УЧИТЕЛЮ!

Ирина Григорьевна Шуруба

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА

«____»___________200__г.                                       «____» час. «_____»мин.

Учитель_________________________________________________________________________________

Предмет_____________________________________ Класс______________________________________

Цель посещения__________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Тема урока______________________________________________________________________________

Цели урока: образовательные_______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________

                     воспитательные________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

                     развивающие__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Оборудование урока: средства обучения______________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

наглядные пособия, ТСО__________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

как подготовлена классная доска к уроку_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Тип урока_______________________________________________________________________________

Вид урока_______________________________________________________________________________

Структура урока_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Взаимосвязь частей урока, их место в достижении целей, оптимальность временного соотношения частей урока________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Рациональность организации труда учителя и учащихся________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Соответствие содержания урока требованиям программы_______________________________________

________________________________________________________________________________________

Механизм подведения учащихся к восприятию новых знаний, выделения главной идеи нового материала, формирования новых понятий___________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Уровень изложения нового материала: а) научность____________________________________________

________________________________________________________________________________________

б) логичность____________________________________________________________________________

в) систематичность_______________________________________________________________________

г) доступность___________________________________________________________________________

Актуализация опорных знаний______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Организация самостоятельной работы учащихся, виды самостоятельных работ, степень их сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса, инструктаж и помощь учителя______________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Характер тренировочных упражнений_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Степень усвоения нового материала_________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Связь нового материала с ранее изученным, организация повторения (формы, приемы, объем)

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Межпредметные и внутрипредметные связи_________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Обоснованность и правильность отбора форм, методов, приемов и средств обучения, их соответствие содержанию учебного материала, поставленным целям и задачам урока, учебным возможностям данного класса________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Информативная ценность урока_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Формирование у учащихся мотивации учебной деятельности____________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Культура общения учителя с учащимися______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Объективность оценки деятельности учащихся________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Домашнее задание_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Итог урока_______________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Выводы и рекомендации:___________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Проверяющий_____________________________________________

АНАЛИЗ  РАБОТЫ С КЛАССНЫМ ЖУРНАЛОМ

Дата проверки «_______»____________________200___г.

Цель ___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

Класс ___________________________________________________________________________________

ФИО классного руководителя_______________________________________________________________

  1. Выполнение программы:

Теоретическая часть:

а) количество часов по программе___________________________________________________________

б) дано фактически________________________________________________________________________

в) расхождение в часах, причины, корректировка_______________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

Практическая часть:

а) экскурсий по программе________   проведено фактически_____________________________________

б) лабораторных и практических работ по программе_____________ проведено фактически__________

в) творческих работ по развитию речи по программе______________ проведено фактически__________

г) уроков внеклассного чтения по программе___________ проведено фактически___________________

д) другие формы обучения (лекции, семинарские занятия, собеседования, практикумы, консультации)_

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Виды письменных работ:

а) домашние, классные, практические, лабораторные, обучающего, творческого и контрольного характера_____________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б) как выставляется оценка за эти работы, своевременность выставления за контрольные работы______

_________________________________________________________________________________________

3. Накопляемость отметок, регулярность проверки знаний и умений_______________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Какие оценки преобладают, соотношение текущих оценок и оценок за контрольные работы____

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Работа с неуспевающими учащимися__________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Текущие и итоговые оценки__________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

7. Дозировка домашних заданий. Дифференцированные задания, индивидуальные задания___________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

8. Посещаемость (отметки о пропусках)_______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

9. Своевременность, правильность и полнота записей в журнале__________________________________

_________________________________________________________________________________________

10. Выводы и рекомендации, сроки повторной проверки_________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

         Проверяющий______________________________________

АНАЛИЗ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИХСЯ

«________»__________________200_____г.

1. ФИО учителя__________________________________________________________________________

2. Предмет_______________________________________________________________________________

3. Класс_________________________________________________________________________________

4. Соответствие количества тетрадей составу класса____________________________________________

_________________________________________________________________________________________

5. Внешний вид тетрадей (их оформление, почерк, опрятность)___________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Виды письменных работ__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Объём домашних и классных работ________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Частота проверок (периодически, выборочно, фронтально)____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Качество проверок (внимательность, аккуратность исправлений, классификация ошибок)__________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Соответствие оценок существующим нормам_______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Индивидуальная работа ученика над собственными ошибками, её результативность______________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Показ учителем образцов письма, работа над каллиграфией (1-4 кл.)___________________________
_________________________________________________________________________________________

13. Слово учителя в тетради_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Выводы и рекомендации_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверяющий_____________________________________

АНАЛИЗ ДЕВНИКОВ

«__________»____________________200___г.

Класс______________________________________

ФИО классного руководителя_______________________________________________________________

1. Правильность и аккуратность, полнота заполнения всех разделов дневника ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Грамотность заполнения__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

3. Объём домашних заданий:

а) нагрузка по каждому предмету____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

б) нагрузка в разные дни недели_____________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________в) нагрузка на каждый день_________________________________________________________________

г) нагрузка на понедельник_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

4. Систематичность выставления отметок ученикам по предметам________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Соответствие оценок в классных журналах и дневниках учащихся______________________________

_________________________________________________________________________________________

6. Корректность записей учителем и классным руководителем замечаний ученику___________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

7. Контроль за дневниками со стороны родителей______________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Выводы и рекомендации__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверяющий__________________________________________



Предварительный просмотр:

Экспертиза уроков различного типа

В соответствии с положением о методическом объединении учителей-предметников, учитель и руководитель методического объединения должны иметь следующие документы и материалы, необходимые для организации экспертно-аналитической деятельности:

  1. Типы и виды уроков.
  2. Критерии анализа личностно ориентированного урока.
  3. Схема анализа воспитательной направленности урока.
  4. Схема анализа урока по системе Л.В.Занкова.
  5. Схема анализа урока по системе Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.
  6. Комплексный анализ урока.
  7. Аспектный анализ урока.
  8. Краткий и полный анализ урока.
  9. Структурно-функциональный анализ.
  10. Карты схемы для самоанализа.

Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи таких компонентов как цели, содержание, формы и методы организации урока. Данный анализ может быть применен при аттестации учителя на любую категорию. Матрица объекта экспертизы представлена в приложении №1.

Структурно-функциональный анализ предполагает включение всех типов анализа (полного, краткого, аспектного и комплексного). Его необходимость обусловлена широким распространением в педагогической практике разнообразных моделей (систем) обучения. В каждой модели или системе выдвигается свое особое видение структуры учебного процесса. Проведение структурно-функционального анализа связывают с выявлением связей – функций- внешних проявлений свойств объекта в любой системе. Матрица объекта экспертизы помещена в приложение №2.

К воспитательным мероприятиям относят: кружковая работа по предмету, проведение предметных недель, туристические слеты, клубные часы, игры и викторины, дебаты и дискуссии, экологические слеты, соревнования и др. При их анализе используют схему анализа воспитательной и мировоззренческой направленности деятельности, а также схему анализа аспекта организации мероприятия и управления коммуникативной деятельностью. (см. приложение №№3,4). Схемы экспертизы уроков в развивающем обучении и организация педагогического мониторинга представлены в приложениях №5, №6 и №7.

Предметные кафедры при аттестации учителя на категорию ориентированы на комплексный анализ, в котором выделены такие компоненты как цели и содержание, методический аспект, взаимодействие и общение, соотнесение цели с конечным результатом. Образовательные области «Технология», физическая культура, иностранные языки и др. имеют определенную специфику, которую разработали для аттестации педагогов.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Протокол комплексного анализа урока

Учитель:____________________________________________

Предмет: __________________Класс _________Школа _____

Критерии

Форма реализации

Оценка

(в баллах)

  1. Цели урока:
  1. Комплексность целей,
  2. Целостность,
  3. Учет уровня подготовленности класса,
  4. Диагностичность,
  5. Форма целеполагания, способ задания целей,
  6. Связь цели учителя и учеников

Max

5 бал

2. Содержание

  1. Соответствие программе
  2. Глубина, научность,
  3. системность,
  4. последовательность и др.
  5. Организация усвоения содержания

(соответствие формы и содержания)

Max

5 бал.

3. Методика проведения урока

  1. методы и приемы организации деятельности
  2. разнообразие, оригинальность приемов и др.;
  3. формы организации деятельности;
  4. мотивация деятельности;

Max

5 бал.

4. Взаимодействие

  1. учебное сотрудничество;
  2. стиль общения;
  3. коммуникативная задача;
  1. управление деятельностью

Max

5 бал.

5. Познавательный и личностный результат

  1. Соответствие цели и конечного результата;
  2. Форма фиксации;
  3. Степень и объективность его осознания учениками;
  4. Выводы и форма коррекции результата

Max

10 бал.

Экспертное заключение:

1.    15-20 баллов – вторая категория.

  1. 21-25 баллов – первая категория.
  2. 26- 30 баллов – высшая категория

Карта структурно-функционального анализа урока. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Функция

учителя

         Ур. отраб.

Диагн. пар-тр

1

2

3

4

5

1. Проектировочная

1. Комплексность

постановки целей.

2. Диагностичная постановка целей.

1. Затруднения

в постановке целей.

2. Неправильная

постановка целей

1. Отсутствие комплексности постановки целей.

2.Недиагностичная постановка целей

1. Цели заданы в комплексе.

2. Попытка диагностичного задания 1-2 целей.

1. Цели заданы в комплексе.

2. Цели заданы диагностично.

При комплексном и диагностичном задании целей учитывается их связь с формулировкой УЗ.

2. Образовательная

Глубина, научность, системность владения учебным материалом.

Знания на эмпирическом уровне, эмпирическое обобщение.

Знания на эмпирическом уровне, простейшие абстракции.

Теоретический уровень знаний, абстракции более высокого уровня.

Теоретический уровень знаний, элементы системности.

Системность знаний.

3. Информационная

Способы получения знаний

В готовом виде.

В готовом виде.

Получение части знаний в ходе разрешения проблемных ситуаций.

Получение части знаний в ходе проведения учебных исследований.

Самостоятельное получение знаний в ходе УД.

4. Развивающая

Способы получения способов действий.

Способы действий не выделены.

Выделение в содержании отдельных способов действий.

Способы действий задаются учащимся в готовом виде.

Способы действий по применению знаний открываются учащимися самостоятельно.

Способы действий по созданию знаний открываются учащимися самостоятельно.

5. Воспитательная

“Генерация смыслов”

Отсутствует работа над мотивацией.

Осуществляется “работа на ситуативный интерес”

Систематическая работа над развитием интереса к предмету.

Систематическая работа над социальной мотивацией познавательной деятельности.

Сформирован мотивационный аспект УД, учащиеся способны генерировать разные уровни смыслов.

6. Методическая

Выбор форм и методов обучения

1. Традиционный метод.

2. Традиционная структура урока.

3. Фронтальная организация работы.

1, Поиск новых методов обучения.

2. Традиционная форма урока.

3. Фронтальная работа по вариантам.

1. Овладение новыми методами обучения.

2. Традиционная структура урока.

3. фронтальная работа с элементами групповой работы.

1. Овладение новыми методами обучения.

2. Поиск новых форм организации урока.

3. Групповая работа (КСО).

Владение широким арсеналом новых методов, форм и средств обучения. Понимание связи между ними.

1.

2.

3.

4.

5.

7. Организационная

Организация условий для самостоятельной УД учащихся.

Нет условий

Условия не создаются поскольку не понимается смысл проблемы.

 Имеют место попытки “активизировать познавательную деятельность учащихся”

Можно говорить о работе над созданием условий для развертывания УД учащихся.

Умеет создавать условия для развернутой самостоятельной УД учащихся.

8. Управленческая

Скорость реагирования на критические ситуации “ухода от обсуждаемой проблемы”

Беспомощность

Управление “силовыми” методами.

С трудом реализуемое управление ситуацией без привлечения “силовых” методов.

Свободное владение ситуацией на уроке.

Свободное владение ситуацией, умение при необходимости “провоцировать” учащихся (применять “ловушки” и т.п.).

9. Коммуникативная

1. Учебное сотрудничество.

2. Стиль общения учителя с классом.

1. Сотрудничества нет, конфликтные ситуации.

2. Авторитарный.

1. Сотрудничества, так же как и конфликтов, - нет.

2. Авторитарный.

1. Сотрудничество между учителем и учениками.

2. Отход от авторитаризма.

1. Сотрудничество учитель-ученик, ученик-ученик.

2. Демократический.

Сотрудничество учителя и учеников как равных партнеров.

10. Контрольная

Использование контроля как фактора управления УД учащихся.

Контроль навязан учебным планом.

Понимание контроля лишь как средства проверки качества знаний.

Понимание контроля как средства проверки эффективности УВП.

Использование элементов контроля и взаимоконтроля.

Самоконтроль в развитой  форме.

11. Оценочная

Использование оценки и создание условий для осуществления самооценки учащимися своей УД.

Неправильное или примитивное понимание роли оценки.

Оценка как фиксация факта освоенности ЗУНов.

Активное формирование потребности в самооценке.

Элементы самооценки.

Самооценка учащихся и потребность в ней.

12. Аналитическая

Соотнесение результата с целью.

Отсутствие анализа.

Бессистемный (на эмпирическом уровне) анализ и попытки коррекции.

Попытки привести в соответствие Ц-Р посредством корректировки средств.

Попытки привести в соответствие

Ц-                             Р.

Теоретический, комплексный анализ (и коррекция) системы

Ц               С              Р

Экспертное заключение:      1. 24-30 баллов  - соответствует второй категории

2. 31-40 баллов – соответствует первой категории

3. более 40 баллов – соответствует высшей категории

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Карта экспертной оценки личностно-ориентированного потенциала урока

1. СОДЕРЖАНИЕ (5 баллов)

1. соответствие содержания материала по сложности типу класса

5 4 3 2 1

 по сложности материал не соответствует типу класса

2. совпадение формулировки цели урока его содержательной реализации

5 4 3 2 1

Несовпадение формулировки цели урока с его содержательной реализацией

3. оптимальный объем материала для достижения целей урока

5 4 3 2 1

Неоптимальный объем материала для достижения целей урока

2. МЕТОДИКА (15 баллов)

4. хорошая мотивировка учащихся

5 4 3 2 1

Мотивационный этап урока практически не обеспечен

5. широкий спектр заданий развивающего характера

5 4 3 2 1

задания развивающего характера практически отсутствуют

6. отсутствие «двойных психологических» заданий

5 4 3 2 1

задания учителя не учитывают психологических возможностей учащихся выполнять одновременно несколько действий

7. адекватность дидактического материала

5 4 3 2 1

Неадекватность дидактического материала

8. адекватность когнитивной визуализации

5 4 3 2 1

Наглядность урока не учитывает специфики восприятия учащихся

9. хорошо используется самостоятельная работа для инициации творчества

5 4 3 2 1

работы, инициирующие творчество, в учебной деятельности не представлены

10. частое использование эвристических приемов

5 4 3 2 1

работа исключительно по образцам и алгоритмам

11. учитель постоянно отслеживает этапы усвоения учащимися материала

5 4 3 2 1

учитель не отслеживает этапы усвоения учащимися материала

12. учет в объяснении возможных ошибок учащихся

5 4 3 2 1

Возможные ошибки учащихся при объяснении в расчет не принимаются

13. частое использование моментов рефлексивного анализа

5 4 3 2 1

Рефлексия на уроке отсутствует

14. учитель полностью управляет «свертыванием» учебного материала в голове учащихся

5 4 3 2 1

«свертывание» учебного материала в голове учащихся абсолютно не контролируется учителем

15.четкая логика построения урока, обоснованное соотношение частей урока

5 4 3 2 1

логика построения урока расплывчата, соотношение частей урока не продумано

16. оптимальный для данного класса темп урока

5 4 3 2 1

темп урока для данного класса абсолютно не учитывает его особенностей

17. часто используются ситуации диалога, обмена мнениями

5 4 3 2 1

на уроке присутствует диалог типа вопрос – ответ

18. на уроке ведется тонкий и квалифицированный учет индивидуальных особенностей учащихся

5 4 3 2 1

работа строится в расчете на «среднего» ученика

19. постоянно создается ситуация успеха, обеспечивается сохранение самооценки ученика

5 4 3 2 1

дети боятся отвечать, напряжены, скованы из-за боязни получить плохую отметку или получить порицание

УЧАЩИЙСЯ НА УРОКЕ (5 баллов)

20. уровень активности высокий

5 4 3 2 1

Уровень активности низкий

21. наличие вопросов на уточнение понимания материала

5 4 3 2 1

Отсутствие вопросов на уточнение понимания материала

22. адекватность ответов

5 4 3 2 1

Ответы учащихся свидетельствую о плохом усвоении материала

23. развитость самостоятельной речи

5 4 3 2 1

Неразвитость самостоятельной речи

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА (5 баллов)

24.хорошее учебное сотрудничество с учащимися

5 4 3 2 1

Полное отсутствие сотрудничества с учащимися

25. умение слушать и слышать ученика

5 4 3 2 1

Неумение слушать и слышать ученика

26. гибкость учителя, способность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

5 4 3 2 1

Негибкость учителя, неспособность корректировать свои действия не основе оперативной оценки результативности своих действий

Инструкция экспертам: оцените каждый из параметров организации урока по 5-ми бальной шкале, обведя соответствующую цифру на бланке.

Вывод:

1.15-20 баллов – вторая категория.

2.21-25 баллов – первая категория.

3.26-30 баллов – высшая категория

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 А.

Схема личностно-ориентированного анализа урока

Предмет___________________ Класс____________Дата_______________

Учитель

Этап урока

Наименование действий

Оценка результатов

1. Эмоциональное начало урока

  1. Оптимистический и пессимистический настрой учителя и учеников.
  2. Степень откровенности учителя и открытости учеников.
  3. Активность или пассивность преобладают у учеников на уроке.
  4. Концентрация внимания учителя и учеников (через сколько времени после начала урока она наступила).Когда начался урок?

5 бал.

2. Постановка задачи учителем при помощи:

  1. Формулирования основной темы.
  2. Показа практического значения темы
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Использование приемов диалога и др.

5 бал.

3. передача нового знания и его получение:

  1. Формулирование представлений (образ) и понятий (слово). Естественные науки не хватает образа-представления, в гуманитарных науках не хватает слова-понятия.
  2. Описательно или доказательно объяснение учителя (или ход диалога).
  3. Связь изложения с опытом учащихся.
  4. На каких учеников ориентируется учитель (сильные – слабые).
  5. Эмоциональность и непрерывность изложения.
  6. Ограниченное использование наглядных пособий и технических средств.

5 бал.

4. Отработка навыков:

  1. Четкое осознание, какой именно навык отрабатывается в данный момент (учителем и учениками)
  2. Осознание необходимости автоматизации навыков учениками ( в поле предмета, либо в жизненном поле, а лучше и то, и другое).
  3. Последовательность в отработке навыков.
  4. Качественная разноуровневость в отработке навыков в классе.

5 бал.

5. Обобщение и закрепление:

  1. Преодоление в процессе обобщения недостатков изложения и отработки навыков.
  2. Встраивание данного материала в общую картину знания (в данную науку, в другие науки, в общечеловеческое знание).

5 бал

6. Завершение урока

  1. Каковы результаты урока.
  2. Как фиксировались результаты.
  3. Интересность домашнего задания и его связь с предстоящей темой. Разноуровневость домашнего задания.
  4. Процедура выхода из «контакта» с учениками.

5 бал.

Экспертное заключение:

Вывод:

1.15-20 баллов – вторая категория.

2.21-25 баллов – первая категория.

3.26-30 баллов – высшая категория

Приложение 4.

Карта анализа урока в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Критерии

Оценка результатов

Да

Скорее да, чем нет

Скорее нет, чем да

Нет

1. Учитель ориентирован на логику готовности класса, идет «от учеников» (гибкая форма урока)

2. Учитель пробуждает мыслительную деятельность учеников (дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют и др.)

3. Учитель организует коллективный поиск, диалог, полилог (общими вопросами направляет мысль учеников)

4. Учитель поощряет самостоятельные открытия детей, творческие реакции

5. Учитель общается по-деловому, дружески с каждым учеником (уважение к личности ученика)

Экспертное заключение _____________________________________________________________

См. Журнал «Практика» 2001, №3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Протокол экспертизы урока

системы Эльконина-Давыдова

Учитель____________Предмет____________

Эксперт____________

Вид  и цель экспертизы________________________________________________

Этапы учебного занятия

Критерии оценки эффективности учебного занятия

Оценка уровня отработанности результатов

1.Мотивационно-ориентировочный

1.1.Создание ситуации успеха:

  1. наличие данной ситуации;
  2. форма представленности данной ситуации;
  3. средства реализации.

1.2.Создание учебной ситуации:

  1. методические средства создания ситуации;
  2. использование известных знаний и способов деятельности учащихся;
  3. форма организации работы;
  4. позиция ученика (активная или пассивная);
  5. позиция учителя и его роль;
  6. создание ситуации «дефицита»способностей у учащихся;
  1. логика вопросов, заданий и рассуждений.

1.3.Постановка учебной задачи (УЗ):

  1. возникла ли УЗ у учащихся;
  2. форма фиксации УЗ;
  3. способ постановки УЗ.

1.4.Организация коллективно-распределительной деятельности:

  1. способность вести дискуссию на разных уровнях;
  2. умение аргументировать, выдвигать гипотезы, ставить вопросы на понимание;
  3. методика организации работы в малой группе, в паре; индивидуально
  4. соответствие формы коллективно-распределительной. деятельности поставленным целям

10бал.

2.Исполнительский 

2.1.Создание ситуации принятия учебного действия моделирования

  1. способ принятия действия;
  2. виды моделей и обоснованность выбора модели;
  3. связь с предыдущим действием;
  4. форма организации сотрудничества при выполнении данного действия;
  5. уровень понимания учащимися построенной модели;
  6. является ли модель ООД дальнейшей деятельности.

2.2.Создание ситуации принятия учебного действия преобразование модели и отработки открытого способа

  1. средства введения ученика в данную ситуацию;
  2. механизм введения нового понятия и использования открытого способа;
  3. анализ условий конкретно-практических задач;
  4. форма организации решения частных задач;
  5. форма и уровень взаимодействия ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа;
  6. характер позиции учителя и его роль на данном этапе;
  1. уровень частных задач, их «интересность», наличие «ловушек» и приемов «провокаций» для объективации открытого способа

10 бал.

3.Рефлексивно-оценочный

3.1.Создание ситуации принятия учебного действия контроля

  1. выбор способа контроля и его целесообразность;
  2. степень автоматизированности и самостоятельности;
  3. уровень организованности учащихся на выполнение действия;
  4. уровень направленности (что контролируется?);
  5. наличие критериальной базы;
  6. формы и время контроля;
  7. отбор предметного материала для контроля;
  8. понимание учащимися значимости действия для решения учебной задачи;

3.2.Создание ситуации принятия учебного действия оценки

  1. средства и механизм введения данного действия;
  2. наличие потребности у учащихся в оценке своих действий;
  3. наличие самооценки или прибегают к оценке учителя, степень самостоятельности;
  4. учет содержания выполненного действия;
  5. учет позиций ученика и понимание субкультуры класса;
  6. системность и цикличность организации действия оценки;
  7. набор средств и форм для освоения этого действия учащимися

10 бал.

Экспертное заключение_____________________________________________

Варианты:

  1. 15- 20 баллов - вторая категория – учебная задача урока появилась случайно, обучение находилось в «зоне риска».
  2. 21-25 баллов -первая категория – учебная задача урока появилась закономерно.
  3. 26- 30 баллов - высшая категория – учебная задача появилась закономерно, и учитель использовал интересные методические приемы при ее постановке и решении.



Предварительный просмотр:

Схема анализ урока (по Малеву)

 №

Что оценивается

Баллы

Оценка основных личностных качеств учителя на уроке

1.1

Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом

1.2

Уровень педагогического и методического мастерства

1.3

Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и специфическая грамотность

1.4

Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися

1.5

Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения

Оценка основных характеристик учащихся на уроке

2.1

Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности

2.2

Уровень общеучебных и специальных умений и навыков

2.3

Наличие и эффективность коллективных [групповых] форм работы

2.4

Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности

Оценка содержания деятельности учителя и учащихся на уроке

3.1

Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков)

3.2

Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)

3.3

Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации)

3.4

Оптимальность объема предложенного для усвоения материала

Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся на уроке

4.1

Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его темпа, а также чередования и смены видов деятельности

4.2

Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО

4.3

Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы

4.4

Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока

4.5

Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка знаний, умений и навыков

4.6

Степень эстетического воздействия урока на учащихся

4.7

Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащимися на уроке

Оценка цели и результатов проведенного урока

5.1

Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока

5.2

Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно

5.3

Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились)

5.4

Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой степени)

5.5

Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)

ИТОГ

 Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). За каждый раздел ставятся баллы от 0 до 4. Считается сумма всех баллов. Определены следующие критерии оценок: если при оценке получено 85% (или баллов) и выше – то проведенное занятие оценивается на “отлично”, 65-84% - на “хорошо”, 45-64% - на “удовлетворительно”.

Данная методика была взята из книги В. П. Симонова “Педагогический менеджмент”.



Предварительный просмотр:

В теории и практике обучения ведущее значение отводится следующим типологиям уроков:

- по основной дидактической цели;

- по основному способу их проведения;

- по основным этапам учебного процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

  1. урок ознакомления с новым материалом;
  2. урок закрепления изученного;
  3. урок применения знаний и умений;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;
  6. комбинированный урок.

Типологией по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

  1. в форме беседы;
  2. лекции;
  3. экскурсии;
  4. киноуроки;
  5. самостоятельная работа учащихся;
  6. лабораторные и практические работы;
  7. сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы учебного процесса, то выделяют уроки:

  1. вводные;
  2. первичного ознакомления материалом;
  3. образования понятий, установления законов и правил;
  4. применения полученных правил на практике;
  5. повторения и обобщения;
  6. контрольные;
  7. смешанные или комбинированные.

СТРОЕНИЕ УРОКОВ ОСНОВНЫХ ТИПОВ

Реализация идеи использования совокупности уроков, включающих наиболее характерные структурные элементы остальных уроков, позволила выявить и подтвердить целесообразность выделения следующих 19 их типов:

  1. урок ознакомления с новым материалом;
  2. урок закрепления изученного;
  3. урок применения знаний и умений;
  4. урок обобщения и систематизации знаний;
  5. урок проверки и коррекции знаний и умений;
  6. комбинированный урок;
  7. урок-лекция;
  8. урок-семинар;
  9. урок-зачёт;
  10. урок-практикум;
  11. урок-экскурсия;
  12. урок-дискуссия;
  13. урок-консультация;
  14. интегрированный урок;
  15. театрализованный урок;
  16. урок-соревнование;
  17. урок с дидактической игрой;
  18. урок - деловая игра;
  19. урок - ролевая игра.

Эти уроки называем уроками основных типов. Следует отметить, что проявление данной системы уроков вовсе не связано с созданием еще одной их типологии, а обусловлено необходимостью решения проблем, поставленных непосредственно самими учителями. Они свободны в поиске и выявлении такой совокупности уроков, знание особенностей строения которых позволяло бы ориентироваться в многообразии конструируемых ныне в практике обучения уроков и помогало в их творческой разработке. Именно в этом и кроется основное назначение системы уроков основных типов

Структурный анализ является основой для всех анализов. Он определяет логическую последовательность и взаимосвязь структурных элементов урока и выделяет дополнительные этапы урока. Структурный анализ ( поэтапный ) _ это выделение и оценка доминирующих структур урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся.

Примерная схема структурного анализа урока :

  1. 1. Тема, цели урока.
  2. 2. Тип и структура урока.
  3. 3. Содержание урока и методика повторения учебного материала
  4. 4. Работа над новым учебным материалом.
  5. 5. Методы обучения.
  6. 6. Усвоение нового материала.
  7. 7. Задание на дом.
  8. 8. Виды деятельности учителя и учеников.
  9. 9. Результаты урока.

Аспектный анализ урока осуществляется на основе структурного. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока, например: цели урока; структуре и организации урока; содержанию урока; деятельности учителя на уроке; деятельности учащихся на уроке; домашнему заданию; санитарно-гигиеническим условиям урока; психологическим аспектам урока. Аспектный анализ – это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.

Примерные цели и программы аспектных анализов уроков таковы:

  1. 1. Планирование учителем образовательных, воспитательных и развивающих задач урока.
  2. 2. Организация учителем повторения пройденного материала.
  3. 3. Оптимальность типа и структуры урока.
  4. 4. Соблюдение требований к содержанию уроков.
  5. 5. Выбор методов, приемов и средств обучения.
  6. 6. Характер взаимоотношений учителя и учащихся.
  7. 7. Подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
  8. 8. Организация закрепления изученного учебного материала.
  9. 9. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся.
  10. 10. Организация познавательной деятельности учащихся.

Комплексный или полный анализ урока – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и выводы учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока. Комплексный анализ может быть осуществлен одновременно несколькими экспертами и является суммой обобщенных выводов по всем аспектам урока.

Примерная схема комплексного анализа урока может быть такова:

  1. 1.Цели, задачи урока.
  2. 2. Готовность учителя и учащихся к уроку.
  3. 3. Организационная структура урока.
  4. 4. Содержание урока.
  5. 5. Методическое обеспечение урока.
  6. 6. Поведение и деятельность учащихся на уроке.
  7. 7. Характеристика деловых качеств учителя.
  8. 8. Общие результаты урока.



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ УРОКА

Предмет _________________________   Класс ___________  Дата___________________

ФИО учителя_______________________________________________________________

                                                                                             

                                                                                                Схема работы с классом

Всего учащихся на уроке______                  

1 ряд

2 ряд

3 ряд

 4 ряд

Присутствовало учащихся_____

Опрошено за урок ____________

Выставлено: «5» - _____

                       «4» - _____

                       «3» - _____

                       «2» - _____

Цель посещения урока: __________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Тема урока: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Цели урока: ________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Ход урока


Время

Замечания по ходу урока


положительные


отрицательные

1

2

3

4

Эффективность урока ________________________________________________________________

Выводы и предложения_______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись учителя         _____________________________________/________________________/



Предварительный просмотр:

Способ опроса

Индивидуальный опрос – самый простой способ опроса. Преподаватель ставит перед классом вопрос, несколько секунд выжидает, чтобы все учащиеся хотя бы некоторое время подумали, затем вызывает кого- либо из намеченных учащихся. Учащийся ответил, преподаватель обращается к классу с предложением дополнить или исправить ошибки, допущенные при ответе, делает нужные замечания по ответу и выставляет оценку. Затем ставится новый вопрос и повторяется то же, что и при первом вызове. Преподаватель успевает спросить таким образом от 2 до 4 человек. Ответ учащегося с дополнением и рецензией, в зависимости от вопроса, занимает обычно от 5 до 10 минут.

 Индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ. Весь класс и преподаватель слушают одного человека. Ответ устный, полный, самостоятельный. Оценка ответа, обычно безошибочная, ставится за все качества ответа: за знание фактического материала, за логическую стройность изложения, выразительность и точность языка. Индивидуальный опрос – основной способ опроса, и каждый учащийся должен через него проходить возможно чаще.

 Но индивидуальный опрос имеет недостатки. Отвечает один ученик, трудно держать в напряжении весь класс, при индивидуальном опросе возможно опросит. лишь небольшое количество учащихся. Если удовлетвориться только этим методом опроса, то получится что в течение месяца при составе учащихся в 25 чело век возможно спросить каждого ученика только по од ному разу, даже если он получит отрицательную оценку. При помощи индивидуального опроса невозможно проверить навыки учащихся в составлении планов ~ тезисов, решении задач, выполнении практических работ.

 Самое трудное при проведении индивидуального опроса – привлечь к работе всех учащихся. Для этого существует несколько приемов:

• ставится вопрос и предлагается всем учащимся составить план ответа или решить задачу, выполнить упражнение. Затем вызывается учащийся, остальные следят по плану и после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют;

• преподаватель задает вопрос, предлагает подумать, затем вызывает одного отвечать, а другим дает задание фиксировать в своей тетради пробелы, неточности.

 При этом в отдельных случаях разрешается использовать учебник. Учащиеся обязаны слушать и быть готовыми продолжить ответ, развить какую-то мысль привести пример, решить задачу и т.д.

Фронтальный опрос – как и всякий опрос – это контрольное спрашивание на уроке, проверка степени и основательности усвоения учебного материала, который уже объяснялся. Оценка выставляется за всякий ответ, незнание материала – уже пробел в знаниях, который нужно заполнять. Организация опроса должна быть исключительно четкой. Вопросы продуманы до мелочей, точно установлена их последовательность. Преподаватель обязан чутко реагировать на любое отступление от темы и не медленно поправлять.

Фронтальный опрос имеет ряд положительных качеств:

• позволяет охватить проверкой многих учащихся;

• вырабатывает способность к краткому, но точному ответу;

• обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию; • отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения;

• вовлекает в работу класса, держит в напряжен- ном внимании всех учеников. Но имеются и существенные недостатки фронтального опроса:

• ответы слишком кратки, не приучают к развернутым ответам, труднейшему виду ответа;

• не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а такие переходы крайне важны при изложении сложного материала;

 • не позволяет вскрыть всей глубины знаний учащихся;

• недостаточно развивает логическую и языковую культуру учащихся.

Из всего этого следует, что фронтальная проверка годится как один из методов опроса, но нельзя его превращать в универсальный способ проверки знаний с последующим выставлением поурочного балла. Некритическое отношение к так называемому «поурочному баллу» привело к тому, что многие ученики разучились говорить, давать полный ответ на вопрос. Все это может привести к поверхностному усвоению программного материала и образованию существенных пробелов в знаниях учащихся.

Комбинированный опрос. В чем его сущность? Вызываются одновременно 3-4 ученика. Один отвечает устно, как при индивидуальном опросе или фронтальном, остальные письменно на доске или за партой на отдельном листочке (или используется перфокарта). 

После устных ответов учащихся преподаватель проверяет письменные ответы, задает по 1 – 2 небольших вопроса и ставит оценки. Учитель после проверки может спросить устно в порядке фронтального опроса еще 1 – 2 учеников.

Комбинированный опрос позволяет в течение 20 – 25 минут, обычно проводимых для опроса, спросить в среднем от 5 до 10 человек, он дает возможность проверить и выработать умение составлять планы и тезисы, решать задачи, проводить опыты. Комбинированный опрос дает возможность за сравнительно небольшое время проверить знания учеников по большому разделу программы.

Но имеются и существенные недостатки, значительно снижающие значение комбинированного опроса.

Сразу вызывается несколько учащихся, остальные успокаиваются внутренне, выключаются из работы.

Преподавателю приходится одновременно вести наблюдение и за классом, и за вызванными учениками, и следить за устным ответом. Это дается далеко не всем преподавателям.

Наконец, не всегда гладко даются ответы. Приходится направлять, уточнять. Если при индивидуальном опросе такая трата времени не приводит к срыву объяснения (просто вызывается на одного человека меньше), то при комбинированном опросе, когда учащиеся уже написали ответы, избежать разбора нельзя, а это иногда намного затягивает опрос. Вот несколько примеров из практики.

Четырех учеников посадили за отдельные парты. 1-й ученик получил карточку с заданием; 2, 3, 4-й – получили художественные открытки, им дано задание – дать описание того, что изображено на открытках; 5-й ученик работает у доски; 6-й – вызван к доске. Он рассказывает, как работал дома, как понял материал.

Опрос по химии. Учитель назвал фамилии учеников, посадил за отдельные столы. Названы и посажены б учеников. Им даны карточки с заданиями. 2-х учеников вызвал к доске, им дал отдельные задания, остальным учащимся продиктовал задачу и внимательно следил, чтобы все работали самостоятельно, чтобы никто ни у кого не списывал. Через несколько минут проверил решение задачи. Пока ученики решали задачу самостоятельно, учитель подошел к работающим у доски и указал на ошибки. Затем проверил выполнение задания у остальных.

Письменные контрольные работы. Основным видом опроса является устный опрос. Преподаватель не имеет права подменять устный опрос письменным, не имеет права вообще выставлять оценку за четверть только по письменным работам. Никакой письменный ответ не сможет заменить устного. Но это обстоятельство вовсе не исключает письменную контрольную работу как один из способов опроса. Устный опрос при всем желании не может выполнить всех задач опроса: при помощи устного опроса невозможно осуществить непрерывный контроль за всеми учащимися. А без такого контроля работоспособность учащихся резко понизится. Письменные контрольные работы – одно из средств опроса и проводятся с тремя целями:

• проверка знания всех учащихся класса по данной теме;

• стимулирование непрерывной систематической работы учащихся;

• развитие способностей в письменном виде сжато, излагать материал. Многие передовые учителя очень часто проводят письменные работы, что позволяет непрерывно следить за процессом усвоения знаний теоретического курса и навыков в применении полученных знаний на практике.



Предварительный просмотр:

Примерная схема полного анализа урока

(Ерофеева Н.Ю.)

I.   Анализ цели урока.

  1. Правильность и обоснованность цели урока с учетом:

а) программных требований;

б) содержания материала;

в) необходимого уровня знаний и умений учащихся;

г) места урока в системе уроков по данной теме;

д) подготовленности класса;

е) возможности самого учителя;

ж) прогнозов на конечный результат обучения.

  1. Формы и методы доведения цели до учащихся. Целесообразность этих форм и методов.
  2. Степень достижения поставленной цели.

2.  Анализ структуры и орг структуры и орг

Соответствие структуры урока его цели и типу.

  1. Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока.
  2. Целесообразность распределения времени по этапам урока.
  3. Рациональность использования оборудования кабинета.
  4. Научная организация труда учителя и учащихся.
  5. Организация начала и конца урока.
  6. Оптимальный темп ведения урока.
  7. Наличие плана и степень его выполнения.

3. Анализ содержания урока.

1.  Соответствие содержания урока требованиям стандарта.

  1. Логичность изложения.
  2. Доступность изложения (соответствует ли уровень изложения материала учителем уровню понимания содержания учениками).
  3. Научность изложения (соответствует ли уровень сложности изложения материала учителем уровню сложности изложения в учебнике).
  4. Выделение ведущих идей по данной теме.
  5. Связь содержания урока с жизнью, профессиональная направленность материала.
  6. Связь содержания урока с потребностями и интересами ученика.
  7. Формирование самостоятельного мышления,  активной учебной деятельности, познавательных интересов учащихся средствами самого материала урока.

4. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

  1. Правильность отбора методов, приемов и средств обучения с учетом:

а) темы урока;

б) цели урока;

в) возможностей класса;

г) возможностей самого учителя;

д) учебно-материальной базы.

  1. Разнообразие методов и приемов, применяемых на уроке.
  2. Формирование у учащихся новых понятий (как учитель определил новые понятия для данной темы и как определил, являются ли данные понятия для учащихся действительно новыми).
  3. Актуализация опорных знаний (как учитель работает с разнообразными точками зрения по теме урока).
  4. Качественное освоение нового материала (как определяется учителем качество освоения).
  5. Использование средств обучения (наглядных пособий, ТСО, личностных особенностей учащихся).
  6. Организация учителем самостоятельной работы учащихся (характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, индивидуальный подход к заданиям, инструктаж и пр.).
  7. Педагогическая техника учителя: темп речи, дикция, эмоциональность изложения, точность использования специальной терминологии, умения в межличностном общении, приемы влияния на учащихся.

5. Анализ работы учащихся на уроке.

  1. Активность и работоспособность учащихся на разных этапах урока.
  2. Интерес к теме или к уроку.
  3. Владеют ли учащиеся рациональными приемами работы (НОТ на уроке). Культура труда на уроке.
  4. Выполнение учащимися единых требований (есть ли требована учителя к учащимся при изучении предмета, в чем они выражаются, являются ли данные требования едиными для всех предметников вашей школы).
  5. Наличие навыков самоконтроля.
  6. Качество знаний, умений учащихся (глубина, осознанность знаний,
    умение вычленить главное, применять знания и умения в различных ситуациях).
  7. Умение самостоятельно приобретать знания, самостоятельность

            суждений.

      8.   Культура межличностных отношений. Реакция на оценку учителя.

6.  Анализ домашнего задания.

  1. Методы и приемы проверки домашнего задания.
  2. Мотивировка домашнего задания на данном уроке, его цели и осознание этих целей учащимися. 3.Объем домашнего задания (чем определяется).
  3. Характер домашнего задания (тренировочный, творческий, закрепляющий, развивающий, дифференцированный).
  4. Посильность домашнего задания для всех учащихся.
  5. Подготовленность домашнего задания всем ходом урока.
  6. Методика задания на дом, инструктаж.
  7. Предполагаемая отдача от заданного на дом (ставит ли учитель перед собой вопрос: «Зачем я задаю учащимся это домашнее задание?».

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

  1. Классная доска (форма, цвет, чистота, пригодность для работы мелом, для закрепления наглядности).
  2. Соответствие мебели возрасту учащихся.
  3. Уровень освещенности, чистота помещения.
  4. Размещение учащихся в учебной аудитории с учетом их особенностей здоровья.
  5. Приемы и методы работы над осанкой учащихся.
  6. Режим проветривания, проведения физкультминуток, фрагментов релаксации, элементов аутотренинга).
  7. Применение наглядности, соответствующей нормам (величина букв, их цвет, четкость написания).
  8. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на соответствующих уроках.

8.Психологический анализ урока (проводится со школьным психологом либо при наличии соответствующего образования).

  1. Психологическое состояние учащихся перед началом урока и в ходе его (готовность к уроку, собранность, настроение и его причины, эмоциональный отклик на происходящее на занятии).
  2. Развитие внимания, устойчивость внимания на разных этапах урока, приемы привлечения внимания и поддержания его устойчивости, случаи отвлечения внимания и его причины, соотношение произвольного и непроизвольного внимания.
  3. Развитие и тренировка памяти учащихся; как организация урок; способствовала развитию всех видов памяти (механически смысловой, произвольной, непроизвольной, кратко-зрительной организация основных процессов памяти - восприятия, запоминания, сохранения и воспроизведения.
  4. Развитие мышления учащихся: создание проблемных ситуаций, использование заданий, формирующих параметры мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизации систематизация, абстрагирование; создание условий для развита творческого мышления.
  5. Развитие воображения учащихся через образную подачу материал;
  6. Приемы организации осмысленного восприятия материала школьниками.
  7. Привлечение эмоций учащихся в процессе обучения
  8. Способствовал ли урок общему развитию личности школьника детского коллектива в целом.
  9. Знание учителем возрастной психологии, психологический контакт с классом; педагогический такт учителя.



Предварительный просмотр:

Лист наблюдения урока

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока ______________________________________________________________

 

Требования к деятельности

учителя

 

Требования к работе учащихся

 

1.Начало урока

 

1.Внимание уч-ся на различных этапах урока:

 

2.Повторение и проверка знаний

 

а/ в начале

 

3.Теоретический уровень изложения:

 

б/ в середине

 

а/ научность

 

в/ в конце

 

б/ логичность

 

2. Активность уч-ся при опросе:

 

в/ систематичность

 

а/ при изучении

 

г/ последовательность

 

б/ при закреплении

 

д/ доступность

 

3.Интерес к теме

 

4.Раскрытие темы

 

4.Прочность:

 а/ знаний

 

5.Отбор материала

 

б/ умений

 

6.Организация внимания

 

в/ навыков

 

7.Воспитательная сторона урока

 

5.Самостоятельность суждений

 

8.Исппользование ТСО, наглядности,

дидакт. материала

 

6.Отношение к учителю

 

9.Индивидуальный подход

 

7.Культура труда

 

10.Эмоциональность рассказа

 

8. Речь

 

11.Педагогический такт

 

9. Вопросы к учителю

 

12.Речь

 

10.Самоконтроль

 

13.Расчет времени

 

11.Дисциплина:

 

14.Организация самостоятельной работы

 

а/ готовность к уроку

 

а/ содержание

 

б/ во время урока

 

б/ методика

 

в/ во время самостоятельной работы

 

15.Объективность

 

г/ во время объяснения

 

16. Домашнее задание

 

д/ во время дачи д/з

 

17.Предложения и советы

 

е/ реакция на звонок

 

 

 

 

 

18.Мнение учителя, проводившего урок

 

 

 

Гость урока:                              ( _____________________)



Предварительный просмотр:

Формы анализа и самоанализа урока

1 - краткий (оценочный) анализ 

2 - структурный (поэтапный)

3 - системный анализ 

4 - полный 

5 - структурно-временной анализ 

6 - комбинированный анализ 

7 - психологический анализ 

8 - дидактический анализ 

            9 - аспектный анализ 

10 - комплексный анализ

Краткий анализ (самоанализ) урока

Краткая схема самоанализа и самооценки учебного занятия учителем выглядит следующим образом.

При самоанализе урока учитель дает:

  1. краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
  2. информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
  3. характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
  4. оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
  5. самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).

В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.



Предварительный просмотр:

Лист наблюдения урока

Анализ организации учебной работы на уроке

Ф.И.О. учителя __________________________ Предмет _________________________

Дата _________ Класс________

Тема урока ______________________________________________________________

 

Оборудование урока:

 

- какие средства обучения использовал учитель

 

- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО

 

- как подготовлена классная доска к уроку

 

Тип и структура урока:

 

-Какой тип урока избран

 

-Место урока в системе уроков по данному разделу

 

Организация учебной работы на уроке:

 

— Как  осуществлялась   постановка задач на каждом этапе урока

 

- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная

 

- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся

 

- Как учитель осуществлял развитие учащихся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы и т.д. )

 

- Какие приемы использовал   учитель для организации учащихся


 

- Как подводил итоги этапов  и всего урока



 

 

 

Гость урока                       ( ____________________)