Работы детей

работы детей, выполненные под моим руководством

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chistaya_voda.doc57 КБ
Microsoft Office document icon issledovanie._musor.doc127 КБ
Microsoft Office document icon operatsiya_rostok.doc54.5 КБ
Microsoft Office document icon reka_om_kak_dar_prirody.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

1-Сибирцевская общеобразовательная средняя школа

Новосибирской области, Венгеровского района

Проект «Чистая вода»

(конкурс «Летопись добрых дел по сохранению природы»)

Авторы: Орлова Екатерина, 8 класс

Тютявина Дарья, 8 класс

Руководитель: Бурмакина Светлана

Александровна,

учитель биологии и географии

с. Сибирцево 1-е, 2012год

Содержание

  1. Постановка проблемы……………………………………..3
  2. Цель и задачи проекта……………………………………..3
  3. Стратегия достижения…………………………………….4
  4. Что необходимо для реализации проекта………………..4
  5. Прогнозируемые результаты……………………………...4
  6. Оценка результатов………………………………………...5
  7. Смета расходов……………………………………………6
  8. Комментарии к бюджету…………………………………7
  9. Приложение 1………………………………………………8

                                     

Постановка проблемы

В не очень давние времена наша река и пляж были прекрасным местом для отдыха. Но сейчас происходят неприятные вещи. Если мы сравним,  какой раньше была река, Омь и какой она стала, то увидим мусор повсюду: целлофановые пакеты, бумага, бутылки, склянки. Во что превратили нашу реку? Происходит все из-за халатности людей. Не всех людей, а   тех, кто не умеет ценить красоту природы. Многие считают, что брошенный на пляже фантик или оставленный на берегу целлофановый пакет совсем незаметны, но если так поступать будут все, то через год к нашей реке нельзя будет даже подойти, не говоря уже о том чтобы отдохнуть на пляже, искупаться или просто порыбачить. Поэтому мы решили с помощью нашего проекта  призвать людей к тому, чтобы каждый задумался о том, что будет с нашей рекой через несколько лет. Люди должны задуматься над тем, что даже небольшая река - это бесценный дар природы, который нужно беречь от беспощадного человека.

Цель и задачи проекта

Цель: очищение берега реки Омь вблизи с.1-Сибирцева.

           Задачи:

-    создать бригады по уборке мусора с привлечением волонтёров;

-    провести акции по очистке берега от мусора;

-  организовать транспортировку собранного мусора на сельскую свалку;

- организовать просветительскую работу среди населения села о вреде мусора для вод реки;

- организовать группу, которая будет осуществлять систематический контроль за состоянием берега реки и пляжа.

Стратегия достижения

Основную работу по сбору мусора мы предлагаем осуществить силами учащихся среднего и старшего звена МОУ 1 –  Сибирцевской СОШ, педагогического коллектива и работников школы (в добровольном порядке) с привлечением жителей села.

 

Что необходимо для реализации проекта:

- приобрести мешки для мусора;

- приобрести перчатки каждому участнику акции;

- обеспечить инвентарём (вёдра, лопаты, грабли, носилки);

-обеспечить транспортное  средство для перевозки мусора.

        Прогнозируемые результаты

Что мы ожидаем от реализации проекта «Чистая вода»:

1. Очищение берега реки Омь вблизи села 1-Сибирцева.

  1. Оформление табличек «Берегите реку от мусора!».
  2. Демонстрация видеофильма о загрязнении водоемов
  3. Оформление плаката-отчёта по проведённой акции.

Оценка результатов

Результаты осуществления проекта будут оцениваться с помощью опроса участников проекта и жителей села. Опрос будут проводить авторы проекта (приложение 1). Отчет по проделанной работе будет предоставлен администрации школы (к отчету будут приложены результаты опроса, фотографии) и жителям села в виде плаката. По результатам реализации проекта будут выпущены листовки (2 раза: до начала реализации проекта и после его реализации).

Смета расходов

Описание проекта: «Чистая вода»

Руководитель проекта: Бурмакина Светлана Александровна

Сроки исполнения: май – октябрь 2012г.

Смета расходов

Основные и прямые расходы

Кол-во

Всего

Имеется

Требуется

Перчатки

30 пар

750

750

-

Ватманы

3

45

45

-

Мешки для мусора

1уп

45

45

-

Гуашь

1уп

85

85

-

Лак для дерева

1банка

180

-

180

Цветная бумага для принтера

1 уп

100

-

100

Итого

1205

925

280

Полная стоимость проекта: 1205 рублей.

Имеется:925 рублей.     Требуется: 280 рублей.

Комментарии к бюджету:

В качестве помощи в реализации проекта перчатки для работы каждому ребёнку приобретут родители. Ватманы, гуашь, приобретут родители авторов проекта. Мешки для мусора предоставит муниципальное образовательное учреждение 1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа. Таблички «Берегите реку от мусора!» будут изготовлены авторами проекта и учениками 8 и 9 классов из вторичного сырья: кусков ДВП, обрезков пиломатериалов. Для  организации транспортировки собранного мусора будет заключён договор с  Главой муниципального образования о безвозмездном предоставлении транспортного средства. Все работы производятся в добровольном порядке без оплаты труда рабочим МОУ СОШ.

Приложение №1

Опрос жителей села по результатам  реализации проекта

«Чистая вода»

1.Часто ли вы бываете на берегу нашей реки?

2. Заметили ли Вы изменения  на реке, после реализации проекта «Чистая вода»

3.Участвовали ли Вы в уборке мусора на берегу реки?

4. Считаете ли вы нужным, проведение таких акций?

Анкета-заявка

На участие в Областном туре Всероссийской акции

«Летопись добрых дел по сохранению природы»

  1. Район, населённый пункт Венгеровский район, с. Сибирцево 1-е
  2. Название организации, учреждения (полностью) Муниципальное казённое образовательное учреждение, 1-Сибирцевская общеобразовательная средняя школа
  3. Адрес, индекс 632248 Новосибирская область, Венгеровский район,

с. Сибирцево 1-е, улица Колхозная 50 а

  1. Телефон, факс, e-mail телефон: 8-383-69-32-222, e-mail sli2106@yandex.ru
  2. Название детского юношеского объединения –
  3. Название проекта «Чистая вода»
  4. Направление (нужное подчеркнуть):

- экологическое благополучие места проживания;

- сохранение водных экосистем;

-сохранение наземных экосистем;

-экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

  1. Год начала реализации проекта 2012год
  2. Ф.И.О. (полностью) руководителя проекта Бурмакина Светлана Александровна

Дата заполнения  14 февраля 2012г.

Ф.И.О. заполнившего анкету-заявку Бурмакина Светлана Александровна

Подпись _______________________-



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

Венгеровского района Новосибирской области

Исследование количества производимого в семье мусора

(конкурс «Летопись добрых дел по сохранению природы»)

                                                                                                               

Выполнили:  *****, ученица 6 класса,

                                                    *****, ученик 6 класса

                  Руководитель: Бурмакина Светлана                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                    Александровна, учитель географии                    

1-Сибирцево, 2009

Содержание:

  1. Введение…………………………………………………………2
  2. Количество мусора, и причины его увеличения………………3
  3. Ситуация с ТБО в России……………………………………….5
  4. Способы избавления от мусора………………………….……...7
  5. Исследование…………...………………………………………..10
  6. Список литературы……………………………………………...13
  7. Приложение……………………………………………………...14

Цель:  изучение источников и количества бытового мусора и предложение способов  их  уменьшения.

Объект изучения: бытовой мусор.

Оборудование и материалы: весы, пустые ёмкости для сбора мусора, информационные материалы.

             Задачи:

1. Показать  разнообразие бытового мусора; его влияние на окружающую среду;

2. Определить количество мусора, производимого в разных семьях;

3. Предложить пути решения выброса бытового мусора на сельскую свалку.

1. Количество мусора, и причины его увеличения

Вопрос «куда деть мусор?» становится все более актуальным. С каждым годом горы мусора становятся всё выше, а мы с вами всё беззащитней перед своим «детищем». Каждая семья, даже если в ней всего 2 человека в год производит огромное количество бытового мусора, а если взять в расчет все предприятия, то ситуация становится совсем устрашающей.

Можно называть несколько причин увеличения количества мусора:

- рост производства товаров массового потребления одноразового

использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее, пригодные к использованию вещи, заменить новыми.

Большая часть бытового мусора не разлагается в естественных условиях или имеет очень длительный срок разложения. Доля такого мусора увеличивается с каждым годом. Это характерно не только для промышленности, сельского хозяйства, мегаполисов, но и для отдельно взятых жителей.

Каждый российский гражданин ежегодно «производит» 300 кг твердых бытовых отходов (ТБО), примерно столько же отходов у парижанина и берлинца. Самые мощные «мусорщики» - американцы, у них на каждого жителя страны в год образуется 600 кг ТБО. Во всех странах состав ТБО

довольно близкий, его главные составляющие - бумага, стекло, органические остатки (пищевые и садовые отходы), пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого, в ТБО входит крупногабаритный мусор (старая мебель, вышедшие из строя холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др.).

Образование отходов в экономике России составляет 3,4 млрд тонн в год, в том числе 2,6 млрд тонн/год — промышленные отходы, 700 млн тонн/год — жидкие отходы птицеводства и животноводства, 35-40 млн тонн/год — ТБО, 30 млн т /год — осадки очистных сооружений. Средний уровень их использования составляет около 26 %, в том числе промотходы перерабатываются на 35 %, ТБО — на 3-4 %, остальные отходы практически не перерабатываются.

Сброс отходов в реки, озера и моря угрожает здоровью окружающей среды. Изменения в нашем образе жизни, рост потребления при быстром росте производства, выпуск товаров ширпотреба, не рассчитанных на долгую службу, рост расходов на упаковку товаров и ее усложнение, переключение промышленности на выпуск предметов одноразового пользования—все эти факторы ведут к увеличению общей массы мусора.  Меры по защите воздуха и воды от загрязнений также способствуют росту количества отходов, с которыми надо что-то делать, тогда как раньше, их просто выбросили бы в водоем или атмосферу. Мусор и отбросы, в которых нередко создаются высокие концентрации вредных веществ, представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды,

Обычный в прошлом метод - собирать все отходы на свалках, расположенных, как правило, вблизи населенных пунктов (усовершенствованные свалки специалисты называют «полигонами»), — уже становится невозможным. Свалки недопустимы с точки зрения не только эстетики ландшафта, но и санитарно-эпидемиологических условий.

2. Ситуация с ТБО в России.

Ситуация с ТБО в России пока сложная. Перерабатывается не более 2%, так как сортировка мусора затруднена по разным причинам. Во-первых, значительная часть городского населения живет в небольших квартирах с маленькими кухнями, в которых трудно разместить несколько емкостей для разных фракций отходов. Во-вторых, сказывается недостаточная экологическая культура населения, Несмотря на строительство специальных полигонов и создания свалок с упрощенным контролем, к сожалению, повсеместно вокруг городов, сел и садовых кооперативов растут ожерелья несанкционированных свалок. Мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенных для этого местах. С «диких» свалок ветер разносит бумагу и другие легкие отходы. Эти свалки не только уродуют ландшафт, но и угрожают человеческому здоровью. Часть бывших свалок может застраиваться жилыми кварталами. Но там продолжается выделяться биогаз - результат разложения органических веществ - создаёт взрыво- и пожароопасную ситуацию. На свалках в больших количествах размножаются грызуны, которые являются переносчиками инфекционных заболеваний. Страдает атмосферный воздух, почвы и грунтовые воды - почвы и растительность загрязняются на расстоянии до 1,5 км от свалок. Вблизи городских свалок в почве и грунтовых водах обнаружены соединения мышьяка, кадмия, хрома, свинца, ртути, никеля.  

 

 В СССР утилизации придавалось большое значение. Были разработаны унифицированные бутылки для молока, пива и прохладительных напитков, по всей стране существовали пункты сбора стеклотары. Для сбора макулатуры и металлолома привлекались школьники и члены пионерской организации. Был налажен жесткий учет драгметаллов, применяемых в промышленности, в частности в электронике.

В настоящее время в результате низкого уровня использования  продолжается накопление отходов в окружающей природной среде. Согласно оценкам НИЦПУРО объемы накопления неиспользуемых отходов достигли 80-90 млрд. тонн.

За последние годы сильно изменился состав бытового мусора. Важные составные части бытового мусора - кухонные отбросы, печатные материалы и упаковочная бумага, пластмасса, текстиль, дерево, кожа, стекло, камни, металлы и всякие мелкие примеси. Основной компонент мусора в настоящее время — упаковочный материал: бумага, пластики, металл и стекло (особенно бутылки и банки однократного пользования). В современном бытовом мусоре (включая и мусор от мелких кустарных и ремесленных мастерских, собираемый и вывозимый часто вместе с бытовым мусором) нет или почти нет золы. Это связано с переходом с угольного отопления на газовое и нефтяное.

Для захоронения твердых отходов требуется все больше места, и это даже при том, что часть мусора сжигается. Ведь не всякий мусор горит, и не все, что горит, можно сжигать без риска для окружающей среды.

Мусор состоит отнюдь не из одних ядов и грязи; в нем содержатся многие ценные вещества, не находящие себе применения. Так, по исследованию западногерманского ведомства окружающей среды, в бытовом мусоре Гамбурга содержатся 30% органических веществ, пригодных для приготовления компоста, 23,1%—бумаги и картона, 22,7%—стекла, 19,7%— пластмассы, кожи, дерева и других веществ и 4,5%— металлов.

3. Способы избавления от мусора.

В современном мире существует несколько способов избавления от бытовых отходов. Основные способы: организация свалок, сжигание мусора, сортировка и переработка ТБО.

Свалки - один из основных источник загрязнения. Не в любом месте можно устроить специально обработанную свалку. К решению этой задачи привлекаются специалисты различных направлений: геологи, гидрологи, экологи и др. При этом должны учитываться:

- роза ветров в районе свалки;

- расстояние от населенных пунктов, водоохранных и природоохранных зон;

- водопроницаемость грунтов;

- площадь территории, отводимой под свалку;

- расположение, удобное для подъезда транспорта, и др.

 Обычно они занимают землю, площадью в несколько соток, а во всем мире промышленные отвалы (шлаки, золы и т.п.) и отвалы земли при добыче полезных ископаемых занимают территорию в несколько миллионов гектаров. Это самый антиэкологический вариант. При обычной свалке из нее вытекают токсичные инфильтрационные воды, а в атмосферу попадает метан, который способствует усилению парникового эффекта (сегодня метан «берет на себя) 20% эффекта потепления климата). Если используется современный полигон для хранения ТБО (это «ванна» с дном и бортами из глины и полиэтиленовой пленки, в которой уплотненные слои ТБО пересыпают слоями почвы), то инфильтрационные воды окружающую среду не загрязняют - их собирают и очищают. Тем не менее, метан в атмосферу все-таки попадает, а объем мусора нарастает так быстро, что через несколько лет любой полигон заполняется, и нужно строить новый. Такие площади нуждаются в восстановлении - посеве на них сельскохозяйственных культур, посадке садов или лесов. Все пустующие места на Земле должны быть зелеными, дерн трав предохраняет почву от эрозии, корни деревьев в горах сдерживают обвалы, а листья всех растений обогащают воздух кислородом и уменьшают шум.

Сжигание. Наиболее распространённым методом утилизации ТБО является сжигание с последующим захоронением образующейся золы на специальном полигоне. Метод обладает серьёзными недостатками, такими как образование сильно ядовитых химических соединений, например диоксина. Существует довольно много технологий сжигания мусора — камерное, слоевое, в кипящем слое. Мусор может сжигаться в смеси с природным топливом. Наиболее опасным с экологической точки зрения является низкотемпературное сжигание в котлах.

При сжигании ТБО на мусоросжигающих заводах удается уменьшить их объем и получить некоторое количество энергии. Одна тонна мусора может дать 400 КВт/час. Однако даже при самой совершенной технологии сжигания эти заводы загрязняют атмосферу. Кроме того, значительное количество образующейся золы требует захоронения. За последние 20 лет интерес к сжиганию мусора снизился. В США закрыли половину ранее построенных заводов и прекратили строить новые. В Европе также не строят мусоросжигающие заводы и постепенно закрывают имеющиеся.

Сортировка и переработка. Это самый экологичный вариант обращения с ТБО, при котором не увеличивается их объем и снижается выход первичных ресурсов. Перерабатывать ТБО выгодно на вторичное сырьё - бумагу, стекло, пластик, алюминий, цветные металлы и др. - всегда есть спрос.

В целом переработка каждой из фракций ТБО не составляет проблемы, это достаточно выгодное дело. Так, из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин - крошку, которая незаменима в составе покрытий для спортивных площадок. Органические отходы можно компостировать и производить удобрения, повышающие плодородие почв. Пластики прессуют и из них делают садовые скамейки и тазики. И тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, особенно в России. Большинство металлов целесообразно перерабатывать вторично. Ненужные либо же испорченные предметы, так называемый металлолом, сдаются на пункты приема вторсырья для последующей переплавки. Особо выгодна переработка цветных металлов (меди, алюминия, олова), распространённых технических сплавов (победит) и некоторых черных металлов (чугун).

 

4. Исследование.

В течение недели три семьи фиксировали содержимое мусорных ведер и классифицировали бытовой мусор по следующим видам:

- пищевые отходы;

- различные виды бумаги;

- металл;

- синтетические упаковочные материалы (полиэтилен);

- стекло, фарфор, фаянс, глина;

- смешанный мусор;

- пластик.

             Общий объём мусора, произведённого семьёй Орловых за 7 дней . Состав ежедневных бытовых отходов семьи Орловых, состоящей из 3х человек приведён в таблице 1.  При подсчёте объема мусора, за неделю произведено 15,9 кг мусора, что в среднем составляет  2,27 кг в день;            на каждого члена семьи приходится около 0,76 кг в день. В год вся семья производит 832.2 кг, на каждого члена семьи Орловых приходится  277.4 кг мусора.

            Общий объём мусора, произведённого семьёй Бабич за 7 дней. Состав ежедневных бытовых отходов семьи Бабич, состоящей из 5 человек, приведён в таблице 2.  При подсчёте объема мусора, на каждого члена семьи приходится около 0,64 кг в день, 233,6 кг в год. А вся семья производит   1638,85 год.

 Общий объём мусора, произведённого семьёй Бурмакиных за 7 дней. Состав ежедневных бытовых отходов семьи Бурмакиных, состоящей из 4 человек приведён в таблице 3.  При подсчёте объема мусора, за неделю произведено 20,15 кг мусора, что в среднем составляет  2.88 кг в день;            на каждого члена семьи приходится около 0,72 кг в день. В год на каждого члена семьи Бурмакиных приходится  262,67 кг мусора, а вся семья производит в год 1048кг.

Все данные занесены в таблицу 1, 2 и 3(приложения). Результаты, полученные нами, очень нас удивили, ведь мусор, если его не учитывать кажется незаметным. Но когда все отходы за день скапливаются в одном месте, то это достаточно внушительные проблемы, которые требуют немедленного решения.

Вычислим средний показатель количества мусора на одного человека, используя полученные данные:

(0,76+0,64+0,72)/3=0,71кг бытового мусора приходится на каждого жителя нашего села в день.

Если взять в расчёт всех жителей нашего села, а их 342 человека, то в год  на местную свалку попадает 88629,3 кг бытовых отходов.

Для решения проблемы накопления мусора есть ряд методов, но они не применимы в нашей местности, т.к. наш населённый пункт находится в удалении от райцентра и тем более, областного города Новосибирска. Именно поэтому недалеко от села, многие годы существует свалка. Помимо законной свалки очагами то там, то здесь возникают стихийные места скопления мусора, жители, не ценящие свою землю выбрасывают мусор в противоположной от свалки стороне.

Но и официальная свалка расположена в месте, которое нельзя назвать подходящим – в 200 метрах от нее протекает река Омь, а это равносильно тому, что мусор и жидкие отходы сбрасываются прямо в реку.

В связи с этим мы предлагаем несколько путей решения «мусорной» проблемы села 1 – Сибирцева:

  • Перенести свалку в другое место, более удаленное от населённого пункта и реки;
  • К решению этой задачи привлечь специалистов различных направлений: геологов, гидрологов, экологов и др.
  • Запретить устраивать несанкционированные свалки.
  • Уничтожать стихийные свалки с привлечением их инициаторов.
  • Провести акцию «Экологическая упаковка», суть которой в агитации упаковок товара, которые легко перегнивают в почве или при горении выделяет минимальное количество вредных веществ.

Список, использованной литературы:

1. Алексев С. В. Экология: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов Общеобразовательных учреждений разных видов. СПб: СМИО Пресс, 2001. - 240 с.

2. Алексеев С.В., Груздева Н. В. Практикум по экологии.- АО МДС, I996.

3. Алексеев С.В., Груздева Н. В., Гущина Э.В. Экологический практикум школьника. Учебное пособие. – Самара:Корпорация «Фёдоров», здательство «Учебная литература», 2005.

4. Владышевский Д. В. Экология и мы: Учебн. пособие.-Издательство Красноярск. Ун.-та, 1994.

5.Миркин В. М., Наумова Л. Г. Экология России. - М.: АО МДС ,1996.

6. Миркин В. М., Наумова Л. Г. Город без отходов//Биология в школе: журнал.-2008.-N,З.

7. Самкова В. А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/ Биология в школе: журнал.-2001.-N,S, 7.

        8. Экология. Элективные курсы. 9 класс / авт.-Сост. М.В.Высоцкая.Волгоград: Учитель, 2007.

Интернет – ресурсы:

http://mus1.ru/services/othod/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/

.


Приложение. Таблица 1.

Масса мусора, накопленного за день

Пищевые отходы (кг)

Стеклянные    бутылки

Пластик

Картон

Желез- ные банки

бумага

стекло

упаковка Тетрапак

Смешанный мусор (кг)

Полиэтилен

2,2

2

-

-

3 упаковки от таблеток

-

5 фантиков,3 салфетки

-

1

0,1

2 пакета

2,65

2,3

-

Бутылка из-под масла

-

-

3 салфетки, упаковка из-под маргарина

-

-

0,3

-

1,9

1,5

-

-

-

-

6 салфеток, 5 фантиков

Сгоревшая лампочка

-

0,3

-

2,4

2,0

-

Упаковка из-под майонеза

-

-

3 салфетки, тетрадный лист, 5 фантиков

-

1

0,25

2 упаковки от лапши,

2,4

2,0

-

-

-

Банка от консервы

5 фантиков, тетрадь

-

-

0,25

пакет

2,8

2,7

-

-

-

-

газета

-

1

-

1,55

1,1

-

Бутылка из-под отбеливателя

-

-

Тетрадь, 6 фантиков,

-

-

0,3

Целлофановый пакет

Таблица 2.

Масса мусора, накопленного за день

Органические отходы   (кг)

Стеклянные    бутыл ки

Пластик

Картон

Желез  ные банки

бумага

стекло

упаковка Тетрапак

Смешанный мусор (кг)

Поли -  этилен

2,35

1,9

-

1 пластиковая бутылка

Пачка из под сигарет

-

20 тетрадных листов

-

-

0,3

2 пакета

2,75

2,2

-

1 пластиковая бутылка

Пачка из под сигарет

1 консервная банка

30 бумажных листов

-

-

0,3

-

5,3

4,2

2

-

Пачка из под сигарет

-

25 тетрадных листов

-

-

0,4

7 фантиков

3,6

3,1

-

2 пластиковые бутылки

Пачка из под сигарет

-

4 газеты, 5 тетрадных листа

-

-

0,25

Пищевая плёнка

2,55

2

1

-

Пачка из под сигарет, упаковка от чая

-

9 тетрадных листов, 8 фантиков

-

-

0,3

1 пакет

2,65

2,2

-

1 пластиковая бутылка

Пачка из под сигарет

-

3 тетрадных листа

-

-

0,35

1 пакет

3,25

2,7

-

2 пластиковые бутылки

Пачка из под сигарет

-

Газета, фантики

-

-

0,45

1 пакет, пищевая плёнка.

  Таблица 3.

Масса мусора, накопленного за день

Органические отходы (кг)

Стеклянные    бутылки

Пластик

Картон

Желез  ные банки

Бумага

Стекло

Упаковка Тетрапак

Смешанный мусор (кг)

Поли -  этилен

3,1

2,5

-

Бутылка из-под газировки

-

-

Тетрадь, газета, 12 фантиков

-

1

0,350

4 полиэтиленовых пакета.

2,6

2

Бутылёк из-под лекарства

-

коробка

-

7 фантиков

-

0,2

2 мешочка

2,75

2,2

-

Упаковка от кетчупа

альбом

-

тетрадь

-

1

0,2

-

2,8

2,5

-

-

-

Банка из под консервы

Тетрадные листы

-

0,15

2 мешочка

3,1

2,6

-

Бутылка из-под масла

-

-

Газета, тетрадные листы,

-

1

0,3

-

2,75

2,5

-

-

-

-

Тетрадные листы, бумага

-

-

0,2

Фантики 16 шт., полиэтилен. пакет

3,05

2,3

-

2 бутылки из под йогурта, контейнер из-под сметаны.

-

-

-

банка

2

0,350

-


Анкета – заявка

На участие в районном туре Всероссийской акции

«Летопись добрых дел по сохранению природы»

1. Название организации, учреждения Муниципальное образовательное учреждение 1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

2.Район, населённый пункт Венгеровский район, с. 1 – Сибирцево

3. Адрес, индекс  632248 Новосибирская область, Венгеровский район,             с. 1 – Сибирцево,  улица Колхозная 50А

4. Телефон, факс, e – mal  тел/факс 8-383-69-32-222,

www.s 1 sibirk.ven.edu54.ru

5. Название проекта «Исследование количества производимого в семье мусора»

6. Направление (нужное подчеркнуть):

- экология благополучного места проживания;

- сохранение водных экосистем;

- сохранение наземных экосистем;

- экологическое просвещение и распространение природоохранных идей.

7. Год начала реализации проекта 2010

8. Ф.И.О. (полностью) руководителя проекта  Бурмакина Светлана Александровна

9. Ф.И.О. консультанта      нет

10. Дата заполнения «10 февраля»  2010г.

11. Ф.И.О. заполнившего анкету – заявление Бурмакина Светлана Александровна                                              

                                                                    Подпись

Краткая аннотация проекта.

Мы живем в очень живописном месте. Сельская местность имеет свои прелести: близость природы, неописуемая красота, спокойная размеренная жизнь, но нарушают эту идиллию свалки, которые то там то здесь, как грибы после дождя, вырастают на каждом шагу. Приятно смотреть на чистые и ухоженные поляны у каждого дома нашего села, но как меняется впечатление, когда, выйдя за деревню, видишь огромную свалку. При малейшем порыве ветра легкий мусор: целлофан, бумага и т.д. устремляется на улицы села, и,  как перекати-поле, проносятся мимо домов.  Что и говорить о запахе…

Серьезной проблемой для нас стала переработка твердых бытовых отходов: никаких предприятий по утилизации мусора поблизости нет, и поэтому последним пристанищем для всего ненужного мусора становится свалка. В наш век науки мы пользуемся очень удобными и легкими упаковочными материалами. Главная опасность – это полиэтилен и пластиковые бутылки. Мы предлагаем решить эту проблему с помощью реализации проекта «Нашему селу – чистое будущее», где с помощью учеников, учителей и  с привлечением администрации можно ликвидировать несанкционированные свалки.

Постановка проблемы.

Мы провели исследовательскую работу «Исследование количества производимого в семье мусора». Её результаты нас очень удивили. Все данные исследования вынесены в приложения 1, 2, 3, 4, 5. Используя полученные данные, вычислили средний показатель количества мусора на одного человека:

(0,76+0,64+0,72)/3=0,71кг бытового мусора приходится на каждого жителя нашего села в день.

Если взять в расчёт всех жителей нашего села, а их 342 человека, то в год  на местную свалку и улицы попадает 88629,3 кг бытовых отходов.

Для решения проблемы накопления мусора есть ряд методов, но они не применимы в нашей местности, т.к. наш населённый пункт находится в удалении от райцентра и тем более, областного города Новосибирска. Именно поэтому недалеко от села, многие годы существует свалка. Хотя сама свалка расположена в месте, которое нельзя назвать подходящим – в 200 метрах от нее протекает река Омь, а это равносильно тому, что мусор и жидкие отходы сбрасываются прямо в реку. Но это единственный подходящий вариант, который позволит как-то предотвратить расползание мусора по селу.

При обращении к районному экологу мы получили информацию о свалках нашего района. В районе всего 46 свалок, в проекте межевание, замеры площади и передача контроля над свалками муниципалитету. Т.е в Венгеровском районе нет ни одной законной свалки, даже те свалки, что мы считаем центральными – незаконны. В настоящее время размежеваны Венгеровские свалки, подготавливаются все документы, предстоит передача их Венгеровскому муниципальному образованию.

Свалка нашего села существует с 1990 года, общая площадь 4 гектара. На неё так же готовятся документы, и в скором будущем свалка приобретёт статус «законной».

Да, свалка – плохое решение проблемы загрязнения окружающей среды твердыми бытовыми отходами, но мы считаем, что лучше и удобнее контролировать и наблюдать за одной свалкой, а не за десятками гор мусора разбросанных по всему селу и на его окраинах. Поэтому в этой ситуации мы предлагаем самый оптимальный вариант. Мы считаем, что лучший выход–это сбор мусора и транспортировка его на свалку. Но пока  везде, особенно по окраинам села просто «стайками гнездятся семейки» бутылок, пакетов, консервных банок. Для решения этой проблемы мы предлагаем реализовать проект «Нашему селу – чистое будущее».

Цели и задачи проекта

Цель:  уборка территории села и прилегающих территорий.

             Задачи:

1. Собрать мусор за территорией села;

2. Транспортировать собранный мусор на сельскую свалку;

Стратегия достижения

Основную работу по сбору мусора мы предлагаем осуществить силами учащихся среднего и старшего звена МОУ 1 Сибирцевской СОШ, педагогического коллектива и работников школы ( в добровольном порядке).

 Что необходимо для реализации проекта:

  1. в школьном хозяйстве имеется трактор, который необходим для транспортировки мусора;
  2. приобрести перчатки каждому участнику акции;
  3. закупить мешки для мусора;
  4. закупить инвентарь ( вилы,

Для реализации проекта необходимы финансовые затраты.

Прогнозируемые результаты

Что мы ожидаем от реализации проекта «Нашему селу – чистое будущее»:

  1. привлечь внимание детей к экологической ситуации нашего села;
  2. очистить село и прилегающие территории от мусора, который при разложении отравляет окружающую среду;
  3. осуществление проекта сделать ежегодным.

Оценка результатов

Результаты осуществления проекта будем оценивать с помощью опроса участников проекта и жителей села. Опрос будут проводить мы, авторы проекта. Отчет по проделанной работе будет предоставлен администрации школы. К отчету будут приложены результаты опроса, фотографии.

Смета расходов

Описание проекта: Нашему селу – чистое будущее!

Руководитель проекта:

Сроки исполнения: сентябрь 2010 г.

Основные и прямы расходы

Кол-во

Всего

 Имеется

Требуется

Горючее (для работы трактора)

10 литров

230

230

Перчатки

18 р

760

720 рублей

Мешки для мусора

15р

10

150 рублей

Итого

870 руб - лей

230 рублей

Полная стоимость проекта: 1100 рублей.

Имеется



Предварительный просмотр:

ОПЕРАЦИЯ «РОСТОК»

Номинация «Природа – бесценный дар, один на всех»

*****, ученик 7класса, *****года рождения

Кружок «Экология и мы»,

Руководитель: Бурмакина Светлана Александровна                                 Муниципальное образовательное учреждение

1 — Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

Венгеровского района Новосибирской области

улица Колхозная 50 А

                                                               

                                                                   

с.1-Сибирцево 2011

Постановка проблемы

        Каждый год мы спасаем наше село и его окрестности от огня. Горит сухая трава, деревья. Большое количество берёз и сосен сгорело и в этом году. Страшно смотреть на чёрные стволы обуглившихся деревьев. Печально думать о том будущем, которое нас ожидает, ведь с каждым пожаром площадь лесов уменьшается, уменьшается и количество произведённого ими кислорода. Скоро нам будет очень трудно  дышать. Одна из причин бедственного положения — изменение отношения жителей  к лесу. Для решения проблемы сокращения лесов из-за пожаров я предлагаю свой проект.

        Цели и задачи проекта

        Цель: восстановление лесов на месте горельников

        Задачи:

- создать бригады по посадке саженцев и посеву семян хвойных деревьев с привлечением волонтёров;

- провести акции по посадке саженцев и посеву семян хвойных деревьев;

- организовать просветительскую работу среди населения села о защите лесов от пожаров и вырубки;

- организовать систематический контроль и уход за посаженными растениями.

        Стратегия достижения

        Основную работу по восстановлению лесов на месте горельников я предлагаю осуществить силами учащихся среднего и старшего звена Муниципального образовательного учреждения 1 –  Сибирцевской средней общеобразовательной школы, педагогического коллектива и работников школы (в добровольном порядке) с привлечением жителей села.

         Что необходимо для реализации проекта:

- приобрести саженцы и семена деревьев

- приобрести перчатки каждому участнику акции;

- обеспечить инвентарём (вёдра, лопаты).

        Прогнозируемые результаты

Что я ожидаю от реализации проекта «Операция «Росток»:

1. Полное или частичное восстановление сгоревших колков.

2. Оформление табличек «Береги лес от пожара!».

3. Выпуск листовок и газет по противопожарной пропаганде.

4. Демонстрация фильма о лесных пожарах.

        Оценка результатов

        Результаты осуществления проекта будут оцениваться с помощью опроса участников проекта и жителей села. Отчет по проделанной работе будет предоставлен администрации школы.

Смета расходов

Основные и прямые расходы

Кол-во

Всего

Имеется

Требуется

Перчатки

40 пар

1000

1000

Ватманы

3

45

45

Фотоаппарат

1

7900

7900

Цветной принтер

1

3450

3450

Фотобумага

1

180

180

Итого

12575

12575

Полная стоимость проекта: 12575 рублей.

Имеется: 12575 рублей.     Требуется: 0 рублей.

Комментарии к бюджету:

Перчатки для работы каждому ребёнку приобретут родители в качестве помощи реализации проекта. Ватманы, фотоаппарат, цветной принтер, фотобумагу предоставит муниципальное образовательное учреждение 1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа. Таблички «Береги лес от пожара» будут изготовлены из вторичного сырья: кусков фанеры. Планируется заключить договор с Венгеровским лесным хозяйством о безвозмездном предоставлении саженцев и семян древесных растений (т.к. есть прямая заинтересованность данного хозяйства в восстановлении лесов). Все работы производятся в добровольном порядке без оплаты труда.

 Постановка проблемы

В не очень давние времена наша река и пляж были прекрасным местом для отдыха. Но сейчас происходят неприятные вещи. Если мы сравним какой раньше была река Омь, а какой она стала,то увидим мусор повсюду: целлофановые пакеты, бумага, бутылки, склянки. Во что превратили нашу реку? Происходит все из-за халатности людей. Не всех людей, а из-за тех кто не умеет ценить красоту природы. Поэтому мы решили поучаствовать в этом конкурсе, и призвать людей к тому, что небольшая река- это бесценный дар природы, который нужно беречь от беспощадного человека.

Цель: очищение берега реки Омь вблизи с.1-Сибирцева.

           Задачи:

-    создать бригады по уборке мусора с привлечением волонтёров;

-    провести акции по очистке территории от мусора;

-  организовать транспортировку собранного мусора на сельскую свалку;

- организовать просветительскую работу среди населения села о вреде загрязнения окружающей среды;

  • организовать систематический контроль за состоянием территории села.

Стратегия достижения

Основную работу по сбору мусора мы предлагаем осуществить силами учащихся среднего и старшего звена МОУ 1 –  Сибирцевской СОШ, педагогического коллектива и работников школы (в добровольном порядке) с привлечением жителей села.

 

                      Что необходимо для реализации проекта:

-Приобрести мешки для мусора;

- приобрести перчатки каждому участнику акции;

- обеспечить инвентарём (вёдра, лопаты, грабли, носилки.)

-обеспечить транспортное  средство для перевозки мусора.

        Прогнозируемые результаты

Что я ожидаю от реализации проекта «Чистая вода. Золотой песок.»:

1. Очищение берега реки Омь вблизи с.1-Сибирцева.

  1. Оформление табличек «Берегите реку от мусора!».
  2. Демонстрация видеофильма о загрязнении водоемов.

        Прогнозируемые результаты

Что я ожидаю от реализации проекта «»:

1. Очищение берега реки Омь вблизи с.1-Сибирцева.

  1. Оформление табличек «Берегите реку от мусора!».
  2. Демонстрация видеофильма о загрязнении водоемов.

        Оценка результатов

        Результаты осуществления проекта будут оцениваться с помощью опроса участников проекта и жителей села. Отчет по проделанной работе будет предоставлен администрации школы.

Смета расходов

Основные и прямые расходы

Кол-во

Всего

Имеется

Требуется

Перчатки

40 пар

1000

1000

Ватманы

3

45

45

Мешки для мусора

1уп

45

45

Гуашь

1уп

85

85

Лак для дерева

ДВП

Итого

Полная стоимость проекта: 12575 рублей.

Имеется: 12575 рублей.     Требуется: 0 рублей.

Комментарии к бюджету:

Перчатки для работы каждому ребёнку приобретут родители в качестве помощи реализации проекта. Ватманы, гуашь, мешки для мусора предоставит муниципальное образовательное учреждение 1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа. Таблички «Берегите реку от мусора!» будут изготовлены из вторичного сырья: кусков фанеры. Для  организации транспортировки собранного мусора будет заключён договор с  Главой муниципального образования о безвозмездном предоставлении транспортного средства. Все работы производятся в добровольном порядке без оплаты труда рабочим МОУ СОШ. Все работы производятся в добровольном порядке без оплаты труда.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

Венгеровского района Новосибирской области

Река Омь - дар природы

Комплексное исследование

(конкурс «Отечество»,

номинация «Экологическое краеведение")

                                                            Выполнила: ****

                                    ученица 9 класса

                                                                   Руководитель: Бурмакина Светлана

                                 Александровна,

                                                            учитель географии и биологии,

     первой квалификационной категории

-2013-

Оглавление

1. Введение

2. Происхождение названия реки Омь

3. Исток реки.

4. Территория по которой протекает

5. Почвы и растительность

6. Животный мир.

7. Результаты исследования и их обсуждение

8. Выводы

9.Список источников и использованной литературы:

Введение

Часто не замечаешь того, что у тебя перед глазами.  Раньше  я и не придавала значения тому факту, что живу в двухстах метрах от небольшой, но очень живописной реки Омь, и не думала о том, что наша река является притоком крупной сибирской реки Иртыш. Мне стало интересно, откуда произошло такое название, какие особенности есть у нашей реки, каково отношение к ней со стороны жителей. Я решила провести комплексное исследование нашей «Омки». Малая река - чрезвычайно занимательный объект для экологического изучения. Я поняла, что можно изучить речную флору, провести исследование истока реки, изучить животный мира, исследовать русло реки, выявить экологические проблемы реки и способы их устранения.

По данной исследовательской работе определена следующая цель: 

Проведение комплексного исследования реки Омь, протекающей по территории Венгеровского района

 Исходя из поставленной цели, были обозначены следующие задачи

  1. Собрать данные о происхождении названия реки;
  2. Изучить характер течения, глубину реки, размеры и формы наносов реки, водного режима;
  3. Ознакомится с флорой и фауной реки;
  4. Познакомиться с палеонтологическим прошлым данной территории;
  5. Изучить экологические проблемы реки.

Происхождение названия реки Омь

 Омь – (омегла) – на языке барабинских татар- тихая. Река – правый приток Иртыша. Местное название реки в Барабе и Прииртышье — уменьшительное Омка.

        Есть красивая легенда о том, почему реке было дано название «Омь»

 «Тогда не было Кучумова царства, даже не родился этот лютый хан. А барабинские татары были. Жил среди них простолюдин, по имени Ом, что значит "тихоня", "смиренный человек". Главное - он был очень добрым, помогал больным и старым, выручал попавших в беду. Если требовалось вызволить из беды какого-либо человека, Ом обращался к нужному ему Богу с просьбой сделать это. Но за помощь богов он нёс жестокую расплату: укорачивался его век на дни, или на месяцы, или на годы. Чем тяжелее оказывалось несчастье, от которого избавлялся человек, тем дороже это обходилось Ому.

    Для всех барабинских татар те времена были бедственными. Воинственные соседи то и дело совершали набеги: лилась кровь барабинцев, горели их жилища, налетчики угоняли лошадей и овец. Очень печалился Ом. Думал: уйти бы родному народу в другие места, где жизнь безопаснее. Но к югу и востоку от владений барабинских татар обитали те самые воинственные соседи, к западу до самого Иртыша лежали безводные, выжженные солнцем земли. К северу простирались болота. Правда, на тех болотах с весны до осени дичи было видимо - невидимо, ягод да разных съедобных и целебных трав - тьма. Но разве этим народ проживет? Ведь лошадей и овец там не разведешь.

        Вдруг Ому пришла в голову счастливая мысль: пусть Бог Владыка вод - осушит те болота, оставит на их месте лишь несколько озерков. Согласился Владыка вод выполнить просьбу Ома. Из болот, что простирались к северу от владений барабинских татар, вырвались и побежали шустрые ручьи. Они соединились и уже рекой покатились к Иртышу.

   А Ома не стало, хотя он мог бы жить еще немало лет. Но память о нем осталась: с тех пор река Омь несет и несет свои воды в Иртыш. Не одно доброе дело не пропадает бесследно».

        Исток реки.        Исток реки  находится на Васюганской равнине. Течёт по Барабинской низменности. Устье реки находится в Омске, в 1831 км по правому берегу Иртыша. На Оми расположены города Калачинск, Куйбышев, Омск, который получил своё имя от реки. Длина реки 1091 км, площадь бассейна 52,6 тыс. км², средний расход воды — 64 м³/сек, максимальный расход воды — 814 м³/сек. Притоки Оми: Узакла, Кама, Тарка, Тартас, Тарбуга.

Склоны реки вначале пологие, у реки — умеренно крутые до обрывистых, участками облесены и распаханы. Пойма прерывистая, шириной от 250 м до 3 км, открытая, луговая, волнистая. Русло реки умеренно извилистое, неразветвлённое. Ширина русла в межень 40—84 м, местами на излучинах 110—220 м. Глубина воды на перекатах составляет 0,3—1,5 м, на плёсах 2,0—4,1 м. Скорости течения не более 0,3—0,4 м/с, максимальные — до 1,4 м/с. Питание преимущественно снеговое. Половодье с мая по июль, иногда до августа. Ледостав во второй половине октября — первой половине ноября, ледоход — в апреле — начале мая. Меженные берега открытые и заросшие кустарником, высотой 2—10 м.

Территория по которой протекает. Омь — река в Западной Сибири. Омь протекает по территории Новосибирской и Омской областей. По территории Омской области протекает по Нижеомскому, Калачинскому, Кормиловскому и Омскому районам. Омь - правый приток реки Иртыша, вытекает из так называемого Омского болота, составляющего часть обширного Васюганского болота, лежащего на водоразделе Обско-Иртышской водной системы, из тундренного озерка. От истока имеет направление с северо-востока на юго-запад до впадения в нее слева реки Чанчи, далее течет на запад и юго-запад, затем до впадения реки Тартаса на запад и северо-запад, затем на запад-юго-запад, юго-юго-запад и даже на юг, от Круторечинской снова на запад и так до своего соединения с Иртышем.

Долина реки имеет почву песчано-глинистую, отчасти иловатую и черноземную, изобилует сенокосами и во многих местах покрыта рощами лиственного леса, березняка, осинника, тальника. Весной река сильно разливается, затопляет прибрежные луга. С левой стороны впадают реки Аяча, Чанча, Агурман, сток озера Убинского и другие менее значительные.  

Почвы и растительность. Долина реки Оми относится к зоне южной лесостепи. На пойме распространены пойменные аллювиально-слоистые, солончаковые и пойменные луговые почвы. Развиты черноземы. Вдоль реки преобладает разнотравье. На лугах и в пойме рек Иртыш и Омь растут тал и ива.
Животный мир. Птица водоплавающая: гусь, лебедь, утки разных пород. Из других видов птиц: журавль, кулик, чибис, чайка. Из рыбы наиболее распространены: окунь, чебак, щука, язь,  лещ, ёрш, пескарь.

Результаты исследования и их обсуждение

Тема

Способ

выполнения

Результат

Изучение  характера течения, режима реки

измерение длины маршрута, направления течения реки, характера рельефа местности, измерение глубины

Длина исследуемого участка 4 км. В верхнем течении направление на юг, в среднем и нижнем на северо-запад. Берега от пологих до обрывистых. На берегу параллельно руслу реки расположены деревни: Николаевка (данное село в настоящее время не существует), село Сибирцево 1-е, деревня Игнатьевка. Течёт по равнинной местности, на реке имеются паром, служащий переправой между  Сибирцево 1-м и д.Игнатьевка. Ледостав по наблюдениям во второй половине октября — первой половине ноября, ледоход — в апреле — начале мая (приложение 1)

Изучение температуры воды, глубины реки, скорости течения, аромоиндикации.

.

Измерение температуры воды

Проведение  аромоиндикации воды, на наличие осадка - по качеству, с указанием цвета, определяем характер запаха и его интенсивность.

Измеряем  ширину, глубины при помощи шеста и рулетки

t воды +8 С,

Вода имеет незначительный осадок, по качеству илистый, чёрного цвета, вода достаточно прозрачная, запах воды смешанный, преобладает илистый оттенок, запах слабый.

Ширина реки на первой точке измерения-12м.80см., максимальная  глубина-2м,40см., скорость течения колеблется примерно  7 м/мин. На конечной точке ширина 28 метров, глубина 3м.40 см., скорость течения примерно 12 метров в минуту (Приложение 2)

Исследование флоры и фауны реки

Определяем растительный и животный состав реки по атласам и определителям

Животные, обитающие в Оми: дождевые черви, обыкновенный прудовик, беззубка обыкновенная, катушка килевая, водомерка панцирная, гладыш (клоп), и др. Из рыб: карась серый, щука, ёрш, окунь, плотва, чебаки, язь, лещ.  Из представителей флоры можно выделить: рогоз широколистный, единичные экземпляры кубышки жёлтой, нитчатые водоросли. На побережье растут ивы и тала (Приложение 3)

Палеонтологическое прошлое реки

Беседы со свидетелями палеонтологических находок

Ученые и археологи выяснили, что на нашей территории  очень много лет назад проживали такие животные как мамонты, первобытные бизоны, большерогие олени, шерстистые носороги. Мамонты появились свыше 100 тысяч лет, носороги 15-20 тысяч лет назад. Доказательством тому служат  остатки костей, окаменелости, которые часто находят на берегу нашей реки (Приложение 4).

Опрос пожилых жителей села

Проведение беседы с пожилыми людьми, которые могут дать интересные сведения о хозяйственном использовании изучаемого водного объекта

Воду реки Омь использовали для орошения, полива огородов. Издавна здесь ловили рыбу, купались (Приложение 5).

Изучение экологических проблем реки

Обследование береговой линии

Главной экологической проблемой является оскудение биологического разнообразия видов рыб, из-за чрезмерного и несвоевременного вылова, в том числе  запрещёнными снастями.

Береговая линия сильно загрязнена мусором, который оставляют отдыхающие (Приложение 6).  

Выводы:

  • Река подтверждает свое название «тихая», действительно течение на всём изученном участке небурное, достаточно спокойное.
  • Животный и растительный мир достаточно разнообразен
  • Часто на берегах реки находят окаменелости древних животных, что говорит о богатом историческом прошлом исследованной территории
  • В 1980-е годы течение в Оми сошло на нет и река «зацвела», стала зарастать водной растительностью.
  • В последние годы река катастрофически мелеет. Источником воды для Оми являются Васюганские болота и озёра Новосибирской области, но с каждым годом водосброс сокращается, в районах, где протекает Омь, всё больше ощущается дефицит воды.    
  • Река Омь является излюбленным местом для отдыха, люди не заботятся о своем будущем и после и пребывания на берегах реки и в ее водах остаётся очень много мусора, который часто убирают учащиеся 1- Сибирцевской СОШ (приложение 7)

 

Список источников и использованной литературы:

“Экскурсия в природу”.автор название издания “ ”

  1. Александрова Т. А., Учайкина И. Р. География Куйбышевской области. Куйбышев: Кн. Изд. - во, 1987. 112с.
  2. Демина Т.А. Экология, природопользования, охрана окружающей среды. М.: Аспект пресс, 1995.
  3. Красильников Н.А. Микроорганизмы почвы и высшие растения. М.: Изд- во АН СССР, 1987
  4. Колбовский Е.Ю., Изучаем малые реки. Ярославль, 2004.-224.:ил. (Экскурсия в природу).
  5. Кузнецов М.А.,  Ибрагимов А.К., Неручев В.А., Юлова Г.А. Полевой практикум по экологии. М.: 1994.
  6. Мамаев Б.М., Медведев Л.Н., Правдин Ф.Н. Определитель насекомых Европейской части СССР. Учебное пособие. М.: Просвещение, 1976, 56 с.
  7. Туманов В.К. Зеленый шум. Куйбышев, Кн. Изд. - во, 1984. 176 с.
  8. Г.С.Кулинич – Горький: ГГПИ им.М.Горького,1982.

Интернет – ресурсы:


http://www.region33.ucoz.ru/doc/Voda_Gus_rayona.zip

http://festival.1september.ru/authors/206-510-639

  region33.ucoz.rupubl/izuchenie_rek_gusevskogo…1…9