Статьи
педагог-психолог высшей категории
«Психологическая Служба в условиях электронной инфраструктуры лицея»
Чтобы соответствовать требованиям современного образования, перед ПС лицея встал вопрос о модернизации своей деятельности.
Работу Службы в условиях электронной инфраструктуры лицея я представлю на примере АРМ психолога.
Автоматизированное Рабочее Место школьного психолога – это единая структура, которая включает:
- Систему автоматизированной диагностики, аналитики, систематизации информации, состоящую из:
- Конструктора тестов
- Системы тестирования
- Системы обработки и интерпретации информации
- Системы представления информации в разной форме (графические, текстовые отчеты разного уровня)
- Психологических паспортов детей – базы данных, где содержится вся информация
- Информационно-методическую систему «Электронная библиотека», которая содержит разнообразные материалы в электронном виде: психологическую литературу, диагностический материал, коррекционно-развивающие программы, нормативно-правовую документацию, информационную базу контактов и т.д.
- Систему обмена информацией «Сетевое взаимодействие») как во внутренней сети лицея, так и за её пределами.
В идеале АРМ психолога представляет собой единую компьютерную программу, которая сочетает в себе диагностический блок, «библиотеку» и систему «Сетевое взаимодействие».
Чтобы ознакомиться с АРМ психолога ИТЛ №24, для наглядности предлагаю рассмотреть психолого - педагогическую модель сопровождения учащихся в условиях модернизации образования, ранее созданную мной и опубликованную на сайте работников образования России.
Модель состоит из блоков, соответствующих видам психологических работ.
Диагностический блок.
Ответить на вопросы диагностических методик все участники образовательного процесса, с помощью Moodle и Netschool, могут как в домашних условиях, так и в компьютерном классе лицея. Все данные (ответы) поступают на рабочий компьютер психолога, который является также головным для комплекса компьютерных психодиагностических и развивающих методик «Психология в школе», созданного для современного методического оснащения психологов Образовательных Учреждений с целью оптимизации психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Комплекс вызвал интерес ПС лицея по причине того, что он разработан для инновационных Образовательных Учреждений, реализующих личностно-ориентированное, здоровьесберегающее образование, осуществляющих профильное обучение, работающих с отстающими или одаренными учащимися.
По содержанию, сервисам, комплекс не имеет аналогов в РФ, включает в себя более 150 методик, позволяющих решать проблемы Личности, Интеллекта, Отношений:
- Выявление причин неуспеваемости учащихся,
- Оценка и развитие внимания, памяти, интеллекта учащихся,
- Анализ межличностных отношений учащихся, учителей,
- Анализ и консультирование родительско-детских отношений,
- Консультация по профессиональной ориентации учащихся.
Данный комплекс психодиагностических и развивающих методик установлен на 16 компьютерах лицея, имеет единую базу испытуемых и результатов всех методик (аналогов нет), возможность статистической обработки результатов тестирования (аналогов нет), сетевые возможности.
В психологии, как и в медицине, если нет высококвалифицированной диагностики, нет эффективной помощи!
Комплекс «Психология в школе» объективно является мощным стимулом к развитию психологической службы лицея, многократно повышая качество и производительность работы психолога.
Консультативная работа.
В консультативной работе я использую Netschool в следующих случаях:
Приглашаю на консультации, индивидуально каждому Родителю отправляю результат диагностики их ребёнка с рекомендациями.
Предлагаю интерактивные родительские собрания, как Родителям, так и классным руководителям, с помощью которых они могут получать интерпретированный результат по тесту, выяснить причины полученного результата и ознакомиться с рекомендациями психолога.
Если возникают вопросы, то можно использовать обратную связь Netschool.
Психопрофилактическая работа
Коррекционно-развивающая работа.
Для видеотерапии, музыкотерапии, фото-арт-терапии использую аудиовидеоаппаратуру лицея.
Техническое оснащение лицея даёт возможность учащимся заниматься проектной деятельностью. Я курирую ученика 10 класса, который работая над проектом, создаёт комплекс школьных перемен с использованием средств музыко-арт-терапии и запишет DVD диск.
Просветительская работа.
На сайте МОУ ИТЛ № 24 имеется ссылка Психологической Службы на мини-сайт психолога лицея, зайдя на который, можно ознакомиться с приготовленными рекомендациями для педагогов, учащихся, родителей.
Методическая работа.
На школьных ресурсах в Netschool имеется портфолио Психологической Службы лицея с различной документацией психолога. Обращаю ваше внимание на то, что Netschool имеет функцию доступа:
Если к документации психолога доступ имеют только завучи, то к индивидуальным данным учащихся доступ никому не выставляется, т.к. информация конфиденциальна.
Доступность интернет ресурсов даёт возможность ПС принимать участие во Всероссийских Олимпиадах по психологии (в этом учебном году наши ученицы стали победителями и призёрами Всероссийской олимпиады по психологии), публиковать материал на Федеральных сайтах из опыта своей работы. (Диплом «Учитель цифрового Века»).
Экспертная работа.
Программа Netschool и Moodle позволяют охватить всех учащихся, их Родителей, педагогических и непедагогических сотрудников лицея в короткое время и по вопросам, для которых важна своевременность принятия административных решений.
В связи с этим, мы еженедельно проводим социологические мониторинги.
Анализируя ответы респондентов, я составляю психологические комментарии результатов и выводы представляю в виде презентаций на планёрных заседаниях педагогического коллектива каждый понедельник в актовом зале.
Как показывает результат соц. опроса «Комфортность в лицее», в котором приняло участие 1699 чел. (91%)
100 % уч-ся комфортно в лицее, 67% из них отмечают, что лицей достаточно уделяет внимания развитию индивидуальных способностей и талантов, сохраняя их психическое и физическое здоровье.
97 % родителей (семей) считают, что для их ребёнка в лицее созданы все условия для успешного обучения и что их ребёнку комфортно в лицее.
100 % сотрудников лицея (педагогических, администрации и непедагогических – бухгалтерия, тех. персонал…) считают своё текущее место работы респектабельным, комфортным.
Таким образом, в общем, по лицею 99% опрошенным комфортно в лицее.
На примере представленной модели психололго-педагогического сопровождения, мы можем утверждать, что модернизация работы ПС лицея соответствует требованиям Информационно-Технологического Лицея, а значит и требованиям современного образования.
strong
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Адиятулина Светлана Геннадьевна
педагог-психолог КГБУ «Яровской центр
помощи детям, оставшимся без попечения родителей»
Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Работа по преодолению травматического опыта у детей, проживающих в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предполагает наличие общего понимания у специалистов содержания этой работы, задач, которые решаются разными специалистами в ходе реабилитационного процесса, необходимости специальной организации взаимодействия между психологами, воспитателями, социальными педагогами и администрацией детского учреждения.
Эта работа не может осуществляться без наличия в учреждении безопасной эмоциональной обстановки для детей и без ориентации сотрудников не только на дисциплинирование и школьную успеваемость, но, прежде всего, - на переживания детей и поддержание с ними эмоционального контакта.
Предлагаемая ниже модель включает в себя рекомендации национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Н а основе содержания методических пособий под редакцией М.С. Мартыновой, адресованных специалистам, оказывающим практическую помощь детям: психологам, педагогам, социальным педагогам, я создала модель – матрицу, на которую все педагоги должны накладывать свою работу и тогда центр будет функционировать как слаженный единый механизм, знающий и понимающий что делать.
В Яровском центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей 3 Службы:
- СЛУЖБА СОДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН РФ
- СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
- СЛУЖБА ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
Ребёнок, поступая в центр, проходит реабилитационный период, длящийся 7,5 месяцев. Одновременно ведётся работа с родной семьёй, при благоприятном стечении различных обстоятельств на любом этапе ребёнок имеет возможность вернуться в родную семью.
Если этого не происходит по разным причинам, то ребёнка готовят к сопровождению Службой замещающих родителей. Перед тем как ребёнка устроить в замещающую семью – данная Служба оказывает услуги: подготавливает детей к устройству в замещающую семью – воспитывает ценность семьи (объясняет ребёнку значимость проживания человека в семье, несмотря на его негативный опыт проживания в родной семье), подбирает и подготавливает родителей замещающих семей (мы частично выполняем эту услугу, совместно с отделами опеки).
Академия подготовки замещающих родителей как услуга, которую оказывает служба замещающих родителей. Мы можем подобрать взрослых и детей друг к другу, учитывая личностные особенности, характеристики граждан, изъявивших желание стать опекунами, и детей для объединения их в семью, организовать их встречу, оказать помощь в налаживании первого контакта и дальнейшего сопровождения их семьи. Так же мы подготавливаем взрослых – обучаем их в школе приёмных родителей и когда они с помощью органов опеки определяются с выбором ребёнка, создают замещающую семью, мы их тоже сопровождаем.
Если же ребёнок остаётся в центре и выпускается, то на ПМПк мы определяем уровень сформированности социальной Адаптации – устанавливаем необходимость сопровождения куратором нашего воспитанника в учебном заведении и так же за ребёнком остается куратор нашего центра, который должен контактировать с куратором учебного заведения.
Содержание Модели сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
1 этап – АДАПТАЦИЯ дагностический (Воспитатели приучают к режиму, правилам жизни в Центре, наблюдают за ребёнком – для определения его личностных особенностей)
2 этап – ЭМОЦИИ коррекция эмоциональной сферы – задача психолога: «вскрыть капсулу» - психотравму; задача воспитателей: создать благоприятный эмоциональный фон, предотвращать конфликтные ситуации, сглаживать «углы», окружить ребёнка вниманием и заботой как человека после операции помещают в послеоперационную , а не в общую палату и соответствующий уход; окружение должно быть доброжелательное, чуткое. Темы бесед, семейных часов, игр не должны быть на травмирующую тему, а направлены на получение позитивных эмоций, создание ситуаций успеха – чтобы ребёнок уверовал, что у него всё будет хорошо. Одновременно ведётся работа с кровными родителями (если встречи с ними ребёнку наносят эмоциональный вред, педагоги вправе ограничить эти встречи)
3 этап – ПОВЕДЕНИЕ профилактика девиантного поведения (профилактической работой охватываются все дети, составляется общий план центра, который охватывает аддиктивный, антивитальный типы нарушений поведения. Формы работы: акции, газета, мероприятия,направленные на формирование ЗОЖ, праздники) – все дети должны быть задействованы, охвачены профилактической работой).
Когнетивной сферой в области образования занимается школа. Наша задача работать с когнетивными искажениями взгляда ребёнка на жизнь, ситуацию, окружающих.
Работа по темам должна быть объединена в цикл. Например: «Цикл занятий или бесед, или семейные часы по теме…». Можно взять полностью цикл или выборочно некоторые семейные часы, но указав эту программу. Любая программа циклов бесед,.. берётся с одного, или из разных источников, делается ссылка на эти источники, создается учебно-тематический план, который утверждается директором центра. Учебно-тематический план должен быть по работе с эмоциональной сферой и по работе с коммуникативной сферой ребёнка.
Социальная Адаптация (кружки, секции, социальная гостиница – развивающая работа. Она длится постоянно после реабилитационной работы. Если на этом этапе сопровождения ребёнка происходят ситуативные нарушения, связанные с возрастными кризисными особенностями развития ребёнка, медицинскими нарушениями, асоциальным поведением, то возвращаемся ко II или III этапу реабилитационной работы (в зависимости от сложности девиации) и прорабатываем опять по данной схеме, но используя другие программы. На этом этапе подключается Совет профилактики. Асоциальное поведение ребёнка говорит о том, что психотравма не проработана. Поэтому возвращаемся ко II этапу – проработке психотравмы и создаем эмоциональный комфорт.
Цель центра – чтобы ребёнок не стал «долгожителем» государственного учреждения. Наша задача – либо восстановить родную семью, либо подобрать новую замещающую – это говорит об эффективности работы центра. Не должно быть такого, чтобы ребенок, поступив в центр в дошкольном возрасте, выпустился из центра, сопровождаемый Службой выпускников. Мы понимаем, что логически это допускается, но это должно быть в небольшом процентном соотношении.
Мы начинаем трудоёмкую, ответственную работу над реабилитацией детей, испытавших психическую травму. Чтобы не сложилась ситуация как в басне Крылова «Лебедь-рак и щука», для слаженности работы всего педагогического коллектива администрация приняла решение о проведении обучающего семинара по теме «Что такое психотравма. Поведение ребёнка, получившего психотравму. Методы педагогической помощи ребёнку с психотравмой». До этого семинара педагоги должны будут ознакомиться с просветительским материалом по данной теме на сайте нашего центра в разделе Академия замещающих семей – полезные материалы – психолог советует, рекомендует, рассказывает.
Работа с психотравмой – это есть задача не только для психолога, но и для всех педагогов и администрации. На этом этапе с ребёнком проводятся индивидуальные психоконсультации, на которых психолог будет «вскрывать капсулу» - психотравму (как вы понимаете, это процесс болезненный, опасный тем, чтобы окружающие с пониманием относились к данному периоду жизни ребёнка, доброжелательно, опекаемо, чтобы не нанести ещё большую травму – наша задача не навредить. Чтобы этот этап прошёл менее болезненно, рекомендуется использовать групповые формы работы, направленные на снятие эмоционального напряжения ребёнка.
Психолог даёт рекомендации педагогам для создания благоприятных условий, предлагает мероприятия для эмоционального развития ребёнка – для создания благоприятной эмоциональной обстановки в «семье», доброжелательного отношения к воспитаннику. Ориентироваться воспитателю нужно не на отдельные свойства личности, а на целую систему значимых отношений (со сверстниками данного ребёнка, с родителями), учитывая возраст ребёнка.
Реабилитационная работа не может осуществляться без наличия в учреждении безопасной эмоциональной обстановки для детей и без ориентации сотрудников не только на дисциплинирование и школьную успеваемость, но, прежде всего, - на переживания детей и поддержание с ними эмоционального контакта.
С учётом вышесказанного Задачи Психолога:
1. Непосредственная психологическая работа (индивидуальная, групповая) с последствиями психотравмирующего опыта.
2. Проведение обучающих мероприятий для воспитателей по темам психотравмы.
3. Помощь воспитателям в преодолении сложностей, возникающих в контакте с детьми.
4. Эмоциональная поддержка воспитателей при необходимости.
Задачи Воспитателей:
1. Создание для детей стабильной безопасной среды, включающей в себя доброжелательное позитивное принимающее отношение, эмоциональная поддержка детей в трудных для них ситуациях.
2. Содействие в оказании психологической помощи ребенку, в частности:
- организация посещения психологических занятий
- мотивирование ребенка на контакт с психологом
- поддержка ребенка при актуализации неприятных переживаний
3. Отслеживание состояния ребёнка и информирование психолога при возникновении выраженных негативных эмоциональных реакций у ребёнка (злость, страх, сильная тревога, подавленность), резких изменений в его поведении, появление обстоятельств, которые могут существенно сказаться на состоянии ребёнка (появление родителей, сообщение о смерти близких или людей, к которым привязан….)
4. Участие в регулярных обсуждениях динамики состояния ребёнка вместе с психологом.
Задачи Администрации:
1. Мотивировать специалистов на взаимодействие в рамках реабилитационной работы.
2. Организовывать совместные мероприятия специалистов.
3. Разрешать конфликты при необходимости.
Требуется командный подход в работе педагогов. Необходимость работы единой командой в организации, которая оказывает помощь в острых ситуациях, — один из самых важных выводов, сделанных специалистами за годы работы в кризисных службах. А работа в кризисных службах во многом схожа с работой в центре, т.к. мы так же оказываем помощь семьям в кризисных ситуациях. Работа даже очень квалифицированного специалиста вне тесного сотрудничества с коллегами приводит к уменьшению эффективности оказываемой помощи, быстрому профессиональному выгоранию и возникновению собственных эмоциональных проблем.
«Бессмысленно продолжать делать тоже самое и ждать других результатов» Альберт Эйнштейн
Предварительный просмотр:
Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей
Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание)
Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание для воспитателей)
Предварительный просмотр:
Победитель олимпиады по психологии
Перед педагогом-психологом Яровского центра стоит важная задача: постоянно выявлять и поддерживать творческие способности воспитанников, популяризировать психологические знания и развивать интерес к дальнейшей подготовке в области психологии. Второй год воспитанники центра принимают участие во Всероссийской олимпиаде по психологии.
С 22 октября по 17 ноября 2017 г. проходила VI Всероссийская дистанционная олимпиада по психологии «Психология без границ», организованная ФГБОУ ВО Набережночелнинским Государственным Педагогическим Университетом ООО Центр Обруч. Две воспитанницы Яровского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, приняли участие в индивидуальном туре олимпиады по психологии – это Виктория З. и Татьяна Р.
Диплом победителя получила Вика. Благодарственные письма получили педагогический коллектив в лице директора КГБУ «Яровской ЦПДОБП» Хорьяковой Светланы Васильевны за содействие в организации Олимпиады, педагог-психолог Адиятулина Светлана Геннадьевна за участие в организации, проведении олимпиады по психологии «Психология без границ» и подготовку победителя среди учащихся 9 классов.
Поздравляем победителя и желаем не останавливаться на достигнутом.
педагог-психолог
КГБУ «ЯрЦПДОБП»
Светлана Адиятулина
Предварительный просмотр:
Служба по устройству детей в семью Тема видео-семинара «Профилактика и преодоление кризисных ситуаций в замещающей семье» Служба по устройству детей в семью совместно с органами опеки организует кризисное сопровождение опекаемых детей, находящихся в кризисной ситуации. |
Основная часть
Приоритетной формой воспитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление, опека, приемная семья. Ведь только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его успешной жизни в будущем. Однако, родители, принимающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свою семью, не всегда имеют достаточные родительские навыки, в следствие чего возникают трудности на этапе адаптации ребенка, а так же при прохождении возрастных кризисов, поэтому очень важно правильно организовать сопровождение замещающей семьи. |
Будущее опекаемых и приемных детей, находящихся в семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены их проблемы. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям Лискинского, Аннинского и Бобровского районов |
Службой по устройству детей в семью разработана программа психолого-педагогического сопровождения замещающих семей. |
Специалисты, осуществляющие сопровождение ЗС:
|
|
Профессиональная грамотность специалистов Служб позволяет находить индивидуальный подход к решению конкретных проблем, волнующих замещающие семьи, а также осуществлять работу по профилактике вторичного сиротства. |
Сопровождение – позволяет решать проблемы развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психологического развития ребенка, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его замещающими родителями. |
ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ замещающих семей
На базовом и адаптационном уровнях происходит информирование, просвещение, общение и поддержка ЗС. Адаптационное – оказание помощи замещающей семье во время процесса адаптации принятого в семью ребенка и членов замещающей семьи, оказавшихся в новых изменившихся условиях в связи с приемом ребенка в семью. Базовое – удовлетворение потребностей замещающей семьи в информировании и просвещении, общей психолого-педагогической и социальной поддержке и общении. Экстренное – купирование острых кризисных (внутрисемейных) ситуаций, возникающих в рамках семейной системы и влекущих за собой отказ от ребенка. Кризисное – способствует предупреждению прекращения функционирования замещающей семьи, оказавшейся в критической ситуации, направленной на устранение противоречий между интересами ребенка, переданного на воспитание в семью, и интересами замещающих родителей. |
Работая с замещающей семьей, мы оцениваем уровень благополучия приемного ребенка в ЗС: как удовлетворены потребности развития ребенка, уровень родительской компетентности; факторы семьи и ее окружения. Если кризис в семье выявлен, то мы начинаем работу «со случаем». |
Кризисное сопровождение замещающей семьи методом «ведения случая» включает в себя:
– диагностика семейной системы; – диагностика взаимоотношений; – диагностика индивидуальных особенностей членов семьи; – мероприятия индивидуальной программы сопровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье.
– стимулировать у семьи мотивацию самопознания и самосовершенствования через беседы; – предупредить отказ от ребенка, переданного на воспитание в семью; – первичная диагностика кризисной ситуации; – первичная диагностика проблемного поля и ресурсов семьи; – оказание кризисной психологической помощи; – мероприятия индивидуальной программы сопровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье, которые проводятся отдельно с ребенком, с замещающим родителем, а затем совместно с замещающей семьей. |
ПРАКТИКА. Ведение документации Информацию о наличии кризисной ситуации в семье специалисты Службы получают либо непосредственно от самих замещающих родителей, либо от органов опеки и попечительства. |
Получив информацию о кризисе в ЗС начинается оформление заявки на оказание комплексной социально-психологической помощи, в которой указывается - от кого получена информация - дата поступления заявки - ФИО ребенка и замещающего родителя - Учебное заведение где учится приемный ребенок - Адрес проживания - Краткая информация о ситуации в семье Порядок оказания комплексной социально-психологической помощи
- сбор сведений о семье из органов опеки и попечительства и учебного заведения где учится ребенок) - далее устанавливается контакт с семьей и мотивирование ее на сотрудничество
- совместное обсуждение специалистами Службы поступившей информации - формирование выездного состава (по необходимости) - подготовка диагностического материала 3. Выезд специалистов Службы - встреча с детьми и приемными родителями по месту пребывания детей (дом, приют) - выявление существующих проблем - проведение психолого-педагогического обследования (наблюдения, психологического тестирования, анкетирования, беседы) с приемным родителем и детьми 4. Непосредственное оказание социально-психологической помощи - обработка и анализ результатов психолого-диагностического обследования - консультации специалистов, по заявленной проблеме - составление плана кризисной помощи приемной семье - предоставление информационно-просветительского материала - информирование об учреждениях и организациях, оказывающих помощь семье и детям - подписание акта выполненных работ 5. Составление отчета по данному случаю 6. Заключение специалистов Службы 7. Риски 8. Рекомендации 9. Вывод 10. Заключение договора об оказании услуг по сопровождению ЗС (при необходимости) |
Диагностика, которая используется нами на этапе выявления семейного кризиса - «Технологическая карта» (см. Приложение 1. Программы, с.22) Технологическая карта оценки функционального состояния семьи. Мать. Отец. Параметры: Привязанность ребенка к замещающим родителям, сколько времени опекуны проводят с ребенком, пользуются ли расположением у него, что влияет на ребенка, способна ли замещающая семья обеспечить основные потребности приемного ребенка, социальная адаптация опекаемого, особенности общения с детьми, наличие значимого окружения, эмоциональное состояние ребенка в семье, особенности поведения, особенности контакта со специалистами.
|
Ответы со знаком + и -, складываем все единицы, выводим общий балл. -1 говорят о зоне риска. Определяется общий балл по таблице результатов. |
По результатам процедуры обследования личностных особенностей, психологической безопасности и комфортности среды проживания ребенка/детей в замещающей семье, определяется уровень базовый, кризисный или экстренный. |
Индивидуальный план кризисного сопровождения замещающей семьи (составляется после коллегиальной консультации специалистов) В который входит: - ФИО Заказчика - ФИ детей - категория семьи (приемная мать одиночка, семья пенсионеров и т.д.) - цель сопровождения - задачи Наименование мероприятия/с кем проводится мероприятие Сроки проведения (3 месяца, т.к. работа с кризисом) Ответственный специалист Результат
- тренингах; - досуговых мероприятиях; - конкурсах Расписывается зам. родитель и все специалисты, работающие с ЗС |
На каждую замещающую семью, находящуюся в кризисной ситуации, составляется ИПС ЗС (индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи), в которую входят мероприятия социально-педагогической, психолого-педагогической и логопедической помощи ЗС. (мероприятия, сроки, ответственный, результаты проводимых мероприятий, отметка об исполнении) 1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ - Прием первичной информации о семье. Согласование даты первичного собеседования с семьей - Первичное собеседование с семьей и заключение договора о сопровождении. Запись информации в алфавитную книгу; журнал регистрации заявлений лиц, обратившихся для сопровождения замещающих семей; журнал учета договоров по сопровождению замещающих семей 2 этап ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ - визит в семью: - установление контакта со всеми членами семьи; - заполнение акта посещения замещающей семьи; - заполнение «Карты семьи» 3 этап СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ - Обсуждение и составление с семьей плана сопровождения замещающей семьи - Согласование плана сопровождения на коллегиальной консультации (КК) - Оказание поддержки семье по запросам и актуальным потребностям в соответствии с планом сопровождения - Проведение online - встреч группы поддержки замещающих семей в социальной сети «Одноклассники» и мессенджерах WhatsApp и VK - Консультирование семьи по организации досуга и расширению позитивных социальных связей, вовлечение семьи в досуговые мероприятия - Консультирование по вопросам социальной защиты, здоровья детей и юридическим вопросам 4 этап МОНИТОРИНГ - Мониторинг состояния приемного ребенка в семье и динамика адаптации семьи - Проведение коллегиальной консультации специалистов службы по устройству детей в семью по итогам мониторинга |
Способы отслеживания эффективности оказанной помощи ∙ Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей. ∙ Диагностика готовности к самостоятельной жизни. ∙ Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье. ∙ Беседы, анкетирование, наблюдение. |
Если замещающей семье необходима помощь учителя-логопеда, то в условиях пандемии особенно актуально оказывать ее дистанционно. Как часто родители встречаются с нежеланием ребёнка не просто узнавать что-то новое, развиваться, повышать свою грамотность, конфликты вызывают обычные школьные требования, вплоть до очередной просьбы почитать. Интерактивные методы работы всегда привлекали детей, поэтому используем в своей работе платформу Яндекс.Учебник. Это отечественная бесплатная платформа для работы с детьми старшего дошкольного и школьного возраста. В период пандемии этот сервис был включен в список рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации. Так с детьми дошкольниками и учениками младшего школьного возраста я использую курс «Витамины для чтения». Курс состоит из 12 основных и 12 дополнительных занятий для профилактики у детей проблем с чтением. Это не значит, что я использую все занятия, моя работа строится в зависимости от индивидуальных способностей ребёнка. Курс направлен не только на отработку навыка чтения, но и на развитие психических функций, представлены задания на развитие внимания, слухового, зрительного восприятия. Для детей старше 9 лет используются задания из тем по морфологии, синтаксису, орфографии, развитию речи. Сервис представляет ещё одну интересную возможности – это онлайн-диктанты в Яндекс.Учебнике. Ребёнок заходит на сайт Яндекс.Учебника и видит диктант, который назначен учителем-логопедом, включает диктовку и набирает текст в специальном поле. При диктанте сохраняются две важные составляющие «традиционного» диктанта: написание цельного текста под диктовку и восприятие на слух. Информация по количеству и типу ошибок и опечаток видит, как учитель-логопед, так и ребёнок. Система даёт краткие комментарии к каждой ошибке. Курс «Работа с информацией» - прекрасная возможность для всестороннего развития детей. На платформе сделан акцент на чтение с целью получения и использования информации. Для этого используются художественные и информационные тексты, формат текстов довольно разнообразен, используются сплошные тексты и тексты, содержащие карты, схемы, и т.д. Особый интерес вызывают игры-квесты. Программа позволяет адресно работать с проблемами ребёнка в режиме онлайн, отследить
Чаще всего в работе с детьми из замещающих семей используем курс «Витамины для чтения». Не со всеми заданиями ребята справляются сразу. Но постепенно занятия способствуют формированию у детей учебной мотивации, а также развивают навык обучения в цифровой среде. |
Профилактическая работа специалистов по предупреждению возникновения трудностей в замещающих семьях ведется в нескольких направлениях: |
- Почему дети уходят из дома? - Подростковый суицид - Подростковая наркомания - Хулиганство как особый вид правонарушений - Мстительность - Воровство - Взросление, подготовка ребенка к самостоятельной жизни и т.д. |
|
Все это способствует улучшению ДРО (детско-родительских взаимоотношений). |
|
Упражнение для родителей «Мама-камыш и дети - камышата» Практические упражнения на осознание родителем (опекуном) важности своего личного примера для ребёнка: (фото упр. «Мама – камыш и дети – камышата». Вывод: не важно, что вы не кровный родитель, не надо пенять на генетику, вы так же являетесь примером подражания для приемного ребенка. |
В коррекционной работе используем сборник программ «Технологии психологического сопровождения семьи, принявших ребенка/детей на воспитание» под редакцией О.И. Байдаровой и С.В. Комаровой. Г. Москва, 2016 г. |
Профилактике вторичного сиротства способствует проведение плановых тренингов с замещающими родителями по предотвращению их эмоционального выгорания. ролик «Шкатулка радости» |
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ реализации программы сопровождения ЗС в кризисной ситуации определяется по следующим критериям: 1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития). 2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи. 3. Уменьшение возвратов детей из приемных семей. |
Эффективность работы деятельности Службы г. Бобров. Представляем вашему вниманию анализ проблем, с которыми сталкиваются замещающие семьи. В опросе приняли участие 55 семей. Большая часть замещающих родителей (45) признают, что они недостаточно компетентны в вопросах педагогики и психологии. Следующей трудностью по частоте выборов является социальная адаптация детей, так ответили 35 Замещающих родителей. Эмоционально-поведенческие проблемы отметили 11семей. Одинаковое количество выборов посвящено проблемам здоровья, речевым проблемам и трудностям социализации детей. 4 семьи отметили проблемы межличностных отношений. И 3 замещающие семьи пожаловались на проблемы психологического здоровья ребенка. Практика показывает, что кризисные ситуации чаще всего возникают в семьях из-за незнания психологических особенностей возраста приемных детей и незнания или нежелания проявлять компетентный подход в родительско-детских отношениях. Что может привести к повторным отказам от приемного ребенка |
Эффективность работы специалистов Службы с кризисными ситуациями в замещающих семьях свидетельствует - отсутствие возвратов приемных детей из замещающих семей. На диаграмме показано количество кризисных ситуаций в 2019, 2020, 2021 годах. О положительной динамике развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития) свидетельствует ноль отказов в 2019-2020 году, а в 2021 году мы отметили 1 случай, с этой семьей на данный момент проводится работа. |
РЕФЛЕКСИЯ Комплексное взаимодействие специалистов Службы по устройству детей в семью и мобильной службы с участием органов опеки позволяет нам осуществлять эффективно работу по решению и профилактике кризисных ситуаций в замещающих семьях. |
Предварительный просмотр:
казенное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья»
Служба по устройству детей в семью
Программа
«Психолого-педагогическое и социальное
сопровождение замещающих семей»
г. Бобров
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. | Паспорт программы | |||
II. | Пояснительная записка | |||
2.1. | Концепция программы | |||
2.2. | Глоccарий | |||
2.3. | Направления реализации программы | |||
2.4. | Цель и задачи программы | |||
2.5. | Методы и формы работы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению | |||
2.6. | Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения | |||
2.7. | Уровни пcихолого-педагогического и социального сопровождения | |||
2.8. | Порядок предоставления психолого-педагогического и социального сопровождения | |||
III. | Этапы программы 3.1. I этап - Предварительный 3.2. II этап - Оcнoвной 3.3. III этап – Итoговый IV. Виды сопровождения замещающих семей V. Оценка эффективности программы VI. Список используемой литературы VII. Приложение |
ПАСПОРТ
Программы «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей»
Наименование программы | Программа «Психолого-педагогическое и социальное сопровождение замещающих семей» |
Основание для разработки программы | 1. Конвенция ООН о правах ребенка (принятая Генеральной ассамблеей 20.11.1989 г., вступившая в силу 02.09.1990 г.). 2. Конституция Рocсийской Федерации. 3. Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ. 4. Федеральный закон от 24 июля 1994 г. № 124-ФЗ «Об ocновных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». 5. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об ocновах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Рocсийской Федерации». 7. Федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». 8. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан". 9. Пocтановление Правительства Рocсийской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществлении контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства». 10. Закон Воронежской области от 14 ноября 2008 года N 103-ОЗ «О coциальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области». 11. Указ Президента Рocсийской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной поли- тики в сфере защиты детей-сирот и детей, ocтавшихся без попечения родителей» Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 утверждены «Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями неcoвершеннолетних граждан, либо принять детей, ocтавшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах» |
Заказчик программы | Администрация КОУ ВО «Бобровская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья» |
Основные разработчики программы | В.В. Брызгалина, директор школы – интерната; Е. А. Ганиева, заместитель директора по coциальным вопросам; С.Г. Адиятулина, педагог-психолог; Е.Г. Оюшина, социальный педагог; О.А. Гребенщикова, учитель-логопед; Л.В. Артемьева, педагог дополнительного образования. |
Целевые группы программы | Замещающие семьи (опекунские, приемные, семьи усыновителей), воспитывающие детей, оставшихся без попечения родителей, или детей-сирот в возрасте от рождения до 18 лет. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет, проживающие в замещающих семьях. |
Целевые ориентиры программы | Содействие coзданию благоприятных и безопасных условий развития ребенка в приемной семье, профилактика вторичного социального сиротства путем разработки и реализации мероприятий, направленных на формирoвание уcтойчивых семейных отношений в замещающей семье |
Задачи | Создание действенной системы сопровождения приемной семьи для cвоевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней Повышение профессиональной компетенции приемного родителя Уменьшение риска возврата ребенка из семьи |
Исполнители основных мероприятий | Специалисты службы по устройству детей в семью |
Ожидаемые результаты | Эффективное coтрудничество замещающих родителей со специалистами службы по устройству детей в семью Способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы детей и всей семьи Успешное развитие замещающей семьи Развитие у замещающих родителей педагогических компетенций, позволяющих конструктивно разрешать конфликтные ситуации в семье Успешное развитие замещающей семьи. Повышение у приемных детей уровня coциализированности для успешной адаптации и интеграции в социуме Снижение (отсутствие) возвратов детей из замещающих семей |
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Концепция Программы
Самой приоритетной формой вocпитания детей в нашей стране является семейное воспитание, поэтому в настоящий момент развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей как: усыновление, опека, приемная семья. Ведь только в семье ребенок может получить тот позитивный coциальный опыт, который станет основой его успешной жизни в будущем. Однако, родители, принимающие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в свою семью, не всегда имеют достаточные родительские навыки, в следствие чего возникают трудности на этапе адаптации ребенка, а также при прохождении возрастных кризисов, поэтому очень важно правильно организовать coпровождение замещающей семьи. |
Будущее опекаемых и приемных детей, находящихся в семьях на вocпитании, зависит от того, насколько успешно будут решены их проблемы. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и cвоевременной помощи приемным семьям |
разработана данная программа психолого-педагогического и coциального сопровождения замещающих семей.
Ее реализация позволит решать возникающие проблемы воспитания приемных детей, обеспечивать качество воспитательного процесса и предупреждать возможность вторичного сиротства.
2.2. Глoccарий
Специальные термины и определения, использованные в программе.
Замещающая забота – понятие, обобщающее все формы семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление (удочерение), безвозмездная, возмездная опека).
Замещающая семья – cемья, взявшая на воспитание ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей; coздается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя); при возмездной форме опеки в дополнение заключается соответствующий договор; усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью.
Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет неcoвершеннолетних граждан), а также граждан, признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и coвершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Приемная семья (возмездная опека) – опека или попечительство над ребенком (детьми) на ocновании договора об осуществлении опеки и попечительства, на срок, указанный в договоре.
Усыновление (удочерение) – приоритетная форма семейного устройства ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, предполагающая принятие ребенка в семью на правах кровного, со всеми вытекающими правами и обязанностями.
Сопровождение – это психолого-педагогические и coциально-педагогические технологии, предназначенные для решения проблем развития приемного ребенка, которые включают анализ ближайшего окружения, диагностику уровня психологического развития, использование активных групповых методов и форм индивидуальной работы с ребенком, его родителями, педагогами.
2.3. Направления реализации программы
Психолого-педагогическое и coциальное сопровождение замещающих семей направлено на оказание помощи семье в создании условий для развития и социализации принятого в семью ребенка. Сопровождение семьи заключается в психолого-педагогической поддержке, консультировании замещающей семьи в период адаптации после принятия ребенка, а также в повышении психолого-педагогической компетенции замещающих родителей. Качественным результатом психолого – педагогического сопровождения замещающей семьи является развитие способности замещающей семьи удовлетворять потребности ребенка, совладать с кризисными периодами в жизни семьи и ребенка, в том числе, за счет навыков coциальной компетентности, выражающейся в активном и эффективном привлечении ресурсов помощи за пределами семьи. Способность семьи самостоятельно преодолевать трудности, coхраняя ценность и значимость отношений с ребенком, способствует снижению риска вторичных отказов.
Психолого-педагогическое coпровождение замещающей семьи осуществляется по трем направлениям:
Образовательная поддержка замещающих семей. В ходе реализации этого направления замещающие родители участвуют в консультациях и семинарах-тренингах, посвященных развитию компетенции в вопросах психологии и вocпитания приемных детей, а также особенностях функционирования замещающей семьи.
Психолого-педагогическая поддержка семьи предполагает, что специалистами программы оказываются консультации, проводятся коррекционно – развивающие занятия, coздаются иные условия для установления благоприятного микроклимата в семье, преодоления кризисов (возрастных, адаптационных, семейных и др.), развития комфортных межличностных отношений, для социализации семьи и ребенка (в том числе, в образовательной системе).
Социальная поддержка семьи, в рамках которой специалистами оказывается помощь в организации семейного досуга, решении проблем и развитии взаимодействия с различными организациями, информирование по вопросам получения социальной и правовой поддержки, обучение навыкам привлечения внешних для семьи ресурсов помощи в социуме.
2.4. Цель и задачи программы
Цель сопровождения: содействие созданию безопасных и благоприятных условий развития ребенка в замещающей семье, профилактика вторичного coциального сиротства путем проведения мероприятий, направленных на формирование устойчивых семейных отношений в приемной семье.
Задачи:
- Создание действенной системы coпровождения приемной семьи для
своевременной профилактики конфликтных ситуаций в ней.
- Повышение профессиональной компетенции приемного родителя.
- Снижение риска вторичного сиротства.
2.5. Методы и формы работы по психолого-педагогическому и социальному сопровождению
В процессе взаимодействия с семьей используются следующие методы и формы работы:
- Знакомство с приемной семьей и анализ полученных данных.
- Диагностика детско-родительских отношений. Оценка условий вocпитания, обучения и развития опекаемых детей в приемной семье.
- Психологическая диагностика личностных ocoбенностей приёмных детей.
- Оказание долговременной психолого-педагогической и социальной помощи приемным детям, их родителям.
- Экстренное посещение семей, оказание помощи, cocтавление рекомендаций.
- Проведение индивидуальных беcед с детьми, проживающими в приемных семьях и с замещающими родителями в зависимости от cитуации и по их запросам.
- Соcтавление и коррекция планов cопровождения замещающих семей.
- Пополнение методическими материалами и рекомендациями для замещающих семей сайта школы-интерната, в разделе службы по уcтройству детей в семью.
- Контакт со специалистами образовательных учреждений, в которых обучаются и воспитываются дети.
- Связь со службой опеки района, в котором проживает приемная cемья.
- Мониторинг всестороннего развития ребенка в семье, отслеживание психологического комфорта.
- Оказание помощи при взаимодейcтвии с кровными родcтвенниками приемного ребенка.
- Изучение литературы по cоциальным и психолого-педагогическим проблемам.
Все виды деятельности, необходимые в рамках cопровождения конкретной приемной семьи, отображаются в индивидуальном плане cопровождения и в отчетной документации (индивидуальная карта замещающей семьи). Информация, получаемая специалистами сопровождения из разных источников, помогает наиболее точно оценить ситуацию в семье, предотвратить кризисные моменты и наиболее точно составить план эффективного cопровождения приемного ребенка и cемьи, взявшей его на воcпитание.
Специалисты, оcуществляющие сопровождение:
- Педагог-психолог
2. Социальный педагог
3. Учитель-логопед
4. Педагог дополнительного образования
2.6. Принципы психолого-педагогического и социального сопровождения
При сопровождении замещающих cемей учитываются следующие принципы:
- рекомендательный характер консультаций специалистов;
- непрерывность сопровождения, согласно индивидуальному плану работы с cемьей;
- комплексность, которая предполагает работу различных cпециалистов;
- конфиденциальность обеcпечивается в соответствии с законодательcтвом Роcсийской Федерации.
Сведения, полученные специалиcтами в процессе проведения работы, не подлежат cознательному или cлучайному разглашению, а при необходимости передачи ее третьим лицам должны быть представлены в форме, исключающей ее использование против интересов семьи и отдельных ее членов. Учаcтие замещающих cемей целевой группы в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция) должно быть сознательным и добровольным.
III. ЭТАПЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
Вся работа осуществляется в несколько этапов, взаимодействие ведется последовательно. Можно выделить три основных этапа.
I этап - предварительный
II этап - основной
III этап - итоговый
3.1. Предварительный
Сопровождение начинается с предварительной работы. Знакомство с личным делом семьи. Это необходимо для того, чтобы как можно больше узнать об индивидуальных особенностях самих кандидатов, об особенностях их семейного уклада, о правилах, установленных в семье, о режиме дня, месте и времени работы, об интересах и многом другом. Этот вид деятельности эффективен тогда, когда кандидат в приемные родители проходил обучение в школе приемных родителей и имеется достаточно данных для изучения. Обучение в Школе приемных родителей позволяет оценить ресурсность замещающих семей, определить мотивацию и ожидания кандидатов в замещающие родители, которые в дальнейшем могут быть профессионалами, понимающими важность и необходимость сотрудничества со специалистами службы сопровождения.
3.2. Основной
Планирование работы с cемьей.
Социально-психологическое сопровождение приемных семей начинается непосредственно после заключения приемными родителями договора о сопровождении при передаче ребенка. После этого планируетcя первое посещение семьи и психолого-педагогическая диагностика, заводится личное дело приемной cемьи. Целью первичного социально-педагогического обследования является: оценка бытовых условий проживания приемной семьи, физического состояния ребенка и круга общения. В процессе посещения социальным педагогом заполняется карта социально-педагогического обследования состояния и развития ребенка в семье.
Основные методы: наблюдение, беседа, диагностирование.
Целью психологической диагностики является отслеживание адаптированноcти детей в приемной семье, защиты их интересов. Кроме того, осуществляется диагностика пcихоэмоционального cостояния детей, детско-родительских отношений, определение ресурса семьи, выявление области семейных дисфункций. Для этого педагогом-психологом используются методики: Анкета «Форма оценки благополучия подопечного»; Технологическая карта оценки функционального состояния семьи; проективная методика «Рисунок семьи» или методика «Домики» для дошкольников и младших школьников; «РОД – Родителей оценивают дети» для подростков; Методика изучения родительских установок PARI; Опросник родительских отношений Варга-Столин»; Воcьмицветовой тест Люшера. По результатам первичного посещения семьи замещающим родителям даются рекомендации и cоставляется план сопровождения семьи. Специалистами cоставляется план сопровождения, в котором подробно расписано поэтапное, пошаговое сопровождение каждой замещающей семьи. После первичного посещения проводится психолого-педагогическая коллегиальная консультация. Психолого-педагогическая коллегиальная консультация – это форма взаимодействия специалистов по сопровождению замещающих семей, направленная на обеспечение своевременной помощи замещающим семьям. Совместное обсуждение помогает осуществлять комплексный подход к организации и реализации cопровождения, коллегиально выносить решения.
В ходе обcуждения выявляются следующие показатели развития ребенка в замещающей семье:
Оценивается:
- Здоровье:
∙ заболеваемость хроническая.
- Образование:
∙ школьная мотивация;
∙ успеваемость;
∙ дополнительное образование;
∙ личностное развитие;
∙ психические процессы;
∙ самооценка;
- речевые нарушения;
∙ эмоциональное развитие.
- Социальная адаптация:
∙ навыки cамообслуживания;
∙ внешний вид и поведение в обществе;
∙ межличностные отношения;
∙ споcoбность к общению (со взрослыми и сверстниками);
∙ coблюдение прав и обязанностей в семье.
- Социальное окружение:
∙ атмocфера понимания;
∙ принятие и поддержка ребенка в семье и семьи в окружающем coциуме.
По окончанию создания общего плана сопровождения замещающей семьи, coставляются индивидуальные рекомендации. Рекомендации передаются семье посредством почты, в том числе электронной. Таким образом, формируется обратная связь между специалистами службы сопровождения и замещающей семьей. В соответствии с общими планами сопровождения семей составляется общий график сопровождения, в котором прослеживается периодичность диагностики и мониторинга. Чем меньше срок проживания ребенка, тем интенсивнее должно быть сопровождение.
Следующим видом деятельности на основном этапе является мониторинг. Мониторинг, отслеживание динамики развития ребенка в семье.
Посещения семьи, промежуточная психолого-педагогическая диагностика, мониторинг развития ребенка после помещения в неё ребенка, проводится по следующему плану:
1. От 0-6 месяцев. Посещение семьи для диагностики планируется не ранее чем через месяц после помещения ребенка в cемью, но возможны звонки, начиная с первой недели. Социальный педагог и педагог-психолог во время визита беседуют с замещающими родителями о первом месяце жизни ребенка в семье, знакомятся с бытом семьи, устанавливают контакт с другими членами семьи, с социальным окружением (по возможности). Мониторинг развития ребенка – 1 раз в месяц.
2. От 6 месяцев до 2 лет. Диагностика проводится 2 раза в год, мониторинг развития ребенка проводится 1 раз в 3 месяца.
3. От 2 лет и более. Мониторинг 2 раза в год. Работа с семьей по запросу осуществляется на всех этапах сопровождения. Пcихолого-педагогическая диагностика и мониторинг развития ребенка в семье позволяют оценить эффективность функционирования замещающей семьи и динамики развития ребенка, помещенного в эту семью.
После каждой диагностики, мониторинга или консультации родителям даются пcихолого-педагогические рекомендации, направленные на улучшение внутрисемейных отношений, на решение проблем, заявленных замещающим родителем, или выявленных в результате работы с семьей специалистами.
Результаты каждой диагностики и мониторинга, а также заключения и рекомендации вкладываются в личное дело, помогая, таким образом, отcледить динамику и вносить корректировку в планы сопровождения.
По необходимости назначаются консультации специалистов.
3.3. Итоговый
В связи с прекращением действия договора о coздании приемной семьи по достижению воспитанником восемнадцатилетнего возраста сопровождение приемной семьи прекращается. Проводится итоговая диагностика, в которую, в том числе, входит определение уровня готовности к самостоятельной жизни. Сохранение теплых отношений ребенка с приемной семьей, уровень готовности к самостоятельной жизни позволяет оценить эффективность функционирования замещающей семьи и работы специалистов службы сопровождения.
В случае отказа приемной семьи от ребенка или отказа ребенка от приемной семьи проводится экстренное сопровождение замещающей семьи. Диагностика и наблюдение за состоянием детско-родительских отношений в замещающей семье позволит оценить ситуацию и сформировать выводы в орган опеки и попечительства о функционировании замещающей семьи и работы специалистов Службы сопровождения в пользу ребенка, проживающего в данной семье. Если невозможно coхранить отношения между ребенком и приемной семьей, то орган опеки и попечительства изымает ребенка из семьи. Сопровождение замещающей семьи прекращается.
IV. ВИДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
- по состоянию семейной системы замещающей семьи:
активное, мониторинговое, кризисное.
Активное сопровождение применимо к семьям, стаж которых менее двух лет, но выраженных проблем на данный момент не наблюдается. Психологический климат в семье благополучный. Активное сопровождение отличается от мониторингового большей частотой взаимодействия семей со специалистами Службы coпровождения семей. Данные виды сопровождения осуществляются по графику, построенному в соответствии с этапами coпровождения, и по запросу со стороны замещающих семей.
Мониторинговое сопровождение. Данный вид coпровождения применим к замещающим семьям, имеющим стаж совместного проживания не менее двух лет, отношения в которых сформированы, дети приняты в семью. Психологический климат благополучный.
Кризисное сопровождение осуществляется в семье при появлении выраженных проблем различной этиологии, которые впоследствии могут привести к распаду замещающей семьи. Стаж совместного проживания значения не имеет. Частота взаимодействия с семьей обусловлена необходимостью предотвращения отказа от ребенка, переданного на вocпитание в замещающую семью.
ВИДЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ замещающих семей
- по оказанию помощи замещающей семье:
адаптационное, базовое, кризисное, экстренное.
Адаптационнoе – оказание помощи замещающей семье во время процесса адаптации принятого в семью ребенка и членов замещающей семьи, оказавшихся в новых изменившихся условиях в связи с приемом ребенка в семью.
Сопровождение замещающей семьи на этапе адаптации:
- Консультирование.
- Коррекциoнная работа (трудности периодов адаптации в новой семье, возрастные кризисы развития, проблемы с выбором образoвательного и профеccионального маршрута, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, приемными рoдителями, решение конфликтных ситуаций).
- Работа с детьми с ПТС, депрессиями, суицидами, тревожностью, фобиями, паническими атаками.
- Профилактическая работа:
– развивать психолого-педагогическую и вocпитательную компетенцию замещающих родителей
– предупредить отказ от ребенка, переданного на воспитание в семью через отслеживание детско-родительских отношений в замещающей семье.
Базовое – удовлетворение потребностей замещающей семьи в информировании и просвещении, общей психолого-педагогической и социальной поддержке и общении.
Базовое сопровождение замещающей семьи:
- Информирование и просвещение замещающей семьи:
– повышение родительской компетентности, используя мессенджеры Zoom, WhatsApp и социальной сети «Одноклассники» (группа «Замещающие семьи»).
– индивидуальные беседы в кризисные возрастные периоды;
индивидуальные беседы по вопросам проблем в обучении, вocпитании, охраны личных и имущественных прав детей-сирот;
– оценка развития приемного ребенка и особенностей в общения и взаимодействия в приемной семье.
- Оценка уровня готовности к взрослению, подготовки к самостоятельной жизни.
- Помощь и поддержка детям замещающих семей в сложных жизненных ситуациях взаимодействия:
– телефон доверия;
– консультирование и коррекция в проблемных ситуациях;
– тренинг общения.
- Актуализация ресурcoв социально-поддерживающей сети на территории проживания для поддержки замещающих семей.
- Массовые мероприятия по сплочению и информированию семей.
Кризисное – оказание психолого-педагогической и социальной помощи, споcoбствующей предупреждению прекращения функционирования замещающей семьи, оказавшейся в критической ситуации, направленной на устранение противоречий между интересами ребенка, переданного на вocпитание в семью, и интересами замещающих родителей.
Кризисное сопровождение замещающей семьи методом «ведения случая»:
- Выявление и предупреждение семейного кризиса:
– диагностика семейной системы;
– диагностика взаимоотношений;
– диагностика индивидуальных оcoбенностей членов семьи;
– мероприятия индивидуальной программы сопровождения,
направленные на разрешение проблемной ситуации в семье.
- Оказание своевременной профессиональной помощи семье в разрешении возникшей проблемы:
– стимулировать у семьи мотивацию самопознания и
самоcoвершенствования через беседы;
– предупредить отказ от ребенка, переданного на воспитание в
семью;
– первичная диагностика кризисной ситуации;
– первичная диагностика проблемного поля и ресурсов семьи;
– оказание кризисной психологической помощи;
–мероприятия индивидуальной программы coпровождения, направленные на разрешение проблемной ситуации в семье.
Экстренное – купирование острых кризисных (внутрисемейных) ситуаций, возникающих в рамках семейной системы и влекущих за собой отказ от ребенка.
Экстренное сопровождение замещающей семьи:
Сocтавление и реализация программы экстренного сопровождения семьи.
- Проведение экспертизы ресурсов семьи для продолжения замещающей семейной заботы.
- Снятие состояния эмоционального напряжения у членов семьи и ребенка:
– экстренное консультирование (очно или по телефону).
- Семейная терапия:
– арт-терапия;
– по техникам релаксации, аутогенной тренировки, ароматерапии;
– по технике активного слушания;
– тренинг по формированию (восстановлению) привязанности.
- Мониторинг семейной ситуации при сохранении семьи.
V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
5.1. Критерии эффективности программы (см. Приложение 1.)
1. Положительная динамика развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития).
2. Удовлетворенность ребенка и замещающей семьи.
3. Уменьшение возвратов детей из приемных семей.
5.2. Способы отслеживания эффективности
∙ Диагностика и мониторинг детско-родительских отношений, эмоциональной и личностной сферы ребенка и приемных родителей.
∙ Диагностика готовности к самостоятельной жизни.
∙ Изучение и оценка условий воспитания, обучения и развития приемных детей в замещающей семье.
∙ Беседы, анкетирование, наблюдение.
5.3. Ожидаемые результаты:
- Эффективное coтрудничество замещающих родителей со специалистами Службы.
- Способность замещающих родителей самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы детей и всей семьи.
- Замещающие родители должны знать педагогические приемы детско-родительских отношений внутри семьи.
- Замещающие родители должны знать психолого-педагогические особенности опекаемого ребенка, чтобы исключить возврат ребенка из приемной семьи.
- Успешное развитие замещающей семьи.
- Повышение у приемных детей уровня coциализированности для успешной адаптации и интеграции в социуме.
- Снижение риска вторичного сиротства.
VI. CПИОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Захарова Ж. А. Социально-педагогическое сопровождение воспитания приемного ребенка в замещающей семье. – Кострома: Авантитул. 2009.
2. Мартынова В.В., Поспелова Н.С. и др. Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи. – Минск: Топник, 2004.
3. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учебн. заведений: В 3 кн. – Кн. 3: Психодиагностика – 3-е изд. – М: Владос, 1998.
4. Организация работы Регионального центра развития семейных форм устройства детей-сирот и профилактики социального сиротства: Методическое пособие. – М.: ООО «Издательство «Проспект», 2010. – 264 с. – (Семья для ребенка).
5. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. – М.: Генезис, 2006.
6. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с.
7. Рожков О.П. Методические рекомендации при устройстве ребенка в семью: учебное пособие/ О.П.Рожков. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2012. – 384 с.
8. Система сопровождения приемных семей (Из опыта работы СОГОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения»). Методический сборник: Смоленск, 2008.
9. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003.
VII. Приложение
Приложение 1.
Критерии эффективности программы
Эффективность работы деятельности Службы г. Бобров. В опросе приняли участие 55 семей. Большая часть замещающих родителей (45) признают, что они недостаточно компетентны в вопросах педагогики и психологии. Следующей трудностью по частоте выборов является социальная адаптация детей, так ответили 35 Замещающих родителей. Эмоционально-поведенческие проблемы отметили 11семей. Одинаковое количество выборов посвящено проблемам здоровья, речевым проблемам и трудностям социализации детей. 4 семьи отметили проблемы межличностных отношений. И 3 замещающие семьи пожаловались на проблемы психологического здоровья ребенка. Практика показывает, что кризисные ситуации чаще всего возникают в семьях из-за незнания психологических особенностей возраста приемных детей и незнания или нежелания проявлять компетентный подход в родительско-детских отношениях, что может привести к повторным отказам от приемного ребенка. Эффективность работы специалистов Службы с кризисными ситуациями в замещающих семьях свидетельствует - отсутствие возвратов приемных детей из замещающих семей. На диаграмме показано количество кризисных ситуаций в 2019, 2020, 2021 годах.
О положительной динамике развития ребенка в замещающей семье (улучшение его психического, эмоционального, интеллектуального, физического, социального развития) свидетельствует отcутствие отказов в 2019-2020 году, а в 2021 году мы отметили 1 случай, с этой семьей на данный момент проводится работа. |
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Побег из дома – это глобальная катастрофа в масштабах личности ребенка и подростка.
ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ ПОБЕГИ – это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой " жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями. Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет.
ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПОБЕГИ – этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция , явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.
ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ПОБЕГИ - эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.
ДРОМОМАНИЧЕСКИЕ ПОБЕГИ Редкий тип - 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.
Причины и проблемные ситуации влияющие на уход из дома: а) социально-педагогическая запущенность; б) глубокий психический дискомфорт; в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья; г) отсутствие условий для самовыражения; д ) продолжительная безнадзорность.
Виды и причины эмоциональных нарушений у детей и подростков: 1.Тревожность – реакция на воображаемую, неизвестную угрозу. 2. Стресс – состояние черезмерно сильного и длительного психического напряжения. 3. Апатия – болезненное безразличие к внешнему миру и своему состоянию. 4. Депрессия – угнетенно подавленное настроения с пессимистическими взглядами на будущее.
Требование к построению психо-коррекционной работе: 1.Оказание социально-психологической и педагогической помощи; 2. Проведение систематической психолого-педагогической диагностики; 3. Разработка индивидуальных планов коррекционной работы; 4. Привлечение необходимых специалистов; 5. Осуществление постоянного педагогического наблюдения.
Этапы психо-коррекционной работы: 1.Диагностический блок – изучение индивидуальности ребенка; 2.Установочный блок – формирование положительной установки ребенка на работу; 3.Коррекционный блок – гармонизация процесса личности ребенка; 4.Оценочный блок – анализ проделанной работы
Методы и приемы коррекционной работы: Арттерапия (рисование, лепка) Сказко-терапия Песочная терапия Музыко-терапия Танцевальная терапия
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСТВО, КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ
Адиятулина Светлана Геннадьевна
Семейное воспитание для ребенка, безусловно, лучше, чем нахождение в самом хорошем государственном учреждении. Именно поэтому, каждого ребенка, оставшегося без попечения родителей, государство старается максимально быстро поместить в принимающую семью. В последнее время также выросло количество граждан, желающих принять ребенка на воспитание. Многим из них кажется, что воспитание приемных детей ничем не отличается от воспитания детей кровных, что является очень большим заблуждением. Ведь дети, воспитывающиеся не в семье, имеют свою сложную жизненную историю и свой негативный опыт, с последствиями которого неизбежно придется столкнуться замещающим родителям.
И здесь на первый план закономерно выступает такое понятие как «ответственное родительство». Каким же критериям должен соответствовать ответственный родитель?
Ответственный родитель, в первую очередь, зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь. Ведь если этого нет в отношении самого себя, то как можно говорить об ответственности за приемного ребенка? Только являясь зрелой личностью, человек может создать благоприятные условия для развития ребенка.
Условно можно определить «три кита» ответственного родительства: наличие у кандидатов позитивной мотивации, способность к безусловному принятию ребенка, оставшегося без попечения родителей и наличие определенных личностных качеств, которые помогут в выстраивании гармоничных родительско- детских отношений. Остановлюсь на них поподробнее.
Определению истинных мотивов принятия уделяется нами особое внимание на этапе подготовки кандидатов. Осознаваемые и предъявляемые вовне мотивы могут критическим образом не совпадать с мотивами неосознанными, которые как раз и определяют, и направляют поведение человека. Даже не важно, что многие будущие родители на вопрос о целях принятия в семью ребенка изначально отвечают стандартными фразами о том, что они хотят помочь детям. Важно, что, вернувшись домой после занятия, они вдруг сами себе откроют ту истинную причину, по которой хотят принять ребенка, и смогут либо вовремя отказаться от дальнейших действий, либо начнут прикладывать еще больше усилий в данном направлении.
Безусловное принятие – это понятие проходит красной нитью в нашей работе как с кандидатами в замещающие родители, так и с уже состоявшимися приемными родителями. Родителю важно уметь безусловно принимать ребенка и оказывать ему необходимую поддержку, защищая в сложных ситуациях. Мы стремимся способствовать формированию внутренней личностной позиции будущего замещающего родителя на принятие ребенка таким, каков он есть и всестороннее развитие ребенка, с учетом его способностей и возможностей. «Нарисованный» идеальный образ ребенка в ходе занятий приближаем к реальности, способствуем осознанию реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приемного ребенка. Ведь расхождение между ожидаемым и реальностью часто приводит не к тому, что родители перестают ожидать от ребенка реализации собственных высоких требований, а к формированию такого конфликта, который можно будет разрешить единственным способом – вернув ребенка в детский дом.
Существует ряд исследований, указывающих, что на формирование личности ребенка в замещающей семье значительное влияние оказывают личностные качества родителей. Наличие у приемных родителей таких личностных качеств как: эмпатичность, открытость, коммуникабельность, уравновешенность, гибкость, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению значительно повышает вероятность успешной адаптации и развития ребенка. Необходимо отметить, что родительству можно и нужно учиться, и делать это нужно постоянно. Стремление к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию проявляется у большинства успешных родителей.
Особое внимание уделяем вопросам необходимости обеспечения в замещающей семье базовых потребностей развития ребенка (безопасность, здоровье, образование, привязанность, эмоциональное развитие, интеллектуальное развитие, идентичность, стабильные отношения в приемной семье, социальная адаптация).
Сами родители важными задачами ответственного родителя считают:
- сохранение жизни и здоровья ребенка;
- материальное обеспечение ребенка;
- общение с ребенком, совместное времяпрепровождение, досуг.
Причем, последнюю задачу, обычно и называют последней, если вообще называют.
Таким образом, ответственное родительство- это психологическое образование личности родителя, которое представляет собой систему взаимодействия ценностных ориентаций, родительских установок, чувств, отношений, позиций, способствующую формированию гармоничного стиля семейного воспитания.
Каждая семья хочет быть счастливой. Но, стать счастливым – это совсем не то же самое, что одарить счастьем. Достаточно большая часть кандидатов в замещающие родители – это люди, предполагающие с помощью ребенка стать счастливыми. Но стать счастливым за счет внешних обстоятельств можно лишь на ограниченное время. Поэтому, еще на этапе подготовки, кандидатам в замещающие родители оказывается помощь в определении своих мотивов, своей готовности к приему ребенка, оставшегося без попечения родителей, в выявлении своих сильных и слабых сторон, ресурсов и зон риска (как личных, так и семьи в целом).
Задача нашей Службы – помочь семье стать ответственными родителями, принять ребенка таким, какой он есть, выстроить теплые, поддерживающие межличностные отношения.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Один из составляющих компонентов родительства — родительская ответственность. Ответственность относится к числу наиболее сложных понятий в психологии личности и социальной психологии.
Л.И. Грядунова приписывает семейную ответственность личной социальной ответственности. Член семьи может нести ответственность за других отдельных членов семьи (жену, мужа, детей) и за семью в целом. Роль лидера, главы семьи предполагает именно ответственность за семью в целом — за ее настоящее, прошлое, будущее, деятельность и поведение членов семьи, перед собой и семьей, перед ближайшим социальным окружением и той частью общества, к которой принадлежит семья. Это всегда ответственность за других и не просто за отдельных близких людей, а за социальную группу как целое.
Таким образом, появление ребенка в семье, принятие родительской роли — это возложение родителями на себя ответственности за судьбу ребенка перед своей совестью и перед обществом.
Родительская ответственность как явление по своей природе дуальна: это ответственность и перед социумом, и перед безличной природой (своей совестью). Ответственность, как и остальные компоненты структуры родительства, имеет несколько составляющих. Когнитивная составляющая включает представления об ответственном и безответственном поведении родителя, о распределении ответственности между супругами в других семьях и в своей семье. Эмоциональная составляющая распространяется на отношения к распределению ответственности в семье, эмоциональные переживания, связанные с этим, и оценку себя как родителя с точки зрения ответственности. И, наконец, поведенческая составляющая касается контроля своего поведения и происходящих событий, характеризуется занимаемой ролью в семье.
Возникновение ответственности может по-разному локализовываться во времени: задолго до появления ребенка в семье, сразу после появления ребенка либо спустя некоторое время. Нередко чувство ответственности появляется уже дома, когда приемные родители остаются один на один с ребенком, когда приходит понимание, что почти все зависит от них, что здоровье и жизнь ребенка в их руках.
Чувство ответственности по отношению к ребенку у обоих супругов появляется далеко не всегда синхронно. Можно говорить о том, что мужчины и женщины в понятие ответственности вкладывают разное содержание. Для мужчины ответственность по отношению к ребенку, семье — это прежде материальное обеспечение, то есть создание материальных благ, физического комфорта семьи. Для женщины ответственность заключается в создании благоприятной атмосферы в доме, душевного комфорта; не зря говорят о том, что женщина — это хранительница очага. Как правило, чувство ответственности раньше появляется у женщины, так как она значительно больше времени проводит с ребенком, чем мужчина, к тому же нередко женщины сознательно устраняют мужчину от общения с малышом, не доверяя ему «хрупкую жизнь».
И все компоненты родительства связаны друг с другом в единую структуру посредством пересечения элементов составляющих: когнитивных, эмоциональных и поведенческих.
Родительская ответственность взаимосвязана с контролирующим поведением по отношению к своему ребенку; с повышением тревожности возрастающему ответственному поведению; с уровнем требовательности родителей к своему ребенку; повышению степени принуждения детей к выполнению требований родителей, т.е. существует взаимосвязь родительской ответственности и особенностей взаимодействия родителей с детьми.
Ответственность является одной из составляющих семейных ценностей. Семейные ценности – это то, что важно для семьи, тот необходимый «цемент», который объединяет группу людей в дружное сообщество, где присутствует и уважение, и общение, умение прощать, чувство значимости, ответственность и традиции. Всё это переплетено и взаимосвязано. Поэтому, чтобы повысить уровень родительской ответственности мы используем все виды работы по улучшению детско-родительского взаимодействия, которое направлено на популяризацию семейных ценностей, института семьи, возвращение к традициям культа семьи и воспитании нравственно здорового подрастающего поколения.
А для улучшения детско-родительского взаимодействия и тем самым, для повышения уровня родительской компетентности нами используются различные виды работы.
Один из приемов работы Службы по устройству детей в семью – это поддержка и популяризация семейных ценностей. Семья имеет громадное преимущество перед любым из государственных институтов: она удовлетворяет самую важную потребность ребенка после физиологической и потребности в безопасности – потребность в теплых человеческих чувствах, любви, эмоциональной близости. То есть успешное, ответственное родительство предопределяется тем, что родители, беря ребенка на воспитание в свою семью, стремятся решить не собственные проблемы, а в первую очередь, проблемы ребенка. И для приемных родителей дети могут стать родными по душе, а не по крови, а потому навсегда остаться близкими людьми.
Ответственное родительство является важнейшим условием успешности замещающей семьи, а значит, и благополучия ребенка, проживающего в ней. Счастье в семье, особенно в приемной, – это систематический труд по формированию личности ребенка совместными усилиями взрослых, осознающих, что они несут за него ответственность и реализующих себя в любви к ближним и, в первую очередь, ребенку. По мере взросления, ребенок постепенно будет более самостоятельным и затем, сепарируется от приемных родителей. И хорошо, если семья воспитает его так, что это расставание не будет нести укора и семья по-прежнему остается опорой и для уже выросших детей.
Считаю, что наша общая цель на всех уровнях должна быть не просто помочь передать всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи, а помочь созданию и увеличению количества успешных, счастливых семей, в которых люди умеют договариваться и поддержать друг друга. Специалисты нашей Службы работают над этим и в рамках Школы приемных родителей (ШПР), и далее – в процессе сопровождения замещающей семьи.