Моя педагогическая концепция

Моя педагогическая концепция

 

Не существует сколько-нибудь достоверность тестов

 на одарённость, кроме тех, которые проявляются

 в результате активного участия хотя бы

 в самой маленькой исследовательской работе.

         А. Н. Колмогоров

 

Каждый из нас при упоминании слова «Учитель», мысленно возвращается в прошлое и, вспоминая своих лучших учителей, чаще всего воссоздает в памяти не столько профессиональные качества учителя, сколько учителя как целостную личность. В своих учителях я ценю их упорство, терпение, целеустремлённость и желание сделать мир лучше, начав с малого: воспитать человека из маленького и неразумного ученика. И я сама, будучи учителем, попыталась посмотреть на себя: какой же я учитель?

Целью моей педагогической деятельности является развитие познавательных способностей учащихся и формирование информированной личности, способной легко адаптироваться к изменениям в окружающем мире. Для достижения цели мною решаются определённые задачи:

1) развивать познавательный интерес посредством ознакомления с важнейшими географическими и биологическими особенностями;

2) повысить интерес учащихся к изучению географии и биологии;

3) научить использовать статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных;

4) включить учащихся в практическую деятельность, по применению изученного материала при решении задач повседневной жизни.

Для решения поставленных задач использую такие педагогические технологии как информационные коммуникационные технологии, проблемное обучение, исследовательская и проектная деятельность.

В современных условиях общество предъявляет высокие требования не только к уровню знаний выпускников, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему или явление с точки зрения различных наук. Один из возможных способов достижения указанной цели – учебно-исследовательская деятельность детей на уроке и во внеурочное время. В ходе её учащиеся приобщаются к пониманию глобальных географических и экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области географии, биологии и других наук.

Учебно-исследовательская работа -  одно из направлений моей педагогической деятельности,  применяю его чаще на уроках при изучении тем, затрагивающих региональный компонент, местный материал.  Хотя для проведения учебного исследования необходимо большое количество времени, но этот метод имеет массу достоинств: развивает мышление, даёт возможность самостоятельного поиска информации и методов, даёт учащимся уверенность в своих способностях, развивает практические навыки.

         Самостоятельная исследовательская практика детей является важнейшим фактором развития творческих способностей. В  исследовательском методе в качестве основы выступают не только знания, преподносимые в готовом виде, а их организованный творческий поиск.

Многие специалисты в области психологии  мышления подчёркивали мысль о том, что умственная деятельность учёного, сделавшего «эпохальное открытие», и умственная деятельность ребёнка, познающего новое, идентичны по своей внутренней механике. Все дети любознательны, и очень важно дать возможность ребятам проявить эту любознательность. Школьник, изучающий географию, является географом, и для него легче изучать науку, действуя подобно учёному – географу, чем получать знания в готовом виде. Использование в обучении исследовательского подхода стимулирует интерес учащихся к предмету, их активность на уроке, приводит в целом к повышению качества обучения.

         Работая в школе, я нахожусь в постоянном поиске новых педагогических идей, технологий, методов и форм обучения. При этом руководствуюсь правилом – любая найденная идея должна гарантировать достижение поставленных целей.

В зависимости от специфики предмета, содержания материала и с учётом возрастных особенностей учащихся я выбираю формы и методы обучения, необходимые средства обучения. Первичное усвоение знаний достигается с помощью объяснительно-иллюстративного метода, умения формируются с помощью репродуктивного, опыт творческой деятельности усваивается с помощью методов проблемного обучения – исследовательского или частично-поискового, а соотнесение   организационных форм, средств обучения с потребностями, мотивами, интересами учащихся составляют суть эмоционально-ценностного отношения к миру.

Не смотря на то, что предметы, которые я веду, требуют точности, конкретных фактов, цифр, тем не менее, важно дать ребёнку творить, превращая сухой язык науки в нечто интересное. В своей педагогической деятельности преимущество отдаю творческим методам: исследовательскому, частично-поисковому, проблемному изложению материала.

При использовании частично-поискового и исследовательского методов ученикам представляется возможность находиться в ситуации самостоятельного добывания знаний. Я не просто провожу урок, а организую дискуссию, обсуждение. Ученик получает одобрение на гипотезу, ему даётся право на ошибку. Ведь познание – это и есть преодоление ошибок. Важно поставить ученика в такое положение, когда он может высказать свою гипотезу. В подобной ситуации ребёнок ищет доказательства, отбрасывает ошибочные суждения – это и есть процесс добывания знаний. Особо ярко проходят уроки, где детям можно спорить, высказывать свои идеи, которые идут вразрез с логикой, научными фактами. Бурные споры возникают при изучении тем: «Гипотезы происхождения жизни», «Глобальные проблемы человечества», «Новые элементы ПСХЭМ» и т.д.

Исследовательская деятельность даёт возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Я учу детей основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. Например, при изучении тем из курса «Анатомия человека» дети не только знакомятся с материалом, но и выполняют исследовательские работы «Исследование влияния табачного дыма на здоровье человека и окружающую среду», «Состав зубной пасты – польза или вред?», «Влияние семядолей на развитие растения», «Влияние дождевых червей на структуру и плодородие почвы»,  «Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат»,  «Влияние света на рост лука», «Влияние факторов внешней среды на развитие плесневых грибов», «Генеалогическое древо семьи», «Состав зубной пасты – польза или вред?», так же много исследований выполняется и на уроках географии.

При планировании уроков использую разные формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальную, индивидуальную, групповую.

При  индивидуально-групповом и коллективном способах обучения школьники усваивают знания быстрее, полнее и охотнее, учатся действовать в разнообразных ситуациях, что требует вариативного применения знаний, а не только воспроизведение текста учебника и объяснения учителя, как на обычном уроке.  Здесь проявляются и индивидуальные способности учащихся – интерес к открытиям, исследованиям, путешествиям, личностям учёных, природе разных уголков земли.

В зависимости от структуры общения на уроке мной определяются и структурные формы организации обучения. Индивидуальная форма работы отражает структуру опосредованного общения (ученик – учитель, ученик – учебный материал); групповая форма общения (учитель – учащиеся класса, ученик – ученик); коллективная форма обучения – общение каждого друг с другом, индивидуальное общение связано с личностью – ориентированным подходом в обучении, где развиваются, раскрываются и проявляются способности, связанные с личностными качествами учащихся.

Из-за малой наполняемости классов работать в группах удаётся редко, поэтому учащиеся больше работают в парах. Главные особенности организации такой работы на моём уроке являются:

·        класс делится на пары, для решения конкретных учебных задач;

·        каждая пара получает определённое задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством учителя;

·        задание в паре выполняется таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;

·        состав пар непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.

В ходе работы я поощряю совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. При работе в парах возрастает индивидуальная помощь каждому участнику с моей стороны.

В процессе обучения и воспитания школьников важное место занимает контроль знаний и умений. В своей работе использую следующие формы контроля: тестовая работа, практическая работа, географические и биологические игры, зачёт, «волна».  Предлагаю на разных этапах урока, в основном на этапе закрепления, учащимся выполнение тестовых заданий, тематических, с заданиями, аналогичными экзаменационным, что позволяет безболезненно подготовиться к сдаче экзаменов, и приобрести уверенность в своих знаниях. Тестовые задания начинаю использовать в курсе природоведения 5 класса, это формирует определённые умения, и к 9 классу учащиеся уверенно выполняют задания разного вида и уровня сложности. В основном тестовые задания я беру из методических пособий, но в своей практике использую самостоятельное составление тестов, которые затрагивают нужную мне тему. Учащиеся тоже выступают в роли составителей тестовых заданий, включаясь в этот процесс, составляют тестовые вопросы и, обмениваясь ими, решают и оценивают результаты составителя и тестируемого. В результате по предметам накоплен собственный комплект контрольно-измерительных материалов    Огромное влияние на повышение качества обучения имеет интерес к предмету. Познавательную активность я развиваю на всех этапах урока:

- при изучении нового материала;

- при закреплении;

- при повторении;

- при выполнении упражнений.

Развитию познавательной активности служат живое, интересное, увлекательное изложение материала, яркость фактов, оригинальность выводов, глубокое проникновение в сущность явлений, т.е. те, что пробуждают любознательность и мыслительную активность учеников.

Для развития познавательного интереса использую следующие средства мотивации:

- чёткая ориентация на цель;

- объяснение важности изучаемого материала;

- использование опыта учащихся с целью стимулирования их деятельности;

- оценка как стимул познавательной деятельности;

- работа учащихся со справочной литературой, дополнительными источниками знаний;

-побуждение к продолжению работы вне урока.

Если изученный материал заинтересовал школьников, то они с удовольствием продолжают работу над темой не только дома, но и вовлекаются во внеурочную деятельность: участвуют в исследовательских работах, конкурсах, проектах на районном и областном уровнях. Вместе с ребятами мы подготовили ряд исследовательских и проектных работ:

·        Исследование количества производимого в семье мусора (конкурс «Летопись добрых дел по сохранению природы») грамота;

·        Проект «Чистая вода» (конкурс «Летопись добрых дел по сохранению природы»)  2 место районный этап;

·        Проект «Операция «Росток»» (конкурс «»Зелёная планета) диплом 1 степени областного этапа;

·        Исследование «Натальюшкина роща – наш природный доктор» Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост» 2 место районного этапа;

·        Исследование «Река Омь - дар природы» (конкурс «Отечество») победитель Областного этапа;

·        Проект «Свалкам - бой!» (Конкурс «Природное наследие нации 2013», Диплом 1 степени районного этапа.

Моя деятельность направлена на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно-значимых способов познания путём организации учебно-познавательной деятельности. Я принимаю позицию индивидуальности, самобытности каждого человека, а в ученике ценю позицию самопознания и самореализации.

Человек – изменчивая и постоянно обновляющаяся личность. В природе каждого заложен огромный потенциал внутренних возможностей для саморазвития. Любой индивид неисчерпаем. Предугадать его будущее нелегко. Ученик – строитель собственной жизни, и он творит её ежедневно, ежемоментно. Миссия учителя – помогать каждому ребёнку постигать и проживать жизнь, раскрывая перед ним её содержание, и вместе восходить на новый уровень развития. Моя миссия учителя будет реализована, если я помогу детям сохранить желание идти вперёд, узнавать новое, не останавливаться на достигнутом. Мои учителя научили меня этому, и я буду рада, если то, что заложено во мне перейдёт к моим ученикам.