Научная статья
Роль картин природы в раскрытии авторского замысла
Урок литературы – начало нравственного становления.
Ни для кого не секрет, что чтение в современном обществе должно занимать значительное место. Книга - источник знания о мире и о себе.
Какие же знания должны получать учащиеся на уроках литературы?
Писатели и поэты, драматурги и романисты обращались в книгах к человеческим умам и сердцам. Каждый автор своей книги представляет концепцию мира.
Очень часто учащиеся современной школы не видят разницы между своим мнением и позицией автора.
Как научить школьников различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения.
Все едино, все взаимосвязано - это и есть Вселенная. Мир многообразен, интересен. Вокруг много мелочей, которые мы порой не замечаем. На уроках литературы дети думают, спорят, мечтают. Литература – это искусство, а искусство призвано пробуждать чувство.
Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения.
На уроках ученики поделятся своими выводами и исследованиями по поводу прочтения таких произведений, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Обломов» И. А. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Крыжовник» и «Вишневый сад» А. П. Чехова.
2)Слайд - изображение ветки сирени.
- С каким произведением и персонажем ассоциируется у вас ветка сирени?
Учащиеся вспоминают помещика Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», Ольгу Ильинскую и Илью Ильича Обломова (роман И. А. Гончарова «Обломов»), Николая Петровича Кирсанова (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»).
- Используя данные тексты, ответьте на вопрос: какова роль образа сирени в этих произведениях?
1) В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Это был неотъемлемый элемент русских имений.
2) На Востоке цветы сирени считаются символом расставания влюбленных.
3) Молодой Пан – бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень (Древняя легенда)
3) Вспомним эпизод.Анализ эпизода из романа «Обломов»
Работа в тетради.
- Вспомните, какими эпитетами наделил И. А. Гончаров сирень.
Слева напишите Справа
… запах приторный (Обломов)
хорошо пахнут (Ольга)
А теперь проверьте себя.
Слайд - текст И. А. Гончарова
Справа выпишите эпитеты из текста (Часть 2, глава 4)
- Почему Обломов не любит цветов?
Какую роль играет ветка сирени в истории любви Ольги Ильинской и Обломова?
Вывод: сирень – сквозная художественная деталь, которая встречается не однажды и символизирует угасшую любовь
Доска:
Слайд - осина
Учитель: Особое значение мистике дерева придавали кельтские жрецы – друиды. Считалось, что каждому человеку соответствовал определенный вид дерева. Осина - в народных представлениях «проклятое дерево». Крест, на котором распяли Христа, был сделан из осины, гвозди, которыми он был прибит, и спицы, которые ему загоняли под ногти.
Согласно другим рассказам осина была наказана за то,что дрожанием своих ветвей выдала Богородицу,прятавшуюся под ней с Христом,во время бегства в Египет.У славян существовало поверие,что Иуда повесился на осине.
Использовалась в знахарстве. На осину переносили болезни.
Не использовали в строительстве.Не топили осиной печь.Не вносили осиновых веток, считалось : в местах, где водятся осины, живут черти.
- Кто из персонажей русской литературы считал осину своим талисманом?
Как это связано с образом Базарова?
Слайд - отрывок из романа «Отцы и дети» (21 глава)
- Почему талисман перестал действовать?
Слайд с изображением дуба.
Текст на доске (2 том, 3 часть, 1 глава)
Анализ эпизода с дубом
- Почему Л.Н.Толстой именно с помощью дуба объясняет и характер Андрея, и его душевное состояние (На Руси дуб считался священным деревом, связанным с мужской силой и энергией. Не зря мужчин сравнивали с дубом, ведь это дерево любит энергичных, честолюбивых людей и не выносит пессимистов. Его мужская энергия – сильная, жесткая, властная и горячая).
- Какую основную черту характера князя Андрея, используя параллелизм, хочет подчеркнуть Толстой
Далее появляется картинка крыжовника, и учащиеся должны объяснить, что символизирует это растение в рассказе А.П.Чехова.
Слайд - отрывок из рассказа.
- О чем напоминает читателю А.П.Чехов
(По дороге к своей мечте нельзя «растереть» все человеческое внутри себя, а наслаждаясь достигнутым, – не забывать и о тех, у кого нет жизненных радостей)
Слайд – вишневый сад
Какую роль играет в пьесе Чехова вишневый сад, почему
(Главный персонаж)
Письменная работа
Используя любой образ-символ,кратко ответьте на вопрос:какую роль играет он в замысле писателя?
Обобщение
Несколько учеников читают свои выводы.
Литература:
1)Н.В.Гоголь «Мертвые души»(глава 2)
2)Роман И.А. Гончарова (2 часть,6 глава)
3)Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и Мир»(том 2,3 часть,1 глава)
4)Рассказ А.П.Чехова «Крыжовник»
5)Комедия А.П.Чехова «Вишневый Сад»