опыт коррекционно-образовательной работы с детьми, направленный на развитие речевой деятельности с использованием логографики, позволяет повысить эффективность коррекционной работы, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушением речи, повысить мотивацию, а так же сократить время на преодоление речевых нарушений.