Научная статья

Афанасьева Алла Ивановна

Роль картин природы в раскрытии авторского замысла

Урок  литературы – начало нравственного становления.

Ни для кого не секрет, что чтение в современном обществе должно занимать значительное место. Книга - источник знания о мире и о себе.

Какие же знания должны получать учащиеся на уроках литературы?

 Писатели и поэты, драматурги и романисты обращались в книгах к человеческим умам и сердцам. Каждый автор своей книги представляет концепцию мира.

Очень часто учащиеся современной школы  не видят разницы между своим мнением и позицией автора.

Как научить школьников различать свое мнение и мнение автора? Находить самое дорогое для писателя, услышать его заветы? Возникает проблема грамотного восприятия литературного произведения.

     Все едино, все взаимосвязано - это и есть Вселенная. Мир многообразен, интересен. Вокруг много мелочей, которые мы порой не замечаем. На уроках литературы дети думают, спорят, мечтают. Литература – это искусство, а искусство призвано пробуждать чувство.

     Литература как искусство построена на диалоге, в основе которого разные точки зрения.

На уроках ученики  поделятся своими выводами и исследованиями по поводу  прочтения таких произведений, как «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Обломов» И. А. Гончарова, «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Война и мир» Л. Н. Толстого, «Крыжовник» и «Вишневый сад» А. П. Чехова.

2)Слайд - изображение ветки сирени.

 - С каким произведением и персонажем ассоциируется у вас ветка сирени?

Учащиеся вспоминают помещика Манилова из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», Ольгу Ильинскую и Илью Ильича Обломова (роман И. А. Гончарова «Обломов»), Николая Петровича Кирсанова (роман И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

- Используя данные тексты, ответьте на вопрос:  какова роль образа сирени в этих произведениях?

1) В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Это был неотъемлемый элемент русских имений.

2) На Востоке цветы сирени считаются символом расставания влюбленных.

3) Молодой Пан – бог лесов и лугов - повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари, и так залюбовался её нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая её успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень (Древняя легенда)

3) Вспомним эпизод.Анализ эпизода из романа «Обломов»

Работа в тетради.

- Вспомните, какими эпитетами наделил И. А. Гончаров сирень.

Слева напишите                                                                                         Справа

…                                                                                                      запах приторный (Обломов)

                                                                                                          хорошо пахнут (Ольга)

А теперь проверьте себя.

 

Слайд - текст И. А. Гончарова

Справа выпишите эпитеты из текста (Часть 2, глава 4)

- Почему Обломов не любит цветов?

Какую роль играет ветка сирени в истории любви Ольги Ильинской и Обломова?

Вывод: сирень – сквозная художественная деталь, которая встречается не однажды и символизирует угасшую любовь

            Доска:

Слайд - осина

Учитель: Особое значение мистике дерева придавали кельтские жрецы – друиды. Считалось, что каждому человеку соответствовал определенный вид дерева. Осина -  в народных представлениях «проклятое дерево». Крест, на котором распяли Христа, был сделан из осины, гвозди, которыми он был прибит, и спицы, которые ему загоняли под ногти. 

  Согласно другим рассказам осина была наказана за то,что дрожанием своих ветвей выдала Богородицу,прятавшуюся под ней с Христом,во время бегства в Египет.У славян существовало поверие,что Иуда повесился на осине.

     Использовалась в знахарстве. На осину переносили болезни.

Не использовали в строительстве.Не топили осиной печь.Не вносили осиновых веток, считалось : в  местах, где водятся осины, живут черти.

- Кто из персонажей русской литературы считал осину своим талисманом?

Как это связано с образом Базарова?

Слайд -  отрывок из романа «Отцы и дети» (21 глава)

- Почему талисман перестал действовать?

Слайд с изображением дуба.

Текст на доске (2 том, 3 часть, 1 глава)

Анализ эпизода с дубом

- Почему Л.Н.Толстой именно с помощью дуба объясняет и характер Андрея, и его душевное состояние (На Руси дуб считался священным деревом, связанным с мужской силой и энергией. Не зря мужчин сравнивали с дубом, ведь это дерево любит энергичных, честолюбивых людей и не выносит пессимистов. Его мужская энергия – сильная, жесткая, властная и горячая).

- Какую основную черту характера князя Андрея, используя параллелизм, хочет подчеркнуть Толстой

     Далее появляется картинка крыжовника, и учащиеся должны объяснить, что символизирует это растение в рассказе А.П.Чехова.

      Слайд - отрывок из рассказа.

- О чем напоминает читателю А.П.Чехов

(По дороге к своей мечте нельзя «растереть» все человеческое внутри себя, а наслаждаясь достигнутым, – не забывать и о тех, у кого нет жизненных радостей)

          Слайд – вишневый сад

Какую роль играет в пьесе Чехова вишневый сад, почему

(Главный персонаж)

 

Письменная работа

Используя любой образ-символ,кратко ответьте на вопрос:какую роль играет он в замысле писателя?

Обобщение

Несколько учеников читают свои выводы.

 

Литература:

1)Н.В.Гоголь «Мертвые души»(глава 2)

2)Роман И.А. Гончарова (2 часть,6 глава)

3)Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и Мир»(том 2,3 часть,1 глава)

4)Рассказ А.П.Чехова  «Крыжовник»

5)Комедия А.П.Чехова «Вишневый Сад»