Самообразование
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
на 2022-2027 г.г.
учителя русского языка и литературы
Шардиной Марины Павловны
п. Малиновский
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Основные принципы и методы работы
3. Цели, задачи, ожидаемые результаты
4. Направления самообразования
5. Перспективный план самообразования
6. Литература
Общешкольная тема: «Освоение новых подходов к образованию как основной способ формирования функциональной грамотности, роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности всех участников образовательного процесса».
Индивидуальный план самообразования учителя
Тема самообразования: «Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы»
I.Пояснительная записка
В образовательном стандарте общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общих учебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся.
Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для учащихся.
Современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению».
На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.
Основным результатом является формирование общих учебных навыков, способности самоорганизации с целью решения учебных задач.
В условиях личностно- ориентированного основного образования особую актуальность приобретают психолого-воспитательные проблемы формирования умений самоорганизации деятельности школьников как личностного, субъектного образования, так как они выступают средством продуктивного усвоения элементов содержания образования, обеспечивают развитие ключевой образовательной учебно-познавательной компетенции, влияют на воспитание личностных качеств (инициативности, самостоятельности, организованности) и способствуют становлению рефлексивной деятельности школьников.
Особое внимание уделяется формированию умений самоорганизации. Эти умения способствуют успешной социальной адаптации.
В структуре учебных мотивов личности существуют и внешние и внутренние мотивы.
К внутренним мотивам относятся те, которые заложены в самой учебной деятельности. Это стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений, стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач.
Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности, называется внешними. Это - широкие социальные мотивы (долга, ответственности перед обществом, родителями, учителями), личные мотивы (стремление получить одобрение, хорошие отметки, быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей).
Цель учителя: создание условий для формирования базовых навыков самообразования самоорганизации и самовоспитания, которые обеспечат готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытия интеллектуальных творческих возможностей учащихся через освоение фундаментальных знаний основного общего образования.
Самоорганизация – это свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя время, силы, средства.
Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь.
Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи.
Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
Вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности у ребенка вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются и способствуют формированию у учащихся самоорганизации.
Важно постоянно учить детей строить отношения друг с другом на основе знаний: умению объяснять, рассказывать, слушать других, оказывать помощь.
Цели:
- Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников к трудовой деятельности, в творческом использовании средств технологии в практической жизни.
- Повышение профессиональной подготовленности и как следствие, увеличение результативности обучения технологии.
- Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.
Задачи.
- Формирование общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок к учебной деятельности.
- Воспитывать интерес учащихся к занятиям через технологии.
- Планировать учебно-воспитательный процесс с учетом конкретных условий данного заведения.
- Формирование учебно-воспитательной работы с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований.
- Созидательное применение профессионально-педагогических знаний в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся.
- Развитие знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их самостоятельного применения в процессе своего самосовершенствования.
- Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
- Творческое использование методов, средств и организационных форм учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами.
- Формирование рациональных взаимоотношений с учащимися, преподавателями, администрацией.
- Учёт и оценивание результатов работы с целью определения новых задач.
Перечень вопросов по самообразованию.
- изучение психолого-педагогической литературы;
- разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- проектная и исследовательская деятельность;
- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;
- ознакомление и изучение педагогического опыта других преподавателей;
- планомерное и систематическое совершенствование методов учебно–воспитательного процесса.
Предполагаемый результат:
- повышение успеваемости и уровня готовности учащихся по русскому языку;
- повышения мотивации к занятиям по русскому языку;
- подготовка учащихся к Олимпиаде школьного, городского, областного и республиканского уровней по русскому языку и их успешное выступление;
- мастер-классы, семинары и выступления на школьных и городских уровнях;
- разработка и проведение занятий по инновационным технологиям;
- создание методик преподавания, педагогических разработок уроков и мероприятий;
- организация работы кружков , индивидуальных курсов по русскому языку;
- личная веб-страница на педагогическом портале;
- личный пример учащимся.
Форма отчета по проделанной работе: обобщение опыта работы на уровне школы. Выступления по обмену опытом работы на заседаниях школьного методического объединения, городской педагогической конференции. Выступление на семинарах, мастер-классах, на заседаниях городского методического объединения учителей. Представление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для помощи другим педагогам.
Форма самообразования: (индивидуальная, групповая, коллективная)
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию мною намечены основные направления работы по самообразованию.
Направления самообразования
Этапы работы над темой
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | 2022 – 2023 уч.г. | Изучение педагогических периодических изданий, методической, педагогической и предметной литературы |
Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов. | 2022 – 2023 уч.г. | Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами |
Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2022- 2027 г.г | Посещение семинаров, конференций по теме Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег Участие в олимпиадах, конкурсах. |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2024- 2027 г.г | Организация кружковой и внеклассной деятельности Участие в школьных фестивалях, конкурсах. |
Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. | 2024- 2027 г.г | Результаты работы над темой самообразования разместить на личном сайте или сообществе Участие в фестивале педагогических идей в личном сайте. |
Контрольные точки работы по самообразованию
№ | Направление работы | ||||||||
2022- 2023 | 2023-2024 | 2024- 2025 | 2025-2026 | 2026-2027 | |||||
Аттестация | * | ||||||||
Курсы | * | * | * | * | * | ||||
Переподготовка | * | * | |||||||
Выступление на МО | * | * | |||||||
Выступление на педсовете | * | * | |||||||
Выступление на августовском совещании | * | ||||||||
Участие в семинаре | * | * | |||||||
Участие в предметной неделе | * | * | * | * | * | ||||
Публикации | * | * | * | * | * | ||||
Участие в олимпиадах | * | * | * | * | * | ||||
Участие в научно-практических конференциях | * | * | * | * | * | ||||
Мониторинг | * | * | * | * | * |
Источники самообразования:
- Методические пособия и учебники
- Интернет; интернет - сообщества учителей
- Библиотека, интернет –библиотеки
- Мероприятия по обмену опытом
- Курсы повышения квалификации
- Семинары и конференции.
Литература по теме самообразования
1. http://www.ioso.ru/distant/proiect/meth%20proiect/metod%20pro.htm
2. http://www.iteach.ru/index/news.html