учебно-методическое пособие.Образовательная программа дополнительного образования детей
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Р у с с к и й я з ы к
сквозь призму литературного наследия»
(социально-педагогическая направленность)
Возраст детей: 15 - 17 лет
Срок реализации программы: 2 года
Составитель: Афанасьева А.И.
Санкт-Петербург
2009
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В содержании программы «Русский язык сквозь призму литературного наследия» осуществлён принцип комплексного подхода к изучению русского языка и литературы как предметов русской словесности.
Данная программа предполагает расширение содержания базового предмета, а также удовлетворение познавательных интересов школьников в области подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку.
Основные принципы отбора и структурирования материала – это поэтапность, его практическая значимость и последующая максимальная востребованность.
Цель программы – создать условия для эффективного процесса обучения современным коммуникативным моделям и повышение уровня сформированности навыков грамотного письма.
Данные цели реализуются через решение следующих задач:
1. Образовательные:
- формирование прочного познавательного интереса к филологическим знаниям, знание методик работы с филологическим материалом.
2. Развивающие:
- расширение общего кругозора и интеллектуального потенциала учащихся;
- расширение словарного запаса и развитие навыка грамотного письма.
3. Воспитательные:
- формирование патриотизма и любви к родине и её истории через познание русской литературы;
- воспитание любви к книге и красоте родного языка.
Литературный материал, рекомендуемый для изучения, содержит в себе практическое применение правил, грамматических конструкций, терминов.
Наметившееся в последнее время стремление сблизить преподавание русского языка и литературы, показать литературные произведения как творения словесного искусства, увидеть и раскрыть их богатейшее содержание и художественное совершенство «посредством тщательного анализа самой словесной ткани литературного произведения» (В.В. Виноградов) побуждает ввести подобную программу как дополнительную, дополняющую основную школьную программу.
Эта программа призвана объединить и обобщить сведения о языке как «материале словесности», «первоэлементе литературы» и о словесном произведении как целостном единстве идейно-смыслового и эстетического выражения. Часть этих сведений содержится в различных разделах действующих программ по русскому языку и литературе. Данная программа призвана дополнить, обобщить и систематизировать эти сведения, а также закрепить навыки учащихся анализа литературного произведения.
Особую важность приобретают анализ и преобразование текстов, самостоятельное построение ими текстов типа повествования, описания и рассуждения с учётом нормативных требований.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К первому году обучения обучающийся должен уметь:
- устанавливать связи между эстетической и нравственной позициями писателя и литературным родом и жанром произведения;
- интерпретировать реминисценции и заимствования в литературном произведении в соответствии с авторским замыслом;
- выделять способы авторской оценки событий, литературных героев, исторической эпохи и культуры;
- писать сочинения-эссе на этико-философские темы по проблематике изучаемых произведений;
- стилизовать повествовательные жанры (письма, дневники, монологи и диалоги литературных героев);
- написать рецензию на спектакль, фильм, интерпретировать в слове явления современного искусства (музыки, живописи, архитектуры);
- понимать мотивацию речевой деятельности, владеть культурой речевого поведения.
Ко второму году обучения учащийся должен знать и уметь:
- знать нормы речевого поведения;
- уметь употреблять в речи фразеологические обороты;
- уметь членить предложение на синтагмы;
- владеть лексическим минимумом в объёме, предусмотренном программой.
В конце образовательного курса обучающиеся должны провести одну исследовательскую работу «Проза и поэзия I половины 19 века», принять участие в сдаче двух зачётов, демонстрируя свои умения и навыки, коммуникативные способности, написать эссе по выбранной теме.
Формы и режим занятий
Ведущая форма занятий – практикумы.
Существенная часть работы связана с выполнением разнообразных творческих заданий. Необходимо ведение индивидуальных тетрадей. Предусмотрена работа творческих мастерских. Оптимальный состав учебной группы – 20 человек.
Результаты удачных творческих работ обычно сразу демонстрируются всем участникам.
В конце учебного года по возможности проводятся отчётные конференции, в ходе которых обучающиеся демонстрируют результаты своих самостоятельных исследований.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ |
Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | СТИЛИСТИКА Введение. Слово и словесность | 1 | 1 | 1 |
2 | Исторические аспекты языковых изменений | 1 | 1 | 2 |
3 | Культура речи | 1 | 1 | 2 |
4 | СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ Крылатые слова, их источники. | 1 | 2 | 3 |
5 | Изобразительность слова в его прямом и переносном значении | 1 | 1 | 2 |
6 | Риторический вопрос и его функции | 1 | 1 | 2 |
7 | Наблюдение за стилем | 1 | 1 | 2 |
8 | Составление речевой характеристики героев (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», ст. И.А. Гончарова «Мильон терзаний») | 1 | 2 | 2 |
9 | Анализ и запись предложений. | 1 | 1 | 2 |
10 | Использование вводных и вставных конструкций. | 1 | 2 | 3 |
11 | Обращение как свойства поэтического синтаксиса. | 1 | 1 | 2 |
12 | Обособленные члены предложения как средство художественной выразительности. | 1 | 2 | 2 |
13 | Синтаксические средства художественной выразительности. | 1 | 2 | 3 |
14 | Монолог и диалог: способы выражения. | 1 | 2 | 2 |
| Итого: | 14 | 22 | 36 |
Второй год обучения
№ |
Название темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Введение. Стили речи. | 1 | - | 1 |
2 | Использование ассонанса и аллитерации в поэзии. | 1 | 2 | 2 |
3 | Окказионализмы на примере произведений «Гроза», «Снегурочка» А.Н. Островского) | 1 | 2 | 2 |
4 | Компас в море слов. | 2 | 4 | 6 |
5 | Омонимы | 1 | 1 | 2 |
6 | Словесное выражение речи. | 1 | 2 | 2 |
7 | Языковые средства | 1 | 1 | 2 |
8 | Устаревшие слова и их роль | 1 | 1 | 2 |
9 | Образование авторских неологизмов. | 1 | 2 | 2 |
10 | Композиционные функции «деталей» в словесном произведении. | 1 | 4 | 5 |
11 | Юмор и сатира в художественных произведениях. | 2 | 4 | 6 |
| Итого: | 15 | 21 | 36 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Тема 1. Введение. Слово и словесность. А.С. Пушкин о славяно-русском языке как материале словесности. Лекция.
Тема 2. Исторические аспекты языковых изменений. Взаимосвязь исторических и языковых явлений. Лексика и строй речи в XVIII – XIX вв. (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков) Сравнительный анализ текстов разных эпох. Стилизация в соответствии со временем.
Тема 3. Культура речи. Основные качества речи: содержательность, точность, чистота и выразительность, богатство и разнообразие речевых средств (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль») Подбор примеров из комедий «Недоросль», «Бригадир». Разыгрывание сценки.
Тема 4. Крылатые слова, их источники. Словосочетание. Главное и зависимое слово. (комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль», басни И.А. Крылова) Составление словаря крылатых слов и их значений.
Тема 5. Изобразительность слова в его прямом и переносном значении. Виды связи. Связь сочинительная и подчинительная. Эпитет. Сравнение. (стихотворения К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, В.А. Жуковского) Анализ текстов. Работа с раздаточным материалом. Словарный диктант.
Тема 6. Риторический вопрос и его функции. Простое предложение. Вопросительные и восклицательные предложения. (А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву») Подбор примеров из «Путешествие из Петербурга в Москву».
Тема 7. Наблюдение за стилем. Порядок слов в предложении. Инверсия, многосоюзие, бессоюзие, парцелляция, анафора, эпифора. Поэма А.С. Пушкина «Полтава». Творческая работа.
Тема 8. Составление речевой характеристики героев. Выражение подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым (комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», ст. И.А. Гончарова «Мильон терзаний») Тестирование.
Тема 9. Анализ и запись предложений. Однородные члены предложения. Использование однородных членов (стихотворение К.Ф. Рылеева «Думы», стихотворения В.А. Жуковского). Тестирование.
Тема 10. Использование вводных и вставных конструкций. Стихотворение И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Конспектирование. Конспект.
Тема 11. Обращение как свойство поэтического синтаксиса. Стихи А.С. Пушкина. Перифраза. Ритм и интонация в прозе и в стихах. Анализ стихотворений.
Тема 12. Обособленные члены предложения как средство художественной выразительности. (Причастный и деепричастный обороты). А.С. Пушкин «Повести Белкина». Тестирование. Диктант.
Тема 13. Синтаксические средства художественной выразительности. (Знаки препинания в сложном предложении. Различение союзных и бессоюзных предложений. Виды придаточных предложений). (Романтические поэмы А.С. Пушкина, стихотворения М.Ю. Лермонтова, поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души», статьи В.Г. Белинского №№8, 9) Подбор примеров, творческие работы.
Тема 14. Монолог и диалог: способы выражения. (Находить прямую и косвенную речь). (А.И. Герцен «Былое и думы»).
Второй год обучения
Тема 1. Введение. Стили речи. Стилистика как лингвистическая единица. Лекция. Тестирование.
Тема 2. Использование ассонанса и аллитерации в поэзии. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы. Интонация. Логическое ударение. Выразительное чтение, выразительное чтение наизусть. (Стихотворения А. Фета, А. Майкова, Ф. Тютчева)
Тема 3. Окказионализмы. Подбор примеров и выявление авторской позиции. («Гроза», «Снегурочка» А.Н. Островского)
Тема 4. Компас в море слов. Многозначность слова. Градация. Прямое и переносное значение. Метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха. Поэзия «чистого искусства». (Стихотворения А.А. Фета, Ф.И. Тютчева) Смысл названий прочитанных произведений. Анализ текстов. Устное выступление. Тестирование. Вопросы для викторины.
Тема 5. Омонимы. Скороговорки, пословицы и поговорки.
Тема 6. Словесное выражение речи. Антитеза, паронимы. («Записки охотника» И.С. Тургенева) Диктант.
Тема 7. Языковые средства. Постоянные эпитеты. Роль пейзажа в «Записках охотника». Анализ текстов. Творческая работа (стилизация).
Тема 8. Устаревшие слова и их роль. Говорящие фамилии (пьесы А.Н. Островского) Имена и фамилии. Составление словаря значений.
Тема 9. Образование авторских неологизмов. Фразеологизмы. Крылатые слова (пьесы А.Н. Островского) Тестирование.
Тема 10. Композиционные функции «деталей» в словесном произведении. Композиция, сюжет и фабула поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Практикум. Комментированное чтение. Словарные диктанты.
Тема 11. Юмор и сатира в художественных произведениях. Тест. Словарный диктант. Распределительный диктант. Стилизация. Сказ. (на примерах произведений Н.С. Лескова «Очарованный странник»; М.Е. Салтыкова-Щедрина «Сказки»)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Образ – символ. Роль художественной детали.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
1. Алиева Л.Ю., Толкунова Т.В. «Тесты по литературе»
2. Арефьева И.Н., Фрик М.В. «Литература XIX века на уроках русского языка» Пособие для старшеклассников и абитуриентов. СПб, «Паритет», 2002.
3. Власенков А.И. «Русская словесность»
4. Громов С.А. «Русский язык». Сборник упражнений и диктантов по пунктуации
5. Розенталь Д.Э. «Справочник по правописанию и литературной правке»
6. Светлышева В.Н. «Пособие по русскому языку»
7. Сухотинская А.В. «Русский язык. Орфография и пунктуация»
8. Хазанова А.С., Цвайг Л.В. «Русский язык» Практическое пособие. М., издательство «РОУ», 1996.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ
1. Баллады Жуковского В.А. «Светлана», «Людмила», стихотворения
2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи»
3. Гончаров И.А. «Мильон терзаний»
4. Сивакова Н.Н. «Русский язык»
5. Стихотворения Баратынского Е.А., Батюшкова К.Н., стихотворения и романтические поэмы Пушкина А.С., Лермонтова М.Ю.
6. Чешко А., Греков Б. «Пособие для учащихся по русскому языку» 10-11 класс