ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Для умных и мудрых взрослых, воспитывающих исключительных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
isklyuchitelnye_deti.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Исключительные дети
ПАМЯТКА
для умных и мудрых взрослых, воспитывающих исключительных
детей
Здравствуйте, меня зовут Дима! Я учусь во втором классе. Меня не любят учителя в школе, со мной не дружат одноклассники, а моя бабушка после двух выходных дней, проведенных со мной вместе, заболела... Просто я люблю говорить. Иногда это бывает почти беспрерывно, в том числе и на уроках. Я не могу долго сидеть на одном месте. Бывает так, что я отвечаю, не дослушав вопроса учителя, все время что-то верчу в руках, роняю, выхватываю... Я очень люблю читать. На занятиях по русскому языку и чтению я всегда много отвечаю. Правда, при этом я перебиваю учителя, вскакиваю из-за стола, и мне очень хочется всегда быть первым...
Вам это знакомо?.. Это синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Специалисты утверждают, что среди детей с СДВГ много одаренных. Сочетание СДВГ с одаренностью называют «двойной исключительностью».
Одаренность
Одаренность - это высокий уровень способностей, определяющих успешность выполнения той или иной деятельности. Специалисты считают, что у одаренных детей трудно выявить СДВГ: чем лучше развито абстрактное мышление ребенка, тем легче он приспосабливается к ситуации, вырабатывая самостоятельно такую стратегию поведения, которая скрывает проблему. В результате ни родители, ни педагоги не в состоянии сразу распознать СДВГ.
Уважаемые взрослые! Помните, что одаренность не всегда проявляется в
рамках учебной деятельности! Очень часто одаренность проявляется в
успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Например, увлеченный техническим конструированием ребенок может дома с
энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять активности ни в
школе, ни в кружке или секции. Кроме того, одаренные дети далеко не всегда
стремятся показывать свои достижения окружающим. Именно поэтому ребенок,
сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от взрослых.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или
внешкольным делам, но и по предложенным самим ребенком формам
деятельности.
Несмотря на одаренность, дети с двойной исключительностью не всегда в
состоянии усвоить программу для одаренных детей. Ведь подобные программы
направлены либо на ускорение, либо на увеличение количества предметов и
углубленное их изучение, что может пагубно сказаться на наших успехах, ведь
основные черты таких детей - дефицит активного внимания, импульсивность,
гиперподвижность.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности
Дорогие взрослые! СДВГ это легкое неврологическое нарушение,
включающее в себя невнимательность, гиперактивность, импульсивность. Детям с СДВГ довольно трудно быть организованными и следить за своими вещами.
Они забывают или теряют дома тетради с домашней работой, учебники или
учебные принадлежности. Это не потому, что им все равно, а потому, что они
отвлекаются, нетерпеливы. Источником проблем в школе является не то, что
ребенок с СДВГ недостаточно умен, а то, что он невнимательно слушает учителя, или «застревает» на каком-то задании во время классной работы, или теряет мысль и забывает над чем работали.
Дети с СДВГ чересчур подвижны и постоянно находятся в движении.
Непрерывное сидение на одном месте им быстро надоедает, и они чувствуют
себя лучше, если могут время от времени встать или подвигаться. Ребенку с
СДВГ трудно быть спокойным!
Дети с СДВГ бывают импульсивны. Они часто говорят и делают не подумав.
Или говорят первое, что приходит им в голову. Или перебивают собеседника. Они делают это ненамеренно, просто их мозг работает очень быстро! Они не успевают подумать перед тем, как сказать.
Почему возникает СДВГ?
Специалисты отмечают несколько причин:
1.В семьях детей с СДВГ очень часто встречаются близкие родственники с
нарушениями внимания и имевшие аналогичные трудности в детстве, т.е.
наследственность.
2. Употребление матерью алкоголя, некоторых лекарственных препаратов,
курение во время беременности, токсикозы, недостаток йода, угрозы выкидыша,
повышенная тревожность, стрессы.
3. Первые ранние (до 18 лет) или поздние (после 30 лет) роды, недоношенная или переношенная беременность, длительные или скоротечные роды, осложнения при родах, асфиксия.
4. Врожденная неполноценность функциональных систем мозга, отвечающих за
психомоторную и вегетативную деятельность организма -генетические причины.
5. Особенности воспитания (гиперопека, педагогическая запущенность), неподготовленность родителей к семейной жизни, напряженные и частые конфликты в семье; низкий материальный уровень, стесненные условия проживания, злоупотребления алкоголем членами семьи, использование физических методов воспитания.
А также на проявление симптомов СДВГ могут влиять употребление в
пищу продуктов, содержащих пищевые красители и консерванты,
рафинированных продуктов питания, легкоусвояемых углеводов (сладкие
газированные напитки, чипсы, хлопья для завтрака и др.); дефицит витаминов и
микроэлементов, отравление свинцом, нитратами, диоксинами.
Двойная исключительность
«Двойной исключительностью» называют невероятное сочетание
невнимательности, утомляемости и других проблем, затрудняющих обучение, с
общей одаренностью и даже талантом. Такой «двойной исключительностью»
обладали многие выдающиеся люди: Александр Македонский, Леонардо да
Винчи, Альберт Эйнштейн, Александр Пушкин, Лев Толстой.
Вот некоторые характерные черты детей с «двойной исключительностью»:
- высокая познавательная активность;
- широкий спектр интересов;
- способность к целостному восприятию мира и отдельных ситуаций;
- высокий уровень развития аналитических навыков;
- тонкое чувство юмора;
- изобретательность в решении заданий, компенсирующая трудности в обучении;
- неравномерность развития учебных навыков;
- неуклюжесть, проблемы с крупной и мелкой моторикой, плохой почерк,
неаккуратность выполнения письменных работ;
- суетливость, недостаток организационных навыков;
- трудности в выполнении инструкций;
-трудности концентрации внимания;
- имульсивность;
- конфликты с учителями и сверстниками.
Научись меня понимать,
или несколько правил общения с детьми с «двойной исключительностью»
• Уделяйте равное внимание и одаренности, и особым потребностям
ребенка.
• Создавайте ребенку атмосферу творчества, поддерживайте возникший
интерес.
• Учите ребенка терпению.
• Хвалите и подчеркивайте успехи ребенка, поощряйте за все виды
деятельности, требующие концентрации внимания (конструирование,
лепка, рисование и т.п.).
• Старайтесь говорить спокойным голосом, избегайте категоричных слов и
выражений, жестких оценок, упреков, угроз.
• Вместе составьте распорядок дня, следуя которому, проявляйте
одновременно гибкость и упорство.
• Вместе с ребенком определите круг его обязанностей, их исполнение
держите под постоянным наблюдением и контролем.
• Давайте ребенку только одно задание, чтобы он смог его завершить.
• Помните! Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома.
Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От
усталости дети с СДВГ становятся еще более возбудимыми.
• Не ограничивайте двигательную активность ребенка. С ребенком нужно
много гулять, заниматься спортом, играть в спортивные игры с правилами.
• Ограничивайте время занятия ребенка компьютерными играми. Они
возбуждающе действуют на эмоциональное состояние ребенка.
• Хорошим средством мышечной и эмоциональной релаксации является
вода. Занятие в бассейне помогут вашему ребенку.
• Включайте перед сном тихую классическую музыку. Она поможет ребенку
успокоиться.
• Воспитанию ребенка с «двойной исключительностью» должно быть
максимально индивидуализированным и сочетаться с консультативной и
коррекционной комплексной медицинской и психолого-педагогической
помощью специалистов.
Дорогие взрослые, помните, что дети с «двойной
исключительностью» нуждаются в двойной любви и защите!