«Метод проектов»

Михалдыкина Надежда Анатольевна

 

 

 

Учение вообще есть "совместное исследование, проводимое учителем и учеником"

С. Л. Рубинштейн

Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их     индивидуальное усилие. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Особенно четкие концепции о роли самостоятельности в приобретении знаний имеются в трудах К. Д. Ушинского, Н. Г. Чернышевского, Д. И. Писарева и др. Эта проблема является актуальной и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.

В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. Этот социальный запрос нашел отражение в Законе РФ "Об образовании", законодательно утвердившем цели образования как "ориентацию на обеспечение самоопределения личности, на создание условий для ее самореализации".

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

       В современной практике преподавания математики эффективно применяется ряд личностно-ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика. К таким технологиям относится проектная технология (метод проектов). Она нацеливает на эмансипацию обучаемого, устранение его зависимости от преподавателя путем самоорганизации и самообучения в процессе создания конкретного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни.

        Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также

 

 

 

формировать и далее развивать мотивацию обучения. Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках математики, так и во внеклассной работе с учащимися.

        Проектный метод является общей формой, в которой реализуется искусство планирования, изобретения, созидания, исполнения и оформления. Данный метод можно рассматривать как «способ взаимодействия педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей»

        Проект – это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и т.д.

Цели проведения метода проектов:

1. Реализация творческого потенциала учащегося как субъекта самостоятельной учебной деятельности.

2. Актуализация личностно значимых мотивов учебной деятельности.

3. Интеграция межпредметных знаний.

4. Включение процесса освоения предмета в реальную информационно-образовательную, проектно-исследовательскую и социально-культурную деятельность.

5. Создание условий для формирования учебной компетенции учащихся в области изучения и его развития как языковой личности.

Функции метода проектов:

1. Стимулирует детскую самостоятельность и обогащает ребенка жизненным опытом;

2. Учитывает детские потребности, интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей;

 

 

 

3. Выводит процесс обучения из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

4. Обеспечивает личностный рост ребенка, позволяет фиксировать этот рост (в графиках, таблицах, анкетах и др.) и вести ученика по ступеням роста – от проекта к проекту.

Задачи, решаемые в ходе выполнения проекта, можно разделить на четыре группы: коммуникативные задачи, образовательные задачи, развивающие задачи.

Данную технологию можно назвать одной из самых интересных и активно развивающихся среди включаемых в процесс обучения математики. Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Для этого учитель должен:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;

 

 

 

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
  • направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
  • уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики
    выбранных проектов.

При использовании проектной технологии каждый ученик:

   •   учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых      познавательных и практических задач;

  • приобретает коммуникативные навыки и умения;
  • овладевает практическими умениями исследовательской работы:собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и
    заключения.

Новизна метода состоит в том, что обучающийся, уже начиная с первого урока, имеет возможность сам контролировать содержание обучения.

 

 

 

Постановка же учителем или детьми таких проблем, которые для своего решения требуют знания различных дисциплин, реализует принцип интегративности обучения, способствует преодолению изолированности школы от общественной жизни, выходу за рамки школьной программы.

Типы проектов.

  • Исследовательские проекты.
  • Творческие проекты.
  • Ролево-игровые проекты.
  • Информационные проекты.

Основные требования к использованию метода проектов.

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, выдвижение гипотезы, обсуждение методов, подведение итогов.

Этапы разработки проекта и его проведения

1. Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2.Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы, обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3.Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах; возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

 

 

 

 

4.Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5.Защита проектов, гипотез решения проблемы каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

6.Выявление новых проблем.

Критерии оценки проекта.

1) оценка собственно проекта;

2) оценка качества текста;

3) оценка качества презентации;

4) оценка вклада в работу над проектом каждого участника;

5) оценка умения взаимодействовать в группе.

Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким-либо образом (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад).

Содержание любого метода раскрывается через его принципы. Выделим ряд принципов метода проектов применительно к обучению математики. К важнейшим из них можно отнести:

 1. связь идеи проекта с реальной жизнью;

2. интерес к выполнению проекта со стороны всех его участников;

3. ведущая роль консультативно-координирующей функции преподавателя;

4. самоорганизация и ответственность участников проекта;

5. нацеленность на создание конкретного продукта;

 6. монопредметный и межпредметный характер проектов;

7. временная и структурная завершенность проекта.

 

 

 

Организация работы над проектом.

Возможность активизации познавательной деятельности заложена в самом методе проектов. Метод проектов – это дидактическое средство, которое создает предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности и тягу к новому. Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

2. Организация участников проекта.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

Реализация проектного и исследовательского методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется и психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.