Наставничество «Путь к мастерству»

Эминова Лилия Анатольевна

В современных условиях  реформирования национальной системы образования   особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система  наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку  опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую    помощь на рабочем месте. Молодые специалисты, поступающие в  дошкольные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания, освоению ими новых педагогических технологий.  Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога  в такой ситуации, а просто “отпустить в свободное плавание”, то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности как в профессиональной, так и в личностной.  Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же  безупречного профессионализма. 

В  связи с  тем , что наше дошкольное учреждение новое, соответственно. в коллектив приходят и молодые педагоги. Так возникла необходимость осуществлять  адресный подход  к воспитателям, поиска новых форм работы с молодыми кадрами, обеспечения их скорейшего профессионального роста.  В нашем педагогическом коллективе используется системный подход по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов, что позволяет молодым педагогам  быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента  неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник,  

В рамках   наставничества над молодыми специалистами в работе наставника  используютя  следующие формы и методы:

  • обучение  на рабочем месте;
  • участие в работе методических объединений (ДОУ,  района, города);
  • самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
  • обучение на курсах повышения квалификации;
  • решение и анализ педагогических ситуаций;
  • обучение составлению подробных планов – конспектов занятий и т.д.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nastavnika_eminovoy_l.a.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН РАБОТЫ

наставника Эминовой Л.А. с молодым воспитателем  Хисаметдиновой  А.И.

МБДОУ «Детский сад «Цветик-семицветик» на 2014-2015 уч.г.

Цель работы: Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Задачи: 

-Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации  образовательно-воспитательной деятельности;

-Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

-Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

• Изучение нормативно-правовой базы

Месяц

Содержание работы

Метод   работы

Форма отчетности

Сентябрь

Тематические консультации: Изучение нормативно-правовой базы:

  • Федеральный закон «Об образовании».
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации».
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Нормативно - правовые документы Департамента образования ХМАО-Югры, администрации города Когалыма; управления образования и молодежной политики, касающихся дошкольного образования,
  • Локальные акты ДОУ.
  • СанПин

 Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

 

Наличие папки «Нормативно правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ»

«Инструкции инструктора по труду»

Октябрь

 Оказание помощи по организации качественной работы с документацией

  • Изучение программы учреждения
  • Изучение задач и целей годового плана
  • Структура перспективного планирования.
  • Составление перспективного  плана работы по

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  для всех возрастных групп в соответствии с ФГОС ДО.

  • Структура написания конспекта занятия.
  • Составление  плана работы с родителями

Оказание помощи.

Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.

 

Наличие перспективного плана, плана работы с родителями.

Памятка «Требование к написанию конспектов  занятий

  • Подборка методической литературы с использованием образовательных ресурсов Интернета.
  • Собеседование по изученной методической литературе

  • Изготовление дидактического материала для проведения ООД и  индивидуальной работы с детьми

Механизм использования дидактического, наглядного и других материалов в работе с детьми.

  • Подготовка к мониторингу развития детей  

Помощь в подготовке методической литературы.  

Консультация с использованием презентации по теме,  и ответы на вопросы.

Консультация по проведению мониторинга дошкольников по ОО «Художественно-эстетическое развитие»

План работы над методической темой на год.

Список литературы

Наличие готового дидактического материала

Наличие диагностических карт

Ноябрь

  • Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации. 
  • Участие инструктора по труду в родительском собрании.
  • Дидактические игры по изодеятельности.

Наблюдения за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников.

Посещение родительских собраний ДОУ.

Составление плана работы с родителями.

План работы с родителями.

Наличие игр.

  • Беседа «Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства»  

  • Методика проведения ООД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» во второй младшей группе.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Посещение молодым педагогом открытых занятий ДОУ

Наличие

карты  анализа.

Декабрь

  • Организация индивидуальной работы с детьми.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение

Ведение журнала по взаимодействию специалиста и воспитателя

  • Использование в работе ИКТ. Создание презентация для ООД, для  работы с родителями.

Консультация, использование презентаций в работе с детьми и родителями.

Наличие презентаций

  • Подготовка и проведение  ООД по образовательной области «Художественное творчество» (рисование).  

Наставник, совместно с молодым педагогом готовят конспекты ООД (проговаривают каждый этап и элемент занятия, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после  занятия идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее).

Конспект занятия.

Карта анализа.

Анализ работы за 1 полугодие

Самоанализ молодого воспитателя

Промежуточный отчет

Январь

  • Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.      
  • Использование современных технологий в воспитательно-образовательном процессе.

Консультация и решения выхода из этих проблем.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Февраль

  • Метод проектов в ДОУ.
  • Использование в работе проектов.
  • Работа над созданием  проекта  по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Консультация и ответы по созданию проекта.

Наличие проекта

Март

  • Подготовка и проведение открытого  занятия по образовательной области «Художественное творчество» (рисование).  

Совместно с молодым педагогом подготовить  конспект   ООД

Конспект занятия.

Карта анализа.

Апрель

  • Причины возникновения  конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе  педагогической деятельности.
  • Участие в родительском собрании.

  • Подготовка к мониторингу развития детей.   

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Подбор темы собрания, обсуждение собрания.

Оказание помощи. Контроль.

Анализ выступления на собрании.

Наличие диагностических карт

Май

  • Подготовка к летнему оздоровительному  периоду. Составление плана работы на ЛОП

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Наличие плана на ЛОП

  • Подведение итогов работы.

Самоанализ молодого воспитателя.

Отчёт о работе с молодым педагогом.

  • Методическая выставка достижений молодого воспитателя  Уровень профессионализма молодого педагога – систематизация наработок

Разработки или описания интересных конспектов силами молодого  специалиста и наставника, дидактического материала

Наличие конспектов, дидактического материала

В течение учебного года

  • Участие в педагогических Советах, участие в педагогических часах

Подготовка к выступлениям в соответствии с годовым планом ДОУ

Сообщения.

Презентации.

  • Консультации по волнующим вопросам .

Консультирование. Беседа.

Информация