Методическая работа

Шардина Марина Павловна

Выступления на МО, РМО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГ Э - 202 3 Задание 21 Пунктуационный анализ Подготовила: Шардина М.П. у читель русского языка и литературы

Слайд 2

Формулировка задания 21 ЕГЭ по русскому: Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. (1)У каждого человека есть место, которое ему бесконечно дорого, – родная земля. (2)Алтайский край является одним из самых красивых мест земного шара. (3)Тысячи бурных рек и спокойных прозрачных озёр, необъятный простор степей и цветущие ковры горных лугов, светлые берёзовые рощи и таинственные урочища со следами диких животных – всё это мило и дорого каждому, кто здесь бывал. (4)Этот край – территория невероятных сокровищ, таящихся в глухих недрах. (5)Но Алтайский край знаменит не только первозданной природой, главное его богатство – люди. (6)Люди спокойные и смелые, уважающие друг друга, любящие жизнь и свою родную землю, уверенно смотрящие в будущее. (7)Чтобы познакомиться с Алтайским краем, можно почитать о нём книги, посмотреть фильмы, но, чтобы постичь его душой, а затем полюбить навсегда, надо обязательно приехать на алтайскую землю. (8)«Добро п ож алов а т ь в увлекательному у д и в и т е л ь н ый Алтайск и й кра й ! » – п риз ы ва ю т к путешествию буклеты-путеводители по туристическим маршрутам России.

Слайд 3

В вариантах ЕГЭ для анализа будут предложены тексты, пунктуационный анализ которых предполагает поиск конструкций с запятой, двоеточием, тире . Для безупречного выполнения этого задания нужно повторить практически все знаки препинания, каждый из которых выполняет как минимум две разные функции в предложении, следовательно, употребляется в тексте задания не менее трёх раз.

Слайд 4

Чтобы решить 21 задание ЕГЭ по русскому необходимо знать следующие темы: Знаки препинания между подлежащим и сказуемым Знаки препинания при сравнительных оборотах Знаки препинания при уточняющих членах предложения Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Знаки препинания при прямой речи, цитировании Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении Тире в простом и сложном предложениях

Слайд 5

Алгоритм выполнения 21 задания: Внимательно прочитайте задание. Во-первых, в самом задании написано: «Найдите предложения…», следовательно, ваш ответ будет состоять как минимум из двух цифр. Имейте в виду, что цифр может быть и больше. Во- вторых, найдите в формулировке задания знак препинания (он выделен полужирным шрифтом), с которым вы будете работать в тексте. Вам будет необходимо найти предложения, в которых один из знаков препинания (ТИРЕ, или ДВОЕТОЧИЕ, или ЗАПЯТАЯ) ставится в соответствии с одним и тем же правилом. Выпишите номера предложений, в которых есть искомый знак препинания. Напротив каждого предложения напишите в черновике, каким правилом объясняется этот знак. Например, 1-между подлеж. и сказ. 2 - приложение и т.д.

Слайд 6

Запишите номера предложений, в которых пунктуационное правило одинаковое. Будьте внимательны! могут быть разные вариации ответов. Определите, простые это предложения или сложные. От этого будет зависеть правильный ответ, ведь такие знаки препинания, как запятая, тире или двоеточие, могут употребляться как в простом предложении, так и в сложном. Вам нужно найти предложения, в которых указанный знак препинания ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации . Например, вы отметили пять предложений с тире. Но далеко не во всех случаях тире ставится по одному правилу: оно может стоять в простом предложении между подлежащим и сказуемым, или в простом предложении при обособлении приложения, или в сложносочинённом предложении, или в бессоюзном сложном и даже в сложноподчинённом. Поэтому следующим шагом на вашем пути будет определение правила, в соответствии с которым ставится тире в выделенных вами предложениях. Соберите те предложения, в которых постановка тире подчиняется одному и тому же правилу: их номера и станут ответом.

Слайд 7

Запятая В каком предложении уп о тре б ляе т ся Правило Примеры В предложениях с однородными членами В предложениях с однородными членами 1. между однородными членами, связанными между собой бессоюзной связью. В этих дебрях чудилось весёлое чириканье птиц, загадочное трепетание колибри, зловещее шипение змей. 2. между однородными членами, связанными одиночными проти вительными союзами а но да (= но) однако зато Я часто проходил мимо этого старинного дома, но не знал его истории.

Слайд 8

В каком предложении употребляется Правило Примеры В предложениях с однородными членами В пр е дл о ж ениях с о днор о дны м и членами 3. между однородными членами, связанными повторяющимися соединит ельными и…и да (= и) ни...ни или разделительными союзами или…или ли б о … л ибо то...то не то...не то то ли...то ли. Ни ветер , ни снег , ни мороз не страшны карликовым берёзкам в тундре.

Слайд 9

В каком предложении употребляется Правило Примеры В предложениях с однородными членами В предложениях с однородными членами 4. между однородными членами, связанными двойными (сопоставительными) союзами. Части некоторых составных союзов находятся при разных однородных членах или в разных частях сложного предложения. как…, так и не только…, но и если не…, то не то чтобы…, а не столько...сколько как...так и хотя и...но Запятая ставится перед ворой частью таких союзов. Для освещения парка использовались как электрические гирлянды , так и фонари .

Слайд 10

В предложениях с обособленными членами 1. при обособлении со г ла с ованны х определений: - определения, которые выражены причастным оборотом, ( или распространённым прилагательным), если стоят после определяемого слова (существительного) Мы вошли в рощу, освещенную ярким солнцем . Пыль, разовая отблеска молний , неслась по земле. - два или несколько нераспространённых определений, стоящих после определяемого существительного, если перед ним уже есть определение. Летний д ождь, обильный, теплый, напоил влагой землю. - одиночные и распространённые определения, если они относятся к личному местоимению, независимо от их места в предложении. Усталая, она не могла идти дальше. Она, усталая , не могла идти дальше. - определения, стоящие перед определяемым словам, если определение имеет обстоятельственное значение причины или уступки Можно проверить вопросом отчего? почему? Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой . (причины). Внезапно разбуженный обстрелом начштаба не сразу понял, что происходит (добавочное значение уступки). - оторванное от определяемого существительного другими членами предложения. Белая и розовая, вылезла на песчаную дорожку повилика.

Слайд 11

2.при обособлении - если они являются разъясняющим Варвара Петровна, в шляпе несогласованных замечанием к именам и шали , торопливо определений: собственным и стоят после него. возвращалась с прогулки. -если относятся к личным Утром он, в спортивном местоимениям. костюме, с лыжами в руках и рюкзаком за плечами. отправился на станцию. - если несогласованные Партизаны вошли в другую определения выражены комнату, поменьше первой , прилагательными в сравнительной и увидели хозяйку. степени.

Слайд 12

В предложениях с обособленными членами 3.при обособлении приложений: - распространённое приложение в любой позиции, если оно относится к имени нарицательному. Показалась из-за облака яркая звезда, предвестница утренней зари. - распространённое приложение, если оно относится к имени собственному и стоит после него Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике , и лакей Петрушка… Дочь Дарьи Михайловны, Наталья Алексеевна , с первого взгляда могла не понравиться. - распространённое приложение, если оно стоит перед именем собственным и имеет добавочное причинное значение. Упрямец во всём, Илья Матвеевич оставался упрямцем и в учении (= будучи упрямцем во всём). - приложение, присоединяемое словами по имени, по фамилии, родом, по прозвищу, даже, например, в особенности, а также пояснительными союзами то есть, а именно, или (в значении то есть), как. Была у Ермака легавая собака, по прозвищу Валетка. Всякая птица, даже воробей , привлекала его внимание. - приложение, выраженное именем собственным (имя лица или кличка животного), если оно поясняет или уточняет нарицательное существительное (перед приложением можно вставить а именно, то есть, а зовут его). В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, (а зовут её) Ксения Фроловна Горина.

Слайд 13

4. при обособлении обстоятельств: - деепричастные обороты независимо от места в предложении. Мне бы жить и жить, сквозь годы мчась . Из леса выбежав , берёзка одна стояла на юру. - одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности. Черёмуха душистая, развесившись , стоит. 5. в предложениях с вводными словами и конструкциями -для выделения вводных слов и предложений Он, выходит, совсем в этом не разбирается. Буран, мне казалось, всё ещё свирепствовал 6. в предложениях с обращениями -для выделения обращений Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…

Слайд 14

7. в предложениях со сравнительными оборотами для выделения сравнительных оборотов -сравнительные обороты с союзами будто, как будто, словно, нежели, чем, точно, что. Вспаханные поля лежат чёрные, будто бархат . сравнительные обороты с союзом как : - если они обозначают уподобление (как = подобно). Как чайка , парус там белеет в высоте (Фет). - если оборот содержит в себе оттенок причинного значения. Он , как человек практичный , нашёл это дело невыгодным (= будучи человеком практичным). - если в основной части предложения имеется указательное слово так, такой, тот, столь . Я учился так же хорошо, как и брат. - если оборот начинается сочетанием как и. В её глазах, как и во всём лице , было что-то необычное. - если оборот выражен сочетанием как правило, как обычно, как всегда, как прежде, как сейчас, как нарочно. Запятыми, как правило , выделяются деепричастные обороты.

Слайд 15

8.сложносочинённых предложениях ССП -для разделения простых перед сочинительными союзами Оглянитесь вокруг, и вы увидите много интересного в обыденных вещах. 9. с л о жн о п о д ч и нённых предложениях СПП -для отделения придаточных частей от главной [Её пронзительный резкий голос , (какие бывают только на юге), рассекал расстояние, почти не ослабевая] . 10. в бессоюзном сложном предложении БСП Части БСП выражают одновременность или последовательность событий. Солнце с ветило ярко, у леса сильно пахло свежей листвой, на реке играли блики . Между частями можно поставить союз: и

Слайд 16

Точка с запятой В каком предложении употребляется Правило Примеры 1. В простом предложении с однородными членами -для разделения однородных членов без союзов, если при них уже есть запятые Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала ; про вести города, про моды беседы с нею не вела . 2. В сложноподчинённом предложении СПП -если однородные придаточные в составе сложного распространены и имеют внутри запятые [Давыдову становилось чуточку грустно оттого], (что там теперь многое изменилось); (что он теперь уже не сможет ночи напролёт просиживать за чертежами); (что теперь о нём, видимо, забыли). 3. в бессоюзном сложном предложении БСП Между простыми предложениями внутри которых есть уже запятые, или когда части БСП более распространены. На припеке трава желтее; в тени деревьев, высоких, раскидистых, бежит ручеек.

Слайд 17

Д в о е т о чие В каком предложении употребляется Правило Примеры 1.В предложениях с о дно р о дными членами - после обобщающего слова перед однородными членами [О: 0, 0 ]. За полчаса снегом покрылась вся улица: и тротуар, и крыши домов, и спины прохожих. - Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире [ О: 0, 0, 0 -…] Все они: и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька Соколик — стояли молча, не глядя по сторонам. 2. В предложениях с прямой речью - если прямая речь стоит после авторских слов Чехов отмечал: «Язык должен быть прост и изящен».

Слайд 18

3. в бессоюзном сложном предложении БСП 1. Во второй части указывается причина того, о чем говорится в первой части. после первой части можно поставить союзы: потому что, так как, поскольку. Шли молча: говорить было не о чем. 1. Вторая часть поясняет, уточняет первую. после первой части можно поставить союзы: а именно Сделай проще: пусть костюм вычистят в прачечной. 3. Когда первая часть указывает, что во второй содержится описание или изложение какого-либо факта. после первой части можно поставить союзы: что Я знаю: все будет хорошо. 4. Когда первая часть предполагает продолжение типа «и увидел (услышал, почувствовал), что…». «и увидел (услышал, почувствовал), что…». Я поднял голову: над домом кружил ястреб. 5. Когда во второй части содержится прямой вопрос. Не понимаю: как она могла это сделать? Д в о е т о чие

Слайд 19

Тире между подлежащим и сказуемым 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена « существительное – существительное в именительном предложения выражены падеже» Дуб — дерево. Оптика — раздел физики. Старший брат — мой учитель . Старший брат мой — учитель. Москва — столица нашей Родины. Примечание 1 . Если перед сказуемым, выраженным существительным в именительном падеже, стоит отрицание не, то тире не ставится, например: Бедность не порок . Примечание 2 . В вопросительном предложении с главным членом, выраженным местоимением, тире между главными членами не ставится, например: Кто твой отец ? Тире в простом предложении

Слайд 20

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена предложения выражены « инфинитив - инфинитив» Жить - Родине служить . Жизнь прожить — не поле перейти . Курить — здоровью вредить . Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если « существительное - инфинитив » Наша задача – заботится об охране природы Назначение каждого человека — развить в себе всё человеческое, общее и насладиться им (Белинский). Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 21

Тире ставится между подлежащим и сказуемым, если « инфинитив - существительное » Стремиться вперед - цель жизни. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если оба главных члена предложения выражены « количественные числительные - количественные числительные » Трижды три — девять. Шестью восемь - сорок восемь . Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 22

6. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если « существительное - числительное или сочетание существительное и числительное » Протяженность с севера на юг - 45 км , а с запада на восток - 39 км. Трижды пять — пятнадцать ; Скорость — шестьдесят километров в час . 7. Тире ставится перед это, это есть, это значит, вот , если сказуемое, выраженное существительным в именительном падеже или неопределённой формой, присоединяется посредством этих слов к подлежащему, например: Поэзия — это огненный взор юноши, кипящего избытком сил (Белинский). Романтизм — вот первое слово , огласившее пушкинский период, народность — вот альфа и омега нового периода (Белинский). Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 23

8. Тире ставится перед сказуемым, выраженным фразеологическим оборотом : И женщина и мужчина — пятак пара . Заработок у него теперь — будь здоров . Серёжа — седьмая вода на киселе и вам и мне. Тире ставится при противопоставлении : Я — фабрикант , ты — судовладелец . Она — сплошной клубок не рвов, а он — воплощение олимпийского спокойствия. Тире ставится при инверсии главных членов предложения: Герой этого спектакля — я . Пример тому — он . Тире между подлежащим и сказуемым

Слайд 24

Тире перед сказуемым-прилагательным ставится: 1. при логическом или интонационном членении предложения: Зрачки — кошачьи, длинные . Высота возле разбросанных домиков хутора — командная . 1. при наличии однородных сказуемых: Ритм суворовского училища — чёткий, быстрый, военный . Он сильно изменился: походка, движения, черты лица , даже взгляд — мягче, спокойнее, проще. при структурном параллелизме частей предложения: Ночь — тёплая , небо — синее , луна — серебристая , звёзды — блестящие . В сносках тире отделяет объясняемое слово от объяснения, независимо от формы выражения сказуемого: Посейдон — в древнегреческой мифологии бог морей. Пега с — считается символом поэтического вдохновения.

Слайд 25

Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения, но для него имеется место в предложении и он легко восстанавливается из контекста. Всем присылали письма, мне — не присылали (тире заменяет собой «письма»). Береги платье снову, а честь — смолоду (тире заменяет «береги»). Тире ставится в неполных предложениях особой структуры, основу которых образуют два существительных — в формах дательного и винительного падежей, без подлежащего и сказуемого, с четким интонационным делением на две части. Обычно такие предложения используются в качестве лозунгов и газетных заголовков. Лыжникам — хорошую базу . Массам — культуру . Молодёжи — образование . Тире в неполном простом предложении

Слайд 26

Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. [ 0, 0, 0, 0 -О]. Голубику , чернику , малину , вишни – все эти ягоды можно купить на рынке. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них перед остальной частью предложения — тире. [ О: 0, 0, 0 -…] Все они: и лейтенант, и Игорь Иванович, и даже Петька — Соколик — стояли молча, не глядя по сторонам. Т ире между однородными членами

Слайд 27

Тире ставится перед приложением, стоящим в конце предложения: Если перед приложением можно без изменения смысла вставить слова «а именно»: Старику осталась единственная радость — воспоминание о прошлом. Если подчеркивается самостоятельность такого приложения: Среди них изредка встречались кирпичные здания — грубые большие коробки; Она не знает, что это за чувство — ревность. Посредством тира выделяются приложения, носящие пояснительный характер: На улице мальчик — продавец газет — что-то выкрикивал. Тире при обособленных приложениях

Слайд 28

Тире вместо запятой ставится для внесения ясности, если приложение относится к одному из однородных членов предложения: В оранжерее разводились магнолии, камелии — цветы Японии, орхидеи и цикламены. Тире может отделять однородные приложения от определяемого слова: Величайший наш поэт, основоположник русского литературного языка, крупнейший представитель национальной литературы — Пушкин по праву занимает одно из первых мест в истории культурного развития России. Если при приложении есть пояснительные слова и необходимо подчеркнуть оттенок самостоятельности такого приложения, например: Со мною был чугунный чайник — единственная отрада моя в путешествиях по Кавказу. Тире при обособленных приложениях

Слайд 29

1. если во второй части содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление. Все вскочили, схватились за ружья — и пошла потеха. Ещё напор — и враг бежит . Тире в сложносочинённом предложении

Слайд 30

Тире в сложноподчинённом предложении для интонационного отделения главной и придаточной частей (чаще при придаточных изъяснительных, условных, уступительных); при параллелизме структуры частей Как он добрался сюда — уж этого никак не мог он понять. Кто весел — тот смеётся, кто хочет — тот добьётся, кто ищет — тот всегда найдёт. При вводных предложениях и вставных конструкциях При вводных предложениях и вставных конструкциях для выделения вводных и вставных конструкций в середине предложения с целью его дополнения или пояснения; выражающие чувства автора …Сидят здесь под страхом смерти и — что ещё хуже — под проливным дождём . Со мной он был очень холоден, и — странное дело — я словно его боялся .

Слайд 31

В репликах диалога Между репликами диалога Можно, я нарисую не чашку, а то, чего я никогда не видел? — спросил он. Что же ты хочешь нарисовать? — удивилась учительница. Дерево эвкалипт, — сказал мальчик задумчиво . При прямой речи При прямой речи для выделения слов автора, если они следуют после прямой речи или стоят в середине прямой речи «Кто всякому друг, того я другом не считаю», — писал Мольер. «Привлекай к себе друзей хорошими деяниями, — учили древние мудрецы. — В этом смысл подлинной дружбы».

Слайд 32

В предложениях между двумя словами В предложениях между двумя словами, обозначающими время, количество, место, тире имеет значение пределов «от … до»; между двумя или несколькими именами собственными, совокупностью которых называется какое-либо учение Планы на январь — февраль. Рукопись объёмом двадцать — двадцать пять авторских листов. Скорый поезд Ростов-на-Дону — Москва. Закон Бойля — Мариотта.

Слайд 33

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении тире Как проверить? 1. Когда части противостоят друг другу по смыслу. после первой части можно поставить союзы: а, но. Я нажал на газ — грузовик не тронулся с места. 2. Когда в первой части содержится причина, а во второй — следствие, результат после первой части можно поставить союзы: следовательно, поэтому, тогда. Говорить было не о чем — шли молча. 3. Когда первая часть указывает время действия, обозначенного во второй части, или условие, при котором оно происходит. перед первой частью можно поставить союзы: когда, если. Будет дождик — будут и грибы. 4. Когда во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой. после первой части можно поставить союзы: словно, как, как будто. Улыбнётся — солнце выглянет.

Слайд 34

тире Как проверить? 5. Когда предложение рисует быструю смену событий или неожиданный результат действия. Перед вторым предложением можно поставить союз и, слова и внезапно, и неожиданно, и сразу, и вдруг. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. 6. Если второе предложение выражает значение присоединения Перед вторым предложением можно вставить такой, таков, так, это. Мы разделили обязанности –убирать квартиру было проще. Каждое утро Вадик делал зарядку – это стало его привычкой. 7. Запятая с тире Если в БСП с тире перед второй частью употреблено вводное слово . Звезды светят ярко, – как правило, к хорошей погоде. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Слайд 35

Многоточия В каком предложении уп о т ре б ля е т ся Правило Примеры В конце предложения -для обозначения незаконченности высказывания Но жизнь течёт всё в тех же угрюмых берегах, а огни ещё далеко. И опять приходится налегать на вёсла… (Короленко) В середине предложения -при перечислении слов с нераскрытым содержанием, для обозначения недосказанности Но всё-таки… всё-таки впереди огни! (Короленко) В начале предложения -указывает, что продолжается прерванное какой-нибудь вставкой повествование или что между описываемыми в предшествующем и данном текстах событиями прошло много времени …А теперь вернёмся к началу этой истории, продолжавшейся много лет. В цитатах -для указания на пропуски слов и предложений перед цитатой, в середине или в конце Л.Н.Толстой писал: «…в искусстве простота, краткость и ясность есть высшее совершенство формы

Слайд 36

К авыч к и В каком предложении уп о тре б ляе т ся Правило Примеры В предложениях с прямой речью -для выделения прямой речи в строке Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» При цитировании -цитаты заключаются в кавычки «Первоэлементом литературы является язык». С этими словами Горького трудно не согласиться. В предложениях с приложением -названия литературных произведений, органов печати, орденов и медалей, предприятий, марок машин, производственных изделий и т. д. Повесть «Степь»; группа «Могучая кучка»; орден «Знак Почёта»; автомобиль «Жигули», конфеты «Мишка косолапый» В предложениях с определёнными словами -для выделения слов, употребляемых в необычном, особом или ироническом значении; малоупотребительных слов и малоизвестных терминов; слов из чужого текста; иностилевых или особо значимых для автора слов, на которые он хочет обратить внимание . Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т. е. прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары. …Мы в литературе чтим «табель о рангах» и боимся говорить вслух о «высоких персонах».

Слайд 37

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Среди великих изобретений былых времён, окончательно выделивших род из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. 2) Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек на свою нынешнюю высоту. 3) Книга — это многовековой опыт. 4) Накопленные знания обретают могущество лавины, преодолевающей с тысячелетнего разгона любое препятствие на столбовой дороге человеческого прогресса, только благодаря книге. 5) Недаром грозные завоеватели древности и наиболее выдающиеся подлецы недавнего прошлого начали свою разбойничью деятельность уничтожением библиотек, кострами из книг… 6)Нет ничего дороже книги у мыслящего человека! 7) Поэтому любите книгу и храните её выше всякого другого достоинства.

Слайд 38

Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Щепкин познал, как он сам выражался, русскую жизнь от лакейской до дворца. 2) Внук и сын крепостного, он томился в неволе у помещика Воль-кенштейна. 3) Жизненный путь ставшего знаменитым артиста Щепкина про-должался семьдесят пять лет, а из этих семидесяти пяти лет только сорок два года он был свободным человеком. 4) Первые годы службы на московской сцене, о которых свидетельствовали многие современники артиста, принесли ему много разочарований и горести. 5) Но мастерство год от года росло. 6) Игра Щепкина, говорил Герцен, вся от доски до доски была проникнута теплотой, правдивостью. 7) Не зря его называли «не театралом на театре».

Слайд 39

Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Бег — самый древний вид лёгкой атлетики. 2) На Олимпийском стадионе в древней Элладе первыми выходили на арену бегуны, начинающие легкоатлетические состязания. 3) На приволье: в поле, в лесу или парке на беговой дорожке стадиона — начинается путь будущих чемпионов и рекордсменов. 4) «Внимание!» - негромко произносит стартер на прямой, как стрела, беговой дорожке. 5) Вот-вот раздастся выстрел и бегун устремится вперёд – бег надо начать сразу же после выстрела. 6) Некоторые спортсмены могут начать бег почти мгновенно. 7) Но это «почти» - десятая доля секунды, от которой зависит победа или рекорд.

Слайд 40

Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений. 1) Количество видимых на небе простым глазом звёзд кажется неисчислимым. 2) По мнению учёных, одновременно в нашем поле зрения бывает не более трёх тысяч звёзд. 3) Звёзды — это те же солнца. 4) Они кажутся нам блестящими точками — так далеко удалены они от Земли на необозримые расстояния. 5) Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. 6) Разделив всё небо на созвездия, учёные составили звёздные карты. 7) Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию. 8) И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. 9) По расчётам учёных, заметить движение звёзд можно будет лишь через десятки тысяч лет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка и итоговому сочинению (Критерии « Качество письменной речи». «Грамотность» МБОУ «СОШ п.Малиновский » Шардина Марина Павловна

Слайд 2

Критерий №4 « Качество речи» Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции , при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).

Слайд 3

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штам­пы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность

Слайд 4

Виды ошибок Пример Употребление слова в несвойственном ему значении Мы были шокированы прекрасной игрой актеров. Благодаря пожару, лес сгорел. Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов Таким людям всегда удается объегорить других . Обломов ничем не занимался и целыми днями валял дурака. Неудачное употребление местоимений Текст написал В. Белов. Он относится к художественному стилю; У меня сразу же возникла картина в своем воображении. Употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох; неуместное употребление канцеляризмов, экспрессивных, эмоционально окрашенных слов, устаревшей лексики, жаргонизмов, неуместное употребление фразеологизмов По задумке автора, герой побеждает; Молчалин работает секретарем Фамусова; В романе А.С. Пушкина имеют место лирические отступления; Автор то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. Если бы я был там, то за такое отношение к матери я бы этому кексу в грызло бы дал; Зощенко палец в рот не клади, а дай только посмешить читателя.

Слайд 5

Виды ошибок Пример Неразличение паронимов, синонимичных слов; ошибки в употреблении антонимов при построении антитезы; разрушение образного значения фразеологизма в неудачно организованном контексте Были приняты эффектные меры; Имя этого поэта знако­мо во многих странах ; В третьей части текста не веселый, но и не мажорный мотив заставляет нас задуматься; грампластинка не сказала еще своего последнего слова. Нарушение лексической сочетаемости Автор использует художественные особенности. Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Молодой юноша; очень прекрасный. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология ) В этом рассказе рассказывается о реальных событиях.

Слайд 6

Виды ошибок Пример Неоправданное повторение слова Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой даже не понимает всей глубины содеянного им. Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда писатель пришел в редакцию , его принял главный редактор. Когда они поговорили , писатель отправился в гостиницу. Употребление лишних слов, лексическая избыточность Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом позаботится книжный наш магазин. Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом В таких случаях я взглядываю в словарь.

Слайд 7

Критерий №5 « Грамотность» Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника. «Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Слайд 8

Грамматические ошибки – это ошибки в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения, т.е. нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической.

Слайд 9

Виды ошибок Пример Ошибочное словообразование . Ошибочное образование форм существительного, прилагательного, числительного, местоимения, глагола (личных форм глаголов, действительных и страдательных причастий, деепричастий). Благород ность , чуда техники, по д черк, над смехаться; более интереснее, красивше ; с пятистами рублями; жонглировал обоими руками, ихнего пафоса, вокруг его ничего нет; сколько нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности; им двигает чувство сострадания; ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста; вышев на сцену, певцы поклонились. Нарушение норм согласования Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающ имися джазом. Нарушение норм управления Нужно сделать природу более красивую. Все удивлялись его силой. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым или способа выражения сказуемого Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художе­ственной стороне произведения . Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и веселые .

Слайд 10

Виды ошибок Пример Ошибки в построении предложения с однородными членами Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю. Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Читая текст , возникает такое чувство сопереживания. Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами. Ошибки в построении сложного предложения Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве. Человеку показалось то, что это сон.

Слайд 11

Виды ошибок Пример Смешение прямой и косвенной речи Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента. Нарушение границ предложения Его не приняли в баскетбольную команду. Потому что он был невысокого роста. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь. Пропуск члена предложения (эллипсис) На собрании было принято (?) провести субботник. Ошибки, связанные с употреблением частиц: отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника. В тексте всего раскрываются две проблемы.

Слайд 12

ОШИБКИ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ГРАФИЧЕСКИЕ, ОПИСКИ При проверке грамотности учитываются ошибки на изученные правила; негрубые (две негрубые считаются за одну) : в исключениях из правил; в написании большой буквы в составных собственных наименованиях; в случаях раздельного и слитного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого; в написании и и ы после приставок; в трудных случаях различения не и ни ( Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной, как…; ничто иное не …; не что иное, как … и др.); в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой; в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;

Слайд 13

повторяющиеся ( считаются за одну ошибку) повтор в одном и том же слове или в корне однокоренных слов); однотипные ( первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная) : ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических ( в армии, в роще; колют, борются ) и фонетических ( пирожок, сверчок ) особенностях данного слова.

Слайд 14

! Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму ( вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок ). ! Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки. ! Ошибки (две и более) в одном непроверяемом слове считаются за одну ошибку.

Слайд 15

При проверке грамотности не учитываются ошибки орфографические: в переносе слов; буквы э/е после согласных в иноязычных словах ( рэкет, пленэр ) и после гласных в собственных именах ( Мариетта ); прописная / строчная буквы в названиях, связанных с религией: М(м) асленица , Р(р) ождество , Б(б) ог . при переносном употреблении собственных имен ( Обломовы и обломовы ). в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван , сент ... ( дон Педро и Дон Кихот). слитное / дефисное / раздельное написание в сложных существительных без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемых правилами и не входящих в словарь-минимум ( ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант ); на правила, которые не включены в школьную программу (например, правило слитного / раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой /предлогом, например: в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь, на подхвате, на попа ставить ( ср. действующее написание напропалую, врассыпную );

Слайд 16

П унктуационные ошибки: тире в неполном предложении; обособление несогласованных определений, относящихся к нарицательным именам существительным; запятые при ограничительно-выделительных оборотах; различение омонимичных частиц и междометий и, соответственно, невыделение или выделение их запятыми; в передаче авторской пунктуации; графические ошибки (средства письменности языка, фиксирующие отношения между буквами на письме и звуками устной речи); различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различных подчеркиваний и шрифтовых выделений; описки и опечатки: - искажение звукового облика слова ( рапотает вместо работает , мемля вместо земля); . - пропуски букв ( весь роман стоится на этом конфликте ; - перестановки букв ( новые наименования пордуктов ) ; - замены одних буквенных знаков другими ( лешендарное Ледовое побоище); - добавление лишних букв ( в любых, дашже самых сложных условиях).



Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

«Подготовка обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»

(из опыта работы)

                                                           Шардина Марина Павловна

                                                                      учитель русского языка и литературы

                                                                учитель первой квалификационной                категории                                              

2020 год

     Как качественно подготовить учащихся к ЕГЭ и получить достойный результат?  Этот вопрос волнует многих учителей – филологов, и я не являюсь исключением. Изучив опыт передовых педагогов, используя в практике различные учебные пособия, я попыталась выбрать для себя путь подготовки к ЕГЭ, который был бы наиболее эффективен.

По программе в 10, 11 классах предусмотрен 1 час в неделю, есть элективный курс

«Правописание и культура речи»  (1 час в неделю). Проводятся консультации (2 часа в неделю, обязательно класс делится  на две группы).

    Трудности, с которыми приходится сталкиваться в ходе подготовки к экзаменам, обусловлены следующими причинами:

1. низким  уровнем мотивации к обучению у некоторых учащихся;

2. тем, что уровень знаний  и способностей у учеников одного класса существенно отличается;

3.недостаточным развитием  речи, мышления у некоторых учащихся;

4.незаинтересованностью отдельных родителей в результатах обучения их детей.

     Старт подготовки к ЕГЭ происходит в 5 классе. Основные знания и умения, закладываются в период с 5 по 9 класс, воспитываются такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету. Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись системно и начинаться как можно раньше. Большое внимание следует уделять формированию орфографических и пунктуационных навыков.  

      У  пятиклассников навык распознавания орфограмм развит недостаточно, поэтому одна из первых задач – учить распознавать части речи, научить видеть орфограммы. Этого я добиваюсь, приучая детей работать графически даже там, где нет пропуска букв, а орфограмма есть. При этом есть еще одно условие: обязательное проговаривание правила, подчеркивание буквы-орфограммы. Аналогично работаю и при анализе предложений. Постепенно работа в таком формате становится привычной.

       Я использую в своей работе орфографическое чтение, суть которого заключается в том, что текст читается так, как пишется. Методика орфографического чтения была введена П.С.Тоцким, учителем русского языка. Основная его идея – орфографическое и орфоэпическое чтение. Система так и называется «Орфография без правил». Обучение проводится путём чёткого проговаривания слов, предложений, текстов. В основе орфографического чтения лежит артикуляционная память – особый вид моторной памяти. Орфографическое чтение отличается от  орфоэпического тем, что каждое слово при нём произносится так, как пишется, и тем самым остаётся в памяти движений речевого аппарата. Опираясь на артикуляционную память, орфографическое чтение открывает широкую дорогу обогащению словарного запаса учащихся. Ученик в процессе работы над книгой сам будет узнавать различные оттенки значений каждого слова. Когда же надо будет воспроизвести слово графически, артикуляционная память подскажет его, даже не переводя его в звуки, и ученик запишет его на бумаге правильно. Как я использую орфографическое чтение? В учебнике под редакцией Т. Ладыженской  немало диктантов, которые ученики готовят в классе и дома, с родителями пишут работу до тех пор,  пока не научатся писать хорошо. В классе подготовленный диктант ученики пишут на оценку.

В настоящее время методика орфографического чтения хорошо изложена на сайте Юлии Петровны Фишман «Могу писать» (https://mogu-pisat.ru/)

       На уроках русского языка я применяю грамматические задания, построенные по принципу «Четвёртый лишний». Причём лишним может быть любое слово в зависимости от критерия, который объединяет три других. Ученику необходимы знания всех разделов языка. Задание очень интересное. И его можно использовать на разных этапах урока: при повторении, при объяснении нового материала, при закреплении. Пример подобного задания: ра..пол..житься

                ра..л..гать

                сл..жить

                 изл..жение

Я использую разные виды диктантов: выборочный, распределительный, диктант по памяти, диктант – дубль…

     Начиная с 5 класса, каждый мой ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ОГЭ и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. Материал в схеме может отражать и те моменты, которые либо вовсе не изучаются по школьной программе, либо изучаются в старших классах, то есть я даю материал на опережение, например, в 5 классе ученики знакомятся с видами сложных предложений (БСП, ССП, СПП). К 9 классу у ребят хорошо закрепляется  данный материал.

      По возможности стараюсь  вести работу по орфоэпии, лексике, применяя орфографическое чтение. В качестве контроля использую тестовые задания из ЕГЭ. Хорошему усвоению материала способствует стенд с примерами ударений в словах.

      Для того чтобы ученики в 9, 11 классах смогли написать сочинение, я начинаю вести с ними работу по анализу текста с 5 класса. Комплексный анализ текста помогает исследовать его с разных сторон. От класса к классу объемы исследования текста увеличиваются, формируются навыки анализа текста, повторяются темы всех разделов лингвистики, оттачиваются умения в создании письменных высказываний учащихся.

На помощь приходят уроки литературы, где художественные тексты, их фрагменты становятся предметом размышлений для учащихся. Планирую письменные работы по литературе: письменный ответ на вопрос, размышление, пересказ небольшого фрагмента, сочинение…

      Считаю, что большую роль в получении знаний играет контроль со стороны учителя, самоконтроль. Грамотная организация контроля приучает школьников к дисциплине, к тому, что нужно учить. Кроме этого, ученик видит результаты своего труда, оценивает уровень своих знаний. Систематическая проверка всех заданий, выполняемых учениками, способствует повышению качества знаний.

     Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием структуры ЕГЭ, содержания заданий. У них есть навыки написания сочинений.

   В 10 классе даётся мало времени на подготовку к ЕГЭ. Объём экзамена и его сложность требуют от ученика хорошей мотивации и самостоятельной подготовки в том числе. Я предлагаю сайты, на которых можно отработать различные навыки, познакомиться с интересным теоретическим материалом. Есть возможность диагностировать свой уровень знаний по отдельным вопросам, смотреть видеоуроки. Я  прилагаю примерный список таких сайтов.

1. Материалы для ЕГЭ — демонстрационные КИМы и типовые тестовые задания, материалы для подготовки учащихся, алгоритмы написания сочинения, экзаменационные материалы прошлых лет, справочники и практикумы.( http://www.alleng.ru/edu/ruslang2.htm).

2.«Яндекс ЕГЭ» — видеокурсы и вебинары для подготовки к тестовой части экзамена и сочинению, секреты ЕГЭ и тренировочные тесты (    https://ege.yandex.ru/ege/russian )

 3. «Решу ЕГЭ» — тренировочные тестовые задания для самопроверки. Можно выбрать тему, которую хочется закрепить, и пройти по ней тест (https://rus-ege.sdamgia.ru/?redir=1 )

 4.«Грамота.ру» — интерактивные диктанты для тренировки, словари по русскому языку, справочное бюро, где можно задавать вопросы о правильном написании слов и пунктуации.

(http://gramota.ru/).        

5.«Культура письменной речи» — справочно-информационный портал, где можно найти методические материалы и правила по русскому языку, демонстрационные материалы к ЕГЭ прошлых лет, а также пройти тесты и задания (http://gramma.ru/).

6. Веб-издание правил русского языка — краткие орфографические и пунктуационные правила русского языка, удобно разбитые на группы и сопровождающиеся примерами (https://therules.ru/).

7. Best-language — ещё один сайт с правилами русского языка (https://best-language.ru/)

8.Textologia.ru — русский язык и все его правила, разделы, определения и  понятия(http://www.textologia.ru/russkiy/?q=394).

9. «Ударение.инфо» — удобный интерактивный сервис, где можно почитать о нормах произношения и потренироваться в постановке ударений в формате игры (http://www.udarenie.info/).

10. «Грамотность на «Меле» — забавные статьи о распространённых ошибках и правилах.

(https://mel.fm/author/gramotnost-na-mele).

      В 10-11 классах я использую материал Марины Анатольевны Крюковой, предназначенный для подготовки к экзамену. Есть и теоретический материал, и практический. Это очень удобно. Все трудные случаи показаны. И самое главное всё даётся в системе. Например,

Правописание гласных в окончаниях и суффиксах глаголов и глагольных форм

1. Е или И в безударных окончаниях глаголов: Е (1 спр.);  И (2 спр.)

  1. (ты) гон…шься
  2. (вы) бре…тесь
  3. (мы) кол…м
  4. (он) вид…т
  5. (ты)  стро…шь
  6. (вы) промокн…те
  7. (он)  колыш…тся
  8. (вы)  исправ…те
  9. (мы)  разгон…мся
  10. (вы)  распил…те
  11. (ты)  дыш…шь
  12. (ты)  сгин…шь
  13. (вы)  стел…те
  14. (мы)  перепиш…м
  15. (ты)  слыш…шь
  16. (он)  наполн…т
  17. (вы)  сдвин…те
  18. (он)  рокоч…т
  19. (он)  прослав…т
  20. (он)  раста…т
  21. (он)  ненавид…т
  22. (вы)  топч…те
  23. (ты)  прибуд…шь
  24. (вы)  вер…те
  25.  (он) обид…т
  26. (он)  брызж…т
  27. (ты)  ма…шься
  28. (вы)  хлопоч…те
  29.  (ты) леч…шься
  30. (мы)  накле…м
  31. (ты) пропол…шь

2.Гласная в окончаниях глаголов изъявительного наклонения с приставкой ВЫ-

  • Если убрать вы- и ударение сместится на окончание, то пишем то, что слышим.
  • Если убрать вы- и ударение не сместится на окончание, определяем гласную по спряжению.

                                                 

  1. (он) вытеч…т
  2. (ты) выгор…шь
  3. (ты) выскаж…шь
  4. (вы) выстриж…те
  5. (вы) вымет…те
  6. (ты) выйд…шь
  7. (он) выдерж…т
  8. (он) вызов…т
  9. (вы) выгляд…те
  10. (ты) выбер…шь
  11. (вы) вытащ…те
  12. (вы) вызов…те
  13. (он) вынес…т
  14. (вы) выстав…те
  15. (ты) выжив…шь
  16. (ты) вычист…шь
  17. (он) выключ…т
  18. (вы) вызубр…те

3. Гласная перед -ТЕ в глаголах изъявительного и повелительного наклонений

  • В повелительном наклонении перед -ТЕ в безударном положении пишется И. 
  • В изъявительном наклонении перед -ТЕ в безударном положении пишется Е (1 спр.) или И (2 спр.).

  1. Выпиш…те слова из текста. - Когда выпиш…те слова, объясните их написание.
  2. Если неудачно прыгн…те, то упадёте. – Оттолкнитесь и прыгн…те подальше.
  3. Вылет…те пораньше – успеете к сроку. – Вылет…те завтра пораньше.
  4. Не буд…те тренироваться – не вынес…те всех трудностей в походе.
  5. Не захотите подниматься наверх - крикн…те в окно.
  6. Вас услышат, если вы крикн…те погромче.
  7. Стукн…те в дверь посильнее – хозяйка плохо слышит.
  8. После того как стукн…те, немного подождите.

4.Гласная в суффиксах -ЕМ-/-ИМ- причастий

  • После гласной пиши -ЕМ- (кроме клеИМый).
  • После согласной пиши -ИМ- (кроме колеблЕМый, незыблЕМый, неотъемлЕМый, неприемлЕМый).
  1. независ..мый
  2. незыбл…мый
  3. волну..мый
  4. слыш..мый
  5. уважа..мый
  6. кле…мый
  7. муч…мый
  8. вид..мый
  9. незабыва..мый
  10. реша..мый
  11. неотъемл…мый
  12. движ…мый
  13. замеча..мый
  14. ненавид..мый
  15. оклеива..мый
  16. неприемл…мый
  17. изменя..мый
  18. колебл…мый
  19. знач…мый
  20. невменя…мый
  21. водонепроница…мый

5.-У/-Ю и -А/-Я в окончаниях глаголов -УТ/-ЮТ и -АТ/-ЯТ и в суффиксах причастий -УЩ/-ЮЩ и -АЩ/-ЯЩ:    

  1. У/Ю - 1 спр. 
  2. А/Я -  2 спр.
  1. (они) хлопоч…т - хлопоч..щий
  2. (они) люб…т - люб..щий
  3. (они) трепещ…т - трепещ..щий
  4. (они) та…т - тащ..щий
  5. (они) завис…т - завис..щий
  6. (они) стро…т - стро..щий
  7. (они) дремл…т - дремл..щий
  8. (они) терп…т - терп..щий
  9. (они) пен…тся - пен..щийся
  10. (они) знач…т - знач..щий
  11. (они) хлещ…т - хлещ..щий
  12. (они) беспоко…тся - беспоко…щийся
  13. (они) плещ…тся - плещ..щийся
  14. (они) стел…тся - стел..щийся
  15. (они) кле…тся - кле..щийся
  16. (они) ре…т - ре..щий (флаг)
  17. (они) се…т - се..щий
  18. (они) кол…т - кол..щий
  19. (они) бор…тся - бор..щийся
  20. (они) ро..т – ро…щий (рыть)
  21. (они) движ…тся - движ..щийся
  22. (они) скач…т - скач..щий
  23. (они) бормоч…т - бормоч…щий
  24. (они) хохоч…т - хохоч…щий
  25. (они) жал…т - жал…щий
  26. (они) курлыч…т - курлыч….щий
  27. (они) порт…тся - порт…щийся
  28. (они) мел…т - мел…щий
  29. (они) рокоч…т - рокоч…щий
  30. (они) колебл…тся - колебл…щийся
  31. (они) маяч…т - маяч…щий
  32. (они) леле…т - леле…щий
  33. (они) слыш…т - слыш…щий
  34. (они) ищ…т - ищ…щий
  35. (они) дежур…т - дежур…щий
  36. (они) ропч…т - ропч…щий
  37. (они) та…т - та…щий
  38. (они) хвал…т - хвал…щий
  39. (они) мо…тся - мо…щийся
  40. (они) брызж…т - брызж…щий

6.Гласная перед -Л-, -В-/-ВШИ-, -ВШ- такая же, как перед -ТЬ в инфинитиве

  1. выгляд…вший
  2. обид…вшись
  3. ненавид…вший
  4. разве…вшись
  5. повер…вший
  6. повес…вший
  7. огранич…вший
  8. умнож…вший
  9. выключ…вший
  10. закле…в
  11. обезум…вший
  12. раскрас…вшийся
  13. повес…вший
  14. раста…л
  15. заброс…вший
  16. замет…вший
  17. закашл…л
  18. свер…вший
  19. вспен…вшийся
  20. зачист…вший
  21. почу…л
  22. наполн…вший
  23. устро…вшись
  24. забле…л
  25. вытерп…вший
  26. выстрел…вший
  27. расстро…вшись
  28. отча…вшись
  29. выздоров…вший
  30. наде…вшийся
  31. зате…вший
  32. вороч…вшийся
  33. расклан…лся

7.А/Я или Е перед НН/Н в причастиях

  • Если образовано от глагола на -АТЬ/-ЯТЬ, то перед НН/Н пишется А/Я.
  • Если НЕ образовано от глагола на -АТЬ/-ЯТЬ, то перед НН/Н пишется Е.
  • От глаголов с корнем -ровн-/-равн- причастия образуются с помощью -ЕНН-.
  1. довер…нное (лицо)
  2. скач…нный (файл)
  3. закле…нный
  4. постро…нный
  5. рассе…нный
  6. повенч…нный
  7. уполномоч…нный
  8. выгул…нный
  9. рассерж…нный
  10. сдерж…нный
  11. ове…нный
  12. обгрыз…нный
  13. уменьш…нный
  14. высуш…нный
  15. задерж…нный
  16. размен…нный
  17. отча…нный
  18. сброш…нный
  19. сломл…нный
  20. услыш…нный
  21. затер…нныйпредставл…нный
  22. припа…нный
  23. переинач…нный
  24. сморщ…нный
  25. высме…нный
  26. наве…нный
  27. смеш…нный (лес)
  28. вспах…нный
  29. осып…нный
  30. скро…нный

  • Причастие образовано от глагола развесить/развешать в значении «повесить по разным местам – на стене, окне»:
  1. перед НН/Н пишется А, если подразумевается множество предметов;                            
  2. перед НН/Н пишется Е, если речь идёт о единичном предмете.                                                                                               
  • Если причастие образовано от глагола развесить в значении «разделить на части по весу», то перед НН/Н пишется Е. 

  1. завеш…нный (картинами)
  2. развеш…ны (в зале)
  3. завеш…нный (портьерой)
  4. занавеш…нное (окно)
  5. обвеш…нный (продавцом)
  6. вывеш…нные (на всеобщее обозрение)
  7. взвеш…нные (фрукты)
  8. повеш…нный (преступник)
  9. увеш…нный (орденами)
  10. вывеш…нный (флаг)
  11. развеш…нное (бельё)
  12. подвеш…нный (к потолку)
  • Важен контекст!
  1. пристрел…нный (зверь) – пристрел…нное (ружьё) – стрел…ный (воробей)
  2. замеш…нный (в преступлении) - замеш…нное (тесто)
  3. выкач…нная   (из гаража бочка) - выкач…нная (из скважины нефть)
  4. откуш…нный (зубами) – откуш…нное (угощение)
  5. вял…ная (шерсть) – вял…ная (рыба) – свал…нные (деревья)
  6. насто…нный (квас) – удосто…нный (награды)
  7. обвал…нный (в сухарях) – обвал…нный (берег)

Считаю, что большое значение в работе учителя играют дифференцированные задания и на уроке, и дома, так как в классе находятся ученики с разным уровнем подготовки.  Большое значение имеют индивидуальные задания и индивидуальные занятия. Для учеников, имеющих пробелы в каких-либо вопросах, предлагаю обучающие презентации с самопроверкой. Это помогает преодолеть трудности в обучении.

Для того чтобы успешно сдать экзамен в 11 классе, необходимо много трудиться и учителю, и ученику. Чем больше ученик трудится, в том числе и самостоятельно, тем выше у него результат.

Система подготовки к экзамену, используемая мной, даёт положительные результаты.