Рекомендации педагогам

Адиятулина Светлана Геннадьевна

 

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ: ТРУД И ТВОРЧЕСТВО

Еще раз о домашнем задании.

Нельзя:

– завышать объем предлагаемой домашней работы;

– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;

– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогов развития их самостоятельности);

– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);

– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;

– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;

– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию,

- допускать  перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);

– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;

– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.

 

Система принципов работы с домашним заданием

- во-первых, данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала;

- во-вторых, правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную, главное, очень полезную и по-своему незаменимую с точки зрения самообразования ученика работу;

- в-третьих, сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее;

- в-четвертых, даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему;

- в-пятых, сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания;

- в-шестых, оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.

 

Для определения целей домашнего задания могут быть полезны следующие советы:

 Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности.

 Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности.

 Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей; политического, мировоззренческого и нравственного воспитания, а также в целях оптимального развития каждого ученика.

 Особенно ориентируйтесь на те цели, которые, с вашей точки зрения, с точки зрения ваших коллег и классного руководителя, являются актуальными для данного класса, например:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2. Научить выделять главное из общей информации.

3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную ин формацию.

4. Сформировать ораторские навыки.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

Работа с разными категориями детей

Говоря об оптимальном развитии каждого школьника, мы имеем в виду необходимость:

– добиваться, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание образования, хотя бы и постепенно, разными путями;

– на основе этого использовать индивидуальные склонности, способности, сильные стороны каждого ученика;

– выявлять особо одаренных учеников и слабоуспевающих и целенаправленно развивать  имеющиеся у них способности через применение индивидуальных или дифференцированных заданий.

 

Формы контроля домашнего задания:

контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

 контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;

внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания;

 взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведенным с помощью кодоскопа правильным вариантом;

контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.

Рекомендации по дозированию домашнего задания.

Необходимо:

– на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока;

– осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания;

– предупреждать учащихся о возможных затруднениях;

– включать в содержание домашнего задания работу над ошибками;

– осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания;

– проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся;

– давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке;

– при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем;

– систематически проверять домашнюю работу учащихся;

– учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам:

Виды домашней учебной работы:

индивидуальная; 

групповая;

творческая; 

дифференцированная;

одна на весь класс; 

составление домашней работы для соседа по парте.

Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1 классе (со второго полугодия)-1час;

во 2 классе  - до 1,5 часов;

в 3-4 классах  - до 2 часов;

в 5-6 классах  - до 2,5 часов;

в 7-8 классах – до 3 часов;

в 9-11 классах – до 4 часов.

 

 

 

Виртуальное общение это благо или зло?

Интернет — это не только безразмерная информационная кладовая. Это еще и средство для общения. Чаты, форумы, электронная почта, ICQ («аська»), скайп. Ни один современный подросток не представляет себе жизни без великой и могучей всемирной сети.

Здесь есть место, где разгуляться и закинуть удочку, чтобы поймать какого-нибудь парня для любовной переписки или девчонку для шушуканья, а то и целую группу поддержки. География общения — это весь земной шар. Заманчиво, не правда ли?

Виртуальное общение притягивает подобно магниту. Почему? Ведь можно расслабиться: на тебя никто не смотрит, о тебе ничего не знают. Болтай себе вволю! Можно быть собой или прекрасной незнакомкой. Очень часто подростки регистрируются в чатах под вымышленными именами. В «виртуале» больше свободы! Застенчивые смелеют, неуверенные повышают самооценку и самоутверждаются. Сейчас достаточно много социальных сетей для тинейджеров. И там тусуются твои сверстники. Интернет — место встречи, где можно найти новых друзей, поделиться своими проблемами, обсудить волнующие темы со сверстниками. В жизни мы порою не можем так открыться другому человеку. А здесь можно поделиться самым сокровенным!

Однако сеть имеет и свои негативные моменты

• Никакая самая задушевная беседа в «аське» не заменит живого общения с человеком! Люди настолько обленились, что общение смайликами сковывает их улыбку на лице.

• Вы знакомы с так называемым «албанским» языком? Это сплошные «преколы»: превед, аццкий, ацтой, жжот, ватэтада, ничаво, жывотнае, кот- тострофа, убейсибяапстену и т. д. Появление подобных шедевров связано с тем, что виртуальная личность должна быть оригинальной и быстро реагировать при переписке. Но есть и другая сторона этого явления: утрачивается красота и чувство языка. Речь становится общипанной, как курица. А школьные сочинения невероятно бедны сравнениями и эпитетами.

• Настоящий характер человека всегда проявляется только в реальности. Вполне возможно, что люди приукрашивают себя в сети.

• Интернет сейчас просто кишит сомнительными предложениями. Детям надо быть осторожней! Не давать кому попало свое «мыло», адрес, телефон, настоящую фамилию, потому что есть риск нарваться на какого-нибудь неадеквата.

• Заседания в «чатах» — это время, которое утекает в песок. А потом «спину ломит, хвост отваливается...» Сидеть перед монитором несколько часов подряд — вредно для позвоночника и зрения.

• В социальных сетях вообще выложена вся биография. Это большая всемирная деревня, где каждый тебя знает. А как же личная тайна? Есть вещи, которые мы не можем доверить даже личному дневнику. А социальная сеть становится плацдармом для обсуждения самых интимных подробностей личной жизни. Необходимо напоминать подросткам, чтобы оставляли самое сокровенное для себя!

Соглашаться ли на свидание с парнем «оттуда»?

 

Ведь девушка знает этого «классного парня» только по переписке. Есть страх и недоверие.

Но если все-таки решилась, то необходимо придерживаться простых правил безопасности: Встречаться с ним в светлое время суток, в людном месте. Лучше, если они пообщаются недолго. Сообщит близким, куда и с кем она идёт. Возьмёт с собой телефон. Если мальчик ей не понравился, то она имеет полное право вежливо закончить эту встречу.

Как обстоят дела на самом деле?

Все трубят о том, что подростки ушли в виртуал, даже не оставили записки, когда вернутся. Однако не все так страшно. Особенно для девочек! Исследования американских ученых показали, что девочки еще не сдались в плен всемирной паутине. Это связано с их эмоциональностью, потребностью видеть глаза собеседника, его мимику, жесты и слышать интонации живой речи. Девочкам нужен отклик! А Интернет, к счастью, не дает этого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Формирование коммуникативной и личностной рефлексии у подростков61 КБ
Microsoft Office document icon Памятка для педагогов "Признаки риска совершения суицида"29.5 КБ
Файл Профилактика антивитального поведения (для администрации, педагогов центра)63.76 КБ
Microsoft Office document icon Техники психологической самопомощи при стрессе45 КБ
Файл Профилактика самовольных уходов воспитанников центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей.252.52 КБ
PDF icon ВСЕРОССИЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Профилактика интернет-рисков и угроз жизни детей и подростков»826.74 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к статье Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей69.5 КБ
Office presentation icon Кризисное(экстренное) сопровождение детей, оставшихся без попечения родителей.511 КБ
Файл Принципы профилактики и коррекции поведения.89.29 КБ
Microsoft Office document icon самовольные уходы_методический материал для специалистов Служб38.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГБУ Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Занятия с элементами тренинга конструктивного взаимодействия подростков.                                                                                                  Возраст: старший подростковый возраст (15-17 лет)

Тема: «Формирование коммуникативной и личностной рефлексии»

педагог-психолог

Адиятулина С.Г.

2016 г.


Занятие с элементами тренинга конструктивного взаимодействия подростков

Возраст: старший подростковый возраст (15-17 лет)

Тема: «Формирование коммуникативной и личностной рефлексии»

Цель: формирование и оценивание уровня сформированности личностной  рефлексии, направленной на осознание подростками своих мотивов, потребностей, стремлений, желаний и побуждений.

Ход занятия:

Настрой на занятие. Упражнение «Цвет настроения»:

каждый участник выбирает цвет своего настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество),  с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.

Упражнение «Я рад общаться с тобой».  

Инструкция: «Сейчас выполните такое задание: протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами». Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.

Обсуждение домашнего задания.

Психолог: «Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»?И.Ф. Ряховского.  Психолог называет максимальный балл.

Психолог: Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников? Как это сделать? Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по-разному? А кто знает себя очень хорошо? Все ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других?
Нужно ли знать себя?

Работа по теме: самоанализ «Кто я? Какой я?»

Продолжите письменно предложения:
Я думаю, что я...
Другие считают, что я...
Мне хочется быть...
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Психолог вывешивает список слов, помогающих ученикам отвечать на вопросы.

Список слов: симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надежный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный.

Упражнение «Горячий стул». 

Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый (по очереди) будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?» Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я...). Количество совпадений подсчитывается.

Психолог: выпишите на листок только совпавшие определения.

Анализ занятия: 

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки. Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудней оценивать — себя или других?

 Домашнее задание. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных — синим.

Приложение.

Тест-опросник «Определение уровня общительности» И.Ф. Ряховского

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас из колеи её ожидание?

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где вы никогда не были. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обращается к Вам с просьбой (показать дорогу, узнать время и т.д.)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей», и что людям разных поколений тяжело понять друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому вернуть Вам деньги, которые он занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане Вам подали явно недоброкачественное блюдо, промолчите ли Вы?

10. Оказавшись один на один с незнакомцем, Вы не заговорите с ним первым и будете тяготиться, если он начнёт разговор. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая очередь (магазин, библиотека). Вы откажетесь от намерения?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственная, сугубо индивидуальная система оценки произведений литературы, искусства, культуры, а к чужим мнениям по этому поводу Вы не прислушиваетесь. Так ли это?

14. Услышав где-то в кулуарах высказывание, явно ошибочное по хорошо известному Вам вопросу, предпочтёте Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Обработка результатов. Оценка ответов: «Да» - 2 очка; «Нет» - 1 очко; «Иногда» - 0 очков. Уровень общительности определяется в зависимости от набранных баллов. Баллы суммируются, затем по классификатору определяется, к какой категории людей относится старшеклассник.

Классификатор

30-32 очка: Подросток явно некоммуникабелен, это его беда, и страдает от неё больше он сам. Но и близким его людям нелегко. На него трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Подросток должен стараться быть общительнее, контролировать себя.

25-29 очков: Подросток замкнут, неразговорчив, предпочитает одиночество, поэтому у него мало друзей.

19-24 очка: Подросток в известной степени общителен, чувствует себя уверенно, проблемы его не пугают. Но с людьми сходится «с оглядкой», хотя это исправимо.

14-18 очков: У подростка нормальная коммуникабельность. Он любознателен, охотно слушает любого собеседника, достаточно терпелив в общении с другими, отстаивает свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идёт на встречу с новыми людьми. В то же время он не любит шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у него раздражение.

9-13 очков: Подросток весьма общителен (порой даже сверх меры). Он любопытен, разговорчив, любит высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение у окружающих. Он охотно знакомится с новыми людьми. Любит бывать в центре внимания, никому не отказывает в просьбах, хотя не всегда может их выполнить. Бывает, вспылит, но быстро отходит. Чего ему не достаёт, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьёзными проблемами. При желании, однако, он может заставить себя не отступать.

4-8 очков: Чрезвычайно высокий уровень общительности. Он свидетельствует о сформированной потребности в коммуникативной и организаторской деятельности. Подросток мгновенно ориентируется в трудных ситуациях, очень непринуждённо ведёт себя в новом коллективе. Очень инициативен. Принимает самостоятельные решения. Отстаивает своё мнение и добивается принятия своих решений. Любит организовывать игры, различные мероприятия. Настойчив и одержим в деятельности.

3 очка и менее: У подростка нездоровая коммуникабельность. Он многословен, вмешивается в дела, которые не имеют к нему никакого отношения. Он бывает причиной конфликтов. Его чрезмерная общительность носит болезненный характер.

Упражнение «Дополни предложение»

Выбирается ведущий. Он говорит короткое предложение. Игроки по очереди дополняют его одним-двумя словами, чтобы можно было поставить точку. Например, ведущий говорит: «Я хожу», следующий игрок добавляет «в школу», третий игрок: «Я хожу в школу пешком», четвертый игрок: «Я хожу в школу пешком каждый день» и т.д. Игра ведется до тех пор, пока игроки могут дополнять предложение. Выигрывает тот, кто последним сказал законченное предложение. Следующий игрок предлагает новую фразу.

Тест-опросник «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»

ЧАСТО – поставьте  3 балла; ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – 2 балла; РЕДКО – 1 балл.

ВОПРОС: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»

ОТВЕТЫ:

  1. Угрожаю или дерусь.
  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как  со своей.
  3. Ищу компромиссы.
  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
  5. Избегаю противника.
  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
  8. Иду на компромисс.
  9. Сдаюсь.
  10. Меняю тему…
  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
  12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
  13. Немножко уступлю и подтолкну тем самым  к уступкам другую сторону.
  14. Предлагаю мир.
  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Бланк ответа

вопроса

баллы

вопроса

баллы

вопроса

баллы

сумма

«А»

1

6

11

«Б»

2

7

12

«В»

3

8

13

«Г»

4

9

14

«Д»

5

10

15

Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д – соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.

Классификатор

Если вы набрали больше всего баллов под буквами:

«А»- это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.

 «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.

«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.

«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.

«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

 «Моя вселенная»

Описание задания: ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончание предложений:

Мое любимое занятие...
Мой любимый цвет...
Мой лучший друг...
Мое любимое животное...
Мое любимое время года...
Мой любимый сказочный герой...
Моя любимая музыка...



Предварительный просмотр:

Памятка

ПРИЗНАКИ  РИСКА СОВЕРШЕНИЯ СУИЦИДА

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.

Словесные признаки:

Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

3. Много шутить на тему самоубийства.

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки:

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде — есть слишком мало или слишком много;

– во сне — спать слишком мало или слишком много;

– во внешнем виде — стать неряшливым;

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;

– замкнуться от семьи и друзей;

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

Ситуационные признаки

Человек может решиться на самоубийство, если:

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.

2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

4. Предпринимал раньше попытки суицида.

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.

ВАЖНО!!! Если был конкретный план (это стадия большого риска!), необходимо сообщить в больницу, администрации центра. И не заниматься этим один на один.

Если замечена склонность воспитанника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

педагог-психолог Адиятулина С.Г.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Техники самопомощи.

В психотерапии  существует  целый  спектр  методов, с помощью которых  можно  вывести  человека  из стресса. Это  и  психодрама, и  клинические ролевые  игры,  и  тренинг  уверенности  в  себе,  арт-терапия,  музыкотерапия,  арома- ,  фито-   и цветотерапия,  телесно-ориентированная  и  гештальт  терапия, нейро-лингвистическое программирование  и  мн.  др.  Но  мы  познакомимся  лишь  с  некоторыми  психотехниками   разных  методов, овладев которыми  человек  сам  сможет помочь себе в неблагоприятной  ситуации.  Они не требуют  специального места и времени.  Ими можно  пользоваться  где угодно  и  когда  угодно.  Они  помогают  быстро прийти в себя,  избавиться  от  неприятного  чувства,  ощущения,  повысить настроение, набраться  сил  и  энергии.

1. Выдох.

Если возникло неприятное ощущение, необходимо прислушаться к своему телу, определить, что с ним происходит, т.е. найти  место, где  “поселилось”  неприятное  чувство. Затем, представить себе,  что это чувство растекается по всему телу, как капля краски на мокром листе бумаги.

При каждом выдохе, произвольно, представить себе, что это чувство выдыхается  и  улетает  в космос. Необходимо “посмотреть” что это, какого оно цвета.

Выдыхаем до тех пор, пока в теле не появится легкость.

2. Трансформация.

При возникновении отрицательного чувства  найти его в теле. Представить, что оно имеет форму, плотность, цвет, вкус, запах, голос, какая у него поверхность: гладкая, шершавая, пушистая, ребристая, глянцевая и т.д.

Представить эту  “субстанцию”  вне  тела: на полу, столе, в воздухе и т.п.

Затем, мысленно, попытаться сделать одно из следующего:

- изменить ему цвет и прислушаться, что изменилось в теле;

- сильно, сильно, мысленно, раскрутить и отправить в космос. Посмотреть, что там появилось в теле вместо него;

-  мысленно проделать с ним те, которые возникают  по желанию: бить, ломать, рвать, жечь, уничтожать пока не исчезнет совсем. Прислушаться к своему телу и определить, что там происходит.

Эти действия можно производить сколь угодно.

3. Штырь.

При появлении усталости, недомогания, сидя, представить себе, что из копчика вырастает “штырь” и, пронизывая все слои земли, достигает  земного ядра. Необходимо представить, что все неприятные ощущения уходят через штырь и переплавляются, исчезают в магме ядра, где тысячеградусная температура тепла.

Затем, мысленно, набираться через штырь земной силы, энергии, уверенности до чувства наполненности в теле.

4.  Круг ресурса.

При недомогании, усталости, подавленном настроении, найти в помещении наиболее комфортное место и стать  туда. Представить, что вы стоите в круге, и он имеет  цвет. Посмотреть, какой это цвет, почувствовать, где он отдается в теле. Почувствовать, какие ощущения возникают - приятные или неприятные. Если неприятные, ходим, ищем другое место.

При приятных ощущениях в теле, представляем, что этот цвет имеет вкус: почувствовать его языке, во рту;  запах: прямо понюхать, чем он пахнет; какая у него музыка?

Если все устраивает, представим себе, что мы наполняемся цветом, вкусом, запахом, звуком, чувством. Наполняем все свое тело: ноги, руки, туловище, шею, голову, внутренние органы. Тело само “подскажет”, когда оно наполнится.

5.  Дерево.

При появлении усталости и недомогания в теле, закрыть глаза и представить поляну, а на ней дерево. У каждого свое дерево. Мысленно, подойдите к нему, обнимите его и попросите у него силы. Почувствуйте, как жизненная энергия, сила “вливается” в Вас. Наполняйте все свое тело. Затем поблагодарите дерево и, мысленно, возвращайтесь в то место, где Вы находитесь сейчас.

6.  Птица.

При усталости, можно представить себе гору. У каждого гора своя. Мысленно, поднимайтесь на нее. Если там есть растительность, пробирайтесь сквозь нее, поднимаясь все выше и выше. Почувствуйте, как Вы идете вверх по тропинке, наступаете на камни, идете по снегу, если он там есть и т.д.

Когда подниметесь на гору, оглядитесь вокруг, посмотрите, какая красота Вас окружает, а что там происходит внизу? Затем представьте, что Вы превращаетесь в птицу. У каждого птица своя.

Представьте, что Вы взмываете вверх. Почувствуйте, как потоки воздуха Вас подхватывают. Услышьте шелест своих крыльев. Летите вверх, к солнцу. Подставляйте его лучам свои перышки, набирайтесь сил, солнечной энергии. Поднимайтесь все выше и выше, превращаясь в маленькую точку. Посмотрите на Землю, какая она красивая, маленькая и беззащитная...  “Налетавшись” вволю, набравшись сил, энергии, уверенности, жизнестойкости, возвращайтесь назад, приближаясь к Земле. Как только Ваши лапки коснутся поверхности Вашей горы, превращайтесь опять в человека, спускайтесь с горы и возвращайтесь сюда.

7. Мой враг.

Если есть человек в Вашем окружении, который Вас сильно достает, а Вам не хочется выглядеть нелицеприятно, выясняя с ним отношения, проделайте следующую технику.

Мысленно представьте этого человека на пустом стуле. Посмотрите внимательно, как он там сидит, в какой позе, какое у него выражение лица, какие у него глаза, что там в них. Ответьте себе на вопрос: что Вы чувствуете к нему, как Вы к нему относитесь, что думаете о нем. А что хочется сделать по отношению к нему?  И, мысленно, а можно и физически, если Вы находитесь один, взяв в руки ремень, палку либо газетную “дубинку”, делать с этим образом обидчика все, что хочется на данный момент: бить, пинать, оскорблять, унижать, орать, уничтожать и т.п.   до тех пор, пока не появится облегчение и приятная усталость. Посмотрите опять на стул. Что Вы там видите? Что чувствуете по отношению к тому человеку, которого Вы себе представляли. Что о нем думаете?  Изменилось ли что-то?  Если удовлетворение еще не получено, процедуру повторяем. Пока не наступит успокоение.

8.  Дыхательное упражнение.

Этап 1.   Займите удобное положение. Положите левую руку ладонью вниз на пупок, правую руку положите на левую. Глаза могут оставаться открытыми, однако, с закрытыми глазами легче выполнять второй этап.

Этап 2. Представьте себе пустой сосуд или мешок, находящийся внутри вас  -  там, где лежат ваши руки. На вдохе представляйте себе, что воздух входит через нос, идет вниз и наполняет этот внутренний мешок. По мере заполнения мешка воздухом ваши руки будут подниматься. Продолжая вдох, представляйте, что мешок полностью заполняется воздухом. Волнообразное движение, начавшееся в области живота, продолжится в средней и верхней частях грудной клетки. Полная продолжительность вдоха должна составлять 2 секунды.  Затем, по мере совершенствования  навыка, ее можно увеличить до 3 секунд.

Этап 3. Задержите дыхание. Сохраняйте воздух внутри мешка. Повторяйте про себя фразу: “Мое тело спокойно”. Этот этап не должен продолжаться более 2 секунд.

Этап 4.   Медленно начните выдыхать  -   опустошать мешок.  По мере того, как вы делаете это, повторяйте про себя: “Мое тело спокойно”.  С выдохом ощущайте, как опускаются приподнятые раньше живот и грудная клетка. Продолжительность этого этапа должна быть  не меньше продолжительности предыдущих двух этапов.  Это четырех ступенчатое упражнение надо повторить 3-5 раз.

Делайте это упражнение ежедневно по 10-15 раз, превратите его в ваш утренний,  дневной и вечерний ритуал,  а также используйте его в стрессовых ситуациях. Поскольку этот метод релаксации носит характер навыка, важно практиковать его, по  меньшей мере,    10-20 раз в день. Вначале вы можете не заметить  никакой немедленной релаксации.  Однако после 1-2 недель  регулярных занятий вы будете способны  на время расслабляться моментально.  Если вы хотите овладеть этим навыком, необходимо заниматься систематически.

9.  Упражнение по тренировке релаксации.

1.  Ложитесь на спину или сядьте на стул, который поддерживает вашу спину.

2.  Закройте глаза и постарайтесь отгородиться от всех звуков. Думайте только об упражнении.

3.  Думайте о вашей голове. Чувствуйте, как мускулы вашей лобной части расслабляются. Разгладьте морщины, расслабьте веки, рот. Дайте возможность языку лежать свободно на нижней челюсти. Начинайте дышать глубоко.

4.  Расслабьте ваши плечи, дайте вашим рукам свободу.

5.  Расслабьте шею, найдите удобное положение для головы.

6.  Думайте о вашей левой руке. Напрягите ее, затем расслабьте. Повторите движение, сконцентрируйте напряжение от плеча до пальцев. Позвольте любому напряжению в руке уйти через пальцы. Расслабьте руку.

7.  Сделайте то же самое с правой рукой.

8.  Думайте о своей левой ноге от  бедра до колена, от колена до кончиков пальцев. Напрягите ногу, расслабьте. Напрягите сильнее и расслабьте так медленно, как только сможете. Дайте любому напряжению в ноге уйти через пальцы. Расслабьте ногу.

9.  Проделайте то же самое с правой ногой.

10.  Прислушайтесь теперь к любому звуку в вашем теле - вашему дыханию, вашему сердцебиению, вашему желудку. Выберите один из звуков и сосредоточьтесь на нем. Исключите другие мысли из головы.

  1. Спустя 2-3 минуты  медленно откройте глаза. Сядьте прямо и потяните руки и ноги.

10.  Одно из упражнений медитации.

Сядьте на пол, скрестив ноги. Глубоко дышать. Сконцентрироваться на одной мысли, исключить все другие.  Мысль, которая называется “мантра”, сфокусирована на одном слове, о котором вы думаете снова и снова в течение 15-20 минут. Как утверждают авторы этих упражнений, с их помощью достигается несколько результатов:

а) усиление тела против инфекции путем освобождения протеина из мускулов и предупреждение строительства различных стероидов, включая картизон;

б) исправление дыхания путем расслабления диафрагмы и активизации легких, которые увеличивают количество оксигена в крови;

в) высвобождение накопившейся агрессии;

г) восстановление физического, умственного равновесия;

д) устранение риска болезненных последствий стресса и перенапряжения.

11. Каракули.

При негативном состоянии взять лист бумаги, карандаши, краски, гуашь, фломастеры, что найдется под рукой, и попробовать рисовать каракули, передавая свое настроение. Бумаги можно тратить столько сколько потребуется для успокоения. Если успокоение пришло, посмотреть на все рисунки и представить, что это эскизы будущей картины. Затем попробовать нарисовать картину по этим эскизам.

12. Чувство.

Если появилось плохое ощущение в теле, определить, что это за чувство и где оно “поселилось”. Представить, что оно имеет форму, плотность, цвет, размер, вкус, запах, звук и попробовать его нарисовать. Затем несколько раз сложить лист бумаги и с силой разрывать его на мелкие-мелкие кусочки.

Эту процедуру можно проделывать до тех пор, пока не наступит удовлетворение и легкость в теле.

     

Составитель:

педагог-психолог СОШ №14 г. Яровое

Адиятулина С.Г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК УСЛОВИЕ ПРОФИЛАКТИКИ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ ВОСПИТАННИКОВ центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей педагог-психолог I категории КГБУ «Яровской ЦПДОБПР» Адиятулина С.Г.

Слайд 2

Побег из дома – это глобальная катастрофа в масштабах личности ребенка и подростка.

Слайд 3

ЭМАНСИПАЦИОННЫЕ ПОБЕГИ – это наиболее частые побеги (45%). Они совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля родных или воспитателей, от наскучивших обязанностей и понуждений, ребёнок желает "свободной", "весёлой" и "лёгкой " жизни. Поводом для первого побега нередко является ссора, столкновение с родителями или воспитателями. Начало этих побегов приходится в основном на возраст 12-15 лет.

Слайд 4

ИМПУЛЬСИВНЫЕ ПОБЕГИ – этот вид составляет 26% побегов. Чаще всего первые побеги были следствием жестокого обращения, суровых наказаний, "расправ" со стороны взрослых или сверстников. Побегу может способствовать неправильный тип семейного воспитания – гипопротекция , явное или скрытое отвержение ребёнка, воспитание по типу жестокого отношения. Возраст импульсивных побегов от 7 до 15 лет.

Слайд 5

ДЕМОНСТРАТИВНЫЕ ПОБЕГИ - эти побеги являются следствием реакции оппозиции и наблюдаются в 20% случаев. Особенность данных побегов в том, что убегают недалеко и в те места, где их увидят, найдут и возвратят. В побеге ведут себя так, чтобы привлечь внимание окружающих. Причина - уменьшение внимания со стороны значимых взрослых или необходимость получить какую-либо материальную выгоду или сформировать авторитет у сверстников. Возраст демонстративных побегов 12-17 лет.

Слайд 6

ДРОМОМАНИЧЕСКИЕ ПОБЕГИ Редкий тип - 9% случаев. Этим побегам предшествует внезапно и беспричинно изменяющееся настроение ("какая-то скука", "тоска"). Возникает немотивированная тяга к перемене обстановки. В побег пускаются в одиночку и только затем находят попутчиков. Внезапно возвращаются домой - измученные, притихшие, послушные. Стыдятся своего поступка.

Слайд 7

Причины и проблемные ситуации влияющие на уход из дома: а) социально-педагогическая запущенность; б) глубокий психический дискомфорт; в) отклонения в состоянии психического и физического здоровья; г) отсутствие условий для самовыражения; д ) продолжительная безнадзорность.

Слайд 8

Виды и причины эмоциональных нарушений у детей и подростков: 1.Тревожность – реакция на воображаемую, неизвестную угрозу. 2. Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психического напряжения. 3. Апатия – болезненное безразличие к внешнему миру и своему состоянию. 4. Депрессия – угнетенно подавленное настроения с пессимистическими взглядами на будущее.

Слайд 9

Требование к построению коррекционной работы: 1.Оказание социально-психологической и педагогической помощи; 2. Проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики; 3. Разработка индивидуальных планов коррекционной работы; 4. Привлечение необходимых специалистов; 5. Осуществление постоянного педагогического наблюдения.

Слайд 10

Этапы психо-коррекционной работы: Диагностический блок – изучение индивидуальности ребенка; 2. Установочный блок – формирование положительной установки ребенка на работу; 3. Коррекционный блок – гармонизация процесса личности ребенка; 4. Оценочный блок – анализ проделанной работы

Слайд 11

Методы и приемы коррекционной работы: Арттерапия (рисование, лепка) Сказко-терапия Песочная терапия Музыко-терапия Танцевальная терапия Игро-терапия


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей

        

        

Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание)

                

        

        

Модель сопровождения ребёнка в центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей (содержание для воспитателей)

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КГБУ «Яровской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» Кризисное (экстренное) сопровождение. педагог-психолог I категории Адиятулина Светлана Геннадьевна

Слайд 2

Модель сопровождения ребёнка центром помощи детям, оставшимся без попечения родителей СЛУЖБА СОДЕЙСТВИЯ УСТРОЙСТВУ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СЕМЬИ ГРАЖДАН РФ РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ РАБОТА 7,5 МЕСЯЦЕВ РЕБЁНОК КРОВНЫЕ РОДИТЕЛИ ПМПк РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА СЛУЖБА СОПРОВОЖДЕНИЯ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ Постинтернатное сопровождение (подбор средне-специального, высшего учебного заведения) ПМПк социальная Адаптация Услуга Подбор и подготовка замещающих семей Услуга Кризисное сопровождение

Слайд 3

Краткосрочное кризисное консультирование семей Этапы Этап 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И ПРОЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ Цель. Формирование условий для оказания психологической помощи Продолжительность от 1-й до 3-х недель Этап 2. ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ Цель: Преодоление кризисной ситуации. Продолжительность от 2-х до 4-х недель Этап 3. ПОИСК РЕСУРСОВ СЕМЬИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Цель: Закрепление в повседневной жизни достигнутых результатов. Продолжительность от 2-х до 3-х недель Этап 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ Цель: Осуществление контроля качества оказания услуги, оказание профессиональной поддержки специалисту. Продолжительность : весь период оказания услуги

Слайд 4

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА И ПРОЯСНЕНИЕ СИТУАЦИИ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Установление психологического контакта происходит за счет эмпатического слушания клиента, создания консультантом условий для отреагирования им болезненных переживаний, оказания психологической поддержки. На этом этапе выдвигаются предварительные гипотезы возникновения проблемы, происходит ее переформулирование, обсуждаются возможные направления работы по преодолению кризисной ситуации. В итоге с родителем(лями) должен быть составлен контракт на оказание услуги. Контракт должен содержать информацию о том, на что предполагается направлять усилия специалиста и семьи, что должен делать психолог, чего он ожидает от получателя услуги. Основное внимание специалиста должно быть направлено: ❒ На кризисную ситуацию и особенности ее проживания членами семьи ❒ На эмоциональное состояние участников консультации ❒ На проявления внутрисемейных отношений, которые помогают или препятствуют преодолению кризисной ситуации Во время первой встречи специалист должен информировать родителей об условиях оказания услуги, в том числе о правилах сохранения конфиденциальности и др. Если обращение, по мнению специалиста, не требует кризисного консультирования, консультация может быть однократной, с рекомендацией обратиться за психологической помощью в плановом порядке.

Слайд 5

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 2. ПРОРАБОТКА ПРОБЛЕМЫ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Основные направления работы специалиста на данном этапе: ❒ Выявление когнитивных искажений, связанных с кризисной ситуацией ❒ Помощь в преодолении негативных эмоциональных переживаний ❒ Обсуждение возможных способов преодоления кризисной ситуации ❒ Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения психологического кризиса, и их коррекция ❒ Активизация установки членов семьи на активное участие в разрешении кризисной ситуации В тех случаях, когда родитель или ребенок не могут справиться с кризисной ситуацией самостоятельно, специалист должен организовать работу с ближайшим окружением ребенка и семьи (с целью смягчения кризисной ситуации и поисков новых ресурсов для ее преодоления).

Слайд 6

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 3. ПОИСК РЕСУРСОВ СЕМЬИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА И ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Мероприятие Проведение консультативного приема Описание: Основные направления работы специалиста на данном этапе: ❒ Повышение родительской компетентности и уверенности в себе как в родителе ❒ Обучение родителей нетравмирующим способам общения с ребенком, в том числе, в кризисных ситуациях (открытым формам проявления чувств, прямым высказываниям, позитивному подкреплению успехов ребенка и др.) ❒ Обучение навыкам самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок по отношению к проблемам ребенка В конце проведения консультаций данного этапа специалист совместно с родителями подводит итоги работы и составляет план действий по закреплению в повседневной жизни нового опыта родителей в преодолении кризисных ситуаций, по взаимодействию с ребенком. Специалист должен договориться с родителями о приемлемых для них формах дальнейшего контроля и поддержки семьи.

Слайд 7

Краткосрочное кризисное консультирование семей Описание этапов и мероприятий Этап 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ УСЛУГИ Мероприятие Самооценивание специалиста и подготовка к представлению случаев на супервизии. Прохождение специалистами супервизии. Описание: Самооценивание специалиста и подготовка к представлению случаев на супервизии Прохождение специалистами супервизии Посредством супервизий осуществляется контроль соответствия деятельности специалиста требованиям стандарта, контролируется достижение и поддержание необходимого качества предоставляемой услуги. Супервизор проводит мероприятия по повышению качества услуги. При подготовке к супервизии специалист самооценивает свою работу, анализирует трудные случаи в работе, профессиональные трудности, возникающие при оказании услуги. Затем подготавливает случай к обсуждению с супервизором. В ходе супервизии осуществляется обсуждение трудных случаев из практики специалиста, результатов предоставления услуги, проводится анализ проделанной работы. Специалист получает рекомендации по преодолению своих профессиональных трудностей. Проведение супервизий приводит к уменьшению риска возникновения и развития эмоционального выгорания специалистов. Большое внимание супервизор уделяет обучению специалиста методам самоконтроля и самопомощи, методикам психологической разгрузки и др.

Слайд 8

Получатели услуги Услуга предназначена для детей, нуждающихся в государственной защите, и их замещающих семей, находящихся на ранней стадии кризисной ситуации. Целевая группа услуги включает замещающие семьи и детей, отвечающих следующим критериям: ❒ Семья, переживающая острые проблемы, в том числе: острое горе (потеря членов семьи или иных близких); острые психологические травмы; развод родителей; наличие высокого риска суицида у кого-либо из членов семьи; конфликты и нарушение родительско-детских отношений; нарушения школьной адаптации у детей, обусловленные психологическими причинами, и др. ❒ Ребенок, имеющий острые проблемы в семье и школе, в том числе: переживающий острое горе (потеря родителей или иных близких); развод родителей; наличие суицидального поведения; имеющий выраженное нарушение школьной адаптации, обусловленное психологическими причинами; переживающий кризисные проблемы подросткового возраста и др.

Слайд 9

Дети и семьи целевой группы испытывают потребности в следующих видах психологической помощи и поддержки ❒ Совладание с кризисной ситуацией, с тяжелыми переживаниями ❒ Психологическая поддержка ❒ Повышение психологической компетентности по теме родительско-детских отношений ❒ Овладение способами разрешения кризисных ситуаций, улучшения семейных отношений Мотивация к получению услуги обусловлена наличием острых проблем у получателей услуги.

Слайд 10

Характеристика услуги Краткосрочное кризисное консультирование семьи направлено на преодоление острой кризисной ситуации и включает следующие виды психологической помощи, в том числе: ❒ Информирование и повышение психологической компетентности ❒ Эмоциональное отреагирование пережитых травм ❒ Изменение паттернов неадаптивного поведения ❒ Налаживание родительско-детских отношений ❒ Помощь в поиске и овладении эффективными подходами для преодоления актуальной проблемы Краткосрочное кризисное консультирование предполагает ограниченное количество консультаций – до 10-ти. В случае необходимости семье может быть рекомендована другая услуга, предполагающая более длительное консультирование, или прохождение курса психотерапии. Краткосрочное кризисное консультирование может проводиться в форме индивидуальной работы с родителями и ребенком, а также в форме семейного консультирования.

Слайд 11

Индивидуальная программа сопровождения замещающей семьи (экстренный уровень сопровождения) из опыта работы Экстренная психологическая помощь: Диагностика родителя (опекуна): Анкетирование; Наблюдение; ДРО Варга-Столин; проективная методика ДДЧ. Диагностика ребёнка: «Акцентуации» Шмишек; «Сексуальный профиль» Айзенк; «Тип темперамента» Айзенк. Консультирование «Ошибки семейного воспитания», «Правила общения с ребёнком» Интенсивная семейная терапия : Тренинг для родителей и детей «Учимся быть счастливыми» Тренинг по преодолению эмоционального выгорания (для опекуна): Занятия по программе для родителей «Моя семья» Н. Ефимова: «Познай своё родительское «Я» (Цель: определить своё отношение к процессу воспитания детей), «Психологический климат семьи» (Цель: смоделировать наиболее комфортные отношения для своей семьи) Тренинг по преодолению эмоционального выгорания (для опекаемого): Занятия по программе коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» Н. Григори: «Агрессия и гнев» (Цель: осознание состояния агрессии и гнева, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний), «Душевная погода» (Цель: Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия). Участие родителя(опекуна) и опекаемого в празднике центра «День матери»

Слайд 12

Прогнозируемый результат нивелировано влияние острой стрессовой ситуации (психологической травмы, острого конфликта) на семью (приемного ребенка, детей) (полностью, частично, изменений не произошло), нивелированы нарушения поведения у приемного ребенка (детей), спровоцированные острой стрессовой ситуацией (полностью, частично, изменений не произошло), повысился уровень стрессоустойчивости у семьи в целом (повысился, изменений не произошло, понизился), у приемного ребенка (повысился, изменений не произошло, понизился), повысился уровень сплоченности и взаимной заботы в семье (полностью, частично), повысился уровень психологической поддержки семьи (повысился, изменений не произошло, понизился), восстановлены психофизические ресурсы опекуна (полностью, частично), восстановлена (сформирована) потребность опекуна в продолжении опеки над приемным ребенком (полностью, частично, не восстановлена), приемный ребенок (дети) реинтегрирован в семью опекуна (полностью, частично, не восстановлена). (нужное подчеркнуть).

Слайд 13

Упражнение «Мама-камыш и дети – камышата»



Предварительный просмотр:

Принципы профилактики и коррекции поведения.

Три основных закона неадекватного поведения воспитанников.

  1. ЗАКОН - воспитанники выбирают определённое поведение в определённых обстоятельствах.

                       Условия жизни, семейная микросреда, наследственность, окружение и воспитание, зачастую объясняют причины «плохого поведения». На самом деле люди, события или условия могут предлагать определённое поведение, но эти предложения отвергает или принимает сам человек. Выбор существует всегда. Когда мы поймём, что выбор базируется на выборе, мы сможем начать влиять на поведение воспитанников более эффективно.

  1. ЗАКОН – Любое поведение воспитанников подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к общей жизни («стадность»).

Цель:    1. ощущать свою интеллектуальную состоятельность

              2. строить и поддерживать приемлемые отношения с воспитателем и детьми (коммуникативная состоятельность)

              3. вносить свой собственный вклад в жизнь «семьи» (состоятельность в деятельности)

Воспитанники пытаются достигнуть этих целей всеми доступными им способами. Если подросткам не известны приемлемые способы, то в данном случае мы можем говорить о нарушении дисциплины.

  1. ЗАКОН – Нарушая дисциплину, воспитанники осознают, что ведут себя неправильно, но могут не осознавать, что за этим поведением стоит одна из четырёх целей:
  • привлечение внимания
  • власть
  • месть
  • избегание неудачи

Рекомендации педагогам

Проблема – «Привлечение внимание». 

Пути решения проблемы:

  • Контакт глазами
  • Встать рядом с ребёнком
  • Использовать ИМЯ ребёнка
  • Использовать секретный сигнал
  • Спросить: «Сколько тебе времени нужно, чтобы прошло у тебя….? (подскажи)»
  • Сделать письменные замечания воспитаннику»Я буду тебе благодарна, если….»
  • Использовать «Я – высказывания» (сегодня у меня тяжёлый день и мне хотелось бы, чтобы  ты…)

Разрешающее поведение:

  • Показать всю «прелесть» содеянного
  • Довести до предела выходку
  • Список высказываний раздать всей «семье»
  • Присоединиться всей «семье» к этой выходке какое-то время
  • Обращать внимание на хорошее поведение

Проблема – «Месть и Власть». 

Пути решения проблемы:

  • Акцентироваться на поступок, а не на личность воспитанника
  • Займитесь своими отрицательными эмоциями (Что сейчас с нами происходит?), остаться с ребёнком тет-а-тет и поговорить
  • Не усиливать напряжение (не подключаться) – не кричать
  • Позвольте ребёнку сохранить лицо (не требовать полного подчинения), использовать «Я – высказывания»
  • Делайте записи в записную книжку (Я готова обсудить что с тобой происходит …. День недели, время).
  • Соглашайтесь с воспитанником «Мне очень жаль, но я соглашусь с тобой, что я….. не самый лучший воспитатель»
  • Вслух говорить о чувствах ребёнка (помочь воспитаннику выразить его чувства)
  • Учить воспитанников пользоваться своими эмоциями – «включить мозг»

Проблема – «Избегание неудачи». 

Проблема данной категории воспитанников заключается в том, что они редко вступают в контакт с воспитателем и детьми. Они обычно остаются в изоляции. Сталкиваясь с поведением, направленным на избегание неудачи, воспитатель явно осознаёт свою профессиональную несостоятельность. Она складывается из печали, тоски от собственной беспомощности, потому что кажется, что не возможно помочь такому ребёнку.

Когда педагог необоснованно требователен к ребёнку, ожидает успехов и достижений, можно вскоре ждать поведения, направленного на избегание неудачи. Воспитанники, осознавшие, что они не могут достичь цели, просто перестают пытаться.

Пути решения проблемы:

  • Поддерживать любые попытки сменить установку воспитанника , что «я не могу» на «я могу».
  • Помогать преодолевать барьеры, изолирующие его от всех
  • Втягивать его в продуктивные отношения с другими воспитанниками.

ПРАВИЛО- помочь воспитанникам осознавать себя состоятельными в деятельности и общении

Интеллектуальная состоятельность

Стратегия – 1. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Рассказывайте о возможных и типичных ошибках. Показывайте ценность ошибки как попытки повысить знания.

Стратегия – 2. Формируйте веру в успех. Помогайте воспитанникам поверить в успех, они способны понять, что способны не только решить задачу, но также изменить себя, поднять свой интеллектуальный уровень.

Стратегия – 3. Концентрируйте внимание воспитанников на прошлых успехах.  Анализ прошлого успеха (вера в собственные способности), повторение и закрепление прошлого успеха. Отмечайте достижения.

Коммуникативная состоятельность

Стратегия – 1. Принятие. Принимать того, кто делает, а не то, что сделано. Ребёнок должен быть уверен в том, чтобы он не сделал, он достойное человеческое существо, даже если его поступок неприемлем. Принимать личностные особенности ребёнка.

Стратегия – 2. Внимание. Дарить позитивное внимание ребёнку дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от педагога. Об этом можно сказать только одно: чем больше позитивного внимания педагог уделяет в нормальной обстановке, тем меньше негативного внимания потребуют у него нарушители поведения (комплименты на начало дня, занятия, деятельности)

Стратегия – 3. Уважение. Фокус на настоящем – используйте принцип «Здесь и сейчас» Фраза «Антон, так почему же ты раньше так не старался» только напомнит о его прошлом негативном опыте. Мне бы очень хотелось, чтобы так было всегда. Делайте письменные признания – можно написать несколько строк об успехах ребёнка самому ребёнку. Некоторые дети месяцами хранят эти записи – признания.

Стратегия – 4. Одобрение. Проявляйте искренние, тёплые чувства. Используйте прикосновения.



Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, оставшихся без попечения родителей и склонных к самовольным уходам

Под самовольным уходом понимается добровольное, самовольное (тайное или явное) оставление дома или организации; безвестное отсутствие несовершеннолетнего в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.

Факторы, влияющие на склонность к самовольным уходам воспитанников из организации:

  1. Наличие у ребёнка патологии влечения (склонность к бродяжничеству).
  2.  Остаточные явления перинатального поражения центральной нервной системы, задержка умственного и психического развития.
  3.  Отягощённая наследственность.
  4.  Тяга ребёнка к кровной семье.
  5.  Определение детей в детский дом в подростковом возрасте, со сформировавшимися привычками к асоциальным формам поведения. Это проблема связана с поздним выявлением детей из неблагополучных семей и длительным их нахождением на реабилитации в социальных центрах.
  6.  Желание ребёнка побыть одному.
  7.  Наличие скрытого конфликта. Не своевременное обнаружение и предупреждение конфликтов между ребёнком и ребёнком, ребёнком и взрослым.
  8.  Нарушение отношений со взрослыми, вызванные ограничениями и требованиями дисциплины.
  9.  Сильно выраженное недоверие к окружающим людям, сопровождающееся коммуникативной некомпетентностью.
  10. Неуверенность в себе, высокая тревожность, низкая самооценка, что является благодатной почвой для различных расстройств в поведении.

Для решения обозначенных проблем администрации и педагогам организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в первую очередь необходимо:

грамотно квалифицировать психологический тип воспитанника для учета особенностей формирования социальных отношений;

внедрить в образовательное пространство организации новые формы и способы поддержки и сопровождения ребёнка с трудностями в развитии;

создать условия для доверительных (дружеских) отношений между воспитанниками и взрослыми, а также возможности воспитаннику побыть одному (особенно это важно для воспитанников подросткового возраста).

Цель программы – обеспечение коррекции поведения воспитанников центров помощи детям, склонных к самовольным уходам.

Задачи:

  1. Изучение индивидуальных особенностей и социального окружения воспитанников, определение основных мотивов, факторов, влияющих на появление самовольных уходов, и построение в соответствии с этим профилактической и коррекционной работы.
  2. Формирование мотивации педагогов на личностно-ориентированный подход при взаимодействии с воспитанниками (учет особенностей каждого ребенка и контекста ситуации).
  3. Формирование навыков саморегуляции, уверенного поведения в сложных ситуациях, коммуникативных навыков, правовой грамотности и законопослушного поведения.

Реализация этих задач позволит своевременно определить психологический тип ребёнка, предусмотреть высокую степень психолого-педагогического сопровождения воспитанников с девиантным поведением и  выработать общепринятые нормы общения, поведения, взаимодействия.

В предлагаемом алгоритме сопровождения выделены три этапа и описана последовательность действий каждого специалиста, участвующего в сопровождении. Предлагаются примерные формы работы и варианты проведения занятий, тренингов и др., которые специалисты корректируют, исходя из индивидуально-типологических особенностей воспитанника и контекста ситуации. На протяжении всего времени работы по программе необходимо, чтобы у ребенка в организации был хотя бы один взрослый, с которым сформированы доверительные отношения.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников, оставшихся без попечения родителей, склонных к самовольным уходам

(из опыта работы)

Адиятулина Светлана Геннадьевна

педагог-психолог высшей категории

КОУ ВО «Бобровская ШИ для детей-сирот с ОВЗ»

Презентация   https://cloud.mail.ru/public/2H3i/4HPY3hkPo